персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
Персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
Как называется изображение внешности человека, его одежды, мимики, жестов в литературном произведении (с таким изображением Павла Петровича мы сталкиваемся в приведенном отрывке)?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.
— Где же новый твой приятель? — спросил он Аркадия.
— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
— Да, это заметно. — Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. — Долго он у нас прогостит?
— Как придется. Он заехал сюда по дороге к отцу.
— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ. То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? — спросил он с расстановкой.
— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он_______________, — повторил Аркадий.
—_________________, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. _____________ — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Портрет — изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, его одежды и т. п.
Персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
Какое слово нужно вписать на место пропусков в текст (оно явялется ключевым для всего романа)? Слово запишите в именительном падеже единственного числа?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.
— Где же новый твой приятель? — спросил он Аркадия.
— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
— Да, это заметно. — Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. — Долго он у нас прогостит?
— Как придется. Он заехал сюда по дороге к отцу.
— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ. То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? — спросил он с расстановкой.
— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он_______________, — повторил Аркадий.
—_________________, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. _____________ — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Нигилизм — в широком смысле слова отрицание установившихся понятий, принципов, традиций, взглядов.
Персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
Персонажи, ведущие разговор в этом отрывке, принадлежат к одной семье. Запишите их фамилию.
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.
— Где же новый твой приятель? — спросил он Аркадия.
— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
— Да, это заметно. — Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. — Долго он у нас прогостит?
— Как придется. Он заехал сюда по дороге к отцу.
— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ. То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? — спросил он с расстановкой.
— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он_______________, — повторил Аркадий.
—_________________, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. _____________ — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
В каких произведениях отечественной литературы бытовой конфликт перерастает в социальный и в чём эти произведения можно сопоставить с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.
— Где же новый твой приятель? — спросил он Аркадия.
— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
— Да, это заметно. — Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. — Долго он у нас прогостит?
— Как придется. Он заехал сюда по дороге к отцу.
— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ. То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? — спросил он с расстановкой.
— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он_______________, — повторил Аркадий.
—_________________, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. _____________ — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Персонажи ведущие разговор в этом отрывке принадлежат к одной семье запишите их фамилию
Персонажи, ведущие разговор в этом отрывке, принадлежат к одной семье. Запишите их фамилию.
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался я Аркаши. Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок.
— Где же новый твой приятель? — спросил он Аркадия.
— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.
— Да, это заметно. — Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. — Долго он у нас прогостит?
— Как придется. Он заехал сюда по дороге к отцу.
— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ. То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? — спросил он с расстановкой.
— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?
— Сделай одолжение, племянничек.
— Он_______________, — повторил Аркадий.
—_________________, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. _____________ — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.
Жанр данного произведения — роман. Дадим определение.
Роман — это один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии. Картины человеческой жизни в романе даны в их сложности и многогранности. В событиях, изображённых в романе, в отличие от повести и рассказа, обычно принимает участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых сталкиваются и переплетаются. Жизненный путь человека, его характер в романе освещается, таким образом, в различные периоды человеческой жизни в разнообразных её проявлениях.
Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, которое лежит в основе действия и определяет ход сюжета (как раз такое столкновение намечается в приведенном отрывке)?
Такое столконовение называется конфликтом. Дадим определение.
Конфликт — это разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.); противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Установите соответствие между персонажами, о которых идет речь в отрыке, и их дальнейшей судьбой. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.
ПЕРСОНАЖИ | ИХ СУДЬБА |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—2: Николай Петрович женится на Фенечке. Кирсанов Николай Петрович — дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец, он — человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремится осуществить в жизни свой романтический идеал — трудиться и искать счастье в любви и искусстве.
Б—4: Аркадий станет рьяным хозяином на «ферме». Кирсанов Аркадий Николаевич — молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Влюбляетя в Одинцову, но быстро примиряется с безнадежностью своего чувства. Именно умение ладить с окружающей жизнью позволяет герою найти свое семейное счастье (он женится на сестре Одинцовой — Кате) и процветать в своем имении.
В—1: Павел Петрович поселится в Дрездене. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. Павел Кирсанов — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа он живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
Такая подробность называется деталью или художественной деталью. Дадим определение.
Художественная деталь — это особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, она способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
Как в данном фрагменте наметился основной конфликт произведения?
Основным конфликтом романа И.С. Тургенева является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев.
В то время как Кирсановы завтракают, Базаров уже на ногах. Деятельность Базарова стразу противопоставляется праздности аристократов Кирсановых. Базаров не любит церемоний, Павел Петрович даже к завтраку безупречно одет.
Так в приведённом отрывке намечается основной конфликт произведения: конфликт между будущим России и её прошлым.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В романе «Отцы и дети» воплощены принципы _____. Применительно к IXX веку принято говорить о разновидности этого литературного направления – о ____________ _______.
В романе «Отцы и дети» воплощены принципы реализма. Применительно к XIX веку принято говорить о разновидности этого литературного направления – о критическом реализме.
Уточняем, что на нашем сайте находится банк заданий, собранных из различных источников, не все из них могут удовлетворять кодификатору конкретного года, но использовать их для тренировки возможно. Поэтому мы не исключаем такие задания из банка. Надеемся, они пригодятся нашим пользователям и будут полезны для расширения кругозора по изучаемому предмету.
В каких произведениях отечественной или зарубежной литературы бытовой конфликт перерастает в социальный и в чём эти произведения можно сопоставить с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
Произведением, в котором бытовой конфликт перерастает в социальный, является пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». Так же, как и в «Отцах и детях», автор на примере взаимоотношений в одной семье раскрывает проблему, остающуюся актуальной на протяжении столетий. Островский в «Грозе» пишет о глупости, жестокости, самодурстве старшего поколения. Отцы — в лице Кабанихи и Дикого — напрочь отказываются всерьез воспринимать детей. Они тормозят прогресс. Вот почему бытовой конфликт перерастает в социальный.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в данном фрагменте наметился основной конфликт произведения?
5.2. Критик Д. И. Писарев, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» писал: «…Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества… Тургенев … обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди?» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев.
В то время как Кирсановы завтракают, Базаров уже на ногах. Деятельность Базарова стразу противопоставляется праздности аристократов Кирсановых. Базаров не любит церемоний, Павел Петрович даже к завтраку безупречно одет.
Так в приведённом отрывке намечается основной конфликт произведения: конфликт между будущим России и её прошлым.
5.2. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие на страницах романа самого Тургенева. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно. Так, в приведённом отрывке устами старших Кирсановых высказывается двоякое мнение по отношению к Базарову: с одной стороны, отмечается, что он «умён и знающ», с другой, либералов задевает самолюбие Базарова и его прогрессивность. Действительно, писатель хочет разобраться, какое оно, новое поколение. Вряд ли роман можно назвать вызовом, потому что в ходе повествования нельзя не отметить и явного авторского сочувствия Евгению, но вот вопрос, обращенный к молодому поколению, роман, безусловно, содержит. Поэтому мнение Д. И. Писарева вполне оправдано.