Текст всю свою жизнь люди чего то желают изложение
Аудиозаписи текстов изложений
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Урок русского языка на тему «Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
с текстом при подготовке к ОГЕ по русскому языку
Цель: совершенствование навыков работы с текстом для успешной сдачи экзамена.
познакомиться с текстом изложения, выделить главное и подготовить пересказ;
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
Подготовка учащихся к уроку. Наличие учебных принадлежностей. Минута чистописания.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вариант ответа : Всю свою жизнь человек о чем-то мечтает. По мере взросления желания могут меняться. Выросший человек хочет хорошую работу. Он уже меньше удивляется и становится менее чувствительным.
— На какие орфограммы были предложенные слова? (безударная гласная в корне, корни рос-раст, непроизносимая согласная в корне слова, тся –ться в глаголах, безударное окончание глаголов).
-Сложно ли было воспроизвести слова по памяти по порядку?
-Исходя из предложенной вам разминки, определите тему урока?
Тема: Работа над изложением . (Работа с текстом по подготовке к ОГЭ по русскому языку)
— Формирование целей и задач урока
— Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
_- Для сдачи ОГЭ нам предстоит научиться писать сжатое изложение.
3) Актуализация знаний
— Как звучит формулировка задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
— Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
— Ребята, что является самым важным в работе над изложением?
( это понять тему, идею текста)
-Давайте вспомним основные сведения о тексте:
(Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.)
— Что такое тема текста?
(Тема – то, о чём говорится в тексте)
— Что такое идея текста?
-Что такое микротема?
(Микротема – часть одной общей темы).
4) Первичное усвоение новых знаний
Чтение и анализ текста
Всю свою жизнь люди чего-то желают, и по мере взросления человека его желания становятся всё более сложными и замысловатыми. Маленький Даня хочет просто большую красную машинку. А выросший Даниил Борисович мечтает о семейном счастье и хочет найти себе прекрасную жену. Она должна быть красивой и умной, хорошо готовить и внимательно слушать все рассуждения мужа о том, что, в общем-то, и работу получше ему тоже очень бы хотелось.
Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё. Когда Даниил Борисович женится, он, вполне вероятно, через несколько лет после свадьбы уже и забудет о том, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет и к уму своей жены, и к её красоте. Перестанет удивляться и радоваться этому. И начнёт мечтать о чём-то другом.
Но если всю свою жизнь мы будем бесконечно мечтать то об одном, то о другом, то о третьем, то когда же нам чувствовать себя счастливыми? Наверное, в этом и заключается секрет счастливых людей. Они умеют замечать, как их желания исполняются, и всё время помнят о том, что когда-то то, что они сейчас имеют, было лишь невероятной мечтой.
— Сформулируйте и запишите в тетрадях тезисы каждой микротемы ,
4) Первичная проверка понимания текста
Работа над абзацами:
1 абзац – Всю свою жизнь люди чего-то желают.
2 абзац – Но после исполнения желания человек начинает хотеть чего-то ещё.
— Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
Работа над ошибками («Найди и исправь ошибку»)
Задание : вы познакомились с исходным вариантом текста, вам предлагается в готовом пересказе этого текста найти все неточности и искажения исходного текста: работа на карточках)
Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и больше ни о чем не мечтает. Когда Даниил Борисович женится, он, вполне вероятно, через несколько лет после свадьбы уже и забудет о том, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет и к уму своей жены, и к её красоте. Перестанет удивляться и радоваться этому. И ни о чем другом мечтать не будет.
Но если всю свою жизнь мы будем бесконечно мечтать то об одном, то о другом, то о третьем, то когда же нам чувствовать себя счастливыми? Наверное, в этом нет секрета счастливых людей.
-Помогла ли вам данная работа лучше запомнить текст?
— исключение повторов слов или словосочетаний
— исключение одного или нескольких из синонимов
— исключение уточняющих и поясняющих конструкций
— исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
— исключение одного или нескольких предложений
— исключение предложений с описаниями и рассуждениями
— замена однородных членов
— замена предложения или
его части определительным
местоимением с обобщающим
— слияние нескольких предложений в одно
— замена предложения или его части указательным местоимением
— замена сложноподчиненного предложения простым
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Редактируем 1 абзац:
Упрощаем (слияние нескольких предложений в одно, замена фрагмента предложения синонимичным выражением) и исключаем фрагменты предложений, некоторых однородных членов предложения, повторов слов или словосочетаний:
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем и исключаем:
Но после исполнения желания человек о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё. После женитьбы Даниил Борисович забудет, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет к уму своей жены и её красоте. И начнёт мечтать о чём-то другом.
Редактируем 3 абзац:
— Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
5. Первичное закрепление
— Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
— Перепишите полученный текст в тетрадь.
— А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
Определяем тему и формулируем основную мысль.
Определяем структуру текста.
Подчеркиваем в каждой микротеме основную информацию.
Составляем опорный план.
Исключаем подробности, детали, обобщаем и упрощаем синтаксические конструкции.
7.Составляем готовый текст.
8. Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
-Ребята, понравился ли вам сегодняшний текст? Чем он может быть полезен для вас своим содержанием?
-Предлагаю вам дома написать сочинение- рассуждение (9.3) на тему «Что такое мечта?»
Изложение ОГЭ — Каждый человек ищет место в жизни
Изложение ОГЭ — Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё «я». Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу» – слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». И, конечно, сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. (165 слов)
Источник: Открытый банк ФИПИ
Микротемы
№1
Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё «я». Но какие моральные ценности имеют вес в его глазах?
№2
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие.
№3
Тем выше истинная цена человека, чем больше он любит не столько себя, сколько других
Образец сжатого изложения
Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё «я». Но как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах?
Иногда мы поступаем не очень правильно, проявляя себялюбие. Однако в жизни каждого человека бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие несмотря на то, что сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Каждый из нас на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. (99 слов)
текст №33 «Каждый человек ищет место в жизни»
Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу»: слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.
Микротемы:
Пример сжатого изложения:
Каждый человек ищет место в жизни. Только как он его находит? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Из-за раздутого чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». Себялюбцев осуждают. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого бывают моменты, когда он просто обязан проявить самолюбие. И сделать это непросто.
Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу мира. (105 слов)
Текст всю свою жизнь люди чего то желают изложение
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Когда человек юн, ему кажется, что «взрослая жизнь» будет проходить в совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, что его будут окружать совсем другие люди. А на самом деле часто оказывается иначе: то, что мы приобрели в молодости, остаётся с нами на всю жизнь.
Постарайтесь не ошибиться и сделать в молодости верный выбор: приобрести только добрых друзей, только хорошие привычки и только полезные навыки. А потом берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте этого бесценного богатства.
(по Д.С. Лихачёву) (139 слов)
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
ИК1: Содержание изложения | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК2: Сжатие исходного текста | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
2 | |
1 | |