Прочитайте текст и объясните что такое культура чтения

Культура чтения

Смотреть что такое «Культура чтения» в других словарях:

Культура чтения — владение приемами наиболее рационального и продуманного использования изданий, предполагающее хорошее знание компонентов издания, умение не просто воспринимать напечатанное, но и осмысливать его, выделять главное, сопоставлять с тем, что… … Издательский словарь-справочник

Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно библиографическим… … Педагогический словарь

Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия

Культура (радиостанция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). «Радио Культура» ФГУП ГРК «Радиостанция «Культура» … Википедия

Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

Культура накольчатой жемчужной керамики — Вход в Ахштырскую пещеру Культура накольчатой жемчужной керамики археологическая культура эпохи позднего энеолита Западного Кавказа (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево Черкессия, Ставропольский край) 4500/4400 3000 гг. до … Википедия

Культура Израиля — Израильская культура совокупность творческих достижений населения Израиля. Израильская культура имеет древнюю историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в Израиле. Одной из исторических особенностей… … Википедия

Культура КНДР — В Пхеньянском институте вышивки … Википедия

Культура Омского района Омской области — Основная статья: Омский район Омской области Культура в Омском муниципальном районе Омской области. В тяжелых условиях общенационального кризиса 90 х годов XX века в Омском районе была в полном объёме сохранена система учреждений культуры,… … Википедия

Культура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание Рима Царский период Республиканский период Ранняя Республика Пунические войны и экспансия на Востоке Братья Гракхи Союзническая война Марий и Сулла Заговор Катилины Пе … Википедия

Источник

47. 1) Прочитайте текст и объясните, что такое культура чтения.

Читательская культура предполагает определённый объ-ём показателей: что человек читает (характер и содержание текстов), сколько он читает (количество освоенных текстов), как он читает (скорость чтения, полнота восприятия, каче-ство понимания, эффективность запоминания, способность оценивать прочитанное и т.д.).Чтение помогает человеку совершенствовать свои способ-ности и дарования во всех сферах трудовой, общественной и духовной деятельности. Читая, человек накапливает знания, которые затем применяет на практике. Зачастую убеждается в недостаточности того, что получил, и снова открывает книги.Усвоение произведения есть, несомненно, умственная ра-бота. Эта работа, в известных границах, является повторени-ем творчества автора.Человек, владеющий культурой чтения, отличается вы-сокой требовательностью к подбору книг и обладает способ-ностью глубокого проникновения в текст. Такой человек испыты-вает потребность в чтении и чита-ет систематически.Итак, культура чтения вклю-чает три компонента: культуру выбора книги, культуру её восприятия при чтении, культуру усвоения и интерпретации полученных впечатлений и зна-ний.

2) Перечитайте третий абзац текста. Согласны ли вы с утвержде-ниями автора? Приведите аргументы, которые подтверждают или опровергают выдвинутые тезисы.

3) Объясните, как вы понимаете выделенное словосочетание. Оцените свою способность глубокого проникновения в текст.4) Составьте и запишите три вопроса по содержанию текста. Вы-слушайте ответы одноклассников на составленные вами вопросы и при необходимости внесите коррективы в их ответы.

5) Письменно ответьте на вопрос, можно ли вас назвать культур-ным читателем. Приведите аргументы.Произведения художественной литературы мы читаем внимательно. Мы придаём значение художественным дета-лям, чтобы понять замысел писателя, восхищаемся мастер-ством художника слова, любуясь выразительными образами, которые он создаёт языковыми средствами.Но иногда нам нужно только ознакомиться с обширной научной, научно-популярной, публицистической литерату-рой, чтобы выбрать важную информацию, которую в даль-нейшем мы будем изучать. Вэтом случае мы будем использо-вать сначала просмотровое, затем ознакомительное и, нако-нец, изучающее чтение.Важно уметь определять цель чтения (коммуникативную задачу) и в соответствии с этой целью использовать наиболее эффективный вид чтения.

Источник

Прочитайте текст и объясните что такое культура чтения

2019 год объявлен Годом театра. А как известно, театр выступает средством популяризации книги и чтения. Данная поддержка является очень важной и актуальной для развития культуры чтения в наше время. Поскольку, сегодня мы находимся на вершине развития цифровых технологий, это не может не сказываться на традиционном чтении и мышлении в целом.

Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается на протяжении нескольких лет. У не читающих родителей подрастают не читающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и Интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, которые присущи книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме. В итоге, мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают неохотно. Это ведет к снижению желания читать.

Мне захотелось узнать, какие меры принимаются для развития и поддержки культуры чтения в России, а также провести исследование и определить продолжают ли дети, живущие в эпоху цифровых технологий, испытывать интерес к чтению литературных произведений и как чтение способствует развитию личности.

Основная цель моей исследовательской работы – определить насколько сейчас популярно чтение и что нужно делать, чтобы решить проблему снижения читательского интереса.

Главными задачами моей работы являются: выяснить любят ли дети читать, какая литература их привлекает больше всего, кто определяет выбор литературных предпочтений, и насколько чтение влияет на их развитие.

Обсуждая тему моей исследовательской работы с учащимися нашей гимназии, мне бы хотелось привлечь внимание детей к чтению и поспособствовать повышению статуса чтения и читательской активности школьников.

Культура чтения – это комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати. [4, с. 70]

Как чтение влияет на наше развитие.

Читательская деятельность способствует активности головного мозга. При чтении необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности произведения. Это тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую обстановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения. Чтение книг развивает и аналитическое мышление. Благодаря чтению книг, наш ум становится сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом. Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир становится глубже и шире.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение дает нам неограниченные возможности в развитии нашего воображения, мышления, памяти, кругозора, головного мозга и как следствие чтение развивает нашу личность.

Почему снижается интерес к чтению?

Попробуем разобрать несколько основных факторов:

2. Телевидение и Интернет. При просмотре мультфильмов по телевизору или при игре на компьютере, у детей нет необходимости включать воображение, так как уже есть готовые образы героев, нарисована окружающая обстановка. У таких детей, недостаточно развито образное мышление. Поэтому, при чтении книги дети не хотят включать воображение и интерес к чтению пропадает.

3. Загруженность. Хотелось бы отметить и занятость детей в современном мире. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменились закономерности его развития, а потому, что изменилась жизнь, общество стало более требовательным, возросла конкуренция. При таких условиях необходимо всестороннее развитие ребенка, которое подразумевает ежедневное посещение спортивных секций, музыкальных, художественных школ и других развивающих учреждений. При такой загруженности детей, свободного времени практически не остается, в том числе и на свободное чтение.

Проблемы, связанные с чтением детей могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин, при привлечении соответствующих ресурсов, объединении усилий государства, общества и частного сектора. Этого потенциала будет достаточно для поддержки и развития культуры чтения.

Развитие и поддержка культуры чтения в России

Проблема снижения уровня читательской деятельности существует, но существуют и пути ее решения.

Рассмотрим решение проблемы в масштабах государства, общества, образовательных учреждений и в семье.

В настоящее время наше государство оказывает огромную поддержку и способствует развитию читательской культуры, создавая различные программы федерального масштаба.

Для привлечения всеобщего внимания к чтению в России 2015 год был объявлен Годом литературы. В этот год произошло немало ярких событий в литературной сфере: был образован Комитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения; приняты федеральные документы и целевые программы для развития культуры чтения; были установлены памятники писателям; проведены массовые мероприятия, связанные с популяризацией культуры чтения. Самым запоминающимся событием стал книжный фестиваль «Книги России» на Красной площади. В рамках фестиваля было проведено 400 различных мероприятий, которые посетили 200 тысяч человек, было продано более 500 тысяч книг. Но главное, фестиваль «Книги России» выполнил одну из важнейших задач Года литературы — привлечение внимания и массового интереса к чтению.

Год литературы прошел, но работа по развитию чтения продолжается по сей день. Государство, все также работает над привлечением читательского интереса и воспитанием нового читающего поколения. Для этого были приняты следующие федеральные документы:

Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» //Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 23 ст. 3309. [1]

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» от 01.02.2017г. №20 СФ//Собрание законодательства РФ от 06.02.2017г. №6 ст.883. «Согласно данному документу Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры». [2]

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2017г. №1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». «Согласно данной программе, чтение имеет первостепенное значение:

для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;

для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;

для формирования общекультурного потенциала страны;

для повышения качества жизни».

Общество, также активно обсуждает проблему чтения и участвует в ее решении. Общественными деятелями проводятся различные семинары и лекции о развитии культуры чтения, литературные вечера и немало диссертаций написано на эту тему. Общество осознает культурную значимость чтения и способствует продвижению чтения в массы.

Непосредственную роль в развитии культуры чтения занимают образовательные учреждения. Например, в нашей гимназии № 41 г.Кемерово, помимо основных школьных программ обучения, проводится масса программ, связанных с читательской деятельностью.

В нашем 3 «В» классе мы ведем «Читательский дневник» по внеурочному чтению, в который записываем краткое содержание книг, прочитанных за неделю, вне школьной программы. Кроме описания книги, в дневнике мы указываем автора, главных героев, количество часов чтения за неделю и рисуем героев или эпизод из книги. Ведение читательского дневника, стимулирует нас к системному чтению и как следствие к расширению читательского кругозора.

Кроме того, к нам в гимназию приходят сотрудники из Детских городских библиотек и проводят с нами беседы, рассказывая о разных литературных направлениях, об интересных книгах и о пользе чтения. И мы классом ходим в Детскую центральную библиотеку, где для нас проводят литературные мероприятия.

Библиотека нашей гимназии № 41 г.Кемерово, оснащена литературой на любой читательский вкус от классических книг до современных литературных изданий и каждый год книжный фонд библиотеки пополняется.

Дополнительным источником увеличения библиотечного фонда служит акция «Подари книгу школе». Наш 3«В» класс сделал школе новогодний подарок в виде книг, за что был награжден грамотой.

Важную роль в привитии любви к чтению играет семья. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение книг вслух. Чтение вслух – это полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко, потому что интуитивно маленьким детям хочется прочитать также хорошо, как и их родители. Совместное чтение сближает детей и родителей и спустя годы это станет хорошей семейной традицией.

Говоря о семейном чтении, хочу отметить интересный факт: «Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье» [5, с.34]. Таким образом, происходит взаимное привлечение детей и родителей к чтению.

Когда я и мой младший брат не умели читать, родители читали нам книжки, а теперь мы с братом читаем книжки родителям. У нас большая домашняя библиотека, родители всегда советуют нам прочитать книги, которые они читали в своем детстве. Потом мы с удовольствием обсуждаем, сравнивая, какое впечатление книга произвела на родителей и на нас. Родители учат меня и моего брата любить и беречь книги, осмысливать прочитанное и всегда дочитывать книгу до конца.

Считаю, что каждый родитель для правильного развития своего ребенка, должен с самого детства прививать ему любовь к книге и чтению.

Таким образом, для возрождения культуры чтения, необходимо совместное взаимодействие всех институтов, начиная от семейного воспитания до государственного участия.

Для того, чтобы определить как дети относятся к чтению, я решила исследовать ситуацию в нашей гимназии и выяснить, любят ли школьники читать и каковы их читательские интересы. Для этого, я составила анкету из 10 вопросов. Мной было опрошено 207 школьников, учащихся 3-4 классов. Вот какими получились результаты моего анкетирования.

1.Самым приятным моментом моей исследовательской работы, стало то, что 95% из опрошенных детей сказали, что они любят читать. Более того, несколько детей написали в анкете, что они ОЧЕНЬ любят читать. Такие высокие проценты, показывают позитивное отношение школьников к чтению и это не может не радовать.

2. Какую литературу школьники любят читать.

3. На вопрос «известные писатели» все школьники называли писателей-классиков: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Есенин С.А., Козлов С.Г., Бунин И.А., Тургенев И.С. и др.

Интересный факт, что дети, которые положительно ответили на вопрос «любят ли они читать», с легкостью назвали более 5 известных писателей. В то время как ученики не любящие читать написали менее пяти авторов.

4. Любимыми литературными героями школьников стали:

Алиса в стране чудес,

Робинзон Крузо и др.

7. Более 60% детей берут книги для чтения в библиотеке.

Согласно статистике библиотеки гимназии №41 г.Кемерово:

Это свидетельствует о росте интереса детей к чтению и о возможности библиотек удовлетворять читательские интересы учащихся.

8. На вопрос «всегда ли ты дочитываешь книгу до конца», дети отвечали следующим образом: 75% ответили «да» и 25% ответили «иногда не дочитываю».

9. Следующим в анкете был вопрос о том, хотели бы школьники в свой день рождения получить в подарок книгу. Большая часть детей 71% ответили положительно, остальные 29% ответили отрицательно.

10. Последним в анкете был вопрос: Согласен ли ты с утверждением, что когда человек читает, он развивается? С этим утверждением согласились 100% опрошенных мною детей.

Привлечение внимания школьников к чтению

Для привлечения внимания школьников к чтению, я выступила с докладом «Развитие и поддержка культуры чтения» в 3-4 классах нашей гимназии.

Кроме того, для увеличения читательской активности школьников мной был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов и составлен перечень 5-ти популярных книг, которые они посоветовали бы друг другу почитать.

В этот список вошли книги:

«Приключения Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролл

«Гарри Поттер» Д. Роулинг

«Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсон

«Мэри Поппинс» П. Трэверс

«Робинзон Крузо» Д. Дэфо

Список «5 популярных книг» был развешан в классах и желающие могли его дополнять. Также, я предложила одноклассникам делиться впечатлениями о прочитанном и обмениваться книгами друг с другом. Это дало положительные результаты в развитии интереса у детей к чтению. Дети с удовольствием приносили книги, которые они прочитали, а потом с большим интересом обсуждали наиболее понравившиеся сюжеты.

Интерес к чтению возник, потому, что все дети хотели участвовать в обсуждении книг, которые, по мнению большинства, входили в перечень самых популярных.

По результатам исследования можно сделать положительные выводы о том, что культура чтения продолжает существовать и способствовать всестороннему развитию личности школьников.

Дети, все так же любят читать, знают писателей классиков, у них есть свои любимые герои и предпочтения в литературных жанрах. Учащиеся нашей гимназии уверенны, что чтение книг положительно сказывается на их успеваемости и мировоззрении в целом. Школьники с удовольствием читают, обмениваются впечатлениями о прочитанных произведениях, посещают библиотеки и для большинства из них книга остается желанным подарком.

Конечно, есть несколько факторов, негативно влияющих на интерес детей к чтению, таких как телевидение, Интернет, компьютерные игры, а также общая загруженность детей. Однако, данные факторы это определенный этап развития современного мира и от них никуда не деться, но даже они не смогут поглотить читательский интерес детей. Дети всегда любили и будут любить читать.

Чтение не умирает, оно видоизменяется, также как и все вокруг нас. Если раньше многие издания были не доступны или за ними нужно было идти в библиотеку, то на сегодняшний день мы можем найти практически любое литературное произведение в интернете, не выходя из дома. Можно сказать, что интернет дает нам неограниченные возможности в удовлетворении наших читательских интересов. Хотя, согласно моему исследованию, большинство детей 3-4 классов по-прежнему предпочитают читать не электронные, а печатные издания.

Кроме того, решением проблемы снижения читательского интереса активно занимаются как государство в целом, так и непосредственно контактирующее с детьми окружение: общество, педагоги, родители.

Таким образом, создаются все условия для того, чтобы мы любили читать и чтобы чтение книг было неотъемлемой частью нашей жизни.

Моя работа началась со слов, что 2019 год объявлен Годом театра, этой темой хочу и закончить работу: почаще ходите в театр и побольше читайте книг, ведь искусство способствует развитию нашей личности.

1. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» //Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 23 ст. 3309.

2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» от 01.02.2017г. №20 СФ//Собрание законодательства РФ от 06.02.2017г. №6 ст.883.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» от 03.06.2017г. №1155-р.

Источник

Формирование читательской культуры у школьников

Данный материал можно использовать на семинарах учителей русского языка и литературы, а также учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской культуры у школьников»

Формирование читательской культуры у школьников

В духовном развитии человека огромную роль играет книга. В детстве, когда происходит активное становление личности, книга приобретает еще большое значение в формировании личности. Часто, книга, которую ребенок прочитал в детстве, отражается на его дальнейшем развитии и оставляет неизгладимые впечатления в душе. Поэтому считается, что книга является действенным инструментом воспитания и формирования личности.

Стандарты ФГОС предполагают развитие личности, которое должно соответствовать требованиям современного общества. Под этим подразумевается способность к осуществлению коммуникативного процесса, способность свободно ориентироваться в большом потоке информации, а также способность быстро решать учебные задачи. Все вышеперечисленное возможно в случае, если у ребенка развит читательский интерес и сформирована читательская культура.

Составные понятия читательской культуры

Читательский интерес – это проявление заинтересованности к изучению учебного материала через чтение книг. Читательский интерес проявляется в сопоставлении читателя и его жизненного опыта с описанными в книгах событиями. В момент чтения книги человек проявляет активную умственную и эмоциональную деятельность. Книга не только выступает инструментом обучения, но и способом передачи читателю жизненного опыта. (Горшкова М.Л.).

Культура чтения – это процесс восприятия и усвоения текста, а также интерпретация прочитанного, причем уровень восприятия информации зависит от читательского опыта ученика и его интеллектуального развития. Уровень чтения характеризуется уровнем творческого развития, способностью воспроизводить образы по прочитанному тексту, а также умением выстраивать диалог с автором.

Развитие читательской культуры является основным способом достижения главной цели образования – формирование ключевых общечеловеческих ценностей.

Читательская культура является большее широким и объемным понятием, чем культура чтения.

Читательская культура – это процесс формирование интеллектуального читателя, который понимает сюжетную линию и образы в литературном произведении.

Читательская компетентность — это личностное качество человека, сформированное из умственных способностей личности.

Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. Т.И. Полякова выделяет следующие критерии развития читательской культуры детей младшего школьного возраста:

формирование уважительного отношения к книге;

умение правильно выбирать интересную книгу;

выработать способность эмоциональное реагировать на сюжет;

находить смысловую ценность в прочитанном произведении;

развить у учеников потребность в чтении;

Социолог С.Н. Плотников сформулировал ключевые отличия в умственном развитии читающего ребенка. Он считает, что те ученики, которые много времени проводят за чтением книг, способны глобально мыслить, охватывая целое произведение и вычленять из него взаимосвязанные события. А также они могут дать адекватную оценку происходящему и принять правильное решение. У читающих детей развитая память и творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в поведении.

Таким образом, чтение влияет на социальное развитие ученика. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разной сложности – все это является необходимым условиями для профессиональной и социокультурной реализации школьников в обществе. В таком случае чтение выступает высшей формой самопознания.

Технология продуктивного чтения

ФГОС поставил задачу перед школьным образованием: каждый школьник должен освоить технику обучающего чтения. Это позволит учащимся решать такие задачи, как беглое чтение текста и полное его понимание. Так же поиск информации по теме текста и его комментирование. Развить читательскую культуру будет сложно, если ученик не владеет пространственным мышлением и не умеет работать с текстом.

Профессор МГПУ разработала технологию осваивания продуктивного чтения. В ее понимании продуктивное чтение является важным инструментом в процессе формирования читательской культуры. Целью новой технологии является создание читательской компетенции ученика и формирование грамотности у детей школьного возраста, а также вырабатывание привычки читать. Чтобы достигнуть всего вышеизложенного, необходимо решить следующие задачи:

развитие техники чтения и моделирование приемов для анализа текста;

использование научной и художественной литературы в качестве инструмента по формулированию у ребенка нравственных и этических ценностей;

развитие эстетического вкуса;

освоение коммуникативной культурой, а также развитие устной и письменной речью;

формирование образного мышления;

развитие литературного вкуса;

изучение литературных понятий и терминов;

Технология продуктивного чтения заключается в работе с текстом и состоит их 3 этапов:

1 этапработа с текстом до начала чтения. Перед тем, как приступить непосредственно к началу чтения, преподаватель должен расположить учеников к работе, заинтересовать их. Первичная организация рабочего процесса представляет собой активацию смысловой, тематической и эмоциональной составляющей текста. Обратить внимание на ключевые слова, а также выделить главных героев произведения.

2 этапработа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение текста. С учетом личностных характеристик и индивидуальных особенностей, а также возраста учащихся, преподаватель выбирает тип чтение, которое будет использоваться в момент работы с текстом. Это могут быть и чтение-слушание (педагог зачитывает текст перед классом, ученики с в свою очередь воспринимают текст на слух), и комбинированное чтение (учитель вызывает учеников, и они попеременно читают разные отрывки текста).

На этом этапе проверяется уровень понимания текста. Обычно после ознакомления с текстом ученики делятся своими эмоциями и впечатлениями по поводу прочитанного, а также выдвигают свои предположения по дальнейшему развитию сюжета.

Б) Вторичное чтение текста. Следующий вид работы, который предполагает медленное и вдумчивое чтение. Ученикам задаются вопросы по содержанию, а также их просят высказать свое мнение по прочитанному. Далее учитель и ученики коллективно обсуждают главные сюжетные линии, а также выделяют ключевые моменты, на что стоит обратить внимание. Также педагог на свое усмотрение может вызвать одного или нескольких учеников выразительно прочитать один из отрывков текста.

3 этапработа с текстом после чтения. После завершения чтения и выделения ключевых моментов, можно начать проводить анализ произведения, давать оценку действиям главных героев, а также определять, что хотел донести до сознания детей автор и какая же мораль произведения.

Будет уместным отвести некоторое время на более тщательное рассмотрение личности автора. Конечно, такая робота предполагает обращение к другим информативным источникам знания. Кроме обсуждения биографии писателя, стоит обратить внимание учеников и на иллюстрации, которые сопровождают название произведения. Главной частью этого этапа является творческое задание, которое будет сформировано исходя из читательской деятельности учеников.

Также технология продуктивного чтения включает использование активного чтения. Не стоит путать активное чтение со скорочтением. Эта технология подразумевает использование ряда приемов, направленных на развитие образного мышления при чтении:

учитель должен так описать рутинную ситуацию, чтобы ученик заметил в ней что-то необычное;

увлечь учеников в процесс оценивания текста. Это предполагает не прочтение текста абзацем за абзац, а чтение всего текста целиком;

учитель должен задавать вопросы, что иметь возможность отследить степень усвоения материала;

предоставить возможность самостоятельной работы над текстом. Например предложить самим написать задание по тексту;

использование приема «Кубик Блума». Этот прием носит такое название, так как для его проведения необходим куб, на гранях которого написаны первое слова вопросов: «почему», «как», «придумай», «предложи» и т. д. Ученик нужно сформулировать вопрос по содержанию текста, используя то слово, которое показалось на грани кубика.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая используется для формирования у учащихся активной читательской позиции. Обеспечивает глубокое усвоение прочитанного текста, а также позволяет проявить творческие качества.

Организация работы по формированию читательской культуры у учащихся

Формирование читательской культуры является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также рассматривается как альтернативная деятельность по организации школьного досуга. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование интереса к чтению у детей, и, следовательно, на раскрытие учебного потенциала каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности личности. Развивая читательскую культуру школьников во время учебного процесса, педагог должен решить две главные задачи:

сформировать потребность в чтении;

развить читательскую компетентность;

Вышеуказанные задачи придают специфический характер функциям образовательного процесса, который должен считаться познавательной и развивающей средой. Выполнение следующих критериев, позволит успешно решить учебные задачи:

проявление заинтересованности в чтении детской литературы;

положительное отношение к чтению;

проявление творческой деятельности;

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

принцип учета возраста и индивидуальных особенностей ученика;

принцип определения «зоны ближайшего развития» и организация в пределах этой зоны совместной деятельности;

принцип поощрения любого вида деятельности, направленного на развитие читательской культуры;

принцип кооперации при управлении различными формами деятельности;

принцип выстраивания диалога с учениками;

Формирование интереса к чтению можно разделить на работу по следующим направлениям:

Такой вид работы необходимо рассматривать как дополнительный способ получения знаний. Внеурочное чтение также же расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Читаю литературу в свободное от учебы время, школьник демонстрирует свою самостоятельность и осознанность в выборе произведения. Внеклассная работа по литературному чтению оказывает сильное влияние на формирование читательской культуры школьника. Главной целью, которой должен руководствоваться учитель, является проявление заинтересованности в чтении дополнительной литературы, при этом решая следующие задачи:

улучшение качества чтения;

формирование умения правильно и четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

воспитание понятия нравственности через чтение художественной литературы;

формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев;

Составляя список внеклассной литературы, учитель должен учитывать возраст и уровень развития учеников, а также оптимально сочетать количество русских произведений и произведений зарубежных писателей. Еще стоит обратить внимание на жанровую и тематическую стилистики произведений. Объем такого списка должен соотноситься со свободным от учебы временем.

Далее рассмотрим направления внеклассной работы преподавателя.

Литературный кружок. Позволяет упорядочить и расширить имеющиеся знания. Посещая кружок, учащийся проявляет свои творческие способности, а также помещение кружка развивает мыслительную деятельность и заинтересованность в чтении отечественной и зарубежной литературы.

Литературная гостиная. Это форма проведения занятия, которая позволяет досконально изучить литературное произведение, а также детально его разобрать и раскрыть смыслы, задуманные автором. Литературная гостиная включает в себя использование музыки, пения, построения диалогов, а также использование видеофильмов, снятых по мотивам книги.

Литературная игра. Основой такой формы изучения литературы является игра. С помощью игры учащемся легче объяснить жанровые особенности литературного произведения, а также авторский замысел. Обычно после обсуждения ученики имеют свое мнение о прочитанном.

Читательский интерес проявляется благодаря использованию различных видов литературной игры. Такими видами могут быть кроссворды, ребусы, шарады, и книжные инсценировки, а также интеллектуальные игры и конкурсы, основанные на теме произведения; игры, направленные на расширение читательского кругозора и углубление знаний в литературной сфере. Кроме вышеперечисленного, игры способствуют первичному восприятию и анализу текста произведения.

Целью литературной игры является модификация уже существующего текста, либо создание нового литературного продукта, отличающегося от исходного материала.

Вид литературной деятельности напрямую зависит от индивидуальных особенностей и личностных качеств учеников. Поэтому литературные игры могут быть как познавательными и деятельными, так и поисковые, и творческие. Очень ценится, если инициаторами проведения литературной игры выступают ученики. Но чаще игры предлагаются преподавателями.

Литературный праздник. Это форма проведения внеклассного занятия, которая прививает любовь к чтению и развивает заинтересованность в чтении различной литературы. Например, произведений народного творчества или новых произведений. Литературные праздники проводятся, чтобы закрепить полученные знания и повторно обсудить сюжет литературного произведения. На таких занятиях ученики реконструируют сюжет произведения, читая его по ролям или сопровождая содержание книги танцами и пением. Дополнительно устраивается просмотр фильма, снятого по книге, или просмотр отдельных фрагментов фильма.

Литературный альманах. Внеклассное мероприятие, направленное на обсуждение авторов или книг различных произведений, объединенных тематикой и жанровой принадлежностью. Так как альманах тематическое мероприятие, то темы могут использоваться следующие: исторические, военные, фантастические и т.д. Проведение альманаха является лучшим методом привлечения внимания учеников к изучению и чтению литературы.

Выставочный зал. Это своего рода акция, направленная на продвижение и рекламу нового литературного ряда. Выставка книг организуется с учетом возраста учащихся и темами, волнующими молодежь.

Литературная ярмарка. Нетрадиционная форма организации литературного праздника, которая включает в себя разноплановые литературные мероприятия. Во время проведения литературной ярмарки ученики проходят различные конкурсы и викторины. В отличие от литературного альманаха, литературные ярмарки не придерживаются тематик. Это означает, что мероприятия на ярмарках разнообразны, но главным их условием является литературное наполнение каждого мероприятия. На ярмарке ученики могут как купить понравившуюся им книгу, так и получить её бесплатно.

Аукцион. Такое мероприятие проводится с целью формирования у школьников интереса к чтению литературы. Аукционы бывают разных видов: тематическими и универсальными. Но одно должно быть неизменно- главной темой аукциона должна быть литература. На аукционе могут быть представлены вещи и предметы, которые использовались в книгах, или вещи, сделанные учениками и их родителями. Кроме этого, существует и другая форма проведения аукциона. Класс предоставляет содержание книги таким образом, чтобы у людей возникло желание прочитать эту книгу.

Литературная агитбригада. Представляет собой группу из учеников и учителя, которые рекламируют книгу, вкратце рассказывая о её содержании и главных сюжетных линиях. Передвигаются от одной аудитории к другой.

Организация работы с родителями

Развитие любви к чтению зависит от влияния родителей. Роль семьи в положительном отношении к чтению значительна велика. Если один из родителей проводит свое свободное время с книгой в руках, то ребенок это запоминает и потом начинает копировать поведение родителя. Полученный в семье опыт и впечатления, оставляют след на долгую жизнь, особенно при формировании собственной семьи. Разнообразие домашней библиотеки отражает вкус и интересы, а также показывает профессиональную принадлежность живущих людей. Это во многом определяет и формирует отношение ребенка к книге. Детям требуется читательская среда, книжное окружение, чтобы дети росли умными и интеллектуально развитыми. Семья прежде всего должна окружить детей «читающей среды».

Близкие отношения в семье создают благоприятные условия для развития читательской среды и читательского интереса. В своих родителях дети видят надёжных помощников и друзей. Существуют следующие формы проведения работы с родителями:

Организация родительских собраний. Встречаются преподаватель, школьный психолог, библиотекарь и родители, чтобы обсудить основные вопросы, касающиеся успеваемости детей и развития их читательского интереса.

Анализ читательских достижений учащихся класса.

Читательское просвещение. Это подразумевает повышение уровня компетентности родителей по вопросам проведения семейного чтения.

Проведение опросов родителей. Это необходимая мера для анализа ситуации и формированию рекомендаций по развитию читательского интереса.

Формирование обратной связи с родителями для обсуждения контроля учащегося.

Индивидуальные беседы с родителями. Используется только в том случае, если у ребенка замечаются какие-то отклонения в развитии.

Ознакомление родителей со списком рекомендуемой литературы.

Вручение родителям благодарных грамот и писем за активное участие в жизни класса и ребенка.

Собрание родителей для обмена опыта и мнениями по развитию ребенка.

Разработка памяток для родителей, в которых содержаться советы по организации учебной деятельности и домашнего чтения.

Создание «Уголка для родителей», в котором содержатся всевозможные советы и рекомендации.

Взрослые должны влиять на формирование у детей любви к чтению, а также воспитать умного и компетентного человека.

Как отметил В. А. Сухомлинский «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

2.Бирюков Б.В., Бутенко И.А. «Человек читающий», Москва, 2000.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.

5.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005г.

6. Сметанникова Н.Н. «Подходы и модели обучения чтению и письму». Москва. 2000 г.

7. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Памятка для родителей о чтении книг

Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

Обсуждайте прочитанную книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание.

Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения – примерно 40-45 минут.

Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

Совместное чтение – наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *