Благочестие это что простыми словами 4 класс

Значение слова «благочестие»

Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть фото Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть картинку Благочестие это что простыми словами 4 класс. Картинка про Благочестие это что простыми словами 4 класс. Фото Благочестие это что простыми словами 4 класс

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЛАГОЧЕ’СТИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн. церк.). Отвлеч. сущ. к благочестивый; благочестивое поведение, настроение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

благоче́стие

1. книжн. церк. отвлеч. сущ. к благочестивый, благочестивое поведение, настроение ◆ Баснь учит, что Богу не наружное благочестие, но внутреннее усердие приятно, и что те, которые кажутся беднейшею тварию, могут быть в рассуждении Божеского правосудия достойнейшими. Фонвизин, «Юпитер посещает лес», 1788 г. ◆ Он умел выжидать, пользоваться удобными минутами, оставаться в тени или выдвигаться вперёд, когда считал уместным то или другое, — надевать на себя личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно — строгость и суровость. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск третий: XV-XVI столетия», 1862-1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Разница в том только и состоит, что в Риме сияло нечестие, а у нас — благочестие, Рим заражало буйство, а нас — кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас — начальники. Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1869-1870 г. ◆ Открой в Бультоне капеллу, прослыви святым, подавая пример благочестия, милосердия и терпимости. Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты», 1950-1951 г. (цитата из НКРЯ)

2. устар. высок. обращение к священнослужителю, обычно со словом «ваше» ◆ Сколько баранов потребуется на трапезу вашему благочестию? С. Д. Мстиславский, «Крыша мира», 1905 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть фото Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть картинку Благочестие это что простыми словами 4 класс. Картинка про Благочестие это что простыми словами 4 класс. Фото Благочестие это что простыми словами 4 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пряха (существительное):

Источник

Что такое «благочестивый»? Благочестивый — это…

Общая информация

Слово «благочестивый» — прилагательное, которое происходит от существительного «благочестие». А оно, в свою очередь, от слов «благо» и «честь». Каково значение слова «благочестивый»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит попытаться подобрать к нему синонимы. А именно: верующий, религиозный, набожный, праведный, боголюбивый и так далее.

Человек благочестивый — это не тот, что регулярно посещает церковь, а тот, что живет в согласии со своей совестью. Слово, значение которого мы рассматриваем в этой статье, встречается довольно часто в Новом Завете. А потому толкование его принято искать именно там. Но прежде по традиции следует заглянуть в словарь Даля. Какое определение в этой книге дано?

Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть фото Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть картинку Благочестие это что простыми словами 4 класс. Картинка про Благочестие это что простыми словами 4 класс. Фото Благочестие это что простыми словами 4 класс

Благочестие

Понятие имеет в христианском учении довольно важное значение. Благочестивый — это человек, обладающий добродетелью, свойственной верующим людям. Но здесь стоит уточнить некоторые моменты. Благочестие может быть и искренним, и показным. Последнее предполагает выполнение всяческих церковных ритуалов, но несоответствие требованиям, которые перечислены в Евангелии. Благочестивый образ жизни — это не способность выстоять многочасовые церковные службы, а постоянная работа над собой, непрерывный анализ собственных поступков.

Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть фото Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть картинку Благочестие это что простыми словами 4 класс. Картинка про Благочестие это что простыми словами 4 класс. Фото Благочестие это что простыми словами 4 класс

Одиссей

Гомер жил задолго до возникновения христианства. При этом в самом знаменитом его произведении — «Одиссее» — встречается слово «благочестивый». Этот эпитет древнегреческий сказитель использовал по отношению к главному герою.

Впрочем, автор не поскупился на прилагательные. Одиссей у него и хитроумный, и многоумный, и мудроумный, и многострадальный, и наконец, благочестивый. Значения слов этих, конечно, неравнозначны. Называя героя, который большую часть жизни провел в путешествиях, хитроумным и многоумным, автор намекал на его сообразительность и ловкость. Говоря о благочестии Одиссея, — на его высокое почтение перед богами, которых, как известно, в Древней Греции было немало.

Что значит «благочестивый»? Способный выполнять указания, данные свыше. А кем уже они даны (Зевсом, Афродитой, Аполлоном или, быть может, Аллахом), не столь важно.

Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть фото Благочестие это что простыми словами 4 класс. Смотреть картинку Благочестие это что простыми словами 4 класс. Картинка про Благочестие это что простыми словами 4 класс. Фото Благочестие это что простыми словами 4 класс

Значение слова благочестивый

Примеры употребления слова благочестивый в литературе.

Единственным разумным объяснением этому может служить то, что Август был по природе благочестивым человеком, хотя опасности, подстерегавшие его после убийства его двоюродного деда Юлия Цезаря, вынудили Августа прибегать к жестокости и даже нарушать требования веры.
Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики, привнесенной в них норманнскими авторами знаменитых романов.

Я ответил бенедиктинцу, что развалины, в которых он предполагает вести розыски, находятся за пределами мирского кладбища, и, будучи в самых дружеских отношениях с кладбищенским сторожем, я уверен, что смогу помочь гостю привести в исполнение его благочестивые помыслы.

Не хотел ли ты, выпустив из замка старую женщину, эту Маргарет Белленден, и ее внучку, помешать мудрому и благочестивому плану Джона Белфура Берли, который задумал привлечь на нашу сторону Бэзила Олифанта, согласившегося сражаться за нас, если мы отдадим ему мирские владения этой женщины?

Таких патриархов и пророков находят только те, которые не по-детски, подобно манихеям, набрасываются на благое и глубоко таинственное в делах божеских и человеческих, а исследуют благочестиво и со вниманием.

А когда возвращались в обитель через пятивиргатное поле, святой отец Джеймс начал было благочестиво рассказывать нам житие святого Григория, как вдруг раздался шум словно бы бушующего потока, и гнусный бес перепрыгнул через высокую стену вокруг луга и кинулся к нам быстрее ветра.

С поклоном он опустил забрало и вернулся к своим бойцам, которые, сверкая всеми цветами радуги, благочестиво опустились на колени, дабы принять благословение старого епископа.

Обыкновенно, оборудуем, — благочестиво соглашался Агашков, разглаживая свою седую бороду.

Ведь не кто иной, как терпеливый повествователь радостно описывает их благоденствие в эпоху роста, прославляет их величие во время полного расцвета, поддерживает смутную память о них, когда они склоняются к упадку, после их гибели собирает разбросанные обломки и, наконец, благочестиво предает погребению их пепел в мавзолее своего труда, воздвигая триумфальный памятник, чтобы сохранить их славу на все последующие времена.

Что касается джентльменов, то все они спокойно покуривали свои трубки и казались погруженными в созерцание синих и белых изразцов, которыми был облицован камин, с благочестиво изображенными на них сценами из священного писания.

Но хранительная сила, пекущаяся о безопасности всех великих и благородных людей, отвела вражеский клинок и направила его к вместительному боковому карману, где лежала громадная Железная Табакерка, обладавшая, как щит Ахиллеса, сверхъестественными свойствами — несомненно из-за того, что была благочестиво украшена изображением блаженного святого Николая.

Несколько раз благочестиво преклонив колена и почтив приветствием герцога, коего отделяет решетка, противники усаживаются друг против друга на стульях, затянутых черным, ожидая, когда будут закончены последние приготовления.

Ролен, столь благочестиво преклоняющий колена на луврской картине Яна ван Эйка, которую он предназначал для своего родного города Отена, и столь же благочестиво коленопреклоненный на картине Рогира ван дер Вейдена, заказанной для больницы в Боне, неизменно считался человеком, для которого существует только земное.

Они отдали сына на воспитание благочестивому, строгому батюшке Борецкому, в школу Богоявленского братства.

Маршал Бусико выступает образцом воздержанного, благочестивого и в то же время образованного и любезного рыцаря.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Изречения великих

Иоанн Златоуст говорил, что благочестие у грешников вызывает омерзение, при этом почему-то вспоминал притчу о свиньях, которые выказывали совершенное равнодушие к блеску и изяществу жемчуга. Вообще, известный богослов и проповедник много чего говорил об одной из важных христианских добродетелей. Все цитаты Златоуста, конечно, приводить не будем.

Но что о благочестии говорили люди, не имеющие непосредственного отношения к церкви? На подобную тему они рассуждали не очень часто, а если это и случалось, в их словах порой присутствовала некоторая доля иронии. Одна из сестер Бронте однажды сказала, что благочестие придает очарования, но этой добродетелью злоупотреблять не стоит. В одном из своих дневников Фёдор Достоевский (уже без всякой иронии) поведал, что семья его была русская и благочестивая. Вероятно, писатель имел в виду, что отец его не имел ничего общего с таким персонажем, как Карамазов-старший.

Благочестие и грех (часть 1 из 2): Благочестие – это праведное поведение

По словам одного из сподвижников, звали которого Наввас ибн Сам’ан, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал такие слова:

«Благочестие – это праведное поведение, а греховное – это нечто такое, из-за чего бывает неспокойно на твоей душе, и тебе не хотелось бы, чтобы об этом узнали люди» (Сахих Муслим

Наввас ибн Сам’ан, передатчик этого хадиса, был одним из известнейших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он происходил из одного арабского клана, носившего название Кальб, а жил на территории Сирии, куда переселился после смерти Пророка.

Упомянутое сообщение приводится в сборнике достоверных хадисов «Сахих», который составил авторитетный ученый-хадисовед Муслим ибн Хаджадж. О самом Муслиме можно сказать, что он родился в 817 году н.э. в городе Нишапур, что находится в северной части Ирана, и скончался в 875 году н.э., прожив 58 лет. Еще будучи совсем юным, в свои 15 лет он начал собирать хадисы Пророка, ради этого он ездил в Ирак, Хиджаз, Сирию и Египет, встречался с авторитетными учеными, среди которых Бухари, Ахмад ибн Ханбал и другие. В его сборнике собрано 9200 достоверных хадисов, мусульманские ученые сочли этот труд наиболее надежным собранием хадисов наряду со сборником «Сахих» Бухари.

Этот хадис относится к числу кратких, но ёмких по смыслу слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Более его, он относится к числу наиболее кратких из них, поскольку слово «благочестие» применимо ко всем благим делам и одобряемым шариатом качествам, а слово «греховное» – ко всем мелким и крупным дурным делам и всем мерзким поступкам. Вот почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сопоставил их друг с другом, показав, что они противоположны друг другу. О том, что «благочестие» включает в себя множество положительных качеств, сказано и в Коране:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Коран 2:177).

Мы должны помнить, что обряды поклонения нужны не сами по себе, их цель – воспитать праведных людей и достойное общество. Вот, например, что говорится о намазе (молитве):

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран 29:45).

Поэтому мы и можем с полным правом сказать, что Ислам стоит на защите порядочности и праведных норм поведения. Сам Пророк Мухаммад говорил о себе:

«Я пришел для того, чтобы довести правила приличия до совершенства!» (Сахих Муслим

Так что давайте смотреть на Ислам не просто как на религию – одну из многих, а как на всеобъемлющий образ жизни, путь, если хотите. Красивые манеры поведения и соблюдение правил приличия играет в нем далеко не последнюю роль, а при соответствующем идейном наполнении их обладатель удостаивается большой награды, ничуть не меньше, чем за выполнение обычных религиозных обрядов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Благодаря превосходному нраву верующий достигает степени постящегося днем и выстаивающего молитвы по ночам» (Абу Дауд

Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл обладание превосходными манерами поведения одной из лучших форм поклонения Богу. В его сообщении говорится:

«Нет ничего, что в День воскресения окажется на весах верующего тяжелее превосходного нрава. Воистину, Аллах ненавидит грубых и бесстыдных людей» (Абу Дауд, Тирмизи

Тот, кто следит за своими манерами и постоянно применяет в своей жизни только добрые качества, может стать одним из самых любимых для Бога людей. В хадисе об этом сказано:

«Самые любимые Богом среди Его созданий – те, которые обладают превосходным нравом» (приводит
Хаким
).

Если человек осознает важность обладания достойными манерами поведения для достижения благочестия – главной цели воспитания человека в Исламе, то, несомненно, именно это и будет наилучшим методом для того, чтобы привить человеку красивые манеры поведения. Действительно, никакими иными путями человек не станет более благочестивым, пока наряду со своим ежедневным поклонением Богу не начнет практиковать хорошие манеры и прекрасный нрав в своей жизни.

Но что же считается праведным поведением? В Коране и Сунне мы можем найти несколько текстов, из которых понятно, что праведным называется такое поведение, которое приносит добро как самому человеку, так и всему обществу, но при этом не переступает границы дозволенного Исламом. Вот, например, в Коране говорится:

«Те, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Господь любит творящих добро» (Коран 3:134)

Благочестие означает еще и справедливое, честное и вежливое отношение к своей семье. Пророк Мухаммад говорил:

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом. А лучшие из вас — те, которые хорошо относятся к своим женам» (Тирмизи

Честность – также очень важный элемент благочестия, оно приводит к Раю, как об этом сообщил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Несомненно, честность есть благочестие, а благочестие ведет человека к Раю» (Сахих Муслим

Таковы некоторые религиозные тексты, посвященные разъяснению сущности благочестия и ее составных элементов. Читая их, каждый мусульманин стремится наполнить свою жизнь добрыми качествами и достойными манерами поведения. Коротко можно сказать, что благочестием называются такие поступки, которые изначально присущи человеческой природе, а с помощью религиозного знания человек лишь учится правильно их определять и применять в своей жизни. Так, если в каком-то деле будет больше вреда, чем пользы, то оно не станет благочестивым делом, даже если кому-то оно и покажется праведным и благим. Пророк, например, говорил:

«Не будет благочестием соблюдать пост, находясь в пути» (Сахих Бухари

Несмотря на то, что соблюдение поста – это одно из самых лучших добровольных действий, которое может сделать мусульманин для достижения довольства Бога, в данном случае (то есть в пути) оно уже не будет считаться таким же благочестивым, а все потому, что путнику и так тяжело в дороге, так неразумно утруждать его еще и религиозными предписаниями. Также не станет благочестивым действием воровство денег у богатых людей, дабы раздать сворованное бедным. Причина этого в том, что воровство запрещено в Исламе в любом случае.

В то же время некоторые кажущиеся неприятными поступки могут стать благочестивыми деяниями, как, например, таким может быть необходимость наказать ребенка во время обучения или воспитания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал:

«Побуждайте своих детей совершать молитвы с семилетнего возраста, а с десятилетнего возраста уже можете бить их, если они не совершают» (Абу Дауд

Именно поэтому нам нужно в каждом деле узнавать о том, как Всевышний требует исполнять его, соблюдая при этом превосходные качества характера, которым научил Пророк Мухаммад. Всевышний сказал в Коране:

«Воистину, твой нрав превосходен» (Коран 68:4).

В другом месте Корана сказано:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Коран 33:21).

Аиша, жена Пророка Мухаммада, однажды сообщила о том, каким был характер Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В одном предложении она описала его полностью, сказав такие слова:

«Его характером был Коран» (Сахих Муслим, Абу Дауд

Благочестивая Марта

Так называется фильм, вышедший на экраны в 1980 году, и одноименное произведение испанского драматурга Тирсо де Молина. Кто такая Марта? Почему автор назвал ее благочестивой? Героиня этого произведения — девушка, которая всем видом своим демонстрировала стремление служить богу. Она довольно часто рассуждала о том, как хочет помогать людям, а в доказательство лечила нищих и даже собиралась открыть лазарет.

Марта регулярно посещала католическую церковь и имела обыкновение убеждать окружающих в том, что никогда не выйдет замуж. Потому как обязана хранить невинность. Но позже оказалось, что благочестие девушки это не что иное, как лицемерие. Злодейкой она, конечно, не была, но и до святости ей было довольно далеко. В общем, в пьесе Тирсо де Молина речь идет о показном благочестии.

Благочестие-что это

Семья — основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Отметим, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.

Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Часто и верующему мужу или верующей жене удается воцерковить изначально не интересующуюся Церковью свою половинку — стоит только делиться своей радостью о Боге, не заставлять молиться подолгу, ходить в храм со своим супругом или супругой нечасто, но периодически.

Источник

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

Благочестие

Благочестие – 1) образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей, истинном богопочитании; 2) добродетельность; 3) деятельность Бога как Источника и Подателя благ, направленная в мир (1Тим.3:16).

Что такое благочестие?

– Благочестие – это широкое понятие. Если кратко сформулировать, это твердое и неуклонное следование заповедям Божиим и церковным уставам. Апостол Петр в 1-й главе своего II Cоборного Послания, рассуждая о благочестии, говорит, что вера рождает добродетель, добродетель рождает разумение, разумение рождает терпение, терпение рождает благочестие.

Благочестие – это образ жизни, образ мыслей, внутреннее состояние человека, его мировоззрение, которое имеет внешнее выражение в поведении, одежде, оборотах речи, в тех словах, которые мы произносим.

Имеет ли благочестие что-то общее с честью?

– Слово «благочестие» – это калька с греческого языка (εὐσέβεια), оно означает «благая честь». В древности, в дохристианский период, было другое понимание чести человека: честь прежде всего выражалась правильным отношением к Богу, к родителям, к предкам. Именно религиозное восприятие чести называлось благочестием. Это несколько отличается от ныне общепринятого современного разумения слова «честь» как некоего болезненного отношения к оскорблениям. Это понятие более глубокое, религиозное, духовное.

То есть с честолюбием благочестие ничего общего не имеет?

– Опосредованно. У благочестия есть как внутренние выражения, так и внешние. К сожалению, бывает, что люди, не имея внутреннего благочестия, являют благочестие внешнее, руководствуясь честолюбивыми помыслами и стремясь получить в награду одобрение окружающих.

Тогда, может, стоит сравнить благочестие и праведность? Что у них общего и насколько это понятия одного уровня?

– С моей точки зрения, благочестие – это путь. Он не может быть коротким. А праведность – это финал пути. То есть можно утверждать, что благочестие есть путь, приводящий к праведности. Праведность – его плод. И чтобы достигнуть праведности, необходимо добродетелью стяжать благочестие. Но повторюсь, оно взращивается в душе человека постепенно и с великими трудами.

Честолюбие возможно в сочетании с мнимым благочестием. Соответственно, благочестие может быть без праведности?

– Благочестие может быть без праведности, поскольку оно – путь. Человек, не достигший праведности, но стремящийся к ней, может проводить жизнь достаточно благочестивую.

Легко казаться праведным, когда нет угроз

У нас почему-то под благочестием подразумеваются внешние атрибуты: манера поведения, стилистика речи. Но ведь фарисеи, распявшие Господа, по тем временам были образцом благочестия…

– Да, к сожалению, такое понимание присутствует в Церкви.

Благочестие как настрой, как внутреннее состояние человека иногда Промыслом Божиим подвергается тем или иным испытаниям. В жизни человека складывается такая ситуация, когда проще, безопаснее поступиться какими-то христианскими принципами, преступить заповедь. Именно в эти моменты, которые можно назвать кризисными, определяется, подлинно ли человек благочестив или это у него только наносное, внешнее. Легко казаться праведным, когда тебе ничего не угрожает. Но вот возникает ситуация, когда приходится чем-то жертвовать; именно в эти моменты проясняется, каков человек на самом деле, имеет ли он неуклонное стремление быть делателем заповедей Божиих. Без этого сказать что-то определенное о человеке затруднительно.

Благочестие — это ЛЮБОВЬ к БОГУ и к ближнему!

Благочестие у нас часто относят к выполнению разных предписаний, канонов, каких-то внешних вещей. Делание любви остается в стороне. Правильно ли это? Как можно это исправить?

– Безусловно, неправильно. Человек – это цельное существо, состоящее из души и тела. Правильно, когда внутреннее соответствует внешнему.

Это настоящая душевная драма, если внешность создается благочестивая, а внутри человек исполнен тех или иных страстей: ненависти, неприязни и тому подобного. Должно быть цельное внутреннее устроение: однажды человек уверовал в Господа, и это должно означать, что он будет неуклонно стремиться к исполнению заповедей Божиих, как выражению через это его любови ко Христу.

Благочестие — это трудный путь исполнения заповедей Божиих

Казалось бы, что может быть естественнее: «Возлюби ближнего, как самого себя»? А когда ты пытаешься это исполнять, то понимаешь, насколько это непросто в реалиях нашей жизни. Апостол Петр говорит нам о благоразумии, то есть способности отличать добро от зла. И человек, вступивший на путь исполнения заповедей Божиих, понимает, что невозможно сразу научиться правильно жить, есть много препятствий даже внутри тебя самого, которые мешают этому. Чтобы стяжать плод добродетелей, требуется терпение. Терпением созидаются великие дела любви. Когда человек созидает свой внутренний мир, он стремится к подлинному благочестию, которое наипервейшее свое выражение обретает в любви, как главной заповеди Христа; без нее все внешнее теряет смысл и в Церкви, и в душе человека.

Благочестие — это гармония внутреннего устройства и внешнего выражения

А правильное внутреннее устроение, безусловно, найдет внешнее выражение. Таковым может стать исполнение уставов церковных. Это так же очевидно, как то, что сосуд способен держать воду: разбей сосуд – вода разольется. Есть внутреннее и есть внешнее; должно быть правильное внутреннее духовное устроение, основанное на стремлении на деле исполнять заповеди Божии, и должно быть внешнее – послушание уставам церковным. Одно не должно противоречить другому, второе органично проистекает из первого. Такое положение вещей является нормой. И если это не так, это болезненный внутренний разлад, драма человека.

Я хотел бы предостеречь от коротких путей к благочестию. Порой человеку кажется, что если он воспринял ряд внешних атрибутов, уверовал в них, проникся ими, то он обрел право подходить с тем же мерилом к другим людям. Если они соответствуют – это благо, а если не соответствуют, то зло. Это подделка, короткий путь к благочестию, который на самом деле не таков. Благочестие – это довольно длительная внутренняя работа. К сожалению, люди, мерящие всех вокруг себя мерою своих благочестивых правил, страдают некой формой гордости, считая себя способными видеть внутренний мир других людей и судить их от имени Церкви. На самом деле это банальнейшая форма гордыни, ничего общего не имеющая с подлинным благочестием.

О «планках» благочестия

Вопросов по благочестию много, часто они касаются конкретных правил: соблюдать пост так или иначе, поститься в понедельник – благочестиво или неблагочестиво? Как возникают подобные «планки» благочестия?

– Есть общепринятые церковные традиции, связанные с внешним деланием, например Великий и Петров посты, молитвы утренние, вечерние, правила подготовки ко Причастию, Исповедь, посещение богослужений, чтение слова Божия – то, что не оспаривается никем. Но жизнь человека значительно шире. Возникает множество нюансов, которые вызывают различные недоумения и вопросы. Решение этих вопросов не очерчено строго церковным уставом и требует от нас духовного разумения. Самый безопасный путь – это молиться Господу о даровании духовника, чтобы с такими вопросами подходить к батюшке, которому доверяешь, и получать ответ. Это наиболее безопасный путь, ведь иногда человеку кажется, что он имеет духовный разум, а на самом деле он ублажает свою гордыню. Это трагедия, этого нужно избегать.

Благочестивыя — это кто?

Вопрос телезрительницы Татьяны из г. Екатеринбурга: «Когда на Литургии диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», это он о ком? Я, например, не чувствую себя благочестивой».

– Этот возглас в древних чинопоследованиях Литургий был обращен к императорам, правителям, которые присутствовали на богослужении. Но в ходе исторических изменений в христианском обществе этот возглас сейчас обращен ко всем молящимся в храме.

То, что мы не ощущаем себя благочестивыми, нормально. Хуже было бы, если бы мы чувствовали в себе великие духовные дарования; если они в нас и есть, благоразумнее было бы их скрыть. Господь часто укрывает наши дары даже от наших собственных глаз.

Церковь – это собрание святых, так об этом говорят апостолы. Стоя в храме, мы понимаем, что мы далеки от святости. Обращение к нам как к святым, как к благочестивым – это призыв, чтобы мы изменили свою жизнь, устремились к высокому благочестию, стали таковы, какими нас желает видеть Церковь на Божественной литургии.

О демонстрации благочестивости среди близких

Может ли благочестие входить в коллизию с любовью? Как, например, нередко бывает: человек недавно воцерковился, начал вести церковный образ жизни, а дома родные негативно реагируют на внешние ее проявления: молитву, пост. Как найти золотую середину между любовью и соблюдением правил?

– Приход человека в Церковь, обращение его ко Господу есть событие глубоко личное, оспаривать которое было бы равнозначно унижению и попранию свободы человека. Если человек избрал Господа – это его право, это его путь. Поэтому если домашние негативно реагируют на сам факт обращения человека ко Господу, то я думаю, что к этому нужно относиться с терпением, во всяком случае, не с агрессией.

Хуже бывает, когда человек, придя к вере, вдруг ощущает в себе некое «пророческое призвание», в ироничном смысле. Вместо того чтобы благовествовать Евангелие в семье в первую очередь своим примером, человек обращается к домашним с обличительными речами. Вся миссия его к этому сводится. В финале это приводит к глубочайшей неприязни и конфронтации внутри семьи. Это драматично, и так не должно быть.

Нужно понимать, что нельзя подталкивать человека в Церковь, к вере. Можно молиться за него, можно примером своих дел, проявлением участия, любви обращать домашних ко Господу, но в наименьшей степени это должно принимать форму обличительных пророческих воззваний.

Высшая добродетель — это любовь, которая может отменить внешние предписания

Благочестие может противоречить любви? Иногда ведь можно ради любви какие-то благочестивые предписания отодвинуть?

– Безусловно. Любовь – высшая добродетель. Если все прочие добродетели совершаются ради чего-то, то любовь всегда бывает даром. Любовь, являясь высшим законом, иногда может отменять внешние предписания. Ради любви старцы оставляли пост, если к ним приходили гости. Ради любви можно пожертвовать внешними церковными предписаниями, чтобы оказать любовь ближнему, когда он в ней нуждается. Высшее отменяет низшее.

Любовь, как главнейшая заповедь христианства, является безусловным приоритетом в жизни христианина. Любовь ведь нужно стяжать, это не то, что дается сразу. Это многолетний труд, связанный с научением себя жертвовать своими интересами ради тех, кого ты любишь. Жертвовать всегда трудно и мучительно. Часто мы склонны в отношении жертвы рассуждать следующим образом: я пожертвую вот настолько, и не больше. А ведь любовь не терпит этих границ, она простирается до бесконечности. Поэтому человек в своей жизни должен учиться любить, стремиться к этой добродетели. Безусловно, возможны внутренние конфликты, связанные с исполнением внешних предписаний. Но до того, пока человек не стяжал любовь, внешние предписания являются законом.

Благочестивые люди ведут себя по-разному

Всегда ли благочестие однообразно? То есть все ли благочестивые ведут себя одинаковым, раз и навсегда определенным образом?

– Человек, стремящийся ко Господу, который всем сердцем старается устроить свою жизнь так, как этого хочет Господь, распознает в ближнем сходный образ мыслей, хотя в деталях и конкретных проявлениях он может иметь другое выражение. Но если само внутреннее стремление ко Господу остается обязательным для всех, вне зависимости от возраста, места рождения, то внешние церковные предписания с течением времени изменяются. Если, скажем, в древности христианская жизнь была по своим правилам намного строже нынешней, то теперь в соответствии с нашими немощами все несколько проще. Образ благочестия претерпел некоторые изменения.

Как избавиться от злопамятства?

Вопрос от телезрительницы Ольги: «Как избавиться от злопамятства, когда плохие воспоминания о близком человеке не дают покоя?»

– Это очень распространенная ситуация. В нашей жизни нередко бывает так, что мы терпим незаслуженные обиды от наших ближних (бывает, что и заслуженные, но и это все равно больно). Очень тяжело избавиться от болезненных мыслей, ведь это все равно душевная травма, которая долго беспокоит человека.

О благочестии священнослужителей

Вопрос от телезрителя: «Не лицемерие ли, если священнослужитель в храме носит богослужебную одежду, а за его пределами одевает светскую, мирскую одежду?»

– Важен мотив. Если это связано с желанием найти компромисс с миром, то, безусловно, это грех. А возможно, это имеет иное основание в неких реалиях нашего времени. Здесь необходимо еще раз вспомнить те вещи, о которых мы говорили в начале, рассуждая о подлинном и ложном благочестии. Дело в том, что, будучи христианином, и в частности – священнослужителем, невозможно найти некий удобный компромисс с миром, христианство и мир – это две противоборствующие стороны. Невозможно подружиться с тем и с другим. Поэтому в данном случае нужно смотреть на внутреннее устроение человека. Если он в храме священнослужитель, а вне храма – светский человек, безусловно, это неправильно.

Здесь, наверное, еще поднимается вопрос разных традиций благочестия в разной местности: в Петербурге практически все духовенство вне храма ходит в светской одежде, а в южных регионах страны – нет.

– Действительно, в Санкт-Петербургской епархии это так. У меня нет оснований считать, что этот факт выражает внутреннее лицемерие поголовно всех священнослужителей, которые здесь служат.

Роль образа благочестия при расколах Церкви

Если Церкви раскалываются по причине греховности, какое значение имеет в расколе образ благочестия, то есть та или иная манера внешнего поведения? В расколе 1054 года как раз имели большое значение, к примеру, ношение бороды, неношение бороды и прочие формальные вещи.

– Христианство распространилось на огромных территориях. Большинство народов восприняли Христа. Внешнее выражение благочестия, безусловно, может отличаться в различных регионах, и это нормально, когда народ служит Господу в некотором соответствии со своими местными обычаями, которые не противоречат Евангельскому духу. Мне легко принять, когда в одном народе внешнее выражение молитвы может иметь форму танца, а у нас это неприемлемо и не допускается.

Одни православные народы считают благочестивым скрывать свои эмоции во время молитвы, а у других, например в наших южных краях, считается добродетелью их проявлять. Я слышал проповеди греческих священников; они значительно более эмоциональны, нежели наши. И то и другое считается благочестием, и это нормально, мы ведь разные. Это не может быть препятствием в общении.

Главный фактор, объединяющий христиан, – это внутренняя устремленность к исполнению заповедей Христовых, первейшая из которых любовь. Люди, рожденные в разных эпохах и выросшие в разных культурах, безусловно способны понимать друг друга. Главным фактором раскола, как уже говорилось, становится властолюбие, которое свидетельствует об отсутствии подлинного благочестия, несмотря на наличие всей его внешней атрибутики. Это глубочайшая драма, которая до сих пор переживается Церковью.

Духовенство, как образец благочестия для мирян

Кто должен быть образцом благочестия для мирян? Должны ли они подражать, например, духовенству?

– Безусловно, духовенство должно быть образцом благочестия для мирян.

А если говорить о делении на белое духовенство и монашествующих?

– Монах, как человек, принявший в своей жизни серьезное решение об отречении от мира, безусловно, будет достойным примером. Не каждому это под силу.

Лично я всегда отношусь с глубоким уважением к людям, которые сочли для себя возможным отречься от мира ради Господа. Безусловно, монашеское делание по высоте своего служения, по тем возможностям, которые оно предоставляет человеку, это очень высокий образ жизни. Но это некое общее утверждение. Дело в том, что в деталях все бывает по-разному. И простой священник тоже должен быть образцом благочестия для мирян. Таково безусловное правило.

По этому поводу мне вспоминается такая благочестивая история. Один епископ часто путешествовал по северным монастырям, собирая древние церковные распевы. Однажды в одной из обителей он встретил епископа, пребывающего там на покое, который обладал незаурядными музыкальными данными и пел вместе с братией на хорах. В один из моментов богослужения, когда читалась кафизма, братия села, и только Владыка стоял. Тогда рассказчик, подойдя к старенькому епископу, сказал: «Владыка, сейчас кафизма, можно сидеть». И Владыка ему на ухо тихонько ответил: «Если я сяду, они лягут». Поэтому если батюшка не пример благочестия для мирян, это драма, – духовенство должно быть образцом.

О роли духовника в оценке благочестия прихожанина

Часто люди, которые начинают вести благочестивый образ жизни, стремятся себя ограничивать в получении информации. Большой пласт культуры оказывается за рамками благочестия. Как быть с этим?

– Общим правилом, которое избавляет человека от множества ошибок, становится наличие духовника – опытного священника, который направит тебя и предостережет от ложных шагов, неправильного образа мыслей. И вообще, духовник – это возможность оценить свою жизнь, свои отношения с Богом с помощью стороннего взгляда: со стороны некоторые вещи видны лучше, чем изнутри.

Когда человек вступает на путь веры, первые ростки духовности у него очень слабы. Чтобы они пустили корни, на первых порах нужно обезопасить себя от некоторых источников информации, могущих, как сорняки, заглушить благое семя, которое Господь всеял в человека. Но со временем по мере духовного взросления он приобретает навык различения добра и зла, и когда он достигает некоторой духовной зрелости, то может лучше оценивать информацию, скажем, произведения культуры, поэзии, живописи. Он видит, что в этом соответствует заповеди Божией о любви, а что ей противоречит, и, соответственно, к одному стремится, а от другого отказывается. Я думаю, это некий процесс внутреннего возрастания в вере, на начальных этапах требующий самоограничения, а в дальнейшем допускающий расширение своего кругозора на основании способности определять, что есть добро, а что зло.

Какой вопрос должен себе задать каждый человек, каждый христианин на пути правильного устроения своего благочестия?

– Задать вопрос, куда направлена его жизнь. Направлена ли она ко Господу и хочет ли он устроить ее таким образом, чтобы она была угодна Христу? Готов ли он претерпеть различные ограничения, лишения и труды для того, чтобы исполнить заповедь Божию по отношению к Богу и ближнему? Я думаю, что честный ответ на этот вопрос определяет, благочестива ли жизнь человека или она пока еще далека от благочестия.
Источник

1 комментарий

Благодарю за статью.

Тема очень нужная, ибо каждый человек имеет свое понимание, что такое благочестие и старается жить по нему и поступать. Благочестие или “благая честь”. Благая, значит добрая. Добрая значит незлобивая, милующая.
Вот в статье указали, что понятие слова “честь” в современном мире изменилось. Но так ли это? Честь напрямую связана с нравственностью, и когда отсутствует ее главная составная часть – нравственность, то такого человека называют бесчестный, бессовестным, безнравственным. Если соединить два слова “благая (добрая, милующая, сострадательная)” и “честь” (нравственность), то получится добрая нравственность. В каждом слове ударение идет на сердечное расположение (устроение) человека, на его душевные и духовные качества, которые проявляются во внешнем поведении человека.
Псалмопевец пророк Давид, Духом Святым поет: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей” (Пс. 50:10). И вот это и есть прошение о благочестии, ибо царь пал, его ноги поползнулись дважды на грех: прелюбодеяние и убийство. И вот оно бесчестие, безнравственность, позор, отвержение и от Бога и от человека. Благочестие напрямую связано с покаянием, изменением всего себя начиная с образа мыслей и суждения и заканчивая исправления внешних безнравственных поступков и самой жизни.
Если жить благочестиво исполняя только внешнее предписания и имея только внешний облик благочестивого человека, то такой образ лживый, лицемерный, лукавый. Все равно лжеблагочестие уличится во лжи, ибо как сатана может стать ангелом света, и в вести заблуждения, обмануть своим внешним преображением, вот только внутренняя его часть остается неизменной. Как был злым и лжецом таким и остается. Так и лжеблагочестивый, хоть и выказывает себя благочестивым, нравственным, а рот откроет, так и обличит себя, обнаружится его ложь и безнравственность.

Помоги нам, Господи, быть благочестивыми не на словах и не перед людьми, а перед своей совестью и перед Тобою, Господи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *