период архаики в истории древней греции

Архаическая Греция

Из Википедии — свободной энциклопедии

Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (др.-греч. ἀρχαῖος — древний) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития искусства Древней Греции, в основном изобразительного и художественных ремёсел, 750—480 гг. до н. э., промежуточному между периодом геометрического стиля и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения (население Греции выросло десятикратно) и материального благосостояния (уровень материального производства в Элладе и эллинских колониях был определённо самым впечатляющим по найденным артефактам), пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. [3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Источник

Архаический период Древней Греции (IX–VIII вв. до н.э.)

период архаики в истории древней греции. Смотреть фото период архаики в истории древней греции. Смотреть картинку период архаики в истории древней греции. Картинка про период архаики в истории древней греции. Фото период архаики в истории древней греции

Архаический период в греческой истории занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Культура и ремёсла

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку.

В Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. На керамике всё чаще изображали сюжетные сцены и растительные мотивы.

Особенно развитие живописи на вазах заметно в период поздней архаики, когда получает распространение чернофигурный стиль, а бессюжетный орнамент полностью утрачивает значение. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Греческая скульптура и архитектура

Архитектура в архаический период развивалась стремительно. Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

период архаики в истории древней греции. Смотреть фото период архаики в истории древней греции. Смотреть картинку период архаики в истории древней греции. Картинка про период архаики в истории древней греции. Фото период архаики в истории древней греции

Храмы эпохи архаики украшены скульптурами мифологических героев и богов. В них греки воплощали свои представления о физическом совершенстве. В качестве средств выразительности использовалась так называемая архаическая улыбка — ограниченная мимика, игривая и не совсем естественная улыбка. Поэтому скульптуры стали напоминать живого человека. Художники в тот период стремились одухотворить образ и наполнить его содержанием. Реализм усиливался благодаря яркой раскраске — дошедшие до нас скульптуры архаики сохранили только следы краски.

Экономика и общество

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее — например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Источник

Древняя Спарта. Архаика

период архаики в истории древней греции. Смотреть фото период архаики в истории древней греции. Смотреть картинку период архаики в истории древней греции. Картинка про период архаики в истории древней греции. Фото период архаики в истории древней греции

Начало архаики и Первая Мессенская война

С наступлением архаического периода Спарта была на пути к тому, чтобы стать милитаризированным государством, в основном благодаря реформам Ликурга.

Первым крупным и достаточно хорошо засвидетельствованным событием, связанным со Спартой в архаический период, была война с соседней группой ахейцев, еще одной из четырех основных этнических групп Греции, в соседнем регионе Мессения. Это событие обычно упоминается историками как Первая Мессенская война. Часть фона этой войны восходит к легендарному периоду греческой истории и предполагаемым событиям, связанным со вторжением дорийцев. Археологически, однако, известно, что война происходила примерно с 710 года до нашей эры до примерно 745 года до нашей эры.

Вероятной причиной войны была этническая и региональная напряженность, вызванная миграцией дорийцев в долину Еврота и последующим ростом власти спартанцев. Древнегреческий ученый Павсаний, труды которого в основном и проливают свет на многие события начала архаики, упоминает о событии, произошедшем примерно за 25 лет до начала войны, во время которого спартанский царь Телекл был убит на религиозном празднике в храме Артемиды, где присутствовали как мессеняне, так и спартанцы. Если это правда, то эта история, безусловно, объяснила бы войну между ними, так как именно Алкаменес, сын Телекла, в конечном итоге продолжил сражаться в Первой Мессенской войне. Также важно отметить, что Телекл, как говорят, при жизни участвовал в региональной экспансии Спарты, завоевывая города и деревни в близлежащих районах.

В более поздних описаниях говорится, что премьерным событием Первой Мессенской войны было неожиданное нападение спартанцев на мессенский город под названием Амфея, который иногда археологически отождествляют с руинами замка Сурия. Нападавшие, предположительно, возглавляемые королем Алкаменесом, быстро захватили это место и превратили его в стратегическую позицию для дальнейших вторжений в мессенские земли. Мессеняне, не желая вступать в бой с основной спартанской армией, которая была грозной в военном отношении силой даже на этом раннем этапе спартанской истории, решили вести оборонительную войну, вынудив спартанцев атаковать их позиции вместо того, чтобы позволить втянуть себя в открытый бой.

Эта стратегия имела свои достоинства, поскольку спартанцы не могли легко разбить такие позиции, не понеся больших потерь. Однако у нее также было более чем достаточно недостатков. Спартанцы имели свободный доступ к сельским землям вокруг городов и поселков мессенцев, а это означало, что их сельскохозяйственные урожаи находятся под серьезной угрозой. Помня о возможной полезности этой земли для государства, спартанцы были осторожны, чтобы не уничтожить ничего, что можно было бы использовать или что можно было бы легко вывезти в Лаконию, например, существующие зерновые склады. Поэтому мессеняне были вынуждены начать более наступательную кампанию, чтобы сохранить под контролем жизненно важные ресурсы.

Мессенский царь, которого, как полагают, звали Эвфей, начал применять новую стратегию на четвертый год войны, направив войска для создания новой укрепленной позиции ближе к спартанскому гарнизону в Амфее. Эвфей стратегически расположил свои силы в неизвестном в настоящее время месте, что, как говорят, находилось в труднопроходимом ущелье, и оно обеспечило Эвфею и его силам высокую степень естественного укрепления, чтобы держать спартанцев, которые были расположены на другой стороне, в страхе. Хотя спартанцы, как известно, предприняли попытку выполнить фланговый маневр, послав войска дальше вверх по ущелью к месту, где его можно было бы пересечь без опасности, но кавалерийские силы, посланные Эвфеем, смогли отбить назад спартанцев.

В следующем сезоне кампании характер войны полностью изменится, поскольку мессеняне стали вступать со спартанцами в открытые сражения, решающее из которых произошло близ укрепленного мессенского лагеря у Амфеи.

Говорили, что результатом этой битвы стала генеральная победа спартанских войск во главе с Полидором (одним из спартанских царей). Спартанцы, держа свои ряды вместе, смогли победить менее организованную и менее дисциплинированную мессенскую армию.

После окончательного разгрома оставшихся мессенских войск мессеняне были покорены и обращены в рабов (илотов).

Илоты были далеко не новым нововведением в Спарте, поскольку записано, что жители города Ило (от которого, как полагают некоторые, происходит слово «илот») были порабощены во время ранней экспансионистской фазы дорийской Спарты.

Вторая Мессенская война

Вторая Мессенская война, вероятно, произошла примерно через 40–50 лет после окончания Первой Мессенской войны.

Эту войну трудно описать из-за крайней нехватки доказательств, как в археологических находках, так и в исторических источниках. По имеющимся же источникам, можно говорить, что причиной войны стало восстание мессенских илотов. Сама же война имела гораздо большее значение для укрепления власти Спарты.

Восстание, согласно имеющимся о нем данным, началось благоприятно для мессенцев. В битве при Дерае, которая была первой битвой войны, долго угнетаемые илоты сражались с более организованными и способными в военном отношении спартанцами. В этой битве мессенян возглавлял человек по имени Аристомен. Из-за его достижений в Дерае мессеняне предложили ему стать их царем. Однако он отклонил это предложение, вместо этого предпочитая остаться генералом, хотя и попросил об абсолютном контроле над армиями, который был предоставлен ему вместо королевского титула.

Рассказы об этой войне, как и многое из того, что обсуждалось до сих пор в истории Спарты, вполне могут быть в той или иной степени мифологическими.

Говорят, что Вторая Мессенская война, во многом похожая на первую, закончилась тем, что мессеняне укрылись в горной крепости, откуда Аристомен и его войска совершали набеги в сельскую местность Лаконии. Мессеняне, в конце концов, потерпели поражение, обеспечив Спарте господствующее положение на Пелопоннесе. Многие мессеняне сбежали в Италию до того, как спартанцы восстановили свой полный контроль над своими землями.

Считается, что Вторая Мессенская война имела широкие последствия для развития милитаристского общества Спарты. Война и воинские доблести уже стали неотъемлемой частью спартанского государства. Однако военные традиции, вероятно, не были главной движущей силой жизни в Спарте, какой они были в классический период до окончания Второй Мессенской войны. В своих законах Ликург изложил принцип, согласно которому Спарта должна часто вступать в войну, чтобы поддерживать свой военный потенциал на высоком уровне.

После восстания илотов эта идея проникла в спартанское общество гораздо глубже, поскольку постоянная военная готовность Спарты была необходима для предотвращения любых других подобных инцидентов. Путем дальнейшего ужесточения государственного контроля и введения военной подготовки в качестве почти постоянного аспекта повседневной жизни гарантировалось превентивное подавление любых восстаний.

Война также помогла Спарте установить общее господство над своим регионом Пелопоннес. Военная мощь, которую она приобрела между двумя войнами, а также покорение Мессении и других частей полуострова, сделали Спарту сильнейшим городом-государством с очень небольшой конкуренцией в ее окружении.

Пелопоннесская лига

Именно это господство над ближайшей территорией привело к следующему заметному событию, связанному со Спартой в архаический период – образованию Пелопоннесской лиги.

Несмотря на свою репутацию города-государства, движимого исключительно военными амбициями, Спарта также была одним из первых пионеров дипломатии в Греции, и она часто использовала это умение в своих интересах.

В процессе подготовки к официальному созданию лиги продолжался рост власти Спарты. И в первую очередь перед главным конкурентом – городом-государством Аргосом, который в то время был вторым после Спарты по величине и могуществу на Пелопоннесе. Хотя Аргос оставался противником Спарты почти на протяжении всей своей истории, он не смог соперничать с более могущественной Спартой, сосуществуя с ней в полуподчиненном положении на протяжении большей части греческой истории.

Лига стала формироваться после того, как Спарта заключила стратегические союзы с городами-государствами Коринфом и Элисом, обеими крупными региональными державами, которые, несомненно, принесли пользу Спарте в качестве союзников. В случае с Коринфом союз был заключен, когда Спарта поддержала революцию против коринфского тирана Периандра, которая закончилась убийством его предполагаемого преемника, освободив Коринф от его автократической формы правления при недолговечной династии Кипселидов в начале VI века до нашей эры.

С другой стороны, союз Спарты с Элисом дал Спарте возможность проводить и контролировать Олимпийские игры, что было весьма престижно. Эти союзы легли в основу мощного военного и дипломатического альянса, который известен истории как Пелопоннесская лига.

Точное время, когда Пелопоннесская лига официально возникла, оспаривается учеными, но, как правило, она датируется началом VI века до н. э., поскольку именно после этого периода времени лига, по-видимому, действовала с большей степенью солидарности под руководством Спарты. Известно лишь, что эта лига городов-государств под руководством спартанцев будет играть решающую роль в истории Древней Греции.

Одним из событий, которые ознаменовали расширение лиги, было покорение города, известного как Тегея, в регионе Аркадия на Пелопоннесе.

Аркадия оставалась одним из последних мест на Пелопоннесе, где дорическая культура не являлась универсальной. Этот регион, отдаленный горный район, таким образом сопротивлялся дорийским спартанцам со времен, когда они впервые прибыли на полуостров. Будучи ведущим городом в этом регионе, Тегея боролась за сохранение своей независимости от растущей мощи Спарты. Однако изоляция Аркадии не продлится долго. Обычно считается, что Тегея окончательно перешла под спартанскую власть во время правления спартанских царей Аристона и Анаксандридаса II. Эти два царя имеют большое значение в истории Спарты, так как именно с ними становится возможной более четкая хронология истории Спарты.

Закат архаики и начало классического периода

Конец архаики знаменовался двумя событиями.

Прежде всего, проникновением персов в сферу влияния греческих городов-государств, которое началось между 546–547 годами до н. э., когда знаменитый персидский царь Кир Великий (Кир II) завоевал Лидийское царство. Нападение было ответным ударом за аналогичное нападение, предпринятое против персов Крезом, тогдашним царем Лидии. Когда Крез и лидийцы потерпели поражение, Кир включил Лидийское царство в империю, которая тогда неустанно расширялась и уже включала в себя весь Элам и Месопотамские королевства.

Вместе с Лидией под пяту персов попала и группа греческих городов в Ионическом регионе, над которыми Крез ранее установил лидийское господство. Иония была первым греческим регионом, который оказался под контролем персов.

Подытог

Архаический период истории Спарты, да и вообще Древней Греции, заложил основу для грядущих событий.

Спарта вышла из архаического периода как милитаристское, экспансионистское государство. С начала архаического периода, когда реформы Ликурга были еще относительно новым явлением, Спарта превратилась в военную машину древнегреческого мира. Две войны спартанцев с мессенянами дали им большой военный опыт, а также вынудили их принять уникальную спартанскую идею постоянно военизированного общества, чтобы контролировать огромное количество мессенских илотов, которые теперь находились под их контролем. Теперь многие войны классического периода должны были проверить военную доблесть Спарты и ее союзников.

Источник

Архаическая Греция

период архаики в истории древней греции. Смотреть фото период архаики в истории древней греции. Смотреть картинку период архаики в истории древней греции. Картинка про период архаики в истории древней греции. Фото период архаики в истории древней грецииАрхаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н. э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение. Около 800 г. до н. э. греки жили на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии.

Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма. Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин, к 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления. Около 800 г. до н. э. греческое общество – простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики. В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция – страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента – чеканной монеты. Новый вид богатства – деньги – начинает соперничать со старым – земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.

В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.

Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в нее образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия стремилась полностью поставить под свой контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в до н. э. О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.

С этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.

За три века они создали множество колоний на берегах Средиземного моря Колонизация развивалась в трех основных направлениях западном (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция и далее восточное побережье Испании), северном (фракийское побережье Эгейского моря, район проливов ведущих из Средиземного моря в Черное, и его побережье) и юго-восточном (побережье Северной Африки и страны Леванта).

Современные исследователи считают, что главным ее стимулом был недостаток земли Греция страдала как от абсолютного аграрного перенаселения (увеличение населения вследствие общего эко комического подъема), так и от относительного (недостаток земли у беднейших крестьян вследствие концентрации земельной собственности в руках знати) К числу причин колонизации относят также политическую борьбу, которая обычно отражала главное социальное противоречие эпохи – борьбу за землю, в результате чего побежденные в гражданской войне часто были вынуждены покидать родину и переселяться за море Имели место и торговые мотивы стремление греков поставить под свой контроль торговые пути.

Пионерами греческой колонизации стали расположенные на о-ве Эвбея города Халкида и Эретрия – в VIII в до н. э., по-видимому, наиболее передовые города Греции, важнейшие центры металлургического производства В дальнейшем в колонизацию включились Коринф, Мегары, малоазийские города, особенно Милет.

Колонизация оказала огромное влияние на развитие древнегреческого общества, особенно в экономической сфере Невозможность наладить на новом месте нужные отрасли ремесла привела к тому, что очень скоро колонии установили теснейшие экономические связи со старыми центрами Балканского п-ова и Малой Азии Отсюда и в колонии, и к местному населению, соседствовавшему с ними, стали поступать изделия греческого ремесла особенно художественного, а также некоторые виды сельскохозяйственной продукции (лучшие сорта вин, оливковое масло и др.). Взамен колонии поставляли в Грецию зерно и другие продукты питания, а также сырье (лес, металл и т.д.) В результате греческое ремесло получило толчок к дальнейшему развитию, а сельское хозяйство стало приобретать товарный характер Таким образом, колонизация приглушала социальные конфликты в Греции, выведя за ее пределы массу безземельного населения и в то же время способствуя изменению социальной и экономической структуры греческого общества.

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в до н. э., вызвав ответное сопротивление В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати «Деньги в почете всеобщем Богатство смешало породы», – с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником Крестьян в борьбе со знатью Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами Около 675 – 600 гг. до н. э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика Она имела «агональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым – на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н. э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т. е единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати – эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н. э, и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени») В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления – совет (буле), возросло значение народного собрания.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н. э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н. э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них – реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н. э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению – область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки – клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры: суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина, строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан – спартиаты жили так, будто находились в военном лагере, запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром; ограничение контактов с внешним миром. Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления – коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, слепивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т.е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении – илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам – спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6-1/7 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа – периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса (строй фаланги) Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою рада отчизны своей» – эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип – кто лучше послужит полису.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура – вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла – к отливке скульптуры из бронзы. В VII – VI вв. до н. э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII – начале VI в. до н. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент я расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н. э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи – килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновение философии. Философия – принцициально новый подход к познанию мира, резко отличный от того, какой господствовал на Переднем Востоке и в Греции более раннего периода. Переход от религиозномифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества Постановка и формулировка проблем, опора на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его – вот то, что существенно отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. В современной научной литературе существует два основных взгляда на возникновение философии Согласно одному, рождение философии – производное от развития науки, количественное накопление позитивных знаний имело своим результатом качественный скачок. Согласно другому объяснению, ранняя греческая философия практически ничем, кроме способа выражения, не отличалась от стадиально более ранней мифологической системы познания мира. Однако в последние годы высказан взгляд, кажущийся наиболее правильным: философия родилась из социального опыта гражданина раннего полиса. Полис и отношения граждан в нем – вот та модель, по аналогии с которой греческие философы видели мир. Подтверждает этот вывод то обстоятельство, что возникновение философии в ее самой ранней форме – натурфилософии (т.е. философии, обращенной прежде всего к познанию самых общих закономерностей мира) – происходит в наиболее передовых малоазийских полисах. Именно с ними связана деятельность первых философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Натурфилософские учения о первоэлементах давали возможность построить общую картину мира и объяснить ее, не прибегая к помощи богов. Рождавшаяся философия была стихийно-материалистической, основное в творчестве первых ее представителей – поиски материальных первооснов всего сущего.

Основоположник ионийской натурфилософии Фалес считал такой первоосновой воду, находящуюся в беспрерывном движении. Превращения ее создавали и создают все вещи, в свою очередь снова превращающиеся в воду. Землю Фалес представлял в виде плоского диска, плавающего на поверхности первичной воды. Фалеса считали также основоположником математики, астрономии и ряда других конкретных наук. Сопоставляя записи о последовательно происходивших солнечных затмениях, он предсказал затмение солнца 597 (или 585) г. до н. э. и объяснял его тем, что Луна заслонила Солнце. По Анаксимандру, первооснова всего – апейрон, неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Материализму и диалектике ионийских натурфилософов противостояли пифагорейцы – последователи учения Пифагора, создавшего в Южной Италии религиозно-мистическое сообщество. Основой основ пифагорейцы считали математику, полагая, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив их материального содержания. Превращенное в абсолют абстрактное число мыслилось ими как основание нематериальной сущности мира.

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующей эпохи. Фиксация поэм Гомера, произведенная в Афинах при Писистрате, ознаменовала конец «эпического» периода. Эпос как отражение опыта всего общества в новых условиях должен был уступить первенство другим видам литературы. В эту эпоху, наполненную бурными социальными конфликтами, развиваются лирические жанры, отражающие переживания индивида. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские доблести и излагал нормы поведения воинов. И в позднейшие времена их пели во время походов, они пользовались популярностью также вне Спарты как гимн полисному патриотизму. Творчество Феогнида – поэта-аристократа, осознавшего гибель аристократического строя и страдавшего от этого, – пронизано ненавистью к низам и жаждой мести:

Крепко пятою топчи пустодушный народ, беспощадно
Острою палкой коли, тяжким ярмом придави!

Жизнь, полную невзгод и страданий, прожил один из первых поэтов-лириков – Архилох. Сын аристократа и рабыни, Архилох, гонимый нуждой, отправился с родного Пароса вместе с колонистами на Фасос, сражался с фракийцами, служил наемником, побывал в «прекрасной и счастливой» Италии, но нигде на нашел счастья:

В остром копье у меня замешен мой хлеб.
И в копье же – Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье.

В творчестве другого великого лирика – Алкея – отразилась бурная политическая жизнь того времени. Наряду с политическими мотивами в его стихах присутствуют и застольные, в них звучат радость жизни и печаль любви, размышления о неизбежности смерти и призывы к друзьям возрадоваться жизни:

Дожди бушуют. Стужей великою
Несет от неба. Реки все скованы..
Прогоним зиму. Ярко пылающий
Огонь разложим. Щедро мне сладкого
Налей вина. Потом под щеку
Мягкую мне положи подушку.

«Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной!» – обращается поэт к своей великой современнице Сапфо.

В центре творчества Сапфо стояла женщина, страдающая от любви и терзаемая муками ревности, или мать, нежно любящая своих детей. В поэзии Сапфо преобладают грустные мотивы, что придает ей своеобразное очарование:

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться.

Поэзией красоты, любви и веселья называл свое творчество Анакреонт. Он не думал о политике, войнах, гражданских раздорах:

Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне,
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
Правилом ставит себе быть веселее в пиру.

Стихи Анакреонта, отмеченные печатью бесспорного таланта и чарующие своей формой, оказали огромное влияние на европейскую, в том числе и русскую, поэзию.

К концу эпохи архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов. Тогда же возникает и театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *