периоды истории социальной психологии

Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика.

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии

Социальная психология как наука. Объект и предмет социальной психологии.

Социальная психология как отрасль психологической науки изучает закономерности функционирования общественных психических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп), как представители различных обществ.

Как наука соц. псих. оформляется во второй половине 19 века.

Задачи социальной психологии:

1) Изучение феномена взаимодействия между людьми, в том числе общения.

2) Исследование социально-психологических характеристик социальных групп как целостных образований.

3) Изучение массовых психических явлений.

4) Выявление собственно-психологических механизмов социальных влияний на человека и общество, как участников соц. жизни, субъектов соц. взаимодействия.

5) Выработка практических рекомендаций в плане усовершенствования взаимодействия людей.

Социальная психология в системе научного знания.

Взаимодействие СП с психологическими науками и другими отраслями научного знания:

Общественные науки (философия, социология, реклама) – предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов.

Общая психология позволяет соц. психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить псих. особенности личности, являющегося субъектом общественных отношений.

Исторические науки показывают соц. психологии как осуществляется развитие соц. психики и сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают соц. психологии правильно понять политические процессы и как влияет на общественное сознание людей, как изменяется соц. психика людей в условиях полит. деятельности или под её влиянием.

Экономические науки раскрывают соц. псих. сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе. Показывает им как они влияют на общественные отношения и на проявление в ней соц. психики и общественного сознания людей.

Культурология и этнология исследуют особенности структурного и этнического развития различных этнических особенностей, дают возможность соц. психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и научной принадлежности на соц. психику явлений.

Педагогические науки представляют соц. психологии информацию об основных направлениях учения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по соц. психологическому и психологическому обеспечению этих процессов.

Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика.

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе, и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Источник

Становление и развитие социальной психологии как научной дисциплины

Социальная психология столь же древняя область человеческого познания, как и те дисциплины, которые внесли свой вклад в ее становление. Однако устойчивое закрепление термина «социальная психология», а также систематические исследования, создание первых учебников и основополагающих трудов относятся к началу XX в. Закономерности развития социальной психологии связаны с ходом развития большинства наук.

В истории социальной психологии можно выделить несколько периодов:

С древних времен люди накапливали и использовали данные социально-психологического характера. Практически во всех известных мировоззренческих системах, будь то мифы, религиозные, космогонические или прочие конструкции, отражается опыт постижения социально-психологической природы жизни людей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной и социальной жизни. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. На этом донаучном (синкретическом) этапе существования социальной психологии знания, воззрения и их практическое применение были слиты в единое целое.

В процессе развития человеческой мысли большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в
философии нового времени— системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний обозначается как философский. Он характеризовался тем, что происходило расщепление социально-психологического знания на теоретическое и прикладное.

Период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки, связан с развитием языкознания, накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; с успехами и потребностями криминологии; расширением массового производства и развитием городов. Социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (коллективный, народный дух, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы. В этот период развития социальной психологии ученые собирали, сравнивали, анализировали, различные исторические, этнографические, антропологические сведения, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Так формировались предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии принято считать 1859 г., когда в Германии X. Штейнталь совместно с М. Лацарусом начал издавать журнал по этнической психологии и языкознанию («Психология народов и языкознание»).

В этот период складываются первые социально-психологические концепции:

Первыми шагами научной социальной психологи и были: лабораторные исследования Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1887); полевые (в реальной практике) исследования Е. Старбака «Психология религии» (1899); прикладные исследования Г. Джейла о психологии рекламы (1900).

К числу положительных моментов развития описательной психологии можно отнести:

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Г. Зиммеля (1858— 1918) и Ч. Кули (1864— 1929). Эти исследователи стали рассматривать личность не абстрактно, а в ее взаимодействии с людьми внутри группы и с различными характеристиками групп. Они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека с социальными группами.

Отечественная социальная психология в силу ряда исторических обстоятельств не всегда была интегрирована с мировой наукой, но развивалась она теми же путями, что и в других странах. На
рубеже XIX и XX вв. получили известность первые отечественные труды по социальной психологии, носящие глубокие отпечатки наук-прародительниц — социологии и психологии, а также богословия. С 1860-х до 1920-х гг. развитие социально-психологических идей в России происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Исследовались психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались военной и юридической практикой, медициной, при изучении национальных особенностей поведения, верований и обычаев. Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук, прежде всего социологи. Большой интерес представляют разработки приверженцев психологической школы в социологии (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский).

Особое место в российской социальной психологии занимают работы В.М. Бехтерева: «Личность и условия ее развития» (1905), «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911). Фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921) может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Принципы рефлексологического объяснения индивидуальной психологии были использованы в теории коллективной психологии. Заслуга В.М. Бехтерева заключается в разработке системы социально-психологических знаний. Он дал развернутое определение предмета социальной психологии: изучение психологической деятельности участников собраний и сборищ. В.М. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Важно его положение о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование. В сочинениях ученого содержится описание большого эмпирического материала, полученного при проведении объективного наблюдения и применении анкет, опроса.

При создании марксистской психологии в России в 1920-е гг. прослеживались две тенденции:

Именно в 1920-е гг. на длительный промежуток времени разошлись пути отечественной социально-психологической мысли и мировой социальной психологии.

В 1920-е гг. за рубежом оформился научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп с использованием количественной обработки данных. Начало этого этапа обычно связывают с работами В. Меде, Ф. Оллпорта, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. При этом эксперимент распространялся с исследования простейших психических процессов на изучение социально-психических явлений, значительно усовершенствовался
и преобразовывался.

В 1920 г. В. Меде опубликовал результаты своих экспериментов с группами, начатых в 1913 г. Аналогичные эксперименты проводил Ф. Оллпорт. Здесь были выявлены особенности протекания познавательных процессов (ощущения, внимания, мышления) в условиях изоляции и присутствия группы.

Несколько позже и в ином направлении проводил свои эксперименты в группах В.М. Бехтерев (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым). В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения к проступку, позволяет личности выдержать более сильные раздражители.

Начиная с 1920-х гг. социальная психология сделалась ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии. Широкий размах прикладных исследований поддерживался крупными промышленными концернами и военными ведомствами.

Что касается СССР, то происходившая в 1920— 1930-е гг. дискуссия о природе, роли и предмете социальной психологии закономерно для того политического климата перешла из научной в идеологическую. В ходе становления марксистской психологии социальная психология была «отменена» по причине ее «ненужности» и «буржуазности». Зачем нужна специальная наука, изучающая закономерности того, как люди живут друг с другом, если существуют марксистский исторический материализм, располагающий всеми ответами на возможные вопросы? Происходит изоляция отечественной науки от западной психологии; налагается запрет на публикацию трудов иностранных авторов. Значительно сократились разработки по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Многие исследования сворачиваются, некоторые переходят в область детской или педагогической психологии.

В это время в Европе и США проводятся исследования по выявлению влияния (положительного и отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими какой-либо деятельности. Было замечено, что одно лишь присутствие наблюдателей из числа авторитетных для членов группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных ее участников (эффект фасилитации).

Проводились исследования влияния межличностных, неформальных отношений на производительность труда, отношение к труду, трудовую дисциплину, текучесть кадров, отношение рабочих к изменению норм, расценок (Э. Мэйо). Однако многие разделы социальной психологии и по сей день находятся на описательном уровне (массовидные явления, процесс социализации личности и т.п.).

После Второй мировой войны в социальной психологии отмечается особый прогресс, как в области концептуальной, предметной, методической, так и в ее роли в системе психологических наук. Мировые катаклизмы 1930— 1940-х гг. бросили вызов социальнопсихологической науке, предъявив для осмысления опыт сложнейших массовых явлений: геноцид, фашизм и нацизм, массовые истерии, социальная паранойя и коллективное внушение. В 1950— 1960-е гг. бурно развивается международное сообщество социальных психологов; проводятся многочисленные исследования; научные дискуссии приобретают комплексный и междисциплинарный характер; начинают издаваться сотни новых научных журналов и книг.

Современный этап развития социальной психологии в целом характеризуется усилением прагматической направленности: именно прикладные исследования и область практической социальной психологии образуют фарватер этой науки.

Неоценимый вклад в прогресс социальной психологии внесли К. Левин и его школа, имеющая значительные достижения в области теории поля и групповой динамики.

В 1960-е гг. наблюдается расцвет социальной психологии во всем мире. После долгого перерыва возрождается социальная психология и в нашей стране. Данный период характеризуется снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни, разработкой основных проблем социальной психологии. Следствием этого было то, что отечественная социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. В области методологии социальной психологии плодотворными стали концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разработки А.С. Макаренко, К.К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Вопросам деятельности посвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

На современном этапе отечественные исследования в области социальной психологии органично интегрированы в общемировую науку.

Исследования социальных психологов отвечают в основном социальным запросам современного быстро изменяющегося мира. Следует отметить, что, хотя в и прикладной сфере данная дисциплина успешно развивается, процесс интеграции огромного количества данных в должную теоретическую систему существенно отстает. Социальной психологии пока не удалось создать какой-либо общепринятой теоретической конструкции. Обнаруженные в ходе исследований закономерности продолжают интерпретироваться противоречивым образом.

Источник

История социальной психологии

История социальной психологии. Социальная психология как наука.

История социальной психологии

Социальная психология имеет длительную предысторию, но короткую историю[1]. В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний можно условно обозначить как философский. Он характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).

В период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина ХIХ в.), элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии и социологии, антропологии и этнографии, криминологии и языкознании. На этом этапе развития социальной психологии (условно его можно назвать феноменологическим) учёные лишь собирали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке. В этот период формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1859 г., когда Х.Штейнталь совместно с М.Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию «Психология народов и языкознание».

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

1. Психология народов возникает в Германии, в основном в трудах философа М.Лацаруса и языковеда Х.Штейнталя. задача социальной психологии с позиций этой концепции – «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов». Эта концепция в последствии была развита в трудах В.Вундта (1832-1920), который разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

2. Психология масс первоначально разрабатывалась в исследованиях Г.Тарда. В качестве универсального принципа объяснения социальных явлений им использовался принцип подражания. Родоначальниками этого направления были также итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1831-1941).

Основой объяснения явлений и закономерностей в социальной психологии Густав Лебон считал психическое заражение и рассматривал всякое скопление людей как «массу», в которой человек утрачивает самостоятельность личности, критичность ума и способность к суждению. Согласно его исследованиям, поведение человека в толпе характеризует:

— обезличивание (господство инстинктивных импульсивных реакций)

— преобладание чувств над интеллектом

— утрата чувства личной ответственности т.п.

Первыми шагами современной социальной психологии считаются:

— лабораторные исследования Н.Трипплета динамогенных факторов в кооперации (1887г.)

— полевые (в реальной практике) исследования Е.Старбака «Психология религии» (1899г.) и

— прикладные исследования Г.Джейла в области психологии рекламы (1900г.).

К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (по сути, описательном) этапе можно отнести следующие: выделение в особый класс таких социально-психологических явлений как массовидные явления, коллективная психология; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявление психологических различий первобытных народов.

В 20-е годы ХХ в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В.Мёде, Ф.Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В 1920г. В.Мёде опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал осуществлять ещё в 1913г. эти эксперименты проводились по определённой методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым и постепенно количество участников увеличивалось. Была выявлена разница в способности выносить боль в одиночку и в группе, звукоразличении, устойчивости и силе внимания, счёте и т.п.

Аналогичные эксперименты проводил и Ф.Олпорт.

В.Мёде (в Европе) и Ф.Олпорт (в США) положили начало исследованиям по выявлению влияния (положительного и отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими какой-либо деятельности. При этом выяснилось, что эффект влияния зависит от того, «рядом» (т.е. не взаимодействуя) или «вместе» (т.е. совместно, сотрудничая) действовали индивиды.

Было замечено, что одно лишь присутствие наблюдателей из числа авторитетных для членов группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных её участников (эффект фасилитации).

Несколько позже, уже в ином направлении, проводил свои эксперименты в группах В.М. Бехтерев (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым).

В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объёма знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, чем в одиночку, даёт общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Завершая описание этапов развития социально-психологического знания, следует иметь в виду, что из-за неравномерности этого процесса многие разделы социальной психологии и по сей день находятся на описательном уровне (такие как, массовидные явления, процесс социализации личности, мотивационные проявления личности и т.п.).

Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале ХХ в. направлений психологии: психоанализа, бихевиоризма, интеракционизма.

В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы и парадигмы. К числу таких новых подходов, появившихся в середине ХХ в. и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, когнитивизм, теория социальных представлений и др.

Выделяют шесть критериев, позволяющих дифференцировать различные направления:

1) характер основного источника данных для наблюдения

2) понятия, используемые при описании личности

3) роль сознания в описании и объяснении поведения

4) роль бессознательного в описании и объяснении поведения

5) роль внешней среды

6) роль социокультурной среды.

Во времена появления бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании. Бихевиоризм радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула «стимул-реакция»

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии(А В С D…)

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии(А В)

Примером линейного поведения является реализация приказа в армии, а кругового поведения – беседа, обмен мнениями. В качестве социальных стимулов могут выступать речь, жесты, мимика, действия и некоторые соматические реакции. Социальными реакциями на стимулы являются: подражание, симпатии, обсуждения, общая работа, заразительность реакций в толпе и т.п.

Основные достижения бихевиоризма связаны с изучением диадных (парных) взаимодействий. Однако упрощённое представление о человеческом взаимодействии, принятое в бихевиоризме, не позволяет адекватно описать сложные формы социального поведения людей.

Резкая критика в конце 20-х – начале 30-х годов заставила классический бихевиоризм в США принять форму необихевиоризма. В социальной психологии необихевиоризм разрабатывался в исследованиях Э.Богардуса, Г.Олпорта, В.Ламберта, Р.Бейлза, Г.Хоманса, Э.Мэйо и др. необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные в традиционную формулу «стимул-реакция»

периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии периоды истории социальной психологии. Смотреть фото периоды истории социальной психологии. Смотреть картинку периоды истории социальной психологии. Картинка про периоды истории социальной психологии. Фото периоды истории социальной психологии(S N R). В качестве таких переменных выступали врождённые и приобретённые детерминанты в виде стремлений, намерений, осознания целей поведения.

Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали своё внимание на групповых процессах, установках личности, её статусах, ролях, вопросах методики исследования. Так, Р.Бейлз тщательно разработал метод наблюдения, Э.Богардус и Г.Олпорт – различные приёмы шкалирования, Э.Мэйо стал одним из создателей промышленной социальной психологии.

В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные переменные (К.Халл) и оперантное обусловливание (Б.Скиннер), были разработаны теории: фрустрации – агрессии, социального обмена и т.д. кроме того, с позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения.

Центральной идеей этого направления выступает идея подкрепления. Основной проблемой в исследованиях бихевиористской ориентации является научение. Механизмами научения, согласно бихевиоризму, являются классическое (И.П.Павлов) и оперантное обусловливание (Б.Скиннер). В методологическом плане для необихевиоризма характерна опора на такие принципы как:

1) абсолютизация естественнонаучных стандартов исследования

2) верификация (или фальсификация) и операционализм

3) натурализм, т.е. игнорирование специфики человеческого поведения

4) отказ от учёта ценностных факторов

5) негативизм в отношении теории и абсолютизация эмпирического описания

6) принципиальный разрыв связей с философией и т.п.

Психоанализ

Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощённых представлений о социальной активности человека, психоанализ, в его ортодоксальном варианте, был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека.

Согласно З.Фрейду, личность состоит из трёх инстанций: «Оно» (инстинкты, бессознательные влечения, потребности), «Я» (сознание, руководствующееся принципами реальности) и «Сверх-Я» (общественные нормы, законы). Поведение человека объясняется взаимодействием этих трёх составляющих.

Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации.

Социальная активность, по мнению Фрейда, базируется на изначальных противоречиях человеческой психики, которые в ходе общественного развития постепенно «сублимируются» в различные формы межэтнической, межнациональной, межгосударственной, групповой, партийной, классовой и прочей борьбы. Попытки «лечения» организма человечества извне, т.е. с помощью установления более разумных структур власти, усиления Лиги Наций и т.д., Фрейд считает мерой целесообразной и необходимой, но недостаточной, ибо, таким образом, мы лечим симптомы, не добираясь до корней болезни. Корни же лежат в самой человеческой психике, где изначально противоборствуют «прогрессивные» и «регрессивные» устремления, жажда жизни и жажда смерти, стремление к движению по путям саморазвития и стремление к возвращению в исходное «материнское лоно» не осознающей себя материи. Практический выход из тупика Фрейд видит в постепенном возрастании роли человеческого разума, осознающего свои первородные инстинкты и научающегося укрощать их без патологических травм для самой человеческой психики.

Непосредственные последователи Фрейда (фрейдисты) и неофрейдисты, предпринявшие попытки модифицировать учение З.Фрейда, учесть роль социальных факторов в развитии психики, активно разрабатывали и проблемы социальной психологии. Неофрейдисты выдвинули ряд положений:

— о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (и даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе;

— о сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам;

— о выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т.п.

В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей, тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

Когнитивизм

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами – взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия\несоответствия.

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают так называемые теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признаётся потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдера), коммуникативных актов (Т.Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П.Танненбаумана).

Каждая из указанных теорий выделяет определённые аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании. Эта идея может быть уязвима методологически: абстрактное соответствие зачастую никак не связано с реальным миром.

Интеракционизм сосредоточивается на четырёх проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются:

1) человеческая природа и социальный порядок как продукты коммуникации;

2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т.Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р. Мертон), социальной драматургии (Э.Гофман) и др.

Можно выделить и другие направления в развитии социальной психологии, но вклад их в этот процесс менее значителен.

Общей тенденцией развития социальной психологии являются утрата специфических особенностей методов исследования, сужение предмета исследования и, как следствие, переход от глобальных концепций к более локальным моделям описания социально-психологических феноменов и закономерностей.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 5642 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *