правом на благоприятную окружающую среду в российской федерации обладают

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

ГАРАНТ:

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Граждане имеют право:

создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Источник

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об охране окружающей среды

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 24.06.2008 № 93-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 226-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 409-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 24.11.2014 № 361-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 03.07.2016 № 254-ФЗ, от 03.07.2016 № 353-ФЗ, от 03.07.2016 № 358-ФЗ, от 29.07.2017 № 225-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 29.07.2018 № 252-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ, от 27.12.2019 № 453-ФЗ, от 13.07.2020 № 207-ФЗ, от 31.07.2020 № 298-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 09.03.2021 № 39-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 342-ФЗ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

Источник

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ пункт 3 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанные должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Источник

Прокурор разъясняет

В соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу абзаца 4 статьи 10 названного Федерального закона граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 15-ФЗ).

Частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу приведенных правовых норм, граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

При этом в статье 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Данные выводы нашли свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018. На основании проведенного анализа правоприменительной практики Верховный Суд указал, что граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Информация подготовлена отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Прокуратура
Томской области

Прокуратура Томской области

4 февраля 2019, 18:14

Нарушение права гражданина, проживающего в жилом помещении, на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями, может являться основанием для удовлетворения судом иска о компенсации м

В соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу абзаца 4 статьи 10 названного Федерального закона граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 15-ФЗ).

Частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу приведенных правовых норм, граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

При этом в статье 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Данные выводы нашли свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018. На основании проведенного анализа правоприменительной практики Верховный Суд указал, что граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Информация подготовлена отделом по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Источник

Право на благоприятную окружающую среду

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Е.А.Высторобец к.ю.н., член экспертного совета Российского экологического союза, координатор Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды

(построение методологии определения объекта) 1

В содержательном смысле это право согласно Э. Б. Вейс включает 1) обязанность государства обеспечить всеобщую доступность эколо­гической информации, и 2) гарантировать реализацию всеобщего права на участие, в том числе непосредственное, в процессе принятия экологически значимых решений.

«Находящийся на стадии становления принцип права [каждого человека] на благоприятную окружающую среду должен рассматри­ваться как полисистемное явление. Он «пронизывает» сферы экологического права, обеспечения экологической безопасности и гуманитарное право. Этот принцип может и будет ключевым элементом в систе­ме экологической безопасности, как неотделимая часть основных прав и свобод человека, включённых в будущую Декларацию прав человека» (Э. Б. Вейс, 1992).

Ещё в 1985 году в деле Яномами против Бразилии по ходатайству, внесённому от имени индейцев яномами, Комиссия установила связь между качеством окружающей среды и правом на жизнь.

Вместе с тем, рассмотрев материалы судебной практики по защите экологических прав человека Дина Шелтон делает вывод, что гораз­до чаще иски основаны на фактах нарушения прав на жизнь, собствен­ность, здоровье, информацию, семью и частную жизнь, чем на праве на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружаю­щую среду. В заключение работы автор спрашивает: «Так усиливает ли явное и признаваемое право на безопасную и приемлемую с экологической точки зрения окружающую среду имеющиеся [аргументы] защиты и развивает ли международные ценности, выраженные экологическим правом и правами человека»?

Стоит особо отметить качественное изменение оценки права на благоприятную окружающую среду от того, которое «не может интерпретироваться как «общий принцип права, признаваемый цивилизованными нациями» (Вейс, 1992), до наименования его, как «явное и признаваемое право» (Шелтон, 2002). С 1992 года к 2005 году появи­лось достаточно оснований (в том числе воплощений в российском за­конодательстве), чтобы охарактеризовать право на благоприятную окружающую среду как общепризнанный принцип и норму междуна­родного права. На вопрос Шелтон мы стремимся дать утвердительный ответ.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Кон­ституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возмож­ность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специ­ально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружаю­щей среды в надлежащем состоянии. 7

В соответствии с комментарием под редакцией О.Е.Кутафина, за­щита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае мате­риального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружаю­щей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.

Вместе с тем, комментарии под редакцией Л.А.Окунькова поясняется: «Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологичес­ки вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды».

Таким образом, деяние может характеризоваться как «экологически вредное для окружающей среды». Прямой ущерб здоровью или имуществу граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.

Состав экологического правонарушения, нарушающего или ограничивающего право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием ин-

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опас­ность для жизни или здоровья людей

(в ред. Федерального закона от 18.03.1999 N 50-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ред. Федерального закона от 08.12.2003 N162-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

По этой статье может осуществляться защита рассматриваемого права в России. Дополнительный аргумент в пользу признания состава правонарушения против благоприятной окружающей среды формальным является по сути угроза (опасность) негативного изменения ресурсоёмкости, экологической устойчивости, об ухудшении эстетических качеств и ландшафтного разнообразия (сокрытие информации об этом).

Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы на наруше­ние прав на благоприятную окружающую среду, руководствуясь, за отсутствием более подходящей по смыслу нормы, положениями статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции».

Какие требуются медицинские данные для того, чтобы установить вмешательство в семейную жизнь и неуважение к жилищу, вызванные загрязнением? Принимая во внимание трудности, которые могут возникнуть в подтверждении причинной связи между загряз­нением окружающей среды и принесением вреда здоровью, важно, что в деле Лопез Остра Суд указал, что данных об истинном ухудше­нии здоровья не требуется согласно статье 8. Фактически он пришел к выводу о том, что: естественно, что обширные загрязнения окружающей среды могут влиять на самочувствие человека и мешать ему пользоваться своим домом, поскольку влияют неблагоприятным образом на его личное здоровье и здоровье его семьи, однако без серьезной угрозы здоровью. 13

Таково понимание благоприятной окружающей среды в эколого-правовом смысле согласно российскому законодательству.

Настало время сделать попытку определить содержание конститу­ционной нормы о праве на благоприятную окружающую среду.

Чтобы окружающая среда была благоприятной необходимо сохранить, восстановить её состояние (сохранить неизменной качественную совокупность показателей):

в третьих, состояние природно-антропогенных объектов (обладают свойствами природных объектов: 1) природный объект изменен; 2) объект создан человеком и имеет рекреационное и защитное значение).

Сокрытие информации об обстоятельствах, о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для окружающей среды, и, особенно, для обеспечения права на благоприятную окружающую среду (создающих опасность для качеств, обеспечивающих устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов) должно преследоваться по Закону.

Для определения субъекта и объекта конституционного права на благоприятную окружающую среду рассмотрим отличия деятельности по его обеспечению от охраны окружающей среды.

Очевидно, что охрана окружающей среды является природоохранной деятельностью в широком смысле. Подобно этому экологическое законодательство иногда именуют природоохранным, хотя в это понятие также включается и природоресурсное законодательство (отрасле­вое законодательство об охране компонентов природной среды). Собственно природоохранной деятельностью является деятельность по обеспечению и реализации права на благоприятную окружающую среду.

Исполнение обязанностей и обеспечение реализации права на благоприятную окружающую среду связаны с совокупностью задач, вопросов, проблем, функций, которые для этого предстоит решать (стремиться к решению), осуществить (стремиться к осуществлению). Поскольку в эту совокупность мы включаем элементы уже осознанные обществом, прошедшие рефлексию в праве, обязанность реализации которых возложена на определённых субъектов, назовём её «правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды», соблюдать которые надлежит, безусловно, категорично, они составляют ядро публичных экологических интересов и объект права на благоприятную окружающую среду.

Экологический императив философски рассматривается как граница допустимого поведения человека, которую он не имеет права переступать, действия, вне рамок которого влекут необратимые изменения окружающей среды и представляют угрозу жизни на Земле.

Также правовые требования экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды (составной объект права на благоприятную окружающую среду) различаются по уровню, на котором осуществляются:

1) А и Б международного уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета с участием субъектов Российской Федерации);

2) А и Б федерального уровня (осуществляются федеральными органами исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета);

3) субвенционные А и Б (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт субвенций из федерального бюджета);

4) А и Б уровня субъектов Федерации (осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектовых бюджетов);

5) А и Б муниципального уровня;

6) совместные А и Б (мероприятия по реализации которых осуществляются за счёт средств нескольких бюджетов).

7) А и Б локального уровня (осуществляются в масштабах ведения предприятий, организаций, местных общественных объединений, территориальных органов местного самоуправления и групп гражданами за счёт их собственных или привлечённых средств);

В целях обеспечения строгости и динамичного определения А и Б мы вынуждены рекомендовать ограничить поиск основными нор­мативными правовыми источниками и в пределах отдельно взятого подэлемента природной среды, например компонента природной среды «животный мир» или в пределах категории природных комплексов (подэлемента природных объектов) «естественные экологические системы».

Систематика (классификация) правовых требований экологического императива по обеспечению благоприятной окружающей среды по крупным сферам правового регулирования:

I. Компоненты природной среды

III. Природно-антропогенные объекты

Систематика правовых требований экологического императива не относящихся к обеспечению благоприятной окружающей среды включает

IV. Антропогенные объекты

2. African Charter for Human and Peoples’ Rights, 27 June 1981, 211.L.M. 59 (1982).

3. Protocol to the 1969 American Convention on Human Rights on Economic, Social, and Cultural Rights, Nov. 1988 25 I.L.M. 161 (1989).

5. Pan American Union, Final Act of the Ninth Conference of American States, Res. XXX, at 38 (1948), reprinted in OAS, Basic Documents Pertaining to Human Rights in the Inter-american System (1996); Case 7615 (Brazil), INTER-AM.CH.R., 1984-1985 Annual Report 24, OEA/Ser.L/V/IL66, doc. 10, rev. 1 (1985); Shelton Dinah. Human Rights and the Environment: Jurisprudence of Human Rights Bodies/ Joint UNEP-OHCHR Expert Seminar on Human Rights and the Environment, 14-16 January 2002 Background Paper No. 2. University of Notre Dame. Geneva [taken 25.03.05] http://www.cedha.org.ar/docs/doc63.htm

6. Shelton Dinah. Op. cit.

7. Экология. Юридический энциклопедический словарь. Под ред. С.А.Боголюбова М.: НОРМА, 2001, 448 с., С. 298.

9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под. ред. Л. А. Окунькова. [взято 25.03.05] http://constitution.garant.ru/DOC_3301000.htm; Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива учёных-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О. Е. Кутафина. Официальный текст на 01.08.03. [взято 25.03.05] http://constitution.garant.ru/DOC_3866952.htm.

11. See: Protocol No. 11 to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, E.T.S. 155, entered into force 1 November 1998. [taken 03.04.05] http://wwwl.umn.edu/humanrts/euro/z30protll.html.

13. LopezOstra v Spain, judgment of 9 Dec. 1994. P. 51.

17. Именно таким случаем является наличие нормативных регулятивов отношений, с которыми Закон связывает юридическую защиту, но которые в данный момент не имеют дееспособного
представителя и распорядителя (в значении защитника). Например, вступление в силу международно-правового акта, охраняющего определённые отношения в порядке, согласно которому эта задача предписывается некоему органу, опережает формирование и данного органа или фактическое осуществление им задачи по охране определённых отношений. Не без сожаления мы признаём, что в современной российской практике право на благоприятную окружающую среду, составляющие его элементы иногда подолгу остаются субъективным правом без субъекта. Законодательные акты подчас устанавливают столь сложные схемы и механизм своей реализации, что воплощение их в жизнь требует совершение гражданского подвига. Уровень экологизации сознания членов общества становится решающим фактором для восприятия закона или его игнорирования.

Последнее обновление: 11 октября 2018 г., 20:53

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *