Ясачные чуваши кто такие

ARGADU

Внутренняя Чувашия

Ясачные чуваши кто такие. Смотреть фото Ясачные чуваши кто такие. Смотреть картинку Ясачные чуваши кто такие. Картинка про Ясачные чуваши кто такие. Фото Ясачные чуваши кто такие

Ответ Руслану Айсину или кто такие «ясачные чуваши»

Данный текст — своего рода критика на критику, критика некоторых положений (с которыми нам сложно согласиться) опровержения Руслана Айсина на текст, опубликованный в телеграм-канале БОО Башкорт.

«Волжские булгары до IX века являются общим этническим компонентом для чуваш и казанских татар. Нас разделил ислам и последующие этнические миграции и смешения. В состав астраханских групп татар, вошли близкие к булгарам хазары»

Начнём с того, что говорить о «разделении исламом» чувашей и казанских татар, каким бы правильным этот подход ни казался на первый взгляд, нельзя: как верно замечает сам автор, «все нации — продукт XVIII-XX века», соответственно оперировать понятиями, обозначающими сложившиеся уже впоследствии этно-общности, в контексте IX века, равно как и проводить чёткую грань между племенами, принявшими в IX веке Ислам и сформировавшими костяк будущего татарского этноса, и племенами, Ислам не принявшими и ставшими основой этноса чувашского, некорректно.
Ислам был распространён среди всего населения Волжской Булгарии, не только предков современных татар, но и чувашей, частично даже финно-угров: причем как среди той части, которая восприняла его наиболее полно, а потому в ближайшее же время составила органичную часть тюркского этноса с исламской доминантой (но не была его основой!), так и среди той части, среди которой Ислам укорениться до завоевания Волжской Булгарии ханом Бату не успел.
Следствием этого стал так называемый «староисламский религиозный пласт», который можно обнаружить в языке и культуре народов Идель-Урала.
Так, в культуре башкир хорошо видно два религиозных пласта: вырожденный староисламский, во многом синкретический, и новый, связанный уже с джадидизмом.
Если вернуться к чувашам, то вспоминаем поклонение могилам шейхов (к примеру, поклонение чувашей захоронению булгарского шейха Валем-хущи (Маалюм-ходжи)), именования культовых сооружений (чув. «киремет», удм. «керемет» от арабского «карамат»), божеств (Пихамбара от перс. «пейгамбар» (пророк)), сохранившийся запрет на свинину и прочее.
Примечательно, что существует и категория старокряшен, у которых Ислам выродился в куда намного более синкретическую, нежели у некрещенных чувашей, религию. Существование у них таких понятий как «жырт алласы», «мунча алласы», «киртэ алласы» говорит само за себя.
Советский этнограф Н.И. Воробьёв в 1929 году пишет в своей работе «Кряшены и татары»:

«Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, ещё достаточно спорный. Наблюдая быт и даже язык, можно со значительной долей вероятия сказать, что эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт»

Больше доказательств существования староисламского пласта в языке и культуре народов Иделя можно найти в других наших статьях.

«Ясачные чуваши Казани, упоминаемые в русских писцовых книгах (но не в татарских источниках) — сословное понятие. По мнению Исхакова — означает «пахари». Пока это не до конца разгаданная загадка истории, которую нельзя трактовать, как общность, идентичную современным чувашам, которые просто приняли ислам»

Здесь автор вычеркивает практически всю мусульманскую историю чувашей за исключением современного этапа. За скобками оказываются значительные процессы, значительные в том числе и по масштабам (об этом можно прочитать здесь — Священник Багин о масштабах «татаризации» и её причинах). Да, прямо таки тотальной ассимиляции и трансформации чувашей в татар не происходило, но явление вряд ли можно свести к отдельным инцидентам и тем более сложно отрицать как таковой факт татаризации части чувашского населения Казанской губернии. Хотя бы потому что в пользу этой позиции свидетельствует как минимум топонимика.
И, наконец, о ясачных чувашах Казанской губернии.
Предположение, что это есть лишь сословное понятие скорее всего навеяно писаниной археолога В.Ф. Генинга:

«В русских писцовых книгах по Казанскому уезду, составленных непосредственно после присоединения Казанского ханства к Русскому государству, встречаются любопытные указания на этническую принадлежность населения. Почти абсолютно во всех населенных пунктах указываются “служилые татары” и “ясачная чуваша”, причем последние численно преобладают»

Генинг В. Ф. К вопросу о продвижении сибирского населения в Западное Приуралье в I тыс. н. э. // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961. С. 33

Да, на определённом историческом этапе мусульманское население Среднего Поволжья находилось в сословии ясачных татар (примечательно, то что идентификация «татар» применительно к мусульманам Южного Урала, как этнический термин и автоним, в метрических книгах ОДМС XIX в. почти не встречается, что красноречиво говорит о позднем характере данного определения, широко распространившегося лишь в начале XX в.), однако корни этнонима «чуваш» следует искать в религиозной идентичности.

В Башкирии, например, понятия «чуваш» и «мусульманин» были едва ли не синонимичными. Об этом говорит ономастический материал XVI–XIX вв.: среди таких башкирских этноантропонимов, как Мишар, Казакбай, Туркмен, Ногай (Ногайбек, Нагайбак), Узбек, Чермыш, есть также имена Чувашай, Чувашбай и Акчуваш.

Мурад Рамзи в «Талфик аль-ахбар» пишет:

«…Племя чермышей (т. е. черемисы или марийцы. — ред.) до сих пор про тех, кто принял Ислам, говорят “стал сувасом” (т. е. чувашем. — ред.).

Об этом говорит и Ш. Марджани:

«Башкиры и черемисы мусульман называют чувашами и иногда в ругательной форме говорят: “Казанские чуваши”. Черемисы при этом употребляют слово “суас”, что также несет значение чуваш. Из этого следует, что чуваши – это народ, близкий к булгарам по своей религии, языку и местоположению. Несмотря на то, что в их языке очень много финских слов, также много и тюркских тоже, поэтому их принято считать тюрками. Поэтому черемисы все мусульманские и незнакомые народы называют «сувас», этим именем они именуют даже черемисов, которые приняли ислам»

Кстати приокрыть завесу тайны о ясачных чувашах Казанской губернии помогает рукопись 1635 г., хранящаяся в Дрезденской библиотеке, автором которой является Рахман Колой. Представляет она из себя письмо Крымскому муфтию, в котором абызы (духовные лица мусульман) и старейшины Казанского уезда обратились к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау-чуваш), просто чувашей, «иштек-башкир» (иштяк-башкурт) в свое подданство.

[Kurat Akdes Nimet. Türkiye ve İdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-İdil Kanalı ve XVI–XVIII. Yüzyıl Osmanlı-Rus Münasebetleri. Ankara, 1966. 207 s.].

Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп татары не значатся.
В чём же дело? А в том, что предки казанских татар называли себя чувашами, которых, тем не менее, не следует путать с чувашами правобережья Волги, обитавших на территории современной Чувашии (тау-чуваш)
Этноним «чуваши» применительно к казанским татарам пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас», тогда как нынешних чувашей именуют «суасламары», т. е. «чувашский человек»[Васильев В. М., Саватков А. А., Учаев З. В. Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1991. С. 314].
Как видим, марийский язык, находившийся в некоторой изоляции, законсервировал этнические реалии прошлых веков, когда самоназванием предков казанских татар и чувашей был один и тот же этноним (чувашей и татар Ислам «разделил», говорите?).

Однако, этот факт никоим образом не отменяет мусульманского прошлого чувашского народа, которое, как мы уже сказали, не сводилось к отдельным эпизодам. Скорее наоборот, он помогает отделить историю от разного рода спекуляций, будь то направленных против чувашей-мусульман или же положенных в основу мнимой «деконструкции» «татарского суррогатного мифа».

Источник

Ясачные чуваши кто такие

Рузалия, уже татарка-а до этого писали,что «булгарка»?Противоречите сами себе, сударыняЯсачные чуваши кто такие. Смотреть фото Ясачные чуваши кто такие. Смотреть картинку Ясачные чуваши кто такие. Картинка про Ясачные чуваши кто такие. Фото Ясачные чуваши кто такие

«Надеюсь, что вам известно имя Казаков Е.П.»-а причем тут я?Есть у него в «трудах»,ссылки на средневековый материал времен Волжской Булгарии,такой например как эпитафии?Кто из видных зарубежных лингвистов поддерживает его «труды»?

Почему здесь не написано,что казанские происходят от булгар?
Показать полностью.

Георг Тектандер: Тартария. Казань. Астрахань.

В начале XVII века немецкий дипломат Георг Тектандер фон дер Ябель, в составе посольства под руководством Стефана Какаша, совершил путешествие в Персию, во время которого посетил Казань и Астрахань. По возвращению на родину Тектандер написал подробный отчет, в котором, в том числе, рассказал о традициях, культуре и быте татар.

Выехав из Москвы, мы отправились дальше на Казань. По пути попадаются лишь татарские шалаши; деревень же нет вовсе. Татары сеют хлеба немного и мало занимаются земледелием. Питаются главным образом мясом лошадей и овец, коих они имеют в большом количестве.

Казань, довольно большой город, который, по Величине, можно сравнить с Бреславлем. Он весь построен из дерева и окружен деревянными укреплениями. В этом городе находится прекрасный замок, окруженный двойною стеною. у его подножия протекает река Казанка, от которой город получил свое название, и которая впадает в реку Волгу, в миле от него.

Из Казани мы отправились по реке Волге на Астрахань. Город этот не особенно Велик и не сильно укреплен; большей частью постройки все деревянные, за исключением замка, окруженного плохою стеною, но река Волга окружает его, когда разливается, наподобие острова, на пространстве почти целой немецкой мили. В нем живут несколько тысяч Татар. и находится много древних Татарских памятников и усыпальниц, которые мы осматривали с большим вниманием. Между ними есть несколько таких, где похоронены знаменитые стародавние Татарские князья, и где Татары до настоящего времени возжигают большое количество лампад и свечей. Они похожи на наши небольшие часовни, выстроены в виде круглых, сквозных башенок и покрыты внутри Татарскими надписями, высеченными на камне.

В Астрахани находится много соляных колодцев, и вся Московия снабжается отсюда солью. Сеянием хлеба и разведением иных плодов там занимаются мало, но в изобилии растут полезные травы, например, лаванда и многие другие. Они едят конину и пьют молоко, лошадиное и овечье, которое они кипятят, квасят и возят за собою в кожаных мешках. Они (Татары) поочередно снабжают своих мурз или князей всем необходимым, доставляют им все в изобилии и выбирают себе в начальники того из них, кто отличился на войне, или одержал несколько побед. Каждый имеет столько жен, сколько может прокормить.

Ясачные чуваши кто такие. Смотреть фото Ясачные чуваши кто такие. Смотреть картинку Ясачные чуваши кто такие. Картинка про Ясачные чуваши кто такие. Фото Ясачные чуваши кто такие

Файзулла (Фейзуллин) Сейфуллин — казанский татарин, приказчик семипалатинского купца Попова, торговавший в кочевьях семиреченских казахов и кыргызов, а также в Кашгарии. Активно содействовал установлению их связей с западносибирскими властями: сопровождал кыргызских посланцев от племени бугу в Омск, передавал переписки т.п. — Док. № 27-30, 32, 33, 36, 47.

Ясачные чуваши кто такие. Смотреть фото Ясачные чуваши кто такие. Смотреть картинку Ясачные чуваши кто такие. Картинка про Ясачные чуваши кто такие. Фото Ясачные чуваши кто такие

ПОЕЗДКА К БАКСАНСКОМУ ЛЕДНИКУ
Показать полностью.

От Владикавказа до Нальчика.

Наш ямщик-казанский татарин засвидетельствовал, что наречие карачаевцев, чегемцев, балкарцев и урусбиевцев совершенно понятно для него и для других казанских татар,и что язык ближайших соседей этих татарских обществ, [134] кабардинцев, не имеет никакого сходства с их языком.

Ясачные чуваши кто такие. Смотреть фото Ясачные чуваши кто такие. Смотреть картинку Ясачные чуваши кто такие. Картинка про Ясачные чуваши кто такие. Фото Ясачные чуваши кто такие

«. это одно и тоже, что Казанская татарка, что Булгарка.»-совершенно разные народы,я не знаю почему вы этого никак не поймете.

«Вот из Никоновской летописи 16 века «Болгары, глаголеемые Казанцы»»-ну так в те времена в Казанском Ханстве жили чуваши и сейчас в Казани живут чуваши,вы разве этого не знали?
Показать полностью.

Почему в Казанском Ханстве основным языком был татарский?

Кстати, с этим сообщением созвучно более конкретное определение национального состава Казанского ханства, сделанное в XVI в. известным русским политическим и военным деятелем Андреем Курбским, воеводой Ивана Грозного при взятии Казани в 1552 г.: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, пятый башкирский
http://сувары.рф/ru/content/srednevekovaya-kazan

И я вам ведь про летописи много раз отвечал,у вас к сожалению короткая память. Почитайте еще(ниже они будут приведены).Почему кстати в них не написано что казанские татары «происходят»от булгар?

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Nikon_let/text1.p..
Отражение истории Казанского ханства в Никоновской (Патриаршей) летописи.
В лето 6969 (1461) [. ] Того же лета князь великий поиде к Володимерю, хотя ити на Казанскаго царя; бывшу же ему в Володимери, и ту приидоша к нему послы ис Казани и взяша мир.

О Казани. В лето 6976 (1468). С Воздвижениева дни ходил царевичь Касым к Казани, а с ним великого князя воеводы, князь Иван Васильевичь [69] Оболенской Стрига с многою силою и прочии. И пришедшим им к Волзе, идеже бе и перевестися, и ту срете их царь Казанский Обреим со всеми князи своими и с силою своею и не даде им перевестися на свою сторону. А позван был царевичь от князей Казанских, от Авдул-Мамона и от прочих, на царство лестию; он же, надеясь на них, а лети их не ведаа, испросил силу у великого князя, чая получити обещаное ему; и, не успев ничтоже, възвратися [. ] А Татарове Казанстии по отходе их часа того поидоша изгоном к Галичю и мало нечто полону взяша, а градом и волостем ничтоже успеша: вси бо беша во осаде во граде; а князь великий разослал по городам заставы, в Муром и в Новгород-Нижней и на Кострому и в Галичъ, и велел им седети во осаде, стеречися от Казани [. ] — О Черемисе. Тоя же осени князь великий Иван послал на Черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боарских двора своего [. ] — Тоя же зимы, Генваря 6, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю Черемисскую, и много зла учиниша земли той: людей изеекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нелзе с собою имати, то все изеекоша; а что было живота их, то все взяша; и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за один день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову. А Муромцем и Новогородцем велел князь великий воевати по Волзе, и те, шедше, повоеваша горы и бараты по обе стороны [. ] — А Татарове Казанские тое же весны, шед, взяша Кичменгу и зашгоша; князь же великий посла переимати их. — Прииде князь великий на Москву в пяток великий вечере, и тоя же весны по Велице дни князь великий многих детей боярских, двор свой, послал на Каму воевати мест Казанских: с Москвы к Галичю Руна с казакы, а из Галича Семеновых детей Филимонова: Глеба, Ивана Шуста, Василиа Губу; и поидоша с Вологжаны в судех на Николин день к Устюгу, и с Устюга поиде князь Иван Звенец с Устюжаны, а Иван Игнатьевич Глухой с Кичменжаны, и сняшася вси вместе на Вятке под Котелничем. И оттоле поидоша с ними Вятчане мнози, и бысть весть Вятчаном, что идут на них Казанци, и възвратишася назад к Вятке: а с триста их поидоша с великого князя воеводами. Казанцы же приидоша со многою силою к Вятке, и не возмогоша Вятчаня противитися им, предашася за Казанского царя Обреима. А воеводы великого князя повоеваша Черемису по Вятке-реце, и поидоша из Вятки по Каме на низ, да воевали и до Тамлуги, и гостей побили многых, а тавару у них поимали много; ходили до перевоза Татарского да опять воротилися вверх, воюючи Казанскиа же места; л в Белую Волшку ходили воевати. А в то время Казанские Татарове, двести человек, воевати же пошли и, дошед до тое же Волшки на конех и пометав туто кони у Черемисы, поидоша из Волшки в судех вверх по Каме; а рать великого князя пришед и ту Черемису повоевали, а людей изеекоша, и кони, и всякую животину; и тех Татар кони изеекоша, кои пошли вверх по Каме, и поидоша за теми Татары по Каме. И яко услышали, что уже близ приидоша тех Татар, и, ставше, воеводы избраша вси, которыйже от своих людей, семь насадов да отпустиша с ними воеводу Ивана Руна; они же угониша Татар. Увидевше их, Татарове выметашася на брег; Руно же повеле своим за ними же на брег выйти, а Татарове забегше за речку и начаша о ней битися. Милостию же Божию начаша одоляти христианя, и преидоша на Татар за речку ту, и тако избиша их, и воеводу Ишъ-Тулазиа изымаша, княже Тарханова сына, да другого бердышника, а прочих всех избиша. А Руси на том бою дву человек убили, а раненых было с шестьдесят человек, но милостию Божиею все живы. И поидоша оттоле на Великую Пермь да к Устюгу, и тако приидоша к Москве вси поздорову, а Татар приведоша полоненых к великому князю [. ] — Того же лета, Июня 4, из Новагорода из Нижнего застава великого князя, князь Федор Хрипун с Москвичи, идоша [70] на Волгу и побиша Татар Казанских, двор царев, многих добрых: тогды убили Колупаа, а князя Хозюмбердея, изымав, приведоша к великому князю на Москву [. ]

Источник

Северо-западные тюрки-чуваши

Этногенез чувашей по данным языка

Этногенез чувашей по данным языка. // Советская этнография. — 1950. — № 3. — С. 79—92.

Решение вопроса о происхождении чувашей и этнической принадлежности их представляет большие трудности ввиду полного отсутствия древних памятников чувашского языка и свидетельств древних историков и путешественников о чувашах и их языке. История была крайне немилостива к чувашам. В течение многих веков они оставались в полном забвении и неизвестности, как бы в положении народа без роду и племени. Обошел их полным молчанием готский историк VI в. Иордан, отметивший в числе народов, плативших дань готскому королю Германариху, сопредельные с чувашами народности Поволжья — мордву и черемис; ничего не говорит о чувашах и хазарский каган Иосиф в своем известном письме к испанскому сановнику, еврею Хасдаю ибн-Шафрута, перечисляя живущих на р. Волге (Итиль) буртас, булгар, сувар, арису (эрзя), цармис, венентит, север, славиун (X в.) ; умалчивает о них и Начальная летопись, где под 859 г. мы читаем: «А се суть инии языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Мещера, Черемиса, Мордва11; не упоминают о чувашах и арабские писатели и географы ибн-Фадлан, Мукадесси, Истахри, Якут и др.

Чуваши становятся известными в истории только с XVI в. в связи с военными действиями Русского государства против Казанского ханства. Такое позднее упоминание историков о чувашах объясняется тем, что в древнее время чувашей, живших в соседстве и даже смешанно с черемисами и по антропологическому типу и по внешнему виду (по одежде и обуви) мало отличавшихся от них, принимали за черемис. В период Булгарского царства и Казанского ханства, поскольку чуваши входили в состав этих государств, их относили к булгарам и татарам. Но и после присоединения чувашей к Русскому государству их часто смешивали с черемисами или с татарами. Например, в «Сказании о взятии Казани11, памятнике XVI в., мы читаем: «Егда же переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса горняя, а по их Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречати по пятисот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию.

Вопрос о происхождении чувашей интересовал многих историков и этнографов. Академик Георги и все писавшие о чувашах на основании его «Описания путешествия11 видели в чувашах одно из финских племен. Казанская писательница А. Фукс, автор книги «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии11 (1840) считала чувашей потомками древних хазар, казанский этнограф В. Сбоев относил их к буртасам.

Первую более или менее близкую к истине, но несколько смутную догадку о происхождении чувашей мы находим у историка Татищева, который в своей «Истории российской с самых древнейших времен» признает чувашей за потомков волжско-камских булгар. «Вниз по реке Волге,— пишет он, —чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Синбирской».
Чувашский народ формировался на нынешней территории постепенно путем смешения аборигенов местного края с пришлыми, более культурными булгарами. Местное автохтонное население, с незапамятных времен обитавшее в Волжско-Камском крае, повидимому, состояло из разнородных и разноязычных лесных племен скифо-сарматского, отчасти, быть может, и пришедших сюда позднее степных племён тюркского происхождения. В своём тюркском слое оно очень легко поддалось смешению с пришлыми булгарами-тюрками. Весьма возможно, что к IX—X вв. из смешения их образовалось довольно сильное и многочисленное племенное объединение cyвap с одноименным большим торгово-промышленным городом. О крупном экономическом значении г. Сувара говорит уже факт собственной чеканки им монет, из коих известны монеты, чеканенные в X в. в период времени между 931 и 992 гг. По всей вероятности, булгарский этнический элемент отложился в чувашской народности довольно мощным творческим пластом, он и языку чувашскому сообщил тюркский строй речи и тюркскую лексику.

В пользу того, что в этнический состав чувашского народа позднее влились булгары (сувары), красноречиво говорят следующие языковые факты.

1. Булгарские намогильные надписи, в которых хорошо отражается типичный для чувашского языка «р» и «л» диалект в противоположность «з» и «ш» диалекту других тюркских языков. Например, мы здесь имеем слова: тухур —девять, саккар —восемь, вутур —тридцать, джюр —сто, джирем— двадцать, хир —дочь, девушка, ай—месяц, биалем — пятый и т. д. Эти слова в других тюркских языках звучат, как тугыз, секиз, отуз, й;з, егерме, кыз, ай, бишенче и т. д.

2. В русских летописях (в Троицкой) под 1230 г. встречается булгарское слово турун в форме множественного числа трунове в значении высшего сословия, высших должностных лиц булгарского царства. В Чувашии до сего времени несколько селений носит название Туруно: Таран, Тарам. В древних тюркских языках (в енисейско-орхонских надписях) слово, соотствующее турун, имеет форму тудун (с интердентальным д.) Интердентальному же д орхонских надписей в современном чувашском языке систематически соответствует звук р: адак — чув. ура —нога, ;дг; —ыра и др. Кроме слова турун, в чувашском языке известны и другие слова заведомо булгарского происхождения. Например, в словаре Махмуда Кашгарского, в памятнике XI в., указаны в качестве булгарских слова, которые бытуют теперь в чувашском языке: авус, чув. эеэс — еоск, к;бе — кольчуга, чув. кепе (произносится кебе) —рубашка. Нужно также заметить, что в 1945 г. во время раскопок близ древней булгарской столицы Преславы найдена была гранитная колонна со старинной надписью, где четыре раза повторяется слово «кюпе» в значении кольчуги.

3. Этническая общность чувашей и булгар подтверждается также и наличием булгаро-чувашских заимствований в мадьярском языке. Мадьяры, повидимому, долгое время (V — VII вв.) находились под культурным влиянием древних булгар. В мадьярском языке сохранилось до 200 булгарских слов, всецело совпадающих, за исключением незначительных фонетических изменений, с нынешними чувашскими словами. Слова эти относятся к области скотоводства, земледелия, домашнего быта и хозяйства. Мадьярские лингвисты, этнографы и историки давно обращали внимание на чувашские элементы в их языке.

4. О преобладании булгарского элемента в чувашской народности и языке говорит отчасти и то, что некоторые старославянские слова болгарских изводов и уцелевшие от древнего времени единичные слова у современных дунайских болгар являются совершенно одинаковыми по значению с соответствующими чувашскими словами.

5. При сближении чувашей с болгарами нельзя проходить и мимо того общеизвестного этнографического факта, как выражение почтительности держанием шапки под мышкой. Ибн-Фадлан пишет, что болгары при встрече с царем и со старшими снимают шапку и держат ее под мышкой. То же самое наблюдалось у чувашей. Держание шапки под мышкой составляло непременную особенность чувашских молений, хотя бы они происходили летом в жаркую погоду. При общественных и домашних молениях чувашин обязательно снимал свою шапку и держал ее под мышкой.

Таким образом, приведенные данные языка не оставляют сомнений в том, что в этническом составе чувашской народности булгарский элемент оставил наиболее толстый и мощный пласт. Он густо отложился и в лексике чувашского языка и сыграл преобладающую, если не исключительную роль в истории его формирования.

Можно с уверенностью сказать, что современная лексика чувашского языка в своей тюркской части в основном почти вся булгарская. В период Казанского ханства хотя сюда и проникали татарские слова, но сравнительно в незначительном количестве. Несмотря на то, что основной тюркский фонд лексики татарского и чувашского языков считается одинаково булгарским, но все же весьма часто названия одних и тех же предметов в том и другом языке не совпадают. Например, для названия первобытного плуга, серпа, коровы, кобылицы, ягненка, свиньи и пр. у татар слова сабан, урак, сыер, бия, бэрэн, дунгыз, а у чувашей ака, ;урла, ;не, к;сре, путек, сысна и пр. То же самое нужно сказать и о словах: человек, женщина, рука, волк, хлеб, рубашка, голос и пр.: в татарском кеше, катын, кул, буре, икмэк, к;лмек, тавыш, а в чувашском: ;ын, арам, ала, кашк;р, ;;к;р, к;пе, саса. Аналогичные с чувашскими названия для указанных предметов мы находим только у тюркских народов, живущих теперь далеко от чувашей, у киргизов, туркмен, азербайджанцев, алтайцев и др., которые в древнее время, повидимому, тесно соприкасались с булгарами. У казанских же татар в административном управлении тон задавали, вероятно, не булгары, а пришлые ногайцы, куманы, крымские татары и др. Они же, видимо, играли решающую роль и в окончательном формировании татарского языка. Нельзя также забывать того, что сами булгары являлись весьма сложным этническим образованием и язык их мог иметь некоторые диалектальные особенности.

Для показа того, насколько болгарское лексическое наследство велико в чувашском языке, мы распределим соответствующие слова по следующим группам:

I. Человек и части его тела
Чувашские

названия
Булгарские (тюркские) названия

этем, ;ын
адам, чон
человек

ар, ар;ын
ир, эр
муж (vir), мужчина

пу;
баш, паш, бас
голова, начало

пу; тупи
баш т;б;си
верхушка головы (темя)

ку;
к;з, коз, кос,
глаз

ку; папакки
кбзбебеги
зрачок

ку; харши
каш, к’уз кашы
бровь

;;вар
авыз, ауыз, агыз
рот

селеке
силекей
слюна

тута
тодак, дудак
губа

пит
бит, бет, пит
лицо

сухал
сакал
борода

май
мойн, муен, бой, бойун
шея

;нсе
энсе, инее
затылок

Хотя в чувашском языке имеются кыпчакские (половецкие) элементы, но они, повидимому, проникли сюда позднее из татарского языка в период Казанского ханства. Болгары, начиная приблизительно с XII в., имели более тесные связи с половцами, а в XIV в. после разгрома болгарского государства они в своей основной массе смешались с ними, образуя смешанные этнические группы, вошедшие потом в состав казанских татар и башкир.

хулпу;;и, анпу;;и
кулбаш, инбаш
плечо

к;к;р
к;крек, кбк;рбк, гбг;с
грудь

ал, ала
эл, элик
рука

хул рука от локтя до плеча
кол, кул
рука

ыв;;
авуч, авыч, ауч, авуш
горсть

пил;к
бел
поясница, талия

ура
аяк, адак, азак
нога

ура тупанё
аяк табаны
ступня

пурне
бармак, пармак
палец

пу; пурне
баш бармак
большой палец

в;та пурне
орта бармак
средний палец

ятс;р пурне
атсыз бармак
безымянный палец

чёрне
тырнак
ноготь, коготь, копыто

ч;р, ч;рку;;и
тиз, тиза, тис
колено

ш;м;
сбнак, сбйбк, сынак, сббк
кость

ш;н;р
сннгир, снннр
сухожилие

п;, пев
бой, буй, пой
стан, рост

пыр
богаз, богуз, пауз
горло

ч;ре
йурек, йбрек, дьурек
сердце

;пке
;пк;, опке
легкое

п;вер
багыр, баур, бавыр
печень

п;ре
боре, бббрек, буграк
почка

ват (вач;)
от, бд, ут
желчь

к;м;л
к;нел, гбн’ул
сердечное расположение, сердце

миме
ми, миэ, майа
мозг

тар
тер
пот, испарение и т. д.

Булгарский элемент сильно преобладает в чувашском языке и в названиях родственных отношений, например:
Чувашские

названия
Тюркские названия

атте-анне
ана-ата, ана-баба
родители

упашка — муж
абушка
муж, старик

ыв;л, диал. ул
огул, оул, ол, ул
сын

хёр
кыз
дочь, девица

к;р;
кияу, куйбб
зять (муж дочери)

йысна
жизн;, йасна, йизна
зять (муж старшей сестры)

кин
келин
сноха (жена сына)

инке
йенк;й, жинге йанга
невестка (жена старшего брата)

хуньам, хунё
к айн, кайын, кадын
тесть

хуняма, хунеме
кайнана, кайын, эне
теща

хуньакам, хунекем
кайнигач
свояченица (старшая

пултар
балдыз
свояченица (младшая сестра жены), золовка (младшая сестра мужа)

пу;ана
бажа, бажанак
свояк

таван
туган
родной брат, родственник

хуранташ родственник
карындаш
единоутробный брат, сестра

хата
кода, куда
сват

йевчё
яучы, жуучу
сваха

карчак
карчык
старуха

т;л;х ар;м
тол катын, дул кадын
вдова

пёлёш
билиш, пилиш
знакомый

авлан
а;лян (а;, эв, ;й-дом)
жениться

ту, т;в родить
тог, ток
родиться и т. д.

Что касается чувашей до ассимиляции с болгарами, то о них мы не имеем никаких сведений и не можем определенно сказать, какие племена входили в их состав, что это были за племена и каков их культурный уровень. Никто также не пытался выяснить, какие отложения они оставили в лексике и грамматике чувашского языка. Вообще вопрос этногенеза чувашей является одним из наиболее сложных и трудных. На основании археологических данных можно предположительно сказать, что это были аборигены края, объединившиеся местные разнородные и разноязычные лесные племена скифо-сарматского происхождения с охотничьим и рыболовным хозяйством.

Несколько позднее, вероятно, явились к ним и осели скотоводы-тюрки, с которыми они смешались и образовали добулгарское племенное объединение с преобладанием тюрков и языка их, поскольку скотоводство в первобытном хозяйстве играло решающую роль. Когда же потом пришли на Волгу булгары-тюрки, то чувашское племенное объединение в силу общности языка и некоторых бытовых обыденностей легко ассимилировалось с ними. Этим только и можно объяснить, почему именно соседи чувашей, как марийцы, удмурты, отчасти и мордва, наравне с чувашами входившие в состав Булгарского царства, нисколько не поддались ассимиляции с пришельцами, в чистоте сохранили свой язык, ограничились только заимствованием нескольких десятков булгарских слов, а чуваши окончательно тюркизировались.

О занятиях чувашских племен в добулгарское время имеются прямые указания в фольклоре. Отсюда мы узнаем, что они в течение долгого времени жили охотой и бортничеством, а потом перешли к мотыжному земледелию: начали обрабатывать землю кривой палкой, т. е. суком. Название этого первобытного земледельческого орудия и самое орудие это в значительно усовершенствованном виде дошли до нас. Это хусак (тюрк, кадак — кол), диалектически ш;п;нь, карлав. Оно представляет собой теперь узкую дубовую лопату шириной в 2—2,5 вершка. Им копают картофель. Культура же плужного земледелия в Поволжье складывалась, повидимому, под непосредственным влиянием булгар (при раскопках найдены лемехи от булгарских плугов). Сельскохозяйственные орудия чувашей и хлебные культуры их носят на себе следы булгарского (тюркского) происхождения. Например: ак — сеять, ака — плуг, урпа — ячмень, с;л; — овес, пари — полба, ;урла — серп, выр — жать, ;;л — косить и т. д.

Отсутствие определенных исторических материалов о добулгарском периоде существования чувашей частично возмещается лингвистическими данными. Тщательное рассмотрение и глубокий анализ языковых материалов дают нам возможность заключить, что указанные первобытные доисторические разнородные племена, которые предшествовали эпохе формирования современных народов и языков Поволжья и составили основной этнический компонент чувашского народа, вместе с тем, повидимому, частично послужили основой, на которой возникли и финноугорские и восточнославянские народы. Об этом можно судить по уцелевшим в означенных языках единичным общим словам.

В чувашском языке сохранились в более или менее архаичном виде некоторые древние слова: калам кун — пасха (среда страстной седмицы), посвященная поминовению усопших. По верованиям чувашей, в этот день мертвецы оставляли свои могилы и шли к своим родным невидимо погостить у них до праздника серен или вирем; ср. финск. калмо — могила, г. Холмогоры <’ Калмо + кар — могильный город, т. е. город, построенный на кладбище; в чувашском и финском языках древнее слово кар обозначал город, ср. у коми Сыктывкар, у чувашей Шубашкар (Чебоксары).

Топонимия населенных пунктов, рек и озер, как мы видели, является одним из важнейших источников для изучения прошлых судеб народов, особенно при отсутствии других письменных источников. Приходится сожалеть, что чувашская топонимика не нашла себе исследователя.
Что касается чувашской ономастики, то она тоже может несколько помочь решению вопросов этногенеза чувашей. В. К. Магницким зарегистрировано 10 587 чувашских языческих имен. По нашему мнению, одни из этих имен восходят к добулгарским племенным и родовым названиям чувашей и в виде фамилий (тавраш) сохранились до настоящего времени. Другие, видимо, появились в булгарское время и в период Казанского ханства, а третьи представляют собой заимствованные от русских христианские имена с небольшими фонетическими изменениями.

В числе зарегистрированных чувашских языческих имен имеются также имена Булгар, Савир, Савирка, Саврик, Саврила, Чуваш, Канга (печенег?), Ахван (вм. Агван), Аварии, Авер, Козар, Хосар, Касар и др. Эти имена также заслуживают серьезного внимания при решении вопросов, относящихся к этническому составу чувашской народности. Указанные имена, счастливо пережив многие столетия, пронесли для нас историческую истину о том, что древние булгары, с которыми по приходе их на Волгу произошло массовое смешение местных чувашских племен, представляли очень сложную в этническом отношении группу. В этногонии их принимали участие и савиры, и кангюи, и агванцы, и авары, и хазары, и гунны и др. Отсюда приобретает особый интерес и глубокий смысл заявление Т. А. Трофимовой, сделанное ею в докладе, что «чуваши по своему антропологическому составу — народ сильно смешанный, состоящий из различных европеоидных и монголоидных типов и их смешанных форм».

Доисторическую частичную этническую общность чувашей и восточных славян трудно отрицать. Об этом говорят и некоторые языковые данные. В чувашском и русском языках имеются общие слова древнего происхождения, повидимому, унаследованные от доисторических племен, вошедших частично в этнический состав и чувашского и восточнославянских народов. Сюда относятся: чув. вирём — обряд (праздник), связанный с проводами в могилу пришедших в калам кун мертвецов, изгнанием духов, насылающих болезни, очищением себя от злых духов прыганием через огонь, русск. верба и суеверные обычаи, связанные с праздником вербного воскресенья; кавр;; (кавар + й;в;;) — ясень, русск. явор (случаи древнего чередования звуков к им имеются в чувашском языке) ; хана-вёрле— гости в собирательном значении (вёрле — первоначально коллектив, общество, здесь придает слову хана собирательное значение), древнерусск. вьрвь — семейная община, позднее поземельная община; чув. сенк;, шанка— хворост, древнерусск. с ж къ и др.

Имевшиеся в числе чувашских языческих имен указанные выше имена Ильмень, Кнеметь (ср. кьметь?), Смерт (ср. смердъ), Кострома, Хоре (скифское?), Ериле (ср. Ярила) и название трех селений Шемер- тен (ср. русск. Смердино) также красноречиво говорят о том, что из доисторических племен, имевших в своей лексике эти слова, одни вошли в состав чувашской народности, а другие — в состав русской.

В чувашском фольклоре имеется прямое указание на то, что «скутавы», «шкудавы», т. е. скифы, научили их устраивать в домах двери и окна. По просьбе оклеветанной сестрами и заключенной в трехстенный сруб ханской жены проезжие торговые скифы (скутавы) в первый раз прорубили ей дверь и окна, а во второй раз устроили ей крыльцо. Знаменательно и то, что в позднейших вариантах этой сказ-‘ ки вместо шкудавов выступают уже русские.

Таким образом, чувашский народ формировался и язык его вырабатывался на нынешней территории в течении многих столетий в процессе взаимодействия различных этнических и культурных элементов. Первоначально, быть может до нашей эры, в период абашевской культуры, происходило смешение доисторических разноязычных местных племен, с охотничьим и рыболовным типом хозяйства, и несколько позднее осевших здесь тюрков-скотоводов, давшее в результате этническую подоснову чувашской народности. Потом, с приходом на Волгу более культурных булгар-тюрков начинается тесное сближение чува
шей с булгарами, особенно с отдельным племенем их — суварами, вместе с которыми они образуют крупное племенное объединение с главным городом Сувар и даже с чеканкой своей монеты. После же завоевания Булгарского царства монголо-татарами (1236) и окончательного разорения его Булат Тимуром (1361 г.) часть булгар, преимущественно сельское языческое население, переходит к родственным чувашам, другая, главным образом городская, мусульманская часть объединяется в отдельную народность и позднее составляет основное ядро населения Казанского ханства.

Из позднейших этнических элементов, влившихся частично в состав чувашской народности, нужно указать локальные скрещения верховых чувашей с горными марийцами. В настоящее время в Чувашии имеется до десятка селений с наименованием «;арм;с» (черемисы) : Тучи ;арм;с, Хур;нсур ;арм;с, Ч;ваш-;арм;с, ;арм;скасси или просто ;арм;с. Все эти селения чувашские, ни одного марийца в них нет. Предание гласит, что некогда здесь жили марийцы, что они потом слились с чувашами. Культурные взаимодействия между чувашами и марийцами, имевшие некогда место, не остались без последствий. Они сказались в повседневном быту их: в одежде, обуви, в домашней обстановке и пр. Местами и антропологический тип чувашей одинаков с марийским.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *