персонажи яга кошмар темного леса
Фильм «Яга. Кошмар темного леса»: сюжет, актеры, интересные факты
Премьера фильма «Яга. Кошмар темного леса» режиссера Святослава Подгаевского состоялась в феврале 2020 года. 20 ноября – дата выхода фэнтезийной картины с элементами мистики и ужасов на телеканале «ТВ-3». Зрителям вместе с главными героями предстоит отправиться на поиски древнего славянского демона, который скрывается в темном лесу. В материале 24СМИ – подборка интересных фактов о съемках кинопроекта, актерах и ролях, которые они сыграли.
Сюжет
Молодые родители вместе со старшим сыном Егором и новорожденной дочерью переезжают в дом на окраине города, который соседствует с лесным массивом. В помощь они берут няню, чтобы та присматривала за детьми. Женщина быстро завоевывает доверие супругов. Однако старший ребенок замечает, что няня ведет себя странно и пугающе, о чем сообщает мачехе и папе. Но те не воспринимают слова мальчика всерьез. И даже камеры наблюдения, которые установил в доме отец, не подтверждают заявлений ребенка.
Однажды Егор обнаруживает, что новорожденная малышка и няня бесследно исчезли из дома, а мачеха и папа вовсе забыли об их существовании и очень странно себя ведут, находясь, будто в трансе. Мальчик вместе с одноклассниками отправляется на поиски пропавшей сестры и узнает, что исчезнувшая женщина – древний демон и настоящая Баба-Яга.
Актеры
Главные роли в картине сыграли:
Также в фильме «Яга. Кошмар темного леса» снимались: Игорь Хрипунов, Артем Жигулин, Ольга Макеева, Женя Евстигнеева, Марта Тимофеева и другие актеры.
Интересные факты
1. Режиссером фильма стал Святослав Подгаевский, имя которого ассоциируется с успешным российским хоррором. Зрителям знакомы его работы «Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Приворот. Черное венчание» и другие.
2. Создатели поставили цель сделать образ Бабы-Яги современным и далеким от распространенного стереотипа. Избушка героини не стоит на курьих ножках, в жилище сказочной злой ведьмы присутствуют металлические цепи, а своих жертв она сжигает вовсе не в старинной глиняной печи.
3. Вопреки распространенному мнению, Баба-Яга – это не только действующее лицо русских народных сказок. Среди популярных героев Marvel также есть подобный персонаж, а известный наемный убийца из американской медиафраншизы «Джон Уик» носит прозвище «Баба-Яга».
4. Продюсер картины Иван Капитонов отметил, что они впервые рассказывают на языке кино страшные русские сказки всему миру. Создатели отмечают колоссальный интерес зарубежных зрителей к славянской мифологии, сказкам и фильмам на эту тему.
5. В ближайшие планы авторов фильма «Яга. Кошмар темного леса» входит создание еще как минимум 3 подобных картин, съемки которых должны начаться в ближайшее время.
6. Актеры Марьяна Спивак и Алексей Розин не впервые играют супружескую пару, в отношениях которой намечается разлад. Их творческий тандем в картине «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева критики и зрители вспомнили при просмотре фильма «Яга. Кошмар темного леса».
7. В качестве локаций для съемок в лесу авторы фильма выбрали тот же лес в Подмосковье, в котором снимали «Русалку. Озеро мертвых». Лес, по задумке создателей, здесь выступает в нескольких разных ипостасях: это и убежище, и одна из темных сил, которая поглощает героев.
9. Режиссер Святослав Подгаевский рассказал в интервью, что в картине показана проблема непонимания между детьми и взрослыми. «Изначально история страха перед Бабой-Ягой – это на самом деле страх быть забытым и непонятым», – говорит автор.
Фильм «Яга. Кошмар темного леса» – трейлер:
Яга: Кошмар темного леса: Страшные сказки могут стать явью…
О фильме слышала давно, но особо не интересовалась о чем он. Решила посмотреть и с первых же мгновений получила легкий шок. Скажу сразу, по моему скромному мнению это кино не совсем то, что кажется. Если смотреть его с включенной паранойей, то бред становится очень даже обоснованным.
Но и без этого фильм очень даже неплох. Можно гордиться, отечественный кинематограф постепенно выходит на мировой уровень. Причем не столько это касается качества, сколько информативности и зомбирования.
Яга и Первая ведьма – очередное совпадение
Итак, сначала идет небольшая предыстория о ведьме, которая живет на границе миров между явью и навью. Это понятно и думаю, совсем не выдумка. Кажется это было у Шемшука, что Яга это некий уровень посвящения, а также помощник, проводник или что-то типа того. Точно не помню, нужно перечитывать, но суть в том, что Баба Яга совсем не то, что преподносят нам.
Это не зло в чистом виде, а скорее некое испытание. Про поедание детей, думаю, говорят специально, чтобы очернить сам образ. Употребление детей присутствует, но как обычно приписано не тому, кто занимается этим на самом деле. Собственно, ничего удивительного, традиционно нам почти открыто говорят правду, вот только не всю и несколько переиначенную.
Уже в самом начале меня настиг первый шок — была очень коротко пересказана история, рассказанная в фильме «Первая ведьма». Практически один в один. Живет в лесу, ворует детей, а родители забывают о том, что у них вообще были дети. Совпадение? Не думаю, к тому же фильмы вышли примерно в одно время. Остается вопрос: если Яга такая хорошая, то кто есть та первая ведьма, которая действительно питается детьми?
Отношения с родителями и сверстниками
Егор с семьей переезжает в новый район. Я так понимаю, мама его умерла, но приходит во снах. С мачехой отношения не очень, а вот младшую сестру он любит. Не понимаю я отца Егора, почему он заставляет сына называть мачеху — мамой? У него была своя мама, Юля ему никто. Заслужит своими поступками, тогда можно.
Собственно, в кино есть проблема детей и родителей. И отец и Юля все списывают поведение сына на переходный возраст, хотя как по мне сами провоцируют Егора. Они ж ему ни малейшего выбора не оставляют, отец еще и периодически напоминает, кто в доме хозяин.
В школе у парня тоже проблемы. В первый же день он сцепился в местной шпаной. Вот мне интересно, когда в наших школах начался прессинг по типу американского? Кто так вдруг воспитал детей, что они стали наезжать на слабых или непохожих?
Как по мне ответ простой — это работает не столько воспитание родителей и школы, сколько кино. Ведь в американских фильмах именно это начали показывать примерно с 80-х годов. Теперь это стало нормой не только для западного кино, но и для нашего. А значит, и в жизни уже то же самое. Но вернемся к кино.
Няня и исчезновение Вареньки
Мачеха Егора Юля ничего не успевает, хотя не работает. Потому они решают взять няню. Отец сразу же ставит скрытые камеры, мало ли что. При этом папа млеет от няни. Не потому что классная, а потому что привораживает всех и детей, и взрослых. У отца просто шансов не было.
А вот Егору няня сразу не понравилась, да и она сообразила, что парень не совсем обычный. Ведьма (играет ее Светлана Устинова «Маршрут построен») сразу предстала перед ним в своем обычном виде. Только вот нога почему-то не костяная, а словно бы металлическая.
Да, Егор быстро завел себе подружку и вместе с Дашей они нашли избушку в лесу, в которой была печь. Ну а утром следующего дня няня исчезла вместе с сестрицей Варенькой. а родители напрочь забыли о том, что у них есть дочь. Хуже всего то, что в доме действительно не осталось даже следа пребывания маленького ребенка.
При чем тут свободная энергия…
Немного о сказках. Лично мне уже давно понятно, что сказки совсем не сказки, а скорее немного приукрашенные истории из жизни. Но почему когда-то была Баба Яга (примем по умолчанию, сейчас разговор немного о другом) и прочая нечисть, а сегодня нет? но кто и зачем все это придумал? И снова я хочу вернуться к свободному электричеству. Может быть, все дело в нем?
Скорее всего, раньше, не будем уточнять когда, энергии было так много, что ее хватало даже на потусторонних сущностей и они могли свободно появляться в нашем мире. Сегодня, когда электричество и другие виды энергии платные и ограниченные, хоть бы людям хватило. Куда уж там сущностям из тонкого мира. Подозреваю, что если свободная энергия вернется, мы увидим ой как много интересного и пугающего.
В кино околдованы, а как в реальности?
«Яга. Кошмар темного леса» кино о родителях и для родителей. Во-первых, показаны сразу несколько семей и отношения с детьми. Причем все родители относятся к своим детям очень недоброжелательно. Ну разве что у мачехи Юли периодически проскальзывает здравый смысл. Отец Егора под чарами ведьмы. Даша кстати, тоже была околдована. Да, в кино они околдованы, а что происходит наяву?
Собственно, раз ведьма живет в лесу около района, значит, практически все жители могут оказаться под ее влиянием. И да, Москва еще то колдовское место. Мегаполис разрастается, всюду новые здания техника, но кто знает, где проходят границы в другом, потустороннем мире. Это снова может показаться сказкой, но лично я не уверена, что на людей не действуют сущности из других миров.
Программы для взрослых и детей
Но меня снова унесло, вернемся к фильму. А в нем есть программа для родителей. Она чрезвычайно проста: дети не должны мешать родителям. Казалось бы, Алексей сказал это, находясь под чарами ведьмы. Но разницы особой нет, эта установка все равно попадет куда нужно: в подсознание зрителей и они будут жить с ней и действовать в соответствии с ней, считая, что это их выбор.
Аллегория или все же Тварь?
Так вот, Егор, Даша и Антон попали, похоже, в параллельный мир через печь Бабы Яги. Здесь все как у нас, но есть свои нюансы. Здесь возможно то, что невозможно в реальности. Интересно, а какое отношение к сказочной реальности Бабы Яги имеет искусственный интеллект, робот и гаджет? И почему на обоях соты? Ну вот как тут не будет паранойи, если она включается сама собой при виде такого набора?
Может быть, это мир не Бабы Яги, а виртуал, в который нас так усиленно пытаются втянуть? Особенно, если учесть, что попали сюда детишки через некий лаз с кучей проводов. Тогда понятно присутствие ИИ, робота и гаджета. А вот и сама ведьма со своей сетью из красных ниток. Да, возможно весь фильм аллегоия того, как детей затягивает интернет. Но в этом символизме как-то слишком банально…
Так кто же тут Баба Яга? Обычная женщина Татьяна, которая стала такой, чтобы вернуть дочь в обмен на жизнь Егора? А так ли случайно в этом фильме стирание памяти? И слова Антона: «Это тебя все забудут, Тварь». И возвращение памяти, после того как тварь рассыпалась в прах? Кто не в курсе про тварь, советую посмотреть канал Цельнозор.
Полная нелепость или четкая логика?
Что сказать? С моей точки зрения в этом фильме все совершенно логично. Похищение детей, как в чистом виде, так и в аллегорическом смысле. Души, соты, зазеркалье, красная королева, виртуальная реальность, стирание памяти о прошлом, даже человек, который тут уже был и все знает. Финал — уничтожение красной королевы, но напоследок программа на будущее, что от нее невозможно избавиться.
С точки зрения людей, у который нет моей паранойи, полфильма, наверное, выглядит как совершенная нелепица. Неудивительно, что это кино многие не оценили. Увы, на то по большей мере и рассчитано. Главное, что зрители получили свою порцию программ, а попутно отдали свою энергию. В общем, смотрите сами и делайте свои выводы.
Обзор фильма ужасов «Яга. Кошмар темного леса» (2020): хоть сама не верю я в эти суеверия
Не так уж часто встретишь приличный русский хоррор, да еще замешанный на нашей отечественной мифологии. Встречаем фильм ужасов «Яга. Кошмар темного леса» от Станислава Подгаевского, лучшего российского режиссера ужастиков на текущий момент.
«Яга. Кошмар темного леса»: сюжет
У Егора трагически погибает мать. Отец его женится во второй раз, и у них со второй женой Юлей появляется маленькая дочь. Семья переезжает в новый район и новую квартиру. Егор идет в новую школу, где его достают хулиганы, а еще он знакомится с милой девочкой Дашей.
Юлия тем временем понимает, что ей трудно управляться с малышкой. Отец семейства нанимает няню. Все бы хорошо, но только няня оказывается помощницей Бабы Яги. Которая, обитая в лесу поблизости, очень любит воровать маленьких детей. Доходит очередь и до маленькой сестренки Егора. Он в ужасе, особенно, когда понимает, что отец и Юлия после похищения малышки даже не помнят, что у них вообще была дочь…
«Яга. Кошмар темного леса»: плюсы
Если говорить о плюсах:
Стоит отметить, что герои в фильме не просто существуют, а пытаются развиваться и перевоспитываться. Немного спойлерну: в концовке у кого-то даже получается и впрямь измениться к лучшему.
«Яга. Кошмар темного леса»: минусы
Но не все так радужно:
Да, есть заимствования из «Очень странных дел», возможно, фильма «Лето 1984», даже вспомнился «Лабиринт» с Боуи – там героиня-подросток тоже спасала маленького брата. Но, несмотря на частности, фильм хорош, особенно на фоне скатывающегося все в больший попец толерантного американского кинематографа.
Если хотите посмотреть на еще одну нестандартную версию Бабы Яги, вам сюда.
Вердикт фильму ужасов «Яга. Кошмар темного леса»: 8/10. Весьма годно, невзирая на некоторую вторичность. Тот (пока) не слишком частый случай, когда хочется поддержать отечественного производителя.
«Яга: Кошмар темного леса»: Рецензия Киноафиши
Отечественный хоррор про демона, похищающего детей.
Егор с семьей переезжает в респектабельный район Новой Москвы. Его мать погибла, с отцом после этого они отдалились, с мачехой не ладится совсем, она больше занята новорожденной дочерью. Присматривать за младенцем в семью приходит няня Татьяна (Светлана Устинова): ногти длинные, как когти, выражается пространными намеками, что-то постоянно высматривает. В доме с ее появлением начинается какая-то чертовщина: камера наблюдения показывает, что у люльки маячит силуэт, которого в реальности вроде бы нет. Семья начинает вести себя странно, напряжение растет, но после очередного перебоя с электричеством родители Егора словно впадают в забытье, а его младшая сестра пропадает из колыбельки. Кроме мальчика о младенце никто не вспоминает. В это же время у его сверстников тоже не обходится без странностей: то взрослые застынут в коридоре словно в судороге, то одежда с вешалки набросится и унесет в темноту. Отгадка кроется в загадочном доме, спрятанном в чаще леса, куда подростки наведывались накануне.
Яга: Кошмар темного леса
«Яга» собрана из референсов и отсылок. Подростки, объединяющиеся на фоне общей угрозы, оказываются где-то между «Балбесами», «Инопланетянином» и недавней экранизацией «Оно». Дуэт Спивак — Розин пришел прямиком из «Нелюбви». И до и после мистического забытья актеры продолжают разыгрывать семейную пару по наработкам Звягинцева, изредка прерываясь на цитирование «Сияния» Кубрика с «А вот и Джонни!». Красные нити и прочая постготическая эстетика вдохновлена Гильермо Дель Торо. В том, чтобы подсматривать приемы и развитие концепций у коллег, нет ничего постыдного. Хоррор наиболее замкнутый в этом смысле жанр, в котором любая традиция или прием так или иначе создается под влиянием. Проблемой становится славянская мифология, точнее ее поверхностное использование. То, что должно было стать визитной карточкой проекта, его идейным стержнем, вокруг которого будет выстроена вся логика действий, география передвижений героев, существование сразу в нескольких измерениях, оказывается наиболее недоработанным, поскольку сумбурное проговаривание всех ритуалов, мультипликационный пролог и максимы про «если помнят — значит живой» с трудом тянут на полномасштабные правила игры, скорее на их сокращенную версию.
Яга: Кошмар темного леса
Это выглядит больше попыткой связать между собой сюжетные блоки в лесу и в городе, чем последовательным развитием истории, поскольку некоторые сцены распадаются, напоминая аттракционы, построенные по методике «бу-эффектов». Ритмический сбой случается к концу второго акта, когда переходы из одной локации в другую повторяются, как и связанные с ними скримеры. В демоне из нитей как угрозе нет должной индивидуальности. Дело ли в ориентации на мировой кинорынок или просто в нежелании перегружать картину этническими мотивами, но этот фильм мог бы называться и по имени другой нежити: подобие костяной ноги или избушки на курьих ножках настолько отдаленные, что могут и не считываться зрителем. Авторы «Яги» словно не определились, чего хотят на самом деле: чтобы фильм был подростковым приключением, мрачной сказкой из тех, что рассказывают у костра, или мистическим триллером. Выхолощенный район в Подмосковье похож сразу на любой цивилизованный уголок в мире. И отрыв от мрачного обаяния спальных районов на самом деле наиболее разочаровывает, поскольку «Пиковая дама» все того же Святослава Подгаевского только выигрывала за счет своего макабрического пространства.
Яга: Кошмар темного леса
Для поклонников хоррора «Яга» сделана достаточно дорого и качественно, сосредоточения скримеров примерно на том же уровне, что и в голливудских студийных проектах про злых духов, как и качество графики. Также для тех, кто старается следить за отечественным жанровым кино, — подобных русскоязычных нишевых историй все еще дефицит.
На экраны выходит хоррор «Яга. Кошмар тёмного леса»
Новый хоррор от режиссёра Невесты, Русалки и Пиковой Дамы — «Яга. Кошмар тёмного леса». Древний славянский демон явится во всех кинотеатрах с 27 февраля 2020 года.
Новая картина от российских мастеров хоррора, режиссера Святослава Подгаевского и продюсера Ивана Капитонова, переносит зрителей в жилой район новостроек, расположившийся рядом с лесом. Именно сюда переехал подросток Егор вместе с отцом, мачехой и маленькой сестренкой Варей. У Егора – переходный возраст, который делает все проблемы просто невыносимыми: он скучает по погибшей матери, ему нужно привыкать к новым одноклассникам, а местные хулиганы уже объявили ему войну. Зато он познакомился с красивой девочкой из соседнего подъезда Дашей, у которой, похоже, тоже не все гладко, но она не спешит стать ему другом. Егор даже не знает, с кем поделиться своими опасениями по поводу появившейся в его доме таинственной и пугающей няни, пока в одно утро та не исчезает вместе с малышкой Варей. Но отец и мачеха не бьют тревогу: они даже не помнят, что у них была дочь… Егор хочет доказать всем, что он не сумасшедший: он должен во что бы то ни стало найти сестру и еще не догадывается, что ему предстоит бросить вызов зловещему древнему демону…
Успех фильмов Подгаевского и Капитонова объясняется тем, что они хотят не просто напугать зрителя, но и рассказать захватывающую и важную историю. «Хоррор – жанр, в котором можно реализовать и драму, и мелодраму, и приключения, и детектив, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Мы всегда снимаем о взаимоотношениях внутри семьи, о потерях, о вызове, о сомнениях героя, об онтологической уверенности или неуверенности в своем «я», а хоррор – это лишь жанровая форма, оболочка, которая позволяет в развлекательном ключе, создавая свойственные хоррору саспенс и атмосферу, рассказывать честные истории о людях, об их страданиях и мечтах».
Сыграть няню и современное воплощение образа Яги была приглашена актриса Светлана Устинова. Светлане Устиновой не в новинку работа в хоррорах: несколько лет назад она снялась в фильме ужасов «Маршрут построен» продюсера Ивана Капитонова. Для актрисы ленты этого жанра – возможность выйти за рамки привычных ролей и воплотить на экране необычные образы, именно поэтому она с радостью приняла предложение сняться в «Яге». «В хоррорах интересные, сложные, противоречивые характеры, — говорит Устинова. — И еще в таких лентах всегда важно продумывать градации эмоции страха или, наоборот, сформулировать для себя инструкцию к работе над конкретным фильмом: как навести ужаса и не надоесть. Вот этот психологический разбор, наблюдения за собой и другими людьми и, конечно, подключение фантазии – это то, за что я люблю работу в хоррорах». Еще одной причиной сыграть в фильме для Светланы была личность режиссера.
Святослав Подгаевский за несколько последних лет зарекомендовал себя как мастер ужасов, и актеры всегда с интересом относятся к предложению сняться в его картинах. «Со Святославом Подгаевским я давно хотела поработать, и вот мечта осуществилась, — говорит Светлана. — Мне кажется, он умеет программировать актеров еще на этапе кастинга, а на съемках он только посмотрит — и всем уже страшно. Вот такой талант режиссера в этом сложном жанре». Роль Яги, которая у многих ассоциируется с бабкой из избы на курьих ножках, Устинову заинтриговала: «Это же такая честь воплотить на экране культового персонажа! – улыбается актриса. — Теперь, главное, не упасть лицом в грязь. Тут мне в помощь была фантазия и чуткое руководство режиссера. Мне кажется, чтобы передать всю суть персонажа по-честному, и чтобы человек со стороны тебе поверил, надо обязательно с ним сродниться. Нужно вытащить те черты характера, с которыми ты соглашаешься, с которыми ты себя ассоциируешь. Иначе это будет неправда, а я очень хорошо чувствую внутри, вру я или нет. И это чувство внутренней правды очень важно лично для меня».
Святослав Подгаевский выстраивает в своих фильмах вселенные, которые становятся узнаваемыми для поклонников жанра в России и за рубежом. Есть у режиссера и традиции, например, обязательное появление в кадре актера МХТ им. Чехова Игоря Хрипунова, чьи небольшие роли зрители встречают с неизменным восторгом. «Игорь – артист, которого я люблю и уважаю, – делится Подгаевский. – Он всегда придумывает на площадке классные вещи и делает очень точные предложения по развитию линии своего персонажа. Мы давно дружим, и мне всегда приятно с ним работать». В новом хорроре Хрипунов сыграл отца, несколько лет назад потерявшего из-за Яги свою дочь, но не смирившегося с потерей: он отшельником живет в лесу, неподалеку от логова ведьмы, и надеется однажды вернуть своего ребенка. Именно этот герой становится для юных героев проводником между мирами.
Фильмы Святослава Подгаевского зрители ценят не только за неизбитый закрученный сюжет, замешанный на русском фольклоре, но и за неизменно оригинальный и стильный визуальный ряд. Не станет исключением и «Яга. Кошмар темного леса». Действие ленты было решено перенести в современный спальный район с яркими многоэтажными домами. «Мы решили искать именно современную геометрию в локациях, чтобы на контрасте со страшным, языческим содержанием это работало интереснее, – рассказывает Иван Капитонов. – Чтобы хтонический ужас был интегрирован в урбанистический ландшафт». Святослав Подгаевский признается в стремлении сделать мир «Яги» визуально необычным: «Наше кино решено на общих симметричных планах. Мы много экспериментировали с цветовой гаммой и сложным освещением, вплоть до неонового света в квартирных сценах, чтобы подчеркнуть одиночество персонажей перед новой средой, в которую они попадают. Хотелось создать опасное и пугающее пространство с тревожными вкраплениями насыщенных цветов».