переделкино история поселка писателей
Поселок писателей Переделкино
В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога, здесь же была обустроена станция «16-я верста», которую в советские годы переименовали в Переделкино.
Поселок писателей
Считается, что в 1933 году Максим Горький предложил Сталину организовать место отдыха для писателей, где они могли бы проводить время на природе на собственных дачах. Поселок решили возвести около реки Сетунь в Переделкине. Землю разбили на 50 участков, на которых строили дачи для самых достойных литературных деятелей того времени. К осени 1935 года в Переделкино стали въезжать первые обитатели. Все дачи принадлежали Литфонду и закреплялись за писателями пожизненно. Основная часть поселка сосредоточилась на шести улицах: проезде Вишневского, ул. Павленко, ул. Тренева, ул. Погодина, ул. Серафимовича и ул. Горького.
В городке построили Дом творчества, и вскоре из дачного места поселок превратился в негласную столицу культурной жизни СССР. В разные годы здесь жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Ираклий Андроников, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие.
Борис Пастернак в Переделкине
В 1936 году в Переделкине поселился Борис Пастернак. Сначала он с семьей жил на даче № 1 по улице Тренева, а в 1939-м переехал в дом № 3 на улице Павленко. Именно здесь после десятилетнего перерыва Пастернак вновь начал писать:
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
Весной 1941 года Борис Леонидович выпустил небольшой цикл стихов «Переделкино». В этом же доме он закончил роман «Доктор Живаго», работал над переводами Шекспира и Гёте, а также над своим последним поэтическим циклом «Когда разгуляется…».
После смерти Пастернака, в 1960 году, дом, в котором жили жена и сын поэта, постепенно превратился в неофициальный музей, куда приезжали поклонники творчества писателя. Такое паломничество не очень нравилось властям, и в 1984 году дачу, принадлежавшую Союзу писателей, решили отобрать. Вещи семьи поэта были выброшены на улицу. И только 10 февраля 1990 года, благодаря поддержке академика Д.С. Лихачева, поэтов А.А. Вознесенского и Е.А. Евтушенко, был официально открыт Дом-музей Бориса Пастернака.
Корней Чуковский в Переделкине
Аркадий Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения». Корней Иванович поселился в Переделкине в 1938 году, а после войны жил здесь постоянно. Многие годы Чуковский устраивал в поселке детские праздники у костра, которые собирали не только детвору, но и взрослых. И сегодня в Переделкине работает детская библиотека, построенная на средства писателя, который передал ей в дар сотни томов из своего собрания.
Сейчас на его даче по адресу ул. Серафимовича действует музей писателя и, как и прежде, устраиваются детские праздники у костра.
Булат Окуджава
В августе 1998 года, благодаря усилиям многочисленных почитателей и друзей творчества Окуджавы в Переделкине на общественных началах был организован Народный музей Булата Окуджавы. А в октябре 1999-го указом президента дачный домик стал называться «Федеральный государственный мемориальный музей Булата Окуджавы».
Булат Шалвович получил от Союза писателей дачу летом 1987 года. Здесь были написаны его поздние стихи и автобиографический роман — «Упраздненный театр».
В наши дни каждое лето в саду музея проходят еженедельные встречи и концерты, которые называются «Булатовы субботы». Также в музее проводятся детские праздники, спектакли и занятия — «Булатовы воскресенья», а в цикле «Неожиданные встречи» читаются публичные лекции.
«Пастернак вел себя неадекватно» Как жилось в элитном поселке, который Сталин построил для писателей
Советский дачник в трико, калошах и с лопатой — фигура эпохальная. В свое время страну охватила настоящая дачная лихорадка, и те, у кого загородного участка не было, обязательно о нем мечтали. Ну а пределом таких мечтаний был подмосковный поселок Переделкино. Дача в Переделкине считалась настоящей роскошью, ведь там жили не только большие начальники, но и сливки интеллектуальной элиты СССР: поэты, писатели, драматурги. «Лента.ру» и компания Rehau рассказывают, как было основано Переделкино, за что его полюбила советская интеллигенция, какие удивительные истории там происходили и как изменился поселок в наши дни.
Дача как культурный феномен
Дача для россиян — это не просто загородный дом, а особый образ жизни, социальный феномен, о котором знают даже иностранцы. Слово dacha вошло в английский язык наряду с tsar и balalaika. Первые дачи появились в России несколько сотен лет назад, но особенного размаха дачное движение достигло в советское время.
В 1949 году Совет Министров СССР принял постановление, где впервые упоминаются знаменитые шесть соток — размер земельного участка, который выделяли рядовым советским гражданам. Поначалу жилые постройки там возводить запрещалось, только небольшие домики для садовой утвари. Но горожане все равно с нетерпением ждали воскресенья, чтобы вырваться из тесных коммуналок и однотипных пятиэтажек на загородную дачу.
Тишина, свежий воздух и работа на земле были для советских людей не только своеобразной медитацией, но и способом обеспечить себя продуктами впрок. Никому не хотелось зимой покупать в универмаге лежалую мерзлую картошку или морковку. А консервированные овощи, варенья из фруктов и ягод со своей дачи считались деликатесом, ими угощали гостей, их подавали к праздничному столу.
Дачи были и у советской номенклатуры, знаменитых артистов и писателей. Такие участки были гораздо крупнее стандартных шести соток, лучше обустроены, на них стояли полноценные загородные дома, а не хлипкие хижины. Туда ездили не полоть грядки, а отдыхать — читать книги, разговаривать об искусстве, принимать гостей.
Именно такие дачи строились в подмосковном Переделкине, который долгое время был неофициальным загородным клубом для интеллектуальной элиты СССР.
С чего начиналось Переделкино
Считается, что идея создания Переделкина появилась в 1933 году во время разговора Сталина с Максимом Горьким. Кира Васильева, автор книги «Переделкино. Сказание о писательском городке», вспоминает такую легенду: якобы Сталин спросил у Горького, как живут писатели за границей. «На дачах живут, — ответил Горький. — Уезжают от городской суеты». Сталин ответил, что в таком случае у советских писателей тоже должны быть дачи, и поручил составить для него список 40-50 самых достойных кандидатов на получение загородного участка.
Место для поселка выбрали около реки Сетунь, где раньше была деревня Передельцы. С XVII века тут находились судоремонтные верфи, на которых переделывали челны и баржи — отсюда и название. Здесь же раскинулся густой сосновый лес, благодаря которому в Переделкине такой чистый воздух. В 1939 году в поселке построили дом отдыха, а позже на его базе основали санаторий и госпиталь.
Уже к осени 1935 года в Переделкине построили около полусотни домов и в них стали въезжать жители — знаменитые писатели и поэты. Руководство страны выделяло им дачи пожизненно. Однако загородные дома, построенные по немецким проектам, оказались довольно холодными для суровых русских зим, а из-за болотистой почвы их часто затапливало.
Чтобы мороз не испортил отдых в дачном доме, он должен оставаться за порогом. Сохранить тепло домашнего уюта помогут окна Rehau с особой системой теплоизоляции, которая защищает даже от температур ниже 40 градусов.
В 1936 году в Переделкине, на улице Тренева, поселились Борис Пастернак и его семья. Но эта дача оказалась слишком сырой, поэтому в 1939 году писателю пришлось переехать в дом номер 3 на улице Павленко.
Этот дом был Пастернаку очень дорог. «Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, — это именно то, что… настраивало поэтически», — писал Пастернак своему отцу. На даче в Переделкине Пастернак писал роман «Доктор Живаго», тут родились циклы стихов «Переделкино», «Земной простор», «На ранних поездах».
Природа — источник вдохновения. Наслаждаться живописным загородным пейзажем без помех поможет панорамное остекление от Rehau.
Именно в переделкинском доме 23 октября 1958 года Борис Пастернак узнал о том, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
Борис Пастернак и большой террор
В Переделкине Борис Пастернак встретил 1937 год, начало большого террора — самых суровых политических репрессий в СССР.
«В то жуткое время все в Переделкине запирали калитки и отгораживались друг от друга забором, потому что боялись: кого заберут завтра? — рассказывает заведующая «Дома-музея Б. Л. Пастернака» Ирина Ерисанова. — В эти годы Пастернак вел себя, как сейчас бы сказали, абсолютно неадекватно! Он демонстративно ходил в гости к человеку, над которым уже нависла беда, часами с ним разговаривал, здоровался на улице и пожимал руку. Пастернаку было важно сохранить лицо, не потерять себя в этом страхе».
Через дачу от Пастернака жил драматург Александр Афиногенов. «Его жизнь складывалась довольно благополучно, какое-то время Афиногенов был в фаворе у Сталина, лучший театр страны ставил его пьесы. Однако в 1937 году Афиногенов внезапно оказывается в опале. Летом 1937 года он сидел на даче и с ужасом ждал, когда его арестуют. Многие его избегали. Единственным человеком, с кем он тогда общался, был Борис Леонидович. При этом раньше они не были друзьями, Пастернак появился в жизни Афиногенова как раз в это время», — говорит Ирина Ерисанова.
В своем дневнике Афиногенов писал, что «разговоры с Пастернаком навсегда останутся» в его сердце. Драматург упоминал, что Борис Леонидович не любил уезжать из Переделкина в город, а хотел бы все время жить в поселке: гулять в одиночестве, смотреть на звезды, размышлять об искусстве и работать над своими произведениями.
Почему Корней Чуковский — леший
Через два года после Пастернака, в 1938 году, в Переделкине поселился Корней Чуковский. С тех пор вся жизнь писателя находилась в поселке, а в московскую квартиру Чуковский ездил только по делам.
Юлия Сычева, автор проекта о семье Чуковских «Chukfamily» рассказывает: «Во время жизни в Переделкине Корней Иванович строго соблюдал режим дня, это помогало ему бороться с бессонницей. Писатель вставал очень рано, работал, затем не меньше двух часов гулял по Переделкину. Вечером, чтобы уснуть, Чуковский просил кого-нибудь читать ему вслух. Сначала читали дети писателя, потом внуки, а потом и правнуки. Иногда даже гости читали ему на ночь, особенно любил Корней Иванович английские детективы».
Аркадий Райкин вспоминал, что Чуковский, прогуливающийся по поселку, «был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения».
Принимать гостей Чуковский очень любил, его дом в Переделкине посетили множество известных писателей. «Корней Иванович получил звание доктора литературы в Оксфорде, что было очень почетно, и привез из Англии оксфордскую мантию с шапочкой. Он очень любил в нее наряжаться и встречать в таком виде гостей. Еще у него был настоящий индейский головной убор из перьев, в котором он тоже встречал посетителей. Причем это были не дети, а взрослые люди», — говорит Юлия Сычева.
В 1955 году в Переделкине построили Дом творчества писателей, куда во время прогулки любил заходить Чуковский. «Вокруг Корнея Ивановича, как всегда, толпятся люди, каждый его приход в Дом творчества — событие», — пишет в своих воспоминаниях сатирик Александр Раскин. Одну из таких встреч, во время которой Чуковский решил подшутить над приятелем и «упрекнуть» его в безделье, Раскин описывает в рассказе «Гаданье на поездах»:
— Не верьте ему! — своим высоким тенором восклицает Чуковский. — Он ничего не делает! Это мне достоверно известно. Все сочиняет его дочь Саша, талантливый ребенок. Он даже не переписывает, а так прямо и посылает в редакции. И все ему говорят: «У вас такой детский почерк». И он сам вздыхает: «Да, у меня такой детский почерк…» Недурно устроился, а?
Смех стоит вокруг нас, смеюсь и я: разве можно обижаться на Корнея Ивановича?
Рай Булата Окуджавы
Постепенно Переделкино разрасталось. После окончания Великой Отечественной войны в поселке построили около 20 новых домов, где впоследствии поселились многие поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.
Окуджава получил дачу на улице Довженко в 1987 году. Здесь поэт и бард провел последние десять лет своей жизни, написал многие поздние стихи, рассказы и автобиографический роман «Упраздненный театр», получивший Букеровскую премию.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Цитатник
✨Непостижимо трагичная судьба великой виолончелистки Жаклин Дю Пре «Я никак не мог.
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Переделкино. Маленькие истории писательского посёлка
История писательского городка берёт своё начало в 1933, когда Максим Горький, судя по дошедшей до нашего времени легенде, посоветовал Сталину перенять европейский опыт и построить поселок для советских писателей, где они смогут жить и творить на природе. Первыми поселенцами Переделкино стали Борис Пильняк, Борис Пастернак, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров. Вскоре и другие писатели заселили переделкинские дачи, и началась здесь бурная жизнь советской интеллектуальной элиты, со зваными вечерами, казенными черными автомобилями, сплетнями, интригами, радостями и муками творчества.
Сегодня Переделкино уже совсем не то. Не кипит ключом жизнь на узких улицах поселка, ветхие домишки соседствуют с дворцами, всё до невозможности изменилось. Но не должна кануть в Лету память о таком исключительном месте, о сотнях жизней, здесь прожитых, книг, здесь выстраданных и написанных. А какой единственный способ не дать уйти памяти? Говорить, рассказывать, вспоминать. Так и жива будет память, пока живёт молва. А мы приведём сегодня несколько увлекательных историй из жизни Переделкино, и тем самым внесём свой вклад в сохранение памяти об этом удивительном месте.
Естественно, что при таком скоплении творческой энергии, которое наблюдалось в Переделкино с того момента, как здесь появились писатели, ни одна деталь в окрестностях посёлка не могла уйти от их наметанного глаза. Источник «Святой колодец» известен в Переделкино давно. Ещё в 30-е годы знаменитые жители писательского городка ходили сюда за водой. Но и не только за водой. Некоторые черпали из колодца своё творческое вдохновение. Писатель Валентин Катаев описал источник в одноименной повести: «Святой колодец» – название небольшого родничка вблизи станции Переделкино Киевской железной дороги, возле которого я обдумывал эту книгу и размышлял о своей жизни».
Всем известно, что Борис Пастернак жил в Переделкино. Он поселился здесь вместе с первой волной, и вначале занимал дачу на ул. Тренёва, но в 1936 году переехал на ул. Павленко, где сегодня открыт дом-музей. Борис Леонидович Пастернак очень любил окрестности Переделкино и много гулял. Заходил он и в Храм Спаса-Преображения Господня, что находится недалеко от железнодорожной станции. Сохранилась легенда, будто именно красота и благолепие этого храма навеяли Б.Л. Пастернаку всемирно-известные стихи к роману «Доктор Живаго»:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Неподалёку от писательского городка, в соседней Баковке, обосновались не менее значимые персоны. Дачи, находящиеся здесь, в народе называли «маршальскими». И действительно, здесь в разное время жили маршал Баграмян, маршал Рыбалко, легендарный маршал Семён Михайлович Будённый. Биография маршала Буденного наполовину, наверное, состоит из легенд о нём, которые то находят подтверждение, то кто-то пытается опровергнуть их все скопом.. Ни одна биография Буденного не обходится без истории о том, как он выставил пулемет в окно своей дачи в Баковке и дал несколько очередей по особистам, пришедшим его арестовывать. А после позвонил Сталину и сказал: «Иосиф, на меня напали контрреволюционеры!» Ордер на арест был отменен.
В 1960-е годы в ходу были злободневные цитаты из жизни Буденного. Например, история о том, как на вопрос, какую роль будет играть конница в, не дай бог ей случиться, ядерной войне, маршал якобы рубанул: решающую!
Неподалеку от Семёна Буденного жила на даче министр культуры Екатерина Фурцева. Со строительством этой дачи был связан настоящий скандал. Однажды пошел слух, будто Фурцева строит дачу из строительных материалов, предназначенных для Большого театра. На деле же оказалось, что только пол был сделан из паркета, выделенного для Большого. Партийные функционеры заставили Фурцеву отказаться от дачи, выплатив ей сумму, затраченную на строительство.
Так вышло, что судьбы жильцов дачи № 3 в проезде Вишневского в Переделкино часто были отмечены трагической печатью. Владимир Зазубрин, первым поселившийся здесь около 1935 года, уже в 1937-м был арестован, в том же году расстрелян. Следующий обитатель, Александр Фадеев, прожил на даче № 3 примерно с 1937 и по 1956 год, пока не застрелился в собственном кабинете. Личная трагедия жизни Фадеева состояла, как ни парадоксально, в его успехе и карьере. Стоя во главе Союза писателей, он проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к неугодным писателям: М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А.П. Платонову. Однако все это было лишь одной стороной жизни Фадеева. Чтобы понять эту личность целиком, нужно знать хотя бы то, что в 1948 году он хлопотал о выделении большой денежной суммы из фондов Союза писателей для оставшегося без копейки М.М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, Л.Н. Гумилева. Несколько раз он тайно передавал деньги жене Андрея Платонова на его лечение.
«Зеркало» – четвертый фильм Андрея Тарковского, занимающий центральное место в творчестве режиссера, во многом благодаря своей автобиографичности.
Съемки «Зеркала» проходили в Юрьевце и в Переделкино – в двух домах, которые были для Андрея Арсеньевича Тарковского знаковыми местами, символами его детства, тесно связанными с детскими воспоминаниями об отце. Сцена, которую условно можно назвать «Встреча с отцом», снималась на даче № 2 по ул. Погодина в Переделкино. В этом доме Андрей с сестрой Мариной и матерью жили после возращения из эвакуации. Именно сюда в 1943 году неожиданно приехал с фронта Арсений Тарковский. Марина Тарковская вспоминает об этом дне в одном из своих интервью: «В Переделкино осенью сорок третьего года к нам неожиданно приехал с фронта папа. Помню, мама вымыла пол и послала меня за лапником, чтобы постелить у порога. Видимо, я провозилась в елках довольно долго. Вдруг у зеленого сарайчика, стоявшего поодаль от дачи, я увидела стройного человека в военной форме. Я не узнавала папу, пока он не крикнул: «Марина!». Не веря себе, я замерла на месте, потом со всех ног помчалась к нему. Какую радость и гордость мы тогда пережили! У папы на погонах было четыре звездочки, он был капитаном, а на груди – орден Красной Звезды».
Это была последняя встреча детей с отцом до его ранения. Он будет ранен разрывной пулей в ногу уже в декабре 1943 года. И вот спустя 38 лет Андрей Тарковский снова здесь, в Переделкино. Воссоздает картины прошлого, возрождает воспоминания.
Бездомные писательского городка
Не всем хватало дач в писательском городке, но тем не менее места хватило всем. Для тех, кто хотел просто провести немного времени в лесной тени и тишине, был построен Дом творчества писателей. А некоторые известные, но не совсем угодные власти личности тайно гостили на дачах своих друзей. Александр Исаевич Солженицын, в конце 60-х годов персона нон грата у советской власти, был приглашен Чуковским пожить на даче в Переделкино. Здесь Солженицын работает над книгой «Раковый корпус», здесь он находит верную помощницу – Люшу Чуковскую, которая втайне от всех, даже от семьи, перепечатывает рукопись и выносит готовые страницы из дома под одеждой. При этом, естественно, о пребывании Солженицына у Чуковских было известно властям, и за дачей постоянно велось наблюдение.
На даче № 15 по ул. Горького жил Вениамин Каверин. Он был одним из тех неравнодушных, кто постоянно защищал права опальных. В 1947 году к нему на дачу переехал Николай Заболоцкий, только в 1946-м добившийся разрешения жить в Москве после ссылки.
Так и живёт писательский городок: принимает гостей, участвует в съемках фильмов и сериалов. Переделкино повезло. Повезло именно в том, что когда-то это место заселили, в прямом смысле заселили творческими людьми. Это дало поселку возможность жить, жить историями, былями и небылицами о его жителях, которые переходят из уст в уста, не давая угаснуть памяти…
Рубрики: | Видео и фильмы/Тарковские Пастернак |
Метки: Переделкино писатели
Процитировано 9 раз
Понравилось: 8 пользователям
Переделкино
Переделкино – легендарный городок писателей, выстроенный в окружении сосновых лесов, на юго-западной окраине Москвы. Дачный поселок удобно расположен между Минским и Боровским шоссе. Посетить Переделкино может каждый, кто желает почувствовать атмосферу постепенно исчезающего мира, в котором в советскую эпоху рождалась львиная доля литературных произведений. Во время прогулок по тихим зеленым улицам дачного поселка стоит заглянуть в мемориальные дома-музеи знаменитых писателей, набрать воды из родника, вдохновлявшего Бориса Пастернака, посетить крупнейший в России литературный некрополь, осмотреть пустующие коттеджи, по которым все никак не решатся вопросы собственности.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Переделкино
Основные моменты
Дачный поселок Переделкино находится на территории Новомосковского административного округа. Любопытно, что такой населенный пункт в официальных документах не значится. Вместе с тем, здесь существуют железнодорожная станция Переделкино, целый район Ново-Переделкино, деревня Переделки. Официально писательский городок является частью поселка ДСК «Мичуринец», но его прославленное традиционное название никуда не исчезло.
До революции эти места ассоциировались с аристократическими усадьбами Измалково и Лукино, расположившимися на берегах реки Сетунь и ее притока Переделки, известной также как Самаринка – от Самаринских прудов. В 30-е годы XX века тут появился поселок с деревянными коттеджами, построенными специально для советских мастеров слова. Имена практически всех классиков недавнего прошлого так или иначе связаны с Переделкино. Здесь они черпали вдохновение, создавали свои шедевры. На писательских дачах собирались шумные компании или проводились камерные вечера с задушевными беседами, разыгрывались любовные драмы, достойные описания в романах.
Сегодня в Переделкино для посетителей открыты двери домов-музеев Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, музея-галереи Евгения Евтушенко, недавно отремонтированного Дома творчества писателей. Относительно новый обитатель Переделкино скульптор Зураб Церетели организовал здесь собственный любопытный музей, в котором представлены его работы.
История Переделкино
История первых поселений на берегах реки Сетунь восходит к давним временам. По одной из версий, слово «сетунь» имеет балтийское корни и означает «глубокий или широкий участок реки». В русских хрониках эти места впервые упоминаются в 1646 году, когда в селе Лукино, близ реки Сетунь, начали возводить деревянный храм Преображения Господня. В ту пору Лукино принадлежало Ивану Федоровичу Леонтьеву, крупному нижегородскому помещику, воеводе, «верному другу» государя Михаила Федоровича. Семья Леонтьевых владела также соседними деревнями Переделки, тогда называвшейся Запольем, и Измалково.
Усадьба, объединившая эти поселения, оставалась в собственности рода Леонтьевых до 1729 года, когда наследники Ивана Федоровича продали ее князю Михаилу Долгорукову. После смерти царедворца усадьба досталась его дочери Аграфене Долгоруковой. При ней в Измалково возвели каменный храм во имя Дмитрия Ростовского.
Во второй половине XVIII века Долгоруковы выделили Измалково из Лукино, и вскоре его хозяевами стали представители древнего рода Петрово-Соловово. Лукино же в конце столетия перешло в собственность дочери графа Петра Шереметева – Варваре Разумовской. Усилиями набожной графини храм Преображения Господня в Лукино был перестроен в камне. Во время наполеоновского нашествия большинство усадебных построек сгорело, но церковь не пострадала, хотя и была разграблена. Сегодня храм входит в комплекс резиденции Московских Патриархов в Переделкино. Войска Наполеона не обошли и Измалково. Существует легенда о том, что в сентябре 1812 года в усадебном парке, под сенью векового дуба, Бонапарт дал приказ Мюрату выдвигаться в направлении Москвы.
В 1829 году надворный советник Федор Самарин арендовал Измалково для своих домочадцев на весь сезон, а спустя год приобрел имение в собственность. Семья проживала в двухэтажном особняке, построенном в стиле ампир. Здесь была собрана библиотека, включавшая 12 000 изданий, устроена домашняя школа, где дети Самарина готовились к поступлению в университет. В Измалково провел детство и юность первый сын Федора Дмитриевича – Юрий Самарин, ставший видным публицистом, одним из идеологов антикрепостнического движения в России.
Лукино, в свою очередь, перешло в 1853 году в собственность историка и коллекционера барона Михаила Боде. Его дед, представитель знатной французской фамилии, покинул свою родину после революции и принял русское подданство. По материнской линии Михаил Боде был наследником древнего рода Колычевых, прославленного митрополитом Московским и всея Руси Филиппом II, непримиримым обличителем опричнины (в миру – Федор Колычев). Михаил Боде, ощущавший себя русским по духу, добился от царя разрешения принять фамилию и герб предков своей матери, став Боде-Колычевым. При нем барская усадьба в Лукино была перестроена в псевдорусском стиле, с «боярскими палатами», элементами архитектурных форм XVI-XVII веков.
Семейство Боде-Колычевых проживало в Лукино до 1917 г. Измалковскую усадьбу в 1921 году понемногу начала «оккупировать» детская колония Наркомпроса, отнимая у хозяев комнату за комнатой. Владельцы судились с колонией, порой выигрывая дело, но в 1923 году были окончательно выселены.
Еще в конце XIX века вблизи Лукино и Измалково пролегла ветка Брянской железной дороги и была открыта станция 16-я верста. В 20-е годы прошлого века ее переименовали в Переделкино, по названию деревни Переделки, что напротив Измалково, или же протекающей здесь одноименной реки.
Согласно одной из легенд, инициатором строительства писательских дач вблизи станции стал Максим Горький, вернувшийся на родину из-за границы. Рассказывают о беседе писателя с Иосифом Сталиным, во время которой тот поинтересовался, как живут мастера слова в Европе. Горький ответил, что его заграничные коллеги предпочитают творить в загородных домах, на природе. Якобы после этого разговора Сталин распорядился построить под Москвой «резиденции» для самых достойных представителей писательского цеха. В 1933 году Совет народных комиссаров утвердил соответствующее постановление.
Участок под дачи, где стали возводить писательский городок, возможно, тоже был предложен Горьким. Окрестности Переделкино издавна славились сосновыми лесами. Здесь царил особый микроклимат, благоприятный для людей, страдающих легочными заболеваниями, к числу которых принадлежал и сам «буревестник революции». Для строительства дач значительную часть лесного массива, простиравшегося от Измалково до Лукино, пришлось вырубить, но свой живописный облик эти места не утратили.
Первые дачи были выстроены по видоизмененным немецким проектам. Симпатичные дома со всеми удобствами были невелики, по 5-6 небольших комнат, но, в сравнении с городскими квартирами многих писателей, выглядели хоромами. Юридически они принадлежали Литфонду и предоставлялись в пожизненное пользование на правах аренды, без права наследования.
Изначально в Переделкино было 30 коттеджей, но после Великой Отечественной войны поселок начал расширяться, прирастая, в том числе, дачами сотрудников Минобороны. В 1988 году Переделкино обрело статус историко-культурного заповедника. Дачи Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы превратились в дома-музеи. В 90-х часть дач с землей была приватизирована, по другой недвижимости до сих пор продолжаются судебные разбирательства касательно права собственности.
Писательский городок
Первые дачники появились в Переделкино в 1935 г., а спустя год все 30 домов обрели хозяев. Владельцам пришлось тут же заняться благоустройством своих «резиденций», так как украшавшие их большие окна, эркеры, балконы не были надежно утеплены. К российским холодам дачи были явно не приспособлены, и первое время литераторы приезжали сюда лишь в теплую пору года.
В 30-е годы у дач были только порядковые номера, названия улиц появились в поселке после войны. Историческое ядро Переделкино – это улицы Павленко, Тренева, Погодина, Серафимовича, Горького, проезд Вишневского. С 1936 по 1940 год многие дачи, стоявшие на этих улицах, сменили своих владельцев. В дома репрессированных писателей вселялись более «благонадежные» мастера слова.
В проезде Вишневского, коротеньком тупике у Самаринского пруда, до сих пор стоит бывшая дача № 1. Ее первым арендатором был Лев Каменев, видный большевик, возглавлявший в то время научное издательство Academia. После его ареста в просторном здании открылся Дом творчества писателей, где смогли разместиться более десятка семей литераторов. Здесь же доживали свой век символисты. После пожара 1951 года дом перестроили, последним его хозяином был прозаик-орденоносец Михаил Алексеев.
Новый Дом творчества писателей в Переделкино открыл свои двери в 1955 году. Для него построили здание на 40 номеров на углу Погодина и Серафимовича. Двухэтажный дом в стиле сталинского ампира украсили колонны, лепнина, барельефы. За его оградой оказалось несколько дач, часть из них была превращена во флигели. В 70-е годы к зданию пристроили «стекляшку». Ее первый этаж заняли холл и столовая, выше разместились кинозал, кафе-бар, библиотека, бильярдная.
В конце 80-х Дом творчества прирос краснокирпичным корпусом с номерами, оборудованными всеми удобствами. Сегодня здесь работает средней руки гостиница. Основное здание, которое простояло заброшенным с начала 2000-х, совсем недавно было отреставрировано. Тут открыты аудиокабинеты, где звучат архивные записи с голосами писателей, поэтов, декламирующих свои тексты. Можно заглянуть в действующую библиотеку с аутентичной меблировкой из дерева и кожаными креслами, или в бильярдную, где раньше часто можно было встретить Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву, Василия Аксенова.
Знаковое место Переделкино – дом-музей Бориса Пастернака, расположенный на улице Павленко, 3. Двухэтажное деревянное здание выделяется округлым фасадом и практически не изменило свой первоначальный облик. В этом доме выдающийся поэт и прозаик прожил с 1936 по 1960 год. Тут он создал блестящие переводы произведений Шекспира, Гете, написал многие свои стихотворения, в том числе из цикла «Переделкино». На даче Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», ставшим вершиной его творчества и причиной травли со стороны власти и «литературных генералов». О присуждении ему Нобелевской премии по литературе Борис Леонидович также узнал в Переделкино.
В мемориальном музее восстановлена аутентичная обстановка, можно увидеть личные вещи писателя, редкие фотографии, картины, написанные его отцом – талантливым живописцем и графиком. Центральная комната экспозиции – кабинет Пастернака, расположенный на втором этаже.
На дачах по улице Павленко в разное время жили писатель Константин Федин, возлюбленная Маяковского Лиля Брик с последним мужем, Ираклий Андронников. Сегодняшние обитатели домов – вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская, литературовед, публицист Алла Латынина и ее дочь – журналистка Юлия Латынина.
На улице Серафимовича, когда-то самой оживленной в Переделкино, в здании № 3 расположен музей Корнея Чуковского. В доме, окрашенном в желтый цвет еще при жизни хозяина, царит непринужденная атмосфера, в отличие от аскетичной обстановки музея Пастернака. Бывшая дача знаменитого детского писателя выглядит жилой. Здесь можно увидеть множество забавных игрушек, сувениров, безделушек, подаренных хозяину друзьями, коллегами и детьми, которых Чуковский обожал. В экспозиции музея представлены также фотографии, живопись, графика. Сохранилась огромная библиотека писателя, в которой собрано около 5000 книг.
Чуковский был одним из самых хлебосольных обитателей Переделкино. В его доме регулярно собирались друзья, соседи, каждое лето на заднем дворе дачи, среди сосен, устраивались «костры» с чтением стихов, импровизированные театральные подмостки, на которых выступали артисты, музыканты, дети дачников. «Чуковские костры» на даче Корнея Ивановича по-прежнему собирают гостей каждое лето.
Гостеприимством отличался и поэт-бард Булат Окуджава. Он поселился в Переделкино в 1987 году, получив скромный домик на улице Довженко, 11. Здесь он прожил 10 лет. В доме Окуджавы частыми гостями были Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер. Впоследствии они стали инициаторами создания мемориального музея, посвященного Булату Шалвовичу и его друзьям, литераторам-шестидесятникам.
Дом-музей условно разделен на две части. В первой, посвященной жизни и творчеству Окуджавы, сохранены подлинные интерьеры и демонстрируются его личные вещи, фотографии, картины, подаренные друзьями-художниками. Здесь же можно увидеть стол, щедро накрывавшийся для гостей поэта, знаменитую коллекцию колокольчиков, начало которой положила Ахмадулина. Во второй локации музея разместились небольшой концертный зал, пристройка с разноцветным тентом, где с мая по август проводятся «Булатовы субботы». Перед зрителями выступают поэты и барды разных поколений, музыканты, исполняющие классическую музыку.
Неподалеку от дома-музея Окуджавы, на пересечении улицы Довженко и Лермонтова, привлекает внимание внушительный особняк, приобретенный в 1990 году Зурабом Церетели. До этого дом площадью 300 м², равного которому в Переделкино не было, принадлежал русско-французской художнице Наде Леже, жене Фернана Леже – художника-авангардиста, члена Коммунистической партии Франции. Церетели перестроил особняк по своему вкусу, украсив фасад мозаикой. Позже он взял в аренду прилегающий участок леса и выкупил бывшую дачу Александра Довженко, где возвел дом, похожий на стеклянный дворец.
В своих владениях плодовитый творец открыл музей, где собрал множество монументальных скульптур, которым по разным причинам не нашлось применения, или он не захотел с ними расставаться. Есть здесь и копии произведений, получивших международное признание. Среди сосен красуются изваяния, созданные в различных стилях, декоративно-игровые композиции, в том числе на тему грузинского фольклора, фантасмагорические панно, рельефы.
От улицы Лермонтова отходит улица Гоголя, где в доме № 1 расположился музей Евгения Евтушенко. Поэт обосновался в Переделкино в 1969 году, в зените своей славы. С тех пор Евтушенко существенно расширил и реконструировал выделенную ему дачу, а в 2010 году, после длительных судебных тяжб, ему удалось ее приватизировать. Вскоре здесь открылся музей-галерея.
На первом этаже работает выставка, где демонстрируются фотографии, сделанные самим поэтом во время его выступлений на родине и за рубежом. В соседних залах можно увидеть работы Пикассо, Пиросмани, Шагала, Шемякина, других мастеров изобразительного искусства. Некоторые картины были подарены Евтушенко авторами. На втором этаже галереи воспроизведены аутентичные интерьеры кабинета, мастерской, библиотеки. Здесь собраны личные вещи поэта, фотографии, книги, пластинки с записями его выступлений. Можно также послушать песни, положенные на стихи Евтушенко.
Окрестности Переделкино
Недалеко от ж/д станции Переделкино высятся стены, ограждающие территорию бывшей усадьбы Лукино. Теперь за ними расположена летняя резиденция Святейших Патриархов РПЦ. Эта земля и уцелевшие дореволюционные постройки были переданы советским правительством Церкви после Великой Отечественной войны по просьбе патриарха Московского Алексия I. Усадебный комплекс отреставрировали, но он сохранил свой неорусский стиль, которым обязан бывшему владельцу Лукино барону Михаилу Боде-Колычеву.
Для посетителей доступен только старинный храм Преображения Господня и прилегающая к нему парковая зона с небольшой детской площадкой. Во дворе церкви сохранился мраморный обелиск, установленный Михаилом Боде-Колычевым. На нем выгравированы имена предков барона, казненных опричниками Ивана Грозного.
Рядом с патриаршей резиденцией в Переделкино расположен Центр Православного наследия. Главное здание также построено в псевдорусском стиле и богато декорировано лепниной. Оно вмещает в себя помещения для официальных церемоний и отдыха священников. На территории центра расположен музей Русской православной церкви.
Вблизи стен резиденции, недалеко от железнодорожной станции, находится Переделкинское кладбище, один из самых знаменитых литературных некрополей России. Старинный сельский погост, существовавший с XVII столетия, стал местом погребения обитателей писательского городка в 60-е годы прошлого века. Здесь похоронены Борис Пастернак, чета Чуковских, Арсений Тарковский, Роберт Рождественский, другие знаменитости. Неподалеку от кладбища между 2006 и 2010 годами был построен храм-часовня Воскресения Христова.
Когда-то часть территории писательского поселка входила в состав Баковского лесничества Москворецкого лесопарка, которое простиралось на 1000 гектаров. К лесному массиву обращены дома, расположенные на улице Лермонтова. Сегодня лесной массив редеет, а на его территории возводятся коттеджи.
Практическая информация
В Переделкино можно отправиться самостоятельно или обратиться к профессиональным гидам-литературоведам. Свои контакты они размещают в сети. Экскурсоводы организуют групповые и индивидуальные туры, ориентируясь на время работы домов-музеев, которое периодически меняется. Входные билеты в музеи стоят от 150 рублей.
На территории Переделкино можно перекусить в ресторане, расположенном в Доме творчества писателей. У Самаринского пруда, на Буденновском шоссе, расположено кафе «Переделкино» – очаровательное заведение с летней террасой и застекленной верандой. Здесь, в основном, представлена кавказская кухня.
Как добраться
От платформ Киевского вокзала Москвы регулярно отправляются пригородные электропоезда, делающие остановку на ж/д станции Переделкино. Время в пути – 20 минут. От станции до городка писателей можно дойти за 10 минут.
Еще один вариант – поездка на метро до станции «Новопеределкино» (Солнцевская линия). Здесь можно взять такси за 200 рублей и доехать до Переделкино за 10 минут, либо сесть в один из автобусов, которые едут в направлении Лукино.
Автомобилистам будет удобно ехать до Переделкино по Минскому шоссе до 21-го км (5 км от МКАД) и повернуть налево, по указателю на Дом творчества писателей. Дорога ведет через мост на реке Переделка, справа от нее – Самаринские пруды. Можно ехать и по Боровскому шоссе через Ново-Переделкино, Лукино, пересекая мост на реке Сетунь.