план сказки о царе салтане план сказки 3 класс
Сказка о царе Салтане. План по 3 частям с заголовками, 3 класс-как сделать?
Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части-составить план и озаглавить?
Как составить планы для 3 частей сказки о царе Салтане с заголовками?
Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план к каждой части и озаглавить каждую часть?
Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план и озаглавить каждую часть?
Как составить план к трём частям сказки о царе Салтане с заголовками?
Как составить план сказки о царе Салтане по 3 частям с заголовками?
Литературное чтение 3 класс
Сказку о царе Салтане легко разделить на три части. Первая часть сказки о царе Салтане, естественно, будет начинаться с самого начала сказки и заканчиваться первая часть будет первым приплытием корабельщиков на остров Буян. Корабельщики сильно удивлены, что видят на острове красивый город, которого раньше на этом острове они не видели. Поэтому первую часть сказки о царе Салтане назовём:
Чудесное возникновение красивого града на острове
И составим план к 1-ой части:
Вторая часть будет начинаться с момента, когда царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара и он впервые увидел своего отца, а закончится вторая часть третьим прилётом Гвидона в образе шмеля в царство Салтана. Назовём вторую часть так:
Полёты в царство Салтана и чудесные подарки царевны Лебедь
Радостная встреча и пир на весь мир
Также для составления своего плана вы можете использовать картинный план для сказки о царе Салтане здесь, в котором все картинки расположены согласно действию сказки и подписаны.
Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» очень интересная. Она написана в стихотворной форме, благодаря чему она легко читается и запоминается.
Сделать план ко всем трём частям сказки несложно.
В произведении Пушкина «Сказка о царе Салтане» множество интересных героев и довольно запутанная сюжетная линия. А поскольку представлена она в стихотворной форме, то сказка и сегодня имеет оглушительный успех у читателей.
Разделим текст сказки на три части и озаглавим каждую из них.
Часть I. Женитьба царя и заговорщики.
▪ Выбор Салтана и его счастливая женитьба.
▪ Отъезд царя и рождение наследника.
▪ Царица и «приплод» оказываются в бочке.
▪ Бочку волна прибивает к берегу.
Часть II. Чудесный город и царевна Лебедь.
▪ Счастливое спасение от гибели.
▪ Лебедь остается в живых благодаря Гвидону.
▪ Гвидон превращается в то в комара, то в муху, то в шмеля.
▪ Остров и его обитатели встречают гостей.
Часть III. Счастливый финал сказки.
▪ Салтан принимает приглашение.
▪ Женитьба Гвидона и наказание заговорщиков.
«Сказка о царе Салтане» написана А.С. Пушкиным в стихотворной форме.
Ее легко разделить на три части и озаглавить, так как она имеет три сюжетные линии.
I глава: Свадьба царя и молодой царицы.
1) Разговор трех сестриц.
2) Царь заходит в светлицу и зовет сестер с собой во дворец.
3) Свадьба царя и одной из сестриц.
4) Злость ткачихи и поварихи.
5) Молодая царица беременна.
6) Царь отправляется на войну.
7) Царица рождает сына.
8) Царь узнает известие, приказывает ждать его.
9) Обман завистливых сестриц и сватьи бабы Бабарихи.
II глава: Князь Гвидон.
1) Исполнение воли царя Салтана.
2) Обращение к волне.
3) Бочка на суше, мать с ребенком спасены.
5) Появление города.
III глава: Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
1) Первые гости князя Гвидона.
2) Князь Гвидон передает привет отцу с корабельщиками.
3) Князь Гвидон в образе комара у царя Салтана.
4) Купцы говорят царю о граде, который они видели.
6) Гвидон в образе мухи у царя Салтана.
8) Гвидон в образе шмеля у царя Салтана.
9) Встреча отца и сына.
Разделим сказку на три большие части и озаглавим каждую.
Первая часть. Женитьба, обман царя, волшебный город.
1.Три девицы рассуждают что бы они сделали для царя.
2.Царь выбрал невесту.
3.Салтан уезжает на войну, оставляя беременную жену.
4.Царица рожает сына.
5.Ткачиха с поварихой клевещут на царевну.
6.Бочку с царевной и царевичем кидают в море.
7.Спасение матери с младенцем.
Вторая часть. Встречи с отцом Гвидона в разных образах. Чудеса.
1.Князь Гвидон передает царю весточку.
4.33 богатыря выходят из моря.
Третья часть. воссоединение семьи и наказание Поварихи и Ткачихи.
2.Женитьба царевича Гвидона.
Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане и его сыне Гвидоне достаточно объемная для третьего класса. Для пересказа произведения его удобно разделить на три основные части. Я бы сделала это так:
1) Свадьба царя и заговор завистниц против его жены и новорожденного сына:
Царь Салтан выбирает себе жену.
Рождение сына гвидона.
Гвидон с матерью в бочке на волнах.
2) Спасение князя Гвидона и его матушки, чудеса на острове.
Бочка с матерью и сыном на берегу.
Встреча с царевной Лебедь.
Появление Гвидона у отца в виде комара, мухи, шмеля.
3) Свадьба Гвидона и царевны Лебедь, приезд отца на остров.
Приглашение царю Салтану от сына.
Приезд Салтана на свадьбу.
Сказку о царе Салтане можно разделить на три большие части, а потом каждую из частей разделить на параграфы.
О том, как Ткачиха с Поварихой обманули Царя Салтана
Волшебные путешествия Гвидона за моря к отцу Салтану
И конечно же, как все волшебные сказки, о царе Салтане также заканчивается свадьбой и воссоединением родственников:
Царь Салтан вновь обретает семью.
13.Женитьба Гвидона на Царевне Лебедь
14.Приглашение Салтана на остров Буян
15.Радостная встреча отца с сыном и женой.
Можно немножко иначе составить план сказки, разделив ее на три части:
Коварство двух сестёр против царицы и Салтана
Гвидон спасает царевну Лебедь, а она в благодарность одаривает его чудесными дарами.
Наказание для Поварихи и Ткачихи, счастливое завершение сказки.
Я вот так разделила эту сказку на 3 части и дала название и частям и пунктам плана внутри каждой части:
Первая часть: Как сбываются коварные замыслы против царя и его молодой жены.
3.) Заговор, царь верит клевете.
4.) Заточение в бочку.
5.) Чудесное спасение.
Вторая часть, основная, в которой чудеса и встречи с отцом.
1.) Спасение Царевны Лебеди.
2.) Благодарность. Чудесный город.
3.) Гвидон превращается в комара.
5.) Гвидон превращается в муху.
6.) Из моря выходят 33 богатыря.
7.) Гвидон превращается в шмеля.
Третья часть, завершающая сказку, счастливый конец:
1.) Гвидон женится на царевне Лебедь.
2.) Гвидон шлет отцу приглашение, которое тот принимает и отправляется к сыну.
3.) Встреча царя с сыном и женой, наказание для заговорщиц.
Разделим сказку на части и каждую часть озаглавим.
Первая часть: Бедствия царицы:
1.Разговор трех девиц.
2.Женитьба Салтана на той, которая пообещала родить сына.
3.Рождение сына. Обман царя.
4.Царицу с сыном садят в бочку и отправляют в море.
5.Бочка приплывает к острову.
Вторая часть: Гвидон.
2.Гвидон в образе комара.
3.Белка, что грызет золотые орешки.
5.Гвидон превращается в муху и подслушивает разговор.
6.Тридцать три богатыря.
7.Превращение Гвидона в шмеля.
Третья часть: Гвидон и Салтан.
2.Салтан приплывает на остров
Я бы разделила эту сказку следующим образом.
I. Свадьба и заговор
II. Чужеземный город
В сказке Пушкина царица и её малолетний сынок были запечатаны в огромную бочку и выброшены в море. Чтобы нарисовать эпизод с плывущей в море бочкой, сначала нужно научиться её изображать. А выглядит деревянная бочка так:
Нарисуем бочку в море, а делать набросок мы будем пошагово.
Проводим линию, которая обозначает погружение бочки в воду и пририсовываем деревянные детали бочки:
Рисуем большую волну с брызгами, а часть бочки, спрятанную под волной, убираем.
Раскрашиваем рисунок, морскую воду можно нарисовать в синих или бирюзовых тонах.
Можно нарисовать спокойно плывущую бочку в море, без большой волны:
Вот как можно нарисовать сценку, когда царица с сыном выбрались на сушу, в это время пустая бочка плавает возле берега.
нарисовать их можно срисовывая с иллюстраций к сказке или раскрашивая готовые раскраски. Девушки белолицые, голубоглазые, в русских сарафанах. сарафаны яркие: красные, зеленые, с вышитыми узорами. Волосы заплетены в косы, на голове кокошники, как здесь:
Можно и таких девиц нарисовать
Терма в старину были у бояр рубленые со скамьями и маленькими окошками, деревянным полом.
Окна украшает резьба, прялки тоже с узорами.
Эти два рисунка рисовали дети. Рисунки замечательные, видно, что дети старались.
Этот рисунок действительно детский, простой, ученика 3-го класса.
В моей любимой пушкинской сказке «Сказке о царе Салтане» у Гвидона был титул князя.
Вот выдержка из сказки:
В детстве я читала эту сказку, а потом видела и мультфильм, мне кажется и через тысячу лет сказка останется поучительной для наших детей.
Ответ на этот вопрос подразумевает и разбитие текста на части и составление плана сказки Пушкина. Поэтому и ответ придется разделить на две половины.
Разобьем текст сказки на части и дадим каждой название:
Как видим текст сказки можно разбить на 6 частей, каждая из которых охватывает какой-то важный период развития сюжета. Теперь составим более подробный план пересказа сказки:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка
Ивантеевского района Саратовской области»
Урок литературного чтения в 3 классе.
Особенности волшебной сказки».
Попова Наталья Геннадьевна
Наименование, почтовый адрес, телефон, электронная почта образовательного учреждения
413950 Саратовская область,
с. Ивантеевка, ул. Советская, 23
учитель начальных классов
Контактный телефон, электронный адрес автора
Тема выбранной работы
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане.
Особенности волшебной сказки.»
с.Ивантеевка 2015 г.
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану, работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качеств
Личностные: основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; чувство сопричастности своему народу;
Познавательные: применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; знать разные виды словарей
Коммуникативные : принимать участие в коллективном выполнении заданий, т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослого;
Регулятивные: самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; соотносить внешнюю оценку и самооценку; произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Образовательные ресурсы: книги А. С. Пушкина для организации книжной выставки, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, костюмы для инсценирования отрывка из сказки (три девицы), карточки для индивидуальной работы, тест, маршрутный лист
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны, активны и старательны
Улыбнитесь друг другу, новому дню.
Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь.
– У вас на столах есть карта успехов. Это ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его «орешками» (раскрашивать кружки). После выполнения каждого задания вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, то раскрашиваете кружок. Чем больше раскрашенных «орешков», тем выше отметка
Показывают готовность к уроку. Приветствуют
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Постановка темы и учебной цели
-Чтобы узнать тему урока, восстановите последовательность слов в высказывании и дополните недостающее слово (о чём идёт речь?). Предлагает слова для составления высказывания.
– Как понимаете их смысл? Кто автор этих слов?
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». – А. С. Пушкин
Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
III. Проверка домашнего задания
Прочитайте название сказки.
– Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
– Какие устойчивые эпитеты и сравнения встречаются в сказке Пушкина?
– Где в сказке встречаются троекратные повторы? Приведите примеры. На доске – иллюстрации: картинный план сказки.
– На сколько частей разделили сказку?
Прочтите названия частей.
1) Выбор невесты. 1) Первая встреча с отцом.
2) Обман царя. 2) Первое чудо.
3) Чудесное спасение. 3) Гости у князя Гвидона.
4) Встреча с лебедью. 4) Вторая встреча с отцом.
5) Корабельщики на острове. 5) Второе чудо.
6) Третья встреча с отцом.
Выполняют выборочное чтение. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Читают наиболее подготовленные ученики
Осуществляю т логические действия. Адекватно воспринимаю т информацию. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
3) В гостях у Салтана.
4) Счастливая встреча.
– Представьте, что вы в театре. Прочитаем 1-ю часть сказки «Выбор невесты» по ролям. При чтении постарайтесь отразить характер героя, выразить свое отношение к нему, обратите внимание на интонацию
1-я группа инсценирует 1-ю часть до слов
«В те поры война была…»
2-я группа пересказывает 2-ю часть до слов «В синем море звёзды блещут…».
3-я группа читает выразительно 3-ю часть до слов «И нарёкся: князь Гвидон…»
4-я группа работает по карточкам (см. ресурсный материал). Осуществляют самопроверку
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Владеют навыками самостоятельной работы, самопроверки
IV.Работанад сказкой. Беседа с элементами выборочного чтения с опорой на картинный план
-Какие чувства остались у вас после прочтения сказки?
– Хороший ли конец у сказки? Почему?
– Давайте ещё раз более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
1) Какое желание появилось у Гвидона после посещения его корабельщиками? (Он захотел увидеть отца: с. 102.)
2) Каким увидел князь Гвидон своего отца? (С. 103 – последние 3 строки; с. 104 – 1-я строка.)
3) О каком первом чуде услышал Гвидон? (С. 105.)
4) В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (С. 108.) 5) О каком чуде узнал князь на этот раз? (С. 111.)
6) Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (С. 115.)
7) О каком чуде он узнал на этот раз? (С. 117–118.)
8) О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, когда они его посетили в последний раз? (С. 122.)
9) Кто и как был наказан в этой сказке? (С. 128)
— У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. Выборочно находят ответы на вопросы
Формулирую т ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыком выразительно го чтения.
Ориентируются в тексте
V . Физкультминутка (Имитирование движений под музыку
Н. А. Римского-Корсакова.)
• Изобразите волны, набегающие на берег.
• Изобразите летящую царевну Лебедь.
• Изобразите Гвидона, натягивающего лук.
• Изобразите танцующую белку, поющую песенки.
• Изобразите богатырей, выходящих из моря
– Кто из вас знает, что за музыка звучала?
– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина
Выполняют физкультминутку согласно заданиям
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
V I . Закрепление материала
— Сюжет – это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то или что-то помогает или мешает. Помогает царевна Лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. В сказке есть волшебство. Например, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых. В сказке встречаются странствия героев: корабельщики объехали весь свет.
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встрече
3.Творческое задание (15 минут)
а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;
б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок.
4.Выступление с творческим заданием.
3.Творческое задание (15 минут)
б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93
4.Выступление с творческим заданием
3.Творческое задание (15 минут)
а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;
б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).
4.Выступление с творческим заданием. –
Ребята выходят к доске и показывают всему классу свою работу, анализируют её, подводят итоги
Работая в группе соблюдают взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы. Формулирую т ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа
Подведение итогов работы в группе. Демонстрация творческих работ каждой группы
– Как вы понимаете эти строки, вызывающие улыбку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Четырьмя все три глядят.
А Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;
– Мы не случайно говорили о шутках, так как в русских сказках они часто встречаются.
– Что вы можете сказать о времени и месте действия?
– Что является общим для сказки литературной и народной?
– Какую мораль можно извлечь из этих слов?
-А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
-Докажите, что в сказке есть жизненная правда.
-Давайте подведем итоги
— Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин?
На доске написаны следующие сведения:
• Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822 г.
• Подробная запись в Михайловском – в 1824 г.
• 14 стихов, остальное проза – 1828 г.
• Написал полностью в 1831 г., устроив творческое соревнование с Жуковским
Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены. – Имена, герои (Бабариха, царевна Лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры). Костюмы («в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»; «под косой луна блестит…»). – Двух сестер укусил Гвидон прямо в глаз, когда оборотился в комара и муху. – Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буяне, море. Корабельщики объехали весь свет: за морем житье не худо… – Мораль.
-«Царь для радости такой отпустил всех трех домой…», «Ветер по морю гуляет…»
-Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде
VII. Итог урока. Рефлексия
-В сказках добро побеждает зло.
-Простил ли автор сестер в сказке?
– А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
– Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
– Чему научила нас эта сказка?
– Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению
VIII. Домашнее задание
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы