Я видел ересь которая начиналась точно так же
Я видел ересь которая начиналась точно так же
GLABRI RADULPHI, CLUNIACENSIS MONACHI, HISTORIARUM SUI TEMPORA LIBRI V, AB ELECTIONE HUGONIS CAPETI IN REGEM, AD ANNUM USQUE MXLVI
71. Первые еретики во Франции.
(1047 г.).В 1017 г., в городе Орлеане открылась грубая и неистовая ересь, которая, оставаясь долгое время потаенною и посевая гибель, успела поймать многих сетями своего ослепления. Рассказывают, что эта безумная ересь была начата в Галлии какою-то женщиною, явившеюся из Италии и преисполненною дьявола, с помощью которого она увлекала всех, кого угодно, не только глупых и бессмысленных людей, но даже и таких, которые по-видимому были ученейшими из духовенства. Появившись в городе Орлеане, и оставаясь там некоторое время, она [942] заразила многих ядом своего нечестия. Принявшие в себя зачатке ее учения старались распространить их всеми мерами. Такими ересиархами того развращенного учения сделались двое, о ужас, о горе! из духовных лиц города, самые славные и родом, и своею ученостью, а именно, Гериберт и Лизой. Они, пока их учение распространялось втайне, снискали приверженцев между людьми близкими к королю и придворною знатью. Им легче было увлечь подобного рода людей, потому что умы их были менее проникнуты любовью к истинной вере. Они попытались посеять свое пагубное учение не только в вышесказанном городе, но даже и в соседних местах; так они вознамерились сделать участником своего безумия одного здравомыслящего священника в Руане, и отправили к нему людей, которые изложили бы пред ним всю тайну их превратного толка. Они говорили, что в непродолжительном времени их учение будет принято всем народом. Выслушав все это, священник носпешил к христианнейшему графу того города, Ричарду, и изложил ему дело по порядку, как слышал. В свою очередь граф отправил немедленно вестника к королю, извещая его о готовящейся погибели овец в самом стаде Христа. Разведав о том, король, а именно Роберт (сын Гуго Капета), как муж ученейший и христианнейший, весьма опечалился, опасаясь погибели и отечества и душ человеческих; отправившись немедленно в Орлеан, куда были созваны епископы, аббаты, монахи и некоторые светские, он начал тщательно исследовать, кто были виновниками такого превратного учения, и кто, обманутый ими, разделяет его. По испытании каждого из духовных, как кто понимает и верит в то, что католическая вера неизменно блюдет и проповедует по апостольскому учению, оказалось, что только те двое, Лизой и Гериберт, не отрицая своего образа мыслей, открыто выразили то, что до того времени было ими скрываемо. А за ними и многие признались их единомышленниками, подтверждая, что они ни в каком случае не отделятся от них. Узнав это, король и епископы, пораженные печалью, допрашивали тех двух секретно, как людей до тех пор весьма уважаемых за чистоту своих нравов; а один из них, Лизой, живший в монастыре св. Креста, был чрезвычайно любим всею братиею, другой же Гериберт, по прозванию девственник, заведывал школою при церкви св. Петра. На вопрос, от кого или откуда они заимствовали свое лжеучение, они отвечали: «Мы уже давно принадлежим этой секте, о которой вы узнали только что теперь; но мы ожидаем, что и вы, и все другие, какого бы закона или ордена кто ни был, присоединитесь к ней, и до сих пор верим в то». После того, они изложили сущность своей ереси, далеко превосходящей все древние своей нелепостью. Их разглагольствование тем труднее передать в приличной речи, что оно во всем противоречило истине. Так они отрицали [943] троичность и единичность божества. Далее они утверждали, что земля и небо, как мы их видим, существовали всегда без того, чтобы быть кем-нибудь сотворенными. Так лаяли эти бессмысленнейшие из всех еретиков, подобно псам, и только в одном походили на последователей эпикурейской ереси: они также полагали, что не будет никакого возмездия тем, которые предаются наслаждениям страстей. Все убеждения христиан о благонравии и правде, о вечном вознаграждении за труд земной, они не признавали. Между тем, когда они бесстыдно утверждали такие и многие другие безумства, в числе верных поборников правды не нашлось таких, которые, заботясь об истине и спасении, могли бы хорошо отвечать на их слепое заблуждение.
Потому я решился сам, не смотря на свое скудоумие, ответить хотя в нескольких словах на их лжеучение. Прежде всего мне должно обратить внимание на те слова апостола, которые он произнес в своем предвидении будущего: «Ереси нужны, говорил он, чтобы испытать тех, которые пребывают в вере». Вот, из чего главным образом видно их безумие и отсутствие в них всяких познаний и ума, когда они утверждают, что Бог не есть творец всего существующего. Всякий понимает, что каждая вещь, какой бы она ни была тяжести или величины, но если существует что-нибудь другое еще большее, то она должна происходить от того, что превосходит величиною все остальное. И это справедливо одинаково и для вещей телесных, и для предметов безтелесных, потому что и телесное и безтелесное, подвергаясь переменам по закону случайности, движения, развития, одинаково отличается от неизменяющегося виновника всякого существования, а потому должно происходить от него и иметь конец, как только что придет в спокойное состояние. А так как один творец по своей сущности неизменяем, по своей сущности благ и вместе справедлив, и он один мог в своем всемогуществе устроить разнообразность природы и распределить все в порядке, то кроме его существующее нигде не может найти своего первоначального спокойствия, и возвращается туда, где возъимело свое начало. Известно также и то, что во вселенной у творца ничто не погибло, кроме того, что дерзновенно преступило начертанные им пределы природы. А потому всякая вещь тем лучше и истиннее, чем тверже и прочнее она состоит в порядке предназначенном для собственной ее природы. Потому же самому все то, что неизменно повинуется предписанием творца, будет постоянно ему служить. Если же что-нибудь, уклоняясь от его воли, приходит к падению, то оно тем служит уроком для всего остального. Между всеми тварями, род человеческий занимает средину, а именно, человек выше всех прочих животных, и ниже небесных духов. Занимая средину между высшими и низшими существами, человек делается подобным тем или другим, смотря потому, к кому он более [944] склоняется. Вследствие того же, человек становится тем выше и лучше животных, чем более подражает качествам небесных духов.
Когда были употреблены все усилия, чтобы отвратить их ум от вероломства и наставить их в истинах вселенской веры, а они противились всеми мерами, тогда им было объявлено: если они не обратятся к истинной вере, то по приказанию короля и определению всего народа будут сожжены на костре. Но еретики в своем безумии не только не убоялись того, но еще хвастались, что выйдут из огня невредимы и надсмехались над убеждавшими их. Король и с ним все другие, видя, что их нельзя образумить, приказал не вдалеке от города развести большой огонь, в надежде, что страх переломит их [945] упорство. Когда их повели туда, они в одурении кричали, что сами желают того, и торопили свою стражу. Огню было предано 13 человек; когда их начало палить, они стали кричать с костра, что их обманул дьявол, что они ложно не признавали творца вселенной, и теперь за свое нечестие подвержены временным и вечным мукам. Многие из близко стоявших, услыхав их слова и побуждаемые человеколюбием, вознамерились спасти их, хотя полуживых, но было поздно: пламень мести обратил их в пепел. После того, где бы ни отыскивались последователи этого учения, они везде подвергались той же казни. А вследствие того католическая вера, искоренив безумие безумных, во всех странах приобрела новый блеск.
Монах Радульф Глабер.
Historiarum sui tempora libri V.
О Радулъфе Глабере и его сочинениях, см. ниже, в примечания к ст. 72.
(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864
Я видел ересь которая начиналась точно так же
Lord Commander
Репутация: 4756
Спасибо Дамнэду, Йорику, Дарогу, Сову и всем остальным за инфу!
Император — достоверно известно, что он не мертв. На это указывает несколько событий:
1. перед Осадой Вракса (после восхождения на Трон) состоялся разговор с лордом-инквизитором Ордо Маллеус Гектором Рексом, которому после этого события был присвоен титул Аудитории Император («Внимавший Императору»);
2. в цикле «Восхождение зверя» эльдарка пройдя через паутину и выйдя через другой выход на Терру офигивает от ощущаемой психической мощи Императора;
3. в новом беке Gathering storm (Rise of Primarch) проснувшийся примарх Ультрадесанта – Робаут Гиллиман также удостаивается аудиенции Императора;
4. хоть хаоситы и обзывают Императора «Трупом на Троне» и т.д. в книге Коготь Гора Аббадон поручает легионеру Тысячи Сынов – Искандару Хайону передать сообщение лично Императору (глядя в его пустые глазницы) о том, что его падшие ангелы возвращаются домой. Возможно это уловка для возможности выполнить иную задачу, но все же;
Основные события во время Ереси:
Проверка лояльности Гором
Сражение с Альфа-Легионом
Сражение с Гвардией Смерти на Просперо
Дорога к Терре
Осада Терры
После Ереси вернулся на Чогорис и обнаружив, что его мир был разорен темными эльдар начал на них охоту. Пропал через 70 лет после окончания Ереси Хоруса. Последний раз его видели бросившимся в портал в паутину вслед за Лордом темных эльдар. Вероятней всего, что Хан преследовал Тёмного Отца — создателя инкубов. Вероятно что до сих пор находится где-то в паутине.
Vulkan — верный сын Императора, любил Отца и был ему верен.
Главной целью во время Ереси стало подавление мятежа Хоруса на Истваане 5.
А после многочисленных скитаний, смертей и воскрешений, возвращение на Терру.
Основные события во время Ереси:
— Подавление мятежа на Истваане 5
— Осада Терры (об этом расскажет одна из последних книг цикла Ересь Хоруса – Старая Земля)
В ходе Ереси оказалось, что наделен бешенной регенерацией и почти абсолютным бессмертием.
Вопреки распространенному слуху Вулкан и его легион успели на Терру к моменту начала осады, но в отличии от трех легионов (ИК, КА, БШ) их миссия была другой. По слухом они бились внутри паутины сдерживая орды демонов, но возможно их задачи были более сложны и важны чем просто сдерживание врага (об этом расскажет одна из последних книг цикла Ересь Хоруса – Старая Земля).
После осады пропал, но как и в какой момент это произошло неизвестно. Известно лишь то, что в отличие от других своих братьев судьбы которых скрыты, он скитается по галактике, а не в Оке Ужаса.
После пропажи осталось задание сынкам собрать все артефакты, которые он спрятал (вероятно, не просто так прятал и не от сынков). Также вроде как обещал, что вернется в самый тяжелый час для Империума.
Спустя 1500 лет (цикл Восхождение Зверя) был обнаружен на одной планете где выполнял клятву защищая ее от орков (зеленые его убивали, радовались этому, а затем он вставал и снова рвал их зеленые жопы, до тех пор пока его вновь не убили радуясь, что в этот раз у них получилось. а затем xD…). После уговоров помог защитить Терру, но во время ключевой битвы упал в реактор и больше не вылезал. После всех его злоключений с трудом верится, что он погиб (тем более так нелепо).
Наше время (40к):
Информации о гибели нет. Местоположение неизвестно.
Perturabo — найден 12, после Льва. Отбитый biggrin.gif
Основные события во время Ереси:
— Участие в резне на Истваане 5
— Сражение с карательным флотом Имперских Кулаков в системе Фолл (проиграл)
— Сражение на Талларне (проиграл)
— Осада Терры (проиграл)
Особенность – всегда видит Око ужаса.
После Ереси скрылся на планете Себастус 4, где его нашел Рогл Дорн со своим Легионом Имперских Кулаков. После продолжительной битвы Пертурабо покинул планету отправившись в Око Ужаса прихватив геносемя падших воинов Рогала Дорна. Геносемя он принес в дар Темным Богам за что и был возведен в ранг Принца-демона (покланяется хаосу неделимому).
Также получил в свое владение планету-крепость Медренгард в Оке Ужаса. Изредко отрывает зад от кресла, и идет корраптить планеты Империума. Вспоминая былое быстро впадает в уныние и погружается в депрессняк.
Согласно роману Коготь Хоруса был найден Аббадоном и склонился перед ним.
Участвовал в 10 ЧКП
Magnus the Red — идиот, и найден 9 поэтому.
Основные события во время Ереси:
— Пробил брешь в паутине и проложил дорогу демонам к вратам паутины во дворце Императора.
— Сожжение Просперо (короткое участие)
— Битва на Яранте (лично не присутствовал)
— Осада Терры
Особенность – Псайкер уровня альфа+++ (уступал только Имератору и возможно Малкодору).
Для спасения своего легиона заключил сделку с силами Хаоса и потерял глаз и душу, но с отсрочкой платежа.
Принял демоничество (под патронажем Тзинча) в тот момент, когда меч Русса должен был лишить его головы и жизни.
Но есть отличии от других предавших братьев. В тот момент когда он прочитал заклинание спасая себя, легион и город, он распался на осколки. В итоге один из самых сильных осколков принял Демоничество и правит Планетой Колдунов в Оке Ужаса (выхватывая время от времени от Рагнара) Еще один из осколков сплавился с одним из Сынов – Арвидой, который после этого взял себе имя Янус, и в итоге стал Первым Великим магистром Серых Рыцарей. Также есть еще несколько крупных осколков, один из них Магнус – отец, находится на Просперо и испытывающий вину за все что случилось с его миром и его детьми.
Согласно роману Коготь Гора был найден Аббадоном и склонился перед ним.
Выползал из Ока Ужаса несколько раз.
Всем известная битва за Клык.
Также появился перед началом 13 ЧКП. Скомпрометировал Космических Волков, что повлекло вторжение сил Империума на Фенрис. В конечном итоге силы Империума разобравшись в ситуации выступили против Магнуса и помогли его изгнать. Тем не менее Магнус достиг своих целей, Фенрис лежит в руинах, а Мидгардия уничтожена став жертвой позволивший Магнусу перенести Планету Колдунов из Ока Ужаса в систему Просперо.
После получения новостей о возвращении к жизни его брата Робаута Гиллимана порадовался возможности сразится с ним. В результате Магнусу удалось поймать флот Гиллимана и закрыть их в ловушке. Но не смотря на всю хитрость Магнуса и помощь Темных Богов Гиллиман смог вырваться из западни с помощь неожиданных союзников. Магнус рассчитывал, что вернувшийся Примарх избежавший плена уходя через тайные тропы паутины выведет его прямо на Терру, но Гиллиман предвидя это выбрал другой путь. Сражение двух примархов состоялось на Луне. Магнусу почти удалось одолеть Гиллимана благодаря колдовству, но появление союзников в виде Сестер тишины позволило Гиллиману сражаться и отбросить Магнуса назад в паутину.
Horus — найден 1. Главный дуралей.
Особенность – Харизматичный лидер. Был прокачан Богами Хаоса.
Основные события во время Ереси:
— Участие в очищении легионов предателей от лояльных братьев на Истваан 3 (лично не присутствовал)
— Участие и организация резни на Истваане 5
— Участие и организация битвы за Молех
— Битва на Яранте (лично не присутсвовал)
— Осада Терры
Получил свою силу на той же планете (Молех), в том же портале, где Император забрал что-то важное у «Четверки», после чего тех бомбануло не по-детски. После этого стал просто непобедимым, ну пока с Папкой не встретился. Верил в то, что силу ему не даровали, а он забрал ее сам, без заключения сделок.
Убит Императором на своем флагманском судне во время Осады Терры. Перед смертью силы варпа покинули его и он осознал как слошил. Император понимая что Хорус силы варпа не дадут ему умереть и возродят уничтожил его душу.
После Ереси Фабий Байл и Дети Императора создали клон Гора, но то было тело без души.
Когда слухи об этих экспериментах дошли до Легиона Сынов Гора, Абаддон собрал все силы и уничтожил клон Гора и все копии, а затем провозгласил себя новым Магистром Войны, а Легион переименовал в Черный.
Понедельник в Империуме. Часть 3
Авторы: Евгений “Метаэлиан Горан” Манилов, Евгений “Олд Джон” Тулбанов
Дата: 16 июня 2020 года
Время: 21:37 МСК
Редакция: 1.1
Вселенная: Warhammer 40000
Дневник + М41, год 995 +:
Система Галия. Шёл третий месяц окопной войны.
Взрывы крупнокалиберных снарядов раздаются и тут, и там. А ведь три месяца назад всё начиналось так хорошо.
Мы прилетели в систему Галия в доки Галии IV после кампании на Офелии II. Только оказалось, что Галия IV отвернулась от Света Императора и уже 20 лет предавалась ереси.
Когда первые корабли нашего флота причалили к докам, предатели перегрузили термоядерный реактор орбитальной станции. После чудовищного взрыва мы потеряли две трети флота.
Лорд-Адмирал не стерпел такой наглости и сгоряча, не дожидаясь подкреплений, приказал начать высадку на планету для наказания хаоситских засранцев.
Началась высадка. Нас встретили залпами ленс-орудий. Во время высадки среди сбитых челноков оказался челнок командования. Вся планета оказалась напичкана, как ёжик иголками, окопами и орудиями.
Нас «любезно приветствовали». Из полутора миллиона гвардейцев высадилось всего несколько сотен тысяч.
Дневник + М41, год 995 +:
Начинается четвёртый месяц конфликта. Если бы этот мир не был так важен для Империума как Мануфактурум, то просто началась бы орбитальная бомбардировка. Этот мир производит бомбарды, которыми нас сейчас «утюжат».
Вражеские орудия работают 36/7. За время боёв мы потеряли половину состава из тех, кто смог высадиться.
Снабжения нет. Связи нет. Командования нет.
В этот момент в небе появились инверсионные следы. Сержант вскинул голову.
— Господин лейтенант, неужели подкрепление?!
Сержант, восторженно воскликнув и сложив на груди знамение Аквилы:
— Император послал своих Ангелов смерти! Победа грядёт!
— Почему сейчас, господин лейтенант?
— Ты видел когда-нибудь Адептус Астартес в чёрно-белой броне с крестами на наплечниках?
Я в этот момент наблюдал зарево пожарищ на позициях сектантов.
Прикурив сигарету, я понял, что начинался очередной понедельник в Империуме.
Ка-тет,Horus — ересь
Слушать Ка-тет,Horus — ересь
Слушайте Ересь — Ка-тет на Яндекс.Музыке
Текст Ка-тет,Horus — ересь
[Куплет 1: Ка-тет]
Я занавесил глаза снова вялыми веками, ру-рэп захвачен калеками
Этот компост чужой культуры виден везде, мне слушать практически некого
Я снова засыпаю под их бред, ведь здесь мягко стелят, всё их творчество — это менестрель-шоу
Все на что они способны — это вызывать у самых недалеких шок
Но что же ждать тут, новый звук вот он стиль друг рву путы дикарских табу
Чьи-то костные догмы мной втоптаны в грунт
Ведь всюду чушь, фу, уже давно день у них утро во рту
Русский рэп это труп из которого я приготовил батут
Это проще чем отыскать пламя в аду
Мне плевать куда смотрит табун, стадо схавает то, что дадут снова лезет послушно в хомут
Ведь трава вкусней там, где покажет им кнут
Не мне под бриллиантовым крошевом звёзд в серой слякоти будней без цели тонуть
Рядом мельница времени ждет, чтобы перемолоть в костяную муку
Не первая скрипка оркестра, идёт игра вопреки дирижерам
Я не раб конъюнктуры, слышишь, поэтому вынужден расти словно доллар
Мордор вокруг, я зол будто Моргот, да но нутром за искусство как Нолдор
Цель это свернутые горы, среди этих вечно сытых мс я голодный обжора
Так что мне фиолетово, что лечит эксперт
Ты не Морган Фриман, мне не нужен твой совет
К чёрту позорные столбы этих общественных мнений оставьте при себе свой бред
Свой бред, свой бред
Каждый тащит свой крест, оставь мой выбор мне
Студия склеп — туда несу свой скелет
Наступает на пятки мне время людоед
Здесь пролетает жизнь это вереница дел
Процветает спорт — бег от проблем
Поступки не перегонят мысли поэтому
Я выплеснул в майк всё то, что захотел
Я шаманю на блоке, снова на блоке
Там где шастает лукавый как Локи
Разные ноги топчут одни дороги
Снова разные ноги топчут одни дороги
[Припев: Horus]
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
[Припев]
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
Все что они говорят — ересь
Видит наметанный взгляд — ересь
Хор голосов невпопад — ересь
Заткнитесь, вы мне приелись
Ересь
. Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят. такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 276).
. Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются ли они как-нибудь. Это, конечно, нелегко для них, но Иисус Христос, истинная жизнь наша, силен в этом (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 303). Источник.
Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист (ср.: 1Ин. 4, 3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни Суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах (ср.: 1Петр. 4, 7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить Всевидящего Бога не ввести нас во искушение (ср.: Мф. 6, 13 ), как сказал Господь: дух бодр, но плоть немощна (ср.: Мф. 26, 41 ) (сщмч. Поликарп Смирнский, 94, 324).
. Никто не должен следовать за непокоривыми, не боящимися Бога и всецело отступающими от Церкви (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 245). Источник.
. Не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию. (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 254). Источник.
Если встретишь книгу, которая слывет еретическою, не желай прочитать ее, чтоб не наполнить сердца своего ядом смертоносным. (прп. авва Исаия, 89, 299).
. Каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и соделавшегося человекоубийцей и лжецом диавола, и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаивает же истинный смысл, и наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение (свт. Афанасий Великий, 2, 14).
Земная пышность не последует за ними по смерти их; и когда сего Господа, Которого отреклись они, увидят сидящим на Престоле Отца Его и судящим живых и мертвых, тогда не возмогут призвать к себе на помощь кого-либо из обольстивших их ныне, потому что и их увидят судимыми и раскаивающимися в своих неправдах и в своем злочестии (свт. Афанасий Великий, 2, 319).
. Об имеющих превратные понятия о Боге никто да не думает, чтобы хвалебные псалмопения таковых были богоугодны (свт. Василий Великий, 6, 303).
Как во время моровых поветрий и те, которые со всею тщательностью берегут свое здоровье, занемогают наравне с прочими, заражаясь от одного обращения с больными, так и ныне все мы стали подобны друг другу; овладевшая нашими душами страсть к спорам всех увлекает в соревнование худому. От того у нас неумолимые и жестокие ценители неудач, непризнательные и неприязненные судьи успехов; и зло, кажется, укоренилось до того, что стали мы неразумнее бессловесных животных, ибо они, если одной породы, живут одним стадом, а у нас жестокая война с нашими домашними (свт. Василий Великий, 7, 300).
. Кто называет тварью или Сына, или Духа, или вообще низводит Духа в служебный и рабский чин, те далеки от истины, и надобно бегать общения с ними, уклоняться от их речей, как от яда смертоносного для душ (свт. Василий Великий, 10, 207).
Еретиков, кающихся при конце жизни, принимать надобно, но принимать, очевидно, не без рассуждения, а по изведании, точно ли истинное показывают покаяние, и имеют ли плоды, свидетельствующие о старании спастись (свт. Василий Великий, 11, 10).
Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их, потому что у них нечисто все, что ни есть. (прп. Ефрем Сирин, 32, 371). Источник.
Легче учить беса, нежели обращать сынов заблуждения. Бесы исповедовали и говорили: Ты еси Господь Сын Божий ( Мк. 3, 11 ); напротив того, неверные упорно утверждают, что Он – не Сын Божий (прп. Ефрем Сирин, 34, 428). Источник.
. Удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое (прп. Ефрем Сирин, 35, 470). Источник.
от истинной веры следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов. (прп. Ефрем Сирин, 36, 330).
Много путей, которые ведут в бездну погибели. На сии-то пути растлитель увлекает образ Божий, чтоб чрез это найти какой-нибудь доступ, разделяя в нас мысли. (свт. Григорий Богослов, 17, 41). Источник.
Нет беды, если еретики отогрелись, и с весною осмеливаются выползать из нор. Очень знаю, что не долго пошипят, потом спрячутся, низложенные и истиною и временем; и тем скорее, чем с большим упованием предоставим все Богу (свт. Григорий Богослов, 17, 172). Источник.
. Мысль о Боге естественно вложена во всех людей, но по незнанию истинно сущего Бога бывает погрешность в предмете чествования; ибо одними чествуется истинное Божество, умопредставляемое в Отце, Сыне и Святом Духе; а другие заблудились в нелепых предположениях, примыслив досточтимое нечто в тварях; и вследствие этого уклонение от истины в малом открыло вход нечестию (свт. Григорий Нисский. 19, 421). Источник.
. Как скоро человеческое ничтожество начало безрассудно касаться непостижимого и давать силу догматов изобретениям собственного пустого мнения, то отсюда произошел длинный список враждующих против истины, и сами те, о которых идет речь, явились учителями лжи; представляя Божество чем-то описуемым, они почти явно творят из своего мнения идола, когда обожествляют смысл, являющийся в слове. (свт. Григорий Нисский, 23, 305).
Те грехи, которые относятся к мыслительной части души, отцами признаются тягчайшими и заслуживающими большого, более продолжительного и строгого исправления. Например, кто отрекся веры во Христа и оказался изменником, впавши или в иудейство, или идолопоклонство, или в иной какой-нибудь вид безбожия, тот если добровольно решился на это, а потом раскаялся, временем покаяния должен иметь все время жизни своей. Ибо таковый во время совершения таинственной молитвы никогда не удостаивается поклонения вместе с народом Богу, но должен молиться наедине, а от приобщения Святых Тайн должен быть отлучен совершенно. Но в час смерти своей да удостоится причастия Святыни. Источник.
Если же сверх чаяния случится ему остаться в живых, то опять он должен проводить жизнь под тем же осуждением, не сподобляясь Святых Тайн до самой смерти. А те, которые вынуждены были к тому пытками и жестокими мучениями, находятся под запрещением на определенное время. Святые отцы оказали такое человеколюбие потому, что не душа их подверглась падению, но слабость телесная не могла устоять против мучений. (свт. Григорий Нисский, 25, 429).
Речи еретиков – вестники смерти; кто принимает их, сгубит душу свою (авва Евагрий, 89, 613).
. Еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной. Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры, но запрещает их истреблять и убивать (свт. Иоанн Златоуст, 50, 483). Источник.
. Не будем скорбеть о том, что бывают ереси; бывали и лжехристы и злоумышляли против Христа. Но истина не затмевается и сияет везде. То же было и при пророках: являлись лжепророки, но (пророки) от сравнения с ними делались более светлыми. Так болезнь уясняет здоровье, тьма – свет, буря – тишину (свт. Иоанн Златоуст, 52, 403).
Не так оскорбляет Божество тот, кто называет тварь Богом, как тот, кто именует Бога тварью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 955).
. Соблюдающие девство у еретиков подлежат тому же наказанию, какому и блудники (свт. Иоанн Златоуст, 54, 237). Источник.
Ереси, как думаю, порождены двумя с трудом преодолеваемыми страстями, или любоначалием, или предубеждением. Одни, не желая быть в числе подчиненных, а другие, после предзанятых ими понятий, не соглашаясь учиться, посеяли семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено (прп. Исидор Пелусиот, 62, 297).
Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы (прп. Исаак Сирин, 58, 282). Источник.
Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 82). Источник.
Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 483). Источник.
Однажды пришли в авве Пимену какие-то еретики и начали клеветать на архиепископа Александрийского, будто бы он принял рукоположение от священников. Старец молчал; потом позвал брата своею и сказал: «Предложи им трапезу, накорми их и отпусти с миром» (97, 205).
Однажды пришел к преподобному Макарию Египетскому еретик. Своим красноречием он смутил многих пустынников, а святого Макария обличал в неправоверии. Старец стал опровергать его, еретик же изворотливо возражал. Святой, видя опасность для братии, сказал: «Что нам препираться к соблазну слушателей, пойдем к гробницам, и кому даст Бог силу воскресить умершего, того вера угодна Ему». Это предложение с радостью было принято братией. Пришли на могилы. Преподобный Макарий предложил еретику воскресить умершего во имя Господа, но тот возразил: «Ты предложил, ты и начинай». Святой пал на землю и стал молиться. После продолжительной молитвы, возведя очи к небу, воскликнул: «Господи, яви нам, кто из нас обоих право верует, воскресив сего умершего!» И назвал имя одного, недавно погребенного брата. И тотчас послышался голос из могилы. Братия бросились разрывать могилу. Сняв с умершего погребальные пелены, вывели его из могилы живым. Увидев это, еретик, пораженный ужасом, бежал (99, 100–101).
При жизни святителя Иоанна Златоуста в Антиохии был один муж, ослепленный маркионитской 12 ересью, который делал православным много зла. Однажды жена этого человека впала в жестокую болезнь, лечилась у многих лекарей, но ни один из них ей не помог. Тогда муж призвал еретиков-маркионитов в свой дом и стал умолять их, чтобы они помогли его жене своими молитвами. Еретики вняли мольбе и, как сказано, «с прилежанием многим моляхуся за ню беспрестанно, по три дня и более, и ничтоже успеша». После такой безуспешной молитвы жена сказала мужу: «Я слышала, что некий пресвитер, по имени Иоанн, живущий у епископа Флавиана, что ни попросит у Бога, все дает ему Бог, и этот Иоанн многие чудеса творит. Умоляю тебя, сведи меня к нему, чтобы он помолился обо мне. Маркиониты не помогли мне нисколько, из чего я заключаю, что вера их не есть правая, ибо если бы вера их была правая, то услышал бы Бог их моление обо мне».
Муж послушал жену, привел ее к православной церкви, но, как еретик, не смея внести жену в саму церковь, положил ее при дверях и послал сказать епископу и бывшему тогда пресвитером святителю Иоанну Златоусту, что он просит у них исцеления своей жены. Епископ и Иоанн пришли к церкви. Первый сказал супругам: «Если отречетесь от своей ереси и присоединитесь к Святой Соборной и Апостольской Церкви, то получите от Христа Господа исцеление». Муж и жена усердно обещали поступить именно так. Тогда Иоанн велел принести воды, епископ благословил ее, а Иоанн после этого возлил ее на болящую. Она тотчас же встала совершенно здоровой. Муж и жена, видя совершившееся над ними чудо, приняли Православие, и все православные жители города чрезвычайно обрадовались этому, а еретики были посрамлены. (112, 173–174).
Воспитанный в тиши и решивший жить в уединении, авва Афраат, как говорится, был далек от мирской суеты. Но, увидев жестокость еретической брани Ария, пренебрег собственной безопасностью и, оставив на время уединение, сделался предводителем сонма благочестивых (православных), всегда приобретавших победы жизни словом и чудесами, но никогда не побеждаемых. Источник.
Когда он сказал это, Валент замолчал, признав оправдание правильным (117, 100–101).
Затем, взяв частицу Святого Причастия Православной Церкви, он сделал то же самое, и мгновенно раскаленный сосуд охладился, а Святое Причастие осталось целым и невредимым. Он благоговейно его хранил (102, 29–30). Источник.
Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви: «Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица». «Отче, – возражал брат, – да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная». Источник.
Старец радостно выслушал слова брата. «Оставайся в моей келье, – сказал он. – Я уповаю на Бога, Он, по Своему милосердию, откроет тебе истину». И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться. И точно, на другой день около девятого часа брат видит, что явился к нему кто-то, страшный по виду, и говорит: «Пойди и познай истину!» Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: «Вот место, что уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место». При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире (102, 26–27). Источник.
Авва Иаков, уединившись в келье и стоя на молитве перед Богом, настолько изнурил себя постом, что, наконец, пал на землю и лежал распростертым. Он рассказывал, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в мыслях. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: «Авва Иаков, что ты здесь делаешь?» Иаков вдруг осиялся светом. Он почувствовал в себе силу от видения Отрока и отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мной делается! Одни говорят мне: «Не оставляй Церкви (Православной)». Другие говорят мне: «Дифизиты тебя прельщают». Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты». И тотчас при этих словах авва Иаков увидел себя перед дверьми Святой церкви Православных последователей Халкидонского Собора» (97, 276–277).
Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя и был православный, но, по своей простоте, мало обращая внимание на различия вер, часто выходил из кельи и отправлялся в церкви либо египтян, либо армян и других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то какой обряд погребения ты хотел бы, чтобы совершался над тобой: египетский, армянский, какой другой еретической секты или православный?» Старец отвечал: «Не знаю». Тогда Ангел сказал ему: «Так размысли о себе, через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь». После явления Ангела инок пошел за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушав их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: «Да уж не ходишь ли ты в церкви иноверных?» «Да, – отвечал инок, – где застану пение, там и слушаю его – армянское ли, египетское или другое какое еретическое – мне все равно». Прозорливец тогда воскликнул: «Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твое хождение в церкви к тем, которые отметают правила Соборов и святых отцев! Образумься скорее, и когда придет к тебе Ангел, тотчас скажи ему: «С этого времени хочу быть православным!» Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: «Ну что ты размыслил о себе?» «Да, хочу быть православным», – отвечал монах. «Хорошо ты это сделал, – сказал ему Ангел, – ибо теперь только и освободил свою душу от муки». После этих слов Ангела монах тут же скончался (112, 231–232).
Византийский император Валент, по вере еретик-арианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Те сказали царю: «Прежде чем привести в исполнение свое повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они победят Василия, то мы беспрекословно покоримся тебе».
Валент согласился и пригласил Василия в Никею. Василий, сказав Валенту, что его с арианами рассудит Бог, велел запереть двери одной из церквей и призвал ариан: «Хотите убедиться, чья вера правая? Если по вашей молитве эти двери отверзутся сами собой, будем знать, что правда на вашей стороне. Если же отверзутся по нашей молитве, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы». Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но «не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания».
Настала очередь православных. Святой Василий с клиром и православным народом подошел к церкви, преклонил колена и стал молиться. «И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковныя». Все ужаснулись и прославили Бога. Валент повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром (112, 333–334).
В Константинополе были два брата, серебряники по ремеслу, родом сирийцы. Однажды старший брат говорит младшему: «Пойдем, побываем в Сирии и приобретем во владение родительский дом». – «Зачем уходить обоим, можно ли нам бросить свое дело?» С общего согласия решили, что отправится младший брат. Спустя немного времени после его отъезда оставшийся в Константинополе видит сон. Благолепный старец говорит ему: «Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?» Проснувшись, он был очень огорчен и сказал сам себе: «Это я виноват, зачем отпустил его одного?»
Спустя какое-то время снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: «Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?» И снова почувствовал он великую печаль. Но вот в третий раз явившийся говорит ему: «Знаешь ли, что брат твой покинул законную жену и связался с женой корчемника?» Тогда срочно написал он из Константинополя брату в Сирию: «Тотчас же бросай все и возвращайся в Византию». Источник.
Получив письмо, тот, оставив все, явился к брату. Он повел его в храм и начал горько укорять: «Хорошо ли, что ты впал в блуд с женой корчемника?» Тот, выслушав брата, начал клясться именем Бога Вседержителя: «Я не понимаю, что ты говоришь, я не предавался распутству, не вступал ни с кем в незаконную связь и никого не знал, кроме законной жены». Старший брат, выслушав это, спросил: «Не сотворил ли ты еще чего либо более тяжкого?» Тот отрекался: «Ничего не сделал я незаконного. Правда, я встретил в нашем селении монахов из секты Севера и, не зная, что это худо, имел с ними общение. Но другого ничего за собой не знаю». Источник.
Тогда старший брат понял, что блуд означает измену Святой Кафолической Церкви. Брат впал в ересь акефала Севера, поистине корчемника, опозорил себя и унизил высоту Православия» (102, 179–180). Источник.
Брат просил авву Олимпия, пресвитера лавры аввы Герасима: «Скажи мне что-нибудь». «Не будь с еретиками, – отвечал тот, – и воздерживай язык и чрево. И где бы ты ни был, говори себе непрестанно: я – пришлец» (102, 18). Источник.
Когда отступник от Православия униатский епископ Ипатий Поцей совершал соборне с другими униатскими епископами Литургию в монастыре Святителя Николая, то влитое в потир вино превратилось в воду. Отступники от православной веры старались объяснить это явление недосмотром священника, совершавшего проскомидию, и поспешили опять влить в потир вино. Но Бог и на этот раз изобличил нечестивых изменников святой веры: после вторичного вливания вина потир распался, и вино пролилось на землю, к великому ужасу всех присутствующих при богослужении. Все ясно увидели, что епископы их (т. е. униатские и римско-католические) – еретики, и, вследствие этого чуда, снова возвратились в лоно Православной церкви (111, 165).
Возвратившись, авва Лот так и сделал. Старец, выслушав Лота, не захотел исправиться, а стал просить: «Ради Господа вышли меня отсюда – для меня пустыня несносна». И старец, собравшись, удалился, напутствуемый любовью (97, 135).
Но особенно поразительный случай, ясно доказывающий превосходство Православной веры над латинскою, имел место в Молдо-Влахии. Когда воевода Михаил, после изгнания своего брата, принял власть в Молдо-Влахии, он первым делом отправился в столицу Молдо-Влахийской земли Белград и решил построить там православную церковь. Но латинские ксендзы, равно как граждане и бояре латинской веры, воспротивились этому желанию воеводы, говоря, что вера их самая правая, и что они не желают иметь в своем городе церкви чуждой веры. При этом они предложили открыть прение для доказательства превосходства их веры перед православною.
Но воевода сказал им: «Словопрение может быть бесконечно; но, если Богу будет угодно, мы и другим способом убедимся, чья вера более правая: идем посреди города, и пусть принесут чистой воды; мой архиерей со своими иереями освятит ее, и ваш пусть сделает то же; затем сосуды с освященною водою, запечатав моею и вашими печатями, вы храните в вашей великой церкви в продолжение сорока дней, запечатав и церковные двери. И чья вода, по прошествии означенного срока, окажется неиспорченною и свежею, как будто она сейчас же взята из источника, будет служить знаком, что и вера тех более правая».
Латиняне охотно согласились на предложение воеводы, и на другой же день обе спорящие стороны торжественно освятили воду и поступили с нею так, как предлагал воевода. После этого как православные, так и латиняне ежедневно в церквах совершали усердные молитвы и несли строгий пост. По прошествии двадцати пяти дней православный епископ, по внушению Божию, пришел к воеводе и сказал ему: «Призови латинян и их иереев и не жди назначенного сорокадневного срока; идем в церковь, и ты узришь благодать Божию и будешь свидетелем, что верные рабы Божии, уповающие на Него, не будут постыжены». Совет был принят, и многие из православных и католиков последовали к церкви, с дверей которой были сняты печати, и все вошли в нее.
Тут православный епископ благоговейно опустился на колена и громко произнес следующую молитву: «Боже, Единый в Троице Святой славимый и поклоняемый! Яко же древле праведнаго Твоего Илии во извещении Твоея истины услышал еси огнем и посрамил еси злочестивых, тако и ныне услыши ми, недостойнаго раба Твоего, и всех предстоящих верных раб Твоих, не ради достоинства нашего, его же не имамы, но славы ради имени Твоего святаго и утверждения ради истинныя, яже в Тя, веры нашея; яви неотъемлемую благодать Святаго Духа от воды сея неистлением ея, да увидят вси предстоящие, яко в единой точию восточной греческой Твоей Соборной Церкви истинная есть вера и действительная благодать Святаго Духа: Ты бо един еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь».
После этой молитвы епископ при пении: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», – открыл сосуд с освященною водою и, посмотрев на воду, нашел ее еще более чистою и светлою, чем она была в первый день, когда ее принесли из источника; кроме того, от нее исходил весьма пряный и благовонный запах. Возблагодарив Бога, прославившего Святую церковь Православную, епископ обратился ко всем присутствовавшим с такими словами: «Подойдите и посмотрите, как после стольких дней вода сия, благодатию Святаго Духа, осталась совершенно не испорченною, и убеждайтесь, что православная наша вера есть свята и истинна».
Открыли свой сосуд и латиняне, но оказалось, что вода в нем до того испортилась, что смрад от нее распространился по всей церкви. С ужасом и удивлением сказали латиняне: «Истинна есть вера православная, которую исповедует воевода; пусть строит церковь своей веры в нашем городе, так как за сопротивление наше этому его желанию Бог разгневался на нас и чудесно показал нашу неправоту». Так посрамлены были латиняне с их священниками, из которых многие после этого чуда обратились в Православие. Воевода же с своим епископом, священниками, боярами и войском, исполненные великою радостию и веселием, возвратились во дворец воеводский, славя и благодаря Бога за чудо. И тут же решено было приступить к устройству православной церкви (111, 165–166).
Авва Феодор говорил: «Если ты будешь иметь с кем-нибудь дружбу и случится ему впасть в искушение блуда, то, если можешь, подай ему руку и подними его; если же он впадет в ересь и, несмотря на твои убеждения, не обратится, то скорей отсекай его от себя, чтобы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в яму» (97, 282).
Манихейство – возникло в III в. в Персии. Основателем секты признается Манес (216-ок. 277), родом вавилонянин. Его заблуждении произошли от смешения древней персидской религии Зороастра с христианскими понятиями. Основные положения манихейства: 1) признание двух вечных царств света и тьмы; 2) борьба между ними; 3) происхождение мира из смешении света и тьмы, 4) необходимость освобождения частиц света из области тьмы; 5) это совершается при помощи Христа и Святого Духа; 6) признание в человеке двух душ: доброй и злой и т.п.
Маркиониты – секта, основанная Маркианом, судовладельцем из Синомы. Учение является разновидностью гностицизма. Его последователи оспаривали человеческую природу Иисуса Христа, отвергали Ветхий Завет и отрицали отождествление Ягве с христианским Богом-Отцом.
Арианство ересь, основанная александрийским пресвитером Арием, которая придерживалась понятия о том, что Христос не сотворен из божественной материи, а является лишь превосходнейшим творением Бога-Отца, а потому не «единосущен» Богу-Отцу, а лишь «подобосущен» Ему. Арианство осуждено как ересь на I Вселенском (Никейском) Соборе в 325 г. Идеи арианства впоследствии были восприняты рядом протестантских сект.
Север, или Севир – Александрийский патриарх с 512 по 519 гг. Один из наиболее ревностных противников IV Вселенского (Халкидонского) Собора (451). Он придерживался умеренного монофизитства, утверждавшего, что во Христе существует сложная природа, в которой человеческая и божественная сущности могут быть различимы только в уме человека.
Несторианство – ересь, возникшая в V в., получившая название от Нестория. архиепископа Константинопольского (428–431) Он утверждал, что ипостась Бога-Слова вселилась в человека Иисуса и обитала в нем как в храме. Этим понятием нарушалось личное или ипостасное единство Богочеловека. Деву Марию он называл не Богородицей, а Христродицей, полагая, что человек не может родить Бога. Ересь несторианства была обличена свт. Кириллом Александрийским и осуждена на III Вселенском Соборе в 431 г.
Апосхисты – раскольники; здесь имеются ввиду монофизиты, которые в противоположность дифизтам исповедуют во Христе только одну Божественную природу.
Дифизиты – православные, исповедующие две природы во Христе, как божественную, так и человеческую.
Ориген – александрийский пресвитер, философ-босослов, родился ок. 185 г. Преподавал в александрийской школе риторику и грамматику. Написал около 6000 трудов, в том числе толкования: Псалтири, книг Иеремии, евангелистов Матфея и Иоанна и др. Оригена нельзя считать христианским мыслителем в строгом понимании этого слова. Некоторые его творения не соответствуют православному вероучению и осуждены впоследствии. Основные заблуждения учения Оригена состояли в том, что он считал: 1) душа Христа, была одной из многих душ, сотворенных Богом и стремящейся соединиться с Ним, прежде воплощения и рождения Христа от Девы Марии: 2) признавал всеобщее восстановление падшей твари, в том числе и демонов: 3) признавал предсуществование и падение душ; 4) наказание демонов и нечестивых людей временно и что оно будет иметь конец, и проч. На V Вселенском Соборе в 553 г. Ориген был обвинен в ереси.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»