плинфа это в истории

Плинфа

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Плинфа (от греч. plínthos — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300х350х25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

В Киевской Руси плинфа была основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий. Во Владимиро-Суздальской Руси плинфа с середины 12 века почти полностью уступила место белому камню, из нее строились только второстепенные постройки. С конца 15 века в Московской Руси стал повсеместно применяться формованный кирпич.

Литература

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Полезное

Смотреть что такое «Плинфа» в других словарях:

ПЛИНФА — (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в 10 13 вв. на Руси … Большой Энциклопедический словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X XIII вв. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред.… … Художественная энциклопедия

плинфа — сущ., кол во синонимов: 1 • кирпич (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

плинфа — (от греч. plínthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в X XIII вв. на Руси. * * * ПЛИНФА ПЛИНФА (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве… … Энциклопедический словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113 25 … Строительный словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113… … Архитектурный словарь

Плинфа — (от греч. πλινθος кирпич) шир. и плоский обожженный кирпич, использовавшийся в визант. и рус. зодчестве. Характерен для рус. зодчеста домонгольского периода (кон. 10 30 е гг. 13 в.). От кирпича б. позднего времени отличается своими размерами. Его … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Плинфа — (от греч. plínthos кирпич) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии (См. Византия). П. применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на… … Большая советская энциклопедия

Плинфа — ж. устар. Тонкий плитчатый кирпич как старинный строительный материал. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Загадка древней плинфы

Загадка древней плинфы

В ходе реконструкции Старого замка в Гродно проводятся основательные археологические изыскания. Археологи Гродненского государственного историко-археологического музея в 2017 – 2019 годы провели раскопки во внутреннем дворе Старого замка, в ходе которых было найдено множество артефактов. Это и остатки боевого вооружения древних защитников Замковой горы, и фрагменты домашней утвари, а также монеты, украшения, детские игрушки и многое другое.

Любопытная находка гродненских археологов

Среди находок 2019 года – и странная плинфа, вся испещренная тонкими ровными линиями. Первой напрашивается мысль, что это насечки для лучшего сцепления этого тонкого и широкого обожженного глиняного кирпича с известковым раствором.
В запасниках музея хранится большая коллекция образцов плинфы и старинного большемерного кирпича. Там можно увидеть плинфу с отпечатками рук и пальцев мастеров, и их босых ног, и даже лап домашних животных. И, конечно же, в коллекции имеются образцы плинфы с различными знаками. Это и буквы кириллицы, и латиницы, и геометрические знаки, и символы, и пиктограммы, и даже древние скандинавские руны. Предположительно, все это – знаки мастеров-производителей кирпича или, в более редких случаях – его заказчика.

А, главное, такой образец существует в единственном экземпляре, и многие тысячи штук изученной сотрудниками музея плинфы таких насечек не имели. Поэтому это исследование поначалу зашло в тупик.

Доска для настольной игры?

На уникальной плинфе, найденной на территории Старого замка, насечки нанесены не хаотично, что достаточно было бы для цели сцепления с раствором, а по определенной системе. Линии строго параллельны, почти идеально ровные, основные из них сделаны наискосок, причем как в одну, так и в другую сторону, своими перекрестиями образуя ровную сетку. Всего в этой сетке примерно 19 или 20 пересекающихся линий клеток. В одной такой полной линии 14 целых клеток и 2 половинки. Дополнительно, более на одной половине образовавшейся палетки, нанесены и продольные линии, идущие поперек постели кирпича, их около полтора десятка. Хорошо просматривается и строго очерченная рамка, образующая прямоугольник. Все это напоминает шахматную доску, но сделанную «на косую». Напрашивается вывод, что эта плинфа использовалась кирпичными мастерами, чтобы скоротать время в минуты отдыха. То есть это не что иное, как доска для какой-то старинной настольной игры.

В Средние века настольные игры были весьма популярны. На замчищах Гродненщины не раз находили старинные шахматные и шашечные фигурки, а в ходе недавних раскопок, проходивших во дворе Старого замка, был обнаружен и деревянный фрагмент древней шахматной доски с отчетливо нанесенными клетками игрового поля. Но, помимо шашек и шахмат, в различных странах Средневековой Европы, с которыми у древнего Гродно существовали тесные торговые и культурные связи, имелось и много иных настольных развлечений. Ближе всего из таких стран к нам были земли Скандинавии, поскольку река Неман как раз и вела в бассейн Балтийского моря, где проживали скандинавы.

Достаточно привести в пример только две игры, имеющих скандинавское происхождение, чтобы увидеть, что древние игроки использовали похожие доски. Это игра Хнефатафл (еще ее называли «Тафл», «Таблут» или «Тавлеи»), а также игра «Лиса и гуси».

Хнефатафл — скандинавская настольная игра. Первые упоминания относятся к III веку нашей эры. Впоследствии викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Древнюю Русь. С распространением шахмат эта игра постепенно была забыта.

Хнефатафл и другие подобные игры игрались на досках с нечётным количеством клеток размером от 7;7 до 19;19. Игроки иногда пользовались костью (кубиком), которая показывала максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку, или дозволяла двигать фишку (чёт — двигает, нечет — не двигает). Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов. Королевская фишка называлась Hnefi («кулак»). Король выделялся своим размером. Белая королевская фишка ставилась в центр доски; её окружали другие белые фишки. Чёрные ходили первыми. Описания правил практически отсутствуют, и поэтому достоверно не известно, как именно играли в эту игру варяги. В наше время существует целый ряд реконструкций правил игры.

Вспомним, что на нашей плинфе, как в игре «Лиса и гуси», также есть и горизонтали, и диагонали. Но разметка на артефакте все-таки отличается от принятых в этих играх. Если это была игра, то какая-то иная. Она прямоугольная, немного похожая на доску для игры в нарды. Особенностью нашей плинфы, достаточно широкой, но все же ограниченного размера, являются малые клеточки, а потому фишки также должны были быть маленькими. В их роли могли выступать белые и черные семечки, вишневые косточки, небольшие деревянные фигурки, монетки и т.д. Подведем промежуточный итог: играть на этой плинфе было возможно, но, из-за небольшого размера, достаточно неудобно. Выходит, нужно размышлять дальше, попробовать подыскать более практичную версию употребления этой находки.

Гродненская плинфа – древний калькулятор?

Еще одним вариантом использования разлинованной плинфы могло быть ее употребление в качестве счетной доски. Подсчеты велись при помощи разных счетных фишек: камешков, косточек, монеток и т.п., которые раскладывались на полосах и клетках. Такие доски назывались абаками. В Европе они окончательно вышли из употребления лишь в XVIII веке. Наша плинфа могла использоваться для подсчета кирпича. Большое количество рядов клеток вполне объяснимо. Ведь для той же Борисоглебской (Коложской) церкви XII века использовался кирпич нескольких видов и размеров и другие строительные материалы. Это и обычная плинфа двух видов 25х16х3 см и 29,5х17,5х4, и фасонная (фигурная) плинфа нескольких видов для кладки декоративных элементов храма, и толстый кирпич улучшенного качества для строительства колонн внутри храма, а также голосники, майоликовая плитка разного профиля и прочее.

Отдельно велся подсчет бракованной плинфы. Мне приходилось слышать от экскурсоводов, что выбраковка плинфы проводилась путем испытания ее на прочность при бросании об землю или об камень, то есть методом разрушения. Если кирпич ломался, его дробили на цемянку (те же экскурсоводы зачастую ее ошибочно называют «цеглянкой»), которую затем использовали в качестве наполнителя для известкового раствора. Но это версия не выдерживает критики. На самом деле кирпич выбраковывался при помощи молотка-кирочки и внешним осмотром. Если он не имел видимых трещин и хорошо звенел при ударе таким инструментом мастера, то это означало высокое качество изготовления. Если же звук был глухим, значит, плинфа была недостаточно обожжена или, наоборот, перепалена в огне, а также и состав шихты (смеси глины с песком для производства кирпича) мог быть подобран неверно. Большинство брака не уничтожалось, а использовалось при строительстве. Бракованная плинфа могла идти на забутовку внутренних рядов кладки стен и других не столь ответственных элементов здания. Но за брак платили намного меньше, поэтому такую плинфу подсчитывали отдельно.

Источник

Плинфа

Смотреть что такое «Плинфа» в других словарях:

ПЛИНФА — (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в 10 13 вв. на Руси … Большой Энциклопедический словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X XIII вв. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред.… … Художественная энциклопедия

плинфа — сущ., кол во синонимов: 1 • кирпич (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Плинфа — Раскрытая от штукатурки плинфяная кладка Софийского собора в Киеве Плинфа (от греч. plínthos «плита») характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый … Википедия

плинфа — (от греч. plínthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в X XIII вв. на Руси. * * * ПЛИНФА ПЛИНФА (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве… … Энциклопедический словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113 25 … Строительный словарь

Плинфа — (от греч. plinthos кирпич) широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113… … Архитектурный словарь

Плинфа — (от греч. πλινθος кирпич) шир. и плоский обожженный кирпич, использовавшийся в визант. и рус. зодчестве. Характерен для рус. зодчеста домонгольского периода (кон. 10 30 е гг. 13 в.). От кирпича б. позднего времени отличается своими размерами. Его … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Плинфа — ж. устар. Тонкий плитчатый кирпич как старинный строительный материал. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Почему в Древнем Риме строили из тонкой плинфы и не экономили раствор? Размеры кирпича в разные столетия

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Возможно, многие обращали внимание на детали древнеримских строений из тонкого кирпича. Он тоньше современных стандартов, а кладка зачастую производилась на такой же толщины раствор как и сам кирпич:

Это так называемая плинфа. Плоский кирпич с почти квадратными размерами. В Древнем Риме размер плинфы был 50х55х4,5 см, а в Византии — 30х35х2,5 см.

Тогда слой раствора в кладке был толщиной либо половина плинфы, либо равный толщине (высоте). С чем это связано? При поверхностном взгляде видно, что был перерасход раствора. Возможно, замесить его из нужных компонентов было дешевле, чем сформовать кирпичи, высушить их обжечь их. Историки пишут, что так повышалась сейсмоустойчивость зданий. Может быть из-за того, что кирпич не такой прочный как раствор.

Древний раствор очень прочный. В Древнем Риме – на основе римского бетона с добавлением вулканического пепла (обожженных в вулкане минералов). Поэтому, древние делали упор на прочность раствора, а не кирпича (как мы в наше время).

Еще такое наблюдение: большой ширины кирпичи неудобно брать одной рукой. Работать придется двумя руками. Или тогда работали в паре? Один кладет раствор, а второй укладывал плинфу?

В Римской империи использовали плинфу и другого формата. Размер 40х10х4 см. Вообще, интересно проследить эволюцию кирпича. Вероятно, небольшая толщина плинфы была связана со скоростью сушки. Чем тоньше – тем быстрее сохнет. А так же масса более качественно обжигается.

Плинфу византийского формата использовали и на Руси в 10-13 вв. при строительстве храмов.

Потом были периоды строительства из белого камня (известковых блоков) и позже переход на кирпич. Почему перешел переход с плинфы на привычный формат кирпича (хоть и большой) – информации нет. Причем, размер этого кирпича менялся со временем:

В 17 в. размер кирпича тоже был неудобный. Одной рукой кирпич шириной 144 мм брать крайне сложно. Если только руки строителей были больше! И вес кирпича большой. Современный полнотелый кирпич весит чуть более 4 кг. Крупноформатный кирпич весом 6-7 кг сложно класть одной рукой. Видимо, богатыри не только в сказках, но были и в строительстве тех времен.

Среди упоминаний про размеры кирпича можно отметить такую информацию:

Стены башен кремля Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.) были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.). Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем с размерами 32х16х8 см. Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см. Стены Смоленского кремля(строительство с 1595 по 1602 гг.) выкладывались из крупноформатного кирпича, размер которого составлял 31х15х8 см. Петр I установил размеры кирпича – 28х14х7 см.

Это переводы в нашу метрическую меру. В старых текстах размеры записаны в вершках.

Еще одна таблица с изменениями размеров кирпича:

Современный одинарный кирпич имеет размеры 250×120×65 мм. Существует полуторный и двойной (по высоте). Но для удобного захвата он остается шириной 120 мм с 1927 г. (был введен стандарт НФ – нормальный формат). Такой же формат и в Германии. А вот в Великобритании стандарт на кирпич: 215×102,5×65 мм.

Подписывайтесь на канал, добавляйте его в закладки браузера (Ctrl+D). Впереди много интересной информации.

Источник

Римский ригельный кирпич плинфа. История, вернувшаяся вновь!

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

“Архитектура – это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно”. Луис Генри Салливан.


“Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным, в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию”. Алексей Викторович Щусев.

Сведения из истории.

Архитекторы и дизайнеры всего мира в поисках стилистических решений все чаще обращаются к устоявшимся традициям. Благодаря таким экспериментам появляются новые современные решения для оформления интерьеров и фасадов зданий. Не является исключением применение в архитектуре популярного сегодня узкого ригельного кирпича, истоки которого также уходят в далекое прошлое. В основе легендарной “Римской кладки” лежит использование плиты плинфы – тонкого обожженного кирпича. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры, до метра длинной. Считалось, что применение такого кирпича скрепляло кладку и помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. Строили из плинфы с использованием толстого слоя кладочного раствора, зачастую равного по толщине самому кирпичу! В Византии такие стены почти никогда не штукатурились, благодаря чему такой стиль и вошел в историю. Например, в храме Иоанна Предтечи в Керчи, построенного около 9 века нашей эры. А в Киевской Руси плинфа была основным строительным материалом для возведения основных конструктивных элементов зданий.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Сегодня многие ведущие дизайнеры и архитекторы, вдохновленные “римской кладкой” переносят ее в современный дизайн, используя ее как в интерьерах, так и в экстерьерах зданий.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Римский ригельный кирпич использовался при строительстве Древнего Рима, Византии и Древней Руси. Такой узкий обожженный кирпич имел самую различную форму и размеры. Это позволяло применять его в качестве конструктива зданий, а также их декоративных элементов. Широкий расшивочный шов, применяемый в работе с узким кирпичом позволял визуально вытянуть стены, придавая им своеобразный “полосатый” вид. Применение римского ригельного кирпича короткой длины помогало в возведении арок, оформлению декоративных элементов зданий и созданию необычного рисунка кладки на стенах сооружений.
Сегодня узкий кирпич так же способен сделать ваш дом интересным и уникальным, как в интерьерных решениях, так и в экстерьере здания. Особенно интересно смотрится кладка из такого кирпича на комбинированных фасадах или в качестве элементов декора. Здания с фасадом из ригельного кирпича одинаково хорошо смотрятся и посреди шумного города, и на фоне величественных природных пейзажей.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

За счет применения кирпичей формата лонг (Long) создается подробный рисунок, который имеет камуфляжный эффект. На фасаде здания, особенно с расстояния, трудно различить подробности расшивки шва, цвет которого для ригельной кладки подбирается в тон, а не в контраст к основному цветовому массиву. Даже если в коллекции есть значительные расхождения по оттенку, они не сильно бросаются в глаза из-за небольшого размера контрастных участков.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Нужно упомянуть что современный ригель довольно молод, технология его производства была отточена лишь в 20 веке. Все дело в том, что произвести столь длинный и тонкий кирпич технологически весьма непростая задача. В процессе сушки и обжига заготовка существенно деформируется и добиться идеальной формы практически нереально. Современные технологии позволяют решить эту проблему разными способами. Чаще всего производители изготавливают заготовку изделия больших размеров, а затем после обжига распиливают ее вдоль, получая идеально ровный ригельный кирпич. Так же применяется метод сушки заготовки под прессом.

Современный взгляд на ригель.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Чаще всего современный ригель представляет собой кирпич ручной формовки или клинкер. Он не имеет острых граней и повторяющегося рисунка (но есть и исключения), поэтому при взгляде на ригельную кладку невозможно однозначно сказать, это современный материал фабричного производства или взятый в природе натуральный камень. Грань неидеальности элементов кладки такая, что проходит буквально проходит буквально на границе между природным и антропогенным. Именно поэтому в широком спектре облицовочных материалов ригельный кирпич имеет элитный статус и стоит дорого. Это действительно благородный и стильный материал, подчеркивающий ваше социальное положение.

Так где же применяется ригельная облицовка?
Несмотря на уникальную аутентичность ригельного кирпича, он хорошо сочетается с современной архитектурой в духе конструктивизма и урбанизма. Начиная от европейских минималистичных фьюжн-объектов на природе, и заканчивая трендовым лофтом: ригельная кладка везде выглядит гармонично.

Облицовка фасадов зданий в стиле “римской кладки”.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Технических возможностей применения ригельной кладки намного больше, чем обычной облицовки из кирпича стандартного формата. Это связано с тем, что по причине малой высоты ряда, относительное содержание швов в массиве увеличено, что придает кладке дополнительную “эластичность” и деформативность. Поэтому основанием такой кладки может выступать даже обычный ленточный фундамент на пучинистом грунте, что нередко встречается в проектах ограждений и заборов, когда ригельным кирпичом выкладывают парапет высотой до 50 см.

Римской кладкой с использованием ригельного кирпича так же может быть облицован весь фасад здания целиком,так как кладка из него самонесущая и не требует привязки к капитальной конструкции, что дает возможность обустройства вентилируемого зазора.

Применение ригеля в интерьере.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Очень широко применяется ригельный кирпич и в интерьерных композициях. Причем дизайнеры используют как классический ригель формата Лонг (Long), так и мини-ригель. Он представляет собой укороченный вариант изделия. Им выполняют сплошную облицовку стен, либо создают отдельные архитектурные элементы: пилястры, арки, панели и просто локальные участки вкраплений на стенах. При внутренней отделке, для экономии полезной площади и материалов, кирпич часто распиливают вдоль на узкие бруски. Это позволяет снизить стоимость облицовки в несколько раз.

“Римская кладка” в печном деле.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Высокая устойчивость ригеля к колебаниям температур и низкое водопоглощение редуцированного кирпича и клинкера, обусловило его широкое применение в печном деле. Мастера-печники применяют его для возведения уличных комплексов барбекю, каминов, площадок для костров. Оправдано его применение в банях и саунах, где такой материал позволяет повысить инерционность банной печи, попутно снабдив ее надежным защитным экраном. Такое решение способствует повышению температуры камней и защищает находящихся в парилке людей от жесткого инфракрасного излучения, исходящего от металлической печи. В принципе, из полнотелого ригельного кирпича возможно строить любые очаги, даже теплоемкие отопительные печи. Причем его термостойкость не играет особой роли: все современные печи делаются по двухконтурной технологии, при которой наружная облицовка не подвергается жесткому воздействию высоких температур (основной термоудар принимает на себя фетеровка топливника, колпаков и каналов), а выполняет роль теплонакопителя и передатчика тепла в помещение.

Особенности выбора бренда ригельного кирпича.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

На белорусском рынке ригельный кирпич представлен как российскими, так и европейскими производителями. Сравнивать их с точки зрения используемого сырья и особенностей технологии не совсем корректно: в Европе есть солидный опыт гончарного производства. На сегодняшний момент ведущими производителями ригельного кирпича и законодателем дизайнерской моды, являются фамильные предприятия с многовековой историей. В России такой кирпич производят относительно недавно, однако многие заводы, оснащены современным немецким оборудованием и работают по франшизе, со строгим соблюдением предписаний зарубежного технического надзора.

Ярким примером такого успешного производства является бренд КС-Керамик, от Кирово-Чепецкого кирпичного завода.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

В этом случае нет поводов говорить о принципиальной разнице в качестве продукции. По некоторым параметрам российский кирпич даже лучше: у него меньше содержание боя, а цена в разы ниже, чем у европейских аналогов. Однако российский производитель не может дать гарантии, что кирпич сохраниться без дефектов в течении многих десятков и сотен лет, по причине того, что нет многовекового опыта его производства. Так же у российского кирпича выше требования к профессионализму мастеров, ведущих кладку. Важно применять приемы и соблюдать правила, не допускающие образования высолов на поверхности кирпича.

Пустотелый и полнотелый (щелевой) ригель.

Существует полнотелый и пустотелый (щелевой) ригельный кирпич. Он не отличается по внешнему виду, но обладает различными свойствами. Пустотелый обладает лучшими теплоизоляционными свойствами, имеет меньший вес и цену. Но при наружном использовании требует “запечатывания” верхнего ряда, чтобы влага не попала вовнутрь (в пустотелом ригеле формата Лонг от КМ-Керамик такой проблемы нет, так как пустоты расположены горизонтально). Полнотелый ригель применяют преимущественно в облицовке печей и каминов, а также в создании интерьеров.

Правила работы с ригельным кирпичом.

Техника кладки ригельного кирпича имеет некоторые характерные отличия, которые обусловлены его формой и прочностными характеристиками. Поскольку такое изделие оказывает меньшее давление на раствор, чем классический кирпич, принято использовать связующее более мягкой консистенции. Сама кладка ведется по рядам, начиная от края к центру, где в произвольном порядке размещаются доборы.

Необходимо заметить, что щелевой ригельный кирпич не рекомендуется укладывать под пруток, так как из-за наличия пустот камень сильнее утапливается в раствор (ригель от КС-Керамик формата Лонг лишен этого недостатка, так как пустоты в нем расположены горизонтально). Это может представлять определенную сложность для неопытных каменщиков. Если же вы, все же решите выполнять такую кладку под пруток, то стоит использовать немного более густой раствор, как для баварской кладки или клинкера. После фуговки кладку необходимо расшить. Фугование ригельной кладки производится водостойкой фугой на цементной основе, окрашенной специальным колером, подобранным в тон массива кладки. Перед процессом фугования, необходимо очистить швы от кладочного раствора на глубину 2 см. Наносить фугу следует из строительного пистолета или специального полипропиленового пакета. После фугования следует выждать время, необходимое для первичного схватывания, и щеткой с пластиковым ворсом удалить наплывы и излишки фуги. Когда произойдет окончательное схватывание раствора и фуги, производят мойку кладки с использованием моющих средств, рекомендованных производителями кирпича и фуги.

Толщина шва для кладки выбирается в зависимости от желаемого визуального эффекта. Ригельный кирпич ручной формовки может иметь заметную кривизну по длине, для сокрытия которой (и для придания нужного оптического эффекта) требуемая толщина шва может достигать 25-40 мм.
Кроме кладки, имитирующей работу древних мастеров, для отдельных дизайнерских вариантов ригельного кирпича формата Лонг (Long), практикуется тонкошовная кладка, и даже бесшовная, имитирующая уложенный насухо кирпич. Правильность укладки кирпича в этом случае контролируется по лицевому ложку и верхней постели, с использованием шнура или лазерного уровня. Если ригельный кирпич представляет собой клинкер, то марку цемента для раствора выбирают невысокую, чтобы пластичность швов обеспечивала достаточную для клинкера деформативность кладки.

Итак, разберем основные секреты кладки в римском стиле на примере длинного ригельного кирпича ТМ КС-Керамик формата Лонг (Long):

Кирово-Чепецкий кирпичный завод выпускает кирпич Лонг для ведения римской кладки в разных цветовых решениях и с разной фактурой поверхности. Для демонстрации кладки мы выбрали редуцированный кирпич Аренберг формата Лонг, с поверхностью “ручная формовка”. Эта фактура имитирует старинный кирпич, а примененная технология бескислородного обжига обеспечивает переходы цвета на лицевой поверхности от алого, до угольно-черного. В одной упаковке собраны кирпичи с самыми разными оттенками. Кладочные работы следует начинать после поступления всего объема продукции, это позволит оценить цветовую гамму кирпича. Для получения однородного оттенка, вести кладку необходимо, используя 3-4 поддона одновременно. Ригельный кирпич Лонг, выпускается в виде плит, состоящих из 2 кирпичей, соединенных тонкой перемычкой. Перед началом работ необходимо деление плиты вдоль перемычки. Обычно это делают с помощью молотка-кирочки, легко простукивая перемычку вдоль с каждой стороны, пока кирпичи не разделятся.

Формирование общего поддона.

Из всех поддонов нужно сформировать сборный поддон, который в дальнейшем будет использоваться для строительства. Сборный поддон позволит перемешать кирпич в правильной пропорции и обеспечит равномерное распределение кирпича разных оттенков на фасаде. Берем плиты из каждой упаковки, делим их вдоль перемычки и складываем в сборный поддон. Важно отметить, что брать кирпич нужно не рядами сверху, а проникая вглубь поддона.

Выбор стиля кладки. “Дикарка”.

Римскую кладку возможно вести несколькими способами. Первый – классическая кирпичная кладка, с повторением вертикальных швов через ряд. Такая кладка не способна раскрыть всю красоту и богатство оттенков данного кирпича, поэтому ее мы не рекомендуем для римской кладки.
Второй – кладка с перевязкой 1:2, 1:3, 1:4 кирпича. Совпадение вертикального шва происходит через несколько рядов.

“Дикарка”. Наиболее оригинально и презентабельно выглядит кладка “дикарка”, с произвольным “плавающим” или ”бегающим” швом. Сочетание кирпичей разной кратности дает возможность получить хаотичное смешение вертикальных швов, позволяя создать неповторимый рисунок, подчеркнуть форму и размер кирпича и использовать весь кирпич без остатка.

Технология кладки.

Главным условием кладки “дикарка” является произвольное расположение швов в рядах друг над другом. Обеспечить это условие позволит сочетание целых кирпичей в кладке, со вставками переменной длины разной кратности. Для получения кирпичей с разной длиной, их распиливают поперечно с помощью камнерезного станка или электроплиткореза.

Напомним, что для качественного смешения оттенков, кирпич необходимо брать из сборного поддона с разных сторон, абсолютно произвольно и беспорядочно.

При выкладке углов и для того чтобы закрыть горизонтальные пустоты кирпича Лонг, рекомендуется использовать другой вид кирпича – мини-ригель, который совпадает по высоте и оттенку с кирпичом Лонг. Такой кирпич выпускается шириной 80 мм, это не мешает использовать его на углах вместе с кирпичом Лонг, ширина которого составляет 120 мм. Мини-ригель применяемый на углах не требует дополнительного перемешивания.

Кладочные работы. Кирпич кладется, как правило, на широкий шов, за исключением некоторых видов дизайнерской кладки. Для расшивки используются растворы от темного (что является классикой для римской кладки), до светло-бежевого (контрастная кладка является признаком баварского стиля).

А что у нас?

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Борисоглебская церковь в Гродно, которая вместе с комплексом архитектурных памятников Замковой горы является историко-архитектурным заповедником и предложена для внесения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кладка стен выполнена из плинфы. Сама церковь снаружи не оштукатурена, можно увидеть все тонкости древней кладки.

плинфа это в истории. Смотреть фото плинфа это в истории. Смотреть картинку плинфа это в истории. Картинка про плинфа это в истории. Фото плинфа это в истории

Беларусь тоже может похвастаться наличием архитектурных памятников, построенных из кирпича-плинфы. В Витебске находится Благовещенская церковь, построенная еще со времен основания Полоцкого княжества. По разным источникам, дата ее постройки относится к 10-12 векам. Древний храм интересен конструкцией стен, они сложены из блоков известняка, которые переложены 2-3 рядами узкой плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Не менее примечательна и Коложская (Борисоглебская) церковь в Гродно, дата постройки 12 век. Она находится на крутом берегу Немана и является одним из немногих сохранившихся памятников архитектуры времен образования Великого Княжества Литовского, основы нашей державы. Возведение храма осуществлялось на месте урочища Коложань (это название обозначает место, откуда бьют родники), которое почиталось язычниками. Внутри и снаружи сохранились фрагменты древней кладки с использованием плинфы. И это не единственные примеры. Таких построек с применением римской кладки на территории ВКЛ было множество. Это наследие нашей общей европейской культуры. В настоящее время эти уникальные памятники архитектуры наших предков взяты под охрану государства. Многие из них реставрируются и будут радовать потомков!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *