первым законодателем в истории афин был
Всемирная история
§ 25. Законодатели в жизни Афин
Вспомните! Что такое закон? Какие законы, созданные в Древнем мире, вам известны?
1. Первый законодатель Афин — Драконт
Как и в других греческих полисах, власть в Афинах сначала принадлежала только аристократам. Они разрешали споры на основе обычаев и принимали важнейшие решения в жизни Афин. Но народ не всегда был доволен тем, как разрешались споры.
Когда закон не записан, его можно использовать по-разному. Чтобы этого не происходило, законы стали записывать. Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в VII веке до н. э. Он повелел записать старинные обычаи и дополнить их новыми законами. Даже незначительное преступление по этим законам каралось смертной казнью.
По легенде основал Афины и построил акрополь (крепость, убежище на случай войны) получеловек-полузмей Кекроп. В это время Посейдон и Афина спорили между собой за власть над всей Аттикой. Все боги Олимпа во главе с Зевсом собрались, чтобы рассудить, кому же будет принадлежать власть в Аттике. Они решили отдать власть тому, кто сделает самый лучший подарок. Посейдон поднял свой трезубец и с размаху вонзил его в скалу. В тот же миг забил из скалы источник, но вода в нем была горькая и соленая. Настал черед Афины. Она воткнула в землю свое копье, и на этом месте выросла плодоносная олива. Выступил вперед Кекроп и сказал: «Светлые боги Олимпа, всюду шумят соленые воды безбрежного моря, но нигде нет оливы, дающей богатые плоды. Афине принадлежит олива, она даст богатство всей стране и будет побуждать жителей к труду земледельца и возделыванию плодородной почвы. Великое благо дала Афина Аттике; пусть же ей принадлежит власть над всей страной».
Афина Парфенос. Реконструкция
2. Реформа Солона и ее значение для жизни Афинского полиса
Слово реформа означает «преобразование». В VI веке до н. э. в Афинах с особой силой разгорелась борьба между демосом и аристократией. Эта борьба была настолько серьезной, что грозила перерасти в настоящую войну. Спасли полис от такой беды новые законы, сформулированные Солоном и записанные на деревянных таблицах.
В 594 году до н. э. Солона избрали правителем Афин — архонтом.
Солон родился в 640 году до н. э. Посчитайте, сколько лет было Салону, когда его выбрали архонтом.
Солон
Крайне важным стал закон, по которому все долги были прощены, и в будущем запрещалось давать деньги в долг «под залог тела». Таким образом, должники становились свободными. По постановлению Солона все долговые рабы, проданные на чужбину, были возвращены домой.
Солон предложил избирать людей на должности не по знатности, а по тем доходам, которые они имеют. Этим он открыл дорогу к управлению Афинами богатым, но не знатным гражданам.
Народное собрание, состоявшее из всех свободных афинян, получило право принимать законы и выбирать должностных лиц. До этих пор в Греции существовала традиция собрания всех общинников для решения разных дел. Но на самом деле их роль была очень незначительной. Реформы Солона получили одобрение и были утверждены именно Народным собранием.
Солон учредил народный суд, в который мог быть избран любой афинянин, достигший 30 лет.
Солон считал необходимым поддерживать ремесла и земледелие. Он издал закон, по которому сын освобождался от обязанности содержать отца, не обучившего его ремеслу.
Солон установил, что его законы останутся в силе 100 лет. Эти законы позволили большой части афинского населения участвовать в управлении Афинами и заложили основу демократии — народного управления.
Не все были довольны новыми законами. Как говорил сам Солон, «трудно в великих делах сразу же всем угодить». Чтобы избежать критики и недовольства, Солон уехал за границу на десять лет. Он считал, что за это время граждане привыкнут к новым законам.
3. Тирания в Афинах
Тиран — это человек, захвативший и осуществляющий власть силой, единолично, по своему произволу, а не согласно законам.
Тираны захватывали власть не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Установив единоличное правление, тираны жестоко расправлялись с каждым, кто выступал против их власти. Бывали случаи, когда сограждане убивали ненавистных им тиранов. Так произошло и с одним из сыновей Писистрата. Другому его сыну удалось бежать.
● Архонт Солон заложил основы демократии в Афинах в VI веке до н. э.
● В греческих полисах происходил незаконный захват власти одним человеком — тираном.
1. Чем знамениты законы Драконта? 2. Дайте объяснение терминам «архонт», «демократия», «Тиран», «реформа», «Народное собрание». 3. Что изменилось в жизни афинян после реформ Солона? 4. Тирания — это хорошо или плохо? Приведите примеры. 5*. Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны? Обоснуйте свою точку зрения.
Отрывок из сочинения Солона
. многие низкие люди богаты, а добрый беднеет;
Мы же не будем менять доблесть на денег мешок;
Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги
Этот сегодня имел, завтра получит другой.
В чем была основная причина борьбы между демосом и знатью в Афинах, по мнению Солона?
Первый законодатель Афин — Драконт
Как и в других греческих полисах, власть в Афинах сначала принадлежала только аристократам. Они разрешали споры на основе обычаев и принимали важнейшие решения в жизни Афин. Но народ не всегда был доволен тем, как разрешались споры.
Когда закон не записан, его можно использовать по- разному. Чтобы этого не происходило, законы стали за-
писывать. Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в VII веке до н. э. Он повелел записать старинные обычаи и дополнить их новыми законами. Даже незначительное преступление по этим законам каралось смертной казнью.
Афина Парфенос. Реконструкция
По легенде основал Афины и построил акрополь (крепость, убежище на случай войны) получеловек-по- лузмей Кекроп. В это время Посейдон и Афина спорили между собой за власть над всей Аттикой. Все боги Олимпа во главе с Зевсом собрались, чтобы рассудить, кому же будет принадлежать власть в Аттике. Они решили отдать власть тому, кто сделает самый лучший подарок. Посейдон поднял свой трезубец и с размаху вонзил его в скалу. В тот же миг забил из скалы источник, но вода в нем была горькая и соленая. Настал черед Афины. Она воткнула в землю свое копьє, и на этом месте выросла плодоносная олива. Выступил вперед Кєкроп и сказал: «Светлые боги Олимпа, всюду шумят соленые воды безбрежного моря, но нигде нет оливы, дающей богатые плоды. Афине принадлежит олива, она даст богатство всей стране и будет побуждать жителей к труду земледельца и возделыванию плодородной почвы. Великое благо дала Афина Аттике; пусть же ей принадлежит власть над всей страной».
Реформа Солона и ее значение для жизни Афинского полиса
Слово реформа означает «преобразование». В VI веке до н. э. в Афинах с особой силой разгорелась борьба между демосом и аристократией.
В 594 году до н. э. Солона избрали правителем Афин — архонтом.
Солон родился в 640 году до н. э. Посчитайте, сколько лет было Салону, когда его выбрали архонтом.
Выбор паї именно на Солона, потому что, как писал греческий историк Плутарх, «богатые знали его как человека зажиточного, а бедные — как честного». Первое, что он сделал, придя к власти, — отменил законы Драконта, за исключением законов об убийстве.
Крайне важным стал закон, по которому все долги были прощены, и в будущем запрещалось давать деньги в долг «под залог тела». Таким образом, должники становились свободными. По постановлению Солона все долговые рабы, проданные на чужбину, были возвращены домой.
Солон предложил избирать людей на должности не по знатности, а по тем доходам, которые они имеют. Этим он открыл дорогу к управлению Афинами богатым, но не знатным гражданам.
Народное собрание, состоявшее из всех свободных афинян, получило право принимать законы и выбирать должностных лиц. До этих пор в Греции существовала традиция собрания всех общинников для решения разных дел. Но на самом деле их роль была очень незначительной. Реформы Солона получили одобрение и были утверждены именно Народным собранием.
Солон учредил народный суд, в который мог быть избран любой афинянин, достигший 30 лет.
Солон считал необходимым поддерживать ремесла и земледелие. Он издал закон, по которому сын освобождался от обязанности содержать отца, не обучившего его ремеслу.
Солон установил, что его законы останутся в силе 100 лет. Эти законы позволили большой части афинского населения участвовать в управлении Афинами и заложили основу демократии — народного управления.
Не все были довольны новыми законами.
После введения новых законов мир в Афинах установился ненадолго. Уже через несколько лет афиняне не смогли выбрать себе архонта. Целый год жили они без верховного правителя. Обстановка в Афинах накалялась. Аристократы хотели вернуть свои права, отнятые у них законами Солона, а демос — расширить свои права. Во главе недовольных земледельцев встал разорившийся аристократ Писистрат. Ему удалось убедить Народное собрание в том, что он нуждается в защите. Тогда Народное собрание разрешило ему набрать охрану, вооруженную дубинами. Писистрат набрал сначала 50 человек, потом еще и еще, и вскоре он и его приближенные стали править в Афинах. Такое правление называется тиранией.
Тиран — это человек, захвативший и осуществляющий власть силой, единолично, по своему произволу, а не согласно законам.
1. Чем знамениты законы Драконта? 2. Дайте объяснение терминам «архонт», «демократия», «Тиран», «реформа», «Народное собрание». 3. Что изменилось в жизни афинян после реформ Солона? 4. Тирания — это хорошо или плохо? Приведите примеры. 5*. Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны? Обоснуйте свою точку зрения.
Отрывок из сочинения Солона
. многие низкие люди богаты, а добрый беднеет;
Мы же не будем менять доблесть на денег мешоК;
Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги Этот сегодня имел, завтра получит другой.
В чем была основная причина борьбы между демосом и знатью в Афинах, по мнению Солона?
Презентация по истории на тему «Законодатели в жизни Афин» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема урока:
Законодатели в жизни Афин
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Реформа – преобразование
Архонт – правитель Афин
Описание слайда:
СОЛОН
Конфликт между аристократией и демосом должен был разрешить Солон. Он сам происходил из знатного рода, но не был богат. Солон отличался образованностью и почитался греками одним из семи мудрецов. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом – главой афинского полиса. Он начал проведение реформ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Демократия
народное управление (любой гражданин имел право участвовать в работе Народного собрания )
Описание слайда:
Описание слайда:
Тиран
человек, который захватил власть силой
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по истории на тему «Греческий полис и его жители» (5 класс)
Презентация по истории на тему «Греческая наука» (5 класс)
Презентация по истории на тему «Греция и Македония в IV в. до н.э.» (5 класс)»
Статья «Древнегреческие историки. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Период Хань в Китае. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Период Цинь в Китае. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Период Чжоу в Древнем Китае. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309847 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока истории для 5 класса на тему «Законодатели в жизни Афин»
Конспект урока истории
Тема: Законодатели в жизни Афин (1 ч.)
Тип урока: комбинированный
обучающие – сформировать у учащихся представление о первом Афинском законодателе – Драконте, законах Солона, афинской тирании;
развивающие – продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тиран»; способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;
воспитывающие – развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.
Оборудование: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013., тетрадь, ПК, проектор, мультимедиа презентация, доска, мел.
Дата, тема: «Законодатели в жизни Афин».
Первый законодатель Афин – Драконт;
Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;
Реформа, Народное собрание, демократия, тирания, Драконт, Солон, Писистрат
Дата, тема: «Законодатели в жизни Афин».
Первый законодатель Афин – Драконт;
Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;
Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в 7 веке до н. э.
В 594 году до н. э. Солона избрали правителем Афин – архонтом.
Демократия – «власть демоса» или народовластие.
Первыми записанными законами стали законы Драконта (VII век до н.э.).
Архонт Солон заложил основы демократии в Афинах в VI веке до н. э.
Прочитать § 30 учебника.
Устно ответить на вопросы 1, 2,3 после параграфа.
Кто сегодня отсутствует на уроке?
Староста отвечает, кто отсутствует.
Проверка готовности к уроку
Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте
Учащиеся делают проверку
Актуализация знаний учащихся,6 мин.
Давайте вспомним материал, изученный на прошлом уроке.
Какие полисы вам известны?
Где располагалась Древняя Аттика?
Какие занятия населения Аттики вы можете назвать?
Кто управлял полисом?
Чего требовал простой народ – демос?
Кто хочет пересказать нам миф о споре Афины с Посейдоном?
Ответ: Афины, Спарта, Милет.
Ответ: в Средней Греции.
Ответ: земледелие (разведение оливок и винограда), скотоводство, торговля, ремесло.
Ответ: совет знати – ареопаг.
Ответ: отменить долговое рабство и переделить землю.
Один из учащихся пересказывает миф.
Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.
Посмотрите на слайд и подумайте, в чем мы сегодня будем разбираться на уроке. Тема нашего урока – «Законодатели в жизни Афин» (включается слайд презентации с темой). Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.
План сегодняшнего урока:
Первый законодатель Афин – Драконт;
Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса;
Варианты: правосудие, законы и др.
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Учащиеся записывают план урока.
Первичное усвоение новых знаний, 20 мин.
1 пункт плана – Первый законодатель Афин – Драконт.
Метод рассказа с элементами беседы, иллюстрация. Средства – речь и знания учителя, вопросы, презентация. Приемы – постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций, анализ информации.
Давайте вспомним, кому первоначально принадлежала власть в Афинах? Да, аристократы разрешали споры на основе обычаев и принимали важнейшие решения в жизни Афин. Но народ не всегда был доволен тем, как разрешались споры. Когда закон не записан, его можно использовать по-разному. Чтобы этого не происходило, законы стали записывать. Самыми первыми записанными законами стали законы Драконта, правителя Афин, жившего в 7 веке до н. э. Перепишите эту информацию в тетради со слайда. Некоторые из записанных законов нам могут показаться нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Драконт ввел и новые законы, по которым даже незначительное преступление (например, кража кисти винограда) каралось смертной казнью. Как вы думаете, почему за различные преступления устанавливалось одинаковое наказание? Когда Драконту задали такой вопрос, он ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее. Законы Драконта не решили назревшие в Афинском обществе проблемы. Ребята, а что такое реформа? Слово реформа означает «преобразование». Запишите это.
2 пункт плана – Реформы Солона и их значение для жизни Афинского полиса.
Метод – рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация. Приемы – постановка вопроса, формулирование ответа, показ иллюстраций. Средства – иллюстративный материал, речь и знания учителя, презентация.
Как в законах Солона решался вопрос о долгах населения?
Чьи законы отменил Солон?
Какие три пункта в государственном устройстве Солона являются наиболее демократичными?
Почему в документе народ назван властелином государства?
3 пункт плана – Управление в Афинском полисе. Разорение земледельцев.
Метод – рассказ, иллюстрация. Приемы – представление рассказа об историческом факте . Средства – знания учителя, текст рассказа.
Тираны захватывали власть не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Установив единоличное правление, тираны жестоко расправлялись с каждым, кто выступал против их власти. Бывали случаи, когда граждане убивали ненавистных им тиранов.
Ответ: знати, аристократам.
Учащиеся записывают необходимую информацию.
Варианты: чтобы всем преступникам было неповадно, все преступники заслуживают кары и др.
Варианты: изменение, преобразование и др.
Ответ: девять самых знатных и богатых правителей государства.
Учащиеся записывают необходимую информацию в тетради.
Учащиеся читают пункт параграфа, ищут ответ.
Варианты: он происходил из знатного рода, был честен, одарен умом и др.
Учащиеся читают отрывок.
Ответ: Солон отменил как частные, так и государственные долги.
Ответ: законы Дракона.
Ответ: отмена личной кабалы; предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; апелляция к народному суду.
Ответ: потому что он теперь мог участвовать (владычествовать в голосовании).
Учащиеся записывают в тетради необходимую информацию.
Учащиеся записывают определение.
Учащиеся переписывают определение.
Первичная проверка понимания новых знаний, 2 мин.
Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос):
Кто был первым законодателем Афин?
В каком году Солон был избран архонтом?
Какие законы Солона вы запомнили?
А теперь я предлагаю вам соотнести термин и определение (демонстрируется слайд)
Ответ: в 594 г. до н.э..
Учащиеся выполняют задание.
Первичное закрепление, 2 мин.
Варианты: выражение взялось от имени архонта Драконта, означает суровое наказание.
А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).
Учащиеся записывают выводы в тетради.
Учащиеся слушают свои оценки.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении, 2 мин.
Возьмите свои дневники
Перепишите домашнее задание со слайда презентации (Прочитать § 30 учебника. Устно ответить на вопросы 1, 2,3 после параграфа).
Урок окончен. До свидания.
Учащиеся берут дневники.
Учащиеся пишут задание в дневник.
Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.
Презентация и конспект по истории на тему «Законодатели в жизни Афин» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ Урок 35 Законодатели Афин.doc
План-конспект урока № 35 истории в 5 классе
Тема: «Законодатели в Афинах».
1 . Раскрывать причины и последствия реформ Драконта и Солона.
2. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания».
3. Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности
Тип урока: комбинированный урок
Новые термины: «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания».
Оборудование: учебник, проектор, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Опрос
2.1. Тест по теме «Греческие полисы. Колонизация.
2.2. Проверка домашнего задания в тетради : Что дала грекам колонизация?
3. Изучение нового материала.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Актуализация знаний
Стр. 114 – карта
— Найди город Афины, в какой части Греции он находится, как называется область, в которой расположены Афины (Аттика) .
— Прокомментируйте информацию слайда 2 , дайте характеристику каждой категории населения.
Первоначально законы были устными и заменить их было возможно, чем пользовалась знать и только в VI веке появились первые письменные законы, чем они отличались и были удобнее устных? Кто издавать мог эти законы? (Слайд 4)
2. Вывод темы урока, целеполагание
3. Изучение нового материала
Первым законодателем Афин считается архонт Драконт
( Слайды 6, 7)
Задание: Ознакомившись с информацией, сделайте вывод о законах. Какое изречение вы связываете с именем этого архонта)
(Драконовские законы)
Задание: Чего же требовал демос?. Сделайте вывод. Опираясь на свои знания и информацию учебника.
Удовлетворить желание демоса мог Солон, его и выбрали архонтом в 594 году до н.э. Почему?
Основные реформы Солона.
Проанализируйте таблицу слайда 11 и используя её, заполните пропуски в таблице 2 на стр. 50 рабочей тетради
Работа над определением «демократия».
Хорошие законы? Почему же Солон вынужден был покинуть родину? Проанализируйте информацию документа на слайде 14
При правлении Писистрата установилась тирания (работа с определением стр. 140)
4. Рефлексия
Задание: Найдите не менее 2-х схожих и отличительных черт тирании и демократии
5. Подведение итогов урока, оценка, самооценка работы на уроке
6. Домашнее задание:
Параграф 25, и спользуя памятку № 7, составьте рассказ о Солоне (письменно)
Работают с картой, отвечают на вопросы.
Анализируют, объясняют схему
Отвечают на вопрос
Выводят тему урока (Слайд 5)
Участвуют в постановке целей урока
Работают с информацией, делают вывод, сверяют свой вывод с выводом на доске (Слайд 8,9)
Читают учебник на стр. 138 – 139, высказывают мнение.
Слайды 12, 13, читают схему
Работают с документом, делают выводы, отвечают на вопросы.
Выписывают определение в тетрадь
Выполняют задание
Схожие черты
Отличные черты
Участвуют в подведении итогов урока