право на благоприятную окружающую среду в международном праве
Право на благоприятную окружающую среду
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Е.А.Высторобец к.ю.н., член экспертного совета Российского экологического союза, координатор Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды
(построение методологии определения объекта) 1
В содержательном смысле это право согласно Э. Б. Вейс включает 1) обязанность государства обеспечить всеобщую доступность экологической информации, и 2) гарантировать реализацию всеобщего права на участие, в том числе непосредственное, в процессе принятия экологически значимых решений.
«Находящийся на стадии становления принцип права [каждого человека] на благоприятную окружающую среду должен рассматриваться как полисистемное явление. Он «пронизывает» сферы экологического права, обеспечения экологической безопасности и гуманитарное право. Этот принцип может и будет ключевым элементом в системе экологической безопасности, как неотделимая часть основных прав и свобод человека, включённых в будущую Декларацию прав человека» (Э. Б. Вейс, 1992).
Ещё в 1985 году в деле Яномами против Бразилии по ходатайству, внесённому от имени индейцев яномами, Комиссия установила связь между качеством окружающей среды и правом на жизнь.
Вместе с тем, рассмотрев материалы судебной практики по защите экологических прав человека Дина Шелтон делает вывод, что гораздо чаще иски основаны на фактах нарушения прав на жизнь, собственность, здоровье, информацию, семью и частную жизнь, чем на праве на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду. В заключение работы автор спрашивает: «Так усиливает ли явное и признаваемое право на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду имеющиеся [аргументы] защиты и развивает ли международные ценности, выраженные экологическим правом и правами человека»?
Стоит особо отметить качественное изменение оценки права на благоприятную окружающую среду от того, которое «не может интерпретироваться как «общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями» (Вейс, 1992), до наименования его, как «явное и признаваемое право» (Шелтон, 2002). С 1992 года к 2005 году появилось достаточно оснований (в том числе воплощений в российском законодательстве), чтобы охарактеризовать право на благоприятную окружающую среду как общепризнанный принцип и норму международного права. На вопрос Шелтон мы стремимся дать утвердительный ответ.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии. 7
В соответствии с комментарием под редакцией О.Е.Кутафина, защита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае материального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружающей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.
Вместе с тем, комментарии под редакцией Л.А.Окунькова поясняется: «Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды».
Таким образом, деяние может характеризоваться как «экологически вредное для окружающей среды». Прямой ущерб здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.
Состав экологического правонарушения, нарушающего или ограничивающего право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием ин-
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
(в ред. Федерального закона от 18.03.1999 N 50-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N162-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
По этой статье может осуществляться защита рассматриваемого права в России. Дополнительный аргумент в пользу признания состава правонарушения против благоприятной окружающей среды формальным является по сути угроза (опасность) негативного изменения ресурсоёмкости, экологической устойчивости, об ухудшении эстетических качеств и ландшафтного разнообразия (сокрытие информации об этом).
Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы на нарушение прав на благоприятную окружающую среду, руководствуясь, за отсутствием более подходящей по смыслу нормы, положениями статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции».
Какие требуются медицинские данные для того, чтобы установить вмешательство в семейную жизнь и неуважение к жилищу, вызванные загрязнением? Принимая во внимание трудности, которые могут возникнуть в подтверждении причинной связи между загрязнением окружающей среды и принесением вреда здоровью, важно, что в деле Лопез Остра Суд указал, что данных об истинном ухудшении здоровья не требуется согласно статье 8. Фактически он пришел к выводу о том, что: естественно, что обширные загрязнения окружающей среды могут влиять на самочувствие человека и мешать ему пользоваться своим домом, поскольку влияют неблагоприятным образом на его личное здоровье и здоровье его семьи, однако без серьезной угрозы здоровью. 13
Таково понимание благоприятной окружающей среды в эколого-правовом смысле согласно российскому законодательству.
Настало время сделать попытку определить содержание конституционной нормы о праве на благоприятную окружающую среду.
Чтобы окружающая среда была благоприятной необходимо сохранить, восстановить её состояние (сохранить неизменной качественную совокупность показателей):
в третьих, состояние природно-антропогенных объектов (обладают свойствами природных объектов: 1) природный объект изменен; 2) объект создан человеком и имеет рекреационное и защитное значение).
Сокрытие информации об обстоятельствах, о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для окружающей среды, и, особенно, для обеспечения права на благоприятную окружающую среду (создающих опасность для качеств, обеспечивающих устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов) должно преследоваться по Закону.
Для определения субъекта и объекта конституционного права на благоприятную окружающую среду рассмотрим отличия деятельности по его обеспечению от охраны окружающей среды.
Очевидно, что охрана окружающей среды является природоохранной деятельностью в широком смысле. Подобно этому экологическое законодательство иногда именуют природоохранным, хотя в это понятие также включается и природоресурсное законодательство (отраслевое законодательство об охране компонентов природной среды). Собственно природоохранной деятельностью является деятельность по обеспечению и реализации права на благоприятную окружающую среду.
Исполнение обязанностей и обеспечение реализации права на благоприятную окружающую среду связаны с совокупностью задач, вопросов, проблем, функций, которые для этого предстоит решать (стремиться к решению), осуществить (стремиться к осуществлению). Поскольку в эту совокупность мы включаем элементы уже осознанные обществом, прошедшие рефлексию в праве, обязанность реализации которых возложена на определённых субъектов, назовём её «правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды», соблюдать которые надлежит, безусловно, категорично, они составляют ядро публичных экологических интересов и объект права на благоприятную окружающую среду.
Экологический императив философски рассматривается как граница допустимого поведения человека, которую он не имеет права переступать, действия, вне рамок которого влекут необратимые изменения окружающей среды и представляют угрозу жизни на Земле.
Также правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды (составной объект права на благоприятную окружающую среду) различаются по уровню, на котором осуществляются:
1) А и Б международного уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета с участием субъектов Российской Федерации);
2) А и Б федерального уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета);
3) субвенционные А и Б (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт субвенций из федерального бюджета);
4) А и Б уровня субъектов Федерации (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектовых бюджетов);
5) А и Б муниципального уровня;
6) совместные А и Б (мероприятия по реализации которых осуществляются за счёт средств нескольких бюджетов).
7) А и Б локального уровня (осуществляются в масштабах ведения предприятий, организаций, местных общественных объединений, территориальных органов местного самоуправления и групп гражданами за счёт их собственных или привлечённых средств);
В целях обеспечения строгости и динамичного определения А и Б мы вынуждены рекомендовать ограничить поиск основными нормативными правовыми источниками и в пределах отдельно взятого подэлемента природной среды, например компонента природной среды «животный мир» или в пределах категории природных комплексов (подэлемента природных объектов) «естественные экологические системы».
Систематика (классификация) правовых требований экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды по крупным сферам правового регулирования:
I. Компоненты природной среды
III. Природно-антропогенные объекты
Систематика правовых требований экологического императива не относящихся к обеспечению благоприятной окружающей среды включает
IV. Антропогенные объекты
2. African Charter for Human and Peoples’ Rights, 27 June 1981, 211.L.M. 59 (1982).
3. Protocol to the 1969 American Convention on Human Rights on Economic, Social, and Cultural Rights, Nov. 1988 25 I.L.M. 161 (1989).
5. Pan American Union, Final Act of the Ninth Conference of American States, Res. XXX, at 38 (1948), reprinted in OAS, Basic Documents Pertaining to Human Rights in the Inter-american System (1996); Case 7615 (Brazil), INTER-AM.CH.R., 1984-1985 Annual Report 24, OEA/Ser.L/V/IL66, doc. 10, rev. 1 (1985); Shelton Dinah. Human Rights and the Environment: Jurisprudence of Human Rights Bodies/ Joint UNEP-OHCHR Expert Seminar on Human Rights and the Environment, 14-16 January 2002 Background Paper No. 2. University of Notre Dame. Geneva [taken 25.03.05] http://www.cedha.org.ar/docs/doc63.htm
6. Shelton Dinah. Op. cit.
7. Экология. Юридический энциклопедический словарь. Под ред. С.А.Боголюбова М.: НОРМА, 2001, 448 с., С. 298.
9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под. ред. Л. А. Окунькова. [взято 25.03.05] http://constitution.garant.ru/DOC_3301000.htm; Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива учёных-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О. Е. Кутафина. Официальный текст на 01.08.03. [взято 25.03.05] http://constitution.garant.ru/DOC_3866952.htm.
11. See: Protocol No. 11 to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, E.T.S. 155, entered into force 1 November 1998. [taken 03.04.05] http://wwwl.umn.edu/humanrts/euro/z30protll.html.
13. LopezOstra v Spain, judgment of 9 Dec. 1994. P. 51.
17. Именно таким случаем является наличие нормативных регулятивов отношений, с которыми Закон связывает юридическую защиту, но которые в данный момент не имеют дееспособного
представителя и распорядителя (в значении защитника). Например, вступление в силу международно-правового акта, охраняющего определённые отношения в порядке, согласно которому эта задача предписывается некоему органу, опережает формирование и данного органа или фактическое осуществление им задачи по охране определённых отношений. Не без сожаления мы признаём, что в современной российской практике право на благоприятную окружающую среду, составляющие его элементы иногда подолгу остаются субъективным правом без субъекта. Законодательные акты подчас устанавливают столь сложные схемы и механизм своей реализации, что воплощение их в жизнь требует совершение гражданского подвига. Уровень экологизации сознания членов общества становится решающим фактором для восприятия закона или его игнорирования.
Последнее обновление: 11 октября 2018 г., 20:53
Экологическое право. Охрана окружающей среды
Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.
Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.
Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.
Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.
Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.
Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).
Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.
Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:
Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.
Земельный кодекс РФ
Закон РФ о недрах
Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.
Лесной кодекс РФ
Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.
Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).
Водный кодекс РФ
Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.
Федеральный Закон о животном мире
Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.
Закон РФ об охране атмосферного воздуха
Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.
Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.
Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.
Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.
Ответственность за экологические правонарушения
Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.
Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.
Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.
Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.
Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.
Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)