первая информационная революция в истории развития цивилизации
Первая информационная революция в истории развития цивилизация.
Началом первой информационной революции стало одно из самых важнейших изобретений человечества — письменность. Она появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) — в Китае и ещё на 1500 лет позднее — в Центральной Америке у индейцев племени майя. Её ранние примеры — глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона — представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно.
4. Вторая информационная революция в истории развития цивилизация. Вторая информационная революция связана с появлением рукописной книги. Месяцами, а иногда и годами трудился писец, чтобы воспроизвести литературное или научное произведение на листах пергамента, изготовлявшегося из шкур животных. Удешевила книгу, сделала её более массовой бумага, её изобретателем считается китаец Цай Лунь, живший в II—I вв. до н. э. В Греции афинский тиран Писистрат (правил в 560—527 гг. до н. э. с перерывами) распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.
5. Третья информационная революция в истории развития цивилизация. Третья информационная революция связана с изобретением немцем Иоганном Гутенбергом (1399—1468) печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией(гравюра на дереве), появившейся ещё раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и применённый им метод съёмных шрифтов способствовали ею распространению.На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия.
Четвертая информационная революция в истории развития цивилизация.
Конец ХХ(70гг) века называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — распространением компьютеров и Интернета.
Информационное общество. Является ли наше общество информационным(обоснуйте ответ).
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Информационные ресурсы— отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на каком-либо физическом носителе в виде документов, статей, программ, книг и т.д.
Информационно-образовательные ресурсы –это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой.
Информационные революции, их причины и последствия
Чем более эффективными средствами для работы с информацией владеет человек, тем более успешно складывается его деятельность. Изучение истории общества показывает, что проблема сбора, накопления и использования информации стояла перед человеком на всех этапах его развития. В начале в течение длительного времени основными механизмами ее решения были мозг, язык и уши человека (т.е. умственная деятельность человека, речь, слух). Однако человек постоянно пытался использовать окружающие его материальные объекты в качестве носителей информации. Например, первобытный человек использовал стены пещер для изображения на них различных жанровых сцен, и эта информация дошла до наших дней. В процессе развития человечество постоянно совершенствовало, придумывало, разрабатывало и производило для всеобщего использования специальные средства для работы с информацией. При этом на некоторых этапах достижения в этой области приводили к таким кардинальным изменениям в сфере обработки информации, что они оказывали существенное влияние на изменение общественных отношений. Такие этапы принято называть информационными революциями.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций:
1. Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность целенаправленной деятельности по накоплению информации и её передаче последующим поколениям (появление библиотек).
Процесс компьютеризации приводит к все большей информатизации деятельности современного человека. Например, появились такие услуги, как электронная почта, компьютерные игры, компьютерные обучающие программы, виртуальное моделирование реального мира и многое другое. Заметим, что все это человек получает, используя лишь компьютер и каналы передачи информации. Очевидно, что сложные материальные продукты, требующие больших затрат материальных ресурсов, заменяются при этом аналогичными по потребительской способности продуктами, включающими в себя сложные информационные ресурсы, но не требующими для своей реализации больших затрат материальных ресурсов. Иными словами, с появлением компьютеров сформировалась тенденция к замене (вытеснению) материального ресурса информационным практически во всех областях человеческой деятельности. В результате это приведет к формированию информационного общества, в котором людям обеспечивается доступ к надежным источникам информации и обеспечивается высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества становится производство и использование информационного продукта наравне с материальным. По сравнению с индустриальным обществом, где всё направлено на производство и потребление материальных благ, в информационном обществе все большее значение приобретают информационные продукты или информационные ресурсы, заменяющие собой материальные.
Контрольные вопросы
1. Информационные свойства объектов реального мира. Понятие информации.
2. Происхождение термина «информатика».
3. Понятие информационного взаимодействия и его составляющие.
4. Что понимают под информатикой в широком смысле? Предмет информатики.
5. Фундаментальные виды информации и их характеристики.
6. В чем проявляется связь между фактографической и процедурной информацией?
7. Фундаментальное свойство информации.
8. Понятие носителя информации.
9. Почему при копировании возможно искажение и/или потеря информации?
10. Что в информатике понимается под знаком? Знаковые системы и языки.
11. Что в знаковых системах определяется понятиями синтаксис, семантика и прагматика.
12. Проблема измерения информации. Синтаксическая и семантическая меры информации.
13. Проанализируйте, какие из составляющих информационного взаимодействия изменялись существенным образом в каждой из информационных революций.
14. Понятие информационного продукта и информационного общества.
Моделирование информации
Семантически, рассматриваемый с различных практических точек зрения, один и тот же информационный объект выступает в качестве источника различной информации. Например, морская вода интересует химика с точки зрения её химического состава, а отдыхающего та же самая вода интересует с точки зрения её благотворного влияния на организм (температура воды, степень загрязненности и т.п.). То есть, каждый потребитель информации воспринимает и интерпретирует информацию от одного и того же источника по-разному. Каждый потребитель информации в общем случае дает свою интерпретацию получаемой информации, строит (явно или неявно) свою информационную модель источника информации, пользуясь естественным языком (устной или письменной речью) или выбранной формальной знаковой системой. В итоге потребитель информации воспринимает, хранит, накапливает, обрабатывает и обменивается с другими только той информацией, которая соответствует построенной информационной модели источника информации.
В информатике разработан целый ряд формальных языков, предназначенных для информационного моделирования как фактографической, так и процедурной информации. Получаемые в результате информационные модели, ориентированны на автоматизацию информационных процессов.
Рассмотрим некоторые наиболее известные и ставшие классическими формальные языки для информационного моделирования фактографической и процедурной информации.
Первая информационная революция в истории развития цивилизации
Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.
В настоящее время выделяют шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.
Первая информационная революция связывается с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.
Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обществе всеобщим уважением как хранители и распространители древних знаний.
В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди – старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распространения знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.
Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую информационную революцию большинство современных исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.
Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми с помощью обмена письменными сообщениями.
Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое многие сегодня называют информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.
Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии» – нового понятия в области развития цивилизации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития.
Третья информационная революция началась в эпоху возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.
Относительная простота процесса книгопечатания, возможность выпуска печатных книг большими тиражами и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными книгами – все это привело к тому, что в обществе существенно расширились возможности для получения знаний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходимых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Плиния и Марко Поло. И только появление их в печатном виде позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.
Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий.
Высшей точкой развития третьей информационной революции является появление печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изданиях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя общим закономерностям увеличения объемов информации в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое использование в последние годы различного рода электронных носителей информации.
Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефон и телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части всей нашей планеты.
Именно это позволяет сейчас многим людям чувствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в определенной степени, гражданином всего мира.
Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества четвертая информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству ее обитателей, где бы они ни находились. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» – планеты Земля. Таким образом информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более глобальным.
Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.
Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.
Вполне вероятно, что появление и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального применения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.
Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.
Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества.
Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые, безусловно, заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.
Назовите информационные революции в истории развития цивилизации
Информационные революции | |||||
Первая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая | Шестая |
Появление языка и членораздельной речи человека | Изобретение письменности | Изобретение книгопечатания | Изобретение электричества | Микропроцессорная технология | Информатизация общества |
Первая информационная революциязаключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т.е. знаний и навыков рациональной организации этой деятельности.
Вторая революциясвязана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность не только сохранять уже накопленные знания, но и передавать их от поколения к поколению. Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой.
Третья(середина XIV в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Широкое внедрение этого изобретения в практику привело к информационному взрыву. Произошел рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное — началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки, типографии, газеты, журналы и т.п.
Четвертая(конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества.
Пятая(70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, система передачи данных (информационные коммуникации)
Шестая информационная революциясвязана с активизацией процесса информатизации общества, направленного на кардинальное изменение условий жизни и деятельности людей, их культуры, стереотипа поведения, образа мыслей. Исследования показывают, что информатизация общества не является научно-технической модой. Это не кратковременная компания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит на качественно новую стадию своего развития [15].
2) Назовите признаки формирования информационного общества.
В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков [52]:
— информация приобретает глобальный характер;
— на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры;
— попытки ограничить свободное распространение информации наносят вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения;
— значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
— увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;
— углубляется процесс децентрализации общества;
— происходит переход к новым формам занятости;
— идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
3) Назовите критерии перехода к информационному обществу.
1) экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Считается, что если эта доля превышает 50%, то можно считать, что в данной стране начался переход к информационному обществу;
2) социальный критерий, количественным выражением которого может служить, например, доля занятого населения, связанного с производством информационных продуктов, средств информатизации и оказанием информационных услуг;
3) технологические критерии, определяющие уровень развития информационного потенциала общества в части его информационной техносферы. В качестве такого критерия может служить, например, удельная информационная вооруженность общества, которая определяется как отношение суммарной вычислительной мощности той или иной страны к численности ее населения. Этот критерий был предложен А.П. Ершовым еще в 1988 году [32]. Он позволяет на основе использования статистических данных о росте населения различных стран мира и уровня развития их вычислительного потенциала не только количественно оценивать текущий уровень их информатизации, но и прогнозировать ожидаемый результат.
4) Что такое информационные ресурсы общества?
отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
5) Чем определяется информационный потенциал общества?
Информационный потенциал общества (ИПО)— это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать [40].
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы (технические и программные средства информатики и вычислительной техники, средства информатизации, информационные и телекоммуникационные технологии), но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала.
Таким образом, в понятие ИПО включаются не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатизации, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых способствует активизации и эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующей квалификации.
На современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения.
6) Укажите составляющие информационного рынка.
информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
7) В чем заключается информационная безопасность личности и общества?
Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.
В качестве опасных воздействий на личность (информационных угроз) могут выступать:
— целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;
— распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации;
— использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
8) Перечислите основные объекты информационной безопасности.
информация, данные, ресурсы автоматизированной системы, автоматизированная система, информационная система предприятия, общества, государства и т. п.)
9) Приведите методы защиты информации при работе с компьютером
От сбоев оборудования | Периодическое архивирование файлов(создание простой резервной копии, а также создание копии с предварительным сжатием (компрессией) информации специальными программами-архиваторами Arj, Rar, Zip и др.)’, Автоматическое резервирование файловна двух автономных носителях (винчестерах). Выход из строя одного из них не приводит к потере информации |
От случайной потери или искажения информации, хранящейся в компьютере | Автоматический запрос на подтверждениевыполнения команд, изменяющих файлы; Установка специальных атрибутовдокументов и программ (только для чтения, скрытый файл)’, Возможность отмены неверного действияили восстановления ошибочно удаленного файла; Разграничение доступа пользователейк ресурсам файловой системы |
От преднамеренного искажения, вандализма (компьютерных вирусов и червей) | Общие методы защитыинформации, которые полезны так же, как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователя; Профилактические меры,позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом; Использование специализированных антивирусных программ |
От несанкционированного (нелегального) доступа к информации (ее использования, изменения, распространения) | Шифрование; Применение паролей,позволяющее контролировать доступ как к компьютерам, так и к отдельным программам или файлам; «Электронные замки»- специальные программно-аппаратные средства, позволяющие сделать с дискеты не более установленного числа копий при условии, что к специальному разъему системного блока подключено устройство (микросхема), поставляемое вместе с легальными копиями программ; Совокупность административных и правоохранительных мер |
Программные средства защиты, например, антивирусные пакеты, системы многопользовательского доступа и т.п.
— Средства физической защиты, включая защиту кабельных систем, использование всевозможных источников бесперебойного питания, защиту помещений от постороннего доступа, резервное копирование информации.
— Административные средства защиты, можно сказать, объединяют первые два пункта, формируя политику информационной безопасности компании.
Основными видами информационного оружияявляются следующие:
а) компьютерные вирусы, преднамеренно внедряемые в системы связи и управления, а также в компьютерные и телекоммуникационные системы с целью вывода из строя;
б) компьютерные логические бомбы (скрытые программные «закладки»), заранее внедряемые в технические средства, используемые для создания оборонной и гражданской информационной инфраструктуры общества;
в) средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, а также навязывание ложной информации для ее передачи по каналам радио и телевидения.
— атакующий характер, т.е. возможность разрушительного воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал противника;
— скрытность, т.е. возможность маскировки и скрытого использования.