покровитель рыбаков и охотников на руси
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Охота – одно из древнейших занятий человека, сыгравших важную роль в его эволюции. Нам не следует рассматривать ее только в свете спортивно-оздоровительных мероприятий или разумного использования возобновляемых природных ресурсов. Она имеет многовековую историю и сохраняет национальные традиции. Это целый пласт нашей культуры. Сцены охоты изображены в наскальной живописи, на рогах копытных и бивнях мамонтов, в медальерном и изобразительном искусстве, литературе, легендах и мифах. К последним относится и житие святых – покровителей охотников.
Если у моряков, рыбаков и путешественников это святой Николай Чудотворец, то у охотников – великомученик Трифон и святой Губерт.
В православии небесным покровителем охотников считается святой великомученик Трифон, которого изображают сидящим на белом коне с соколом в правой руке. Охота с ловчими птицами, возникшая в глубокой древности сначала на Востоке, позднее получила распространение на Руси и в странах Западной Европы. До широкого распространения комплектных псовых охот она еще играла существенную роль в жизни общества. Однако позднее травля борзыми собаками стала активно вытеснять охоты с хищными птицами, которые оставались уже только привилегией высшей придворной аристократии.
По преданию, святой великомученик Трифон родился в 232 году в крестьянской семье и в юности усердно помогал родителям по хозяйству. Будучи еще отроком, Трифон проявлял дар чудотворения: исцелял и облегчал недуги людей, своими речами обращал их к христианской вере, за что был схвачен и предан суду. Его подвергли бичеванию и многим жестоким истязаниям, но он отказался отречься от Христа и признать римских богов. За это его осудили на усекновение головы. Перед казнью Трифон истово молился и просил Господа принять его в свое царствие. Вняв молитве, Господь взял его душу, причем еще до того, как приговор успели привести в исполнение. День памяти святого Трифона в православной церкви отмечается 14 февраля.
Несмотря на широкое распространение псовой и ружейной охот в XIX веке, охота с хищными птицами в России все же продолжала существовать, особенно на юге страны, где с ними добывали пернатую дичь, зайцев и лисиц. Среди любителей подобных развлечений высоко ценились крупные соколы, или кречеты. Для отыскания отлетевшей за добычей ловчей птицы к ее рулевым перьям крепят пару легких и звонких бубенчиков, а перед охотой на голову надевают шапочку-клобучок с прикрепленным к верхней части султанчиком. Назначение клобучка – закрывать питомцу глаза, чтобы он быстрее успокаивался, не дичился и не бросался за добычей раньше времени. В нужный момент сокольник, дернув за султанчик, сбрасывает клобучок и пускает ловчую птицу вдогонку за дичью.
Если в православии святым покровителем охотников считается великомученик Трифон, то во многих странах Западной Европы охотники и лесники отмечают праздник святого Губерта. В эти дни на лацканах их верхней одежды и на шляпах можно увидеть эмблему в виде головы оленя с крестом и свечением между рогами. Это изображение называется оленем святого Губерта, приносящим удачу на охоте. Люди католического вероисповедания, которые любят охоту, считают святого Губерта своим покровителем. Особенно популярен он в Польше, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах и Франции.
Подтверждением этому могут служить многие эмблемы охотничьих обществ, выполненные в виде знаков, медалей и памятных жетонов с изображением головы оленя, между рогами которого расположен святой крест. Удивительная красота и изящество рассматриваемых предметов прежних времен – это своеобразное чудо медальерного искусства, выполненное с большим художественным вкусом, часто на серебре и с использованием различных эмалей и технологий.
Согласно одной из легенд, Франциск Губерт (лат. Hubertus) родился в 656 году. В юношеском возрасте жил при дворе франкского короля, а позже оказался в одном из королевств на севере Франции. Губерт был фанатичным охотником и все свободное время проводил в лесах с гончими собаками, прекрасно работающими по крупному зверю. Однажды утром, когда он гнался за крупным оленем, тот внезапно обернулся, и пораженный охотник увидел святой крест между рогами, а затем услышал глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед природой.
Эта встреча круто изменила судьбу охотника, и после долгих раздумий он решил постричься в монахи и впоследствии стал епископом, который проповедовал в Арденнах, а затем в Льеже. Несмотря на свой сан, Губерт Льежский продолжал интересоваться охотой и разведением зверовых охотничьих собак. Любовь к ним он пронес через всю жизнь и на всех изображениях всегда стоит рядом с гончими собаками. После кончины епископа Губерта в 727 году церковь причислила его к лику святых, и он стал небесным покровителем охоты, заступником всех охотников и животных. Во многих европейских охотничьих клубах 3 ноября в его честь устраивается Праздник святого Губерта, который, по преданию, оберегает от болезней собак, охотничьих лошадей и ловчих птиц.
В 825 году мощи святого Губерта были перенесены французским королем Людовиком в монастырь в Арденнском лесу. Живущие здесь монахи всегда увлекались охотой и активно занимались разведением охотничьих собак с хорошим чутьем и поразительной вязкостью работы. Они были очень популярны у охотников Европы и получили название собак святого Губерта. В настоящее время большинство собаководов считает, что чистопородная гончая святого Губерта не сохранилась, а в Англии разводят близко родственных ей собак – бладхаундов, прекрасно работающих по кровяному следу.
В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени. Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).
Кстати. Сен-Эсташ, он же и Плацид, был генералом армии языческого императора Траяна, во время охоты увидел оленя с крестом между рогами, или же – увидел меж рогами оленя образ Спасителя, Который сказал: «Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?», и обратился (Евстахий – его имя при крещении). Обвиненный в принадлежности к христианству, был лишен всего, в т. ч. жены и обоих сыновей (тоже христиан), однако же через какое-то время вновь призван на действительную службу, поскольку Траяну потребовалось отразить нашествие варваров. Отразил; жену с детьми вернули с тем расчетом, что все семейство принесет жертву идолам, а они возьми да и откажись. Траян велел их бросить ко львам, однако те их есть не стали, и в результате всю семью замучили путем сожжения заживо в бронзовом быке. Св. Евстахий – один из Четырнадцати святых помощников. Память S. Eustachii et Sociorum Mm. – 20 сентября, на Востоке – 2 ноября.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.
В Киеве на Троещине стоит церквушка святого мученика Трифона.
Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.
В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Существует целый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами.
Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной. Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунскийи Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.
А вот представительница от язычников
Она изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо епанчи (верхней одежды) на неё была накинута медвежья шкура, голова зверя служила шапкой.
В храмах Зеваны содержались лучшие охотничьи собаки.
Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а после удачной охоты приносили ей в благодарность часть своей добычи. В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени.
Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).
Святой покровитель охотников и рыбаков — Святой Трифон Апамейский
Охота во все времена играла немаловажную роль в жизни людей. В настоящее время она носит по большей части спортивный характер или предназначена для контроля популяций тех или иных видов животных. Как и мастера любого другого дела, охотники имеют своего небесного заступника. В православии охотники и рыболовы обращаются с молитвой к святому мученику Трифону, дата почтения памяти которого приходится на 1 февраля. Он родился во Фригии в христианской семье. С раннего детства родители прививали мальчику любовь к Господу и добродетелям, упоминающимся в Евангелии. Благодаря своей вере и благочестию, будучи еще ребенком, он получил Божию благодать – умение исцелять животных и людей от различных недугов.
Чем прославился Святой Трифон
Впервые о святом местные жители заговорили после того, как ему удалось спасти родное селение от голода. Тогда поля Фригии атаковали вредоносные насекомые, которые уничтожали пшеницу. Достаточно было Трифону прочитать молитву, как вредители пропали.
Более известным чудом, связанным со святым Трифоном, является исцеление дочери римского императора Гордиана, в тело которой вселился злой бес или дух. Правитель обращался ко многим целителям и лекарям, но никто не мог помочь императорской дочке. После этого произошло нечто странное, девушка странным голосом прокричала о том, что изгнать ее может только Трифон. Это бес говорил в ней. Гордиан сразу же послал людей на поиски человека с таким именем. Его нашли на пастбище и привезли в Рим.
Юноша произнес молитвенные слова и заставил беса выйти из тела императорской дочки. Невообразимый демон предстал перед людьми в виде черного пса, который признал, что являлся орудием сатаны. Злой дух сказал, что он и его приспешники не способны взять под свою власть христиан. Благодарный император наградил святого различными благами и деньгами, которые Трифон сразу же раздал беднякам на улице.
Дальнейшая судьба
Со становлением на престол императора Декия многие христиане были подвергнуты страшным гонениям и мучениям. Не обошла злая участь и святого Трифона, о котором сразу же донесли правители. Ему сказали о том, что молодой человек рьяно проповедует веру в Господа и распространяет христианство. Тогда император отправил за ним воинов, которые доставили Трифона на суд в Никею.
Во время допроса он презрительно относится к угрозам и лестным словам, продолжая проповедовать свою веру. Тогда его подвергли ужасным мучениям – подвешивали к столбу, избивали палками, привязывали к скакунам и пускали в скалы босиком, измывались над телом мученика. Святой мужественно пережил все муки, продолжая говорить о любви к Господу, читая молитвы.
Легенда
Существует московская легенда о царском сокольничьем. Во время одной из охот тот упустил любимого государева сокола. Царь дал на розыски птицы 3 дня и обещал казнить за пропажу. Сокольничий во время поисков усердно молился, но молитвы не помогали найти пропавшего сокола. Когда надежда уже почти была утрачена, мужчине было видение, в котором юноша в доспехах на белом коне и с кречетом на руке указал ему, где искать пропавшую птицу. Сокол и впрямь был обнаружен на указанном дереве, а на месте чудесного явления была построена церковь.
По традициям православной иконописи, мученик Трифон изображается по пояс или же в полный рост, верхом на коне. Очень часто мы видим пейзаж, указывающий на покровительство охоте и рыболовству (лес с дикими животными и водоем с рыбой). В руке святой Трифон держит сокола, напоминающего нам о «Чуде мученика Трифона о соколе».
Охота в Карелии
14 февраля день Св.Трифона. Покровителя охотников и рыбаков.
14 февраля день Св.Трифона. Покровителя охотников и рыбаков.
Сообщение Tim » 14 фев 2018, 14:05, Ср
День Святого Трифона святого Покровителя Охотников и Рыболовов отмечается в соответствии с современной традицией Русской Православной Церкви 14 февраля. И в последнее время активно пропагандируется в качестве замещения дня западного несвятого Валентина, которого на самом деле вообще не существовало, как и сказочных обстоятельств этого самого Дня Святого Валентина.
Также существует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви – Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки. На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как «больница МОНИКИ». А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г. (год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения. Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать. А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх – увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест – христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.
Память о святом осталась и в московской топографии – Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме – бывшем острове.
Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным. Вчитайтесь в начало этого удивительного текста: «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих. ». В общем, колорадский жук накрывается медным тазом от страха и улетает обратно в Колорадо.
Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен. И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.
Святые покровители охотников и рыболовов
Святой Трифон — покровитель охотников и рыболовов
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил, но ещё ребенком изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил много благодеяний. Однажды силой своей молитвы Трифон заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы, и тем самым спас жителей своего родного села от голода. Особенно святой прославился изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. Тогда Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана.
Когда на царский престол вступил император Декий, жестокий гонитель христиан, его епарху Аквилину донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться и сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину, он смело исповедовал свою веру. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. После этого святой Трифона бросили в темницу. Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям.
Также существует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий
чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви – Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки. На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как «больница МОНИКИ». А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г. (год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения. Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать. А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх – увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест – христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.
Память о святом осталась и в московской топографии – Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме – бывшем острове.
Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным. Вчитайтесь в начало этого удивительного текста: «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих…». В общем, колорадский жук накрывается медным тазом от страха и улетает обратно в Колорадо.
Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен. И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.
Бог и покровитель охотников
Детство святого Трифона прошло во Фригии (это одна из областей Малой Азии). Родители его жили в селении Кампсада и были простыми крестьянами. Мальчик занимался тем, что пас гусей. Несмотря на отсутствие образования и юный возраст, будущий святой уже тогда славился своей способностью молитвой изгонять бесов и исцелять болезни.
Способность Трифона помогать людям.
Однажды, во время нашествия насекомых, грозивших уничтожить урожай, Трифон с помощью молитвы спас посевы и избавил односельчан от голода.
Когда Трифону было всего шестнадцать лет, в царевну, дочь римского императора Гордиана, вселился бес. Девушка жестоко страдала. Лукавый дух дал понять, что справиться с ним под силу только Трифону. Император повелел разыскать юного пастуха и привезти во дворец. Как только Трифон оказался в трех днях пути от Рима, бес покинул тело несчастной царевны. Это чудо особенно прославило юношу.
Император Декий.
Казнь Трифона.
Перед казнью Трифон вознес хвалу Господу, давшему ему силу пострадать за веру. Тело Трифона христиане намеревались похоронить в городе Нике, но святой повелел сделать это в его родном поселке. Позже мощи святого Трифона были перевезены в Константинополь, после этого – в Рим.
Легенда.
Церковь святого мученика Трифона.
Вскоре там, где произошло чудо, Трифон Патрикеев возвел часовню, а затем и церковь, назвав ее именем святого мученика Трифона. Эта церковь сохранилась в Москве и по сей день. Давно уже нет той рощи – осталось только название одного из московских районов. Нет и прудов, которые дали в свое время название возникшему рядом с церковью селу – Напрудное. В начале прошлого века пруды превратились в болота, поэтому их пришлось засыпать. Позже на их месте построили жилые дома. На месте, где было село Напрудное, сейчас находится громада Московского областного научно-исследовательского клинического института. А крошечная по нынешним временам церквушка (она не вмешает и ста прихожан) притулилась рядом с этим медицинским дворцом. Однако сейчас она даже является действующей. В изящной белокаменной церковке много веков хранилась чудотворная икона с частицей мощей мученика Трифона. Хорошо оберегала церковка и тайну своего рождения. Только в двадцатых годах ХХ века реставраторы случайно обнаружили на стене церквушки граффити, датируемое 1492 годом. Еще несколько процарапанных на камне надписей можно сегодня увидеть на южной стороне постройки. А зайдя внутрь, непременно посмотрите вверх – увидите подкупольный крест, напоминающий о временах борьбы христианства с сектой жидовствующих.
Улица Трифоновская
Память о святом Трифоне осталась и в названии улицы столицы – Трифоновской.
Святой Трифон: бог и покровитель охотников.
Трифона почитался на Руси как врачеватель, бог, покровитель охотников и владыка всех гадов. Православная церковь не одобряет заклинаний, а вот«Заклинание Трифона от гадов» признает. Святому Трифон – бог и покровитель, ему молятся девушки, прося послать им хорошего жениха. Обращаются к мученику и женщины, страдающие бесплодием.
Люди и звери
От Рима до Москвы
По легенде, слава о даре Трифона разлетелась по всей земле. Дошла и до дворца императора Гордиана Третьего, в котором мучилась от припадков его юная дочь. Император послал за мальчиком. Стоило тому приблизиться к Риму, до города оставалось всего три дня пути, как дьявол выскочил из тела девушки. Такова была его сила. Когда же Трифон оказался во дворце, он заставил дьявола показать себя всем придворным и пообещать, что он уйдёт и больше не вернётся. Выглядел дьявол не лучшим образом — как бешеный пёс с горящими глазами и мордой, прижатой к полу. Однако выгод от излечения императорской дочки Трифон не получил. Власть в Риме тогда менялась, как погода. Через несколько лет при Деции Траяне его казнили, как и прочих христиан. Первоначально Трифон считался вовсе не покровителем охотников, он исцелял женщин от бесплодия. Также помогал бороться с нашествиями гусениц, мух и прочих вредителей. Постепенно его стали считать повелителем всех лесных обитателей. Но полностью образ Трифона как покровителя охоты и охотников сложился в царствование Ивана Третьего, когда распространился слух о чуде с кречетом. Тут, правда, легенды разнятся. Изначально кречет, потерянный во время охоты князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, был найден им после молитвы точно в день святого Трифона, то есть на первое февраля. Постепенно легенда обросла дополнениями, и в ней появился сокольничий Трифон Патрикеев, а Иван Третий, носивший прозвище Грозный, превратился в Ивана Грозного. Однако кречет, похоже, был все же чудесным образом обретён, потому что в память об этом чуде Иван Третий приказал поставить на месте обретения птицы церковь, посвящённую святому Трифону. Она была сооружена в 1470-1490 годах. С того времени сокол попал даже на герб Москвы, сначала на руке святого Трифона, потом Трифона сменил Георгий Победоносец. А Трифон стал узаконенным покровителем московских охотников.