Благодари аллаха за все что имеешь
Как проявлять благодарность Всевышнему?
Во многих местах высокочтимого Корана Аллах напоминает нам об общих для всех благах, дабы мы были благодарны Ему. Например, в Коране говорится (смысл): «Аллах наделил вас ушами (для слуха), глазами (для созерцания), сердцем (для абстрагирования), дабы вы были благодарными за это» (сура «Ан-Нахль», аят 78).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит нас часто воздавать хвалу Аллаху и читать молитвы: после приёма пищи, напитков, пробуждения, облачения в одежды, даже после выхода из туалета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Аллах благоволит рабу, воздающему Ему хвалу после каждого употребления пищи или питья».
А в другом хадисе, возвещающем о ценности проявления шукр, говорится (смысл): «Того, кто принимает пищу и воздаёт хвалу Аллаху, проявляя при этом терпение, приравнивают к постящемуся».
Блага Всевышнего так многочисленны, что мы не в силах воздать Ему соответствующую благодарность. Поэтому дорогой Пророк (мир ему и благословение), совершая земной поклон, всегда произносил «Я не в силах воздать Тебе должную хвалу, Ты таков, как Сам Себя восхвалил».
А мы не благодарим Всевышнего даже по мере своих сил. Поэтому Аллах многократно повторяет в высокочтимом Коране (смысл): «Мало вы благодарны».
Ещё Всевышний говорит (смысл): «Среди рабов Моих весьма малое количество премного благодарных Мне».
Нельзя не делать того, что мы не можем осилить, поэтому, дорогие братья, нам следует стараться быть благодарными Всевышнему.
Как же проявить благодарность Аллаху?
Проявление благодарности не должно ограничиваться только произнесением соответствующих слов.
Быть благодарными Всевышнему – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, а также совершать соответствующие деяния.
Что же такое благодарность сердца?
Проявлять сердечную благодарность Аллаху также означает довольствоваться тем, чем Он нас наделил, и не стремиться к тому, чем Он нас не одарил, то есть проявлять покорность Всевышнему. Большинство из нас обычно забывает об этом, не выражает Ему благодарности за это, и даже не вспоминает об этом. Но когда эти забывчивые встречают тех, кого Аллах одарил больше, чем их, они печалятся, и сердца их охвачены беспокойством. Из-за мыслей и мечтаний о том, чём Аллах их не наделил, они забывают и об Аллахе, и о религии, и о Том свете (об Ахирате). Таких людей Всевышний строго предупреждает (смысл): «Клянусь величием Моим, если вы будете неблагодарными, то знайте, наказание Моё очень сильно».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Вы обратите внимание на тех, кто пребывает в худшем по сравнению с вами положении, и не обращайте внимания на тех, кто пребывает в лучшем положении» (достоверный хадис, приводит Муслим).
Например – язык. Аллах нас одарил языком для того, чтобы мы могли выразить необходимое, спросить о том, чего не знаем, изрекать благое, читать Коран, поминать Аллаха и т.д. Если мы язык свой будем использовать только для подобных целей, то окажемся в числе благодарных. Если же в иных целях, например, для выражения запретного, для клеветы, хулы, критики мусульман, то мы будем теми, кто неблагодарен Аллаху за такое благо, как язык. А Всевышний говорит (смысл): «Если вы будете неблагодарны за блага Мои, клянусь, наказание Моё велико».
Среди мусульман немало тех, кого Аллах наделил большими земными благами. Всевышний наделяет людей богатством для содержания семьи, оказания помощи бедным и содействия в распространении Ислама. Но среди нас немало тех, кто тратит деньги на рестораны, кафе, бары, на алкоголь, женщин лёгкого поведения, оставляет деньги в казино, играет на автоматах, то есть расходует деньги на совершение греховного, на открытие и содержание злачных мест, способствующих совершению грехов другими. Такие люди имеют высокое мнение о себе и расходуют блага, которыми их наделил Аллах, на совершение того, что Он запретил. Если подобные грешники не прекратят разводить грязь и не покаются в этих деяниях, то на них рано или поздно непременно навалятся беды.
Проявлением неблагодарности за все Его блага, как общие, так и персональные, является и ослушание Его. Например, несовершение возложенного Аллахом на нас намаза.
И в завершении ещё раз нелишне напомнить о том аяте Корана, в котором Аллах предупреждает о суровых наказаниях в отношении неблагодарных Ему, ведь это очень серьёзно.
Да смилуется над нами Всевышний! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как мне отблагодарить Всевышнего за радостное событие в жизни?
Если в жизни человека происходит какое-то радостное событие, или человек обретает благо или он спасается от беды, то в этом случае следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху, ибо если человек воздает хвалу, то он получает ещё больше благ от Всевышнего Аллаха, как Он в Коране сказал:
لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِى لَشَدِيدٌ
(смысл): «Если будете благодарны за Мои блага, я преумножу для вас эти блага. А если будете неблагодарны за блага Мои (то есть если будете отрицать их и скроете их, то) поистине, наказание Моё – сурово» – то есть Аллах лишит их этих благ и накажет за отрицание и неблагодарность за эти блага. (сура Ибрахим, 7; «Тафсир Ибн Касир»)
Что касается земного поклона в знак благодарности Всевышнему Аллаху (суджуд шукри), то от Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وسلم إذا جاء الشئ يُسَرُّ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شُكْرًا لِلَّهِ تَعَالَى
«Получив какое-либо радостное известие, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот же момент совершал земной поклон». (Абу Давуд, Тирмизи)
Совершение суджуд шукри является желательным, когда человек получает радостную весть, когда Всевышний Аллах даёт ему благодать или в других подобных случаях.
Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет об этом следующее:
«Суджуд шукри не входит в намаз (то есть его не делают в ходе совершения намаза). Суджуд шукри желательно делать, когда человек получает ни’мат (благодать) от Всевышнего Аллаха, или когда он спасается от какой-то беды, или когда он видит человека, которого постигла беда, или человека, совершающего грех. Также желательно показать совершение суджуд шукри грешнику и скрыть его от того человека, которого постигла беда. Суджуд шукри совершают таким же образом, как и суджуд ат-тилава (земной поклон чтения Корана)».
Как совершают суджуд ат-тилава, Имам Ан-Навави описывает в той же книге следующим образом:
«Тому, кто совершает суджуд ат-тилава вне намаза, первым делом следует намереваться совершить суджуд ат-тилава, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить суджуд точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.
Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего суджуд ат-тилава (также и суджуд шукри) является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза».
(«Минхадж ат-талибин»; Глава саджда ат-тилава)
Как мы поняли из вышеприведённого текста из книги «Минхадж ат-талибин», суджуд ат-тилава совершают как во время намаза, так и вне его, но, в отличие от суджуд ат-тилава, суджуд шукри в ходе намаза не совершают.
В книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) единогласны в том, что запрещается совершать суджуд шукри в ходе намаза, более того, если человек совершит его таким образом (в ходе намаза), то его намаз однозначно нарушается».
Имам Аль-Байхаки и другие передают, что Абу Бакр Ас-Сиддик и Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) также совершали суджуд шукри, а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда не совершал суджуд шукри, они объясняют тем, что он этим желал показать необязательность его совершения, или в это время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился на минбаре и ему было неудобно совершать суджуд в таком положении.
Кроме этого, благодарить Всевышнего за радость можно, раздав садака, совершив желательный намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху. В той же книге «Маджму шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Если человек, получивший благодать и спасшийся от бед, раздаст садака или совершит намаз в знак благодарности Всевышнему Аллаху, это считается благородным поступком. Подразумевается, что он делает все это и при этом совершает и суджуд шукри».
Также выразить благодарность Всевышнему Аллаху можно при помощи различных дуа и славословия. Самой лучшей формой восхваления Всевышнего Аллаха учёные считают:
الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده
«Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ни’маху ва юкафиу мазидаху»
«Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем».
Некоторые учёные также утверждают, что лучшим видом восхваления являются слова:
الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم
«Аль-хамду ли-Ллахи би-джами’и махамидихи куллиха ма ’алимту минха вама лям а’лям ’адада халькихи куллихим ма ’алимту минхум ва ма лям а’лям».
«Хвала Аллаху всеми видами восхваления, теми, которые я знаю и не знаю, в количестве, равном всем Его созданиям, о которых мне ведомо и неведомо».
Также передаётся и другая формула, которым воздаётся хвала Всевышнему Аллаху:
يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ
«Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»
«О мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует Твоему великолепию и величию Твоей власти».
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал:
أن عبدا من عباد الله قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك ولعظيم سلطانك فعضلت بالملكين فلم يدريا كيف يكتبانها فصعدا إلى السماء وقالا يا ربنا إن عبدك قد قال مقالة لا ندري كيف نكتبها، قال الله عز وجل وهو أعلم بما قال عبده: ماذا قال عبدي قالا: يا رب إنه قال: يا رب لك الحمد كما ينبغي لجلال وجهك وعظيم سلطانك، فقال الله عز وجل لهما: اكتباها كما قال عبدي حتى يلقاني فأجزيه بها
«Один человек из числа рабов Аллаха произнес: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли азыми султаника». И эти слова утомили обоих ангелов, и они не знали, как записать их. Затем эти ангелы поднялись на небеса и сказали Аллаху: «О наш Господь, поистине, один из Твоих рабов произнёс такие слова, которые затрудняют нас, нам неизвестно, как их записать». Всевышний Аллах спросил у них, зная лучше них о том, что произнес Его раб: «Что же сказал Мой раб?» Они ответили: «О наш Господь, он произнёс: «Я Рабби лякя ль-хамду кама йанбаги ли-джаляли ваджика ва ли-‘азыми султаника»». Тогда Всевышний Аллах сказал им: «Записывайте эти слова так, как и произносил их Мой раб, до тех пор, пока он не встретится со мной, чтобы я вознаградил его за них». (Ибн Маджа)
Подытоживая все изложенное, можно сделать вывод, что если мы желаем поблагодарить Всевышнего Аллаха и обрести его довольство, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их, нам надо как можно чаще и больше воздавать ему хвалу, произносить эти слова, раздавать садака, совершать намазы и делать земные поклоны по каждому соответствующему случаю.
Как воздать достойную Аллаха благодарность?
Выражение благодарности Всевышнему, за оказываемые Им для нас блага является неотъемлемой составляющей нашей религии. Ибо Всевышний даже самому любимому из всех своих пророков Мухаммаду (мир и благословение Всевышнего им всем) повелел быть благодарным за то, чем Аллах его облагодетельствовал и выражать её (благодарность).
(смысл): «Поведай людям о тех благах, которыми тебя Господь твой одарил» (сура «аз-Зуха», аят 11).
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) в книге «аз-Зухд», приводит со слов Хасана аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), что тот говорил, что пророк Давуд (мир ему) говорил: «Господь мой, если б у каждого моего волоса было бы по паре языков, которые бы днем и ночью, всю жизнь прославляли Тебя я бы не смог воздать тебе благодарности даже за одно оказанное Тобою мне благо«.
В этой же книге приводятся и слова аль-Мугира бин Утбата: «Когда Всевышний ниспослал повеление пророку Давуду, сказав: «Выражайте же благодарность, семейство Давуда. Как же мало среди Моих рабов благодарных Мне» он обратился ко Всевышнему: «Господь мой как же я могу воздать Тебе хвалу тогда как именно Ты даешь мне блага, а затем облагодетельствуешь меня благодарностью Тебе за оказанные Тобою блага. И после таким образом приумножаешь мне блага, так как же я могу воздать тебе благодарность?» Тогда Всевышний ему ответил: «Вот сейчас ты познал Меня, Давуд«
وروي فيه أيضا عن المغيرة بن عتبة قال : » لما أنزل الله على داود «اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ» قال يا رب كيف أطيق شكرك وأنت الذي تنعم علي ثم ترزقني على النعمة الشكر ثم تزيدني نعمة بعد نعمة ، فالنعمة منك يا رب ، فكيف أطيق شكرك ؟ قال الآن عرفتني يا داود «
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Аллах любит, когда Его восхваляют»
ان الله عز وجل يحب أن يحمد
В книге «Аль-Бадр аль-Мунир» приводится изречение, в котором говорится: «Воздавание хвалы Аллаху в благодарность за Его блага гарантия того, что Он не лишит этого блага».
حمد الله امان للنعمة من زوالها
В другом хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), приводиомомприводимом Абу Давудом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Тому, кто, одев одежду, скажет «хвала Аллаху, Который одарил меня этой одеждой без моего старания и усердия» будут прощены все предыдущие грехи».
من لبس ثوبا فقال الحمد لله الذي كساني هذا الثوب من غير حول مني ولا قوة غفر له ما تقدم
Наилучшей фразой выражающей благодарность Аллаху является:
الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده
(смысл) «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем».
Доводом же в пользу того, что эта формулировка благодарности самая лучшая является некоторые изречения, в которых говорится: «Когда Всевышний Аллах ниспустил на Землю Адама (мир ему), он обратился к Аллаху со словами: «О мой Господь, обучи меня разным ремеслам и обучи меня словам, которые содержали бы в себе смысл всех восхвалений Тебе». Тогда Аллах ниспослал Адаму (мир ему) откровение: «Произноси каждое утро и вечером трижды «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем. Воистину Я объединил в этой фразе смысл всех видов восхвалений»».
Некоторые богословы говорят, что лучшим видом восхваления являются слова:
الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم
И в доказательство величия этой фразы приводят историю, в которой рассказывается, что некий мусульманин произнес эту фразу во время совершения хаджа, находясь в долине Арафа. В следующем году тот мусульманин снова отправился в паломничество в Мекку и снова находясь на Арафа хотел произнести эту же фразу восхваления. В этот момент он услышал голос ангела, который сказал: «О раб Аллаха, поистине ты утомил своих ангелов, записывающих деяния (аль-хафаза), потому что они до сих пор записывают вознаграждения за твое восхваление этими словами в прошлом году».
Исходя из выше приведенных доводов богословы вынесли решение, что если человек поклянется, что воздаст Аллаху лучшую хвалу он не сможет сдержать свою клятву кроме как произнеся одну из выше приведенных двух фраз.
Подытоживая все изложенное можно сделать вывод, что если мы желаем обрести довольства Всевышнего, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их нам надо как можно чаще и больше произносить эти слова. Пусть Всевышний сделает всех нас из числа тех рабов, которыми Он доволен! Амин.
«Ианату-т-талибин», том 1, стр. 20 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».
«Ианату-т-талибин», том 1, стр. 22 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».
Благодари аллаха за все что имеешь
О благодарности Всевышнему.
За что мы можем поблагодарить Аллаха?
Наверняка большинство удивится – да что же хорошего в моей жизни: и зарплата у меня маленькая, и работа неинтересная, а еще квартира тесная, и дети непослушные, и соседи шумные, да и здоровье все время подводит. Но давайте задумаемся, действительно ли у нас все плохо? В одном из хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение) говорится:
«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал » (Бухари, Муслим).
Давайте посмотрим, сколько на самом деле у нас разных благ.
Мы питаемся два-три раза в день, да еще можем привередничать – это я люблю, а это есть не буду, это невкусно. А вы знаете, что примерно 850 млн людей на Земле ведут полуголодное существование, из них почти половину составляют дети? 18 тысяч детей на земном шаре каждый день умирают от голода и недоедания! Еще около 1 млрд человек не имеют доступа к чистой питьевой воде – что является для них причиной различных болезней (по данным ООН).
Наши дети ходят в школу, причем образование получают там бесплатно, слава Всевышнему. Мы сами в свое время получили бесплатно среднее школьное, а многие – и высшее образование. Но более 700 млн людей на Земле вообще неграмотны, не умеют даже читать и писать (по данным ЮНЕСКО).
Если мы, не дай Бог, заболеем – к нашим услугам и врачи, и больницы. Да, конечно, все мы любим поругать наше здравоохранение, какое оно некачественное, но тем не менее – нам оно предоставляется также бесплатно, и мы имеем к нему доступ. До сих пор более половины населения Земли не имеют доступа к основным медицинским услугам (то есть, им даже не окажут первую помощь в случае необходимости).
У нас над головой мирное небо – не падают бомбы, не рвутся снаряды, мы уверены в безопасности себя и своих близких. Но в мире в данный момент происходят примерно 43 военных конфликта, в ходе которых ежегодно умирает более 10 тысяч человек. Еще 50 млн человек в прошлом году было вынуждено покинуть свои дома и стать беженцами.
Вот только некоторые факты, которые свидетельствуют о том, что у нас много поводов считать себя счастливыми и благодарить за это Всевышнего.
Благодарность – источник благ от Аллаха
«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают» (4/147).
«Если вы будете благодарны, то Я непременно увеличу вам. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание» (14/7).
Неблагодарность же – наоборот, называется в Коране качеством шайтана, которое он хочет пробудить в людях:
«Потом я (Иблис) приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты (о, Аллах) не найдёшь большинства их благодарными (Тебе) (за Твои благодеяния)» (7:17).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В Судный день будет провозглашено: “Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении”, и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».
Как проявляли благодарность пророки
Пример благодарности показывают нам пророки Всевышнего Аллаха, которые умели быть благодарными Ему в любом положении:
«Поистине, Ибрахим был предводителем, благоговейным пред Аллахом, ханифом [единобожником], и не был он из числа многобожников, благодарным за благодеяния Его; избрал Он его и повёл к прямому пути» (16/120-121).
Мы знаем, что Ибрагиму (мир ему) пришлось пройти через многие испытания: его чуть не убили его родственники-идолопоклонники, но Аллах чудом спас его от гибели; затем ему пришлось оставить своих родных и уйти одному, только в сопровождении племянника Лута (мир ему), в неизведанные земли.
Для испытания его веры Аллах повелел ему принести в жертву своего долгожданного сына Исмаила (мир ему); после этого ему пришлось оставить свою жену Хаджар и сына Исмаила (мир ему) в пустыне. Однако, здесь сказано, что Ибрагим (мир ему) всегда был благодарным за все блага, которые Аллах посылал ему.
О пророке Нухе (мир ему) говорится в Коране так:
«(о,) потомство тех, кого Мы перенесли [спасли] (в ковчеге) вместе с (пророком) Нухом; поистине, он [пророк Нух] был благодарным рабом!» (17/ 3).
Здесь сказано о тех людях, которые спаслись в ковчеге вместе с Нухом (мир ему). Несмотря на все трудности, Нух (мир ему) был благодарным рабом.
О благодарности пророка Сулеймана (мир ему) сказано:
«А тот, у которого было знание из Писания, сказал: “Я принесу его тебе в мгновение ока”. Когда Сулейман увидел установленный перед ним трон царицы, он подумал: “Это – милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдёт на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Щедрый”» (27/40).
Аллах также сказал: «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (31/12).
Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), как передается, совершал земной поклон, проявляя благодарность Аллаху, каждый раз, когда получал какое-то радостное известие.
Согласно рассказу его супруги Айши (да будет доволен ей Аллах), Пророк (мир ему и благословение) выстаивал намаз по ночам так долго, что его кожа на ступнях трескалась. Однажды она спросила: «Зачем ты делаешь это, о Посланник Аллаха? Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи» Он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом?» (Бухари, Муслим).
Способы проявления благодарности
Самый простой способ – это признать в сердце, что нам дарованы многие блага, что Всевышний нас всем облагодетельствовал в этой жизни, и выразить эту благодарность языком, восхваляя Аллаха и благодаря Его в своих дуа. Не жаловаться на жизнь, не ворчать на какие-то проблемы и временные трудности.
Разумеется, жизнь немыслима без испытаний, поскольку мы живем не в Раю. Однако, даже если вы поссорились с женой, ребенок принес из школы двойку, соседи сверху устроили вам протечку, а начальник сократил вам зарплату – это еще не повод считать себя несчастным человеком. Сирийский беженец или безногий инвалид с удовольствием заняли бы ваше место – несмотря на докучливых соседей, непонимающих супругов и непослушных детей.
Большой ученый и духовный наставник, шейх Абдуль-Кадир Гейлани (да помилует его Аллах) сказал: «Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».
Благодарность сердцем – когда человек осознает, что все, что есть хорошего у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха. Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом и твердая вера в это.
Благодарность всеми органами – это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Когда человек не поддается желаниям своего нафса (эго) и шайтана, не прислушивается ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.
Если Аллах даровал человеку достаток, то благодарность будет заключаться в том, чтобы использовать его дозволенным образом, а не на запретные удовольствия (спиртное, азартные игры). Благодарность за дарованное время – в том, чтобы проводить его с пользой, не тратя на пустые разговоры и развлечения.
Пусть Всевышний Аллах поможет нам быть благодарными рабами, ведь благодарность – это источник счастья в этой и будущей жизни.