период французской истории с 1946 по 1958 гг

Временный режим и четвертая республика во Франции. Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958.

В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме13 октября 1946. Конституция характеризовалась наличиемпарламентского строя, слабой властью президента республики. Первый проект конституции был составлен Учредительным Собранием в начале 1946 года. Проект предусматривал однопалатное Национальное Собрание в качестве законодательного органа, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избирался Национальным Собранием, Совет Министров в качестве исполнительного органа, Председатель которого избирался Национальным Собранием. Проект был отклонён нареферендуме. Второй проект конституции был составлен Учредительным Собранием осенью 1946 года, предусматривал двухпалатный парламент состоящий из Совета Республики, избиравшийся Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, и Национального Собрания, избиравшуюся народом по пропорциональной системе, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избиравшегося парламентом, Совет Министров, назначавшийся Президентом и несший ответственность перед парламентом, Конституционный Комитет в качестве органа конституционного надзора.

В 1953 году была осуществлена конституционная реформа — вотум недоверия стал выноситься простым большинством без учёта воздержавшихся, председатель Совета Министров получил дополнительные полномочия по роспуску Национального Собрания, правительство получило право на ограниченную законодательную деятельность в рамках делегированных ему полномочий, Совету Республик было предоставлено право законодательной инициативы, вводился упрощённый порядок избрания Президента (без дебатов, простым большинством), отменялось положение о коалиционном правительстве, пропорциональная система была заменена мажоритарной.

До мая 1947 года Франция находилась под управлением коалиции лево- и правоцентристских партий, включавшей коммунистов. С целью устранить от власти с одной стороны Коммунистическую партию (крупнейшую политическую силу в парламенте), а с другой стороны — правую голлистскую партию Объединение французского народа (РПФ), была создана коалиция (т. н. «третья сила»), включавшая СФИО (социалисты), Народно-республиканское движение(христианские демократы), радикалов и правоцентристский Национальный центр независимых и аграриев. Часть депутатов от РПФ, не согласных с Шарлем де Голлем, присоединилась к правящей коалиции, после чего де Голль в 1953 году временно ушёл из политики. В 1956 году было образовано правительство Республиканского фронта, в которое вошли социалисты и радикалы, признавшее независимость Алжира и Марокко, однако в мае 1957 года это правительство развалилось.

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда, расширена система государственной помощи безработным. Восстанавливались 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. С 1950 г. был введён общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума. Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных. Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми. Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вродеСоюза угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста («Славное тридцатилетие») сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые «призрачные правительства» (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Источник

Франция после Второй мировой войны. Четвертая республика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Временный режим (1944—1946)

На освобожденной от оккупационных войск Франции уже в конце войны (в 1944 г.) было создано Временное правительство, которое действовало от имени Сопротивления, возглавляемое генералом де Голлем. Временное правительство имело коалиционный характер, в нем были представлены все основные политические партии, которые участвовали во французском движении Сопротивления:

Ключевой политический вопрос рассматриваемого периода был связан с характером государственного устройства Франции. В этом вопросе сталкивались две главные позиции – Франция должна быть парламентской или президентской республикой?

В 1946 году вступила в силу Конституция четвертой республики, которую можно назвать самой демократической в послевоенной Европе. Впервые здесь были закреплены право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение.

Принятие Конституции закрепило парламентскую республику, пропорциональную избирательную систему, многопартийность. Но Де Голль был противником возрождения предвоенной парламентской республики, придерживаясь правореформистских, авторитарных и националистических принципов, которые позже назовут голлизмом.

Четвертая республика (1946—1958)

Четвертая республика оказалась крайне нестабильной. Формирование правительства основывалось на традиционных партийных коалициях, которые не были устойчивыми.

Причины кризиса Четвертой республики:

Готовые работы на аналогичную тему

Экономический подъем

В послевоенный период шла постепенная нормализация экономического положения страны. Уже в 1949 году правительство отменило карточную систему, а с 1950 начался экономический рост. Темпы экономического роста Франции несколько уступали ФРГ и Италии, но превышали темпы роста экономики Великобритании. Экономический подъем происходил главным образом за счет промышленного производства, развитию которого активно способствовало государство.

Колониальные войны

Процесс деколонизации в послевоенные годы затронул и Францию, что привело к войне во Вьетнаме (1946—1954) и Алжире (1954—1962). Правительство видело в сохранении империи способ возродить национальный престиж и величие Франции, но результаты оказались прямо противоположными. Войны истощили страну экономически и раскололи общество.

Во Вьетнаме в сражении под Дьен-Бьен-Фу в 1954 г. французская армия попала в окружение и была вынуждена капитулировать.

В самой Франции конец войны встретили с облегчением, но практически сразу началась новая колониальная война в Алжире, снова обострившая политическую ситуацию в стране. Освободительная борьба алжирцев была поддержана всем арабским миром, эта война отличалась крайней жестокостью и буквально разорила Францию.

Война обострила внутренние противоречия. В Алжире практически открыто французские генералы готовили военный переворот, правительство оказалось не в силах противостоять политическому кризису. Все больше укреплялись позиции сторонников «сильной власти», требовавших возвращения в политику генерала де Голля, пользовавшегося огромным авторитетом.

Де Голль, который в послевоенные годы жил уединенно в своем загородном доме, согласился вернуться в политику, но на своих условиях: парламент должен был предоставить ему чрезвычайные полномочия и предоставить ему право на проведение конституционной реформы. В сентябре 1958 г. Национальным собранием было утверждено новое правительство де Голля. Четвертая республика прекратила свое существование.

Источник

ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ

Создание новой конституции

К концу 1944 г. Франция большей частью была освобождена от нацистских войск. На повестке дня встал вопрос о будущем государственного строя и создание новой конституции.

В октябре 1945 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Большинство в нем получили коммунисты, социалисты и католическая партия МРП. Было образовано Временное правительство. Началась подготовка текста конституции. Но проект конституции не получил одобрения на референдуме.

Второй проект конституции подготовило Учредительное Собрание, избранное 2 июня 1946 г. Преамбула конституции подтверждала права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Вводилась парламентская республика. Проект предлагал установление двухпалатного парламента. Одна из палат – Совет Республики должна была избираться Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, вторая – Национальное Собрание избиралось народом в соответствии с пропорциональной избирательной системой. В руках Президента Франции должны были сосредоточиться полномочия представительства. Президента избирал парламент. Совет Министров назначался Президентом, но нес ответственность перед парламентом. Конституционный надзор осуществлял Конституционный Комитет.

Первые успехи новой республики

Вплоть до мая 1947 г. Францией управляла коалиция лево- и правоцентристских партий. Стремясь отодвинуть от управления страной коммунистов и правую голлистскую партию, была организована коалиция из социалистов, христианских демократов, радикалов, правоцентристской группы, аграриев. В 1956 г. было создано правительство Республиканского фронта в составе социалистов и радикалов, просуществовавшее до мая 1957 г.

В годы существования Четвертой республики президентами были Венсан Ориоль и Рене Коти.

Среди достижений республики: введение равенства в оплате женского и мужского труда, расширение системы государственной помощи безработным, возобновление 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков. В 1950 г. устанавливался общегосударственный минимум заработной платы, вводилась пенсия с 65 лет, единая государственная система социального страхования, пособия для родителей с детьми.

Международные дела и колонии

В период Четвертой республики распалась французская колониальная империя. Началась война в Индокитае, позднее это же произошло и в Северной Африке.

Активизировалась международная политика. Франция выступила одним из инициаторов создания ООН, вступила в НАТО.

Экономика Франции

Национализации подверглись угольная, газовая, автомобильная и авиационная промышленность. Государственными стали и пять крупнейших банков, сберегательные кассы, часть страховых компаний.

В 1946 г. был организован Генеральный секретариат по планированию экономики, ведавший подготовкой среднесрочных планов-программ развития государства.

Сократился отток капитала за рубеж, средства пошли на развитие национальной промышленности. Сооружалось дешевое жилье. Выдавались ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от войны, ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян.

Конец республики

В связи с Алжирским кризисом ситуация в стране осложнилась. В мае 1958 г. к власти пришел Шарль де Голль. Как премьер-министр он провел конституционную реформу, введя президентскую республику. В октябре 1958 г. последовало принятие новой конституции на референдуме. Этими событиями завершилось существование Четвертой республики. С декабря 1958 г. полномочия президента исполнял избранный Шарль де Голль.

Источник

Период французской истории с 1946 по 1958 гг

Экономике Франции в годы Второй мировой войны был нанесен огромный урон. После ее окончания внутриполитическое положение страны оказалось крайне тяжелым. Государственные структуры, созданные режимом Виши, были разрушены. Генерал Шарль де Голль, руководитель французского Сопротивления в годы войны, вернувшись в освобожденный Париж, отметил: «Все на месте, не хватает только государства».

Режим Четвертой республики.

В 1944 г. Шарль де Голль сформировал Временное правительство. Оно осуществило национализацию предприятий угольной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, гражданской авиации и торгового флота. Благодаря плану Маршалла, уже в 1948—1949 гг. во Франции был достигнут довоенный уровень производства и национального дохода. Начали создаваться новые отрасли промышленности: атомная, авиаракетная и радиоэлектронная. Значительно расширилось социальное обеспечение трудящихся.

На лидирующие позиции в стране вышли левые партии. Это произошло благодаря их активному участию в движении Сопротивления. Сторонники де Голля в 1947г. образовали новую партию — Объединение французского народа. Она превратилась во вторую по своему влиянию политическую силу после коммунистов.

Важным событием в послевоенной Франции стало принятие на референдуме в 1946 г. Конституции Четвертой Республики. Франция провозглашалась парламентской республикой и социальным государством с правом граждан на отдых, социальное обеспечение, образование. Президент избирался обеими палатами парламента на 7 лет. Его полномочия были ограниченными. Все акты президента требовали утверждения правительством.

Однако существование Четвертой Республики характеризовалось политической нестабильностью. В 1946—1958 гг. во Франции сменилось 22 правительства. Одной из причин этого являлся многопартийный принцип формирования кабинетов.

В 1954 г. началось национально-освободительное восстание в Алжире заморском департаменте Франции. Алжирский кризис до крайности обострил внутриполитическую ситуацию.

Распад Французской колониальной империи.

Вместо Французской колониальной империи было создано Французское сообщество, состоящее из Франции, двенадцати ее африканских колоний, заморских департаментов и территорий в Тихом, Индийском океанах, Южной и Северной Америке, Карибском море. В конце 1950-х гг. Гвинея, Того и Камерун получили суверенитет, в 1960-е гг. большинство других членов Французского сообщества также стали независимыми. Однако Франция сохранила в своих бывших колониях значительное экономическое и политическое влияние. Дешевый труд иностранных рабочих, прибывающих оттуда, обеспечил «экономическое чудо» во Франции в 1946—1974 гг.

Пятая республика.

Французы устали от постоянной смены правительства. В стране нарастало движение в поддержку сильной президентской власти. Была недовольна существующей политикой и верхушка французской армии, подавлявшая алжирское национальное восстание. Она опасалась, что правительство откажется от «французского Алжира» и пойдет на уступки повстанцам. В мае 1958 г. военные в Алжире подняли мятеж, требуя передачи власти генералу де Голлю.

В июне 1958 г. парламент принял решение о назначении генерала де Голля премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Де Голль подготовил проект новой конституции, которая была утверждена на общенациональном референдуме в 1958 г. Глава государства, согласно конституции, получал широчайшие полномочия во внутренней и внешней политике. В декабре Шарль де Голль был избран президентом, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Главной его целью являлось восстановление величия и могущества Франции. С этого времени во Франции начинается история Пятой Республики с сильной президентской властью.

Внешняя политика Франции.

В 1949 г. Франция вступила в НАТО, после чего превратилась в плацдарм американского влияния в Европе. Однако в период президентства Ш. де Голля она стала проводить независимую внешнюю политику. Де Голль отказался от колониального наследия.

Он решил алжирскую проблему, предоставив Алжиру независимость в 1962 г. Его политика носила антиамериканский характер. Де Голль стремился покончить с двухполюсным миром, создав третью силу — объединенную Европу без Америки.

Экономический подъем во Франции в конце 1950-1960-х гг.

В области экономики де Голль проводил политику экономической модернизации. В период его президентства усилилось вмешательство государства в сферу экономики и социальных отношений. При поддержке правительства развивались отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом, — атомная энергетика, космические технологии и ракетостроение, производство ЭВМ, радиоэлектроника. Эффективность производства и производительность труда во Франции превышали средние показатели по Западной Европе. По темпам роста французская экономика уступала только Японии. При поддержке государства небольшие крестьянские хозяйства превратились в современные фермерские производства. Франция стала крупнейшим в Западной Европе экспортером продовольствия.

В стране неуклонно росло производство товаров массового потребления. Уровень жизни во Франции был одним из самых высоких в мире. В 1960-х гг. Франция рассчиталась со всеми долгами и снова стала государством-кредитором.

Политический кризис 1968 г.

Экономическая политика не подкреплялась вниманием к социальной сфере. Реальная зарплата повышалась медленно, в ряде отраслей она даже уменьшилась. Модернизация производства привела к росту безработицы. Французский бизнес тяготился вмешательством государства в экономику, а профсоюзы были недовольны жесткой регламентацией трудовых отношений. Кроме того, многим не нравился авторитарный стиль правления президента. Они считали, что де Голль уже выполнил свою миссию, избавив страну от угрозы государственного переворота.

Толчком к политическому кризису в мае 1968 г. послужили студенческие волнения в Париже. Начались кровавые столкновения с полицией. Исторический центр города — Латинский квартал — покрылся баррикадами.

Рабочие и служащие поддержали студентов. 29 мая профсоюзы организовали № 28 800-тысячную демонстрацию рабочих Парижа, которая прошла под лозунгами «Народное правительство!» и «Де Голля в отставку!». Всего в конце мая — начале июня в стране бастовали почти 10 млн человек. Протестное движение было настолько мощным, что правительство и хозяева предприятий незамедлительно пошли на уступки. Была повышена зарплата и увеличены пособия по безработице.

После майского кризиса де Голль выступил инициатором ряда важных реформ. Но, не поддержанный левыми силами, в апреле 1969 г. он добровольно сложил свои полномочия.

Франция в конце ХХ — начале XXI в.

Преемники де Голля ослабляли созданную им систему государственного регулирования экономики, сокращали социальные программы. Они отказались от проводимой им внутренней и внешней политики, признали мировое политическое лидерство США и в дальнейшем только усиливали проамериканский курс. Вместе с Германией Франция заняла ведущее положение в Европейском Союзе.

В 1981 г. к власти пришли социалисты. Президентом страны стал Франсуа Миттеран. Во Франции начался так называемый «левый эксперимент». В соответствии с новым курсом были расширены права профсоюзов, сокращен пенсионный возраст, увеличены минимальная заработная плата и пособия по безработице, «заморожены» цены на некоторые товары массового потребления, произведена национализация крупнейших и передовых отраслей промышленности. Реформы требовали больших средств и проводились за счет государства. Это привело к бюджетному дефициту и инфляции. Поэтому в 1983 г. реформы были приостановлены.

С этого времени правящие круги Франции проводили политику, направленную на сокращение государственного сектора экономики и социальных программ. Это соответствовало основным направлениям «неоконсервативной революции». После очередной волны приватизации в 1993 г. во Франции в государственной собственности остались только железные дороги, метро, часть телевидения и некоторые угольные шахты.

В результате безработица приобрела массовый характер, выросла социальная дифференциация — 10 % французов владеют 50 % всего общественного богатства. На фоне ухудшения экономического положения сформировалась новая социально неустроенная общественная группа — мигранты, которые не имели полной гарантированной занятости.

В 2015 г. во Франции обострился миграционный кризис из-за чрезвычайно большого потока беженцев из государств Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Но французский крупный бизнес, как и в целом европейский, открыто признал, что для него этот приток мигрантов стал настоящим подарком, обеспечивающим дешевую рабочую силу.

период французской истории с 1946 по 1958 гг. Смотреть фото период французской истории с 1946 по 1958 гг. Смотреть картинку период французской истории с 1946 по 1958 гг. Картинка про период французской истории с 1946 по 1958 гг. Фото период французской истории с 1946 по 1958 гг

Конспект урока по всемирной истории «Франция во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:

Источник

1. Введение.

С окончанием Второй мировой войны, французы столкнулись с новой политической и экономической реальностью. Режим Третьей республики, приведший страну к ужасной военной катастрофе, полностью себя дискредитировал, и его реанимация для большинства граждан была неприемлемой. В 1946 году была провозглашена Четвертая республика и принята новая конституция. Франция становилась «социальным государством», президент получал ограниченные полномочия, по сути, страна оставалась парламентской. Этот режим просуществовал до 1958 года. Возникшие серьезные проблемы в Алжире – одной из французских колоний в Северной Африке, привели к политическому кризису и назревавшему путчу. На этой волне, на политическую арену Франции снова вышел ее национальный герой, возглавлявший сопротивление французов в годы войны – генерал Шарль де Голль. Эта сильная и амбициозная личность стала олицетворением Франции. Вскоре была провозглашена Пятая республика, а сам де Голль стал президентом с довольно широкими полномочиями. Новый лидер в корне поменял внутреннюю и внешнюю политику. Взяв курс на построение сильного и независимого государства, он даровал французским колониям права на самоопределение по средствам референдума. В 1962 году свой суверенитет обрел и Алжир, вечный источник напряженности для метрополии. Де Голль пробыл во главе государства до 1969 года, пока очередной политический кризис не заставил его покинуть занимаемый пост. Именно этому периоду в истории Франции будет посвящена данная рефератная работа.

2. Четвертая республика Франция 1946–1958 гг.

С окончанием Второй мировой войны Франция была освобождена от немецкой оккупации. Вновь обретя свободы, французы вступили в жесткие споры о послевоенном устройстве страны и ее будущего политического строя. В первую очередь предметом обсуждения стал главный документ государства – конституция. Различные политические партии и движения от левых до радикалов и консерваторов по-разному смотрели на проблему, однако все были согласны в одном, что реанимировать прежний режим Третьей республики, который нес прямую ответственность за катастрофу 1940 года категорически нельзя. Еще в июне 1946 года Шарль де Голль предложил свой проект конституции. Согласно его содержанию, Франция представлялась сильным, единым государством, но при этом он критиковал идею парламентской республики, считая, что это только вредит устойчивости и стабильности страны. Главной силой должен был стать президент, избирающийся всеобщим голосованием и обладающий широкими полномочиями. После долгих споров в Учредительном собрании, был найден некий компромисс. После состоявшегося референдума в октябре этого же года новая конституция обрела силу. Она провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, конституированной в виде Французского союза, членами которого вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты и подмандатные территории. Франция признавалась «социальным государством». Главным органом власти стал двухпалатный парламент, состоящий из Национальной ассамблеи и Совета Республики. Национальная ассамблея выполняла функции законодательной власти, а исполнительная была передана Совету министров. Президент являлся главой государства и избирался сроком на семь лет, но его возможности были ограничены представительскими функциями. Он не мог самовольно назначать высших должностных лиц. В итоге конституция 1946 года означала переход либерального государства к «социальной Республике». Государственный строй характеризуется как парламентская республика.

Экономическое положение страны в послевоенный период было тяжелое. Материальный ущерб превысил 1440 млрд. франков. Было уничтожено десятки тысяч заводов, фабрик, шахт, электростанций и т. д. Французы полностью лишились как военного, так и торгового флотов. Объем промышленной продукции составил 38%, сельскохозяйственной – 60% от довоенного уровня. Сельское хозяйство находилось в упадке, 1400 тыс. гектаров земли оставались заброшенными и не эксплуатировались фермерами. Государственные финансы оказались расстроенными. Франк обесценился в шесть раз. Поэтому необходимо срочно было предпринять меры по восстановлению хозяйственного комплекса. Правительство решило начать национализацию части предприятий различных отраслей. Вслед за промышленностью в государственную собственность перешли крупнейшие банки Франции и страховые организации. Министерство финансов выпустило крупный внутренний заем, также была введена карточная система для населения. Кроме этого французы прибегли к внешней помощи, а именно присоединились к плану Маршалла, разработанного специально для восстановления экономики Западной Европы в послевоенный период. К 1958 г. общая помощь составила 12 млрд. долларов в виде кредитов, продовольствия и оборудования. В конце 40-х гг. снова был возвращен восьмичасовой рабочий и оплачиваемые отпуска. В 50-е годы устанавливалась минимальная заработная плата и выход на пенсию с шестидесяти пяти лет. Уже к 1949 году наметились положительные тенденции в экономике страны. В середине 50-х гг. объем промышленного производства Франции превысил довоенный уровень уже на 60%. Прекратилось бегство капиталов за границу и значительно выросли инвестиции в национальную экономику. Флагманом экономического подъема стала тяжелая индустрия.

3. Пятая республика Франция 1959–1969 гг.

После того, как де Голль стал главой государства, он не повторил прежних ошибок. Теперь он опирался на политическую силу – Союз за Новую Республику (ЮНР), которая победила на первых парламентских выборах. Голлизм, как идеология, имел свои особенности. Главным лейтмотивом стало «национальное величие» Франции, удачное соединение консерватизма, традиционализма и социальных реформ. Кто-то видел в этом даже признаки бонапартизма. Шарль де Голль предлагал французам особый путь отличный от коммунистического авторитарного строя и либеральной британской модели. Главный принцип – сильное государство, политический и экономический арбитр стоящий выше интересов отдельных классов и слоев населения. Многопартийность возможна, но постоянные склоки и политическая борьба в парламенте не лучший способ для объединения нации. Консолидировать народ может только сильный глава государства. Для возрождения былого величия страны была необходима реформа конституции и некоторые социальные преобразования. Так рабочий класс должен был быть вовлечен в разделение прибыли и участвовать в управлении производством. Тем не менее, в оппозицию де Голлю ушли коммунисты, ЮДСР под руководством Ф. Миттерана, левые радикалы, часть социалистов во главе с К. Пино и А. Газье.

4. Международная политика Шарля де Голля в послевоенное время.

Внешняя политика Шарля де Голля в послевоенный период проводилась с учетом национальных интересов. Франция позиционировала себя как сильное независимое государство, имевшее экономическое и военное влияние не только в Европе, но и за ее пределами. Генерал де Голль не принял идею атлантической солидарности и не принимал ту международную систему, которая сложилась в процессе противостояния США и СССР. Он видел Францию как посредника между коллективным Западом и Востоком. Это позволило ему в короткие сроки наладить дружественные связи с Советским Союзом. Возобновились межправительственные отношения и экономическое сотрудничество. В 1966 году состоялся официальный визит де Голля в Москву. Париж активизировал контакты не только с СССР, но и с другими странами соц. лагеря, под эгидой комитета «Франция – Восточная Европа». Франция первая из западных государств, признала независимость ГДР.

Тем временем отношения между Парижем и Вашингтоном значительно охладели. Камнем преткновения стало желание де Голля обладать полным суверенитетом в сфере национальной безопасности. Париж выступал за создание некоего «триумвирата» в НАТО, состоявшего из США, Франции и Англии. Де Голль выступал за лишение США монополии на контроль над ядерным потенциалом североатлантического альянса. Однако его требования не были выполнены, что привело к обострению отношений с НАТО и созданию французами независимой национальной обороны. Шарль де Голль отказывается от участия в образовании «многосторонних ядерных сил» инициированных Вашингтоном и самостоятельно приступает к созданию системы «ядерного сдерживания». Началось строительство современных носителей ядерного вооружения в виде самолетов «Мираж-1У-2» и атомных подводных лодок. В 1964 году генерал де Голль помпезно заявил, что отныне Франция превращается в полноценную ядерную державу. С 1965 года начинается плановый выход Франции из военно-политических структур НАТО. В 1966 году было заявлено о желании покинуть военную организацию НАТО. Французский флот в Средиземноморье был выведен из подчинения НАТО. Де Голль заявил о необходимости покинуть территорию Франции американскому и канадскому контингенту, который был здесь размещен после окончания Второй мировой войны. В ответ руководство НАТО потребовало компенсировать возведенную инфраструктуру альянса во Франции, но получила отказ. В 1965 противостояние с США вышло на новый уровень. Он бросил вызов Бретонн-Вудской системе и господству доллара США. В этой послевоенной системе расчета национальные валюты привязывались к доллару, а сам доллар к золоту. Соответственно американская валюта могла быть обменена на этот драгоценный метал. Весной 1965 года в США из Франции прибыл первый корабль с долларами на борту. Это могло подорвать финансовое господство Вашингтона и истощить золотые запасы, тем более, что за Францией потянулись другие страны. В 1971 году президент Никсон отменил золотое обеспечение доллара.

Другой важной проблемой для де Голля был алжирский кризис, уже стоявший власти его предшественникам. Президент, однако, был убежден, что эпоха колониализма безвозвратно прошла. Со странами третьего мира он старался строить взаимовыгодные экономические отношения и укреплять авторитет Франции. Создание Французского Сообщества стала основой новой неоколониальной политики. Теперь все его члены могли добровольно через референдум обрести независимость. Первыми кто из него вышел и получил самостоятельность были Гвинея, Камерун и Того. Но Франции удалось сохранить в этих странах политическое, культурное и экономическое влияние. В 1959 де Голль заявил о том, что алжирцы должны сами решить свое будущее. Конечно, это не устраивало часть французов, включая ряд сторонников самого президента. В 1961 в столице Алжира даже произошла попытка путча, после того как ранее прошел референдум о предоставлении Алжиру права на самоопределение. Мятежников возглавили генералы Салан, Жуо, Шаль и Зеллер, они призвали к свержению де Голля. Путч был подавлен лояльными Парижу войсками, но сторонники сохранения Алжира как колонии перешли к радикальным террористическим действиям, создав «Организацию тайной армии» (ОАС). Первого июля 1962 года Алжир получил независимость. Этот шаг позволил Шарлю де Голлю наладить продуктивные отношения с державами арабского мира. Что выразилось в частности в антиизраильской политике на Ближнем Востоке в период арабо-израильской войны 1967 года. В Азиатско-тихоокеанском регионе де Голль дипломатически противостоял политике вмешательства США в дела Доминиканской Республики и во Вьетнаме. В 1964 году Франция признала де-юре Китайскую Народную Республику.

5. Заключение.

Мы рассмотрели историю Франции в послевоенный период. После прекращения оккупации страны и восстановления суверенитета, временное правительство сложило полномочия, и была провозглашена Четвертая республика. Была сохранена парламентская форма правления, президент обладал лишь представительскими функциями. Послевоенная разруха потребовала быстрых решений по восстановлению промышленного потенциала страны. Экономические реформы и внешние кредиты помогли стабилизировать ситуацию, и к середине 50-х годов Франция достигла довоенных показателей. В отличие от внутренней политики, внешняя была полна кризисов. Сначала французам пришлось уйти из Вьетнама, а в 1958 году вспыхнули волнения в Алжире, которые правительству не удалось подавить. Итогом стало падение режима Четвертой республики, принятие новой конституции и провозглашение Пятой республики. Президентом Франции стал генерал де Голль, который от своего предшественника обладал уже полноценными полномочиями главы государства. Де Голль сумел наладить связи с СССР, но при этом вступил в политическое противостояние с США. Отношения с колониями вышли на новый уровень. Было образовано Французское Сообщество, все члены которого получили право на самоопределение. В 1969 году Шарль де Голль под давлением забастовок и митингов гражданского населения был вынужден подать в отставку.

6. Список литературы.

1. Де Голль. История Франции 1940-1969 гг. / Александр Ландау – Издательство Энциклопедия-ру, 2016 г. – 560 с.

2. Де Голль / Арзаканян Марина – Издательство: Молодая гвардия, 2007 г. –333 с.

3. Генерал де Голль / Михаил Мирович – Издательство:Феникс, 2000 г. – 314 с.

4. История Франции / Марк Ферро – Издательство: Весь мир, 2015 г. – 832 с.

5. Четвертая республика / Борис Ложкин, Владимир Федорин – Издательство: Фолио, 2016 г. – 252 с.

6. Франция. История страны / Коул Р. – Издательство: Эксмо, 2009 г. – 680 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *