За что россия благодарна гражданину минину и князю пожарскому
Благодарная Россия: памятнику Минину и Пожарскому 203 года
Точное количество памятников в Москве вряд ли может назвать даже коренной житель столицы — грандиозные монументы и миниатюрные скульптуры украшают облик города. Однако самый первый и, пожалуй, главный памятник Москвы видел каждый, кому приходилось бывать в столице. Ровно 203 года назад в Москве появился памятник Минину и Пожарскому.
Символ освобождения
Первый в Москве монумент посвящен предводителям Второго народного ополчения 1612 года нижегородскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Они возглавили освободительное движение русского народа против польских захватчиков. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с интервентами возникло Второе народное ополчение. Оно состояло из отрядов крестьян, а возглавили его гражданин Минин и князь Пожарский.
В августе 1612 года с частью сил, оставшихся от Первого ополчения, они разбили польскую армию под Москвой. А в октябре 1612 года столица была полностью освобождена от оккупации польскими интервентами.
Создание памятника
С идеей о создании памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру I идея понравилась, и он ее поддержал. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника.
Памятник выполнен в стиле классицизма, он состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал памятника украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россія. Лѣта 1818».
Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы, однако скульптор выбрал место около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю. В 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея Владимира Ильича Ленина памятник перенесли к Покровскому собору.
Памятник Минину и Пожарскому
Автор памятника: скульптор Иван Мартос.
Скульптурная композиция
Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.
Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.
Кто такие Минин и Пожарский?
«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861, художник Михаил Песков)
На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.
Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.
Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.
История памятника
Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.
Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.
В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.
Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его «историческим мусором», а писатель Демьян Бедный в стихотворении «Без пощады» отозвался о бронзовых героях как о «двух казнокрадах». К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.
20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.
Интересные факты
• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.
• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (
18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.
• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».
• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.
Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
«Станем все, как один…»
«Гражданину Минину и князю Пожарскому – Благодарная Россия. Лета 1818» – начертано золотыми литерами на граните монумента. Установленный на Красной площади на народные деньги, он давно уже стал одним из символов русской столицы. «Москва хранит их памятник в стенах, как вечное потомков вдохновенье» – писал поэт Александр Одоевский.
Идея о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, а 1 января 1809 года открылась всенародная подписка по сбору пожертвований. Победителем конкурса стал уроженец Черниговщины и воспитанник Петербургской Академии художеств, скульптор Иван Петрович Мартос (1754-1835). Над созданием общенациональной святыни соборно трудились: каменщик Самсон Суханов, литейный мастер Екимов, а также ученики Мартоса – С. Гальберг и Иван Тимофеев. Созданный ими памятник отличался строгостью и простотой силуэта, выразительностью героических образов.
Стремительный утверждающий жест Козьмы Минина и сидящая фигура раненого Дмитрия Пожарского, опирающегося на щит, связаны между собой. Их объединяет вертикаль широкого богатырского меча, который князь сжимает правой рукой, а Минин охватывает левой.
На мужественных лицах – воодушевление и всесокрушающая воля к победе. Единению двух русских патриотов способствует и общая цель – спасение и возрождение Державы Российской.
Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Начатые работы остановило наполеоновское нашествие…
В ряду освободительных Отечественных войн 1812 и 1941-1945 годов, война 1612 года по праву может быть названа Первой Отечественной, в которой последним рубежом обороны стало народное сопротивление врагам-интервентам, воровским боярским элитам и национал-предателям.
С новой силой имена народных заступников и спасителей Отечества прозвучали 7 ноября 1941 года во время исторического парада на Красной площади, откуда войска уходили на фронт. Герои русской истории поднимали народный дух и звали на борьбу, будили патриотическую гордость и веру в торжество правого дела, становились грозным предупреждением. «Наша правда. Бейтесь до смерти», «Нет такой силы, которая поработила бы нас», «Наши силы неисчислимы!» – предупреждали оккупантов военные плакаты и боевые листки с изображением Минина и Пожарского.
Памятник героям-освободителям и спасителям Земли Русской, установленный в столице России, и сегодня покоряет своей мощью и всепобеждающей силой русского духа. Вручая князю Пожарскому грозный карающий меч, гражданин Минин снова призывает его к исполнению священного долга перед Родиной. Обращается он и ко всем нам – «Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!». Образ Спаса Нерукотворного на щите полководца и боевых русских знамёнах – древний символ славы и грядущих наших побед. И звучащий из глубины веков ратный девиз – «Сим победиши!»
Россию не сломить и на колени никому не поставить! – свидетельствует героическая история нашего Отечества, сокрушившего бесчисленных врагов, отразившего множество иноземных нашествий, победившего в таких условиях, когда победить, казалось, было невозможно. Общенациональный подъём, единство и сплочённость Армии, Народа и Церкви – всегда становились гранитной скалой, о которую разбивались полчища и орды многочисленных завоевателей с Запада и Востока. Перед лицом внешних угроз мозаичная Российская Держава обладала твёрдостью монолита.
И сегодня мы обязаны выстоять, выдержать, одолеть зло и победить! Это обязательно случится, ибо не оскудела Земля Русская героизмом и мужеством, стойкостью и силой духа, воинской доблестью и отвагой, готовностью к самопожертвованию и подвигам, способностью побеждать не числом, а умением!
Сквозь даль столетий мы вглядываемся в суровые и мужественные лица народных героев-вождей, которые в условиях распада государства, краха центральной власти, национальной катастрофы и иноземной интервенции, одни решились спасти гибнущую Отчизну – землю отцов и дедов, вспомнив, что в их жилах течёт русская кровь!
Два события запечатлены на бронзовых, позеленевших от времени барельефах, – «Сбор пожертвований» и «Изгнание интервентов из России» – доносят до потомков тревожный набат лихолетья и благородный патриотический порыв тех героических лет. Простые русские люди отдают свои жизни и последние сбережения, серебряные и золотые оклады с икон и женские украшения на Алтарь Победы. А старик-отец приводит в народное ополчение самое дорогое сокровище – своих сыновей. В их образах увековечены скульптор Иван Мартас и его сыновья – Пётр и Алексей. И снова, как в 1612-1812-1941 годах, всех их благословляет в одном лице Родина-Мать и чудотворная Казанская Богородица – заступница и небесная покровительница Державы Российской, её народа и православного воинства.
4 марта 2018 года, в морозный ветреный день, благодарная Россия скромно отметила 200-летие памятника Минину и Пожарскому.
О юбилее общенациональной святыни вспомнили лишь простые русские люди из Москвы и Нижнего Новгорода: историки, писатели, художники, представители патриотических организаций и движения «Народный Собор», ополченцы Новороссии и курсанты кадетского корпуса МЧС.
К заснеженному монументу патриоты России возложили ярко-красные гвоздики. Выступили Галина Васильевна Ананьина – председатель правления Фонда Патриарха Гермогена, сопредседатель Союза православных женщин, и протоиерей Всеволод Чаплин. Торжественно и гордо звучали слова признательности и благодарности героям-освободителям и спасителям Земли Русской. Ярко горели поминальные свечи в Казанском и Покровском соборах на Красной площади и ростовском Борисоглебском монастыре. И творились святые молитвы в память о народных вождях и воинах-ополченцах, погибших при освобождении Москвы в 1612 году.
«Примеры предков утверждают дух потомства» – говорил митрополит Московский Филарет. Идёт великая битва за Россию, за 1000-летнюю нашу историю и культуру, за будущее Православной Державы и национальные интересы русского народа. Пусть в этой освободительной и священной войне с врагами Отечества вдохновляют нас снова святые образы духовных вождей, народных заступников и спасителей Земли Русской. Наше дело правое. Победа будет за нами!
Владимир Максимов – руководитель военно-исторического объединения «Россия Молодая» (Москва)
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве
Памятник нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому установлен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Монумент посвящен русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени. Автором памятника выступил известный русский скульптор Иван Петрович Мартос.
Монумент Минину и Пожарскому стал первым в Москве творением скульптуры, прославляющим героев из народа. Идея установки монумента принадлежала членам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Средства на установку скульптуры собирались в Нижнем Новгороде. Создавался памятник в Петербурге, а для создания фигур Ивану Мартосу позировали его сыновья.
Памятник, высотой около 8,6 метра, изображает момент формирования ополчения. Минин, призывая Пожарского возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную интервентами Москву. Князь сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него установлен массивный княжеский шлем.
Поза Пожарского неустойчива и слегка неловка, приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу, как напоминание, что в момент формирования ополчения князь ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны, а их лица выражают уверенность. Центральным звеном в композиции является меч, он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, на его рукояти изображены ромашки.
Горельеф на тыльной стороне постамента посвящён победе ополчения. В его левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него. Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
4 ноября 2005 года В Нижнем Новгороде открыли копию памятника Минину и Пожарскому, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент на площади Народного единства, под стенами Нижегородского кремля, возле Церкви Рождества Иоанна Предтечи, откуда в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Нижегородский монумент на 5 см меньше оригинала. Также незначительно различаются надписи на пьедесталах.
4 марта 1818 года У здания Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В торжественной церемонии приняли участие все члены царской семьи во главе с императором Александром I, а также чины двора. На мероприятие из Петербурга также прибыли четыре сводных гвардейских полка. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми.
17 августа 1816 года Литейный мастер Академии художеств Василий Екимов отлил памятник Минину и Пожарскому. При этом, впервые в России композиция, состоящая из двух фигур была отлита за один раз, на что потребовалось всего 9 минут. Для этого восковые фигуры обмазывали специальной жидкой смесью, постоянно просушиваясь опахалами, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича. В течение месяца 16 установленных печей вытапливали воск, одновременно в нескольких печах плавили олово и цинк. Отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала изготовил петербургский скульптор-камнетёс Самсон Суханов, а его проект разработал архитектор Авраам Мельников.
4 марта 1818 года был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.
Памятник, созданный русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835) в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году, был торжественно открыт на Красной площади в Москве 20 февраля (4 марта – по н. ст.) 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, и сейчас он является одной из главных визитных карточек столицы.
Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.
Работа над памятником началась в самый разгар наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период особого подъёма патриотического настроения в обществе. Поэтому монумент воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне.
Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был И.П. Мартос. К 1804 году скульптор уже разработал программу будущего памятника, а через некоторое время была выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из-за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.
В 1808 году мысль об увековечении подвига народных героев возникла вновь – у жителей Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина». Инициатива была поддержана императором Александром I. И в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за Мартосом, проект которого, значительно переработанный в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.
Мартос Иван Петрович (1754-1835).
1 января 1809 года была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». Во все губернии Российской империи рассылались выгравированные рисунки монумента (представлены на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштабе памятника, завершённой в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила «искусство нового Фидиаса».
Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года в присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Отливка колоссальной скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.
Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.
21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.
Барельефы обелиска Минину и Пожарскому
В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», и принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади». Конкретное место определил Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
На фото: Памятник Минину и Пожарскому
Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.
На фото: Перестановка памятника Минину и Пожарскому
На основании материала на сайте Государственного исторического музея.