Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Текст в русском языке

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в городе».

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы текста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заголовке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств связи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абзацами.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Основные при­зна­ки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния текста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го целого.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

Что такое текст и каким он бывает? Тема, основная мысль, абзацы

Содержание

Тексты окружают нас повсюду. Благодаря им мы учимся, познаем мир, получаем и передаем информацию. Давайте поговорим подробнее о том, что из себя представляет текст, всегда ли один текст похож на другой, и что отличает настоящий текст от простого набора фраз.

Что такое текст?

Текст — это группа предложений на определенную тему, подчиненных одной основной мысли.

Сравните две группы предложений. Они примерно одинаковы по размеру и обе состоят из всего одного абзаца, однако при внешнем сходстве только одна из них является текстом. Прочитайте и сделайте вывод.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Конечно же, просто стоящие друг за другом предложения, между собой никак не связанные, — это всего лишь набор предложений, а вовсе не текст. Каждое из них может быть самостоятельным и иметь свой собственный смысл, но они не буду образовывать нечто целое, единое.

Каким бывает текст?

Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.

Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.

Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Что мы знаем о тексте?

Несмотря на то, что под текстом мы можем подразумевать самые разные вещи, есть несколько важных особенностей, свойственных каждому тексту.

Предложения в тексте бывают зависимыми и независимыми. Самый простой пример независимого предложения — это первое предложение в тексте. Такое предложение будет понятно по смыслу, даже если прочитать его отдельно от текста. Например: «Наступила осень.» Или: «Во вторник я заболел гриппом.»

Представим, что последующее предложение может быть такого содержания: «Поэтому в школу я не пошел и весь день пролежал в кровати.» Это предложение является зависимым, так как без предыдущего не имеет никакого смысла. На их связь указывает присутствие слова поэтому.

Другими сигналами зависимых предложений могут быть, например, союзы и, а, но, местоимения он, тот, этот, наречия там, туда, тогда и т.д. С их помощью образуются грамматические связи между предложениями.

Порядок зависимых предложений в тексте нельзя менять, ведь тогда отношения между ними нарушатся.

Тема, основная мысль и абзацы

В тексте всегда присутствует тема — то, о чем или о ком идет речь.

Чаще всего тема текста отражена в заголовке. Например, прочитав название книги, мы можем примерно представить, о чем нам расскажут ее страницы.

В тексте может быть множество разных деталей, событий и персонажей, но всех их непременно объединяет нечто целое. Это и есть тема. В рассказе о том, как главному герою подарили собаку и он учится о ней заботиться, тему можно определить одним словом — «Собака». В стихотворении про елочку, праздничное веселье и Деда Мороза темой, конечно, будет «Новый год».

В каждом тексте можно проследить основную мысль.

Отличие основной мысли от темы заключается в том, что она выражает определенную идею или даже отношение автора к предмету речи. Чтобы определить тему текста, мы задаемся вопросом «О ЧЕМ хотел сказать автор?», а для формулировки основной мысли нужно задать немного другой вопрос: «ЧТО автор об этом хотел сказать?».

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Можно рассказать о собаке и попытаться донести до читателя, как здорово иметь собаку. А можно сделать акцент на том, что ухаживать за ней — это большой труд и ответственность. «Как здорово иметь собаку» или «Заботиться о собаке не так-то просто» — это и есть основная мысль. Обратите внимание, что тема текста («Собака») остается при этом той же самой.

Если текст достаточно большой, он делится на абзацы.

Каждый абзац — это небольшая часть текста. На письме он выделяется красной строкой (отступом слева).

Понятие абзаца тесно связано еще с одним важным термином — микротема. Все микротемы (иначе их еще называют подтемами) подчиняются единой теме и помогают лучше раскрыть ее с разных сторон. Чаще всего микротемы совпадают с абзацами, то есть каждый новый абзац — это новая микротема.

Источник

Признаки текста

Узнаем, какие при­зна­ки тек­ста поз­во­ля­ют назвать инфор­ма­тив­ный отре­зок пись­мен­ной речи тер­ми­ном «текст».

Чтобы понять, какие при­зна­ки тек­ста свя­зы­ва­ют несколь­ко пред­ло­же­ний в еди­ное целое, преж­де вспом­ним, что такое текст.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Все пред­ло­же­ния и части тек­ста (абза­цы, пара­гра­фы, гла­вы) долж­ны рас­кры­вать его тему и основ­ную мысль.

Пример:

«Осенью в лесу», «Удачная рыбал­ка», «Поход за гри­ба­ми», «Счастливый слу­чай» и пр.

В каж­дом тек­сте мож­но ука­зать ряд основ­ных при­зна­ков, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми его мож­но назвать этим термином.

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие основ­ные при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Основные признаки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мысли.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния, сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Небольшие тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

Источник

«Основные признаки текста» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основные признаки текста

Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

1.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

2.Формировать умение работать с текстом;

3.Совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

4.Обобщить сведения о тексте;

5.Выявить основные признаки текста;

6. Обогащение словарного запаса.

1.Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, активизировать мыслительную деятельность;

2.Умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

1.Воспитывать любовь к русскому языку

Учитель: Здравствуйте, ребята!

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Учитель: Показать детям слайд с текстом. На какой половине находится текст? А почему? А как одним словом это можно назвать?

Учитель: Тема нашего урока «Основные признаки текста». Вспомним определение, что же такое текст.

Учитель: Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

Учитель: Когда Вы беседуете с друзьями, разговариваете с родителями, отвечаете на уроках, пишите сочинения, то употребляете не отдельные предложения, а связываете их в единое целое т.е. в текст.

Учитель: Само слово текст произошло от латинского « textum », что в переводе означает ткань, сплетение, соединение».

Учитель: если сравнивать каждую ниточку с отдельным предложением, то текст это особым образом связанные переплетенные ниточки образующие ткань.

Учитель: рубашку, платье или пиджак из качественной ткани очень приятно носить, а грамотно построенное произведение речи – текст, приятно читать и слышать.

Учитель: Минимальная единица текста – предложение. В тексте предложения расположены в определённой последовательности в определённом порядке.

Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Смотреть картинку Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Картинка про Сообщение на тему что такое текст 6 класс. Фото Сообщение на тему что такое текст 6 класс

Учитель: Можно ли создать из этих предложений текст?

Учитель: Восстановите текст.

Учитель: Что вы сделали для этого?

Дети: расставили предложения по порядку.

Учитель: Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

Учитель: Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

Учитель: Озаглавьте получившийся текст.

Дети: «Мастер чемоданных дел».

Учитель: Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.

Выделяют типы текста, опираясь на содержание:

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.

Виды смысловой связи предложений в тексте:

Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.

Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.

Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.

Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.

Первое предложение является общей темой для последующих предложений.

Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.

Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.

Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.

Что такое заголовок текста

Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч.

Составление текста

Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.

Есть несколько типов составления текста:

1) составление текста по рисунку;

2) составление текста на заданную тему;

3) составление текста по данному началу и концу;

4) составление текста по опорным словам.

Составление текста по рисунку

Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.

Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:

Заяц

С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный.

Составление текста на заданную тему

Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.

Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:

1. Подумай, что несет в себе заданная тема;

2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;

Тема «Друзья»

Составление текста по данным началу и концу

Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.

Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:

«Манная каша»

Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …

Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.

Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.

Составление текста по опорным словам

Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.

Пышная красавица

В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.

Словарное слово: ворона

Что такое словарные слова? Словарные слова – это слова, правописание которых нельзя проверить правилом.

Проверяются эти слова орфографическим словарем. Слово, которое мы запишем в словарик «Орфограммка», мой юный товарищ, будет ворона.

Обязательно подчеркни букву, в которой можно сделать ошибку.

Для закрепления материала, выполни эти задания и реши тест после урока:

1. Дай заголовок тексту

После школы я зашел в булочную за хлебом. Продавщица, всегда радостная и веселая тетя Маша, была расстроена, не похожа на себя. Когда она подавала хлеб, я сказал:

Тетя Маша засветилась, словно звездочка, я удивился, ведь я ничего не сделал.

— Тетя Маша, почему вы улыбаетесь?

— Василек, ты единственный сегодня сказал мне доброе слово.

— Спасибо! – ответила тетя Маша

Я понял как важно говорить добрые слова.

2. Составь текст по рисунку

3. Составь текст на тему «Утро в лесу»

4. Составь текст по началу и концу

Начало: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил ….

Конец: Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

5. Составь текст по опорным словам: море, пляж, волна, солнце, крем, мороженое, лимонад, шляпа, воздушный шар.

1. Пример: «Добрые слова»

2. Пример: Выпал снег. Во двор вышли все ребята. Самое время лепить снеговика. Целых два часа мы лепили снежные комки, делали снеговику глаза, нос, пуговицы. Получился большой, красивый, замечательный снеговик.

3. Пример: Как прекрасно утро в лесу. На травеи деревьях появляется утренняя роса. От лучей яркого солнышка просыпаются звери, начинают петь птицы, журчат ручьи. Все готовятся к новому дню.

4. Пример: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил вместо уроков пойти запускать воздушного змея. Я, недолго думая, согласился. Мы пришли на наше место и запустили змея. Он летел так красиво и легко, будто птица. Но вдруг, змей зацепился за дерево. Я полез его доставать, потому что Борька боялся высоты. Змея я достал и к тому же порвал штаны. Теперь надо будет объяснять маме, что со мной приключилось. Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

5. Пример: На каникулах моя семья поехала на море. Сколько всего интересного ждало нас на отдыхе. Мы загорали на пляже, а чтобы солнце не обожгло наше тело, пользовались кремом от загара и надевали шляпы; купались в море, иногда были большие волны; ели мороженое и пили лимонад. В последний день мы полетали на воздушном шаре. Было весело и интересно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *