периодизация истории беларуси кратко
Периодизация истории беларуси кратко
2. Средневековье (V – VIII – XV вв.).
Выделяется 2 этапа:
— начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец V – VIII – первая половина ХІІІ вв.);
— развитие феодальной системы (средина ХІІІ – ХV вв.).
3. Новое время (ХVI – начало ХХ вв.).
Подразделяется на 2 этапа:
— оформление феодальной системы и вызревание её кризиса (ХVІ – конец ХVІІІ вв.);
— генезис и утверждение капитализма, вызревание кризиса буржуазного общества (конец ХVІІІ в. – 1917 г.).
4. Новейшее время – с 1917 г. – до наших дней.
Актуальность и необходимость изучения истории Беларуси
1) историю своего Отечества необходимо изучать постоянно. Она всё время обогащается новыми фактами и забытыми событиями, заново переосмысливается новыми поколениями, которые видят в прошлом то, что не увидели их родители, создаётся разными историками, которые каждый по-своему представляют историю своей страны.
2) люди постоянно изучают историю уже потому, что постоянно её творят, а в процессе этого творения ищут аналоги в прошлом, чтобы с его помощью выверить настоящее и будущее.
3) история является важным духовным ресурсом общества. Она помогает увидеть настоящие ценности, корректирует поведение, укрепляет веру в то, за что следует бороться, рассказывает о человеческой природе, возможности морального выбора. История – это расширение жизненных горизонтов. Она делает людей более сильными.
Первобытная эпоха на территории Беларуси (100 – 40 тыс. лет до н. э. – VIII в. н. э.) 1. Первоначальное заселение белорусских земель.
2. Население территории Беларуси в эпоху бронзы и раннем железном веке.
3. Расселение славян.
Человек появился на Земле в период древнего каменного века (палеолита). На территории Беларуси палеолит датируется 40 тыс. до н. э. – ІХ тыс. до н. э. В нижнем и среднем палеолите человек был представлен питекантропами и неандертальцами, а в верхнем палеолите (около 40 тыс. лет до н. э.) сформировался человек современного физического типа – кроманьонец.
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
§ 1. Особенности истории Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
1. История Беларуси — составная часть всемирной истории
1. История Беларуси — составная часть всемирной истории. История (от греч. historia) — наука о прошлом, уже известном. В современном понимании история — наука о закономерностях развертывания во времени и пространстве всемирно-исторического процесса. Историческая наука представляет собой комплекс социально-гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Конкретно-исторический, фактологический материал является базой исторической науки, без которой она просто не может существовать. В силу своей специфики история отвечает на вопросы о том, что произошло, когда, где, почему и при каких обстоятельствах, какие этапы прошло в своем развитии и чем стало сегодня с точки зрения исторического опыта.
По сравнению с другими гуманитарными науками история выступает как комплексная наука, поскольку опирается на лингвистику, этнографию, философию, антропологию и другие отрасли знания. Каждая из этих наук также познаёт проблемы истории, но через призму своей специфики, собственными методами. Это может быть анализ процессов народонаселения, изучение динамики развития языка, культуры, экономических закономерностей развития отдельных стран или регионов. Те же вопросы исследует и история. Таким образом, она, с одной стороны, обогащает прочие науки историческими фактами и анализом, с другой — пользуется их выводами для более полного раскрытия исторического процесса.
История помогает узнать прошлое своей родины, точнее определить ее место среди других стран и народов. Она дает нам социальную память и позволяет сохранить преемственность в жизни поколений. Каждый гражданин, да и вообще каждый, кто изучал историю, должен понимать, что будущее страны и народа, будущее каждого человека обусловлено прошлым, нашей историей. Знать историю необходимо не только для того, чтобы ощущать связь времен, но и чтобы использовать исторический опыт, не повторять ошибок прошлого, а, наоборот, извлекать из него уроки, необходимые для решения современных задач. Вообще нельзя представить цивилизованного человека, гражданина той или иной страны, который бы не знал историю своего отечества.
Исторические события развертываются в пространстве и времени. Поэтому всемирная история подразделяется на историю крупных регионов (например, история Европы, история Латинской Америки) и историю отдельных стран и народов (России, Франции, США, Беларуси и др.).
Отечественная история изучает прошлое белорусского этноса, различных сторон его жизнедеятельности, взаимосвязи с другими народами и странами.
Периодизация истории беларуси кратко
Зта книга стала возможной благодаря двум проектам. Во-первых, на протяжении 15 месяцев — с сентября 2011 по ноябрь 2012 года — я читал для общественности курс лекций по истории Беларуси от древности до наших дней. Во-вторых, осенью 2012 года мне довелось написать сценарии 50 анимационных фильмов под общим заглавием «Летопись беларуской истории». На основе тезисов лекций и сценариев фильмов я создал текст книги, которую вы сейчас держите в своих руках.
Моя цель заключается в том, чтобы не только предложить читателям краткое изложение истории нашей страны за тысячу с лишним лет, но и связать внутренней логикой основные периоды исторического процесса. Поэтому я стремился не сводить свой курс исключительно к рассказам о важнейших событиях и выдающихся деятелях. Синтезов такого рода известно немало, однако с их помощью трудно понять общий смысл исторических событий на той части Земли, где живут беларусы.
Как и в других своих книгах, в каждом конкретном случае я выбирал из нескольких вариантов описания прошлого один, который:
(а) представляется мне наиболее правдоподобным;
(б) логически согласуется с другими известными фактами;
(в) соответствует национальной исторической концепции.
Читая лекции, я рассматривал ряд вопросов, имеющих отношение к проблеме формирования национального самосознания (что такое народ и нация; что такое национализм; судьба беларуского языка и т. п.). Но потом пришел к выводу, что в книге рассмотрение этих вопросов ни к чему. Оно лишь отвлечет внимание от главного. А это главное есть изложение и анализ исторических процессов, происходивших на территории расселения беларуского этноса.
Понятно, что в одной книге невозможно описать все стороны жизни нашего народа за огромный период времени. Отсюда неизбежная «фрагментарность» моего повествования. Основное внимание я уделил «узловым» вопросам политической и военной истории, а не развитию экономики, культуры, искусства.
Вследствие такого подхода книга принципиально отличается от сочинений авторов марксистской ориентации, выдвигающих на первый план «развитие производительных сил и производственных отношений». Я верю в то, что первичны не производственные отношения, а идеи. Именно этот факт подчеркнут в Библии: «Вначале было слово, и слово было у Бога, и Бог был словом»!
По моему мнению, процесс формирования беларуской политической нации вскоре завершится. Прекратятся, наконец, споры о том, кто такие беларусы. Победит беларусоцентричный взгляд на историю нашей страны, утвердится всеобщее понимание того, что независимость Беларуси — не случайное стечение обстоятельств, а закономерный итог исторических процессов, происходивших на беларуских землях.
При подготовке электронного варианта «Краткого курса истории Беларуси IX-XXI веков» я позволил себе уточнить некоторые не совсем корректные формулировки. На мой взгляд, название обязывает.
Не удержался и вставил свои комментарии, а вот отвлекаться ли на них, полагаю, Вы решите сами.
С уважением к автору и читателям ― Polochanin72
Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего.
Философ Платон, IV век до н. э.
Народ, который теряет память, перестает быть народом!
Папа римский Иоанн Павел II, XX век н. э.
О методе исторического анализа
Историк — это человек, обладающий цельным мировоззрением и способный к самостоятельному анализу событий прошлого. Попугаи, повторяющие чужие мысли — грустный случай. К сожалению, среди профессиональных преподавателей истории в настоящее время преобладают попугаи. Профессора и приват-доценты, читавшие самостоятельно разработанные курсы лекций на основе новейших открытий исторической науки, остались в прошлом.
Что нужно историку для успешной самостоятельной работы?
— Владение методом, чтобы не стать архивариусом фактов.
Британский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1976) получил мировую известность своим фундаментальным 12-томным научным трудом «Исследование истории» (1934-1961 гг.).
По теории Тойнби, элементарная «клетка» истории — столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование конкретного общества, и творческого Ответа, даваемого людьми (членами этого общества).
Вызов (он же — стечение обстоятельств) многообразен в своих конкретных проявлениях. Вызов может иметь форму:
а) природных условий развития данной цивилизации (например, изменение климата, крупномасштабные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых);
б) изменения социальных условий (например, кризис исчерпавшего себя способа производства или способа организации общества);
в) духовных изменений (например, замена язычества — христианством; появление нового направления внутри утвердившейся религии, например, распространение кальвинизма; возникновение новой политической идеологии и т. д.)[2].
Ответ — это творческие усилия людей, призванные решить конкретную проблему. В условиях конкретного места и времени совокупность удачных Ответов рождает локальную цивилизацию, обладающую неповторимым своеобразием.
Ритмы истории (они же — циклы развития локальных цивилизаций) — это пульсация Вызовов, с которыми обращается к человечеству Бог (он же Универсум, он же Первопричина бытия) и Ответов на них.
Автор каждого нового Ответа — не все общество, а небольшая часть его — «творческое меньшинство». В случае удачного ответа на конкретный Вызов оно увлекает за собой «инертное большинство», приобщает его к новым социальным и духовным ценностям.
Тойнби путем анализа огромного фактического материала вывел общие закономерности жизненного пути локальных цивилизаций — фазы.
(1) Фаза возникновения цивилизации;
(2) Фаза роста, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, порождаемых изменением общества. При этом своеобразие Вызовов и Ответов определяет специфику цивилизаций, иерархию их социальных ценностей и религиозно-философских концепций смысла жизни;
(3) Фаза надлома, вызванная деградацией элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной на силе, а не на добровольном подчинении ее авторитету;
(4) Фаза разложения — когда нравственное отчуждение раскалывает общество, уничтожает его внутреннее единство. Отчужденная часть населения превращается во «внутренний пролетариат», который совместно с «варварской периферией» («внешним пролетариатом») в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если только она не гибнет еще раньше в результате природных или техногенных катастроф[3].
У локальных цивилизаций нет жестко заданной судьбы. Ее определяют творческие усилия людей, и до тех пор, пока элита (творческое меньшинство) сохраняет свой духовный потенциал, такая цивилизация остается жизнеспособной.
История Беларуси
В данной статье представлена хронология важных исторических событий, происходивших на территории Беларуси.
Эпоха каменного века (100 000 – нач. 3 000 до н.э.)
100–35 тыс. лет до н.э. – появление на территории Беларуси первобытного человека. Самые древние поселения людей обнаружены в Гомельской области (у деревень Юровичи и Бердыж), они датируются 26-23 тысячелетиями до н.э. В других областях также были найдены следы доисторических культур.
Эпоха бронзового века (рубеж 3 и 2 тысячелетий – VIII – VI вв. до н.э.)
Археологические находки, относящиеся к бронзовому веку, имеют место на всей территории Беларуси.
Железный век и в раннее средневековье ( VIII – VII вв. до н.э. – VIII в. н.э.)
В этот период на территории, которую занимает современная Беларусь в бассейнах крупнейших рек: Днепр, Двина, Припять существовали поселения археологических культур: Милоградской, Поморской, Днепро-Двинской, культуры штрихованной керамики.
Первые политические объединения на территории Беларуси (VI – XIII вв.)
В начале первого тысячелетия нашей эры территорию современной Беларуси начали заселять славянские племена. За несколько столетий они распространились на весь регион, постепенно ассимилируя племена балтов, живших на этих землях.
VI-IX вв. – формирование у восточных славян первых политических объединений – союзов племен. На территории Беларуси: Кривичи, Дреговичи, Радимичи.
Кон. X в. – краткий период объединения большинства восточно-славянских земель при главенстве Киева, а затем до рубежа XIII – XIV вв. – период феодальной раздробленности. Это же время ознаменовалось принятием христианства православного толка как государственной религии и постепенного вытеснения им язычества.
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (XIII–XVI вв.)
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) начало создаваться во второй половине XIII в. при князе Миндовге и за полтора века превратилось в очень мощную державу, которая включала земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины, а также запада России. Границы государства простирались от Балтийского моря до Черного.
В течение нескольких веков ВКЛ играло важную роль в политике Европы, его влияние ослабело только после разорительных войн XVI века.
В 1569 г. между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским была подписана Люблинская уния: два государства объединялись в федерацию – Речь Посполитую.
Речь Посполитая (1569–1795 гг.)
Страна, постоянно раздираемая внутренними противоречиями, постоянно втягивалась в войны, самые разрушительные из которых для белорусских земель: 1654–1667 гг. – война с Московским царством, 1700–1721 гг. – Северная война. В результате Речь Посполитая утратила самостоятельную политику и перестала существовать как государство во время трех разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) между Россией, Австрией и Пруссией.
Российская империя (1772–1917)
Почти все белорусские земли оказались в составе Российской империи к 1793 г.
С конца XVIII в. и до середины XIX в. по территории Беларуси прошла волна больших военных конфликтов: восстание под предводительством Тадеуша Костюшко в 1794 г., вторжение армии Наполеона в 1812 г., польское восстание в 1830–1831 гг., восстание под руководством Кастуся Калиновского в 1863–1864 гг.
Затем последовал продолжительный период мира, прерванный Первой Мировой войной (1914–1918 гг.), во время которой на землях Беларуси надолго установилась линия фронта между германскими и российскими войсками, произошли кровавые сражения. 3 марта 1918 г. после подписания Брест-Литовского мирного договора, Советская Россия вышла из Первой мировой войны. Беларусь находилась в германской оккупации до декабря 1918 г.
От Революций до Второй Мировой войны (1917–1941)
март 1917 г. – революция в России, отречение императора Николая II от престола.
март 1918 г. – провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР). Просуществовала менее года до окончания немецкой оккупации.
1 января 1919 г. – провозглашение Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).
1919–1921 гг. – Война между Советской Россией и Польшей.
1921 г. – подписание Рижского мирного договора, по итогам которого западная территория Беларуси вошла в состав Польши.
1922 г. – БССР входит в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
1921–1928 гг. – проводится Новая Экономическая Политика (НЭП).
1921–1939 гг. – польская власть в Западной Беларуси активно проводит политику полонизации.
1932–1933 гг. – организация коллективного сельского хозяйства (колхозов).
Вторая мировая война и Великая Отечественная война (1939–1945 гг.)
17 сентября 1939 г. – после ликвидации Польского государства, Западная Беларусь вошла в состав БССР.
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
С сентября 1941 г. – Беларусь полностью под оккупацией германской армии. Начало установления нового порядка, основанного на терроре.
конец 1941 г. – начинает развертываться активное партизанское движение, которое к 1944 г. стало самым массовым во всей Европе.
конец июня – июль 1944 г. – операция «Багратион», в ходе которой войска Красной Армии полностью освободили территорию Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
9 мая 1945 г. – окончание Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Послевоенное время ознаменовало собой бурное развитие Беларуси как промышленно-аграрной страны.
1945 г. – принятие Беларуси в состав членов-основателей Организации Объединенных Наций (ООН).
1954 г. – вступление Беларуси в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
апрель 1986 г. – авария на Чернобыльской атомной электростанции, часть территории Беларуси подверглась радиоактивному заражению.
27 июля 1990 г. – Верховный Совет БССР принимает Декларацию о государственном суверенитете БССР, которой был придан статус конституционного закона 25 августа 1991 г., фактически провозглашавшего независимость БССР.
19 сентября 1991 г. – принятие название государства – Республика Беларусь.
15 марта 1994 г. – принятие Верховным Советом Республики Беларусь новой Конституции Республики Беларусь, посредством которой был введен институт президентства.
1994 г. – выборы президента Республики Беларусь. На этот пост избран Александр Григорьевич Лукашенко. Инаугурация главы государства состоялась 20 июля 1994 г.
14 мая 1995 г. – проведение парламентских выборов и референдума, на котором решены вопросы о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, экономической интеграции с Российской Федерацией.
2 апреля 1996 г. – президентами Беларуси и России Александром Лукашенко и Борисом Ельциным подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. Договор о Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
8 декабря 1999 г. – подписание Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, принятие Программы действий по реализации его положений.
10 октября 2000 г. – Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан подписали договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
27 ноября 2009 г. – руководителями России, Беларуси и Казахстана подписаны документы о создании с 1 января 2010 года Таможенного Союза.
11 октября 2015 г. – состоялись очередные президентские выборы, на которых действующий глава государства набрал рекордные 82,49% в первом туре и в пятый раз подряд занял высший государственный пост.
4. Периодизация истории Беларуси
4. Периодизация истории Беларуси
(1) Древнейший период (до IX века н. э.) — складывание племен. На это ушло не менее трех тысяч лет.
Наибольший интерес представляет для нас последний этап указанного периода, когда автохтонные балтские племена славянизировались в процессе взаимодействия с группами пришельцев, селившихся на судоходных реках и подчинявших своей власти жителей окрестностей.
Антрополого-генетическая основа беларуского народа — балтско-готское население эпох «каменного» и «железного» веков[9]. Славянский язык, та духовная культура, которую сегодня называют славянской, и христианство распространились среди коренного населения благодаря пришельцам. Небольшими группами они проникали на наши земли с северного, западного и южного направлений в период с V по XIII века новой эры. За 800-1000 лет они физически «растворились» в балтско-готском море, но их культурно-лингвистическое воздействие за это время полностью преобразовало местный духовный ландшафт.
Мы не западные или северо-западные русские. Мы — потомки древних кривичей и дреговичей, ятвягов и радимичей! А они, в свою очередь, были иного этнического происхождения, нежели предки так называемых «великороссов».
(2) Первое по времени государство на землях Беларуси — Полоцкое княжество (локальная цивилизация, сложившаяся в результате колонизации кривичей варягами-русами)[10]. Здесь утвердились принесенные варягами арианская церковь и старобеларуский (или просто русский) язык, единый для всех земель нынешней Беларуси.
Полоцкое княжество возникло около 862 года, утратило независимость в 1307 (т. е. через 445 лет), а в 1504 году из полуавтономного княжества превратилось в воеводство ВКЛ. Позже (в XI-XII вв.) возникли и другие княжества, общим числом до 20.
(3) На смену Полоцкому княжеству пришло новое государство — Великое Княжество Литовское и Русское[11]. Оно возникло к 1253 году вокруг Новгородка (в 1323 г. столица была перенесена в Вильню), но через 320 лет (в 1569 г.) объединилось с Польшей в конфедерацию Речь Посполитая. А через 20 лет к государственному союзу добавился союз (уния) православной церкви с католической.
Историческая (летописная) «Литва» — это земли ятвяжских племен, проживавших в западной части Беларуси (ятвяги были потомками готов). Историческая «Русь» находилась в восточной части ВКЛ, на землях псковских, полоцких и смоленских кривичей. Следовательно, Литва — изначально беларуская земля, в отличие от Жамойтии — нынешней Летувы[12].
Постепенно летописная Литва присоединила к себе весьма обширные территории, сначала — остальные ятвяжские земли (в XIII веке), потом — Русь (в XIV веке), потом — Жамойтию (в XV веке). Так возникло ВКЛ — государство, в котором сформировался беларуский народ, беларуская духовная и материальная культура.
Великие князья Литвы были балтами (или готами) по рождению, христианами по вере, беларусами по языку.
(4) Речь Посполитая существовала 225 лет (1569-1795 гг.). В ней происходили процессы полонизации и католицизации населения Литвы (западной части страны) и Руси (ее восточной части).
Сохранению Великого Княжества Литовского до нашего времени и полной реализации того потенциала, который был в нем заложен, помешали внешние факторы. Главным образом — две ужасные войны.
Первая произошла в 1654-67 гг. Польский писатель Генрик Сенкевич очень метко назвал ее Потопом. Московский царь Алексей Михайлович, которого в России любят называть «тишайшим», вел войну на уничтожение. Известна его установка своим войскам: «унии не быть, латинству не быть, жидам не быть», а эти три категории составляли большинство населения ВКЛ. В результате многочисленных убийств, эпидемии чумы, принесенной московитами, и массового вывода в рабство за 12 лет исчезла половина населения ВКЛ, в восточной части страны даже до 70-85 %.
Демографическая катастрофа, в свою очередь, остановила процесс соединения нашей шляхты, горожан и крестьян в единую политическую нацию (в понятиях того времени — литовскую). В результате к концу XVII века стала общепринятой формула «польская шляхта литовского происхождения». Одновременно эта шляхта ментально «разошлась» с крестьянством, отвергавшим полонизацию.
Через 40 лет обрушилась новая беда — Северная война России и Саксонии против Швеции. За те 10 лет (1705-15 гг.), когда боевые действия происходили непосредственно на наших землях, погибла треть населения ВКЛ. Снова произошла демографическая и экономическая катастрофа.
(5) Следующие 120 лет (1795-1917 гг.) — оккупация Российской империей. Процессы полонизации населения на беларуских этнических землях продолжались еще около 35 лет, но затем имперские власти осуществили резкий насильственный поворот. Царизм и российские церковные деятели уничтожили униатство (успешно превращавшееся в национальную церковь беларусов), развернули всеобъемлющую русификацию, внедряли имперскую идеологию и деспотическое государственное устройство, насаждали московский вариант православия и отсталую московскую культуру.
Наши предки еще долго героически боролись с захватчиками. На протяжении 70 лет из этих 120 (с 1794 по 1863 гг.) они трижды поднимались на антиколониальные восстания.
(6) Затем наступил советский период (1918-1991). Эти 72 года характерны истреблением и религии во всех ее разновидностях, и гуманистической культуры, и национализма, и свободной конкуренции, и многого другого.
Как видим, каждый следующий период был короче предыдущего: 900, 445, 320, 225, 190 лет. Видимо, этот факт отражает общее ускорение времени, о чем сейчас говорят и пишут многие авторы. Но каждый раз наш народ — с удивительным терпением и старанием — строил новый дом из старых камней.
А что беларусы успели создать за 1200 лет своей летописной истории? Немало. Помимо основных государственных образований (Полоцкое, Турово-Пинское, Новогородское княжества, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, БНР) надо упомянуть еще два великих княжества (Тверское и Смоленское) и две республики (Псковскую и Среднюю Литву). Мы также владели краями и землями (Двинский край, Северная земля, Надбужские окраины, Герцике и Кукенойс, Инфлянтское княжество, Курляндия).
Изучение основных периодов беларуской истории с древнейших времен и до наших дней убеждает в том, что ее важнейшие особенности таковы:
— Сохранение преемственности между локальными цивилизациями, сменявшими друг друга, несмотря на обрывы циклов их естественного развития;
— Умение жить «на перекрестке» ветров, сохраняя свою традиционную ментальность — несмотря на все насилия, катастрофы и оккупации.
Однако в результате отмеченных политических и социальных потрясений у беларусов не сложилась национальная идея, связанная с осознанием своей особенности по сравнению с соседями — московитами и поляками. Де-факто крестьяне, мещане и шляхта представляли этническую общность (народ), но в силу своих социально-психологических особенностей не могли подняться до осознания себя как единой нации. К тому же образованные слои (шляхта, купечество, духовенство) были частью истреблены, частью переориентированы — сначала на Польшу, потом на Россию.
Только сейчас, благодаря возрождению собственного государства, быстрыми темпами формируется «политическая общность» — современная беларуская нация.
В настоящее время у националистов больше оснований для оптимизма, чем 50 или 100 лет назад.
Во-первых, беларусам в течение последних 300 лет постоянно угрожало «растворение» — сначала среди поляков, потом среди русских. Но не растворились, уцелели, выжили, хотя и с большими потерями в духовной культуре.
Во-вторых, в мире есть много народов без своей государственности. Первые, кто вспоминаются в качестве примера — баски (1,8 млн) и каталонцы (7,5 млн) в Испании. А у нас свое государство имеется!
В-третьих, в мире существуют свыше 100 государств, население которых использует «чужой» язык. Но это не мешает им быть суверенными и сугубо национальными. Например, таково Ирландское государство[13].
То, что действительно вызывает у меня сожаление и недоумение, так это позиция ряда «официальных» беларуских историков, занятая ими в последние годы. Загляните, к примеру, в совместную статью академика-секретаря Отделения гуманитарных наук НАН Александра Ковалени и директора Института истории Вячеслава Даниловича, опубликованную в московском журнале «Родина» (спецвыпуск за апрель 2012 г.), которая называется «Россия и Беларусь: общность исторической судьбы».
Как же они боятся хотя бы намёком задеть великодержавный шовинизм россиян! Ни одного упоминания о многочисленных кровавых войнах Москвы с целью захвата наших земель! Ни слова о политике русификации беларусов и уничтожения униатства! Напротив, авторы статьи заявили следующее:
«…включение белорусских земель в состав российской империи явилось решающим фактором, который (…) содействовал возрождению и развитию национально-духовных традиций» (с. 105).
«Россия, в отличие от других империй (…) стремилась не выкачивать средства из подвластных территорий, а развивать их социально-экономический и духовно-культурный потенциал» (там же).
Такие заявления, во-первых есть ложь, во-вторых это возврат на позиции Л. С. Абецедарского, П. Т. Петрикова, А. И. Залесского и других «партийных историков» БССР — убежденных врагов независимого беларуского государства. С людьми, занимающими сегодня такие позиции, нам не о чем разговаривать. Нет точек для соприкосновения.
Итак, в современной беларуской историографии существуют два основных подхода к рассмотрению вопросов истории Отечества — национальное и антинациональное. Не требует особых доказательств тезис о том, что укреплению суверенитета Беларуси способствует только национально ориентированная историческая наука, служащая интересам своего государства и своего народа.
Читайте также
Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции
Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные
Периодизация истории Японии
Периодизация истории Японии Асука (также Суйко) (552 – 645 гг.)Нара (646 – 794 гг.)Ранний период (646 – 710 гг.)Ранний Хэйан (также Дзеган или Конин) (794 – 898 гг.)Хэйан (898 – 1185 гг.)Камакура (1185 – 1333 гг.)Муромати (1333 – 1573 гг.)Наньбокусё (Южного и Северного двора) (1333 – 1392 гг.)Сэнгоку цзидай
Периодизация истории Древней Греции
Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский
Периодизация истории и хронология Древнего Египта
Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил
ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ Историю Империи принято делить на несколько периодов: принципат Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.), правление династии Юлиев — Клавдиев (14—68 гг.), расцвет Империи (69—161 гг.), кризис Империи (161—284 гг.), доминат Диоклециана и
Периодизация истории Империи
Периодизация истории Империи Историю Империи можно разделить на следующие шесть периодов. I. Принципат Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.) — период реакции и завершения организации Империи.II. Период террористического режима и его падение (14—69 гг.) — правление императоров из
ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИМПЕРИИ И ЕЕ ИСТОЧНИКИ Историю Империи принято делить на несколько периодов: принципат Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.), правление династии Юлиев — Клавдиев (14—68 гг.), расцвет Империи (69—161 гг.), кризис Империи (161—284 гг.), доминат Диоклециана и
Периодизация истории Империи
Периодизация истории Империи Историю Империи можно разделить на следующие шесть периодов. I. Принципат Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.) — период реакции и завершения организации Империи.II. Период террористического режима и его падение (14—69 гг.) — правление императоров из
Периодизация истории и хронология Древнего Египта
Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил
Периодизация истории Месопотамии
Периодизация истории Месопотамии История Древней Месопотамии охватывает несколько тысячелетий, и в ней невозможно ориентироваться, не представляя себе заранее ее периодизации. В общей сложности, в истории Месопотамии выделяются следующие эпохи.Время VI — начало IV
Глава 1. ДОЛЕТОПИСНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ
Глава 1. ДОЛЕТОПИСНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ — Кто такие беларусы? — Славяне! — А кто такие славяне? — Славяне? Знал бы точный ответ, получил бы Нобелевскую премию! (Из диалога на
Периодизация истории государства и права
Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная
1. Как представлена периодизация истории Средних веков?
1. Как представлена периодизация истории Средних веков? Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической
1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?
1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени? Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно формировался ее современный облик.Термин
§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений
§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений В учебной и научной литературе существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.В процессе преподавания довольно давно выявилось, что периодизация истории политических и правовых учений
Периодизация истории
Периодизация истории Казенные средства, отпускаемые на миссионерские цели, были скудны; на них нельзя было не только строить храмы, но и подчас содержать семьи миссионеров. Начиная с основания Алтайской миссии, деятельность миссионерских учреждений (станы, школы,