Сочинение рассуждение что такое смелость по тексту пантелеева

Что такое смелость? По тексту Л. Пантелеева (ОГЭ по русскому)

Смелость — это положительное качество характера человека. Люди, обладающие им, стараются не показывать окружающим своих страхов и волнений. Они не боятся опасностей, несут ответственность за свои поступки, не теряют хладнокровия и не прячутся за спины других.

Именно таким качеством характера обладает герой текста Леонида Пантелеева Матвей Капитоныч. Он ещё мальчик, но уже завоевал уважение взрослых, которые и называют его по имени и отчеству.

Он работает на пароме, которым раньше управлял его отец. И, несмотря на трудную работу, в опасные моменты, под свист снарядов, не показывает другим «ни страха, ни волнения». Герой текста под «осколочным дождем» уверенно и спокойно ведет свое суденышко, невзирая на то что во время такого же зенитного обстрела погиб его отец-перевозчик. Рассказчик восхищается самоотверженностью мальчика: «Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла?». По его мнению, только мужественный и смелый человек способен так поступить.

Писатели и поэты часто восхваляли в своих произведениях смелых людей. В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» идет речь об Отечественной войне 1812 года. Русские солдаты показывают свою храбрость в бою с врагом. Они не боятся идти вперед навстречу смерти. Солдаты напоминают былинных богатырей, которые готовы защищать родную землю. Стихотворение построено в виде диалога двух героев — дяди и племянника. И взрослый человек хочет донести до мальчика, какими бесстрашными, смелыми, достойными подражания, были раньше воины, которые, не жалея сил, добивались желанной победы.

Таким образом, смелость — это качество, которое достойно восхищения. Именно благодаря ему люди совершают открытия, не боятся рисковать, пытаются побороть свои сомнения и не сгибаются перед трудностями, которые встречаются им в жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

15.3 Что такое смелость? По тексту Л. Пантелеева (ОГЭ по русскому)

Смелость — качество человека, позволяющее ему преодолевать страхи и трудности, возникающие на пути.

Смелым можно назвать человека, способного рискнуть всем, что у него есть ради благой цели. Смелый человек не боится оказаться в трудной или опасной ситуации, он готов принять на себя ответственность.

В произведении Л. Пантелеева мальчик Матвей занимался перевозкой людей через Неву в военное время. Ему было всего одиннадцать лет, но он уже самостоятельно контролировал посадку людей на ялик и вёл его.

Во время одной из перевозок начался осколочный дождь. Пассажиры были напуганы, но Матвей продолжал грести, несмотря ни на что. На его лице не было ни страха, ни волнения. Мальчик видел лишь цель — перевезти людей через Неву в целости и сохранности. И у него это получилось, благодаря невозмутимости и смелости.

Однако не только в литературе есть примеры смелости. Хуршед и Фарзон организовали эвакуацию через запасной выход своего магазина на втором этаже, а затем ловили в дыму потерявшихся людей во время пожара в «Зимней вишне» в Кемерове. Таким образом они спасли около пятидесяти человек. Мужчины пошли на риск и вернулись в задымлённое здание, чтобы спасти жизни как можно большего количества людей.

Настоящая смелость была редким, но очень ценным качеством для человека во все времена. На данный момент радует то, что и в наше время некоторые люди не боятся пожертвовать своим благополучием, репутацией, ценностями и даже своей жизнью ради благой цели.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинения ОГЭ по демоверсии 2022

Генриетта Григорьевна Граник утверждает: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Я полностью согласна с мнением ученого, так как, действительно, знаки препинания не только выполняют свою синтаксическую функцию, но и передают особенные эмоции, переживания персонажей. Попробую доказать справедливость данного высказывания примерами из рассказа Л. Пантелеева, рассматривая роль многоточий в тексте.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к следующему предложению: «Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку. ». В данном случае писатель использует в конце смыслового отрезка многоточие, показывая искренние переживания, размышления главного героя. Из фрагмента текста мы узнаем, то очевидца событий напугал дождь из зенитных осколков, а ребенок же, перевозящий людей через реку, остался спокоен и хладнокровен. С помощью многоточия автор показывает попытку взрослого объяснить такое поведение мальчика, желание найти ответ, докопаться до причин подобной смелости маленького человека. Данный знак препинания позволяет читателю наблюдать за мыслительным процессом персонажа, за его душевной работой.

Также особенная роль многоточия хорошо проявляется в реакции командира: «Да, да…». В этом ответе и смущение, и стыд. Ведь после этого мы узнаем, что отец мальчика погиб не от вражеских снарядов, а от советских, по трагической случайности. С помощью многоточия мы чувствуем эмоции, которые переполняют военного в этот момент. Дальнейшие реплики он произносит спокойно, может быть, даже отстраненно. Может показаться, что он равнодушен к подобным случаям. Но заминка в первые секунды, переданная многоточием, показывает его переживание, сожаление.

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что знаки препинания – это не только синтаксические единицы, разделяющие текст на смысловые отрезки и выражающие интонационные паузы, но и еще один литературный прием, который поможет передать силу эмоций и степень переживаний героев.

Я считаю, что мысль данного фрагмента текста заключается в том, что не всегда страшные события в жизни оттолкнут от какой-либо деятельности, некоторые находят в себе силы продолжать дело близких людей с честью и отвагой. И ребенок способен проявить лучшие качества, свойственные героям, совершая каждодневный подвиг, несмотря на гибель родного человека.

Действительно, спокойствие мальчика поражает, восхищает его хладнокровие. Не каждый взрослый так бы смог владеть собой в минуту опасности, оберегать других от паники. Так, в предложениях 11-15 юный гребец руководит посадкой. И не подумаешь, что раздает указания ребенок! И это несмотря на сильную усталость!

Ещё более поражает его реакция на падающие рядом с судном осколки! В предложениях 22-24 показано, что мальчик привык к опасности, головы не повернул в сторону снарядов. И это в тот момент, когда взрослые испытывали страх и ужас (предложения 25-27)! Мальчик продолжает дело отца, даже не рассматривает угрожающую жизни ситуацию как нечто пугающее.

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях.

В тексте Л. Пантелеева показано, что благодаря стойкости и смелости, решительному характеру юного гребца дело его отца живет, не прерывается сообщение между берегами реки даже под осколками от зенитных снарядов. Действительно, смелым можно назвать того человека, который усмирил свои страхи и совершает важные дела, рискуя своей жизнью.

Как показывает писатель, мальчик не паникует, не боится даже тогда, когда не выдерживают нервы у взрослых людей. Он каждый день перевозит людей, попадает под осколки снарядов. Мальчик изо дня в день совершает подвиг, продолжая нужное и важное дело своего погибшего отца. Его с уверенностью можно считать смелым.

Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

Таким образом, можно сделать вывод: смелый человек – это тот, кто победил, подчинил себе свои страхи, уверен в себе, силен духом.

Источник

Сочинение по тексту из демоверсии ОГЭ-2021 по русскому языку

Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?

Какого человека можно считать смелым?

Смелость – это качество храброго и мужественного человека. Смелым можно назвать того, кто умеет преодолевать страх в минуту опасности, руководствуясь чувством ответственности за порученное ему дело.

В предложенном для анализа тексте Леонида Пантелеева смелым можно назвать мальчика лет одиннадцати-двенадцати, которого окружающие уважительно называют по имени и отчеству Матвеем Капитонычем. Три недели назад на перевозе через Неву погиб отец мальчика – старый перевозчик. Матвей заменил погибшего отца. Под градом зенитных осколков, не теряя мужества и самообладания, сохраняя спокойствие, ребёнок продолжает работу – гребёт веслами, направляя ялик к противоположному берегу.

Таким образом, смелость проявляется в поступках. Смелым можно назвать того, кто умеет преодолеть страх ради высокой цели. Храбрый человек защищает Родину, спасает товарищей, выполняя свой долг и чувствуя ответственность за порученное дело.

(1)На маленькой пристани уже набился народ.

– (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих.(3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.

– (7)Матвей Капитоныч, здравству

– (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

– (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13) А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники.

– (21)Мотенька, что это?

– (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки.

(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку. (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть».

(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

– (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.

– (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого?

– (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.

– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я.

– (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.

(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».

* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист.

Источник

Какого человека можно считать смелым? Что такое смелость? По тексту Л. Пантелеева (ОГЭ по русскому)

Смелый человек постоянно учится преодолевать свои страхи, он не будет прятаться за спинами других и всегда придет людям на помощь. Также быть смелым — это уметь брать ответственность за свои поступки и принимать важные решения, от которых могут зависеть человеческие жизни.

Чтобы доказать справедливость своих рассуждений, обращусь к тексту Леонида Пантелеева. Главный герой произведения — мальчик «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе».

Его отец недавно погиб под осколочным огнем, когда перевозил людей через реку. И теперь герой текста занимается отцовским промыслом. Он, несмотря на усталость и сложность данного занятия, каждый день перевозит людей. И для него, безусловно, это важная работа. Окружающие за это относятся к нему с уважением и называют его Матвеем Капитонычем. Он очень смелый, так как под грохотом зениток и осколочным дождем ни на ми не оставляет весел, и на лице его не было «ни страха, ни волнения». Взрослым людям рядом с ним было страшно, а мальчик и не думал бояться. И рассказчик, рассуждая об этом, восхищался храбростью и силой духа подростка.

В литературе тоже встречается немало смелых героев. Вспомним Петра Гринева из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Молодой офицер не испугался смерти и отказался присягать бунтовщику Емельяну Пугачеву. Для него верность государыне и собственная честь важнее страха за жизнь. Герой поступает смело. Также он не колеблется, когда узнает о судьбе своей возлюбленной — Маше Мироновой, которую Швабрин держал взаперти. Петр Гринев снова обратился к Пугачеву и попросил его о помощи. В конце произведения герой попадает под арест из-за «милости», оказанной ему бунтовщиком, но из-за Маши не рассказывает ничего о своих действиях следователям, так как девушка может потерять свою честь. И, следовательно, опять ведет себя как смелый человек.

Таким образом, смелость — это качество, которое помогает человеку быть свободным в принятии важных решений. Также оно позволяет ему контролировать собственные эмоции и преодолевать возникающие в жизни трудности.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *