Шурале кто это такой и что он делает

Шурале

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Содержание

Внешний вид и повадки

Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.

По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.

Образ в литературе

Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.

По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:

Топонимика

Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Шурале» в других словарях:

ШУРАЛЕ — шюрали, урман и я се, в мифологии казанских татар и башкир (шурали, ярымтык) дух леса, леший. Термин «Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар… … Энциклопедия мифологии

шурале — леший Словарь русских синонимов. шурале сущ., кол во синонимов: 1 • леший (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

«Шурале» — ШУРАЛÉ ( Али Батыр ), балет в 3 актах (по мотивам тат. нар. сказок и поэм Г. Тукая). Комп. Ф. З. Яруллин, инструментовка Ф. В. Витачека. Сцен. A. C. Файзи и Л. В. Якобсон. 12.3.1945, Т р им. Джалиля, Казань, балетм. Л. А. Жуков, Г. Х. Тагиров,… … Балет. Энциклопедия

Шурале (мифическое существо) — «Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани Шурале (тат. Шүрәле) антропоморфное мифическое существо татарских сказок. Обычно описывается как … Википедия

Шурале (значения) — Шурале: Шурале (мифическое существо) антропоморфное мифическое существо татарских сказок Шурале (поэма) поэма татарского поэта Габдуллы Тукая Шурале (балет) первый татарский балет Шурале (мультфильм) мультфильм … Википедия

Шурале (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Шурале Наталия Дудинская в … Википедия

Шурале (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале Тип мультфильма рисованный Режиссёр Галина Баринова Автор сценария Марат Акчурин … Википедия

Шурале (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шурале (значения). Шурале поэма татарского поэта Габдуллы Тукая[1]. Написана в 1907 году по мотивам татарского фольклора[2]. По сюжету поэмы создан балет «Шурале». В 1987 году… … Википедия

Репертуар Мариинского театра — Основная статья: Мариинский театр Репертуар Мариинского театра включает в себя многочисленные постановки, как созданные в последние годы, так и имеющие за собой многолетние традиции … Википедия

Большой театр — БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

Источник

Шурале — описание мифического существа

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делаетШурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делаетШурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делаетШурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

В представлении башкир, татар и других народов Азии, все леса находятся под защитой некоего духа-защитника (божества низшего разряда). У него много названий: Шурале, Ярымтык, Урман иясе. Он имеет человекоподобный вид, но выделяется шерстью на теле и небольшим рогом на лбу.

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Внешний вид

У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.

Если люди в лесу видят 5 параллельных линий или засечек на деревьях, то считают их отметинами лесного духа.

В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.

Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.

В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.

В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.

По народным поверьям, если в схватке надавить пальцами посильнее в отверстие, то существо погибнет.

Повадки

Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.

Согласно преданиям, поймав человека, они могут защекотать его до смерти.

Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.

Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.

Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:

По слухам, если искупаться в ручье в одежде, или облить себя водой из бутылки, божество не тронет.

Легенда о существе

Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.

По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.

В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.

О мифическом существе в 1907 году написана популярная поэма “Шурале” (автор — Габдулла Тукай— поэт из Казани), на основе данного произведения создан одноименный балет и мультфильм.

По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.

Мифология

Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.

В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.

Распространено поверье, что он панически боится потоков воды. Если за кем-то увязался злобный дух, достаточно перепрыгнуть через ручей или переплыть через реку, чтобы избавиться от преследователя.

Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.

В некоторых источниках указывается, что Шурале испытывают страсть к сокровищам. По преданиям, в каждом их жилище припрятан клад, который они самоотверженно охраняют. Многие алчные люди пытались завладеть богатой добычей, из-за чего погибали. В этом плане существо сходно с персонажем ирландского фольклора — лепреконом.

Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.

Источник

Легенды о шурале потомках змея-предсказателя

В мире есть очень много всего неизведанного. Трудно даже представить себе, сколько непознанных тайн хранятся на нашей Земле. Есть тайны, которые скрыты за морями и океанами, но есть и такие, которые находятся совсем рядом. Почти все родители рассказывают своим детям сказки о неких внеземных монстрах, которые, вполне возможно, являются более реальными, чем нам кажется на первый взгляд.

Люди о них слагают легенды, передают из уст в уста мифы, которые на самом деле могут быть реальными. Одни и те же мифические герои могут быть как благодетелями, так и злодеями. Ни в чем наверняка быть уверенным в этом мире нельзя.

Республика Татарстан. Казань. На гербе этого города изображён змей, добрый, символизирующий непобедимость и силу.

Но на этой территории есть и другие змеи. Так, в республике Татарстан в городище Елабуга находится известная на весь мир башня, которую прозвали Чертовой. Название свое башня, согласно легендам, получила в связи с тем, что долгие годы в древности здесь жил страшный монстр – огнедышащий дракон, которого никто никогда не видел, поскольку его взгляд, подобно медузе Горгоне, был убивающим. Любой, на кого попадал его взор, превращался в пепел. Зверь этот не знал человеческой речи, поэтому, согласно преданию, если огонь дракона направлялся вверх – ответ был положительным, если вниз – «нет».

В качестве оплаты за свое предсказание змей получал человеческие жертвы: к нему приводили красивых девушек. Просьбы с пожеланиями или вопросы произносились громко в одно из отверстий башни, иногда там же оставлялись записки.

Рассказывают, что даже государыня Екатерина Вторая, узнав о змее – оракуле, приезжала сюда. Она хотела узнать, выйти ей замуж за графа Орлова или же нет. К змею русская царица отправила свою фаворитку Дашкову, которая и передала царице от оракула отрицательный ответ. Как бы там ни было, но царица видимо послушалась предсказания и под венец с Орловым не пошла.

К этой башне приходили люди со всех концов света. Приходили, чтобы узнавать ответы на наболевшие вопросы, и обязательно приводили с собой плату — самых красивых девушек отдавали змею на потеху.

Оракул был так знаменит, что даже сама царица казанская Цумбека прислала к нему своего вельможу, дабы тот смог спросить змея о будущем Казанского царства. Вельможа, прибывший к башне, молился там десять дней, и вдруг услышал из капища невероятный скрипучий голос, говоривший, что Казанскому царству скоро придет конец и на его месте водворится христианская вера. Якобы это было последнее предсказание змея, который вдруг в чёрном облаке поднялся в воздух из капища, и на виду у всех улетел на запад, скрывшись навсегда.

Но самое страшное заключалось в том, что многие наложницы этого монстра беременели и рожали от него потомство, именуемое шурале. Это были таинственные и загадочные существа, низкорослые, горбатые, с очень тонкими пальцами и маленьким рогом на лбу.

Прошли многие столетия. Однако до сих считается, что потомство змея-оракула до сих пор живет на земле своего страшного прародителя.

Шурале являются детьми змея и земной женщины. По описанию местных жителей это маленькие, горбатые существа, с мозговой частью, выступающей наружу. Их считают мутантами, монстрами, но, хотя достоверных сведений о том, что эти монстры наносили кому-нибудь вред, и нет, однако уже сам по себе внешний облик этих созданий до смерти ужасал тех людей, которым доводилось их встречать.

Многие свидетельства тому, что шурале являются перед людьми в человеческом обличии, дошли и до нас. Вот что рассказывает одна старинная красивая легенда. Жил на свете пастух. И стал он странные вещи замечать: каждое утро одна из его лошадей всегда бывает взмыленной, будто на ней кто-то ночью ездил. И тогда решил пастух вымазать ее дегтем. А когда пришел на следующее утро, то увидел, что на этой лошади сидит девушка-шурале, которая прилипла к коню. Пастух подошел поближе, и вдруг девушка стала красавицей. Пастух сразу в нее влюбился и они поженились. Остались в этих краях, имели детей, которые и сегодня там живут.

Сегодня на шурале списывают самые невероятные и необъяснимые истории. Многие местные жители утверждают, что слышали, а некоторые и видели шурале. Местные краеведы считают, что к этим рассказам нужно относиться совершенно серьезно.

Есть в этих краях и странные уголки, места, которые вполне можно назвать аномальными. Например, красивейшая усадьба Молостовых, с которой открывается потрясающая панорама на Волгу. Усадьба эта окутана странными тайнами. Существует легенда, что у этого дома есть дух. Говорят, что последняя хозяйка усадьбы часто слышала ночью в доме плачь, страшные стоны или хлопанье дверей…

Когда-то в усадьбе был организован детский лагерь. Нянечки, работающие в нем, постоянно слышали какие-то странные звуки, а однажды перед их глазами одна из дверей сама захлопнулась и закрылась на засов. И теперь каждый, кто когда-то работал здесь, уверен, что это был шурале.

В ста метрах от усадьбы Молостовых есть странная поляна, вокруг которой тоже ходит немало легенд. Отчего-то эта поляна, расположенная на склоне красивого оврага, спускающегося прямо к Волге, никогда не зарастает кустами и деревьями. Что только здесь не пробовали сажать, но ничего не получалось. На поляну приезжали уфологии. Они замеряли радиацию, искали каналы некоей связи с космосом. Однако о том, что они нашли, ничего не известно. Вместе с тем тот, кто хоть раз побывал здесь, обязательно хочет сюда вернуться.

По мнению местных краеведов и людей, изучающих аномальные явления, шурале — это те же самые лешие. И если основываться на том, что шурале действительно водятся в этих краях, то вполне вероятно, что живут они именно в районе этой поляны, ведь лешие в домах не водятся. Их местом обитания считаются леса, овраги и т.д.

О шурале даже писал местный поэт Тукай, который говорил, что встречался с ними.

Все эти истории интересны и загадочны. У некоторых из них есть доказательства, у других их нет. Поэтому верить или не верить в существование в древности змея-оракула и его детей шурале — дело сугубо личное. Но относиться скептически к тому, что безголосый змей мог предсказывать судьбы людей, государей и даже целых княжеств не стоит. Ведь человек всегда обращался за помощью в предсказаниях к зверю.

Вспомним хотя бы знаменитых сурков, к которым ежегодно прислушиваются жители двух огромных стран – США и Канады. То же самое можно сказать и об осьминоге Пауле, который безошибочно угадывал результаты спортивных матчей. Так почему же древние не могли относится с полным доверием к змею-оракулу, тем более, что если верить древним легендам, последнее предсказание монстра стало абсолютно верным. Речь идет о судьбе земли Казанской. Ведь она пала перед войском Ивана Грозного.

И тем более приходится принимать тот факт, что туристам, приезжающим в эти края, сразу же как местную достопримечательность показывают Чертову башню. Местные жители начинают наперебой рассказывать свои истории и легенды, мифы и выдумки — каждый свою, самую запомнившуюся. И слушая эти рассказы, начинаешь поневоле верить, что когда-то очень давно, еще до возникновения христианства, в местах этих жил огнедышащий оракул-змей, после которого на земле остались его потомки – шурале.

Источник

Кого называют шурале

Мифологическую сущность, которую часто описывают в татарских сказках, называют шурале. Эта нечисть символизирует дух леса. Он может творить как полезные, так и вредные дела. На его поведение ни в сказках, ни в жизни, люди повлиять не могут.

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Кто такой шурале

Шурале — это мифическое создание, которое у татарского народа персонифицирует лесной дух. По поверьям и сказкам он защищает лес и его жителей от бед. Этого персонажа используют в легендах о татарском народе.

Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.

Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.

Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:

Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.

Внешний вид духа леса

Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.

На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.

Повадки и образ в литературе

В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.

Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.

Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.

Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.

Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.

Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.

Легенды о шурале

Существует несколько историй, в которых говорится о том, что несколько людей своими глазами видели шурале в лесу. Они описывают его так же, как и в поверьях: горбатый мужик с шерстью на теле и рогом на лбу.

Татарский народ верит, что встретить лесного духа может только человек, связанный с лесом. И если он после встречи выйдет из чащи живым — лесной царь простил этого человека из-за его добрых дел по отношению к лесу.

Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть фото Шурале кто это такой и что он делает. Смотреть картинку Шурале кто это такой и что он делает. Картинка про Шурале кто это такой и что он делает. Фото Шурале кто это такой и что он делает

Заключение

Шурале нельзя определить к позитивному или негативному персонажу. Его характер напрямую зависит от читателя. Легенды о нем гласят, что его разозлили люди, а теперь он мстит человеческому роду за их поступок. Задобрить лесного духа пока что никому не удалось.Поверье гласит, что он него можно защититься только старинными амулетами.

Источник

Шурале

В татарской мифологии и фольклоре лесной дух

Содержание

Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными пальцами, иногда с рогом во лбу, или обнаженной женщины. Боится собак, воды: при встрече с ним нужно бежать к ручью или озеру. Заманивает людей в лесную чащу, может защекотать до смерти.

В одном лесу могут обитать несколько шурале.

Шурале – персонаж многих произведений татарского фольклора. В мифологических рассказах наиболее распространены 3 сюжета.

Первый – о том, как находчивый джигит Былтыр, отправившийся в лес за дровами, перехитрил Шурале: он уговорил его засунуть пальцы в расщеплённое дерево, а затем выбил клин («Былтыр кысты» – «Былтыр защемил»).

Второй сюжет о том, как хозяин лошади, на которой каждую ночь скакал Шурале, поймал его, намазав спину лошади смолой («Шүрәле куаклыгы» – «Кустарник Шурале»).

Третий – как благодаря молитвам муллы, старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым («Шүрәле» – «Шурале»).

Шурале можно обмануть, переодев одежду наизнанку («Шүрәлене ничек алдарга» – «Как обмануть Шурале»). Из капли крови Шурале появляются несколько новых Шурале («Шүрәле каргаган авыл» – «Деревня, проклятая Шурале»).

Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая, иллюстрации к ней Б.И.Урманче, Б.М.Альменова, Ф.Г.Аминова и других, одноименный балет Ф.Яруллина.

Литература

Коблов Я.Д. Мифология казанских татар. Казань, 1910.

Замалетдинов Л.Ш. О мифологической основе сказки «Шурале» // Габдулла Тукай: материалы научной конференции. Казань, 1979.

Татар халык иҗаты: риваятьләр һәм легендалар. Казан, 1987.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *