у человека с рождения появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей
Семь классов потребностей личностного взросления по Маслоу
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Иерархия потребностей – это почти каждый где-то уже слышал. Но в чем конкретно состоит теория? Примерно в 1943 году ученый-бихевиорист и отец гуманистической школы Абрахам Маслоу осознал, что за этим стоят разные уровни мотивации или мотивы и потребности. В том же году он опубликовал свою так называемую иерархию потребностей, которая с тех пор стала очень известной.
Чтобы её понять, нужно подробно рассмотреть семь классов потребностей, изучить индивидуальные уровни и разобраться, какое влияние теория Маслоу может иметь на человека в современном мире.
Семь классов потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу – это простое и ясное представление о человеческих нуждах, разделенных в общей сложности на семь уровней и три разные группы.
Низкие уровни покрывают так называемые потребности в дефиците, т.е. базовый физический уход, личную безопасность и социальные отношения. Согласно Маслоу, эти потребности должны быть удовлетворены, чтобы человек мог вообще испытать хоть какое-то удовлетворение. Только тогда последуют потребности роста.
Они включают социальное признание или индивидуальные потребности (статус, деньги, власть, карьера) и, в первую очередь, самореализацию (признание и развитие собственного потенциала). Однако они практически никогда не могут быть полностью удовлетворены: ведь художник рисует для выражения своего творчества, а не для того, чтобы нарисовать 10, 50 или даже 100 картин.
Все это на первый взгляд звучит невероятно правдоподобно. Однако следует сказать: иерархия потребностей Маслоу – это, прежде всего, одно: модель, теория. Это не было научно подтверждено. До сих пор.
Пирамида потребностей Маслоу
Эд Динер, один из самых известных профессоров психологии в мире, опубликовал глобальное исследование: он и его коллеги оценили данные по 123 странам. Основой послужил так называемый опрос Gallup World Poll – один из самых полных опросов данных в мире, в котором, среди прочего, фиксируется информация о доходах, питании, безопасности, чувствах и других вещах за период с 2005 по 2010 год.
При этом ученые обнаружили, что потребности в дефиците действительно должны удовлетворяться повсеместно и повсюду на планете, чтобы люди чувствовали себя счастливыми. Однако рейтинг индивидуальных потребностей кое-где немного различается.
Решающую роль в этом сыграли потребности роста:
Исследователи рассматривают это вместе как подтверждение теории Маслоу. Но что было гораздо более примечательным: в целом кажется, что люди тем счастливее, чем больше людей в их окружении могут удовлетворить свои потребности. Следовательно, это можно назвать не только индивидуальным, но и социальным условием.
Эти результаты показывают, что теория Маслоу во многом верна. Во многих культурах по всему миру удовлетворение предложенных потребностей коррелирует со счастьем. Однако важным отклонением от теории Маслоу является то, что обнаружено, что человек может сообщать о хороших социальных отношениях и самоактуализации, даже если его основные потребности и потребности в безопасности не полностью удовлетворены.
Личностный рост и иерархия потребностей: пример из менеджмента
Предлагаем разобраться в вопросе личностного развития в контексте потребностей, рассмотрев, как это работает в мире менеджмента.
Giphy
Иерархия потребностей возникла в то время в контексте новых теорий управления и не в последнюю очередь из-за одного из ключевых вопросов управления: что мотивирует сотрудников? Или в глобальном смысле: каковы мотивы человеческих действий?
Важные исследователи в области менеджмента уже занимались этим вопросом. Все они сегодня выделяют четыре основных мотива:
Основная мотивация
Все голодны, хотят пить, нуждаются в одежде, в тепле. Человек заботится о вещах, необходимых ему для выживания.
Вторичная мотивация
Она возникает из социальной среды. Это стремление к сообществу, безопасности, признанию в обществе.
Внутренняя мотивация
Человек хочет реализовать себя, научиться новому. Материальные ценности на это не влияют.
Внешняя мотивация
Здесь статус, доход, собственность – отличные стимулы. Также признание и похвала от коллег и начальника.
Основываясь на этом, социальный психолог Дуглас МакГрегор разработал в середине 1950-х годов две модели управления:
Обе основаны на двух разных образах человека:
С помощью этой модели Макгрегор оказал влияние на многочисленных теоретиков менеджмента. Однако именно Маслоу было обнаружено, что предположения теории Y были более реалистичными, но даже зрелые, мотивированные люди жаждут иерархических структур и инструкций. Одни и те же люди могут в одной ситуации лениться, вплоть до саботажа, а в другой хотят добиться максимума самостоятельно. Так возникла иерархия потребностей.
Независимо от того, руководят ли менеджеры авторитарно или совместно – это мало влияет на мотивацию. Так же мало, как внешние стимулы. Тот, кто пытается улучшить общее настроение за счет удовлетворения низших потребностей, получит только загруженных и одновременно праздных сотрудников.
С другой стороны, те, кто полагается на деньги или влияние, достигнут краткосрочного успеха и должны постоянно увеличивать «дозу». На самом деле, чем более мотивированы потребности Маслоу, тем проще они. В то же время усиливается их демотивирующее влияние. Денежные стимулы обычно быстро рассматриваются как приобретенные права и выгоды. Любой, кто годами получал премии, расстраивается и злится, если ему внезапно приходится обходиться без них.
Вывод из этого профессионального примера:
Руководителям: дать сотрудникам возможность реализовать себя с признанием и свободой и, таким образом, не замедлить существующую внутреннюю мотивацию.
Фото автора Polina Tankilevitch: Pexels
Для сотрудников: перестать призывать других к ответственности за удовлетворение своих потребностей. Во-первых, потому что это неправильно; во-вторых, потому что они не могут этого сделать.
Чтобы быть действительно удовлетворенным своей работой, каждый сотрудник должен стремиться достичь хотя бы четвертого уровня этой иерархии потребностей. Только здесь начинается истинное отождествление с собственной работой, и человек начинает видеть смысл в том, что делает много часов в день.
Печальная реальность, однако, заключается в том, что не только в общем применении, но особенно в профессиональном контексте мотивации, большая часть людей не выходит за пределы нижних уровней. Сложные обстоятельства вынуждают браться за работу, которая не приносит счастья и, похоже, выхода из ситуации нет.
Не сдавайтесь, просто продолжайте и пробуйте что-то новое – такой совет хорош, но не особенно полезен. И, к сожалению, иерархия потребностей здесь мало помогает, что является одной из самых серьезных критических замечаний в её адрес.
Критика иерархии потребностей
У иерархии потребностей есть не только сторонники, но и несколько критиков, которым есть что рассмотреть в различных точках теории. Прежде всего, нет никаких реальных эмпирических данных.
Фото автора George Milton: Pexels
Опросы, как уже указывалось выше, могут предполагать, что дефицитные потребности, как их описывает Маслоу, могут быть реалистичными, но действительно точный анализ вряд ли возможен, поскольку степень удовлетворения потребностей человека не может быть измерена.
Также неоднократно критикуют, что иерархия потребностей в первую очередь относится к богатым обществам и, таким образом, оставляет большую часть населения мира за пределами.
Существует также болезненная нехватка конкретных советов о том, что можно сделать для удовлетворения индивидуальных потребностей и, таким образом, для того, чтобы подняться на следующий уровень пирамиды. Кроме того, пункты, упомянутые Маслоу, – это потребности, которые невозможно удовлетворять постоянно. Таким образом, оставаться на вершине иерархии потребностей Маслоу – задача на всю жизнь.
У человека с рождения появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ДУХОВНЫЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВ ИГРАЮТ ТАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ТРУДЕ
Рис. IV.9. Виды потребностей
Рис. IV. 10. Характеристики мотивов
Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводит ь-с я.
Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей (рис. IV.6).
Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.
Рис. IV. 11. Характеристика интереса как одного из видов мотива
Мотив определяет тип поведения сичности, придавая ему определенную гаправленность. Мотивационной сфе->ой человека определяется масштаб и :арактер его личности. По своей роли, [ли функции, не все мотивы, направ-[енные на одну деятельность, равно-начны. Как правило, один из них, лавный, другие вторичные.
А.Н. Леонтьев рассматривал мотив :ак объект, отвечающий той или иной [отребности, и считал, что они выпол-[яют двоякую функцию: 1 — побуж-;ают и направляют деятельность. Это ютивы-стимулы; 2 — придают дея-ельности субъективный характер, личностный смысл». Это смыслооб-‘азующие мотивы.
Все мотивы можно разбить на две олыпие группы: осознаваемые и 2
Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.
Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.
именно влечения часто являются «утренним стимулом к совершению оПределенного действия.
Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.
Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к ок-ружающиму его людям или объектам. («Теория установка» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого образа «Я».
Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта де-
ятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «Образ Я*.
Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека, образует основные содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности.
Существенной стороной самосознания является самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она пораждает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.
Теории личности
Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий.
Первая — психоанализ, представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
Рис. IV. 12. Основные направления зарубежной психологии
Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды.
Гуманистическая психология — третье и самое новое направлении пер-сонологии, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию.
Наиболее влиятельными направлениями исследования и понимания природы активности личности являются психоаналитические теории и взгляды представителей гуманистической психологии. С точки зрения 3. Фрейда, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности. Человеку, по Фрейду, постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмов защиты, которые проявляются в следующих формах:
Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго, которая обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению, делается спокойным.
Проекция. Как защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.
Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, происходит переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.
Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему.
Реактивное образование. Этот защитный механизм проявлется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных.
Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.
Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность чело-
Рис. IV.14. Домашний тиран
Рис. IV.13. Согласно Фрейду, сильные, неосознанные агрессивные побуждения могут быть переадресованы или сублимированы в социально приемлемом направлении.
Психология потребностей
Определение понятия потребности
Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).
Психологическая структура потребности
В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:
Виды потребностей
Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.
Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:
Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.
Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно. В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет. Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.
Значение потребностей в жизни человека
Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие основные факторы, связанные с потребностями человека:
В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные. У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития. Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологического развития.
Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными. Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью. Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.