петергофская гранильная фабрика история
Изделия и мастера Петергофской гранильной фабрики в XVIII-XIX вв.
Ваза из калканской яшмы с бронзой. Петергофская гранильная фабрика. По рисунку Д. Кваренги. Бронза по рисунку А.Н. Воронихина. 1800 г.
Ранние изделия Петергофской гранильной фабрики немногочисленны, и большинство из дошедших до нас относятся к последней четвертиXVIII века. В основном это небольшие предметы по сравнению, например, с вещами середины XIX столетия. Это вазы и обелиски из твердых пород – калканской, орской, ямской яшм, родонита. Простые и строгие линии ваз подчеркиваются блестящей полировкой, прекрасно выявляющей природный узор камня. Яшма, наиболее твердый и трудно поддающийся обработе камень, привлекала внимание и узорами, и разнообразием оттенков.
Одна из самых ранних сохранившихся ваз Петергофской фабрики – ваза уральской серо-зеленой калканской яшмы цилиндрической формы, с декором в верхней части в виде пояса из акантовых листьев и цепочки «жемчуга». На плинте вазы награвирована надпись: «Петергоф 1776 году Иосип Боттом». Один из редких случаев присутствия на изделии Петергофской фабрики имени мастера-резчика – надпись на цоколе обелиска из красной и палевой яшмы: «Яшма сибирская. Петергоф. 1778 г. С. М.».
Инициалы расшифровываются как начальные буквы имени и фамилии одного из старейших мастеров Петергофской гранильной фабрики – Степана Морина. Из семьи Мориных вышло несколько поколений мастеров, работавших на фабрике. О Степане Морине известно, что уже в 1784 году он получил звание старшего мастера и долгие годы, до того, как был отчислен по болезни в 1828 году, ему поручали на фабрике ответственные заказы, особенно по художественной отделке изделий.
Материалы на Петергофскую гранильную фабрику привозились издалека – из Сибири и с Урала. Естественно, это были относительно небольшие по размерам куски цветного камня, но на фабрику всегда отправляли образцы всех вновь открываемых пород. Этим объясняется разнообразие видов камня, из которого вырабатывались предметы на Петергофской гранильной фабрике. Наиболее редким материалом считался орлец (родонит). Среди изделий XVIII века всего несколько ваз из орлеца. Одна из них – Петергофской гранильной фабрики – яйцевидная, с волютообразными ручками, сплошной монолит со съемной крышкой в виде купола.
Ваза из калканской яшмы с бронзой. Петергофская гранильная фабрика. По рисунку Д. Кваренги. Бронза по рисунку А.Н. Воронихина. 1800 г.
К безымянным произведениям петергофских резчиков относятся и яшмовые вазы с добавочной отделкой из золоченой бронзы. Например, ваза из орской яшмы в форме «Медичи», украшенная в верхней части виноградной лозой из золоченой бронзы и двумя ручками в виде козлиных голов. Изящные формы и тонкая чеканка бронзового убора заставляют говорить о его, по-видимому, французском происхождении.
От XVIII века сохранились также вазы цилиндрической формы из зеленой калканской яшмы с бронзовыми фигурками и группами вакхантов. Использование классицистических форм, античных элементов в архитектуре и убранстве интерьера конца XVIII – начала XIXвека заметно влияло на общий характер русского декоративно-прикладного искусства.
Несмотря на небольшое число дошедших до нас изделий Петергофской гранильной фабрики конца XVIII – начала XIX века, они поражают разнообразием использованных в них материалов.
Кроме твердых и непрозрачных пород – яшм, орлеца, гранита – есть предметы из более мягкого камня, например малахита, лазурита, и даже прозрачного кварца. Одно из наиболее интересных изделий такого плана – яйцевидная ваза из дымчатого кварца, украшенная не золоченой бронзой, а позолоченным серебром (две женские фигуры в античных одеждах образуют ручки). Редкий образец изделий из монолитного куска лазурита – овальная вазочка. Лазурит, как и малахит, из-за своей слоистости и мягкости не был удобен для выполнения вещей из цельного куска. Зато эти две породы были уникальными для «русской мозаики».
Настольное украшение «Обелиск» из калканской яшмы и мясного агата. Петергофская гранильная фабрика. По рисунку А.Н. Воронихина. 1803 г.
Твердые породы тоже использовались, но реже: например, выкладывались яшмовые столешницы из разноцветных кусков яшм. А малахит и лазурит подбирались так, что было не видно стыков и изделия казалось вырубленным из монолита. Великолепный образец русской мозаики из яшм – столешница, выложенная овальными кусками яшмы разных цветов. На одном из углов надпись: «Петергофской фабрики. А. Боттом 1805 г.».
Александр Боттом (1763 1828), сын Иосипа Боттома, получил хорошее образование и был отправлен в 1793 году в составе специальной делегации при генерале Голенищеве-Кутузове в Константинополь. В 1801 году его прислали на Петергофскую гранильную фабрику «командиром». Мозаичные изделия вообще, и особенно в технике «русской мозаики», составили славу и гордось Петергофской гранильной фабрики. Такие произведения тоже дополнялись фигурами из золоченой бронзы.
К числу наиболее ранних изделий Петергофской гранильной фабрики из малахита в технике русской мозаики относится круглый стол 1809 года, декорированный вакханками и сатирами, на трехгранном основании со сфинксами. Стол сделан по проекту известных французских архитекторов Персье (1764 1838) и Фонтэна (1765 1853). Другой выдающийся образец произведения в этой технике – малахитовая ваза первых лет XIX века по рисунку И. И. Гальберга (1782 1863), яйцевидная с ребрами круглого профиля; заполнение поверхности такого сложного рельефа требовало особого мастерства.
С 1832 года и Петергофская и Екатеринбургская фабрики состояли в ведении Кабинета е. в. (чуть позже к ним присоединилась и Колыванская фабрика), поэтому изделия этих фабрик во второй половине XIX столетия часто похожи по стилю и технике. Главное художественное управление осуществлял И. И. Гальберг.
Петергофская гранильная фабрика в XVIII-XIX вв
Петергофская шлифовальная или гранильная фабрика («мельница») была основана в 1723 году по приказу Петра I и стала первым специализированным предприятием в России по производству камнерезных изделий. «Мельницей» она называлась потому, что ее машины приводились в движение водой. Фабрика предназначалась для шлифовки стекол и обработки самоцветов. Как и во многих других отраслях русской промышленности XVIII века, для руководства новым производством были сперва привлечены иностранные мастера. У них русские ученики обучались гранильному и шлифовальному делу, полировке, обработке стекла и камня. В течение почти двух столетий Петергофская гранильная фабрика являлась школой по подготовке кадров русских мастеров, она сыграла важную роль в развитии камнерезного дела в России.
Шкатулка из малахита. Петергофская гранильная фабрика. Конец XVIII века.
Новая отрасль художественной промышленности быстро развивалась, и фабрика за короткое время стала крупнейшим казенным предприятием по обработке каменных изделий. Вазы, чаши, столешницы работы Петергофской гранильной фабрики уже во второй половине XVIII века поражали красотой своих форм и техническим совершенством. Художественный эффект изделий во многом зависел от мастера, который подбирал необходимый материал и обрабатывал его. Обычно на фабрику поступал рисунок, имевший лишь надпись «делать из яшмы» или «делать из малахита».
Гранильщики Петергофа с 20-х по 70-е годы XVIII века работали главным образом над созданием «галантерейных вещей», прежде всего табакерок. Цены на такие табакерки были очень высоки. Например, в 1763 году Г. Г. Орлову выплатили за яшмовую табакерку с бриллиантами 1500 рублей, а за такие же часы – 1000 рублей. В апреле того же года известному придворному ювелиру И. Позье было заплачено «за взятые у него две табакерки, одну зеленую яшмовую в золотой оправе с бриллиантами 299 рублей, за золотую плоскую четырехугольную 220 рублей». Для изготовления табакерок подбирались «узорчатые камни» яшмы, сердолики, агаты, халцедоны. Из цветных камней делали пуговицы, набалдашники для тростей, эфесы шпаг. Вазы из цветного камня изготавливались в эти годы небольших размеров – до 45 см. Первая крупная ваза из камня была выполнена на Петергофской гранильной фабрике в 1776 году из серой калканской яшмы. В это время руководителем фабрики был золотых и гранильных дел мастер Иосиф Боттом, сын моряка-англичанина, служившего в русском флоте. Иосиф Боттом проработал на Петергофской гранильной фабрике 30 лет и сыграл важную роль в становлении там камнерезного искусства и в обучении русских мастеров.
Ваза из орской яшмы. Петергофская гранильная фабрика. 1803 г.
Петергофская гранильная фабрика работала на привозном сырье, поэтому там изготавливались вещи небольшого размера; до 1760-х годов это были табакерки, пуговицы и прочие мелочи.
С 1770-х годов сохранились первые известные датированные вещи более крупных размеров: колонна из сибирского агата (1771 год) высотой 56,5 см, ваза из серо-зеленой калканской яшмы (1776 года) высотой 117 см. Подобные вещи делали в конце XVIII века после расширения и реорганизации фабрики в 1774 году.
С 1748 по 1778 год во главе фабрики стоял алмазных и золотых дел мастер Иосиф Боттом, а потом его сын Александр, руководивший фабрикой еще и в первом десятилетии XIX века. Непосредственными исполнителями произведений были русские мастера.
Трудности транспортировки монолитов с Урала и Алтая в Петербург приводили к тому, что на Петергофской гранильной фабрике изготавливали главным образом мелкие предметы; крупные вазы петергофской работы встречаются крайне редко. Проекты изделий для Петергофской гранильной фабрики выполнялись художниками Академии художеств. В течение XVIII и XIX веков Петергофская гранильная фабрика выполняла замечательные «наборные работы» по камню, флорентийские мозаики, рельефные и плоские: столешницы с мозаикой из яшм, вазы и проч. Инкрустацию из сотен кусочков камня врезали в черный полированный мрамор – это были композиции из цветов, фруктов, животного мира. Мозаики Петергофской фабрики этого времени были не хуже, а часто даже и превосходили флорентийскую мозаику.
В последнее десятилетие XVIII века Петергофская гранильная фабрика приходит в упадок, ее постройки и оборудование ветшают. В июне 1800 года Павел I подписал указ: «Исправя непременно в самом скорейшем времени Петергофскую шлифовальную мельницу, привесть тем к употреблению и способное состояние». Петергофская шлифовальная мельница и Екатеринбургская гранильная фабрика переходят в управление президента Академии художеств А. С. Строганова, который поручил А. Н. Воронихину произвести проверку зданий и оборудования на фабрике и доложить ему об их состоянии, а также обо всех недостатках организации производства. Все здания фабрики были отремонтированы. А. Воронихин обеспечил камнерезов новыми рисунками и чертежами для изделий; он также вел наблюдение за работами на фабрике, отбирал готовые изделия и вместе со своими рисункам бронзового декора отсылал на бронзовую фабрику Академии художеств для создания бронзового убора ваз. Таким образом, изготовление всего произведения, от начала до конца, находилось под его контролем.
При А. С. Строганове и А. Н. Воронихине Петергофская фабрика процветала. После смерти Строганова фабрика была передана в ведение Кабинета е. и. в., и это отрицательно сказалось на ее работе, а во время Отечественной войны 1812 года работы на фабрике вообще были приостановлены. В 1815 году Д. А. Гурьев, управляющий Кабинетом, писал в докладе Александру I: «Петергофская гранильная фабрика по неимению ни бриллиантов, ни цветных камней для гранения, остается, можно сказать, праздною, почему еще в 1812 году нижний этаж оной отдан в содержание инструментально-хирургического цеха. ». Гурьев предложил отдать все здание в аренду для устройства бумажной фабрики.
Пресс для бумаги. Петергофская гранильная фабрика. Начало XIX века.
К началу XIX века история Петергофской гранильной фабрики была уже основательно забыта. В мае 1811 года А. С. Строганов, являвшийся руководителем двух гранильных фабрик, запрашивал управляющего Петергофской гранильной фабрикой Александра Боттома (сына Иосифа Боттома) о ее истории. На запрос был получен следующий ответ: «По имянному указу покойной государыни императрицы Елизаветы Петровны принят в российскую службу англичанин механикус Боттом в 1748 году, и построена была фабрика, а для производства и обучения работ востребованы кабинетом ее величества в 749 и 758 годах мастеровые дети из екатеринбургских школ до двадцати пяти человек. А к тому числу по таковому ж кабинетскому требованию к науке гранильному искусству взяты были ведомства Канцелярии от строений мастеровые же дети, от племя коих и составилась оная команда. А более ничего по делам, имеющимся при мельнице, известного не находится».
Только в 1830-40-х годах деятельность Петергофской гранильной фабрики несколько оживилась, чему способствовало обширное строительство в Петербурге, требовавшее каменных изделий и материалов в больших количествах: возводили Исаакиевский собор, восстанавливали после пожара 1837 года Зимний дворец.