персонажи сказок пушкина список
Сказки Пушкина
Персонажи
Поиск персонажей
Работник у попа. Отлично работает, обладает недюжинной силой и хитростью.
Та самая, что «орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».
Безымянный персонаж, герой «Сказки о царе Салтане» или «Сказки о мертвой царевне».
В первом случае является одним из тридцати трех богатырей-братьев Царевны Лебеди, во втором — одним из семи богатырей, названных братьев невесты царевича Елисея.
Князь острова Буяна, сын царя Салтана.
Живая голова великана — брат Черномора, которому карлик отрубил голову во сне. Хранит по себе волшебный меч, который должен личишть Черномора былой силы.
Воевода тридцати трех богатырей.
Жених царевны, королевич. Искал её по всему свету, а нашел «за речкой тихоструйной в глубокой норе высокой горе».
Разбойник, сватавшийся к купеческой дочери, но изобличенный ею.
По общим признакам — Владычица Морская, которая исполняла желания старухи, жены старика.
Верный страж границ царства Дадона, подаренный мудрецом.
Чародей, пытавшийся погубить Царевну-Лебедь.
Дочь Владимира, жена Руслана, похищенная Черномором во время свадьбы.
Мать медвежат, погибла защищая своих медвежат.
Муж медведихи, отец медвежат. Призывал зверей, чтоб помогли выручить его медвежат.
Зведочет и скопец, подарил Дадону Золтого Петушка, потребовал за свой дар Шамаханскую Царицу.
Волшебница, что помогает Фарлафу.
Средняя сестра жены Салтана, вместе со старшей сестрой и сватьей бабой Бабарихой добились изгнания царицы и её сына.
Наниматель Балды, не очень любящий платить по счетам.
Отвергнутый жених Людмилы. «Младой хазарский хан, полный страстной думы».
Отвергнутый жених Людмилы. «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».
Жених Людмилы. Князь, выручивший невесту из рук Черномора.
Рыбак, поймавший золотую рыбку.
Жена старика, которая никак не может определиться с желаниями.
Хозяин омута, дед чертенка, заплатил Балде оброк.
Старшая сестра жены Салтана, и её завистница.
Отвергнутый жених Людмилы. «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей»
Волшебник, что помогает Руслану. Был влюблен в Наину.
Невеста Елисея, та, что «на свете всех милее, румяней и белее». Гостья семи богатырей.
Невеста Гвидона, волшебница. Красавица, у которой «месяц на косе блестит, а во лбу звезда горит».
Царица, мачеха царевны, позавидовавшая её красоте.
Жена Царя Салтана, сестра ткачихи и поварихи, мать Гвидона.
Старый царь, получивший от мудреца подарок.
Служанка царицы, которую та послала извести царевну, но чернавка этого не сделала.
Карлик, злой волшебник, похитивший Людмилу. «Красавиц давний похититель, полнощных обладатель гор».
Обитатель омута, пытался провести Балду и уклониться от уплаты оброка.
Девица, из-за красоты которой перебили друг друга сыновья Дадона.
Возвращаться, вроде как, не собираюсь, но мне зудит.
Все спят, соседу сюрприз портить не хочу, кузина спит, Кристина спит, спят все, а я только закончил то, с чем горбатился часов шесть, и мне надо это куда-то сохранить (ну и с кем-то поделиться). Прошу любить и жаловать — холодильник. Сосед заранее пообещал не выгонять в коридор, но он не знает, что тут.
Имею право не уметь рисовать домики.
Глянул ленту, понял, что не готов к любым социальным контактам, но готов куда-то сохранить вот это вот.
Добрые персонажи в сказках Пушкина
В каждой сказке Александра Сергеевича Пушкина происходит борьба добра со злом. Эти два явления находят выражения в соответствующих персонажах.
К добрым персонажам можно отнести следующих.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
1. Молодая царевна (дочь царя)
Обладает невероятной красотой, но не гордится ею. Очень добрая, скромная, порядочная и приветливая со всеми. За это ее все любят.
2. Королевич Елисей
Жених царевны, который в одиночку отправился на поиски своей возлюбленной. Им движут только светлые чувства, и он очень переживает из-за своей потери.
3. Семь богатырей
Приютили девушку в своем доме и спасли ее от смерти в лесу. Очень полюбили девушку. С уважением приняли ее отказ выходить за одного из них замуж.
Сказка о попе и о работнике его Балде
Работник Балда
Работящий, смекалистый и справедливый работник, который великолепно выполняет работу и придерживается договора с попом.
Сказка о рыбаке и рыбке
1. Золотая рыбка (положительный герой)
Золотая рыбка — это могущественная волшебница. Она попалась к старику в сети, и в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.
2. Старик (положительный герой)
Старый рыбак живет в землянке на берегу моря и ловит неводом рыбу. Однажды поймал золотую рыбку, которая в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.
Старик был добрым и ничего не попросил, но множество раз передавал рыбке просьбы своей жены.
Сказка о царе Салтане
1. Царь Салтан
Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.
2. Царица
Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.
3. Князь Гвидон
Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.
4. Царевна Лебедь
Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.
Сказка о золотом петушке
1. Звездочет
Когда царь Дадон не смог совладать со своими врагами, он обратился с просьбой к звездочету. Мудрец оказал государю большую услугу — подарил золотого петушка.
2. Золотой петушок
Золотой петушок — волшебный персонаж, который предупреждал государя о надвигающихся вражеских войсках.
Волшебный петушок выступает тут в роли правосудия.
Запишите имена героев сказок А.С. Пушкина.
Ответ или решение 4
Все мы знаем и любим сказки «О попе и работнике его балде», «О мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Руслан и Людмила», роман «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка». Лёгкий слог, яркие герои, необычный сюжет, все это отличает творчество А.С. Пушкина. Но мы могли бы лишиться радости знакомства с его замечательными произведениями, не окажись его няней Арина Родионовна.
Арина Родионовна Яковлева родилась весной 1758 года в семье крепостных крестьян в Санкт-Петербуржской губернии. По некоторым источникам, её настоящее имя Ирина или Иринья.
С рождения она принадлежала графу Апраксину, но вскоре деревню, в которой жила её семья купил прадед будущего великого поэта.
Предположительно, вышла замуж в 1781, за крепостного Федора Матвеева. Тогда она получила разрешение хозяев переехать к супругу в другое село. В этом браке у неё появилось четверо детей, но, к сожалению, вскоре её муж скончался.
Позже Арину Родионовну к себе взяла бабушка поэта, Мария Ганнибал, для воспитания и выкармливания его матери – Ольги. Няню ценили в этой семье, за хорошую службу ей выделили собственную избу в одной из деревень. Для вдовы с детьми это было неплохое подспорье.
Когда на свет появился будущий известный поэт и писатель, лучшей кандидатуры чем Арина Родионовна, в качестве няни, нельзя было представить. Она находилась при Пушкине вплоть до его поступления в Царскосельский лицей. После того, как повзрослели все её воспитанники, она осталась жить в семье Пушкиных.
Арина Родионовна умерла в возрасте 70 лет в 1828 году в Санкт-Петербурге от тяжелой болезни, вызванной сменой хозяев и переездом ранней весной в другой дом. Александр Сергеевич искал её могилу, но так и не нашёл. Только во второй половине XX века на Смоленском кладбище установили плиту в память о ней.
Краткая биография №3 Няня Пушкина
Няня Александра Пушкина Арина Родионовна родилась в семье крепостных в 1758 году. Были они поморами. Большая семья жила небогато. Семеро детей, приученные с ранних лет трудиться, во всём помогали родителям. Арина долго не могла выйти замуж, невесту без приданого мало кто хотел брать. Родители девушки нашли ей такого же бедняка, как и сами, Фёдора Матвеева. Была Арина по деревенским меркам уже перестарком, пошёл ей 24 год. Семейная жизнь Арины не сложилась. Был муж плохим хозяином, часто в стакан заглядывал. Появились в семье дети: две дочери и два сына.
Стало жить ещё тяжелее. И пошла Арина на поклон к барыне. Взяли её господа смотреть за новорожденной дочерью Надей. Выкормила её Арина, вырастила и полюбила её, как своего ребёнка. А когда Надя вышла замуж, стала няня кормилицей её маленькой дочери Ольги. Позже родился Александр. Знала ли простая крестьянка, что нянчит будущего великого поэта – Александра Пушкина. Была, теперь Арина Родионовна, женщиной весёлой добродушной, за что любили её и господа, и прислуга. Соберётся няня детям поверья и сказки разные рассказывать, а в дверях уже прислуга стоит, тоже слушает. Дети были в восторге от её рассказов. С тех самых пор маленький Пушкин стал очень суеверным.
За честную службу господа подарили няне большой дом в деревне Кобрино. Жить её семье стало легче, появился достаток. После смерти мужа, Арина Родионовна осталась жить в семье Пушкиных до конца своих дней. Господа не раз предлагали ей вольную, но она всякий раз отказывалась, не представляя себе жизни без этой семьи. Сведения о том, была ли на свободу отпущена её семья, не сохранились. Известно только, что Мария, старшая дочь Арины Родионовны, стала женой крепостного крестьянина.
Арине Родионовне Пушкины доверяли, только ей позволяли ночевать в господском доме. Позже вторую дочь Арины Родионовны Надежду взяли в дом прислугой. Когда дети господ подросли, няня перебралась в имение Михайловское.
В 1824 году Александра Пушкина отправили во вторую ссылку в Михайловское, в которой он провёл несколько лет. Всё это время рядом с ним жила его старая няня. Александр Сергеевич её очень любил. Комната няни была напротив кабинета Пушкина. Проснувшись, он спешил проведать свою мамушку, как он называл Арину Родионовну. Очень тревожился, когда она болела. Арину Родионовну в Михайловском и в соседних деревнях любили приглашать на свадьбы. Только она умела их устраивать. Её даже в шутку называли свадебной матушкой.
Арина Родионовна была прекрасной рассказчицей. Александр Пушкин любил слушать по вечерам её сказки и русские народные песни в её исполнении. Многие из них Пушкин записал, а потом использовал эти сюжеты в своих произведениях. Друзья поэта, писавшие ему письма, не забывали передавать наилучшие пожелания и его няне. Поэт Языков даже посвятил ей несколько своих стихотворений. Друг Пушкина Иван Пущин часто вспоминал добрую старушку, которая угощала его чаем с пирогами и радовалась его приезду не меньше, чем её воспитанник. После ссылки, живя в столице, Пушкин скучал и с нежностью вспоминал оставшуюся в имении няню. Ей он посвятил в 1825 году своё стихотворение «Няне».
Последние годы своей жизни Арина Родионовна жила в Петербурге в семье сестры Пушкина. Поэт часто навещал её. На семьдесят первом году любимой няни не стало. На её похоронах никого из её воспитанников не было.
Через два года Александр Пушкин посетил кладбище в Петербурге, где была похоронена Арина Родионовна, но могилы так и не нашёл.
Осенью 1835 года, в Михайловском, Александр Пушкин, вспоминая о годах изгнания, о своей няне, которая делила с ним все жизненные невзгоды, написал об этом стихотворение «Вновь я посетил…».
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Бажов Павел
↑ Биографии
Крузенштерн Иван Федорович →
Царь Салтан, князь Гвидон, царевна Лебедь, королевич Елисей, царевна, злая царица, поп, Балда, старик, старуха, золотая рыбка, царь Дадон, мудрец, Шамаханская царица, золотой петушок.
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Герой
Да, слава в прихотях вольна. Как огненный язык, она По избранным главам летает, С одной сегодня исчезает И на другой уже видна. За новизной бежать смиренно Народ бессмысленный привык; Но нам уж то чело священно, Над коим вспыхнул сей язык. На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой?
Все он, все он — пришлец сей бранный, Пред кем смирилися цари, Сей ратник, вольностью венчанный, Исчезнувший, как тень зари.
Когда ж твой ум он поражает Своею чудною звездой? Тогда ль, как с Альпов он взирает На дно Италии святой; Тогда ли, как хватает знамя Иль жезл диктаторский; тогда ль, Как водит и кругом и вдаль Войны стремительное пламя, И пролетает ряд побед Над ним одна другой вослед; Тогда ль, как рать героя плещет Перед громадой пирамид, Иль, как Москва пустынно блещет, Его приемля, — и молчит?
Нет, не у счастия на лоне Его я вижу, не в бою, Не зятем кесаря на троне; Не там, где на скалу свою Сев, мучим казнию покоя, Осмеян прозвищем героя, Он угасает недвижим, Плащом закрывшись боевым. Не та картина предо мною! Одров я вижу длинный строй, Лежит на каждом труп живой, Клейменный мощною чумою, Царицею болезней… он, Не бранной смертью окружен, Нахмурясь ходит меж одрами И хладно руку жмет чуме И в погибающем уме Рождает бодрость… Небесами Клянусь: кто жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор Земли слепой…
Мечты поэта — Историк строгий гонит вас! Увы! его раздался глас, — И где ж очарованье света!
Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! — Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран…
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
«Герои сказок А. С. Пушкина». Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать инициативу, сообразительность, мышление.
— раскрыть и активизировать способности детей;
— расширять эмоциональную сферу детей.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями А. С. Пушкина ; выставка детских рисунков «Сказки А. С. Пушкина»
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами проведем простой конкурс «Герои сказок А,С. Пушкина»
. В нем будет несколько этапов. На каждом этапе вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает первый поднявший руку. Так что победитель будет только один. Пора начинать.
1 этап. О каком герое говориться в сказке?
1.«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива». (О царице в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях)
2.«В сорочинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый». (Звездочет из «Сказки о золотом петушке»
3.«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане…»
4.«В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
2 этап. «Попробуйте угадать, как героя сказки звать»
1. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Работает за семерых.
(Балда; «сказка о попе и его работнике Балде»
2. Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
К той сторонке обернется.
(Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке»
3. Все красавцы молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
4. Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги окружили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха; «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 этап. «Узнай сказку по ее началу»
1. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке»
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди»)
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»
Воспитатель. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.
4 этап. Вопросы Ученого кота.
1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху. комара, шмеля)
2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)
3. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
4. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»
5. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)
6. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
7. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»
8. Над чем чах Кощей? (Над златом)
9. Кто служил царевне? (Бурый волк)
10. Сколько витязей вышло из моря? (30)
11. Сколько раз посылала старуха к рыбке старика? (Пять раз)
Воспитатель. Вот и закончилась наша викторина. Определился победитель. Мы его поздравляем и вручаем приз – книгу «Сказки А. С. Пушкина»
. А всем остальным желаем успеха в новых испытаниях!
Архангельский Александр: Герои Пушкина «Цыганы»
АЛЕКО
— преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой», герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.
Алеко хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства. Мудрый Старик, отец Земфиры, объясняет это новичку один раз, другой (« не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен, ибо любит Земфиру, желает быть всегда с нею — стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать «ни заботы, ни труда». Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности. Ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого. Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет.
Так байронически-фрагментарный сюжет, распадающийся на короткие драматические отрывки, приближается к неизбежной кульминации любовного (и смыслового) конфликта. Пространствовав с любимой Земфирой два года, Алеко вдруг слышит ее намекающую песню: «Старый муж, грозный муж,/ / Я другого люблю ». Это — саморазоблачение, контрастно оттененное Земфириным ответом, последовательно-свободным: «Ты сердиться волен…».
Развязка близка; ее ничто остановить не в силах — даже третье (по литературно-фольклорному счету обязательно последнее) предупреждение Старика. Узнав от Земфиры, что русский во сне страшно стонет и рыдает, он вызывает Алеко на разговор: вновь напоминает, что «здесь люди вольны», рассказывает поучительную историю о своей любви к матери Земфиры, Мариуле, ушедшей с цыганом из другого табора; все напрасно. Застав Земфиру с другим, Алеко убивает обоих. Т. е. вершит суд, возможный лишь там, где есть закон. Описав полный круг, действие возвращается в исходную точку — европеец, бежавший от закона на волю, сам судит волю по закону, им установленному. Чего стоит свобода, не сулящая счастья? Чего стоит цивилизация, от которой не скрыться, — ибо она гнездится в самом человеке? Алеко не находит ответа — он остается совершенно один, отвергнутый (но не осужденный!) табором. В отличие от Пленника из поэмы Пушкина «Кавказкий пленник» он не может вернуться и в «русское», европейское пространство, туда, где «старый наш орел двуглавый / Еще шумит минувшей славой».
По закону жанра обстоятельства жизни героя соотнесены с обстоятельствами жизни Автора (который и сам « милой Мариулы / имя нежное твердил»). Связующим звеном между ними служит не только автобиографический эпилог, не только имя Алеко, сквозь которое просвечивает имя самого Пушкина — Александр. Очень важно предание об Овидии, которое — опять-таки в воспитующих целях — рассказывает Старик. Именно с Овидием, которого Рим изгнал из центра империи на северную окраину, в придунайские области, сравнивает себя Пушкин в стихах периода южной ссылки. Именно с Овидием, который среди вольного народа тосковал по империи, сравнивает Старик Алеко. И все же черта, отделяющая внутренний мир Автора от внутреннего мира героя, проведена отчетливо. Автор опытнее и мудрее Алеко; он не столько рифмует свои переживания с чувствами героя, сколько холодно и жестко анализирует его душевный мир:
В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал, Где повелительные грани Стамбулу русский указал, Где старый наш орел двуглавый Еще шумит минувшей славой, Встречал я посреди степей Над рубежами древних станов Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей. За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями. В походах медленных любил Их песен радостные гулы И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны. И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.
Фраза Старика, обращенная к Алеко, — «Оставь нас, гордый человек» — послужила отправной точкой для историософских построений «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880); образ Алеко стал для Достоевского олицетворением индивидуалистического, богоборческого начала западноевропейской культуры; ему противостоит Татьяна Ларина, олицетворяющая смиренное начало русской соборности.
Второстепенные герои поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
— отец Людмилы, историческое лицо, Владимир Красное Солнышко. Он же герой былин, в которых он радушен и гостеприимен, но своенравен и не всегда справедлив, беспомощен в минуту опасности, надеется на богатырей. Так же и в поэме Пушкина Владимир изливает несправедливый гнев на Руслана, не сумевшего сберечь жены. И уже обещает руку своей дочери тому, кто её найдёт, нарушая слово, данное Руслану. А когда Киев осадили печенеги, князь Владимир безучастен, он полагается на богатырскую защиту и стоит над спящей чудным сном дочерью.
Пушкин сохранил оттенок иронии из былин в описании князя Владимира, но в целом он даёт его образ с сочувствием.
— колдун, карлик с очень длинной бородой, охотник до молодых красавиц. С брачного ложа он похитил Людмилу. Могущество его заключено в бороде, в ней вся сила. Черномор многое может, он чернокнижник с юности, «умён как бес», коварен, расправился с родным братом, чтобы голова того хранила опасный для него меч.
При всём своём могуществе чародей, который сводит звёзды с небосклона, заставляет дрожать луну своим свистом, бессилен перед временем. Для Людмилы он всего лишь немощный мучитель, серьёзной угрозы не представляет. Потеряв бороду, Черномор лишился силы чародейства, и был принят во дворец князя, очевидно, в роли карла.
В поэме образ колдуна — воплощение зла, поражение которого неизбежно в сказке.
— добродетельный волхв, герой положительный. К искусству волхования его привела любовь к красавице Наине. Она отвергла его как пастуха, как героя, но овладев колдовской наукой, заклинаньями вызвал он любовь Наины, представшей перед ним уже дряхлой старухой. Поражённый, финн бежал от неё, и навлёк на свою голову злобу отвергнутой женщины, которая тоже оказалась колдуньей.
Развязка любви старца была довольно нелепой, но он достиг мудрости, творил добро. Так, он помог Руслану найти Людмилу, оживил его, убитого Фарлафом. Он же дал Руслану перстень, которым он разбудил её от беспробудного сна.
— один из поклонников Людмилы, притязающий на её руку. Этот богатырь — «воин скромный», зато «в пирах никем не побеждённый», да ещё «крикун надменный». Фарлаф — трус. Как заяц, убегал он в страхе от Рогдая, соперника. Герой не только труслив, но и подл. Убивает спящего Руслана, чтобы завладеть Людмилой и победителем войти в княжеский дворец.
— молодой хазарский хан, влюблённый в Людмилу и отправившийся на её поиски. На пути героя, однако, встал замок, полный прелестных дев, куда он был завлечён. Там он и забыл о прелестях Людмилы.
— брат волшебника Черномора. Некогда он был смелым воином. Высокий рост его был предметом зависти низкорослого младшего брата Черномора, хитростью отрубившего ему голову и водрузившего её на меч — угрозу бороде чародея.
Главные герои поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
— храбрый князь, супруг Людмилы, могучий витязь, который не дрогнет в открытом бою и непременно одержит победу. Руслан честен, ему чуждо коварство, он постоянен в любви. Руслан целеустремлённо преодолевает все преграды на пути освобождения Людмилы. Подобно богатырю Илье Муромцу, герой в один миг рассеивает полчища печенегов, набежавших на Киев.
Образ Руслана — типичный былинный богатырь, исключительно положительный и цельный. Пушкин создал «Руслана и Людмилу» на основе русских былин и сказок, которые в поэме «засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта» (А. Слонимский).
— супруга Руслана, меньшая дочь князя Владимира. Во внешности её автор о, «кудри золотые». Сразу после свадьбы, из опочивальни, новобрачную похищает злой волшебник Черномор. Людмила любит своего мужа, и, оказавшись в чертогах колдуна, чувствует себя глубоко несчастной.
Сначала юная княжна впадает в уныние, думает то прыгнуть в волны, то уморить себя голодом, но благоразумие и жизнелюбие берут верх, и она уже не торопится расстаться с жизнью. В момент, когда появился перед ней Черномор, она проявила характер: отчаянно завизжала, распугав свиту, и сорвала с противного карлика шапку.
Автор любит свою героиню: «Ах, как мила моя княжна!». Для него более всего привлекателен нрав Людмилы: « Она чувствительна, скромна, / Любви супружеской верна, / Немножко ветрена… так что же? / Ещё милее тем она».
Княжескую дочь древнерусских времён Пушкина в своей поэме сделал похожей на светскую барышню начала 19 века. Тем ближе она поэту.
Анализ стихотворения «Герой» Пушкина
Произведение «Герой» Александра Сергеевича Пушкина связано с именами святителя Филарета Московского и императора Николая I.
Стихотворение написано в сентябре 1830 года. Его автору в эту пору 31 год, он проводится время перед свадьбой в отцовском имении Болдино. Размышляя о дальнейшей жизни, оглядываясь на пройденный путь, поэт много и плодотворно пишет, в том числе, прозу. Эта осень стала нарицательной в рассказах о творчестве А. Пушкина. Поводом к созданию стихотворения послужила речь святителя Филарета (Дроздова), обращенная к императору, приехавшему в охваченную холерой Москву. Поступок сей государя был воспринят всеми жителями с благодарностью. Проповедь митрополита поэт прочел в газете. Открывается произведение эпиграфом из Священного Писания. По жанру – элегия, посвящение, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой (есть и парная, и перекрестная, и охватная). Стихотворение построено на диалоге Друга и Поэта. Властителем дум Поэта вновь избран Наполеон. Впрочем, его имя не названо. Он описывается каскадом выразительных средств, через историю собственной жизни. Вся вторая строфа – высокопарная метонимия, скрывающая гордое имя: пришлец бранный, ратник, вольностью венчанный (своеобразный оксюморон, поскольку борец за свободу, антимонархист сам был увенчан короной). Наконец, завершает это четверостишие сравнение «как тень зари»: жизнь и дела Наполеона воспринимались как пролет диковинного метеора. Друг не унимается и продолжает выяснять: в какую минуту наивысшего триумфа сей победитель и диктатор «ум твой поражает?» Натиск на Италию, коронация, битвы, египетский поход иль, что естественней всего – московский? Поэт возражает, что не эти картины, и даже не момент низвержения «осмеянного героя» занимает его мысли. Презрение и близость к смерти не в бою, а от руки грозной царицы болезней – чумы встает перед глазами лирического героя. Говорили, что Наполеон посетил чумной госпиталь, позднее этот эпизод назвали вымышленным. Завершается стихотворением проклятием… правде. В финале находятся и афористические строки: тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман. Без благородства, сострадания, бескорыстия любой герой – тиран. Заключительное «утешься» сопровождается многоточием. Собственно, здесь начало истории современной, с приездом императора в Москву. Рефрен: клянусь. Инверсия: лежит труп. Довольно смелое сравнение славы с огненными языками, сошедшими на апостолов. Эпитеты: бессмысленный, мощною, сумрачным.
В «Герое» А. Пушкин исследует миф о великом человеке и его влияние на умы людей.