подлинная история псковской земли
Подлинная история псковской земли
Sergei, Псков освободили именно эстонские войска
Широкому русскому читателю мало известно о Псковской наступательной операции 2-й пехотной дивизии эстонской армии 24-28 мая 1919 года, в результате которой город Псков был освобожден от большевиков.
В годы Освободительной войны (1918-1920) и Гражданской войны в России (1918-1920) губернский город Псков был важным транспортным узлом, командование большевиков сосредоточило в районе города значительные силы красной армии, намереваясь использовать их для удара против Эстонии.
Перешли на сторону Эстонии
В связи с этим руководство эстонской армии во главе с генерал-майором Йоханом Лайдонером решилось на проведении наступательной операции, прежде всего, для поддержки действий Северного корпуса русских белогвардейцев (в дальнейшем Северо-Западной армии), разгрома дивизии эстонских красных стрелков и выноса боевых действий далеко за пределы Эстонии.
Обстановка на фронте накануне наступления 2-й эстонской дивизии в мае 1919 года была для эстонских сил благоприятной. Эстонские красные стрелки не желали проливать кровь соплеменников, а руководство эстонской стрелковой дивизии понимало бессмысленность и авантюризм борьбы с собственным народом под чужими флагами и за чуждые широким массам идеи мировой революции.
В связи с этим командир красной эстонской дивизии Леонард Ритт тайно встретился с представителями 2-й эстонской дивизии и договорился о переходе части людей на сторону Эстонии.
Всего в операции приняло участие свыше 3500 эстонских солдат, при наличии 262 пулеметов, 30 орудий, двух броневиков и четырех бронепоездов. Действия сухопутных войск также поддерживала Чудская флотилия.
В ходе наступления эстонская армия взяла в плен свыше 1000 солдат и шесть полевых орудий противника. Проведение операции поддерживало также то обстоятельство, что в прифронтовой полосе, в дремучих псковских лесах, действовали отряды «зеленых», которые во время наступления эстонских войск на Псков оказали им неоценимую поддержку.
Встречали как освободителей
Участники наступления — простые солдаты — вспоминали потом, что с тревогой ожидали враждебного отношения псковитян, однако многотысячная толпа празднично одетых горожан встречала эстонских солдат как своих освободителей. В церквах города были проведены праздничные молебны, а 28 мая в центре Пскова состоялся парад эстонских войск.
Сразу после взятия города был назначен эстонский комендант и выставлены эстонские патрули. Однако эстонцы не намеревались оставлять в городе свою администрацию. Спустя четыре дня после взятия города во Псков прибыл уполномоченный Северного корпуса полковник Станислав Булак-Балахович. Он и принял административное управление, а также оборону Псковского района.
В дальнейшем Лайдонер считал удержание Пскова необходимым для международного престижа Эстонии перед всесильной Антантой. Несмотря на тяжелые бои с частями красной армии в районах Острова и Порхова, удерживать город удалось еще на протяжении всего лета.
И лишь с поражением русских белогвардейцев, в частности из-за интриг командования Северо-Западной армии, с одной стороны, и усилившегося натиска противника, с другой, в августе 1919 года эстонские войска вынуждены были оставить Псковский район.
Значение Псковской наступательной операции в мае 1919 года было огромно. Удалось разгромить силы красных, занять Псков и оказать поддержку русской белой армии. Эта операция показала растущую мощь эстонской армии, способную на самостоятельное проведение крупных операций.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Объектом рассмотрения данной статьи будет краткая история Псковской земли, и ее роль в роли России.
Псков — город древний. Не настолько конечно как Иерихон, Иерусалим или Вавилон, но все же в сравнении с продолжительностью истории России — то это один из самых ранних русских городов, которые сейчас находятся на территории РФ.
Псков был основан в 903 и недавно отпраздновал своё — 1110-летие. История Пскова — это достаточно самобытная страница в историии Росии, хотя ее и заслонила более известная и славная история Новгородской земли.
Все же влияние Новгорода и его роль в освоении новых земель (нынешняя Карелия, Архангельская область и северный Урал) было гораздо большим чем нежели влияние Псковкого княжества. Псковская республика за время своей истории не разрослась даже до размеров современной Пскоовской области. Расширятся было просто некуда — на Западе — тевтоны, с Востока — Новгородцы, с юга подпирают пассионарные литвины. Путь для выплеска своей энергии в плане захвата новых земель был закрыт.
На карте видно что Псковская республика меньше, чем современня Псковская область, которая ныне включает в себя такие города как Порхов, Себеж и Великие Луки.
Водные торговые пути были развиты, но все тот же Новгород в этом положении находился в значительно более выигрышном положении.
Казалось бы Пскову было бы быть суждено изрядной провинцией, имеющей некую самостоятельность. И на первый взгляд так оно и есть. Независимая республика просуществовала с 1348 года до 1510 году когда Псковская земля была подчинена Москве. Да и ничем особенным Псковщина и не прославилась.
Но есть одна интересная особенность на которую сразу можно не обратить внимания — начиная с основания самого Пскова, Псковкая замля всегда была исторически русской территорией.
Несмотря на соседствование с далеко не мирным Орденом, а также с весьма активным в своё время полоцким княжеством, которого сменила не менее активная Литва, Псковские земли никогда не входили в состав других государств.
В X — начале XII веков Псков находился в составе Древнерусского государства, но в связи с ослаблением влияния Киева все больше попадал под сильную руку Новгорода. Однако уже при князе Довмонте (1266—1299) Псковская республика становится независимой от Новгорода. Однако память об общем прошлом не стирается и во многих военных походах новгородцы и псковичи выступают единым фронтом.
Так в принципе и случилось во время знамениой благодаря С. Эйзенштейну, Битве на Чудском озере, а также менее известной Раковорской битве, когда наступательным планам Тевтонского Ордена, покушавшегося на «восточные земли» был положен конец.
Псковская земля благодаря этим событиям не попадет под непосредсвенную оккупацию Ордена. Стоит отметить что и благодаря удаленности от южных областей Руси, Псковская земля, наряду с Новгородом, избегает монгольского нашествия, хоть фактически, вместе с Нвогородом, включена с состав монгольского влияния, которое затрагивало де-факто всего лишь экономические отношения, но никак не влияло на этнографическую и практически никак не влияло на культурную обстановку самой республики.
Однако рост Моcквы было не оcтановить и в 1510 году Иван Третий прибыв в Псков, обьявил его своей вотчиной, а заодно и снял вечевой колокол (а вы говорите памятники Ленину не надо убирать, типа к истории должно быть уважительное отношение)
Псковская земля утратила свою самостоятельность, однако это всего лишь очередной этап развития псковской земли. Ибо Связь с остальной русью она и так никогда не теряла.
Важное значение Псковской земли тоже не утрачивается — она становится западным рубежом, который прикрывает единое русское госудасртво. Рубежом настолько западным что даже Стефан Баторий во время Ливонской войны наступает на Псков с Юго-Востока, через Великие Луки.
После завершения этой в целом очень неудачной войны Псков становится неким балконом, вдающимся в западные земли, с севера и запада ее окружает Швеция, а с юга — Речь Посполитая. Во время смутного времени ситуация ухудшается, шведы временно занимают такие близкие города как Порхов, Новгород, Ивангород и все же псковская земля остается нетронутой. Она продолжает по прежнему нависать «русским балконом» над Европой. Достаточно взглянуть на карту ниже.
После Русско-польской войны ситуация изменилась не намного. Даже несмотря на возврат Смоленска, «Псковский балкон» продолжат нависать «азиатским пузом» над «цивилизованной европой».
Однако в результате Северной войны ситуация коренным образом изменилась, Россия пробила выход к Балтике, получив такие города как Рига, Ревель и Выборг. Быть самыми западными русским землями Псковщина перестала, хотя Польша продолжала подпирать Псковщину с юга вплоть до Первого раздела (1772).
После разделов Польши времени Псоквская земля перестает быть фасадом русского государства окончательно.
А вот краткая история Пскова, который был взят во время средневековой Руси всего один раз.
Основание — 903 год
1240-1242 — захват тевтонами
1269 — осада города тевтонами (неудачная)
1480 — осада тевтонами (неудачная)
1502 — поптыка овладеть Псковом войсками Ливонской конфедерации (неудачная)
1581-1582 — осада Стефаном Баторием (неудачная)
1615 — псковское сидение. Попытка взять его шведами. (неудачная)
Подлинная история псковской земли
Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) — религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой симонии, отвергали таинства.
Представители Русской Церкви, стараясь обличить еретиков, писали весьма эмоциональные послания, связывая их идеологию то с иудеями, то с происками латинян. Вследствие того, что располагаемые сведения о ереси дошли из обличительных полемических источников, трудно составить ясное представление о её реальном содержании.
Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основными идеологами стригольников считались новгородские диаконы Никита и Карп. В Никоновской летописи встречается информация о том, что в 1375 новгородцы потопили в Волхове стригольников-еретиков, в числе которых были представители духовенства, будто бы развращавшие своими проповедями простолюдинов.
После расправы с руководителями ереси, движение стригольников не прекратило своего существования. Для решения вопроса был созван собор в Новгороде, на котором против еретиков выступал митрополит Киприан, а также представители Константинопольского патриархата.
Вслед за решением Собора, светские власти расправились с остатками еретиков.
Однако в Пскове стригольники продолжали существовать и в начале XV века.
У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия ереси, так, по мнению одних, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных, возможно, что-то вроде католической тонзуры (если исследователь находил «латинский след» в ереси); другие объясняют его присущим, будто, кому-то из еретиков занятием стрижкой овец и т. д.
Существуют и более экзотические версии: например, некоторые считают, что слово «стригольник» отражает еврейское словосочетание, основанное на словах «делать тайным», «скрывать» и «открывать», «быть изгнанным». Таким образом, в переводе с еврейского языка слово «стригольник» якобы означало «хранящий откровение» или «тайный изгнанник».
Академик Б.А. Рыбаков, опираясь на сочинение пермского епископа Стефана «Мерило праведное», доказывает, что духовный лидер стригольников диакон Карп после отлучения, стал расстригой или стригольником. Отсюда его последователей стали называть «стригольниковыми учениками».
Алексеев А. И. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологический аспект) // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора Фроянова И. Я. / Отв. ред. Пузанов В. В. — СПб.-Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2001. С. 184—195.
Алексеев А. И. О стригольничестве // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. — Новгород: 1996. С. 54—58.
Алексеев А. И. К изучению ереси стригольников // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2004. № 4(18).
Боцяновский В. Ф. Русские вольнодумцы XIV—XV вв. // Новое слово. — СПб., 1896. № 12. Сентябрь. С. 153—173
Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. — Москва: Издательство «Современник», 1994.
Казакова Н. А, Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV—XV вв. — М.-Л.: АН СССР, 1955.
Казакова Н. А. Новгородско-псковская ересь стригольников XIV—XV вв. // Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— начала XVI века. — М.-Л., 1955. С. 7—73.
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV— первой половине XVI вв. — М., 1960.
Печников М. В. Доктрина стригольников: опыт реконструкции // Russia mediaevalis. Tomus X, 1. Munchen, 2001. С. 107 – 125.
Печников М. В. Новгородско-псковское движение стригольников XIV- XV веков. Автореф. дисс…. канд. ист. наук. М., 2001. 21 с.
Печников М. В. К вопросу о религиозной практике стригольников // Ad fontem / У источника: Сборник статей в честь Сергея Михайловича Каштанова. М., 2005. С. 224-236.
Попов Н. П. Памятники литературы стригольников // Исторические записки. 1940. № 7
Подлинная история псковской земли
«Город Псков до такой степени пришел в упадок, что не выделяется никакими замечательными частными постройками: все городские здания не отличаются красивою наружностью. Некогда обширный и населённый, считавшийся первым после Москвы, по пространству и богатству, русским городом, он после ряда испытаний в прошлом веке представился в виде старой развалившейся деревни».
«Живописная Россия». Том I. Часть I. Северная Россия. Север и Северо-Восток Европейской России. СПб. М., 1881, с. 475.
Рубеж ХVII-XVIII вв. поставил предел размеренному течению русской жизни в ее исторически сложившемся культурном и государственном русле, поломав все заветы, устои и традиции «доброй отеческой старины». Неукротимой волею Великого преобразователя Россия была низринута в бурный, свирепый поток грандиозных перемен, через неимоверные страдания, лишения, жертвы и подвиги, понесший ее к мировой славе и имперскому величию.
Но, как и всегда, Псков верой и правдой служил России, и в тяжелейших условиях нес свой жертвенный крест во имя общих интересов Отечества, выполняя свою многотрудную геополитическую задачу. Каких только напастей и нестроений ни выпадало на его долю: «нашествия иноплеменных», смуты, моры, бешенство огненной стихии, немилости государевы. И все это он переживал, и вновь восстанавливал свои силы и славу.
С началом Северной войны основная торговая деятельность псковичей была ориентирована на поставки для армии Шереметева. Это позволило некоторым посадским людям увеличить свои торговые капиталы. Возвышаются роды Ямских, Трубинских, Постниковых и др. В то же время оказались утраченными традиционные связи с иноземным купечеством Швеции и Германии. Псковичам было велено отправлять товары к Архангельскому порту, что за дальностью пути делало подобные торговые операции малоприбыльными. Значительно ограничило возможности посадских псковичей введение государственных монополий на торговлю многими товарами. С этого времени наблюдается резкое снижение общего числа явок на псковских таможнях и торговых оборотов псковского купечества. К 1711 году во Пскове вымерли последние гости Поганкины. Со смертью Григория Юрьева и Ивана Григорьева их род пресекся, а имущество перешло к Федору Русинову и Никифору Ямскому.
Традиционно развитые во Пскове ремесла приходят к 1711 г. в упадок из-за сокращения численности населения города. На казенных и посадских мастеров ложится тяжелое бремя трудовых повинностей. Распространенные в прежние времена профессии среди посадских людей зримо умаляются. Так, в 1711 году кузнецов осталось 6, стекольник 1, иконописец 1, каменщиков 5, плотников 6, оловянишник 1 и т.д. Меньше стало и специалистов по тонкой выделке кожевенных продуктов производства: 2 изготовителя юфти, 2 сафьянщика, 2 сыромятника и 8 человек, которые «делали шоры и муштуки, и узы, и шлеи, и всякое ременное ремесло», в основном, вероятно, для нужд расквартированных под Псковом драгун. Среди прочих назовем мастеров, делающих «русския седла», замочников, торговца «фряским питьем», указаны также двое посадских людей, которые «ездят наймуяся в кормщиках» и посадского бобыля, имеющего «промысел учить детей грамоте».
Все посадские жители на случай общей мобилизации были «по раскладке на полки положены» и со своих дворов должны были явить определенное число воинов. В 1709 г. Псковский посадский полк возглавлял богатый купец Ульян Балакирев, его двор находился в Кстовской сотне. Как и у многих офицеров, у него был свой денщик Кондратий Петров. При Псковском посадском полку состояло три «посацких людей боробанщика» и два полковых писаря.
Переписи показывают, что были сильны межсословные родственные связи: «Двор Покровскаго дьячка Леонтея Евдокимова, у него живет брат посацкой человек Яков, да брат же подьячей Иван Евдокимов» (1709, л. 54). Такие примеры не единичны. Они доказывают, что, несмотря на обособленность сословий полной замкнутости в них не существовало. Подобным образом, из единого рода, от одного корня могли происходить люди разных сословий: духовного, посадского и подьяческого, и порой они тесно переплетались и пополняли друг друга переходами и породнениями.
В переписях, особенно 1711 года, где приводится женская половина населения, встречается немало необычных примеров долголетия и развития семейно-брачных отношений. Около десятка людей доживало до 100 лет и даже более. Но свидетельства о таком возрасте, возможно, условны, ибо писцы могли записать его лишь по внешнему виду «ветхих старцев и стариц», не выспрашивая точного возраста, которого порой не помнили и сами долгожители. Обращают на себя внимание и ранние или разновозрастные неравные браки, а иногда и поздняя рождаемость в 50-60 лет, от чего родившиеся дети нередко могли иметь недостатки в умственном и телесном развитии, что подтверждается наличием в богодельнях просящих старцев до 14 лет (старинной меры возраста отроков) с «увечьями» или страдающих «малоумием». Любопытна также запись из книги 1709 г., где говорится о необычном постояльце во дворе купца Русинова. Возможно, этот человек дал благочестивый обет и совершал паломничество: «Двор посацкого человека Ерофея Русинова, в нем поставлен рамановец посацкой человек Гаврила Лыков, который взыскал животворящий Крест Господен Царя Константина. » (1709, л. 233 об.).
Псков стал одним из пунктов сбора даточных людей. В армии Петра I сражались 10 псковских полков, сформированных в начале Северной войны. Многие из этих полков дислоцировались под Псковом. С 1705 года прекращается прием в «вольницу» и начинаются всеобщие рекрутские наборы, ставшие ежегодными. Рекрутской повинности подлежали все положенные в тягло люди, в том числе и посадские. Указ предписывал брать одного рекрута с каждых 20 дворов по переписи 1678 года.
Командовали Псковским гарнизоном в 1709 г. обер-комендант Кирил Алексеевич Нарышкин и полковник-комендант Гулиц. Им была поручена забота о провианте, фураже, боеприпасах, транспортных средствах, укреплениях города, а также сбор новых рекрутов.
На первом этапе Северной войны, когда Псков являлся местом сосредоточения вооруженных сил для ведения боевых действий в Прибалтике, был сформирован артиллерийский полк полковника Гошка (в 1701-2 гг.). Тогда же стараниями Б. П. Шереметева был создан так называемый «Пейпусный флот», который действовал в бассейне реки Нарвы и Луги, а также по всей акватории Псковско-Чудского водоема. Чтобы наладить «судовое дело», были созданы дворянская и архиерейская ладейная компании, имевшие своих кормщиков и лоцманов. Из-за границы во Псков был приглашен корабельный мастер Вилим Снельгроф, под руководством которого организовано изготовление судов для озерной флотилии. Псковичи изготовляли «галеи» (галеры), «шнавы» (шхуны), плоскодонные парусные лодки, струги и ладьи. В самом городе было несколько дворов, принадлежащих псковским матросам. Результатом создания «Пепского» флота стала победа над шведскими судами на всем пространстве Псковского и Чудского озер.
Перепись 1709 г. показывает, как в царствование Петра I происходит увеличение служилой бюрократии во Пскове, по сравнению с 1678 г. Потребности города в приказных людях значительно выросли. В переписи назван один дьяк, 103 подъячих и 35 приставов. Все приказные подьячие были обязаны платить свой сословный налог, шедший на содержание эскадронных драгунских лошадей. После взятия русскими войсками Нарвы в 1703 г. туда рядом распоряжений отсылаются для служебных дел некоторые подьячие из Пскова.
С перемещением центра военных действий на земли Белоруссии и Украины изменилось стратегическое значение Пскова, бывшего прежде штаб-квартирой русской армии. Россия отодвинула свои границы к балтийским берегам, и Псков из важной пограничной крепости превратился во внутренний провинциальный город. Но он по-прежнему оставался источником пополнения материальных средств для нужд армии, а псковские солдаты несли «не щадя живота своего» службу в составе войск Б. П. Шереметева, участвуя во многих битвах Северной войны.
Петровская реформация Православной Церкви по своему значению и последствиям относится к важнейшим событиям в истории русской духовной жизни. В это смутное для Церкви время Псковскую Епархию возглавлял Преосвященный Митрополит Псковский и Изборский Иосиф из рода Римских-Корсаковых, правивший с 1699 по 1717 годы.
В годы церковной реформы Петра I большинство земельных владений псковских городских монастырей и церквей были отобраны и отписаны в государеву казну. Произошла значительная убыль священников и церковнослужителей, которую можно усмотреть в нескольких причинах: во-первых, «государство старалось сократить численность духовного сословия до пределов строго необходимого. Все признанные лишними люди духовного звания без послабления отдавались в солдаты и записывались в тягло». Во-вторых, опустели многие приходы. Во время спешного укрепления Пскова в 1701 г. были отставлены попы и причетники упраздненных и засыпанных церквей, а службы велись только в соборе. В-третьих, священники отправлялись в другие города и определялись в полки, туда, где в них была нужда.
Благочестивые религиозные чувства псковичей особенно ярко выражались в заботе о нищих и призрении болящих. Разорившиеся, обнищавшие люди, сироты, убогие, калеки и ветхие немощные старики и старухи попадали в общество, получившее название богоделенных людей или просящих старцев.
В богодельни поступали старые одинокие люди, делавшие, по возможности, имущественный вклад за уход и проживание в ней. Во время Северной войны в больницы все больше попадали отставные солдаты и вдовы. Многие богаделенные и просящие старцы имели душевные и телесные недуги и увечья. Например: «просящей безрукой старец», «безногий», «об одном глазе», «слеп и стар, осмидесят», «в разслаблении без ног», «падушая болезнь», «нема и глуха», «в неуме», «не в полном разуме».
Милостивое сочувствие псковичей друг к другу помогало им пережить тяжелые времена войн, пожаров, моров и разорений. Нуждавшиеся бедные люди находили у своих состоятельных соотечественников безотказное внимание к ближним, согреваемое их православной верой.
Как понимать такое резкое сокращение населения с 19003 до 5714 человек? Более чем в три раза всего лишь за полтора года! Такой катастрофы не переживал Псков за всю предшествующую историю. Этим роковым годом был 1710-й. Сразу две напасти обрушились на жителей города: мор и пожар.
Чумная эпидемия, появившись впервые в Восточной Пруссии, через Прибалтику проникла в Ригу. Участвующие в прибалтийских походах и осаде Риги псковские полки понесли чуму во Псков. По словам Новгородской летописи, в 1710 году «бысть мор в Риге и в Ругодиве, во Пскове, в Изборске, в Порхове, в Гдове, в Торжке и во всех уездах Псковских и Новгородских, суших под Псков; и толикое множество помре людей во Пскове, яко погребати не успеваху и на всяк день у всякой церкви погребут человек 40 или 50 или 60, а иногда и болше, многия церкви быша без пения, яко священницы помроша; такожде по волостем».
Чума во Пскове свирепствовала с лета до зимы 1710 года. По древней традиции, чтобы отвратить Божий гнев, несчастные псковичи, по благочестивому обещанию, во время мора «построили во Пскове 1 сентября часовню во имя преподобной мученицы Анастасии Римлянки. Строители оной записаны на поминовение во псковские синодики». По донесению псковского коменданта Гульца Кириллу Алексеевичу Нарышкину, только за одну неделю сентября с 11 по 17 число «во Пскове де в городе и за городом и в слободах померло скоропостижною смертию всякого чину людей обоих полов мужеска и женска 194 человека».
Поскольку во Пскове находилась база для снабжения армии хлебом, а из «провиантскаго магазейна» постоянно в Прибалтику отсылались партии съестных припасов, то во время эпидемии царь изволил обратить внимание на положение в городе. В письме Шереметеву Петр объяснял ему невозможность вывоза хлеба из Пскова: «понеже там провиантом зело скудно, к тому ж за моровым поветрием, ныне где жестокой мор есть, ни подрядом, ни иным каким образом учинить того невозможно». Письмо было написано из С.-Петербурга 3 ноября 1710 года, а всего через несколько дней случилась новая беда: 8 ноября в Пскове начался сильнейший пожар, тушить который уже не было сил, ибо город обезлюдел. Огонь спалил во Пскове все деревянные постройки. Частично уцелели лишь каменные церкви и палаты.
Всего во время чумы и пожара убыло 13289 псковичей, сгорели все деревянные строения, «расселись от огня» и остались выморочными многие каменные здания. Выжившее население продолжало нести денежные и натуральные повинности без ослаблений и льгот, отчего всякий, кто мог, «разбредался».
При таком крайнем оскудении города совсем нелепым представляется письмо Меньшикова к Кандрату Лопухину от 1716 г., в котором передается указ Петра с повелением: «со Пскова на новопроложенную московскую дорогу к мостовой работе, выслать работных людей 1729 человек с подможными денгами и с правиантом. «.
И так далее из месяца в месяц многие годы. Результатом такой политики Петровской администрации явилось еще большее сокращение населения Пскова, его обнищание и разорение, о чем нелицеприятно свидетельствуют факты статистики переписных книг 1721,1723,1744 гг.