апостол богородице на литургии текст

Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым

Служба Пресвятой Богородице

Про­ки­мен, глас 3. Песнь Бого­ро­ди­цы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м ( Лк.1:46–47 ).

Пере­вод: Вели­ча­ет душа Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спа­си­те­ле Моём.

Стих: Я́ко при­з­ре́ на смире́ние рабы́ Сво­ея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.

Пере­вод: Что при­з­рел Он на сми­ре­ние рабы Сво­ей; ибо вот, отныне будут назы­вать Меня бла­жен­ной все роды ( Лк.1:48 ).

Дру­гой про­ки­мен, глас 6: Помя­ну́ и́мя Твое́ / во вся́ком ро́де и ро́де.

Пере­вод: Памят­ным сде­лаю имя Твоё / во вся­ком роде и роде ( Пс.44:18 ).

Стих: Слы́ши, Дщи, и виждь, и при­к­ло­ни́ у́хо Твое́.

Пере­вод: Услышь, Дочь, и посмот­ри, и скло­ни ухо Твоё ( Пс.44:11 ).

Апо­стол к филип­пи­си­ем, зача­ло 240. Дру­гий ко евре­ем, зача­ло 320.

Алли­лу­иа, глас 8: Слы́ши дщи и виждь, и при­к­ло­ни́ у́хо Твое́.

Пере­вод: Услышь, Дочь, и посмот­ри, и скло­ни ухо Твоё ( Пс.44:11 ).

Стих: Лицу́ Тво­е­му́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.

Пере­вод: Лицо Твоё будут умо­лять бога­тые из наро­да ( Пс.44:13 ).

Служба святым Небесным Безплотным Силам

Про­ки­мен, глас 4: Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи, / и слу­ги́ Своя́ пла́мень о́гненный.

Пере­вод: Ты тво­ришь Анге­лов Сво­их духа­ми, / и слу­жи­те­лей Сво­их – пла­ме­нем огня ( Пс.103:4 ).

Стих: Бла­го­сло­ви́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Пере­вод: Бла­го­слов­ляй, душа моя, Гос­по­да! Гос­по­ди Боже мой, воз­ве­ли­чен Ты весь­ма ( Пс.103:1 ).

Алли­лу­иа, глас 5: Хвали́те Го́спода вси А́нгели Его́, хвали́те Его́ вся Си́лы Его́.

Пере­вод: Хва­ли­те Его, все Анге­лы Его, хва­ли­те Его, все воин­ства Его ( Пс.148:2 ).

Стих: Я́ко Той рече́, и бы́ша: Той пове­ле́, и созда́шася.

Пере­вод: Ибо Он ска­зал – и воз­ник­ли они, Он пове­лел – и были созда­ны ( Пс.148:5 ).

Служба святым пророкам

Про­ки­мен, глас 4: Ты иере́й во век / по чи́ну Мелхиседе́кову.

Пере­вод: Ты – свя­щен­ник вовек, / по чину Мел­хи­се­де­ка ( Пс.109:4 ).

Стих: Рече́ Госпо́дь Го́сподеви мое­му́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже поло­жу́ вра­ги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х.

Пере­вод: Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мое­му: “Сиди спра­ва от Меня, доко­ле не поло­жу вра­гов Тво­их под­но­жи­ем ног Тво­их” ( Пс.109:1 ).

Апо­стол к корин­фя­ном, зача­ло 156. Дру­гий ко евре­ем, зача­ло 314.

Тре­тий от собор­на­го посла­ния Иаков­ля, зача­ло 57.

Алли­лу­иа, глас 5: Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́, и Саму́ил в призыва́ющих и́мя Его́.

Пере­вод: Мои­сей и Аарон сре­ди свя­щен­ни­ков Его, и Саму­ил – сре­ди при­зы­ва­ю­щих имя Его ( Пс.98:6 ).

Стих: Свет воз­сия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие.

Пере­вод: Свет вос­си­ял пра­вед­ни­ку и пра­вым серд­цем – весе­лие ( Пс.96:11 ).

Служба святым Апостолам

Про­ки­мен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в кон­цы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Пере­вод: Во всю зем­лю вышел голос их, / и в кон­цы все­лен­ной речи их ( Пс.18:5 ).

Стих: Небе­са́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.

Пере­вод: Небе­са про­по­ве­ду­ют сла­ву Божию, о тво­ре­нии же рук Его воз­ве­ща­ет твердь ( Пс.18:2 ).

Апо­стол к корин­фя­ном, зача­ло 131.

Алли­лу­иа, глас 1: Испове́дят небе­са́ чуде­са́ Твоя́ Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в це́ркви святы́х.

Пере­вод: Небе­са воз­ве­стят чуде­са Твои, Гос­по­ди, и исти­ну Твою – в собра­нии свя­тых ( Пс.88:6 ).

Стих: Бог прославля́емь в сове́те святы́х.

Пере­вод: Бог про­слав­ля­ем в сон­ме свя­тых ( Пс.88:8 ).

Служба святителю единому

Про­ки­мен, глас 1: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, / и поуче́ние се́рдца мое­го́ ра́зум.

Пере­вод: Уста мои изре­кут пре­муд­рость, / и раз­мыш­ле­ние серд­ца мое­го – разум ( Пс.48:4 ).

Стих: Услы́шите сия́ вси язы́цы, внуши́те вси живу́щии по вселе́нней.

Пере­вод: Услышь­те это, все наро­ды, внем­ли­те все, живу­щие во все­лен­ной ( Пс.48:2 ).

Алли­лу­иа, глас 2: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд.

Стих: Зако́н Бо́га его́ в се́рдце его́, и не за́пнутся сто­пы́ его́.

Пере­вод: Закон Бога его в серд­це его, и не пре­ткнут­ся сто­пы его ( Пс.36:31 ).

Служба святителям

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба преподобным и Христа ради юродивым

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Алли­лу­иа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Пере­вод: Бла­жен муж, боя­щий­ся Гос­по­да, запо­ве­ди Его он воз­лю­бит креп­ко ( Пс.111:1 ).

Стих: Си́льно на зем­ли́ бу́дет се́мя его́.

Пере­вод: Силь­ным на зем­ле будет семя его ( Пс.111:2 ).

Служба мученику

Про­ки­мен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.

Пере­вод: Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де, / и упо­ва­ет на Него ( Пс.63:11 ).

Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, вне­гда́ моли́ти ми ся к Тебе́.

Пере­вод: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе ( Пс.63:2 ).

Алли­лу­иа, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.

Пере­вод: Пра­вед­ник как паль­ма рас­цве­тёт, как кедр, что на Ливане, при­умно­жит­ся ( Пс.91:13 ).

Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.

Пере­вод: Насаж­дён­ные в доме Гос­под­нем во дво­рах Бога наше­го рас­цве­тут ( Пс.91:14 ).

Служба мученикам и бессребреникам

Про­ки­мен, глас 4: Святы́м, и́же суть на зем­ли́ Его́, / уди­ви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

Пере­вод: Свя­тым, кото­рые на зем­ле Его, / див­но явил Гос­подь все жела­ния Свои сре­ди них ( Пс.15:3 ).

Стих: Предзре́х Го́спода пре́до мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю мене́ есть, да не подви́жуся.

Пере­вод: Видел я Гос­по­да пред собою все­гда, ибо Он – спра­ва от меня, что­бы я не поко­ле­бал­ся ( Пс.15:8 ).

Апо­стол муче­ни­ков: к рим­ля­ном, зача­ло 99, или ко евре­ем, зача­ло 330.

Апо­стол бес­среб­ре­ни­ков: к корин­фя­ном, зача­ло 153.

Алли­лу­иа (муче­ни­ков), глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.

Пере­вод: Воз­зва­ли пра­вед­ные – и Гос­подь услы­шал их, и от всех скор­бей их изба­вил их ( Пс.33:18 ).

Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.

Пере­вод: Мно­го скор­бей у пра­вед­ных – и от всех их изба­вит их Гос­подь ( Пс.33:20 ).

Алли­лу­иа (бес­среб­ре­ни­ков), глас 2: Се что доб­ро́, или́ что крас­но́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе?

Пере­вод: Вот, что так пре­крас­но или что так при­ят­но – как толь­ко жить бра­тьям вме­сте ( Пс.132:1 )

Служба священномученику

Про­ки­мен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.

Пере­вод: Вос­хва­лят­ся свя­тые во сла­ве / и воз­ра­ду­ют­ся на ложах сво­их ( Пс.149:5 ).

Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.

Пере­вод: Вос­пой­те Гос­по­ду песнь новую, хва­ла Ему в собра­нии свя­тых ( Пс.149:1 ).

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба священномученикам

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Апо­стол ко евре­ем, зача­ло 318, или к филип­пи­си­ем, зача­ло 246.

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба преподобномученикам и исповедникам

Про­ки­мен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.

Пере­вод: Вос­хва­лят­ся свя­тые во сла­ве / и воз­ра­ду­ют­ся на ложах сво­их ( Пс.149:5 ).

Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.

Пере­вод: Вос­пой­те Гос­по­ду песнь новую, хва­ла Ему в собра­нии свя­тых ( Пс.149:1 ).

Апо­стол пре­по­доб­но­му­че­ни­ка еди­на­го: к Тимо­фею, зача­ло 291.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ком: апо­стол к рим­ля­ном, зача­ло 99.

Апо­стол испо­вед­ни­ков: ко ефе­се­ем, зача­ло 233.

Алли­лу­иа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Пере­вод: Бла­жен муж, боя­щий­ся Гос­по­да, запо­ве­ди Его он воз­лю­бит креп­ко ( Пс.111:1 ).

Стих: Си́льно на зем­ли́ бу́дет се́мя его́.

Пере­вод: Силь­ным на зем­ле будет семя его ( Пс.111:2 ).

Служба святым мученицам и преподобным женам

Про­ки­мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев.

Пере­вод: Дивен Бог во свя­тых Сво­их; / Бог Изра­и­лев ( Пс.67:36 ).

Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.

Пере­вод: В собра­ни­ях бла­го­слов­ляй­те Бога, Гос­по­да, от источ­ни­ков Изра­и­ля ( Пс.67:27 ).

Апо­стол муче­ниц: к корин­фя­ном, зача­ло 181. Дру­гий к гала­том, зача­ло 208.

Апо­стол пре­по­доб­ных жен: к гала­том, зача­ло 208.

Алли­лу­иа, глас 1: Тер­пя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми и услы́ша моли́тву мою́.

Пере­вод: С тер­пе­ни­ем упо­вал я на Гос­по­да, и Он внял мне, и услы­шал молит­ву мою ( Пс.39:2 ).

Служба за усопших

Про­ки­мен, глас 6: Ду́ши их / во благи́х водворя́тся.

Пере­вод: Души их / сре­ди благ водво­рят­ся ( Пс.24:13 ).

Стих: К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век.

Пере­вод: К Тебе, Гос­по­ди, воз­вы­сил я душу мою, Боже мой, на Тебя упо­ваю, – да не посты­жусь вовек ( Пс.24:1–2 ).

Стих: И па́мять их в род и род.

Пере­вод: И память их в род и род ( Пс.44:18 ).

Источник

Про­ки­ме­ни, апо­сто­ли и ал­ли­лу­и­а­ре об­щи свя­тым, им­же егда тво­рим службу

СЛУЖ­БА ПРЕ­СВЯ­ТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.

Про­ки­мен, глас 3. Песнь Бо­го­ро­ди­цы: Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем. Стих: Яко при­з­ре на сми­ре­ние ра­бы Сво­ея, се бо от ныне убла­жат Мя вси роди.

Дру­гий про­ки­мен, глас 6: По­мя­ну имя Твое / во вся­ком ро­де и ро­де. Стих: От­рыг­ну серд­це мое сло­во благо.

Апо­стол к фи­лип­пи­си­ем, за­ча­ло 240. Дру­гий ко ев­ре­ем, за­ча­ло 320.

Ал­ли­лу­иа, глас 8: Слы­ши дщи и виждь, и при­к­ло­ни ухо Твое. Стих: Ли­цу Тво­е­му по­мо­лят­ся бо­га­тии людстии.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ НЕБЕС­НЫМ БЕЗ­П­ЛОТ­НЫМ СИЛАМ.

Про­ки­мен, глас 4: Тво­ряй Ан­ге­лы Своя ду­хи, / и слу­ги Своя пла­мень ог­нен­ный. Стих: Бла­го­сло­ви ду­ше моя Гос­по­да, Гос­по­ди Бо­же мой, воз­ве­ли­чил­ся еси зело.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 305.

Ал­ли­лу­иа, глас 5: Хва­ли­те Гос­по­да вси Ан­ге­ли Его, хва­ли­те Его вся Си­лы Его. Стих: Яко Той ре­че, и бы­ша: Той по­ве­ле, и создашася.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ ПРО­РО­КОМ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Ты иерей во век / по чи­ну Мел­хи­се­де­ко­ву. Стих: Ре­че Гос­подь Гос­по­де­ви мо­е­му: се­ди одес­ную Мене, дон­де­же по­ло­жу вра­ги Твоя под­но­жие ног Твоих.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 156. Дру­гий ко ев­ре­ем, за­ча­ло 314. Тре­тий от со­бор­на­го по­сла­ния Иа­ков­ля, за­ча­ло 57.

Ал­ли­лу­иа, глас 5: Мо­и­сей и Аарон во иере­ех Его, и Са­му­ил в при­зы­ва­щих имя Его. Стих: Свет воз­сия пра­вед­ни­ку, и пра­вым серд­цем веселие.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫМ АПО­СТО­ЛОМ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 8: Во всю зем­лю изы­де ве­ща­ние их, / и в кон­цы все­лен­ныя гла­го­лы их. Стих: Небе­са по­ве­да­ют сла­ву Бо­жию, тво­ре­ние же ру­ку Его воз­ве­ща­ет твердь.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 131.

Ал­ли­лу­иа, глас 1: Ис­по­ве­дят небе­са чу­де­са Твоя Гос­по­ди, ибо ис­ти­ну Твою в церк­ви свя­тых. Стих: Бог про­слав­ля­емь в со­ве­те святых.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТИ­ТЕ­ЛЮ ЕДИНОМУ.

Про­ки­мен, глас 1: Уста моя воз­гла­го­лют пре­муд­рость, / и по­уче­ние серд­ца мо­е­го ра­зум. Стих: Услы­ши­те сия вси язы­цы, вну­ши­те вси жи­ву­щии по вселенней.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 318.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Уста пра­вед­на­го по­учат­ся пре­муд­ро­сти, и язык его воз­гла­го­лет суд. Стих: За­кон Бо­га его в серд­це его, и не за­пнут­ся сто­пы его.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТИ­ТЕ­ЛЕЙ ОБЩА.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 335.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫХ, И ХРИ­СТА РА­ДИ ЮРО­ДИ­ВЫХ ОБЩА.

Апо­стол к га­ла­том, за­ча­ло 213.

Ал­ли­лу­иа, глас 6: Бла­жен муж, бо­яй­ся Гос­по­да, в за­по­ве­дех Его вос­хо­щет зе­ло. Стих: Силь­но на зем­ли бу­дет се­мя его.

СЛУЖ­БА МУЧЕНИКА.

Про­ки­мен, глас 7: Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де, / и упо­ва­ет на Него. Стих: Услы­ши, Бо­же, глас мой, вне­гда мо­ли­ти ми ся к Тебе.

Апо­стол к Ти­мо­фею, за­ча­ло 292.

Ал­ли­лу­иа, глас 4: Пра­вед­ник яко фи­никс про­цве­тет, яко кедр, иже в Ли­ване, умно­жит­ся. Стих: На­саж­де­ни в до­му Гос­под­ни, во дво­рех Бо­га на­ше­го процветут.

СЛУЖ­БА МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Свя­тым, иже суть на зем­ли Его, / уди­ви Гос­подь вся хо­те­ния Своя в них. Стих: Пред­зрех Гос­по­да пре­до мною вы­ну, яко одес­ную мене есть, да не подвижуся.

Апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 99, или ко ев­ре­ем, за­ча­ло 330.

Ал­ли­лу­иа, глас 4: Воз­зва­ша пра­вед­нии, и Гос­подь услы­ша их, и от всех скор­бей их из­ба­ви их. Стих: Мно­ги скор­би пра­вед­ным, и от всех их из­ба­вит я Господь.

СЛУЖ­БА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.

Про­ки­мен, глас 7: Вос­хва­лят­ся пре­по­доб­нии во сла­ве, / и воз­ра­ду­ют­ся на ло­жах сво­их. Стих: Вос­пой­те Гос­по­де­ви песнь но­ву, хва­ле­ние Его в церк­ви преподобных.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 334.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА СВЯ­ЩЕН­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Апо­стол ко ев­ре­ем, за­ча­ло 318, или к фи­лип­пи­си­ем, за­ча­ло 246.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Свя­щен­ни­цы Твои об­ле­кут­ся в прав­ду, и пре­по­доб­нии Твои возрадуются.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НО­МУ­ЧЕ­НИ­КОВ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 7: Вос­хва­лят­ся пре­по­доб­нии во сла­ве, / и воз­ра­ду­ют­ся на ло­жах сво­их. Стих: Вос­пой­те Гос­по­де­ви песнь но­ву, хва­ле­ние Его в церк­ви преподобных.

Апо­стол пре­по­доб­но­му­че­ни­ка еди­на­го, к Ти­мо­фею, за­ча­ло 291. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ком апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 99.

Ал­ли­лу­иа, глас 6: Бла­жен муж, бо­яй­ся Гос­по­да, в за­по­ве­дех Его вос­хо­щет зе­ло. Стих: Силь­но на зем­ли бу­дет се­мя его.

СЛУЖ­БА СВЯ­ТЫХ МУ­ЧЕ­НИЦ ОБЩА.

Про­ки­мен, глас 4: Ди­вен Бог во свя­тых Сво­их, / Бог Из­ра­и­лев. Стих: В церк­вах бла­го­сло­ви­те Бо­га, Гос­по­да от ис­точ­ник Израилевых.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 181. Дру­гий к га­ла­том, за­ча­ло 208.

Ал­ли­лу­иа, глас 1: Тер­пя по­тер­пех Гос­по­да, и внят ми и услы­ша мо­лит­ву мою.

СЛУЖ­БА ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫХ ЖЕН ОБЩА.

Про­ки­мен и ал­ли­лу­иа пи­сан мученицам.

Апо­стол к га­ла­том, за­ча­ло 208.

СЛУЖ­БА ИСПОВЕДНИКОВ.

Про­ки­мен и ал­ли­лу­иа пи­сан преподобномучеником.

Апо­стол ко ефе­се­ем, за­ча­ло 233.

СЛУЖ­БА БЕЗМЕЗДНИКОВ.

Про­ки­мен пи­сан мучеником.

Апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 153.

Ал­ли­лу­иа, глас 2: Се что доб­ро, или что крас­но, но еже жи­ти бра­тии вкупе?

СЛУЖ­БА ЗА МЕРТВЫЯ.

Про­ки­мен, глас 6: Ду­шы их / во бла­гих во­дво­рят­ся. Стих: К Те­бе, Гос­по­ди, воз­дви­гох ду­шу мою, Бо­же мой, на Тя упо­вах, да не по­сты­жу­ся во век.

В по­не­дель­ник апо­стол к рим­ля­ном, за­ча­ло 113.

Во втор­ник апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 162.

В сре­ду апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 178.

В чет­вер­ток апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 160.

В пя­ток апо­стол к ко­рин­фя­ном, за­ча­ло 163.

В суб­бо­ту апо­стол к со­лу­ня­ном, за­ча­ло 270.

Ал­ли­лу­иа, глас 8: Бла­же­ни яже из­брал и при­ял еси, Гос­по­ди, и па­мять их в род и род.

Источник

Апостольское чтение на праздники Пресвятой Богородицы

апостол богородице на литургии текст. Смотреть фото апостол богородице на литургии текст. Смотреть картинку апостол богородице на литургии текст. Картинка про апостол богородице на литургии текст. Фото апостол богородице на литургии текст

Пресвятая Богородице, спаси нас!

5. Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6. Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:
7. но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:
8. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10. да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
11. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкования:

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Феофан Затворник

…Апостол говорит как бы: вы должны, неотложный долг ваш есть — подражать Господу нашему Иисусу Христу. Господь же, будучи Бог по естеству, благоволил умалить Себя до приятия зрака рабия, когда это было необходимо для спасения человека. И не только это, но Он смирил Себя даже до смерти крестныя, — до последнего предела самоуничижения, ниже которого уже и сходить нельзя. Войдите в побудительную силу этого примера, и никогда не будете своих только смотрять, а не и дружних, никогда не будете выситься над другими, а напротив, станете смиренномудрием честию друг друга больша себе творить и особенно исполнитесь любовию друг к другу самоотверженною, ни в чем не отделяющеюся от братии, но со всеми живущею в одну душу и в один ум. Таким образом в этом примере светят все указанные пред сим добродетели и осуждаются все сказанные недобродетели. Но особенно светит благодеющее смиренномудрие.
Указать на сей пример достаточно было и кратким словом: сие да мудрствуется в вас. — Но святой Павел, ум которого всегда погружен был в созерцание великого и неисследимого домостроительства нашего спасения, не мог коснуться сего таинства, чтобы речь его не потекла неудержимым потоком. Почему он не упустил и здесь случая — сжато, но всеобъятно и всесторонне, очертить все дело Господа во спасение наше. Он сводит Сына Божия с превыше небес, облекает в человека Иисуса, низводит до крестной смерти и опять возводит превыше всего на поклонение всякому колену небесных, земных и преисподних. Догмат о воплощении и искуплении и о лице Иисуса Христа, яко Богочеловека, изображен здесь с такою определенностию, что одно это место поражает всех еретиков, погрешавших в сем отношении.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Как Христос говорит: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд (Лк. 6:36), и затем: научитесь от Меня, ибо Я кроток (Мф. 11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас (2 Кор. 8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?

Свт. Иоанн Златоуст

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

Свт. Феофан Затворник

Кто Господь наш Иисус Христос? Естеством Бог, умаливший Себя до принятия естества человеческого, так что на вид Он был как всякий другой человек. В настоящем тексте говорится о Божестве Его, в следующем — о вочеловечении.
Иже во образе Божии сый. Образ Божий здесь не в том смысле, как в человеке есть образ Божий — черты подобия Богу; а в том, что само естество Его есть Божеское. Для всякого рода существ есть своя норма бытия, по которой тотчас определяем мы: а! это вот кто. Всем известна норма человека, норма животного, норма дерева; так что, взглянувши только, мы тотчас говорим: это человек, это дерево, это животное. Применительно к этому есть, рассуждая по-человечески, своя норма бытия и в Боге. Кто имеет сию норму Божеского бытия, тот Бог, как, кто имеет норму человеческого бытия, тот человек о Господе Спасителе Апостол говорит здесь, что Он по норме бытия — Бог, — бытие Его, существо и естество есть Божеское.

Но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек.

Но себе умалил, εκενωσεν,— истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.
Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв.
…Словами: в подобии человечестем быв — определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек — означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,— Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом, — чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. — Хорошо сказал Апостол: якоже человек. Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.— Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый, — не восхищением непщева быти равен Богу,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся. — Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос — Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.

Сделавшись подобным человекам.

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

И по виду став как человек.

Свт. Иоанн Златоуст

…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Свт. Феофан Затворник

Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.

Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.

Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1, 6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5, 12 — 13)
Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»
Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.

И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Всяк язык — опять всякая тварь, имеющая смысл и слово. Да исповесть — и да признает, и да возгласит и воспрославит. Яко Господь Иисус Христос,— что Иисус Христос есть Господь и Бог (см.: блаженный Феофилакт). В славу Бога Отца. «Дабы все так говорили (то есть что Он есть Господь Бог). А в этом слава Отца» (святой Златоуст). Или: «чтобы Он славим был так же, как и Отец, яко Ему равный и подобный» (святой Дамаскин). То есть да исповесть всяк язык, что поелику Иисус Христос воссиявает и познается яко Господь и Бог, то это подвигает всех на непрестанное славословие Бога Отца, или что Иисус Христос есть Господь в равной славе с Богом Отцом, в меру славы Бога Отца.
Святой Златоуст заключает толкование сих последних стихов следующим наведением: «итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его: поелику, признавая Его Господом и учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его Нечистая жизнь еллинов нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *