Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (Гайдар А.)

7. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Коваль Ю.)

8. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Из туч, как из ледника, набросило холодом. (2) Ветер перешел в ураган, пробежал вихрем по вершинам. (3) Все кругом загудело, налетел ливневый шквал. (4) На нас обрушилась лавина воды. (5) Сквозь ее мутную завесу не пробивался даже свет молний. (6) Дождь безжалостно хлестал по холмам, отплясывая дикий танец по равнине. (Федосеев Г.)

9. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Федосеев Г.)

10. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Федосеев Григорий Анисимович

Книга «Тропою испытаний»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Звери, не дойдя до меня, свернули к скалам. Сделай они еще с десяток шагов в мою сторону — и наша встреча могла оказаться для них роковой.

Медведица выбралась на первый прилавок[40] и там решила отдохнуть. Малыши будто ждали этого, бросились к ней, стали рыться крошечными мордочками под животом и, прильнув к соскам, замерли. В бинокль я видел только одного из них. Он сосал жадно, закрыв глаза, и, горбясь, упирался задними лапками о выступ камня. Медведица растянулась во весь рост, под ласковым солнцем задремала в материнском забытьи.

Жду долго. День в полном разливе. В голубом пространстве неба парят ястребы. Подо мною, в стланиках, громко бранятся кедровки. Встречный ветерок перебирает густую шерсть на лохматой шубе медведицы.

Брошенный мною камешек громко покатился по откосу. Медведица мгновенно вскочила и насторожилась. Свалившийся с прилавка малыш поднялся и, не замечая тревоги матери, схватил за заднюю ногу второго медвежонка и потащил его вниз. А медведица мечет по сторонам бешеный взгляд, нюхает воздух. Она не видит меня за выступом, ветерок же проносит мой запах левее ее. Вероятно, решив, что камешек беспричинно сорвался со скалы, самка приседает по-собачьи на задние ноги, успокаивается, но держится настороже.

«Кого же она боится? — подумал я. — Ведь здесь, в тайге, нет зверя, по силе равного медведю». Однако медведицу не покидает беспокойство.

А малышам хоть бы что! Они разыгрались: гоняются друг за другом, взбираются на снежный надув, нападают на мать, пытаясь привлечь ее к играм. Но та, словно забыв про малышей, все еще настороженно посматривает в мою сторону.

«Ну, — думаю, — пора нам расставаться. Попробую выстрелить». Беру карабин, прикладываю к плечу. Мушка покорно ложится между короткими ушами зверя, скрывая под собой его лобастую морду… От выстрела вздрогнули скалы. Неохотно откликнулось эхо. Пуля взрыла камни далеко за отдыхающим семейством. Медведица мгновенно вздыбила, глотнула ноздрями воздух.

«Шит… шит…» — бросила она властно и пустилась бежать.

Попрятавшиеся малыши через полминуты вылезли из укрытия, и снова пошла потасовка. А медведица задержалась, зло рявкнула, но детям было не до нее, они продолжали играть. Тогда мать подскочила к ним, гневно схватила одного зубами, подняла и бросила на камни. Это было так вразумительно, что малыши покорно последовали за ней.

Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. Откуда только у них прыть взялась! Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом.

Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. Иду туда и нахожу там свежие лунки. Оказывается, в мелкой дресве были спрятаны кедровками стланиковые орехи.

Поднимаюсь на верх скалы. Солнце высоко над горами. Впереди сквозь сизую дымку теплого весеннего дня видна загадочная падь. Что хранит она в зарослях черных стлаников, в мрачных расселинах, в грудах свалившихся скал? Где-то тут, как мне казалось, должна произойти желанная встреча со зверем. Не задумываясь, иду по кромке отрога к вершине пади.

На снегу попадаются свежие и уже протаявшие следы медведей. Теперь нет сомнения: мы находимся в том именно месте, куда, покинув свои берлоги, сходятся звери весной. Почему именно сюда они идут, а не в соседние лога, пока разгадать не Удается. Не заметно никакого различия между логами ни в растительном, ни в снежном покрове.

Время уже далеко за полдень. Нигде никого не видно, только изредка над стланиками взметнутся пестрыми хлопьями крикливые кедровки.

Начинает одолевать скука. Хорошо, если Василий Николаевич добыл зверя, — это оправдывает наше пребывание здесь.

Солнце дружно сгоняет снег с крутых склонов отрога. В глубине пади беснуется ручей, сдавленный каменистыми берегами. Стайка мелких птиц тянет низко над чащей куда-то далеко на север. Не знаю, что делать: возвращаться ли на табор или пройти еще немного по отрогу.

Неожиданно замечаю черное пятнышко на снежном поле в двух километрах от себя, на противоположной стороне пади. Присматриваюсь. Кажется, шевелится… Взглянул в бинокль — медведь! И тоже темно-бурой масти. По телу пробегает нервный холодок. Лыжи стремительно несут меня с отрога в чащу темных стлаников.

Перескакиваю мутный ручей по камням. Даю успокоиться сердцу. Проверяю направление течения воздуха. В приметном месте, возле огромного камня, оставляю лыжи.

Прогалины правобережной стороны пади частично уже освободились от снега. Бесшумно крадусь по россыпи, устланной, словно мягким ковром, ягелем. Кругом тишина. Встречный ветерок приятно холодит лицо. Ползком взбираюсь на пригорок. Зверь должен быть где-то близко у края стлаников. Осторожно выглядываю из-за камня. Вдруг рядом из-под снега взметнулась ветка стланика, и на мою спину упали две крупные шишки.

«Почему весною шишки на ветках?» — думаю я, но сейчас же отгоняю прочь эту мысль — некогда раздумывать. Кругом ни души. Разве зверь ушел далеко? Но вот снова впереди, метрах в полутораста от меня, вырвался из-под снега огромный куст стланика, и там появился медведь. Он что-то подбирает с земли — вероятно, упавшие шишки. Просовываю вперед карабин, плотнее прижимаюсь к холодным камням. Но какая досада: зверь показывает мне только зад.

Сползаю с пригорка вниз, обхожу его справа и останавливаюсь на проталине.

«Шит… шит» — ясно доносится до слуха знакомый звук. Зверь, приподняв почти вертикально неуклюжее тело, смотрит куда-то в противоположном направлении. Но вдруг бросается в мою сторону и с быстротою лани проносится к вершине пади. Следом за ним катятся по заснеженным прогалинам оба медвежонка.

Удерживая в правой руке карабин, а левой опираясь на сошки, я наблюдаю за удирающим семейством. Вот оно миновало границу стланика и по чистому снежному полю взбирается на перешеек. И вдруг ясно слышу, как позади меня, совсем рядом, скрипнул снег под чьей-то лапой. Оглядываюсь… и от неожиданности замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь, широко расставив передние лапы и меряя меня независимым холодным взглядом.

Кровь хлынула в голову, ноги будто приросли к камням, отказываются повиноваться. Усилием воли глушу в себе нерешительность и начинаю медленно разворачивать плечи. Поднимаю карабин. А зверь, чуть осадив длинный корпус, немного приземлился, явно готовясь к прыжку, и я вижу, как в его равнодушных глазах вмиг вспыхнул огонек жадного хищника.

Но карабин уже у плеча. Мушка ловит широкий лоб зверя. На какую-то долю секунды выстрел задерживается. Смутно вижу, как всплыла передо мною огромная туша медведя, как мелькнула клыкастая пасть и поднялись крючковатые лапы. Послушная пуля ловит зверя в прыжке. Смертный рев заглушает выстрел. Медведь валится на меня, сбивает с ног, и я теряю сознание.

…Чувствую, что-то мокрое давит на грудь. Открываю глаза. О ужас! Это лежит морда медведя с пробитым черепом и потускневшим взглядом, устремленным на меня. Какая страшная близость! Боюсь пошевелиться. Еще нет уверенности, что он мертв. По телу расползаются колючие мурашки. Вижу, как алая кровь сочится из раны зверя через бровь и липким пятном копится на моей гимнастерке. Из открытой пасти глядят ржавые клыки, не успевшие поймать мой подбородок.

Все еще с опаской я вылезаю из-под мертвого зверя. Карабин лежит далеко на россыпи, сошки сломаны, от ушиба с трудом разгибаю спину. Опускаюсь на камень… и вздох облегчения вырывается из моей груди.

Все это произошло не более как за одну минуту. Передо мной лежит на редкость крупный самец, толстый, длинный, темно-бурой масти, в прекрасном зимнем «одеянии». Остаток жизни еще теплится в нем, его мышцы еще сокращаются, еще морщатся губы и судорожно сжимаются обессилевшие когти.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: В тисках Джугдыра

НАСТРОЙКИ.

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей

Григорий Анисимович Федосеев

«Не ковром там будет постлана ему дорога, не с приветливой улыбкой встретит его дикая пустыня, и не сами полезут ему в руки научные открытия. Нет! Ценою тяжелых трудов и многоразличных испытаний, как физических, так и нравственных, придется заплатить даже за первые крохи открытий».

Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Смотреть картинку Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Картинка про Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. Фото Я покинул место засады довольный не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверейКарта маршрута экспедиции

I. Экспедиция едет на Дальний Восток. – Мы летим над Становым. – Шантарские острова с высоты птичьего полета. – Рождение Кучума. – Последние дни в штабе экспедиции.

Поезд, монотонно постукивая колесами, уходит все дальше и дальше на восток. Мелькают сибирские села, заснеженные полотнища пашен и лугов, березовые рощи. То вдруг из-за глубоких оврагов выползет бугристая степь, исписанная стежками заячьих и козьих следов, то подступит к дороге могучая тайга, убранная гирляндами пушистого снега, и паровоз, разбрасывая клочья дыма, с веселым свистом пронесется, перекликаясь с голосистым эхом.

В окно купе, разрисованное узорами февральского мороза, заглядывает тощий месяц. Все мои спутники, утомленные сборами последних дней, спят. А я продолжаю бодрствовать. Мысли блуждают где-то далеко. Воображению рисуются заснеженные вершины, возвышающиеся над глубокими цирками [1], бурные реки, проложившие себе путь по дну мрачных ущелий, дремучая тайга, бесконечные походы, встречи со зверями, ночевки у костра…

Достаю тетрадь, втиснутую в брезентовую корочку и предназначенную для дневниковых записей. На чистые страницы не легла еще ни одна строка, на них не сделано ни одного рисунка. Я и сам еще не могу предугадать, какими событиями заполнятся листы дневника. Открываю тетрадь и посредине страницы пишу:

Обширный край, прилегающий к Охотскому морю и пересеченный громадами хребтов Джугджура и Джугдыра, а также восточной оконечностью Станового, давно привлекал внимание исследователя. Туда редко заглядывал пытливый глаз разведчика недр. Отдаленные времена не оставили там после себя ни насыпных курганов, ни других памятников древней или более поздней культуры. Людские потоки обходили стороною это уединенное пространство Дальнего Востока, оно никогда не было ареной человеческой деятельности. Но тем сильнее росло наше желание проникнуть туда. Ведь центральная часть этого края и в топографическом отношении является почти «белым пятном». Имеющиеся карты весьма бедны подробностями, не отображают действительной картины местности и содержат следы явной незаконченности.

Весть о переезде экспедиции застала нас в Тувинской области, где мы вели геодезические работы. Новое задание обрадовало всех, в ком жила неугомонная натура путешественника. Товарищи же, недавно работающие с вами, не без сожаления думали о том, что придется променять солнечную Туву с ее гостеприимным народом на хмурое Охотское побережье.

И вот мы на Дальнем Востоке. Штаб экспедиции расположился в старинном малоприметном городе Зее. В конце XIX века этот город прославился золотой горячкой. Он был расположен на пути из богатых приисков в жилуху [2]. Тогда золото добывали первобытным способом, ценою огромных усилий, а зачастую и жизни. Если старатель не умирал от голода или цынги и ему посчастливилось намыть золотой песок, то это было только началом его несчастий. По пути к населенным пунктам его не щадила глухая тайга и бурные реки, на тропах подстерегали бродяги. Не каждому смельчаку удавалось добраться до города. Здесь старателя встречали на тройках с бубенцами, купали в спирте, выстилали перед ним улицы кумачовыми дорожками. Женщины и авантюристы окружали его, устраивали оргии. Когда же золото переходило в ненасытную мошну тунеядцев – купцов, кабатчиков, содержателей притонов, – старателя, еще не отрезвевшего после выпитого спирта, нередко вывозили за город и сбрасывали на свалку.

Время стерло с города следы позорного прошлого. Он посвежел, вырос и живет, как вся страна, созидательной, трудовой жизнью.

В начале февраля экспедиция была почти в полном сборе. В состав ее входили геодезисты, топографы, астрономы, аэросъемщики и географы. Целью экспедиции было создать карту огромной территории, прилегающей к Охотскому морю. Отрядам предстояло проложить триангуляционные ряды, сделать аэросъемку всего района, определить высоты хребтов, возвышенностей и равнин, распутать истоки рек, проследить тропы, уточнить растительный покров, дать характеристику почвам и собрать другие сведения, необходимые народному хозяйству страны.

Мы знали, что выполнение этой задачи потребует от участников экспедиции большого напряжения. Никто не мог предугадать, какие удачи или разочарования ждут нас. В нашем распоряжении мощные самолеты, новейшие высокоточные инструменты и приборы, хорошее снаряжение, но все это не избавит от непосредственного столкновения с дикой природой. В этом крае большинство из нас новички. Мы не знаем его климатических особенностей, не знаем, где лежат проходы через хребты или броды через реки; не представляем границ тайги, расположения марей. Мы предугадываем по опыту, что действительность внесет изменения в наши предположения и расчеты, поставит нас перед многими неожиданностями. Кое-что придется решать на месте, в зависимости от обстановки и только своими силами. Дикая природа всегда пытается убедить человека в его беспомощности, но она бессильна противостоять человеческому разуму, смелости и упорству.

В штабе экспедиции день и ночь кипит работа, упаковываются продукты, снаряжение, подбирается спецодежда. Стук молотков, звон посуды, несмолкаемый людской говор сливаются в нестройный гул. Царившая во дворе суета, кажется, могла заразить самого большого ленивца и возбудить зависть у бывалого человека.

Тихо только за складом, где идет проверка инструментов. Там инженер Евдокия Ивановна Макарова занята исследованием большого теодолита. Она стоит у столба, на котором установлен инструмент, и легким движением пальцев вращает трубу. Затем наклоняется над микроскопом-микрометром и тихо произносит несколько цифр своему помощнику.

На Евдокии Ивановне черное, строгого покроя пальто. Светлобурым

Источник

Часть В.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

5. Среди предложений 14-17 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(14) «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс. (15) Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать. (16) Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики». (17) Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок
1) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Невежды судят точно так ( ) в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

1) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

3) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

8.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

10.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть БСП имеет присоединительное значение.

Источник

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить (украсть) с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

2.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать .

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.

3.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

4.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

6.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.

7. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).

9.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

10.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

1. Спишите предложения расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, начертите схемы. Определите вид предложений (простое, ССП, СПП, БСП)

Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

Русский язык открывается в своем богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 2.

1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок

1) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

2.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Невежды судят точно так ( ) в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

1) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

3) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

5.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть БСП имеет присоединительное значение.

Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

6. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

7. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

8. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

9. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

10. Среди предложений 14-17 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(14) «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс. (15) Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать. (16) Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики». (17) Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.

Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1. Спишите предложения расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, начертите схемы. Определите вид предложений (простое, ССП, СПП, БСП)

Не спится няня здесь так душно.

Поля и луг обращенные туманом в бесконечные озёра исчезли во мгле ночи звезды острым блеском отражались в реке.

Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *