благодаря кристоферу хельвигу и йохиму юнгу оно понималось как искусство обучения с какого года
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»
По своему происхождению слово дидактика восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», a didasko — «изучающий». Насколько известно, оно было введено в употребление в 1613 г. в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571 — 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» (Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii).
Уже из названия работы следует, что эти авторы рассматривали дидактику как искусство обучения, а следовательно, как своего рода практическое умение. Аналогичным образом трактовал это понятие Ян Амос Комен-ский (1592—1670), автор опубликованного в 1657 г. труда под названием «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (Didactica magna universale omnes omnia docendi artificium exhibens). Однако Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания, которое он трактовал как необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности».
Такое понимание дидактики сохранялось до начала XIX столетия, когда Иоганн Фридрих Гербарт (1776— 1841), известный немецкий педагог и философ, разработал теоретические основы дидактики, сделав ее внутренне целостной и непротиворечивой теорией воспитывающего обучения, подчиненной педагогике. Учитывая роль, которую Гербарт и особенно его последователи отводили процессу овладения материалом, излагаемым на уроке, основной задачей дидактики, в соответствии с гербар-товской концепцией, должен был стать анализ действий учителя, нацеленных главным образом на ознакомление учащихся с новым для них учебным материалом.
Такое понимание предмета и задач дидактики в свою очередь не устраивало сторонников различных вариантов так называемого нового воспитания, оживленная педагогическая деятельность которых развернулась на рубеже XIX и XX вв. Ведущие представители этого направления в педагогике, в частности американский ученый Джон Дьюи (1859—1952), отводили ученикам более активную роль в процессе обучения по сравнению с гербартистами. В связи с этим они отбросили гербартовскую концепцию «передачи знаний», апеллирующую главным образом к памяти учащихся, и выдвинули требование формирования и развития у них способностей к интеллектуальной деятельности, а также навыков практической деятельности. Эти концепции безусловно не могли не оказать влияния на способ понимания как предмета, так и задач дидактики, которую начали отождествлять не столько с теорией преподавания, сколько с теорией учения. Основной задачей такой дидактики в отличие от Гербарта и его сторонников стал уже анализ действий ученика, а не учителя. При этом считалось, что преподавание является функцией учения, а действия учителя обусловлены познавательными действиями учеников, а не наоборот.
В наши дни эти два вида деятельности не противопоставляются друг другу. Последняя точка зрения получила обоснование в многочисленных теоретических работах, а также подтверждена практикой. Таким образом, установлено, что преподавание тесно связано с учением, эти две стороны процесса образуют интегративную целостность в виде процесса обучения, а точнее — процесса преподавания-учения. В числе факторов, обеспечивающих единство процесса обучения, не только общая цель, которую нужно достичь в ходе его реализации, но и использованные при этом методы, организационные формы и средства обучения.
В свете изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время дидактика понимается как наука о преподавании и учении, т. е. как система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания-учения, а также способов их преобразования человеком. Дидактика как наука дает знания о закономерностях, действующих в сфере предмета ее исследований, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных перемен в учащихся. Благодаря этому она выполняет как теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) функцию, так и функцию практическую (инструментальную.)
При таком понимании дидактика является одной из педагогических наук, которые занимаются вопросами воспитания, т. е. целенаправленной деятельностью, предпринимаемой с целью формирования личности воспитанника в соответствии с социально принятыми нормами или идеалом.
Такое определение дидактики мы и примем в качестве исходного. В ходе дальнейшего изложения оно будет дополнено и конкретизировано.
Однако, прежде чем приступить к этому, предлагаем читателю проверить, в какой мере он овладел изученным до сих пор материалом. В этом ему поможет помещенный
ниже блок самоконтроля. Аналогичным образом нужно поступать и тогда, когда он встретится с такими блоками в дальнейшем.
В каком значении употребляли понятие «дидактика» Коменский, Гербарт и Дьюи? В каком значении мы его употребляем в настоящее время? В чем состоят теоретическая и практическая функции дидактики? Что является предметом воспитания?
Отвечая на вопрос о функциях дидактики, учтите, что в закономерностях отражаются объективные и постоянно воспроизводящиеся связи или отношения характеристик и событий (состояний предметов, явлений и процессов), объективно происходящих в действительности. Этим закономерностям может быть присущ как жестко детерминированный, так и статистический (стохастический) характер. В первом случае они характеризуют однозначную связь между причиной и следствием как элементами действительности, наблюдающимися одновременно или последовательно, во втором же следствие или одновременное появление наблюдается только при многократном воспроизводстве явлений, событий или процессов, когда в силу закона больших чисел компенсируются последствия случайных, второстепенных связей и на первый план выступают связи существенные, постоянно повторяющиеся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Что такое «педагогика»?
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?
«Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».
В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.
Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.
Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.
До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.
Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:
Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,
Поперек толстонушки. А в роток говорок,
А в ножки ходонушки. А в головку разумок.
Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и способа общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.
Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.
В. И. Даль в свое время собрал воедино свод народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Подобные правила-наставления можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха.
Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.
Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.
Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому — читать и писать.
История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов «Пчела»», «Послание» Климента Смо-лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.
Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.
Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание,
Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.
С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.
Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;
2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;
3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.
Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.
Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.
Резюме
Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?
1 Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.
2 Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельностии называют искусством.
3 В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
4 В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую а себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.
5 В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какое значение вкладывают в слово «педагогика»?
2. Раскройте основные аспекты «педагогики».
3. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.
4. Приведите примеры известных институтов воспитания и образования из отечественной истории.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.
Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность.
Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.
«Когда двое делвют одно ито же, это уже не одно и то же». Торенций
Какие проблемы и задачи называют педагогическими?
Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам.
Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния?
Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.
Что представляют собой педагогическая проблема, задача и педагогическая ситуация?
Категория: Предмет и задачи дидактики
Предмет и задачи дидактики
Предмет и задачи дидактики
§ 1. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика»
§ 2. Общая и частные дидактики
§ 3. Предмет и задачи дидактики
§ 4. Основные понятия дидактики
§ 5. Методы дидактических исследований
В деятельности человека обучение всегда играло исключительно важную роль. Так было тогда, когда оно носило случайный, интуитивный характер и сводилось главным образом к случайной передаче информации и подражанию; так было и позже, когда обучение превратилось в целенаправленный, систематический и планомерный процесс и возникла школа. Однако в течение долгого времени обучение не было предметом теоретического анализа и исследования, а потому и не имело своей теории. Лишь XVII век принес в этой области важные перемены: именно тогда теория обучения получила особое название и были заложены основы первой в истории научно обоснованной системы дидактической деятельности.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»
По своему происхождению слово дидактика восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», a didasko — «изучающий». Насколько известно, оно было введено в употребление в 1613 г. в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571 — 1635), подготовили «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» (Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii). Читать далее «ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИКА»» →
ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ДИДАКТИКИ
Дидактика как наука о преподавании и учении охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы. В связи с этим мы называем ее общей дидактикой или общей теорией преподавания и учения. На этот общий характер дидактики обратил внимание уже Я. А. Коменский, отразив его в названии своего труда, изданного в 1657 г., и определив дидактику как универсальное искусство обучения. Читать далее «ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ДИДАКТИКИ» →
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ
Процесс обучения может носить систематический планомерный характер, а может быть и случайным, стихийным. Общая дидактика исследует прежде всего преподавание-учение как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый как в самом учебном заведении, так и за его пределами. Обучение может представлять собой интегральную часть институциональной учебной деятельности, реализуемой в учебных заведениях, на различного рода курсах и т. п. Оно может быть определенным образом связано с учебной работой, например с домашними занятиями учащихся, или же принимать форму сознательного, более или менее систематического самообразования. На самом деле в самообразовании преподаватель непосредственно не руководит работой ученика; чаще всего функцию такого руководства он реализует опосредованно, например как автор учебника, лектор, проводящий беседу по радио или телевидению, и т. п. Именно поэтому самообразование также является одним из аспектов предмета исследований дидактики. Читать далее «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИКИ» →
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ
Дидактика, как об этом уже говорилось в предыдущем параграфе, представляет собой науку о преподавании и учении, поэтому «преподавание» и «учение» относятся к числу ее основных понятий. Оба эти понятия, а особенно «преподавание», связаны с другими понятиями, такими, как «обучение», «образование», «самообразование» и «воспитание». В целях более подробного, чем в предыдущих параграфах, определения содержания понятия «дидактика», а также более детального описания предмета и главных задач этой научной дисциплины дадим теперь определения перечисленных выше понятий. Начнем с понятия «учение». Читать далее «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ» →
МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Общая дидактика пользуется не единственным методом, а целой системой различных методов с целью открытия существенно важных сторон, непосредственно или косвенно связанных с предметом ее исследований, т. е. с изучением дидактических систем, целей, содержания, процессов, принципов, методов, организационных форм, а также средств обучения. Систематизация, сравнение и анализ различных аспектов процесса обучения позволяют уточнять наблюдающиеся между ними количественные и качественные зависимости. Благодаря этому в дидактике устанавливаются и описываются объективно существующие устойчивые связи или отношения между признаками и событиями (состояниями вещей, процессами), наблюдающимися в реальном учебном процессе. Эти связи и зависимости носят причинно-следственный, структурный или функциональный характер. Читать далее «МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» →
Реферат: Предмет педагогической науки
Название: Предмет педагогической науки Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 15:44:41 11 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 446 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |