периодизация и основное содержание новой истории
§ 1. Современная трактовка понятия «новейшая история». Проблемы периодизации новейшей истории (основные принципы, критерии и хронологические рамки)
Начиная изучение последнего временного отрезка развития человеческой цивилизации, завершающий период изучения которого приходится на начало XXI столетия, современниками которого мы являемся, следует определиться с трактовкой самого понятия «новейшей истории» в исторической науке сегодняшнего дня.
Долгое время и у нас, и на Западе точкой отсчета новейшей истории считались события 1917— 1918 гг. (период европейских революций и окончания Первой мировой войны.). Однако в последнее десятилетие XX века произошел пересмотр этого устоявшегося представления о начале новейшего периода исторического развития мировой цивилизации.
В основе этого переосмысления лежало понимание того, что события, избранные в качестве начальной точки отсчета, возникли не на пустом месте. Они были подготовлены теми крупномасштабными процессами, которые разворачивались и на международной арене, и внутри отдельных государственных образований начиная с рубежа XIX–XX вв. В это время классическое буржуазное общество, сложившееся к середине XIX в., вступило в полосу длительной, многомерной перестройки с наличием многих альтернативных вариантов. Эта поливариантность обусловила острейшие противоречия между различными социально-политическими силами, отстаивающими собственные представления о векторах развития человеческой цивилизации. Столкновения этих интересов и определяли динамику развития мира в XX в. Они формировали ту единую канву событий, из которой сплеталось сложное, многоцветное полотно, называемое «новейшей историей».
Современная трактовка и понимание сущности выделения новейшего этапа развития мировой цивилизации обусловили и иное определение хронологических рамок курса.
Началом новейшего времени, как уже указывалось выше, в отечественной истории считалась Великая октябрьская революция, т.е. 1917 г. На Западе это был 1918 г. – год окончания Первой мировой войны. Основным критерием данного хронологического начала выступало понимание указанных событий, как важнейших и определяющих дат в дальнейшей эволюции человеческой цивилизации. Появление двух общественных систем, формирование особой формы существования мирового сообщества (Версаль-Вашингтон система и создание Лиги Наций), а также оформление нового типа политического режима – тоталитаризма – это основные характеристики и принципы существования человечества в первой половине XX столетия.
На современном этапе развития исторической науки хронологические рамки начального этапа новейшей истории начинают свой отсчет с рубежа XIX– XX вв., где условной датой начала новейшего времени считается 1900 г. А вот окончание этого этапа, совпадающее с годом окончания Второй мировой войны, остается неизменным.
Таким образом, периодизацию курса истории зарубежных стран новейшего времени можно представить следующим образом:
Первый этап – 1900 (условно) – 1945 гг.:
Первый период – 1900–1914 гг. Технический прогресс и новый виток индустриального развития. Обострение противоречий мирового сообщества. Путь мира к войне.
Второй период – 1914–1918 гг. (условно до начала 20-х гг.) Первая мировая война. Формирование нового миропорядка. Появление двух общественных систем и начало их сосуществования.
Третий период – 1920–1930-е гг. Бурное социально-экономическое и политическое развитие зарубежных государств. Экономический кризис 1929–1932 гг. Усиление авторитарных тенденций и развитие тоталитарных режимов в Европе.
Четвертый период – 1939–1945 гг. Вторая мировая война. Победа над фашизмом. Трансформация мирового порядка. Организация Объединенных наций (ООН). Крушение колониальных империй.
Второй этап истории новейшего времени охватывает временной отрезок с 1945 по 1991 гг. Основными критериями ограничения второго этапа стали: – фактическое оформление биполярной системы мира; – начало и конец противостояния СССР и его союзников, США и стран Запада, известного нам как «холодная война»; – формирование постиндустриальной, информационной цивилизации.
Конечной датой второго этапа следует считать 1991 г. – год распада СССР и крушения мировой социалистической системы.
Второй этап – 1945–1991 гг
Первый период – 1945 г. – сер. 50-х гг. ХХ в. Итоги Второй мировой войны. Становление новой системы международных отношений. Начало «холодной войны» и институционализация биполярной системы.
Второй период – вторая полвина 1950-х гг. – сер. 80-х гг. ХХ в. Период обострения международной напряженности. Эпоха противостояния и сближения двух мировых систем. Трудный путь к разрядке. Реальности Третьей мировой войны (программа СОИ, «империя зла»). Эволюция западного мира от радикализма к реформизму (60-е гг.), «консервативная волна» (70-е–сер. 80-х гг.).
Третий период – 1985–1991 гг. Разрядка мировой напряженности. Перестройка. «Новое мышление» во внешней политике СССР. Кризис и распад биполярной системы.
Третий этап новейшей истории затрагивает современный период существования человеческой цивилизации, т.е. рубеж XX–XXI вв.
Третий этап – 90-е гг. XX в. – начало XXI столетия
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Период новой истории занимает важное место в историческом процессе. На него приходятся самые кардинальные изменения в обществе, государственном и экономическом устройстве. Именно тогда были заложены основы современного общества.
Вопрос периодизации новой истории до сих пор остается актуальным. Многие исследователи и историки спорят о том, что считать основанием, явившимися причинами кардинальных изменений в обществе. Не меньше споров вызывает и конечная точка, когда можно считать этот период завершенным.
Первыми термин «новая история» впервые был введен еще мыслителями эпохи Возрождения. Учены и философы того времени в попытках осмыслить исторический процесс предложили его поделить на три части: Древность, Средневековье и Новое время.
Долгое время в отечественной исторической науке была в обращении периодизация, которая была предложена еще Карлом Марксом в своих трудах, посвященных развитию буржуазного общества и зарождению классовой борьбы. Согласно ей начало приходится на середину XVII века. В это время зарождаются капиталистические отношения, оказывающие сильное влияние на средневековое общество. По мнению Маркса окончание Нового времени и переход на новый этап должен произойти в результате социалистической революции. Когда капитализм изживет себя и ему на смену придет более справедливая форма организации и правления. Советские ученые поэтому настаивали на дате 1917 года, связывая переход на новый уровень с началом построения социалистического общества в России.
Споры о периодизации продолжались в течение всего XX века. Взяв за основу периодизацию Маркса, многие мыслители предлагали положить в основу не общественный строй, а способы производства. Так в эпоху зарождения капитализма на производстве стали переходить от ручного труда к машинному, что повлекло за собой бурное развитие промышленности, появление фабрик и заводов, заменивших ремесленные мастерские. Следующий качественный скачок в развитии происходит уже в XIX веке. Стремительно развиваются научные знания, изобретаются более совершенные машины, способные заменить человека. Это время промышленного переворота и массовой индустриализации.
Тем не менее, какими бы разными не были подходы все примерно сходятся на следующей периодизации.
1 период — середина XVII века — 1789 год;
2 период — 1789 год — конец XIX века.
Событие, послужившее катализатором кардинальных изменений в Европе стала Английская буржуазная революция (1640-1660 гг). Она явно демонстрирует кризис феодальных отношений. В результате королевская власть была ограничена парламентом, а в основу экономики легли капиталистические отношения. Фабрики и заводы заменяют ремесленные мастерские, начинается экспансия в другие страны с целью захвата рынков сбыта и колоний. Всех стран Европы так или иначе коснулись эти изменения. Где-то этот процесс происходил быстро революционным путем (Англия, Нидерланды). В других странах проводились реформы (США, Канада). В государствах центральной Европы процесс шел медленно, сохранялись феодальные пережитки (Франция, Германия). Где-то королевской власти удалось законсервировать прежние отношения, и длительное время сопротивляться изменениям (Испания, Россия). Завершением этапа принято считать Великую французскую революцию 1789 года.
Великая французская революция не только добилась смены экономической формации, но и политической. В некоторых западных странах монархию сменили республики. Правитель теперь избирался народом, хоть и избирательное право еще не было всеобщим. Все большее влияние на политику оказывают не родовитые дворяне и аристократы, а промышленники и торговцы. Конец XVII-начало XIX века ознаменовалось рядом научных открытий, позволивших совершить революцию в производстве. Наука стала работать на благо промышленности и индустриализации. К концу столетия был совершен настоящий прорыв — появились паровые двигатели, начало использоваться электричество. Все это оказало сильное влияние и на общественную мысль. Стали все чаще слышаться призывы к равноправию, наделению всех всеобщим избирательным правом, защищать труд работников.
Споры о периодизации продолжаются по сей день. Но никто не сомневается, что в эту эпоху произошли изменения, повлиявшие на формирование новейшей эпохи.
Понятие «новая история»: содержание и периодизация
Понятие «новая история»: содержание и периодизация
Термин «новая история» появился в европейской общественно-политической мысли еще в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление истории. Это понятие прочно закрепилось в исторической науке, хотя его содержание постоянно уточнялось и трансформировалось. К настоящему моменту под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации.
Всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свою периодизацию, которая отражает изменения в сущностных характеристиках изучаемого явления. В нашем случае речь идет об эволюции западной цивилизации на стадии перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу, или, используя более привычную для отечественной исторической науки терминологию, на стадии превращения буржуазных отношений в определяющий фактор общественного прогресса.
Историки различных школ существенно расходятся между собой в интерпретации этого процесса, а отсюда и споры по поводу периодизации новой истории. Как правило, ее начало связывают с английской революцией, вспыхнувшей в середине XVII в. и ставшей ярким симптомом кризиса «старого порядка». Сложнее с определением верхней границы периода новой истории. В советской историографии господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 г., когда в России произошла революция, открывшая новую эру в развитии человечества. При этом историки отталкивались от разработанной В. И. Лениным теории империализма. Он утверждал, что на рубеже XIX–XX вв. буржуазное общество в своем развитии достигло такого уровня, когда сложились все предпосылки для перехода к более совершенному и справедливому типу организации общества – социализму. Революция в России, по его мнению, как раз и открыла эту новую эпоху.
Надо сказать, что, разрабатывая свою теорию, В. И. Ленин опирался на многие вполне реальные факты. Перед западной цивилизацией тогда стояло немало сложных, трудноразрешимых проблем, и ее дальнейшие перспективы были весьма туманны. Скорый «закат» западной (буржуазной) цивилизации предсказывали в то время не только марксисты. Другое дело, что реальная жизнь оказалась гораздо сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале XX века. Появились новые факторы, которые никем не прогнозировались и которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. Выяснилось, что, с одной стороны, буржуазное общество отнюдь не исчерпало резервов для дальнейшего прогресса, а с другой, реализация на практике социалистической идеи оказалась делом гораздо более сложным, чем это казалось идеологам этого течения.
Естественно, все это серьезно осложнило решения казавшегося совсем недавно предельно ясным вопроса о датировке верхней границы новой истории. На наш взгляд, черту, отделяющую новую историю от новейшей, следует провести на рубеже XIX–XX вв., когда западная цивилизация подошла к своеобразной исторической развилке: ей предстояло либо найти пути для постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально иное качественное состояние. Ниже мы попытаемся показать узловые моменты эволюции западной цивилизации с того момента, когда она вступила на путь буржуазного прогресса, и вплоть до того, как достигла той исторической развилки, о которой говорилось выше.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 1. Понятие средневековья и его периодизация
Вопрос 1. Понятие средневековья и его периодизация В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки
Глава 3 ««Новая история»» и новая мифология
Глава 3 ««Новая история»» и новая мифология
На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история
На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история История африканского континента предстает перед его юными жителями как сияющая череда королевств и империй, среди которых одни совершеннее и чудеснее других (III.1). Сначала это империя Гана[9], где царствовал
ВВЕДЕНИЕ: образ — понятие — слово — история
ВВЕДЕНИЕ: образ — понятие — слово — история Если за словом стоит вещь, за предложением — факт, то естественно задать себе вопрос: не стоит ли за языком действительность? Мы вполне согласны с этим при условии следующего добавления: подобно тому, как между вещью и словом
Новая история старой Европы (вместо предисловия)
Новая история старой Европы (вместо предисловия) Предлагаемая вниманию читателя книга британского историка, профессора Г.Г. Кёнигсбергера «Средневековая Европа, 400-1500 годы» представляет собой университетский учебник. Писать предисловия к учебникам – дело в общем-то
Глава 7 Новая история стран Европы и Америки
Глава 7 Новая история стран Европы и Америки 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени? Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно
Панас Феденко Новая «История КПСС»
Панас Феденко Новая «История КПСС» Автор данного исследования Панас Васильевич Феденко родился в 1893 г. Историк и педагог, автор работ по древней и новейшей истории Украины. Действительный член Института по изучению СССР, член Ученого
9.1. Содержание понятия и периодизация эпохи
9.1. Содержание понятия и периодизация эпохи Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение — понятие более широкое,
Тема 1 История изучения Древнего Египта. География, периодизация, библиография
Тема 1 История изучения Древнего Египта. География, периодизация, библиография Введение в изучение искусства Древнего Востока: основные сложности курса, особенности бытования и обнаружения памятников искусства, специфический изобразительный язык. Основные источники
Тема 12 История изучения искусства Ближнего Востока. География, периодизация, библиография
Тема 12 История изучения искусства Ближнего Востока. География, периодизация, библиография Представления о Ближнем Востоке до научных открытий Нового времени: сведения по Геродоту, Библии, литературе средневекового Востока. Путешествие Пьетро дела Валле (XVII век) и его
Новая история становление индустриального общества в XIX веке
Новая история становление индустриального общества в XIX веке Часть I При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. В каком году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу в Англии,
Новая история Становление индустриального общества в XIX веке
Новая история Становление индустриального общества в XIX