Шива сколько рук и зачем
БОГ ШИВА
Бог Шива
Брахма – это созидательное, положительное течение, он создает мир и предметы в нем. Вишну – хранитель всего сущего, а Шива имеет функцию разрушения и истребления старого мира для дальнейшего обновления и возникновения нового.
Он уничтожает все жизненные иллюзии, поэтому обычно предстает не только в гневном образе, но и как дарующий надежду, прощающий, дающий покровительство и великодушный. Шива противодействует демоническим действиям. Самым значимым его подвигом является уничтожение трех городов, которые построили демоны – асуры.
После уговоров Брахма согласился на постройку трех городов – крепостей детям демона по имени Траки. Каждый сын возвел по одному городу – один в воздухе, другой в небе и третий на земле. Они были дополнительно заколдованы для укрепления, уничтожить можно было только одним способом – выпустить единственную стрелу. Осевшие в городах демоны, чувствуя собственное могущество и превосходство, однажды решили свергнуть богов и оказаться на их месте. Тогда Бог Шива одним выстрелом своей стрелы смог сжечь все 3 города, победив злые умыслы врагов.
Одними из первых поклонников Шивы были дравиды. Они проживали на территории Индии задолго до арийского периода. Для них он был верховным владыкой в божественном пантеоне, которому они молились. По их мнению, один Шива контролировал все сущее, ибо он достиг высшей степени развития способностей и реализовал себя.
Есть много разных легенд и рассказов о рождении Бога, их детали очень разнообразны. Одно из сказаний утверждает, что Брахма медитировал продолжительное время и молился о появлении наследника, который был бы похож на него самого. После этого прямо у него на коленях возник ребенок с кожей голубоватого оттенка.
Мальчик ходил вокруг божества Брахмы и со слезами молил о том, чтобы тот дал ему имя. Тогда Брахма нарек его Рудрой, а ребенок все равно продолжал просить об имени. Таким образом, отцу пришлось наречь сына еще 10 раз. В итоге он имел 11 имен и 11 разных ипостасей, воплощений.
Следующее сказание говорит, что Бог Рудра (или Шива) возник в результате ярости Брахмы из места, где сходятся брови Бога. Таким образом. Еще при своем рождении Шиве была дана разрушительная и одна из самых отрицательных в религии энергий.
Еще одна легенда утверждает, что Брахма был ребенком Бога Вишну и у него было 4 наследника – сына, которые не хотели продолжать собственный род. Тогда их отец разозлился, и из места между его бровями возник ребенок с синеватой кожей. Он постоянно просил Брахму об имени и статусе в обществе. После этого отец стал называть его Рудрой, но впоследствии придумал еще 10 разных имен, одним из которых и было Шива.
Ещё одно сказание говорит о том, что Брахма возник из пупочного пространства Вишну. Тогда демоны, которые ыли неподалеку, решили расправиться с Брахмой, но Вишну сильно разозлился и из места между его бровями родился Шива. Он имел в руках трезубец, чтобы защитить жизнь Брахмы.
По всем вопросам пишите: +7 (968) 461 91 81 ( ТОЛЬКО WHATSAPP )
Шива — величайший из богов
Э ту статью мы посвятим довольно краткому описанию одного из величайших в ведическом пантеоне божеств — богу Шиве. Для того чтобы полностью описать всё, чем он является, потребовалась бы книга или даже несколько, потому что Шива есть Вселенная или Вселенные, Абсолют. Самые важные и яркие характеристики и аспекты бога будут рассмотрены в публикуемом материале.
Не упомнить всех его имён. Ещё со времён Вед за ним закрепилось имя Рудра, но также всем известен его образ короля танца, исполняющего Тандаву, и здесь его уже знают как Натараджу.
Тандава — необычный танец, это также символ движения мира. Сам мир начался с танца Шивы, им он и закончится, но пока Шива продолжает танцевать — мир существует. От танца до йоги — один шаг или наоборот. Это относится и к истории с господом Шивой. Он олицетворение Ананды (высшего блаженства) и в то же время царь йогинов.
Среди тех, кто посвящает себя йоге, он известен как Шива Адинатх, где «натх» означает ‘мастер’. Поэтому последователи шиваизма — в его йогической ипостаси — носят название натхи. Неудивительно, что основатели широчайшего течения йоги, хатха-йоги, были натхами. Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх стоят у истоков этой традиции на земле, заложенной в X-XI веках нашей эры.
О том, что Шива знает тысячи и миллионы асан, известно практикующим йогу, а вот о том, что он передал ценнейшее знание о пранаяме (науке управления дыханием) своей жене Парвати, известно меньше. Йоги всего мира благодарны Шиве за то, что он ниспослал систему йогических знаний людям, поэтому он так почитаем в сообществах практиков.
Бог Шива
Бог Шива — это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Он Махайог — «великий йогин», а также Натарадж — «король танца», но также и Мритьюнджай — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.
На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы. Одно из самых почитаемых — это река Ганга. Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.
Брахма, Вишну, Шива — триединство
Индуистская/Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну — как хранитель, а Шива в роли разрушителя. Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого.
Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он и есть Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива — это абсолютная Реальность. Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это отнюдь не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное. Наша культура заставляет нас мыслить подобным образом. На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.
Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти. Шива — это Абсолют, поэтому слово «разрушение» — это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей он является воплощением милости и сострадания.
Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы
Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8. Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни — символ очищения и воссоздания мира.
Также Шива запечатлён держащим трезубец. За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл. Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая — власти и силы. По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог «ОМ», который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи. Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т. к. по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.
Третий глаз Шивы
О третьем глазе Шивы много сложено легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, — у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.
Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.
В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:
Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.
Несколько слов об осознанности
На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия — это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом. Даже внутренняя радость и гордость за себя — это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.
Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.
Поэтому-то и говорят, что осознанность — это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.
Трезубец бога Шивы
Трезубец Шивы, или иначе Тришула, — важнейший атрибут этого бога. Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.
Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды. Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства — Троицей. Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность. Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс. Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме. Триединство — это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.
Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират). Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны. Ни о каком балансе тут говорить не приходится. Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам. То же самое действует и в отношении другой стороны.
Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение — Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась — разрушение.
В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогинов. Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно почерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.
МНОГОРУКИЙ ШИВА
МНОГОРУКИЙ ШИВА
Бог со многими руками символизирует время, но и истребление, разрушение, а также плодородность. Божество Шива выступает как символ вечной противоречивости мироздания.
Его задача состоит в том, чтобы разрушить весь мир вместе с остальными богами, чтобы создать нечто новое, обновить уклад. Есть разные версии и повествования о рождении бога Шивы, все эти истории кардинально отличаются.
В мифах говорится, что он родился в этом мире благодаря долгим просьбам Брахмы о наследнике. Эти молитвы были исполнены, в результате чего появилось на свет божество, у которого кожа была голубоватого оттенка. Он бегал за Брахмой и умолял его дать ему имя. Тогда он нарек его Рудра, но ребенку этого было недостаточно, поэтому отец дал ему еще десять имен. В итоге он приобрел 11 разных имен, а также воплощений.
В следующей истории рассказывается, будто Шива со многими руками является воплощением ярости Брахмы – он возник из места между его бровями. Это объясняет теорию, почему рожденное создание изначально было наделено разрушительной энергией.
В сказаниях говорится, что бог Брахма является ребенком Вишну. В свою очередь у Брахмы родилось четыре сына, которые не хотели продолжать свой род. Тогда их отец разозлился, и в результате из места меж его бровями появился мальчик с синеватым оттенком кожи. Его назвали Рудрой, а затем дали и другие 10 имен с ипостасями (одним из них было имя Шива).
Еще одна легенда рассказывает, что Вишну представляет собой отца бога Брахмы. В миг его появления на свет неподалеку были демоны, желающие истребить бога. По этой причине из межбровья и возник Шива, который имел в руках трезубец и смог защитить его.
Любое индуистское божество имеет собственные атрибуты и символы, и Шива не является исключением. У него это дротик, дубина с изображением черепа, лук, жезл, щит, а также меч. Все предметы именуются по-своему. Например, тришула – это его трезубец, он представляет собой некую триаду, тройную природу всего сущего и времени.
Особым символом является стиль изображения Шивы, а именно его кистей рук. Часто на картинах можно увидеть барабан или курительную трубку, а также кувшин, наполненный нектаром жизни и другие предметы. В арсенале Бога Шивы есть множество вещей из различных областей применения. Они помогают развить человека и достичь его прохождения в пространство мудрости, высоких духовных познаний.
Жена бога Шивы по имени Парвати представляет собой уникальный образ женщины, которому подобны женские герои индуистской мифологии. Заключению брака с этой женщиной предшествовал роман с Шакти. Многие эксперты считают, что Парвати является другим воплощением Шакти, в союзе с богом Шивой у нее было потомство.
Наиболее популярный из них – это Ганеша, он имеет лик слона и является божеством мудрости. У бога есть множество рук, на картинах он выглядит, как ребенок, имеющий слоновью голову. Чаще всего у него изображается 4 руки, 3 глаза, обвитая вокруг его живота тонкая змея. Основной его заслугой называют авторство над священной рукописью «Махабхарата».
Сегодня есть мнение, что мантра позволяет развить чакры и духовные познания человека. Она сопровождается танцем, который издавна считался магическим действием. Индусы искренне верят, что, совершая ритмичные движения, человек входит в особое измененное состояние сознания и может попасть в параллельное пространство, соединяясь с Вселенной.
Именно в танце корректируется личность, стремительно развивается дар провидения, проявляется внутренняя природа. Танцевальные упражнения в восточной стране выполняются с такой же частотой, как и дыхательные. Пробуждение развития энергии с помощью танца – это еще одна ассоциация с божеством Шивой.
По всем вопросам пишите: +7 (968) 461 91 81 (ТОЛЬКО WHATSAPP)
Шива сколько рук и зачем
Шива — верховный бог, вечный и неизменный источник Знания, дарующий благо Освобождения, сопровождающий по Пути духовного самосовершенствования, устанавливающий правила и законы Вселенной и завершающий цикл космического Творения в преддверии наступления нового этапа существования. Ничто в этом мире не происходит без его Воли.
Имя бога «Шива» (санскр. शिव) с санскрита переводится как «всеблагой», «милостивый», «доброжелательный» и «благодушный». Корень «шиву» трактуется в значении «благословлять», «облагораживать», «обогащать». Само слово «шива» в Веде гимнов «Ригведе» упоминается как эпитет в значении «благой», «добрый», которым описывают многих богов ведического пантеона. Всеблагой Шива, не обладающий ни одним из мирских качеств, является воплощением неизмеримой благости.
Он суть Ниргуна — существующий вне влияния гун материальной природы. Он — создавший Вселенную своим желанием как Высшая Душа этого мира. Шива есть изначальная форма Абсолютной Истины. Он есть совершенная Истина, сокрытая в каждом живом существе. Проявивший свою суть в форме всего мироздания и за его пределами, он пребывает в уме и вне ума.
Всё в мире явлено по воле Шивы — он проявил себя в многочисленных формах творения и сам пребывает в своём творении как творец в сотворённом. Шива соединяет в себе два качества, две природы, одна — светлая, благая, умиротворяющая сила, другая — разрушающая, устрашающая. Он объединяет в себе два этих аспекта, противостоящих друг другу. Он суть поддерживающий Майю, но свободный от её влияния, поэтому его величественный образ — вне сравнения
Шива — божество, олицетворяющее силы преобразующего разрушения
Шива, согласно пуранам, один из богов могущественного Тримурти — божественной Триады высших сил мироздания, которую составляют Брахма — бог, ответствующий за сотворение мира, Вишну — хранитель мироздания, поддерживающий его в течение существования оного, и сам Шива, являющий собой разрушающую силу Вселенной, предваряющую её воссоздание на новом витке Творения. В «Брахма-самхите» говорится, что нет разницы между Вишну, Брахмой и Шивой, который есть бог, сотворивший, поддерживающий и уничтожающий Вселенную, действующий посредством проявления своей материальной энергии.
Шива, пробуждая к духовному прозрению, разрушает страсти и чувства, препятствующие на Пути к осознанию своего внутреннего изначального света, сокрытого под покровом Майи, облачающей ограниченное материальным миром сознание. В «Шива-пуране» он предстаёт как беЗсмертный повелитель всех душ и пятиликий уничтожитель пяти великих грехов, пребывающий одновременно внутри и вовне, подобно эфиру. Он всегда исполненный радости, «белый и чистый как камфора».
Вселенная следует циклическому спиральному пути развития, поэтому каждому творению неизменно предшествует разрушение старого, дабы освободить место для нового. Иначе не было бы эволюционного роста сознания всех живых существ в этом мире, и всё существующее остановилось бы в развитии.
Разрушение Вселенной Шива совершает с той лишь целью, чтобы возродить её на более высоком уровне, чем прежде. Всё в мироздании следует законам развития и эволюции. В этом суть всего Творения. Как раз Шива и есть олицетворение той силы, которая движет мир ввысь по спирали эволюционного восхождения. Он разрушает мир материальных форм, властвующих в нём чувств, страстей и умственных концепций, тем самым прокладывая путь новому миру, — в этом состоит его преобразующая миссия.
В момент разрушения Вселенной Шива исполняет космический танец «Тандава» (его женский вариант — Ласья, исполняемый супругой Шивы Парвати, символизирует созидание).
В этом же аспекте он также предстаёт в Ведах как разрушающее божество Рудра — прообраз Шивы. Во многих гимнах-обращениях «Ригведы» о нём упоминается как о лучшем из богов, об отце Рудр, добром, сильнейшем и самом радостном для сердца, сияющем словно яркое солнце (I.43), как о беЗсмертном, властвующем над мужами, щедром (I.114), как об отце марутов, самом блистательном из всего рождённого, мягкосердечном, самом исцеляющем из целителей, сильнейшем среди сильных (II.33), как об обладающем высшей властью, наблюдающем за земным и небесным родом, благожелательном и несущем жизнь (VII.46).
В гимне-обращении к Рудре «Атхарваведы» (VII.92.1) к нему взывают как к Повелителю существ, который пронизывает всё сущее: он в огне и в воде, в травах и растениях, он тот, кто придал форму всем живым существам.
«Атхарвашира-упанишада» говорит: «Всё есть Рудра — высшая сущность всего мироздания»
В «Шива-пуранах» о нём сказано как о причине творения, добром защитнике и справедливом судье. В «Махабхарате» Шива предстаёт под такими именами-эпитетами, как Стхану (Незыблемый, Могучий), Трайямбака (Трёхглазый), Шанкара (Благосклонный, Дарующий счастье и благополучие), Пашупати (Покровитель животного царства природы), Бхава (Сущий), Гириша (Обитатель гор), Бхагаван (Всевышний), Махадева (Великий бог), Шамбху (Дарующий счастье). «Махабхарата» также относит Шиву к хранителям стран света, которых всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.
Самым ранним источником знания, в котором почитается Рудра-Шива, является «Шветашватара-упанишада» (400–200 лет до н. э.). Здесь он предстаёт как Верховный бог, Всевышний, Творец мироздания, всепроникающий владыка, пребывающий во всём сущем. Он есть движущая сила всего существующего, Великий властитель, освобождающий души от перерождения.
Он суть Махакала — верховный бог времени. Он — создавший все миры, вечный владыка всех существ, неистовый Шива, окружённый тысячами духов (бхутов).
Он сам Махешвара, Парамешвара — высшее «Я», вездесущий, всемогущий, безграничный и вечный бог. Ишана — нетленный и вечный. Вишванатха — владыка Вселенной. Он пронизывает
всё мироздание и является воплощением благодати. Он же Махадэв — бог богов, величайший среди дэвов.
В «Шатарудрии» — «Гимне ста Рудрам» («Яджурведа») перечислено сто величественных имён Рудры-Шивы. В этом же гимне есть мантра почитания Рудры: «Oṁ namo bhagavate rudrаya», что означает: «Ом. Всевышнему Богу Рудре — поклонение!»
Он также почитается как избавитель от смерти — Мритьюнджая. В VII книге «Ригведы» приводится гимн, известный как Махамритьюнджая-мантра, защищающая от преждевременной смерти:
Om tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt
«Почитаем Трёхокого Бога, Благоухающего, Несущего благо! Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради БеЗсмертия!»
Великий Гуру Шива — покровитель йогов
Он Адийоги (первый йог) или Махайоги — Великий Йог и покровитель йогов и всех людей, вставших на Путь познания Истины и стремящихся к духовному самосовершенствованию. Он сам является совершенным полным Знанием. Он духовный наставник трёх миров, правитель всех воплощённых существ, Верховный Гуру, поскольку он считается создателем учения Йоги. Как Гуру он явлен в форме Дакшинамурти (dakṣiṇā — юг, правая сторона; mūrti — лик) — «ликом обращённый к югу (на правую сторону)», когда он предстаёт как Великий Учитель в окружении мудрецов, получающих от него Высшее Знание.
Он Шарва — избавляющий от невежества, порождения сил тьмы, препятствующего возвышению сознания и единению со Всевышним. Огненная ипостась Шивы как всепоглощающий очищающий огонь, являющийся в конце цикла проявленного существования Вселенной, также отражает его образ, символизирующий огонь просветления, ярким пламенем возносящий сознание к вершинам познания светлых Истин бытия.
«Бхагавата-пурана» описывает его как величайшего среди богов, духовного учителя всего мира, лучшего среди смиренных, милостивого, дающего защиту и благо всем.
Шива считается создателем священного слога ОМ. Величественный божественный звук ОМ на заре мироздания изошёл из наивысшего из богов, создателя миров, Шивы, которого, согласно «Шива-пуране», и именуют как «ОМ».
Маха-мантрой, почитающей Шиву, является «Ом Намах Шивайя» (oṃ namah śivāya), которая впервые встречается в Ведах в гимне Яджурведы «Шатарудрия» и считается формой пранавы, т. е. божественного слога «ОМ».
Бог Шива в Индии
Шива — божество, широко почитаемое не только в Индии, но и во многих других странах: Непале, Шри-Ланке, Индонезии.
Несмотря на то, что индийский бог Шива единственный почитается как Нишкала, что значит безатрибутный, то есть не имеющий формы, он также почитается как Сакала — имеющий явленные формы. Он одновременно и имеющий форму и не обладающий ей. В аспекте Нишкала Шива явлен в форме лингама — символа плодородия и неиссякаемой божественной энергии. Лингамы расположены в храмах Шивы. Сам лингам представляет собой столб цилиндрической формы, установленный на особом месте для подношений. Двенадцать главных объектов поклонения Шивы-Лингараджа именуются как Джьотирлингамы («джьоти» (санскр. ज्योतिस्, jyótis) — ‘свет’) — места почитания его божественного проявления в форме лингамов света, расположенных в разных местах Индии. Самой известной формой поклонения, помимо лингамов, является его изображение в образе повелителя танца — Натараджа (Нартака и Нитьянарта). Танец, исполняемый Шивой в форме Натараджи, олицетворяет собой Великую Истину и является символом избавления от невежества и страданий.
Традиционно в индуизме Шиву почитают в определённые дни, которые называются Шиваратри, главный из которых — «Великая ночь Шивы» — Махашиваратри («ратри» (rā́tri — ‘ночь’; mahā — ‘великая’), отмечаемый в феврале-марте в ночь перед новолунием. В этот день в храмах зажигают множество светильников, совершают пуджи (обряды почитания), воспевают мантры Шиве.
Основными атрибутами бога Шивы, почитаемого в явленной форме, как правило, присутствующими на большинстве его изображений, являются следующие:
— трезубец Шивы-Тришулдхары как символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи, либо трёх миров, подвластных ему как Трилокинатхе (Владыке трёх царств), подчинившего ум, чувства и волю. Также в различных версиях трактовки это могут быть три гуны материальной природы, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три цикла существования Вселенной (создание, поддержание, разрушение);
— кобра, обвивающая кольцами его шею, является олицетворением разрушающей силы, освобождающей место для нового (как змея обновляет свой покров, сбрасывая старую кожу). Змеи украшают Шиву в форме Бхуджангабхусаны. Змея есть символ мудрости и беЗконечности времени. Помимо этого, её образ означает контроль внутренней энергии;
— изображается Шива в форме Крутаваса («Носящий тигровую шкуру»), как правило, сидящим на тигровой шкуре и облачённым в неё, что символизирует управление чувствами,
— в пуранах также сказано, что Шива восседает на подстилке из травы дарбхи в медитативной позе, являющей собой олицетворение обретения духовной силы;
— чётки из 108 бусин рудракши (семян дерева Рудракши, название которого трактуется как «слеза Шивы», или «глаз Шивы») обвивают его ожерельем, олицетворяя простую аскетичную жизнь отшельника, проживаемую им в духовных исканиях и медитации;
— маленький барабанчик дамару, имеющий форму песочных часов, ритм изначального звука, издаваемый которым, есть олицетворение гармоничного звучания мироздания — этот звук суть биение сердца нашей Вселенной. Это первая вибрация созданного мира, которой было проявлено всё Творение. Также дамару олицетворяет течение времени, которое ведёт к неизбежному уничтожению всего сущего на определённой стадии развития;
— в его руках пылает божественное пламя Агни;
— серебряный лук Пинака, сделанный из горы Сумеру, когда Шива предстаёт в форме лучника Трипурантаки, уничтожающего тройные крепости асуров.
Шива может изображаться в образе Натараджи, исполняющего Тандаву в огненном круге, символизирующем цикличность существования Вселенной. В этой форме он представлен как попирающий ногой Апасмара — символа майи, иллюзии бытия.
Шива изображается с четырьмя руками, в которых он в различных вариациях изображений может держать барабан дамару, трезубец, священный пламень Агни, лук и стрелы, две другие руки сложены в жестах благословения и защиты. Согласно «Шива-пуране», у Шивы десять рук.