подготовка к экзамену по истории беларуси 11 класс
Билеты по Истории Беларуси 11 класс 2021
Билет 1
1.Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси
2.События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси
3.Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы
Билет 2
1.События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах
2.БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенности восстановления
3.Анализ содержания исторического документа
Билет 3
1.Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории
2.Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х— первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения
3.Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории
Билет 4
1.Города на территории Беларуси в IX — середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан
2.БССР в годы новой экономической политики. Участие в образовании СССР. Укрупнение территории
3.Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту
Билет 5
1.Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
2.Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х — 1930-е гг.
3.Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам
Билет 6
1.Причины и процесс образования Великого Княжества Литовского. Происхождение названия княжества
2.Общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.
3.Соотнесение события в истории Беларуси с общественноисторическим процессом
Билет 7
1.Укрепление великокняжеской власти и государственный строй Великого Княжества Литовского в конце XIII — XIV в.
2.Положение Западной Беларуси в составе Польши (1921— 1939 гг.)
3.Раскрытие содержания исторических терминов
Билет 8
1.Кревская уния и ее влияние на положение белорусских земель
2.Политика белорусизации и ее результаты. Развитие науки и образования, литературы и искусства в 1920—1930-е гг.
3.Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами
Билет 9
1.Борьба за великое княжение и изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV—первой половине XVI в. Грюнвальдская битва
2.Воссоединение Западной Беларуси с БССР в условиях начала Второй мировой войны
3.Характеристика деятельности исторической личности Характеристика деятельности П. М. Машерова
Билет 10
1.Социально-экономическое развитие белорусских земель в XIV — середине XVI в.
2.Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси
3.Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам
Билет 11
1.Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
2.Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида
3.Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы
Билет 12
1.Объединение Великого Княжества Литовского и Польши в составе Речи Посполитой: причины, условия, итоги Люблинской унии. Статут ВКЛ 1588 г
2.Массовая борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны
3.Анализ содержания исторического документа
Билет 13
1.Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования в Великом Княжестве Литовском. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — XVIII в.
2.Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией
3.Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие
Билет 14
1.Брестская церковная уния 1596 г. Реформация и Контрреформация, распространение униатства на территории Беларуси
2.БССР в 1945—1953 гг.: послевоенное восстановление. Участие БССР в основании ООН
3.Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)
Билет 15
1.Культура Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVII в.
2.БССР во второй половине 1950-х—первой половине 1960-х гг. Изменения в общественно-политической жизни, формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов
3.Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории
Билет 16
1.Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в.
2.БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и социально-экономического положения
3.Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту
Билет 17
1.Разделы Речи Посполитой и их влияние на положение белорусских земель. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси
2.БССР во второй половине 1980-х гг. Результаты реформирования советской общественно-политической системы. Осуществление курса на ускорение социально-экономического развития
3.Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства
Билет 18
1.Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Беларусь во время Отечественной войны 1812 г. Полоцкий церковный собор 1839 г.
2.Развитие науки и образования, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.
3.Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-политическим процессом
Билет 19
1.Беларусь в первой половине XIX в.: общественно-политическое положение и социально-экономическое развитие
2.Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.
3.Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие
Билет 20
1.Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения
2.Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90-х гг. XX — начале XXI в.
3.Анализ исторических фактов на основе статистических данных
Билет 21
1.Восстание 1863—1864 гг. и общественно-политическое положение в Беларуси
2.Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь
3.Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства
Билет 22
1.События революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси
2.Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь
3.Сравнение точек зрения на один и тот же исторический факт
Билет 23
1.Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.
2.Развитие науки и образования, литературы и искусства в Республике Беларусь
3.Характеристика деятельности исторической личности
Билет 24
1.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации
2.Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь
3.Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами
Билет 25
1.События Первой мировой войны на белорусских землях
2.Увековечивание памяти об исторических личностях и деятелях культуры Беларуси в Республике Беларусь
3.Анализ исторических фактов на основе статистических данных
Билеты по Истории Беларуси 11 класс 2021 Скопировал,оставь ссылку на наш сайт
Как правильно учить билеты для экзамена по истории Беларуси?
Что собой представляет экзамен по истории Беларуси?
Какую литературу использовать для подготовки к экзамену?
Ты можешь пользоваться школьными учебниками за 6−11 классы либо купить готовые билеты. Обычно это пособие С. В. Панова «Материалы для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси». В нём темы подаются по вопросам билета, есть таблицы с главными событиями, терминологический словарь, картосхемы, которые отражают геополитическое положение Беларуси в разные исторические периоды.
Даже если у тебя нет доступа ко всем учебникам, скачай PDF-версии и посмотри портреты исторических деятелей. Особенно рекомендую обратить внимание на деятелей культуры
Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения
Как правильно учить билеты по истории Беларуси?
Создай план подготовки к экзамену
Стартовая точка любой подготовки — определиться с интенсивностью, продолжительностью занятий. Поэтому найди время для того, чтобы создать план подготовки к экзамену по истории Беларуси. Сделать это достаточно просто: раздели количество вопросов билета на число недель, отведённых на их изучение. Например, у тебя в запасе 20 недель, за которые стоит выучить 50 вопросов. Получается, каждую неделю необходимо готовить примерно по три вопроса. В какие из семи дней ты это будешь делать, решай сам.
Читай и пересказывай каждый вопрос билета
Традиционный способ подготовки к экзамену по истории Беларуси — чтение и пересказывание билетов. Внимательно прочти текст, выдели тезисы. Затем перечитай и попробуй пересказать. Если с первого раза сложно, повтори по той же схеме.
Курс истории объёмен, поэтому как бы тебе ни хотелось, его не сократить. И здесь самое простое найти собрата по несчастью, который будет спрашивать тебя, а ты будешь спрашивать его. Взаимоопрос поможет.
Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения
Заучи сложные даты, события, имена на память
Если необходимо запомнить конкретный день, то лучше привязать его к какому-то привычному событию: день рождения мамы, друга Есть ребята, которые умеют представлять даты в образе картинки. Но это всё сугубо индивидуально. Ассоциация одного ученика может совершенно не подходить для понимания другого.
Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения
Используй дополнительные материалы
Если ты не можешь осмыслить, представить и запомнить какое-то важное событие, используй дополнительные источники: фильмы, видео, художественную литературу. Например, ты плохо ориентируешься в событиях Второй мировой войны. Найди в интернете документальный фильм на определённую тему, где все даты и цифры будут проиллюстрированы картинками, фотографиями, видео, выдержками из официальных бумаг. Так проще представить общую картину и выучить материал к экзамену.
Используй в помощь видео по истории Беларуси на YouTube-канале АдукарВеди конспекты или таблицы
Тебе наверняка захочется повторить весь материал перед экзаменом. Перечитывать всю книгу не стоит. Если ты на протяжении года вёл конспект либо записывал все события в таблицу, то их можно использовать как базу для повторения.
Обрати внимание на сложные темы
Если в билете есть вопросы, которые тебе даются с трудом, отведи на них отдельное время. Разбери детально, не ленись сделать мини-шпаргалку или подробный конспект, записать тему на аудио, чтобы регулярно прослушивать. Будет обидно, когда сработает закон подлости и вытянешь недоученный вопрос.
Отведи время на повторение
Когда после интенсивной и долгой подготовки в твоей голове образовалась каша из дат, событий, личностей, периодов, то неплохо отвести время на систематизацию материала. Выдели три-четыре дня, за которые ты сможешь пробежаться по билетам и разложить знания по полочкам. Понять, что ты действительно готов к экзамену.
Надеемся, что советы Адукар помогут тебе правильно подготовиться к экзамену по истории Беларуси и сдать его на хороший балл. Тем более, если в 2020 году будешь писать ЦТ по этому предмету. Удачной подготовки!
Подготовка к экзамену по истории Беларуси 11 класс
Билет № 1
2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.
3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Билет № 2
3. Анализ содержания исторического документа.
Билет № 3
2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения.
3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.
Билет № 4
2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления.
3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.
Билет № 5
1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности.
3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам.
Билет № 6
2. БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: основные этапы и направления реформирования общества.
3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом.
Билет № 7
2. Участие БССР в основании и деятельности ООН.
3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Билет № 8
3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами).
Билет № 9
3. Характеристика деятельности исторической личности.
Билет № 10
3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам.
Билет №11
3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы.
Билет № 12
2. Общественно-политическая система БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: характерные черты и особенности.
3. Анализ содержания исторического документа.
Билет № 13
3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Билет № 14
3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Билет № 15
3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории.
Билет №16
2. Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития.
3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.
Билет №17
3. Анализ содержания исторического документа.
Билет № 18
3. Характеристика достижений деятеля науки.
Билет № 19
2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. – начале XXI в.
3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом.
Билет № 20
1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты.
2. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.
3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства.
Билет № 21
3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Билет № 22
2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества.
3. Анализ исторического явления на основе статистических данных.
Билет № 23
3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов).
Билет № 24
1. Освобождение территории Беларуси от германских захватчиков. Операция «Багратион» и ее стратегическое значение.
2. Достижения белорусского искусства и спорта на международном уровне.
3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами).
Билет № 25
1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: результаты и уроки Великой Отечественной войны.
2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения.
3. Характеристика достижений деятеля науки.
Билет 2
1. Расселение восточнославянских племен на территории Беларуси и жизнь населения в VIII—IX вв.
1. Расселение славян в Европе приобрело массовый характер во время так называемого Великого переселения народов в конце V — начале VII в. Славяне занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Шли с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам. Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с балтами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация балтов.
В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова «кровные», то есть «близкие по крови». Кривичи появились в результате славянизации балтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древнерусская народность.
2. Общественные отношения населения на территории Беларуси были связаны с окончательным формированием в VIII в. соседской общины. Ее возникновение было обусловлено переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность жить отдельными малыми семьями (отцы, их дети и внуки). Самостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, которая называлась у славян вервь. Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины.
У восточных славян постепенно возникало имущественное неравенство среди крестьян-общинников с последующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в славянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обученных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, который назывался полюдье. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.
3. Хозяйственная жизнь населения характеризовалась наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освободившуюся от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пашенному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками й деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.
Важную роль играли ремесла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.
2. Провозглашение и образование белорусской государственности в декабре 1917 — июле 1920 г.
1. Попытки провозглашения государственности на основе белорусского национального движения были предприняты после октябрьских событий 1917 г. Великая белорусская рада (ВБР) предусматривала достижение автономии — самостоятельного осуществления государственной власти в Беларуси в рамках Российской федеративной республики. Работой ВБР руководила Белорусская социалистическая громада (БСГ). Деятели ВБР, признав советское правительство в Петрограде во главе с В. И. Лениным, отказались признать власть Областного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзапа) в Беларуси, так как считали, что он представляет не белорусский народ, а солдат Западного фронта. Руководствуясь идеями установления власти на советской основе и осуществления мировой пролетарской революции, руководство Облискомзапа не воспринимало требование о самоопределении белорусов.
Белорусское национальное движение было представлено также Белорусским областным комитетом (БОК), который был образован из делегатов от белорусских губерний на Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Представители БОК рассматривали Облискомзап как временную гражданскую и военную власть в Беларуси.
БОК и ВБР выступили с инициативой созыва в Минске Всебелорусского съезда, который должен был решить вопрос о белорусской государственности. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин поддержал идею проведения съезда на основе компромисса между Облискомзапом и БОК.
Всебелорусский съезд состоялся 5—18 декабря 1917 г. в Минске. Делегаты съезда представляли как все слои белорусского населения, так и различные политические организации, действовавшие в Беларуси. На съезде развернулась острая дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности. Сторонники ВБР добивались провозглашения Беларуси равноправной республикой в общероссийской федерации народов и краев. Делегаты от БОК предложили областную автономию Беларуси в составе Советской России. После дискуссий съезд принял резолюцию, согласно которой провозглашался республиканский строй на белорусских землях, а участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако съезд игнорировал существование Облискомзапа. После того как делегаты приступили к рассмотрению вопроса о создании из числа делегатов временного органа краевой власти — Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, — Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта с помощью военной силы разогнал съезд.
Часть депутатов распущенного Всебелорусского съезда в условиях наступления германских войск, когда руководители Облискомзапа оставили Минск, 21 февраля 1918 г., в день, когда в Минск вошли германские войска, приняли Первую Уставную грамоту, в которой объявили себя временной властью на территории Беларуси.
9 марта 1918 г. была принята Вторая Уставная грамота, в которой на этнической территории Беларуси провозглашалась Белорусская Народная Республика (БHP), В грамоте также провозглашались демократические свободы, равенство языков народов Беларуси, упразднение частной собственности на землю и передача ее без выкупа крестьянам, 8-часовой рабочий день.
В Третьей Уставной грамоте 25 марта 1918 г. провозглашена независимость БНР. Ее символами стали: герб «Погоня» и бело-краснобелый флаг. Среди инициаторов провозглашения БНР были А. И. Луцкевич и А. А. Смолич. Провозглашенная БНР являлась лишь зародышем государственного образования, так как идея создания белорусской государственности в условиях германской оккупации не могла быть реализована.
2. Создание белорусской советской государственности. Руководители Облискомзапа и Северо-Западной областной организации Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) выступали против провозглашения Беларуси самостоятельной советской республикой, предлагая решить национальный вопрос в Беларуси в рамках Западной области с центром в Смоленске, которая бы входила в состав РСФСР.
Руководство Белорусского национального комиссариата (Белнацкома), созданного в начале 1918 г. в Петрограде (во главе его до мая 1918 t был А. Г. Червяков), предложили в качестве первоначальной формы советской государственности Беларуси областную автономию в составе РСФСР.
Белорусы-коммунисты, которые в 1918—1919 гг. объединялись в белорусские секции Российской Коммунистической партии (большевиков), организованные из беженцев-белорусов в различных городах России (в их руководство входил Д. Ф. Жилунович (литературный псевдоним Тишка Гартный), поддержали позицию Белнацкома. 30 декабря 1918 г. в Смоленске была созвана VI Северо-Западная областная конференция РКН(б). Конференция приняла решение о переименовании ее в I съезд Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). Было сформировано Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем. 1 января 1919 г, был обнародован Манифест этого правительства, которым провозглашалось образование Советской Социалистической Республики Беларуси (ССРБ). В состав ССРБ вошли территории Минской, Гродненской, Витебской, Могилевской (куда входил тогда Гомель), а также части Смоленской, Виленской, Ковенской и Черниговской губерний. 5 января 1919 г. правительство ССРБ из Смоленска переехало в Минск, который стал столицей Советской Беларуси. 16 января 1919 г. большевистское руководство в Москве приняло решение о присоединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний.
2—3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов. На съезде было принято постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси». Съезд определил территорию ССРБ в составе Минской и Гродненской губерний. На съезде была принята первая Конституция ССРБ. Съезд решил вопрос о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел) на территории Виленской, Минской, Гродненской и части Ковенской губерний с населением около 4 млн человек. Ее административным центром стала Вильна. Территория Литбел служила в качестве пограничной зоны между Польшей и Советской Россией и являлась так называемым буферным государством, территория которого использовалась в целях недопущения разрешения конфликта между враждебными странами вооруженным путем. После освобождения Беларуси от польских интервентов 31 июля 1920 г. второй раз была провозглашена независимость ССРБ. Создание ССРБ стало результатом формирования белорусской государственности на советской основе.
3. Анализ содержания исторического документа
Определение исторического времени и условий создания документа, позиции его составителей через ознакомление с выдержкой из постановления Люблинского сейма«Таму ІІІТО каралеўства Польскае і Вялікае Княства Літоўскае ўяўляюць сабою ўжо адзінае непадзельнае цэлае, а таксама не асобныя, але агульную Рэч Паспалітую, якая аб’ядналася і злілася ў адзіны народ з дзвюх дзяржаў і народаў, то неабходна, каб гэтымі двума народамі на вечныя часы кіраваў адзіны глава, адзіны гасудар, адзіны агульны кароль, які выбраны агульнымі галасамі Польшчы і Літвы. …Выбраннік пры выбранні і каранаванні павінен быць у адначассе абвешчаны каралём польскім і вялікім князем літоўскім…
Абодва народы будуць мець заўсёды соймы і сенаты агульныя каронныя ў прысутнасці свайго гасудара… Як паляк у Літве, так ліцвін у Польшчы вольны набываць сумленным чынам маёнткі і валодаць імі на падставе правоў той краіны, дзе гэтыя маёнткі знаходзяцца…»
Данный документ отражает процесс сближения Польши и Великого Княжества Литовского, который завершился в 1569 г. подписанием Люблинской унии и созданием нового государства Речи Посполитой. Исторические условия заключения унии были связаны со стремлением шляхты ВКЛ получить такие же права, которые были у шляхты в Польше, Позиция ВКЛ предусматривала равенство в союзе с Польшей при объединении двух государств, а на самом деле польская сторона стремилась к инкорпорации (включению) ВКЛ в состав Польши.