апостол богородице на литургии текст
Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым
Служба Пресвятой Богородице
Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м ( Лк.1:46–47 ).
Перевод: Величает душа Моя Господа, / и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём.
Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Перевод: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды ( Лк.1:48 ).
Другой прокимен, глас 6: Помяну́ и́мя Твое́ / во вся́ком ро́де и ро́де.
Перевод: Памятным сделаю имя Твоё / во всяком роде и роде ( Пс.44:18 ).
Стих: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Перевод: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё ( Пс.44:11 ).
Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.
Аллилуиа, глас 8: Слы́ши дщи и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Перевод: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё ( Пс.44:11 ).
Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.
Перевод: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа ( Пс.44:13 ).
Служба святым Небесным Безплотным Силам
Прокимен, глас 4: Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи, / и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.
Перевод: Ты творишь Ангелов Своих духами, / и служителей Своих – пламенем огня ( Пс.103:4 ).
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма ( Пс.103:1 ).
Аллилуиа, глас 5: Хвали́те Го́спода вси А́нгели Его́, хвали́те Его́ вся Си́лы Его́.
Перевод: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его ( Пс.148:2 ).
Стих: Я́ко Той рече́, и бы́ша: Той повеле́, и созда́шася.
Перевод: Ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы ( Пс.148:5 ).
Служба святым пророкам
Прокимен, глас 4: Ты иере́й во век / по чи́ну Мелхиседе́кову.
Перевод: Ты – священник вовек, / по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ).
Стих: Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х.
Перевод: Сказал Господь Господу моему: “Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих” ( Пс.109:1 ).
Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314.
Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.
Аллилуиа, глас 5: Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́, и Саму́ил в призыва́ющих и́мя Его́.
Перевод: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил – среди призывающих имя Его ( Пс.98:6 ).
Стих: Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие.
Перевод: Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие ( Пс.96:11 ).
Служба святым Апостолам
Прокимен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Перевод: Во всю землю вышел голос их, / и в концы вселенной речи их ( Пс.18:5 ).
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.
Перевод: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь ( Пс.18:2 ).
Апостол к коринфяном, зачало 131.
Аллилуиа, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́ Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в це́ркви святы́х.
Перевод: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою – в собрании святых ( Пс.88:6 ).
Стих: Бог прославля́емь в сове́те святы́х.
Перевод: Бог прославляем в сонме святых ( Пс.88:8 ).
Служба святителю единому
Прокимен, глас 1: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, / и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.
Перевод: Уста мои изрекут премудрость, / и размышление сердца моего – разум ( Пс.48:4 ).
Стих: Услы́шите сия́ вси язы́цы, внуши́те вси живу́щии по вселе́нней.
Перевод: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной ( Пс.48:2 ).
Аллилуиа, глас 2: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд.
Стих: Зако́н Бо́га его́ в се́рдце его́, и не за́пнутся стопы́ его́.
Перевод: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его ( Пс.36:31 ).
Служба святителям
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Перевод: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? ( Пс.115:3 )
Аллилуиа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Перевод: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются ( Пс.131:9 ).
Служба преподобным и Христа ради юродивым
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Перевод: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? ( Пс.115:3 )
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Перевод: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко ( Пс.111:1 ).
Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.
Перевод: Сильным на земле будет семя его ( Пс.111:2 ).
Служба мученику
Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.
Перевод: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него ( Пс.63:11 ).
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.
Перевод: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе ( Пс.63:2 ).
Аллилуиа, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Перевод: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится ( Пс.91:13 ).
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Перевод: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут ( Пс.91:14 ).
Служба мученикам и бессребреникам
Прокимен, глас 4: Святы́м, и́же суть на земли́ Его́, / удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.
Перевод: Святым, которые на земле Его, / дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ).
Стих: Предзре́х Го́спода пре́до мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю мене́ есть, да не подви́жуся.
Перевод: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он – справа от меня, чтобы я не поколебался ( Пс.15:8 ).
Апостол мучеников: к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.
Апостол бессребреников: к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа (мучеников), глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.
Перевод: Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их ( Пс.33:18 ).
Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.
Перевод: Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь ( Пс.33:20 ).
Аллилуиа (бессребреников), глас 2: Се что добро́, или́ что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе?
Перевод: Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе ( Пс.132:1 )
Служба священномученику
Прокимен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.
Перевод: Восхвалятся святые во славе / и возрадуются на ложах своих ( Пс.149:5 ).
Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.
Перевод: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ).
Аллилуиа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Перевод: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются ( Пс.131:9 ).
Служба священномученикам
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Перевод: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? ( Пс.115:3 )
Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.
Аллилуиа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Перевод: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются ( Пс.131:9 ).
Служба преподобномученикам и исповедникам
Прокимен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.
Перевод: Восхвалятся святые во славе / и возрадуются на ложах своих ( Пс.149:5 ).
Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.
Перевод: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых ( Пс.149:1 ).
Апостол преподобномученика единаго: к Тимофею, зачало 291.
Преподобномучеником: апостол к римляном, зачало 99.
Апостол исповедников: ко ефесеем, зачало 233.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Перевод: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко ( Пс.111:1 ).
Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.
Перевод: Сильным на земле будет семя его ( Пс.111:2 ).
Служба святым мученицам и преподобным женам
Прокимен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев.
Перевод: Дивен Бог во святых Своих; / Бог Израилев ( Пс.67:36 ).
Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.
Перевод: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля ( Пс.67:27 ).
Апостол мучениц: к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.
Апостол преподобных жен: к галатом, зачало 208.
Аллилуиа, глас 1: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми и услы́ша моли́тву мою́.
Перевод: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою ( Пс.39:2 ).
Служба за усопших
Прокимен, глас 6: Ду́ши их / во благи́х водворя́тся.
Перевод: Души их / среди благ водворятся ( Пс.24:13 ).
Стих: К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век.
Перевод: К Тебе, Господи, возвысил я душу мою, Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек ( Пс.24:1–2 ).
Стих: И па́мять их в род и род.
Перевод: И память их в род и род ( Пс.44:18 ).
Прокимени, апостоли и аллилуиаре общи святым, имже егда творим службу
СЛУЖБА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ.
Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Другий прокимен, глас 6: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.
Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.
Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
СЛУЖБА СВЯТЫМ НЕБЕСНЫМ БЕЗПЛОТНЫМ СИЛАМ.
Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, / и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Апостол ко евреем, зачало 305.
Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.
СЛУЖБА СВЯТЫМ ПРОРОКОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Ты иерей во век / по чину Мелхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314. Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.
Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыващих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
СЛУЖБА СВЯТЫМ АПОСТОЛОМ ОБЩА.
Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Апостол к коринфяном, зачало 131.
Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЮ ЕДИНОМУ.
Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.
Апостол ко евреем, зачало 318.
Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.
СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЕЙ ОБЩА.
Апостол ко евреем, зачало 335.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ, И ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫХ ОБЩА.
Апостол к галатом, зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА МУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.
Апостол к Тимофею, зачало 292.
Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
СЛУЖБА МУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Апостол к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.
Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол ко евреем, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ ОБЩА.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол преподобномученика единаго, к Тимофею, зачало 291. Преподобномучеником апостол к римляном, зачало 99.
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.
СЛУЖБА СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ОБЩА.
Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.
Апостол к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.
Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.
СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫХ ЖЕН ОБЩА.
Прокимен и аллилуиа писан мученицам.
Апостол к галатом, зачало 208.
СЛУЖБА ИСПОВЕДНИКОВ.
Прокимен и аллилуиа писан преподобномучеником.
Апостол ко ефесеем, зачало 233.
СЛУЖБА БЕЗМЕЗДНИКОВ.
Прокимен писан мучеником.
Апостол к коринфяном, зачало 153.
Аллилуиа, глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?
СЛУЖБА ЗА МЕРТВЫЯ.
Прокимен, глас 6: Душы их / во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век.
В понедельник апостол к римляном, зачало 113.
Во вторник апостол к коринфяном, зачало 162.
В среду апостол к коринфяном, зачало 178.
В четверток апостол к коринфяном, зачало 160.
В пяток апостол к коринфяном, зачало 163.
В субботу апостол к солуняном, зачало 270.
Аллилуиа, глас 8: Блажени яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.
Апостольское чтение на праздники Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородице, спаси нас!
5. Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6. Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:
7. но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:
8. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10. да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
11. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Толкования:
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Феофан Затворник
…Апостол говорит как бы: вы должны, неотложный долг ваш есть — подражать Господу нашему Иисусу Христу. Господь же, будучи Бог по естеству, благоволил умалить Себя до приятия зрака рабия, когда это было необходимо для спасения человека. И не только это, но Он смирил Себя даже до смерти крестныя, — до последнего предела самоуничижения, ниже которого уже и сходить нельзя. Войдите в побудительную силу этого примера, и никогда не будете своих только смотрять, а не и дружних, никогда не будете выситься над другими, а напротив, станете смиренномудрием честию друг друга больша себе творить и особенно исполнитесь любовию друг к другу самоотверженною, ни в чем не отделяющеюся от братии, но со всеми живущею в одну душу и в один ум. Таким образом в этом примере светят все указанные пред сим добродетели и осуждаются все сказанные недобродетели. Но особенно светит благодеющее смиренномудрие.
Указать на сей пример достаточно было и кратким словом: сие да мудрствуется в вас. — Но святой Павел, ум которого всегда погружен был в созерцание великого и неисследимого домостроительства нашего спасения, не мог коснуться сего таинства, чтобы речь его не потекла неудержимым потоком. Почему он не упустил и здесь случая — сжато, но всеобъятно и всесторонне, очертить все дело Господа во спасение наше. Он сводит Сына Божия с превыше небес, облекает в человека Иисуса, низводит до крестной смерти и опять возводит превыше всего на поклонение всякому колену небесных, земных и преисподних. Догмат о воплощении и искуплении и о лице Иисуса Христа, яко Богочеловека, изображен здесь с такою определенностию, что одно это место поражает всех еретиков, погрешавших в сем отношении.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Как Христос говорит: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд (Лк. 6:36), и затем: научитесь от Меня, ибо Я кроток (Мф. 11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас (2 Кор. 8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?
Свт. Иоанн Златоуст
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
Свт. Феофан Затворник
Кто Господь наш Иисус Христос? Естеством Бог, умаливший Себя до принятия естества человеческого, так что на вид Он был как всякий другой человек. В настоящем тексте говорится о Божестве Его, в следующем — о вочеловечении.
Иже во образе Божии сый. Образ Божий здесь не в том смысле, как в человеке есть образ Божий — черты подобия Богу; а в том, что само естество Его есть Божеское. Для всякого рода существ есть своя норма бытия, по которой тотчас определяем мы: а! это вот кто. Всем известна норма человека, норма животного, норма дерева; так что, взглянувши только, мы тотчас говорим: это человек, это дерево, это животное. Применительно к этому есть, рассуждая по-человечески, своя норма бытия и в Боге. Кто имеет сию норму Божеского бытия, тот Бог, как, кто имеет норму человеческого бытия, тот человек о Господе Спасителе Апостол говорит здесь, что Он по норме бытия — Бог, — бытие Его, существо и естество есть Божеское.
Но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек.
Но себе умалил, εκενωσεν,— истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева. Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.
Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв.
…Словами: в подобии человечестем быв — определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек — означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,— Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом, — чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. — Хорошо сказал Апостол: якоже человек. Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.— Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый, — не восхищением непщева быти равен Богу,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся. — Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос — Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».
Блаж. Феофилакт Болгарский
Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Сделавшись подобным человекам.
Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.
И по виду став как человек.
Свт. Иоанн Златоуст
…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Свт. Феофан Затворник
Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.
Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: да поклонятся Ему вcи Ангели Божии (Евр. 1, 6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков (ср : Апок. 5, 12 — 13)
Да поклонится всякое колено — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: небесных, земных и преисподних — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»
Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын.
И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всяк язык — опять всякая тварь, имеющая смысл и слово. Да исповесть — и да признает, и да возгласит и воспрославит. Яко Господь Иисус Христос,— что Иисус Христос есть Господь и Бог (см.: блаженный Феофилакт). В славу Бога Отца. «Дабы все так говорили (то есть что Он есть Господь Бог). А в этом слава Отца» (святой Златоуст). Или: «чтобы Он славим был так же, как и Отец, яко Ему равный и подобный» (святой Дамаскин). То есть да исповесть всяк язык, что поелику Иисус Христос воссиявает и познается яко Господь и Бог, то это подвигает всех на непрестанное славословие Бога Отца, или что Иисус Христос есть Господь в равной славе с Богом Отцом, в меру славы Бога Отца.
Святой Златоуст заключает толкование сих последних стихов следующим наведением: «итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его: поелику, признавая Его Господом и учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его Нечистая жизнь еллинов нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».