тексты богослужений на каждый день 2021

Богослужебные указания

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 5 ноября 2021 года

23. Пят­ница. Апо­стола Иакова, брата Гос­подня по плоти.

Служба ап. Иакова сла­во­слов­ная, совер­ша­ется вместе со служ­бой Окто­иха.

На вечерне кафизмы нет.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры апо­стола, глас 4‑й – 6 (каждая сти­хира – дважды). «Слава» – апо­стола, глас 6‑й: «Кровию муче­ния…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Кто Тебе не убла­жит…».

Входа нет. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры апо­стола, глас 1‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – апо­стола, глас 8‑й: «Нача­ло­пас­тыря Христа…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же: «Вла­ды­чице, приими…».

По Три­свя­том – тро­парь апо­стола, глас 2‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь апо­стола, глас 2‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 19‑я и 20‑я. Малые екте­нии. Седальны апо­стола (по дважды). Псалом 50‑й.

Каноны: Окто­иха 1‑й со ирмо­сом, без муче­нич­нов, на 4 (ирмосы еди­но­жды), 2‑й на 4 и апо­стола на 6.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…» (см. Типи­кон, 23 сен­тября, 1‑е «зри»).

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – седа­лен апо­стола, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос апо­стола, глас 4‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен апо­стола (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры апо­стола, глас 8‑й – 4. «Слава» – апо­стола, глас 1‑й: «Во огнен­ней зари…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен по гласу «Славы», от мень­ших (по выбору).

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь апо­стола, глас 2‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу тро­паря: «Вся паче смысла…».

На часах – тро­парь и кондак апо­стола.

Бла­женны апо­стола, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь храма, тро­парь апо­стола. «Слава» – кондак апо­стола, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь храма, тро­парь апо­стола; кондак храма. «Слава» – кондак апо­стола, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – дня и апо­стола.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и апо­стола.

52 На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 21 октября 2016 года был утвер­жден и реко­мен­до­ван к обще­цер­ков­ному бого­слу­жеб­ному упо­треб­ле­нию текст службы сщмч. Вла­ди­миру Амбар­цу­мову, пре­сви­теру Мос­ков­скому. Текст службы раз­ме­щен на офи­ци­аль­ном сайте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645937.html), и на сайте Изда­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/369).

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021

тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть фото тексты богослужений на каждый день 2021. Смотреть картинку тексты богослужений на каждый день 2021. Картинка про тексты богослужений на каждый день 2021. Фото тексты богослужений на каждый день 2021

Главные новости

Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

Архив

Богослужебные указания за 6 ноября 2021 года

Порядок чтений, согласно календарю: Служба совершается согласно 13-й главе Типикона: по Минее и Октоиху.

24. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского.

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Песненно пастыреначальника днесь. », «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты. », со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал. », и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лукавое и неверное злосоветие. », «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (см. по 1-м стихословии), «Иже просветивый святыя Твоя…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и седален: «Страстотерпцы Господни…», стих: «Блажени, яже избрал…», и седален: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богородице Дево Марие…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя» [59] ; последние стихи статии: «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее. », поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных [60] : «Святых лик…» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й.

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Веселия ходатай нам наста. ») и икос мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 8-й: «Креста силою. ». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя. ».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 2-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Увы мне. », «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Приидите, Матерь Света. ».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (со своими припевами: «Блажени, яже избрал. », и проч.). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Егда плотскаго соуза. ».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и Стену, и Пристанище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

53 При совершении бденной или полиелейной службы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» можно руководствоваться (с учетом действия рядового гласа Октоиха) схемами богослужения, изложенными 22 октября в «Богослужебных указаниях на 2017 год» (М., 2016. С. 799–800), а также 28 июня (вариант А) и 12 июля (вариант А) в «Богослужебных указаниях на 2020 год» (М., 2019. С. 554–556, 589–590).
54 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.
55 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
56 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.
57 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.
58 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.
59 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
60 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
61 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.
62 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.
63 Поскольку в службе мучеников в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен мучеников; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…».

Источник

Богослужебные указания

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 29 апреля 2021 года

16. Страст­ная сед­мица. Вели­кий Чет­вер­ток. Вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери.

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии.

При­ме­ча­ние. По Уставу, утреня начи­на­ется «в 7‑й час нощи», т. е. по-нашему – около пер­вого часа ночи: «В 7‑й час нощи клеплет пара­екк­ли­си­арх, и собрав­шеся в цер­ковь, и сотворшу иерею начало: Бла­го­сло­вен Бог наш… начи­наем абие по обычаю, якоже писася в чет­вер­ток 5‑я недели» (см.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток»).

Иерей воз­глас: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец 33 : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный…», Три­свя­тое. По «Отче наш…» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец: «Аминь», «Гос­поди, поми­луй» (12 раз), «Слава, и ныне», «При­и­дите, покло­нимся…» (трижды) и дву­псал­мие (во время псал­мов – обыч­ное каж­де­ние).

Шесто­псал­мие. (Иерей читает утрен­ние молитвы.) Вели­кая екте­ния. «Алли­луиа», глас 8‑й (со сти­хами: «От нощи утре­нюет…»). Тро­парь, глас тот же: «Егда слав­нии уче­ницы…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет.

По окон­ча­нии пения тро­паря отвер­за­ются цар­ские врата, и диакон воз­гла­шает: «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию…». Еван­ге­лие – Лк., зач. 108, от полу: «При­бли­жа­шеся празд­ник опрес­нок…» (конец в зач. 109: «По Немже идоша уче­ницы Его»).

Псалом 50‑й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не чита­ется, но сразу канон Триоди, глас 6‑й, тво­ре­ние св. Космы Маи­ум­ского: «Сече­ное сечется…» (ирмосы по дважды, тро­пари на 6), с при­пе­вом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (биб­лей­ские песни не сти­хо­сло­вятся). По каждой песни ката­ва­сия – ирмос канона.

По 3‑й песни – малая екте­ния, седа­лен Триоди, глас 1‑й: «Езера и источ­ники…». «Слава» – ин седа­лен, глас 3‑й: «Сми­ря­яся за бла­го­у­тро­бие…», «И ныне» – ин седа­лен, глас 4‑й: «Ядый, Вла­дыко…».

По 6‑й песни – малая екте­ния, кондак Триоди, глас 2‑й: «Хлеб прием…», и икос, глас тот же: «Тайной тра­пезе…».

На 9‑й песни – каж­де­ние. («Чест­ней­шую» не поем.)

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Малая екте­ния. Екса­по­сти­ла­рий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 2‑й – 4. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Егоже про­по­веда Агнца Исаия…».

Чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» («Тебе слава подо­бает…» не про­из­но­сится), и чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие. Екте­ния про­си­тель­ная: «Испол­ним утрен­нюю…», воз­глас: «Яко Бог мило­сти…», и обыч­ная молитва гла­во­пре­кло­не­ния (с воз­гла­сом: «Твое бо есть…»).

Сти­хиры на сти­ховне Триоди, глас 8‑й – 4 (с осо­быми при­пе­вами). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти…», «И ныне» – Триоди, глас 5‑й: «Тай­но­вод­ствуя Твоя, Гос­поди, уче­ники…».

«Благо есть» (еди­но­жды). По Три­свя­том поется тро­парь, глас 8‑й: «Егда слав­нии уче­ницы…». Сугу­бая екте­ния: «Поми­луй нас, Боже…». Воз­глас: «Яко Мило­стив…». Диакон: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу, без отпу­ста утрени, чита­ется 1‑й час.

При­ме­ча­ние. «Подо­бает ведати, яко лития за упокой в при­творе не бывает до Недели Фомины» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток», 1‑е «зри»). Соот­вет­ственно этому ука­за­нию Типи­кона, во все после­ду­ю­щие дни Страст­ной и Пас­халь­ной седмиц не должно про­из­но­сить заупо­кой­ных екте­ний и совер­шать какие-либо поми­но­ве­ния усоп­ших, кроме тай­ного на про­ско­ми­дии и на Литур­гии по освя­ще­нии Даров. Не совер­ша­ются ни пани­хиды, ни литии.

При­ме­ча­ние. «При часе же 3‑м дне уда­ряет пара­екк­ли­си­арх в било, и поем часы вкупе, 3‑й, 6‑й, и 9‑й, по обычаю просто в при­творе… И Бла­женны скоро без пения…» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток»).

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого начи­на­ется вечер­ней.

При­ме­ча­ние. По Уставу, вечерня с Литур­гией свт. Васи­лия Вели­кого начи­на­ется «во 8‑й час дне», т. е. по-нашему – около 2‑х часов попо­лу­дни: «Во 8‑й час дне уда­ряет пара­екк­ли­си­арх, и собрав­шеся в цер­ковь, бла­го­сло­вившу иерею, начи­наем вечерню без сти­хо­сло­вия. Царю Небес­ный: Три­свя­тое: Гос­поди, поми­луй, 12. При­и­дите, покло­нимся: трижды. И псалом: Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…» (см.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток вечера»).

Воз­глас: «Бла­го­сло­вено Цар­ство…». Обыч­ное начало (с «Царю Небес­ный…»), псалом 103‑й (свя­щен­ник читает све­тиль­нич­ные молитвы перед цар­скими вра­тами). Вели­кая екте­ния. Кафизмы нет.

При­ме­ча­ние. «Таже Гос­поди, воз­звах на глас 2‑й, постав­ляем стихов 10. Свя­щен­ник же изме­няяй свя­щен­ни­че­скую одежду, исхо­дит, и кадит, и по еже воз­вра­ти­тися, творит про­ско­ми­дию» (Триодь Пост­ная, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток вечера»).

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры Триоди, глас 2‑й 37 – 10 (каждая сти­хира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6‑й: «Рож­де­ние ехид­нов воис­тинну Иуда…». В это время закан­чи­ва­ется чин про­ско­ми­дии, на кото­ром при­го­тов­ля­ются два Агнца: один для данной Литур­гии, а другой – для при­го­тов­ле­ния запас­ных Святых Даров на весь год.

Далее по чину Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого.

Вместо Херу­вим­ской песни – «Вечери Твоея тайныя…» (трижды): дважды до пере­не­се­ния Святых Даров (без «Алли­луия»), третий раз – после пере­не­се­ния Даров (с «Алли­луия»).

При­ме­ча­ние. «Вместо же Херу­вим­ския песни, поем во глас 6‑й: Вечери Твоея тайныя: трижды, лики пре­ме­ня­ю­щеся: на конеч­ном же Алли­луиа трижды» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток вечера»).

Задо­стой­ник – ирмос 9‑й песни канона Вели­кого Чет­вертка: «Стран­ствия Вла­дычня…».

Вместо при­частна, во время при­ча­ще­ния и вместо «Да испол­нятся…» – «Вечери Твоея тайныя…», «Алли­луия» (трижды).

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Виде­хом Свет Истин­ный…».

При­ме­ча­ние. «В при­частна же место поем тойже тро­парь: Вечери Твоея тайныя: И поем мно­жи­цею, дон­деже при­ча­ща­ются братия Боже­ствен­ных Таин. И потом Алли­луиа трижды. И вместо, Да испол­нятся, поем тойже тро­парь: и Алли­луиа» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток вечера»).

Отпуст крат­кий: «Иже за пре­вос­хо­дя­щую бла­гость…» (святые дня и храма не поми­на­ются).

При­ме­ча­ние. «Таже входим в тра­пезу и ядим варе­ние с елеем. Пием же и вино, и ино сухо­яде­ние, занеже поется Алли­луия. Сту­дий­ския же оби­тели Типик пове­ле­вает в Вели­кий Святый Чет­вер­ток ясти едино варе­ние, и сочиво, и обва­рен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик пове­ле­вает во Святый Вели­кий Чет­вер­ток ясти варе­ния два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како раз­су­дит насто­я­тель, зря свою о Христе братию про­из­во­ля­ющу к душе­спа­си­тель­ной пользе» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Чет­вер­ток вечера»).

В чет­верг вече­ром слу­жится малое пове­че­рие. На нем три­пес­нец Вели­кого Пятка из Триоди, тво­ре­ние прп. Андрея Крит­ского, глас 8‑й (песни 5‑я, 8‑я и 9‑я). Ирмосы по дважды; тро­пари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на ката­ва­сию.

По Три­свя­том – кондак Триоди, глас 8‑й: «Нас ради Рас­пя­таго…» (см. на утрене Вели­кого Пятка), и прочее после­до­ва­ние малого пове­че­рия. Отпуст малый.

При­ме­ча­ние. Ради уми­ли­тель­ного три­песнца это пове­че­рие не сле­дует опус­кать и в том случае, когда после­до­ва­ние святых Стра­стей совер­ша­ется в чет­вер­ток вече­ром.

33 См. в чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (2 апреля).
34 Так по Слу­жеб­нику. В книге «Службы на каждый день Страст­ной сед­мицы» в Вели­кий Чет­верг на утрене и на изоб­ра­зи­тель­ных указан отпуст «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…», что менее соот­вет­ствует содер­жа­нию бого­слу­же­ния утрени этого дня (см.: Успен­ский Н. Д. Бого­слу­жеб­ные отпу­сты // Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1998 год. С. 416–417).
35 В этом случае вход­ные молитвы совер­ша­ются перед нача­лом бого­слу­же­ния.
36 Изоб­ра­зи­тельны начи­на­ются с «Во Цар­ствии Твоем…».
37 Те же сти­хиры, что пелись на хва­ли­тех утрени.
38 Во время пения про­ким­нов цар­ские врата, по тра­ди­ции, открыты; на чтение пари­мий цар­ские врата затво­ря­ются.
41 Состав­ные еван­гель­ские чтения Страст­ной сед­мицы, а также 12 Еван­ге­лий Святых Стра­стей на утрене Вели­кой Пят­ницы, при­во­дятся пол­но­стью в при­ло­же­нии Бого­слу­жеб­ного Еван­ге­лия.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *