поленово история усадьбы кратко

Поленово

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

Красивейшая усадьба известного художника Василия Поленова находится в живописном месте на берегу Оки в Тульской области. Практически все в Поленово построено по проектам самого художника и даже Троицкая церковь, расположенная в селе Бёхово, принадлежит его авторству. Интересно, что даже большой парк и все цветники вокруг дома и зданий Поленов сажал самостоятельно. Стоит отметить, что Поленово практически идеально сохранилось до наших дней, утрачены лишь некоторые незначительные постройки. Именно поэтому когда заходишь в музей, кажется, что вот-вот из соседней комнаты выйдет сам хозяин встречать дорогих гостей. Кстати, сегодня заведует музеем правнучка художника Наталья Поленова.

Всю свою жизнь Василий Поленов мечтал сделать искусство как можно ближе и понятнее народу. Во многом именно эта мечта и подтолкнула его к созданию именья и «домика над Окой». В конце 19 века художник из окна поезда впервые увидел Оку и был поражен ее красотой. Чуть позже он плыл на пароходе вместе со своими учениками мимо Тарусы, а затем уже много раз возвращался в эти места. Тульская область так понравилась Поленову, что он решил сделать свой музей именно здесь. 1892 — год основания музея. Уже в 1903 году сюда с экскурсией приехали студенты Серпуховского ремесленного училища. После этого усадьба никогда не пустовала: здесь гостили известные художники и творческие люди, часто проводились экскурсии и выставки.

Во время Гражданской войны Поленово стало очагом культуры для жителей округи. Художник стремился как можно больше сделать для местных жителей. Так, он вместе со своей семьей основал несколько театральных самодеятельных коллективов, в которых могли заниматься все желающие. Постановки Поленов показывал не только в своем имении, но и в селе Страхово и в городе Таруса.

Усадьба Поленово включает в себя несколько зданий. Основные из них Большой дом, Аббатство, Адмиралтейство, Город мастеров. В Большом доме сохранены многочисленные коллекции, которые были собраны разными поколениями семьи Поленовых. Кроме того, здесь собраны многие личные вещи художника. Здесь можно осмотреть большую библиотеку, мастерскую, столовую, кабинет и пейзажную комнату. Аббатство — так Поленов назвал здание своей мастерской из-за необычной архитектуры. Сегодня здесь проходят спектакли и музыкальные вечера. В домике под названием Адмиралтейство хранились лодки и снасти. Сейчас здание служит для показов и выставок, также здесь демонстрируется уникальная работа художника — диорама. Город мастеров — новый большой корпус, где расположен выставочный зал, мастерские, художественные студии. Здесь проводятся спектакли, балы и конференции.

Практическая информация

Музей работает с 11 до 18 часов, выходные — понедельник, вторник. Парк музея открыт с июля по сентябрь с восьми до 22 часов, с октября по апрель — с девяти до 18 часов. Последний четверг каждого месяца — санитарный день. С 15 по 30 апреля музей закрыт на сезонную уборку территории.

Стоимость входного билета в Большой дом для взрослых — 350 RUB, для студентов, школьников, пенсионеров — 250 RUB; в Аббатство — 250 (150) RUB; в выставочный зал «Фахверк» — 250 (150) RUB. Цены на билеты с экскурсионным обслуживанием немного дороже. В Музее есть сувенирная лавка и кафе.

Есть возможность совершить конную экскурсию по усадьбе (по предварительной записи) или просто посетить конюшню.

Добраться до музея можно на общественном транспорте и на автомобиле. Электричкой (Москва — Тула — Москва) доехать до станции Тарусская. Далее на автобусе или маршрутке до Велегож (с заездом в село Страхово) или до Ланьшино. Выйти на остановке «Село Страхово», затем пешком 1 км по направлению движения. На машине из Москвы нужно ехать по Симферопольскому шоссе (М2 или Е-105 «Крым») ехать прямо 86 км, после моста через реку Оку через 4,5 км будет поворот на Заокский (Старо-Симферопольское шоссе). Далее по главной дороге 9,6 км, после поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

Из Тулы по трассе М2 «Крым» ехать 45 км до съезда в сторону Старо-Симферопольского шоссе, свернуть направо и проехать 2,1 км до Малахово. В Малахово повернуть налево по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км до поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

Источник

«Появилось много мест, откуда человеку не обязательно иммигрировать». Об уникальной семье, связи поколений и истории усадьбы Поленово

Кто-то готов проехать полмира, чтобы найти свое идеальное место, а кто-то — создает его сам, с нуля и на голом холме. Именно так начиналась история усадьбы художника Василия Поленова, которую теперь неофициально называют «Лувром на Оке». Василий Дмитриевич задумывал ее как академию художеств, чтобы его ученики могли «путешествовать по миру», не выходя за пределы имения. Мы же предлагаем совершить путешествие в прошлое и окунуться в «идеальный поленовский мир» — увидеть усадьбу такой, какой ее и задумывал мыслитель. Поговорили с Дмитрием Макаровым о том, как он приехал в Поленово на пять дней, а остался там на полгода.

Поленов известен как художник, но о его просветительской или общественной деятельности известно гораздо меньше, да и в его усадьбе, думаю, были не многие. Каким было ваше первое знакомство с ним?

Про Василия Дмитриевича Поленова, уверен, знает каждый. Его картину «Московский дворик» с советских времен печатают в любом учебнике «Родной речи». Наверное, это одна из самых известных картин в истории русского искусства. Даже те, кто не знают ее названия или автора, точно видели ее когда-нибудь. Поэтому Поленов, в общем, художник известный, тут ничего не скажешь. Другое дело, что в кругу передвижников он не в числе первых. Но то, что Поленов был совершенно фантастическим просветителем, оказалось для меня открытием. Сделал я его благодаря дружбе с семьей Поленовых, которые меня давно зазывали в усадьбу.

Добраться до усадьбы получилось только этой весной на карантине?

Знаете, да. С Натальей Поленовой, правнучкой художника и директором музея, мы общались в Москве. Она меня постоянно приглашала в гости, а у меня все время находились какие-то важные дела. В марте я обнаружил, что год расписан весь: в ближайшие месяцы нет свободного окна, бесконечные полеты, какие-то встречи. Но я все равно решил выбраться в Поленово на несколько дней. Приезжаю, а там простой рай на земле! Потрясающее место, просто невероятное. И вот, пока я нахожусь там, все мои планы начинают отменяться, рушиться один за другим. Буквально за те пять дней, которые я там провел, от моего прекрасно спланированного года остался календарь с вычеркнутыми датами. Наташа предложила остаться еще на несколько дней, и когда я остался, то пришло Постановление о закрытии музеев. Так возникла идея выводить Музей Поленова в онлайн и мы запустили проект #поленовострим.

Попала совершенно случайно на один из эфиров, который как раз проводила Наталья Поленова с Романом Романовым, директором Музея истории ГУЛАГа. В Инстаграм было много культурных активностей во время карантина, но эту беседу я прослушала от начала до конца. Было очень интересно!

Это очень приятно. Мы проводили совместные эфиры с другими или снимали видео, в которых я, сотрудники музея или члены семьи Поленовых, рассказывают малоизвестные истории, цитируют личные письма или редкие архивные документы, показывают экспонаты, которые невозможно увидеть в рамках стандартных экскурсий. Несмотря на то, что музей по факту был закрыт, мы все оказались вовлечены в музейную деятельность. В итоге получилось отснять почти 90 видео. Я провел в Поленово апрель, май, июнь, июль, август, ну и конец марта, с которого все и началось. За эти полгода я сделал очень много открытий и наблюдений.

Какое из них было главным?

Открыл для себя Поленова именно таким, каким знаю теперь. Не просто талантливым художником — наверное, только это было бы уже не так интересно — а выдающимся просветителем, великим гуманистом и человеком, вовлеченным в главные художественные процессы XIX века. А именно в революцию театральной жизни и появление направления Arts&Crafts — искусства и ремесла. Конечно, огромна его роль в образовании, в обучающем процессе. Он выучил много гениальных художников, среди его любимых учеников Коровин, Левитан, Головин, Нестеров, Остроухов и многие, многие другие.

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

Как-то вы рассказывали, что изначально приехали в усадьбу, чтобы собрать материал для работы над книгой. Что это за книга и получилось ли над ней поработать?

Действительно, идея написать книгу была. Впрочем, она меня не оставила и книга обязательно выйдет. Но это будет уже не та книга, которую я задумывал изначально. Я бы даже сказал, что идея изменилась несколько раз. Сначала я хотел написать о самой усадьбе — это очень интересный и необычный проект, появившийся на голом холме абсолютно с нуля. Потом, конечно, меня заинтересовали люди. Я понял, что в первую очередь, нужно написать книгу о людях, которые связаны с Поленово. В 60-70-е годы музей был партнером московской школы им. В. Д. Поленова. На протяжении двадцати с лишним лет сюда на практику приезжали старшеклассники из этой школы. Их называли французами, потому что школа была франкоязычной, с углубленным изучением французского языка. Через нее прошли много потрясающих, феноменальных людей. Например, знаменитый художник Дмитрий Врубель, автор того самого «поцелуя Хонеккера и Брежнева» на Берлинской стене, и многие другие. Мы договорились об интервью с Натальей Николаевной — мама Наташи Поленовой и бесценный хранитель знаний о усадьбе — но случилась трагедия, сорок дней назад ее не стало. Какой теперь будет книга, я не знаю. Сейчас я заканчиваю работу над аудиогидом по усадьбе.

Мы говорим о Поленове как о художнике, но также он занимался и театром. Это был его вклад в общественную деятельность?

Поленов считал, что театр — это самый мощный инструмент народного просвещения. Не просто считал, а везде, где появлялся, занимался театром. Где-то, как у Саввы Мамонтова, его близкого друга, в Абрамцеве, он занимался декорациями и сам участвовал в постановках, и везде, где он школы ремонтировал, как в Страхове и Бехове, появлялась сцена. В 1915 году Поленов на собственные деньги купил участок земли в Москве на Зоологической улице для постройки Народного дома театрального просвещения, который сам спроектировал. Вторым меценатом выступил Сергей Морозов, из династии Морозовых.

Почему именно театр?

На самом деле, это совершенно феноменальная вещь. Конечно, в духе эпохи, когда театр действительно считался мощнейшим инструментом народного просвещения. По сути, это лаборатория для тех, кто хочет ставить спектакли. Прежде всего — для самодеятельности. Приходят люди, например, из какой-нибудь фабрики и говорят, что хотят поставить спектакль, но ничего об этом не знают. Им отвечают: «Очень хорошо. Вот, пожалуйста, у нас сборники пьес, на которые у нас права. Вот, пожалуйста, вам доступ в бутафорский цех. Вот, пожалуйста, костюмы. И даже если у вас нет сцены, то вот вам сцена, у нас здесь есть, в нашем Доме. И даже типовые декорации у нас тоже есть». Сам Поленов, уже пожилой человек, создал от 30 до 70 типовых декораций для Дома театрального просвещения. Это был огромный проект. К огромному сожалению, он открылся уже в годы Первой мировой войны и не был оценен по достоинству. После революции там был ДК, потом дом сгорел, затем перестраивался. Сегодня это здание существует, но находится в заброшенном, аварийном состоянии и мало напоминает тот прекрасный готический замок, каким был этот дом при Поленове.

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

Когда Наталья Поленова рассказывает про усадьбу на Оке в Тульской области, то часто говорит, что Василий Дмитриевич создал здесь свой микрокосмос, свою модель мироздания. Что это означает?

Что было сделано уже после Поленова?

Идея создания усадьбы, поместья, парка предполагает постоянное развитие. Понятно, что деревья растут очень долго, порой дольше, чем длится простая человеческая жизнь. Поленов предполагал, чтобы в его парке росли определенные деревья, для которых были нужны просеки. Поэтому он, умирая, дает своему старшему сыну Дмитрию Васильевичу поручение — прорубить просеки, когда деревья достигнут определенной высоты. Это было в 1927 году, а в 1958 году, когда Василия Дмитриевича уже тридцать лет не было на свете, его поручение было исполнено. Микрокосмос — это не значит, что если Поленов умер, то все музеифицировалось, нет, усадьба продолжает жить по тем правилам, который придумал Василий Дмитриевич. Поленово — мир чрезвычайно демократичный и всегда таким был. Этот дом не про роскошь, богатство или снобизм. Он создавался как музей для детей из окрестных сел и всегда был общедоступным, несмотря на то, что это не самый удобно расположенный российский музей. Может быть, за счет этого усадьба выжила, сохранились и сегодня Поленово пребывает максимально в том виде, в каком и была задумана.

Из тех экспонатов или артефактов, которые хранятся в усадьбе, что удивило вас больше всего?

Там много прекрасных вещей, сложно выделить что-то одно. Есть вещи, которые обязательно надо увидеть, например, прекрасный камин. Но мне почему-то сейчас вспоминается история, которая очень нравится детям. Есть такие бумажные петушки — птички из бумаги в технике оригами — которые сделал Лев Николаевич Толстой. Дело в том, что в какой-то момент Наталья Васильевна, жена художника Поленова, собралась ехать с детьми в Москву. Естественно, на поезде. Станция и железная дорога были там же, где находятся и сегодня, и поезд шел также из Тулы. Когда она села на поезд, то увидела, что этим же поездом едет граф Толстой. Они поздоровались, а Лев Николаевич спросил, мол, что это за дети у вас милые, резвые. Наталья Васильевна отвечала, что с отцом этих детей он знаком — это художник Поленов. Толстой сказал, что очень рад встрече и сделал для детей бумажных петушков, которые до сих пор бережно хранятся в усадьбе. Интересно, что у Толстого была статья об искусстве. Когда в поздние годы он пришел в толстовство и уже мало интересовался художественным искусством, он писал, что лет пятьдесят назад одна японка научила его вертеть петушков из бумаги. Десятилетия спустя он все также считает их важным искусством. Потому что бумажные петушки гарантировано доставляют много радости людям, чего нельзя сказать о романах или симфониях. Кроме того, за свою длинную жизнь в деле изготовления бумажных петушков он не выяснил ничего нового, тогда как романов и симфоний вышло множество. Такая вот история у простого экспоната.

поленово история усадьбы кратко. Смотреть фото поленово история усадьбы кратко. Смотреть картинку поленово история усадьбы кратко. Картинка про поленово история усадьбы кратко. Фото поленово история усадьбы кратко

Каких усилий стоило потомкам Поленова в условиях непростого XX века сохранить наследие своего предка?

Тяжело, конечно. Тем более, что были попытки все это отнять. Несколько раз пытались расформировать коллекцию и отдать музей в другое ведение. Дмитрий Васильевич и его жена, Анна Павловна, были репрессированы, они провели в лагерях восемь лет. Потом была абсолютная нищета, очень маленькая зарплата сотрудников муниципального музея в 60-70-е годы. Но усадьбу удалось отстоять. Огромную роль сыграло и то, что внук художника, Федор Дмитриевич, в поздние советские годы стал депутатом Верховного Совета и смог добиться защиты усадьбы на федеральном уровне. Музей стал федеральным государственным музеем- заповедником и в его распоряжение были переданы огромные территории. Например, противоположную сторону реки, которая уже находится в Калужской области, запрещено застраивать, поскольку этот пейзаж также является частью наследия Поленова. Это не просто редкая, а по-моему вообще единственная история в нашей стране, когда потомки продолжают жить в том же доме, где их предки жили еще до революции. Даже когда глава семьи, Дмитрий Васильевич, был в лагере, там оставалась его семья, и во время войны Поленовы жили там все время, не позволяя этому прекрасному месту пропасть и исчезнуть.

Мне кажется, что когда узнаешь про такую связь поколений, то появляется желание узнать больше и о судьбе своих предков. Вдохновляют такие истории?

Конечно, вдохновляют. К сожалению, мне узнавать особенно негде: предки у меня проще, почти ничего о них в семье не сохранилось, очень мало фотографий. У Поленовых совсем другая история. Вася, сын Натальи Федоровны, получается полным тезкой своего знаменитого предка — его также зовут Василий Дмитриевич Поленов. Еще и похож на него очень! Они вообще все очень похожи. И вот Василий Дмитриевич может перечислить свою родословную на тридцать поколений назад. Вы много знаете таких людей? Я — нет, не очень. А знать историю своей семьи хочется всем. Наверное, поэтому Наталья Поленова вместе со своими единомышленниками создала филиал Поленово в Туле. Этот филиал как раз об этом, он так и называется — Центр семейной истории. Именно потому, что есть семья, которая так бережно хранит свою историю и знания, был создан по их инициативе музей, где сохраняется память о тульских семьях. Сейчас там открыта экспозиция — несколько семей по два-три поколения рассказывают о своей истории. Поленовы одни из них, но есть и спортивные, и технические династии. Это очень интересно.

Есть ощущение, что Тула и Тульская область в целом становятся местом притяжения и отдыха? Причем отдыха вдали от города. Карантин показал, что будущее за небольшими локациями, а не крупными мегаполисами?

Да, наверное. Тула — прекрасный город, такой маленький европейский городок с замечательными памятниками архитектуры. С очень вкусной едой, кстати, говоря. Поэтому, да, конечно. И вообще я очень рад, что люди, наши столичные жители больше интересуются сейчас Россией, чем прежде. Конечно, невозможность летать за границу, наверное, сказывается и здесь. Но дело не только в этом, я думаю. Просто сегодня появилось много мест в России, которые не депрессивные, понимаете? Не депрессивная глубинка. Появилось много мест, откуда человеку необязательно иммигрировать. Необязательно уезжать из Тулы в Москву, можно и в Туле найти свое дело и многого добиться. Вот это важно очень. Люди это чувствуют и поэтому приезжают с большим удовольствием, и пусть так и будет дальше.

Источник

Усадьба Борок на Оке художника Василия Поленова

Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 году Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В своей усадьбе Борок на берегу Оки, были написаны многие пейзажи художника Василия Поленова. Здесь он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба его имени. И пусть даже он и не был рожден на Тульской земле, его вклад в её развитие – огромен.

Поленово можно назвать памятником великому русскому художнику. Здесь все дышит памятью о нем. Музей обладает одним из самых значительных собраний работ Поленова. Работы В.Д. Поленова хранятся во всех крупнейших музеях России: московская Третьяковская галерея и петербургский Русский музей гордятся несколькими десятками произведений художника. Но наиболее интересно его творчество представлено в музее-заповеднике «Поленово», близ Тарусы, в бывшей усадьбе «Борок», с любовью и размахом устроенной Поленовым на высоком берегу Оки. Но вначале о самом художнике.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, знала и рассказывала внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Кроме этого Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью и даже устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Наиболее способными среди детей оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова.

Наиболее сильное впечатление, произвела на него красота Венеции представшая, по его словам, каким-то волшебным сном. А вот Рим его не вдохновил, как в своё время Гоголя. Зато в Риме произошла судьбоносная и очень важная встреча с семьей Мамонтовых, у которых собиралась артистическая молодежь. Следующий город в этом путешествии – Париж. В это время в Париже проходят первые выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев.

С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Отличительным качеством новых работ В.Д. Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его «Бабушкином саде», «Лете» и, конечно же, в «Московском дворике».

В марте 1877 года Поленов поселяется в Москве, где снимает квартиру в Трубниковском переулке (на Арбате). Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Он пишет этюд запечатлевший вид из окон мастерской, на основании которого будет написана его наиболее прославленная картина «Московский дворик».

Солнце ласкает фасад,
Тени вокруг вытесняя.
В гости к себе приглашая,
Веет прохладою сад.

Русских младенцев судьбой!
Те ж, как цветы, безответны:
Радости, скорби и бой
Рвутся в сердечках соцветий.

Жизни колодец той срыт,
Выйдут сарая все сроки.
Храм же доселе стоит.
Прочь отметая мороки.

(Е.Грислис. В. Поленов. Московский дворик. 30.12.17)

Век девятнадцатый. Дворянское гнездо.
Двух поколений странный вернисаж:
Проходит старость в бархатном манто,
Пленяет внучки стиль и антураж.

Сопровождает лет апофеоз
Прекрасной девы праздничный наряд,
Представ букетом долгожданных роз.
Вид излучает свет и аромат.

Как совместить ту дряхлость в кружевах,
Которой имя вечного покоя,
Со свежестью… не торопящей шаг,
Блистающей изысками покроя?!

Садовая дорожка стелет путь.
Вся выщерблена трещинами лет.
Но дышит негой трепетная грудь,
Встречая летом ласковый рассвет.

(Е.Грислис. В. Поленов. Бабушкин сад. 3.01.18)

Причем, по мнению некоторых искусствоведов, прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик». Возможно, что в картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов. Считается, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.

Картина «Заросший пруд» завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. Именно В.Д. Поленову суждено было стать на русской почве «мастером интимного пейзажа».

Дама сидит на скамейке,
Издали глядя на пруд.
Как и в плену канарейке,
Ей не бывать долго тут.

Пруд на глазах зарастает.
Мило кувшинки плывут,
Словно семьи странной стаи,
В тёмный затона уют.

Мост уж давно одиночит
В страхе дожить ветхий срок.
Только осока не хочет
С илом делить сей урок.

(Е.Грислис. В.Поленов.Заросший пруд.2.01.18)

Дальнейшее развитие художника В.Д.Поленова, как пейзажиста, неразрывно связано с жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться «на природе», Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение «Бехово» в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название «Борок». Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение «Борок», а крестьяне — в два раза больше пахотной земли.

Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа «Борок». На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки. Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки. Именно об этом картина В.Д.Поленова «Вид на Оку с восточного берега». 1886. А вот строки моего стихотворения:

В. Поленов. Вид на Оку с восточного берега

Жизнь – река,
У речки берег с двух сторон.
На пароме управляется Харон.
Раиса Носова.

Крестьянской долюшки река.
На лошадях подъедут дроги
к той, что зовётся встарь – Ока…
и кони ждут другой дороги.

Но дно песчаное манит
своею щедрой чистотой:
немало тайн вода хранит,
даруя благость и покой.

Трава и скопища кустов,
таят дней отшумевших меты;
прибрежных ив зелёный кров
обдаст прохладой знойным летом.

Недавно рысаков лихих
живой хозяин запрягал
и к водопою вёл гнедых,
и скот домашний к руслу гнал.

Сжимала голода рука,
а дети в радости росли:
улов богатый бедняка
кормил ораву всей семьи.

Вид же поленовского дома является производной его внутреннего устройства, но, помимо бытовых необходимостей, он имеет более сложное и явно художественное объяснение. Его архитектура своеобразна и оригинальна. На органическую естественность и непосредственность в данном случае накладываются многие стилевые исторические ассоциации и в целом уже найденное Поленовым в живописи и многократно проверенное гармоническое мироощущение.

Поленов как бы считал необходимым избавиться от всех эстетических догм, стилевых регламентаций и авторитета прототипов: внешний вид дома должен стать естественной проекцией быта его обитателей. В Доме размещается мастерская художника «Аббатство»,библиотека, насчитывающая десятки книг по истории искусства и религий, архитектуре, культуре древних цивилизаций, археологии, философии хозяйственные постройки. Он будто проецировал в пространство и на предметные формы свой внутренний духовный мир, вмещающий большой объем художественной культуры и исторической памяти.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека. которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

Недалеко от самой чУдной в Тульской области турбазы «Велегож», где я, кстати, отдыхала летом 1981 года, расположена бывшая усадьба, а ныне музей заповедник известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Музей, куда мы заходили несколько раз, как в гости, всегда умиротворял своей атмосферой ушедшего времени. А реку Оку, где мы каждый день купались, помню очень хорошо. Сколько солнца и искренности было в стране советской!

Поленовский музей, по существу основанный им в 1892 году, является первым народным музеем в русской деревне. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова — это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. Его территория (870 га) включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с. Бехово, построенные по проектам В. Д. Поленова, а так же усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, сельскохозяйственные угодья.

В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д.Поленова, И.Е.Репина, К.Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, коллекция ДПИ от конца XIX в. до нынешних дней, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Большой Дом, где находятся основные коллекции, является центром усадьбы и всего заповедника. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк. Уникальность усадебного комплекса заключается в том, что все здания созданы по Проекту В.Д.Поленова, отражающим архитектурные направления конца XIX века. Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону своего многогранного таланта. Он проявил себя мастером эпического пейзажа. Художник прожил в усадьбе до самой смерти, и был похоронен рядом, на деревенском кладбище в деревне Бехово.

Заокский район – это красивейшие места севера Тульской области. Это чистые воды Оки, Вашманы, Выпрейки, Скниги, Беспуты, Соены, Городейки, Соломинки, Ямницы и других рек и речек. Это зеленые леса (около 7% территории района), в которых водятся различные животные. В реках водится большое количество рыбы и раков. Повсеместно встречаются бобры. В лесах – достаточно большое количество диких животных.

В.Д. Поленов как-то в одном из писем обозначил свой нравственный императив,как человека-художника: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *