пиковая дама пушкин история создания
Краткая история создания повести «Пиковая дама» Пушкина
«Пиковая дама» появилась на свет в Болдине. Датой создания произведения считается 1833 год, а именно октябрь-ноябрь.
«Пиковая дама» впервые была представлена на суд читателей во втором томе известного журнала, случилось это 7 апреля 1834 года. Читатели благосклонно приняли интересное создание Пушкина. «Пиковая дама» вошла в моду. Игроки после прочтения произведения стали понтировать только на магические карты. Идею загадочной истории писатель почерпнул из рассказа собственного друга, князя Голицына.
Однажды потомок знатного рода проигрался. За помощью он пришёл к своей бабушке, Наталье Павловне Голицыной. Денег княгиня внуку не дала, но открыла ему тайну, которая когда-то помогла ей отыграться. Три карты помогли Голицыну даже остаться в выигрыше. Тайну трёх карт открыл княгине известный мистик и авантюрист, граф Сен-Жермен.
Княгиня Голицына, урождённая графиня Чернышева, вышла замуж за бригадира с большим состоянием. Дела мужа княгиня быстро привела в порядок.
Расстроенное имение было очищено от долгов. Когда таинственная княгиня умерла, её наследникам досталось шестнадцать тысяч душ. Княгиня распоряжалась богатым имением самостоятельно. К делам она не допускала даже сына, московского генерал-губернатора.
Властная княгиня оставила этот мир в 96 лет. Умерла влиятельная особа в год смерти Пушкина. В молодости долго жила в Париже, к ней благосклонно относилась сама Мария-Антуанетта. Княгиня имела титулы статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Екатерины Первой степени. При дворе Голицыну почитали и уважали, в день именин её приезжала поздравлять царская фамилия. При дворе нашли некоторое сходство между влиятельной особой и Натальей Павловной Голицыной, но не рассердились. Эпиграф к I главе великий поэт написал сам.
Рукопись «Пиковой дамы» не сохранилась. Другие писатели высоко оценили создание Пушкина. Ф.М. Достоевский назвал повесть фантастической.
О чём произведение
Повесть рассказывает о загадочной истории Германна, сына обрусевшего немца. Германн – фамилия молодого человека. Жил он скромно, небольшой капитал, оставленный отцом, не тратил. В карты Германн не играл, только смотрел, как играют его товарищи.
Но однажды он услышал рассказ внука старой графини. Томский поведал историю, которая произошла с его бабушкой. Однажды Анна Федотовна проиграла в фараон герцогу Орлеанскому крупную сумму. Муж отказался платить долги супруги. За помощью графиня обратилась к известному авантюристу, графу Сен-Жермену. Мистик сначала хотел предложить ей денег, но пощадил её гордость.
Граф открыл старой знакомой тайну трёх карт. Графиня смогла отыграться. Рассказ поразил Германна. Он начал мечтать о том, чтобы старая графиня открыла ему свой секрет.
И молодой немец решил действовать. Он познакомился с воспитанницей старой графини. С её помощью Германн проник в покои Анны Федотовны. Тайну трёх карт графиня не открыла, она умерла, когда Германн начал угрожать ей пистолетом.
Но тайну молодой человек узнал. К нему явилась мёртвая графиня, она открыла ему свой секрет. Тройка, семёрка и туз должны были принести ему удачу.
Но дар графини не принёс ему счастья. На третий день игры вместо туза выпала дама пик. Германн проиграл всё. Карточная дама похожа на старую графиню.
Несчастный Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице и повторяет: «Тройка, семёрка, туз», «Тройка, семёрка, дама!». Воспитанница властной старухи удачно вышла замуж, она взяла на воспитание бедную девочку.
По прекрасному произведению Пушкина П.И. Чайковский создал оперу в трёх действиях. Опера была создана за сорок четыре дня. Чайковский сделал из Лизы не воспитанницу, а внучку властной старухи. В опере великого композитора фамилия главного героя утратила последнюю букву. Она стала восприниматься как имя.
Интересно, что Франц Зуппе сочинил оперетту по трагическому произведению. В конце оперы главные герои умирают.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»
Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные [3] силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.
После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».
Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа
Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.
Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.
В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста [4] Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.
Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.
После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.
Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая.
Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.
Система образов в «Пиковой даме». Образ Германна
Суть проблемы человека и судьбы. Смысл символических и фантастических образов
Центральный герой повести «Пиковая дама» Германн посиживает ночи в компании игроков, но сам карт в руки не берет, хотя в душе страстный игрок. Ему нравилось следить за игрой других картежников, пытаясь разгадать систему выигрыша. Сам он не позволял себе рисковать деньгами, вел весьма скромный образ жизни, имея небольшой капитал и живя на скромное жалование. Он одержим манией обогащения.
Своими жизненными козырными картами Германн считал «расчет, умеренность и аккуратность». Он человек рациональный, не верящий в торжество случая. В рассказе Томского его убедила не столько история выигрыша графини, сколько ее повторение с Чаплицким, которому был открыт секрет. Однократный выигрыш мог быть случайностью, повторение случайностей становится закономерностью. Но расчетливый Германн просчитался самым зловещим образом. Думая, что желанная тайна послужит его целям, он сам очутился во власти этой тайны. Молодой человек не замечает собственную зависимость, которая начинает проявляться в его мыслях, поступках и снах.
Стоящий под окнами Лизаветы Ивановны Германн представляется ей героем из романа: лицо прячет в бобровый воротник, черные глаза его сверкают, бледные щеки вспыхивают румянцем. Томский, рассказывая Лизе о Германне, заметил, что тот обладает «лицом истинно романическим», с «профилем Наполеона» и «душой Мефистофеля».
Добившись свидания и получив в письме от Лизы подробное описание дома, он проникает в покои старой графини, пытаясь узнать желанный секрет. В своих убеждениях он приводит графине массу аргументов: от возможности его осчастливить, как человека бережливого и достойного, до готовности принять на свою душу ее грехи, но почитать «как святыню». Поняв, что старуха скончалась, Германн идет в комнатушку Лизы для объяснения,но не любовного, ведь в этом больше нет нужды. Лиза понимает, что в основе поступков ее «романического» героя была страсть, но не к ней, а к деньгам, которых «алкала его душа». В образе Германна Пушкин впервые показал зарождающийся буржуазный мир с измельчавшими страстишками, которым управляют деньги. Хотя в облике героя есть наполеоновские и демонические черты, его зло мелко, он просто хочет разбогатеть, думая бухгалтерским способом просчитать судьбу.
Даже решив покаяться на отпевании старухи за то, что стал виновником ее смерти, он делает это из боязни, что дух покойницы способен дурно повлиять на его жизнь. Склонившись над гробом старухи, ему чудится ее недобрая усмешка, и он теряет сознание. От пережитого нервного потрясения и выпитого вина ночью ему является то ли наяву, то ли во сне призрак старухи и сообщает заветные карты: «тройка, семерка, туз», обещая свое прощение, если он женится на ее воспитаннице. После этого Германном полностью овладела игра разума с судьбой, всюду преследовала «идея фикс [6] » трех карт, названия которых шевелились на его губах. Все, что его окружало, напоминало эти карты, в которые он стал вкладывать смысл символических образов. Статная девушка представлялась ему как «червонная тройка», пузатого мужчину он сравнивал с «тузом», если его спрашивали о времени, то отвечал: «Без пяти минут семерка». В фантастических образах тревожных снов «туз» ему кажется пауком, «семерка» готическими воротами, «тройка» – пышным цветком.
Решив подать в отставку и уехать за границу, Германн ищет подходящего случая для игры, но случай сам его находит, избавляя от лишних хлопот. С появлением в Петербурге крупного игрока Чекалинского решается его участь. Во время игры Германн по-прежнему сдержан и расчетлив, уверен, что владеет «закономерностью» случая. Соблюдая наставления старухи, он ставит за вечер только одну карту, выигрывает два раза подряд. Удивительно, что старуха его не обманула: выиграли все три карты. Закономерность была доказана. Но Германн сам неосторожно «обдернулся», поставив даму вместо туза. А значит, доказана и непредсказуемая власть случая. Его капитал, «утроенный, усемеренный» за два вечера до 94 тысяч, достается «тузу» Чекалинскому. У Германна остается в руках только «пиковая дама», с прищуренным глазом повторившая усмешку покойницы графини. Двусмысленно звучат слова Чекалинского, обращенные к проигравшему сопернику: «Дама ваша убита». Они, означающие на языке картежников результат игры, представляют также выражение, относящееся к реальному, хотя и невольному убийству старухи.
Лизавета Ивановна живет в доме своей «благодетельницы» на униженном положении. Вынужденная сопровождать свою хозяйку на прогулках и балах, она не могла не понимать своего жалкого положения в «большом свете». Несмотря на то, что она была миловиднее многих ее ровесниц, успехом она не пользовалась, кавалеры крутились около богатых невест. Это задевало ее самолюбие. Молодые люди ее приглашали только тогда, когда не было пары, дамы замечали, лишь когда им требовалась помощь. Но она ждала, что когда-нибудь появится ее «избавитель». Не имея возможности «достойного» знакомства, она стала обращать внимание на военного инженера под своими окнами, со временем отвечать на его любовные письма. Став невольной соучастницей Германна, она после злополучного свидания понимает его истинные намерения. Но в отличие от ее расчетливого несостоявшегося возлюбленного, она устроила свою судьбу, удачно вышла замуж, хотя при своем положении не могла рассчитывать на счастливый брак.
Образ Петербурга. Роль эпилога
В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.
Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.
Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»
Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.
В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.
Словарь
1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.
2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.
3. Астральный – мистический, потусторонний.
4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.
5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.
6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.
7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Пиковая дама», 1982
Его очень вдохновил рассказ товарища, князя Голицына, который и стал основой произведения. Подробный анализ произведения «Пиковая дама» поможет глубже понять смысл повести русского классика.
История написания
Трудно поверить, но сюжет «Пиковой дамы» был взят Пушкиным из жизни. По легенде, молодой князь Голицын (по прозвищу Фирс) как-то проигрался в карты. Отчаянье заставило его броситься на колени перед своей родственницей. Наталья Петровна Голицына владела тайной выигрышной комбинации карт от графа Сен-Жермена, известного оккультиста и алхимика. Якобы он питал страсть к графине. Так или иначе, молодой человек в тот же вечер отыгрался. Эту историю он и поведал писателю.
Именно графиня Голицына, которую хорошо знали в свете, послужила прототипом образа Анны Федотовны. После выхода повести престарелую даму стали называть за глаза «Пиковой дамой». Драматичная история, очевидно, неспроста привлекла Александра Сергеевича, который очень хорошо владел всеми тонкостями игры и прекрасно знал карточные термины. Очевидно, что автор сам был не прочь испытать фортуну.
В литературе немало произведений, которые пытались выяснить, как личная активность человека связана со случаем, удачей. Весь петербургский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случая. Не стал исключением и Пушкин, которому всегда были интересны глубины человеческой души.
Работа над повестью проходила осенью в Болдине (1833), это была чрезвычайно плодотворная пора для писателя.
Он трудился без устали, как результат — непредсказуемые повороты сюжета, драматические конфликты. Такова история создания «Пиковой дамы», одного из самых ярких пушкинских шедевров.
Краткое изложение сюжета
Чтобы лучше понять проблематику произведения и характеристику героев, надо сначала вникнуть в сюжет. В повести всего шесть частей и небольшое заключение. Каждую часть автор предварил эпиграфом, из которого становится понятным взгляд автора на происходящее. В первой части следует завязка, кульминация наступает в третьей (смерть графини), развязка — в шестой.
Краткое содержание поможет сэкономить время и не заниматься внеклассным чтением:
В заключении автор пишет, что Германн сошел с ума. Находясь в лечебнице, он бормочет: «Тройка, семерка, туз. Тройка, семерка, дама». Лиза выходит замуж за богатого, Томский становится ротмистром и женится на княжне.
Главные персонажи
Герои принадлежат разным поколениям, каждый имеет свой общественный статус. Автор умело использует все эти детали для того, чтобы сделать повествование более убедительным и драматичным. Действующих лиц не так уж много:
Еще одно действующее лицо — Томский, но он появляется редко. Родственник графини, благодаря которому происходит завязка действия. Именно из-за его рассказа Германн начинает идти на поводу своих низменных страстей.
Направленность произведения
Хотя жанр работы Пушкина — повесть, многие критики считали, что это рассказ, поскольку произведение вышло кратким. Оно содержит лишь одну сюжетную линию и имеет ограниченное число действующих лиц. Знатоки считают его первым литературным произведением, отрывающим цикл последующих размышлений о пороках и наказаниях, которые обязательно следуют за злодейством.
«Пиковая дама» Пушкина относится к направлению романтизма. Это томление по идеалу, ставшее следствием проникновения в повседневность вымышленных миров из сочинений разных писателей. Главный персонаж лишается рассудка, но чья это вина, действительно ли карты были заколдованы старухой или Германн совершил досадную ошибку совершенно случайно, остается непонятным. В любом случае отрицательный герой наказан за то, что любой ценой стремился к наживе, духовное оказало победу над материальным. Имеются элементы фантастики, примеры готического стиля:
В то же время вполне вероятно, что все невероятные события существуют лишь в воображении главного героя. То ему мерещится взгляд покойницы, то подмигивание пиковой дамы.
Если все эти эпизоды считать проявлениями болезненного состояния молодого человека, то останется весьма реалистичный рассказ о том, как преступника постигла заслуженная кара.
Проблематика и темы
Жадность — главная проблема главного персонажа, из-за которой он впадает и в другие грехи. Германн вовсе не думает о чувствах бедной девицы, которую он обманывает ради достижения своей цели.
Особенность произведения и в том, что тема любви здесь не является основной, хотя это не совсем типично для Пушкина. Юная девушка символизирует настоящее счастье, которое проходит мимо героя, поскольку он его предпочитает не замечать. Добиваясь желаемого нечестными способами, он теряет и то немногое, что имел до начала своей авантюры.
Роль судьбы играет тут привидение старухи, которая является своему обидчику. Она обещает простить его, только если он женится на Елизавете, но тот не выполняет условие. Тогда свершается месть — Германн виновен в том, что преступил нравственный закон. Сначала втерся в доверие к невинной девушке, затем обманом проник в чужой дом, после чего начал угрожать пистолетом беззащитной старухе. Он стремительно катится по наклонной плоскости. Кто знает, на что он мог решиться, если бы княгиня не захотела выдать ему тайны?
Героя ожидает трагический финал — сумасшествие. Оно ужасно тем, что человек уже ничего не в состоянии изменить в собственной судьбе. Автор явно показывает, что рок неумолим. Он настигнет виноватого в любом случае и не стоит надеяться на снисхождение.
Замысел создателя повести
Основная идея обозначена довольно определенно — не следует рисковать собственной душой ради сомнительного везения и денежного выигрыша. Как быстро идея легкой наживы полностью овладевает внешне скромным человеком, который даже не играл в карты! Судить о полном перевоплощении можно из короткой цитаты, которая является прекрасным описанием одержимости: «…Увидев молодую девушку, он говорил: „Как она стройна. Настоящая тройка червонная“. У него спрашивали: „который час“, он отвечал: „без пяти минут семёрка“. Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза».
Почувствовав себя на гребне удачи, бывает сложно остановиться. Начав выигрывать, Германн даже не заметил, как поставил не на ту карту.
В самом названии кроется ответ на вопрос, как будет наказан преступник — ведь кажется, ничто не может помешать тому, кто знает выигрышную комбинацию.
Но автор неслучайно указывает в эпиграфе, что дама пик — символ тайной недоброжелательности.
Мертвая старуха как будто насмехается над своим обидчиком, который ставит все на самую последнюю карту. Выходит туз, но вмешивается сам рок и оказывается, что ставка была сделана неправильно.
Главное, по мысли автора, что Германн проспорил собственную душу, сделав ставку не на вечные ценности (любовь, доверие, честность), а на преходящие (удача, богатство, азарт).