традиции на рождение ребенка в россии
Рождение ребенка сегодня – особая область знания медицины, которую изучают специально, но в России вплоть до X века не было никаких пособий ни по родам, ни по тому, что делать после. В деревнях было одно средство: предоставить все самой природе и здоровью женщины, которая, бывало, рожала прямо в поле, а через три дня уже ходила.
Ни о каких акушерских тонкостях, приспособлениях или специальных креслах, существовавших у других народов для родовспоможения, омовения и повивания новорожденных, русские деревенские бабы не знали. И рожали они не сидя на корточках, как было принято, например, в Египте, а лежа или полусидя.
Роды на корточках практиковались и в других странах (в Индии, например), потому что в таком положении таз хорошо открывается и легко пропускает ребенка. Помню, когда рожала в первый раз, соседки по палате рассказывали о случаях, когда женщина рожала, сидя на унитазе, ребенка едва успевали подхватить. Не верила, но сейчас верю, т.к. физиологически вполне объяснимо.
В России, да и в Европе вообще, этот способ не прижился. Интересно, что если посмотреть на иконы «Рождества Богородицы» и «Рождества Христова», видно, что в том и другом случае роженица лежит. У всех народов существовало особое сословие пожилых женщин, называвшееся бабками-повитухами.
Об этом известно, например, из Библии, в которой рассказывается, как египетский фараон повелел повитухам, принимавшим роды у евреек, убивать всех младенцев мужеского пола, чтобы евреи не плодились так быстро.
Под этот указ фараона попал, в частности, Моисей. Его мать уговорила повитуху оставить ребенка в живых, а через несколько дней положила младенца в корзинку и пустила ее по реке. Корзинку заметила дочь фараона, забрала мальчика к себе во дворец и научила его египетской мудрости.
Повитухи не только помогали в родах, но и умели диагностировать беременность, определять пол будущего младенца, прерывать беременность и даже лечить некоторые женские болезни. Россия в этом смысле не была исключением, почти в каждой деревне и городе были такие бабки-повитухи, а если не было, то всегда можно было найти опытную в этих делах женщину.
Их усилиями количество таких школ увеличилось, в них преподавали основы медицины и девушки могли не только принять роды, но и, в крайнем случае, оказать первую врачебную помощь. Выпускники определялись в казенные заведения или начинали заниматься частной практикой. Таким «бабкам-повитухам» было уже не шестьдесят-семьдесят, а восемнадцать-двадцать.
Рождение ребенка в семье было событием и обставлялось многими ритуалами, обрядами и церковными Таинствами, важнейшими из которых были крещение и миропомазание, которые пришли в Россию после принятия христианства. Роды в деревнях проходили, как правило, в банях, самом чистом месте, где всегда была вода и печка, а стены настолько продезинфицировались дымом, что более чистого места в хозяйстве было не найти.
Как только наступало время потуг, женщина удалялась с бабкой-повитухой и еще несколькими женщинами в баню, а когда становилось известно, что родился ребенок, священник читал над женщиной очистительную молитву (роды делали женщину нечистой), а также над бабкой-повитухой и остальным присутствующим, даже если они не прикасались к роженице.
«Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю, Сам и сию днесь родившую рабу Твою (имярек) Ю исцели, и восстави ю от одра, на нем же лежит; зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди; покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешнего дне даже до последнего ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»
Читалась молитва и над младенцем. Как только он появлялся на свет, пуповина перевязывалась в двух местах, между которыми ее отрезали. Младенца выправляли, намыливая, встряхивая и обмывая водой. Потом ребеночка осторожно заворачивали в пеленку и клали в люльку.
В соответствии с Ветхим Заветом считается, что женщина при рождении сына остается нечистой сорок дней, девочки – восемьдесят. И до сих пор в православии сохраняется традиция: мать, как нечистая, не имеет права присутствовать при крещении своего ребенка, хотя нередко младенца крестят не через восемь дней, и не через сорок, и даже не через восемьдесят, а через год-два-три и более лет.
Присутствуя как уставщица на многих крещениях, заметила, что, как правило, дети очень болезненно реагируют на отсутствие матери, а восприемники не всегда могут успокоить ребенка, который надрывается от крика и слез. Многие священники признают, что Ветхий Завет в этой части давно устарел, но… такова традиция.
В древности день крещения не был определен однозначно. Если дитя рождалось слабеньким и немощным, и была высока вероятность его смерти, то никто не ждал никакого специального дня. Его крестили особым укороченным чином «в час воньже родися; токмо омыти его и абие крестити, да не скончается не просвещен (т.е. не крещенным)».
На сороковой день в храме читалась молитва об очищении роженицы. Чин Просвещения (Крещения) и Миропомазания существует отдельно от молитв, читаемых в первый и восьмой день. Этим обычаям следовали все.
Потом начинались поздравления и подарки. Особенно пышно обставлялось рождение ребенка в царской семье. Устраивались пиры и обеды, раздавалась богатая милостыня, освобождались из тюрьмы не особо важные заключенные, в храмах и монастырях проходили молебны в честь рождения царевича или царевны.
Особенно тщательно подбиралась для младенца кормилица. Через год, если она была из дворянского рода, ее муж становился воеводой или ему даровалась вотчина. Если из других чинов – следовало повышение и награждение денежным жалованьем. Если кто-то чужой при кормилице хвалил ребеночка, она должна была от сглаза трижды сплюнуть на землю.
В простонародье все происходило проще, но более сильными были поверья и приметы. Так, когда начинались родовые мучения, принято было это скрывать (считалось, что это облегчает муки), а роженице давали пить воду, в которой предварительно растворяли написанную молитву о благополучном разрешении.
Этот обычай в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня: многие матери, бабушки, знакомые заказывают молебен о благополучном разрешении от родов и молятся перед специальной иконой «Помощница в родах» дома.
В некоторых деревнях было принято водить роженицу в избе или в бане по кругу, не давая ей садиться или лежать, что физиологически тоже понятно. Когда женщина разрешалась от бремени, ей давали чарку вина и кусочек хлеба; потом ее поили толокном, разбавленным пивом и потчивали всякой пищей.
А что отец? Сначала он ел гречневую кашу, потом его отправляли из избы и готовили для него специальную кашу из пшена. В нее клали по столовой ложке уксуса, перца, горчицы, хрена, соли и посыпали все это сверху сахаром. Он должен был эту кашу съесть, такая она олицетворяла мучения роженицы.
В других местах было принято подавать отцу новорожденного ложку соли, сверху покрытую кашей. Кумовья в это время поднимали высоко пирог и приговаривали: «Расти, крестник, так высок, как мы подняли пирог».
Интересно, что в Грузии был другой обычай: когда приходило время родов, роженицу усаживали посреди избы на ковер и мужчины начинали размахивать над ее головой саблями. Считалось, что от страха она быстрее родит.
Существовали особые родильные подарки, которые принято подносили роженице. Обычно после родов родственники и знакомые посылали в дар кусок материи на рубашку младенцу, муку и крупу. Если приходили сами, то приносили пироги и другую снедь, а также скрытно клали под подушку золотую монетку.
Сегодня эти и многие другие обычаи, связанные с рождением ребенка, забыты и мало кто знает о них, а жаль.
Роды: традиции, приметы и суеверия
Момент рождения человека – важнейшая точка в его жизни. Неудивительно, что издавна наши предки находили объяснение процессу родов в существовавших верованиях и окружали его множеством ритуалов, обрядов. Часть из них в наши дни приходится слышать беременной женщине от окружающих в виде народных советов или суеверий.
Давайте посмотрим, какими они бывают и что за ними кроется!
Примечательно, что часто традиции, связанные с родами, схожи у разных народов. Это объясняется представлениями наших предков о рождении человека. Во-первых, роды рассматривались, как акт перехода из одного мира в другой, то есть как процесс, в котором участвуют сверхъестественные силы. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Поэтому роды, впрочем, как и вся беременность, рассматривались, как опасный для женщины и младенца период, в который требуется особая защита от злых сил. Во-вторых, множество обрядов, таких, как наговоры, заклинания, молитвы, были направленны на облегчение боли. Основным действующим приемом в них являлось внушение, а также отвлекающие и стимулирующие возникновение измененных состояний сознания факторы. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины.
Кроме того, с моментом рождения связывали дальнейшую судьбу человека. От того, каким будет переход из невидимого мира в материальный, и какие впечатления получит ребенок в момент рождения, считалось, зависит его дальнейшая жизнь.
Обычай развязывания и раскрытия накануне родов
Широко распространен у различных народов обычай развязывания и раскрытия всего в доме, призванный способствовать свободному прохождению ребенка по родовым путям. Рядом с роженицей не должно было быть закрытых сундуков, запертых замков, завязанных узлов.
В Индии повитуха открывает все двери, все окна и откупоривает все бутылки. У шотландских горцев существовал обычай во время родов развязывать все узлы в доме, распускать пояса и развязывать все ленты на женской одежде. В Китае около роженицы ставили раскрытый зонт. В еврейских и православных традициях в случае проблемных родов обращались к священнику с просьбой открыть двери церкви, а также Царских врат алтаря, что тоже должно было помочь ребенку прийти в этот мир.
На Руси рожающей женщине также предписывалось распустить косы, развязать пояс, снять все украшения, а в доме нужно было открыть окна, двери, ворота, сундуки и шкафы.
Помощница в родах
Традиционно помощь роженице оказывалась женщинами. Так, с древнейших времен у египтян, евреев и китайцев, а также в Древней Греции и Древнем Риме акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). К помощи врача-мужчины прибегали только в тяжелых случаях. Долгое время для врача считалось недостойным заниматься акушерством и принимать роды. Во многих племенах, сохранивших архаичный образ жизни, женщины и сейчас рожают самостоятельно либо при помощи старшей женщины в семье (племени).
На Руси также акушерскую помощь оказывала бабка-повитуха. Но ее роль заключалась не только в том, чтобы принять ребенка. Она оказывала помощь по хозяйству после рождения младенца, принимала участие в обрядах, связанных с важными событиями в жизни повитых детей (крестины, свадьба), становилась для семьи родным человеком. В народе к повитухам относились уважительно, как к носительницам сакральных знаний, помогающих божественному акту рождения. Существовал даже особый праздник – «бабьи каши» (8 января), во время которого повитух благодарили, одаривали подарками и угощали специально приготовленной по этому случаю кашей.
Место родов
Место, где женщины должны были рожать, и позы для родов могли быть разными. Чаще всего, например, в европейских странах, в Древнем Египте и Греции, рожали просто в доме. Но для этих целей могло использоваться и отдельное строение. В горной Осетии похожим убежищем служил хлев. В народе уйгуров женщины должны были рожать первенца в доме своей матери.
На Руси помещением для родов традиционно считалась баня – изолированное хозяйственное строение, стоящее на границе земельного участка, и словно бы между миром «своих» и «чужих». Роды в бане проходили без лишнего внимания недобрых людей, которые могли помешать процессу, а кроме того, в ней всегда было достаточно тепла и воды. Даже в крупных городах до начала 20 века женщины предпочитали рожать дома, хотя и под присмотром акушерки.
Первый Родильный госпиталь был основан в 1771 году в Петербурге, но предназначался он для бедных рожениц или тех, кто хотел отказаться от ребенка. И только после революции 1917 года родильные дома стали основным местом родов в России.
Родовые позы
Муж во время родов
По-разному традиции предписывают и вести себя мужу во время родов. В ряде мест муж обязательно присутствует и помогает жене, «разделяет боль», иногда даже физически служит ей опорой или «стулом». Такое поведение мужчин характерно для некоторых регионов Италии, Испании, Франции, Югославии и стран Скандинавии. В других случаях роды проходят только в окружении женщин, а мужу категорически запрещено даже стоять за дверью. Например, в Осетии мужчина уезжал из дома, пока ему не сообщат о рождении ребенка. В Китае муж роженицы вместе с другими домочадцами покидал дом, и во время процесса родов ему не разрешалось произнести ни слова.
На Руси в разных местностях к присутствию мужа относились по-разному, но в целом считалось, что активное сопереживание и определенные действия мужа могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды. Например, на мужа одевали юбку роженицы, повязывали голову жениным платком, укладывали на кровать и просили изображать родовые муки, стонать и кричать. Если женщина сильно мучилась, мужу вменялось в обязанность периодически разминать или надавливать ей на спину своим коленом: считалось, что это уменьшит боль. Когда женщина рожала, отцу ребенка давали съесть хлеб с солью и горчицей или ложку каши с солью и перцем, приговаривая: «Солоно и горько рожать».
» Примечательна послеродовая роль мужа – новорожденного заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, затем клали на отцовский тулуп — чтобы был богат. А в Древнем Риме обмытого младенца клали к ногам отца, и тот должен был взять его на руки, поднять перед собой, демонстрируя таким образом, что принимает его в семью.
Суеверия, связанные с родами
И напоследок разберем несколько суеверий, связанных с родами:
Обновлено 15.11.15 г.
Шмакова Елена,
инструктор дородовой подготовки,
общественный консультант по грудному вскармливанию (АКЕВ),
мама пятерых детей
С новым счастьем, или как празднуют рождение ребенка
Сразу после рождения ребенка маме не до праздника. Организм отходит от сильнейшего стресса, который пережил во время родов, он активно восстанавливается и готовится к кормлению малыша. Тем не менее, это огромная радость для родных новоиспеченной мамы, особенно, для отца.
Поэтому они имеют полное право отметить данное событие. Позже, примерно через месяц, обычно проводятся смотрины, где родители принимают поздравление от родных и близких. Надо очень хорошо подготовиться, а для этого важно знать, как празднуют рождение ребенка.
Встреча из роддома
Пожалуй, самый первый праздник рождения малыша – это торжественная поездка в родильный дом за ребенком и обратно. Попросите мужа позаботиться о машине, торте и шампанском для медперсонала, ну а про цветы для вас он не забудет. Дома должно быть прибрано. Новоиспеченному папе подготовиться помогут ваши родители – он с радостью передаст им эту часть обязанностей. Поскольку вы слабы, вам сейчас особых торжеств не нужно, да и сыночку или доченьке сейчас гости не нужны. Поэтому попросите мужа, чтобы никого из друзей и родных кроме родителей он не приглашал к вам домой. Все люди взрослые, поймут, что это не повод для бурного празднования.
Месяц со дня рождения
Первое застолье можно организовать, когда малыш отметит свой первый миниюбилей – 1 месяц. Среди приглашенных должны быть только самые-самые близкие для семьи люди, желательно пока без детей. За это время вы уже успеете восстановить свои силы, но не надо на себя брать все обязанности по организации. Оставьте себе самое приятное — украшение, а остальное пусть делают помощники – ваши подруги, сестры, мамы. Составьте меню, а они могут накрошить салаты, оформить стол. На мужа возложите поход за продуктами.
Для ребенка обязательно должно быть отведено отдельное помещение – он быстро устанет и раскапризничается, если вы вовремя не унесете его в комфортное тихое помещение, где сможете его спокойно покормить и уложить спать.
Особенный подарок
Современное общество очень скептически относится к традициям, несмотря на то, что на них, собственно, и держится. Семейные традиции – это основа крепких отношений. Почему бы не ввести в обычай дарить на каждый День рождения ребенка особенный подарок? Если вы рукодельничаете, можете еще в роддоме начать вышивать небольшую картину для малыша. А после каждый год дарите по одной картине.
Другой вариант – статуэтки животных, покровительствующих году. Например, малыш родился в год змеи – подарите ему сразу фигурку змейки, далее – следующего покровителя и так далее. Также это могут быть золотые или серебряные монеты — к 18 у него будет настоящая коллекция и небольшой капитал, ведь драгоценные металлы не теряют свою ценность в отличие от денег.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Рождение ребенка: русские обычаи
Рождение ребенка сегодня – особая область знания медицины, которую изучают специально, но в России вплоть до X века не было никаких пособий ни по родам, ни по тому, что делать после. В деревнях было одно средство: предоставить все самой природе и здоровью женщины, которая, бывало, рожала прямо в поле, а через три дня уже ходила.
Роды на корточках практиковались и в других странах (в Индии, например), потому что в таком положении таз хорошо открывается и легко пропускает ребенка. Помню, когда рожала в первый раз, соседки по палате рассказывали о случаях, когда женщина рожала, сидя на унитазе, ребенка едва успевали подхватить. Не верила, но сейчас верю, т.к. физиологически вполне объяснимо.
В России, да и в Европе вообще, этот способ не прижился. Интересно, что если посмотреть на иконы «Рождества Богородицы» и «Рождества Христова», видно, что в том и другом случае роженица лежит. У всех народов существовало особое сословие пожилых женщин, называвшееся бабками-повитухами.
Об этом известно, например, из Библии, в которой рассказывается, как египетский фараон повелел повитухам, принимавшим роды у евреек, убивать всех младенцев мужеского пола, чтобы евреи не плодились так быстро.
Под этот указ фараона попал, в частности, Моисей. Его мать уговорила повитуху оставить ребенка в живых, а через несколько дней положила младенца в корзинку и пустила ее по реке. Корзинку заметила дочь фараона, забрала мальчика к себе во дворец и научила его египетской мудрости.
Повитухи не только помогали в родах, но и умели диагностировать беременность, определять пол будущего младенца, прерывать беременность и даже лечить некоторые женские болезни. Россия в этом смысле не была исключением, почти в каждой деревне и городе были такие бабки-повитухи, а если не было, то всегда можно было найти опытную в этих делах женщину.
Их усилиями количество таких школ увеличилось, в них преподавали основы медицины и девушки могли не только принять роды, но и, в крайнем случае, оказать первую врачебную помощь. Выпускники определялись в казенные заведения или начинали заниматься частной практикой. Таким «бабкам-повитухам» было уже не шестьдесят-семьдесят, а восемнадцать-двадцать.
Рождение ребенка в семье было событием и обставлялось многими ритуалами, обрядами и церковными Таинствами, важнейшими из которых были крещение и миропомазание, которые пришли в Россию после принятия христианства. Роды в деревнях проходили, как правило, в банях, самом чистом месте, где всегда была вода и печка, а стены настолько продезинфицировались дымом, что более чистого места в хозяйстве было не найти.
Борис Григорьев. Мать
Как только наступало время потуг, женщина удалялась с бабкой-повитухой и еще несколькими женщинами в баню, а когда становилось известно, что родился ребенок, священник читал над женщиной очистительную молитву (роды делали женщину нечистой), а также над бабкой-повитухой и остальным присутствующим, даже если они не прикасались к роженице.
«Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю, Сам и сию днесь родившую рабу Твою (имярек) Ю исцели, и восстави ю от одра, на нем же лежит; зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди; покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешнего дне даже до последнего ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»
Читалась молитва и над младенцем. Как только он появлялся на свет, пуповина перевязывалась в двух местах, между которыми ее отрезали. Младенца выправляли, намыливая, встряхивая и обмывая водой. Потом ребеночка осторожно заворачивали в пеленку и клали в люльку.
Новорожденный (Рождество Христово?). Фрагмент. Головка младенца. 1645-1648
В соответствии с Ветхим Заветом считается, что женщина при рождении сына остается нечистой сорок дней, девочки – восемьдесят. И до сих пор в православии сохраняется традиция: мать, как нечистая, не имеет права присутствовать при крещении своего ребенка, хотя нередко младенца крестят не через восемь дней, и не через сорок, и даже не через восемьдесят, а через год-два-три и более лет.
Присутствуя как уставщица на многих крещениях, заметила, что, как правило, дети очень болезненно реагируют на отсутствие матери, а восприемники не всегда могут успокоить ребенка, который надрывается от крика и слез. Многие священники признают, что Ветхий Завет в этой части давно устарел, но… такова традиция.
В древности день крещения не был определен однозначно. Если дитя рождалось слабеньким и немощным, и была высока вероятность его смерти, то никто не ждал никакого специального дня. Его крестили особым укороченным чином «в час воньже родися; токмо омыти его и абие крестити, да не скончается не просвещен (т.е. не крещенным)».
Аким Карнеев. Крестины
На сороковой день в храме читалась молитва об очищении роженицы. Чин Просвещения (Крещения) и Миропомазания существует отдельно от молитв, читаемых в первый и восьмой день. Этим обычаям следовали все.
Потом начинались поздравления и подарки. Особенно пышно обставлялось рождение ребенка в царской семье. Устраивались пиры и обеды, раздавалась богатая милостыня, освобождались из тюрьмы не особо важные заключенные, в храмах и монастырях проходили молебны в честь рождения царевича или царевны.
З.Серебрякова. Кормилица с ребенком
Особенно тщательно подбиралась для младенца кормилица. Через год, если она была из дворянского рода, ее муж становился воеводой или ему даровалась вотчина. Если из других чинов – следовало повышение и награждение денежным жалованьем. Если кто-то чужой при кормилице хвалил ребеночка, она должна была от сглаза трижды сплюнуть на землю.
В простонародье все происходило проще, но более сильными были поверья и приметы. Так, когда начинались родовые мучения, принято было это скрывать (считалось, что это облегчает муки), а роженице давали пить воду, в которой предварительно растворяли написанную молитву о благополучном разрешении.
Этот обычай в несколько измененном виде продолжает существовать и сегодня: многие матери, бабушки, знакомые заказывают молебен о благополучном разрешении от родов и молятся перед специальной иконой «Помощница в родах» дома.
Икона Божьей Матери «Помощница в родах»
В некоторых деревнях было принято водить роженицу в избе или в бане по кругу, не давая ей садиться или лежать, что физиологически тоже понятно. Когда женщина разрешалась от бремени, ей давали чарку вина и кусочек хлеба; потом ее поили толокном, разбавленным пивом и потчивали всякой пищей.
А что отец? Сначала он ел гречневую кашу, потом его отправляли из избы и готовили для него специальную кашу из пшена. В нее клали по столовой ложке уксуса, перца, горчицы, хрена, соли и посыпали все это сверху сахаром. Он должен был эту кашу съесть, такая она олицетворяла мучения роженицы.
В других местах было принято подавать отцу новорожденного ложку соли, сверху покрытую кашей. Кумовья в это время поднимали высоко пирог и приговаривали:
«Расти, крестник, так высок, как мы подняли пирог».
Интересно, что в Грузии был другой обычай: когда приходило время родов, роженицу усаживали посреди избы на ковер и мужчины начинали размахивать над ее головой саблями. Считалось, что от страха она быстрее родит.
Существовали особые родильные подарки, которые принято подносили роженице. Обычно после родов родственники и знакомые посылали в дар кусок материи на рубашку младенцу, муку и крупу. Если приходили сами, то приносили пироги и другую снедь, а также скрытно клали под подушку золотую монетку.
Сегодня эти и многие другие обычаи, связанные с рождением ребенка, забыты и мало кто знает о них, а жаль.
Тина Гай
Рубрики: | Обо всем |
Метки: русский мир фольклор.
Процитировано 4 раз
Понравилось: 17 пользователям