Благодать это в православии что значение

Божественная благодать. Истинное и ложное учение

Пра­виль­ное пониманиеНепра­виль­ное понимание
Что такое Боже­ствен­ная благодать?
Бла­го­дать Божия – дей­ствие Божие (Боже­ствен­ная энер­гия, от др.-греч. ἐνέργεια – дей­ствие, дея­тель­ность, сила, мощь), свя­зан­ное с забо­той Бога о мире. В более узком зна­че­нии: Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние, освя­ще­ние, обо­же­ние человека.Изоби­лие зем­ных благ. Состо­я­ние удо­вле­тво­ре­ния, эмо­ци­о­наль­ной приподнятости.

При­мер. Вос­кли­ца­ние чело­ве­ка, вышед­ше­го из бани: «эх, благодать!».

Кто из Боже­ствен­ных Лиц явля­ет­ся Источ­ни­ком изли­я­ния бла­го­да­ти в мир?Боже­ствен­ное дей­ствие про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся во Свя­том Духе. В этой свя­зи бла­го­дать Божья (как Боже­ствен­ное дей­ствие) неред­ко назы­ва­ет­ся бла­го­да­тью Свя­то­го Духа.

При­мер: Выра­зить еди­ное дей­ствие Свя­той Тро­и­цы мож­но через образ чело­ве­ка, в уме (образ Бога Отца) кото­ро­го воз­ни­ка­ет мысль (образ Бога Сына), выра­жа­е­мая голо­сом (образ Свя­то­го Духа).

Мы обыч­но гово­рим «он ска­зал», не пояс­няя, что сна­ча­ла в уме чело­ве­ка воз­ник­ла мысль, кото­рую, затем, он выра­зил голо­сом. Ана­ло­гич­но и про Боже­ствен­ную бла­го­дать гово­рит­ся – «бла­го­дать Свя­то­го Духа», т. к. Он явля­ет­ся выра­зи­те­лем еди­но­го дей­ствия Св. Троицы.

Источ­ни­ком изли­я­ния бла­го­да­ти в мир явля­ет­ся исклю­чи­тель­но Свя­той Дух, отче­го бла­го­дать Божья неред­ко назы­ва­ет­ся бла­го­да­тью Свя­то­го Духа.Како­ва роль бла­го­да­ти в деле пре­одо­ле­ния чело­ве­ком лич­ной греховности?Спа­се­ние чело­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся в синер­гии (сора­бот­ни­че­стве) Бога и человека.

При­мер. Чело­век отре­ка­ет­ся от суе­ты мира, всту­па­ет в мона­стырь, молит­ся, тру­дит­ся, при­ни­ма­ет и испол­ня­ет мона­ше­ские обе­ты, а Бог содей­ству­ет ему на его хри­сти­ан­ском, мона­ше­ском пути.

1. Роль бла­го­да­ти в этом деле мини­маль­на. Глав­ная роль при­над­ле­жит само­му чело­ве­ку. Если он сам захо­чет не гре­шить, то и пере­ста­нет гре­шить, и сде­ла­ет­ся праведным.

Подоб­ную ересь испо­ве­до­вал Пелагий.

2. Роль чело­ве­ка в этом деле сво­дит­ся к нулю. Все, что ни дела­ет чело­век доб­ро­го — дело не чело­ве­ка, но Боже­ствен­ной бла­го­да­ти. Если Бог хочет, что­бы чело­век не гре­шил, и ока­зы­ва­ет на него соот­вет­ству­ю­щее бла­го­дат­ное воз­дей­ствие, тогда тот и не гре­шит: дей­ствие бла­го­да­ти неумолимо.

Подоб­ную ересь, утри­ро­вав уче­ние блаж. Авгу­сти­на о бла­го­да­ти, испо­ве­ду­ют неко­то­рые про­те­стант­ские общины.

Могут ли свя­щен­ные пред­ме­ты акку­му­ли­ро­вать Боже­ствен­ную благодать?Свя­щен­ные пред­ме­ты явля­ют­ся места­ми осо­бо­го Божье­го при­сут­ствия. Сами же по себе они не явля­ют­ся источ­ни­ка­ми бла­го­да­ти: Источ­ни­ком бла­го­да­ти явля­ет­ся Бог.Свя­щен­ные пред­ме­ты могут акку­му­ли­ро­вать Боже­ствен­ную бла­го­дать и, как резуль­тат, слу­жить само­сто­я­тель­ны­ми, авто­ном­ны­ми источ­ни­ка­ми Боже­ствен­ной благодати.

При­мер: намо­лен­ные ико­ны, намо­лен­ные сте­ны хра­мов, монастырей.

Если цель жиз­ни хри­сти­ан­ской — стя­жать бла­го­дать Свя­то­го Духа, то сле­ду­ет ли из это­го, что чело­век может накап­ли­вать в себе Боже­ствен­ную бла­го­дать, слов­но копилка?Стя­жа­ние (обре­те­ние) бла­го­да­ти сле­ду­ет пони­мать так: живя по Еван­ге­лию, в соот­вет­ствии с зако­ном Божьим, чело­век, при содей­ствии бла­го­да­ти, упо­доб­ля­ет­ся Богу, духов­но сбли­жа­ет­ся с Богом, обоживается.Да, сле­ду­ет. В этом и заклю­ча­ет­ся смысл хри­сти­ан­ской жиз­ни. Когда чело­век накап­ли­ва­ет в себе бла­го­дать, она ста­но­вит­ся его соб­ствен­ной бла­го­да­тью. Чем боль­ше он нако­пит в себе бла­го­да­ти, тем в боль­шей сте­пе­ни будет свят.Мож­но ли созер­цать бла­го­дать Божью?Бла­го­дать Божья может созер­цать­ся духов­ны­ми оча­ми веры.

При­мер. Подвиж­ни­ки, на выс­ших сту­пе­нях молит­вен­но­го дела­ния, созер­ца­ют нетвар­ный Боже­ствен­ный свет. Таким све­том про­си­ял Гос­подь Иисус Хри­стос на горе Фавор ( Мф.17:1–2 ).

1.Благодать невоз­мож­но созер­цать ни в какой фор­ме, ни при каких условиях.

2. Бла­го­дать мож­но созер­цать чув­ствен­но, подоб­но тому, как мы созер­ца­ем сол­неч­ный свет, глав­ное – уметь вой­ти в осо­бое тран­со­вое состо­я­ние. Такие прак­ти­ки исполь­зо­ва­ли ере­ти­ки мес­са­ли­ане (евхи­ты).

Мож­но ли утвер­ждать, что со вре­ме­ни Соше­ствия Свя­то­го Духа в День Пяти­де­сят­ни­цы Он по пре­иму­ще­ству (перед дву­мя дру­ги­ми Боже­ствен­ны­ми Лица­ми) дей­ству­ет в мире?Нель­зя. Боже­ствен­ное дей­ствие еди­но: про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся в Духе Свя­том. Отец и Сын и Свя­той Дух – не три обособ­лен­ных Бога, не три обособ­лен­ных Дей­ство­ва­те­ля, а один.1. Мож­но, так как Хри­стос воз­нес­ся пре­вы­ше всех небес, а Свя­той Дух при­сут­ству­ет в Церк­ви непрестанно.

2. В Вет­хом Заве­те по пре­иму­ще­ству дей­ство­вал Бог Отец, на рубе­же Заве­тов – Бог Сын, в Новом Заве­те – Дух Святой.

Что озна­ча­ет соше­ствие Свя­то­го Духа на Апо­сто­лов в день Пятидесятницы?Даро­ва­ние Апо­сто­лам «эккле­зио­ло­ги­че­ской бла­го­да­ти» (от греч. ekklêsia «Цер­ковь» и logos «сло­во, уче­ние»), т. е. бла­го­да­ти для стро­и­тель­ства Зем­ной Церкви.При­ше­ствие Тре­тье­го Лица Свя­той Тро­и­цы – Свя­то­го Духа – в мир.Какой важ­ней­ший фак­тор для при­об­ще­ния чело­ве­ка боже­ствен­ной благодати?Чисто­та сер­деч­ная ( Мф.5:8 ), искрен­няя вера ( Мк.16:16 ), сми­рен­ный пока­ян­ный настрой. Кому-то и вели­чай­шая свя­ты­ня при­не­сёт мало поль­зы, а кому-то и неа­у­тен­тич­ный в исто­ри­че­ском плане свя­щен­ный пред­мет при­не­сёт обиль­ную благодать.Древ­ность хра­ма, извест­ность и вели­чие свя­ты­ни. Внут­рен­нее чув­ство намо­лен­но­сти места.В чём состо­ит раз­ли­чие бла­го­дат­ных даров, пода­ва­е­мых в каж­дом из семи Цер­ков­ных Таинств?В каж­дом из Таинств веру­ю­щие вос­при­ни­ма­ют раз­лич­ные дей­ствия бла­го­да­ти, раз­лич­ные дары Свя­то­го Духа.

В Кре­ще­нии чело­век омы­ва­ет­ся от сквер­ны гре­ха: пер­во­род­но­го и лич­ных ( Деян.2:38 ). Через Кре­ще­ние он усы­нов­ля­ет­ся Богу, вво­дит­ся в член­ство Церк­ви Хри­сто­вой, рож­да­ет­ся новым духов­ным рож­де­ни­ем ( 2Кор.5:17 ).

В Таин­стве Миро­по­ма­за­ния чело­век обре­та­ет дары Свя­то­го Духа, укреп­ля­ю­щие его в духов­ной жизни.

В Таин­стве Евха­ри­стии хри­сти­а­нин соеди­ня­ет­ся с Иису­сом Хри­стом ( Ин.6:56 ), а так­же с ближ­ни­ми во Хри­сте ( 1Кор.10:17 ). Соглас­но молит­ве свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, потреб­ле­ние Евха­ри­сти­че­ских Даров осу­ществ­ля­ет­ся «во исцеле́ние, и очище́ние, и просвеще́ние, и сохране́ние, и спасе́ние, и во освяще́ние души́ и те́ла…»

В Таин­стве Пока­я­ния греш­ни­ку отпус­ка­ют­ся гре­хи (совер­шен­ные после кре­ще­ния) ( Ин.20:22–23 ).

В Таин­стве Свя­щен­ства руко­по­ла­га­е­мо­му хри­сти­а­ни­ну пре­по­да­ют­ся такие бла­го­дат­ные дары, кото­рые соот­вет­ству­ют при­ни­ма­е­мо­му им свя­щен­но­слу­же­нию (дья­ко­на, свя­щен­ни­ка, епи­ско­па). Мож­но ска­зать, что в Таин­стве Свя­щен­ства руко­по­ла­га­е­мый освя­ща­ет­ся на осо­бое слу­же­ние в лоне Церкви.

В Таин­стве Бра­ка бла­го­слов­ля­ет­ся супру­же­ский союз меж­ду мужем и женой ( Мф.19:6 ), по обра­зу сою­за Хри­ста и Его Церкви.

В Таин­стве Еле­освя­ще­ния испра­ши­ва­ет­ся бла­го­дать для исце­ле­ния телес­ных и душев­ных болез­ней (боль­ной может полу­чить исце­ле­ние, если будет угод­но Богу). ( Иак.5:14–15 ).

При­част­ны ли некре­щён­ные к бла­го­да­ти Божьей?По боль­шо­му счё­ту под Боже­ствен­ной бла­го­да­тью пони­ма­ет­ся такое дей­ствие Божье, кото­рое направ­ле­но на под­дер­жа­ние бытия и раз­ви­тие мира. Оно рас­про­стра­ня­ет­ся и на каж­дое тво­ре­ние в отдель­но­сти, и на мир в целом.

В более узком осмыс­ле­нии под бла­го­да­тью Божьей под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дей­ствие Божье, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­ве­ка. Осо­бым обра­зом бла­го­дать (пони­ма­е­мая в этом зна­че­нии) дей­ству­ет на чле­нов Церк­ви Хри­сто­вой, живу­щих пол­но­той хри­сти­ан­ской жиз­ни. В част­но­сти, осо­бые дары Свя­то­го Духа пре­по­да­ют­ся веру­ю­щим, когда они участ­ву­ют в цер­ков­ных Таин­ствах. Одна­ко и на тех людей, кото­рые, в силу раз­ных при­чин, не при­над­ле­жат к Церк­ви, изли­ва­ет­ся Боже­ствен­ная бла­го­дать ( Ин.12:32 ). Ока­зы­ва­е­мое на них бла­го­дат­ное воз­дей­ствие, направ­лен­ное на их при­зва­ние ко спа­се­нию, при­зва­ние в Цер­ковь, назы­ва­ют при­зы­ва­ю­щим дей­стви­ем благодати.

Источник

Православная Жизнь

Мы часто произносим это слово, но осознаём ли, о чём говорим? Как стяжать благодать Святого Духа? Есть ли благодатные храмы и священники? Как понять, коснулась вас благодать или нет? Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, объясняет, что такое благодать в христианском понимании, как её обрести и не утратить.

Благодать это в православии что значение. Смотреть фото Благодать это в православии что значение. Смотреть картинку Благодать это в православии что значение. Картинка про Благодать это в православии что значение. Фото Благодать это в православии что значение

Немного догматики

Благодать – понятие очень широкое, попытаемся в нём разобраться. В христианстве и церковной догматике это слово означает действие Бога в отношении человека. Как это происходит? В догматической литературе говорится, что благодать означает полноту любви и милости Божией, изливаемой на людей в форме живой и деятельной силы, которая возрождает людей и помогает в деле спасения. Как сила, освящающая и спасающая человека, она сводится к таким основным положениям.

1. Благодать – особая нетварная (не сотворённая) Божественна сила.

2. Эта сила даётся нам через действие Святого Духа. К слову, всё в Церкви совершается силой Святого Духа.

3. Благодать даруется человеку благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Человек получает её как великий дар.

4. Благодать не изменяет природы человека, но преображает способ её (природы) существования. То есть человек преображается под действием силы благодати Божьей.

В Священном Писании выражения «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святаго Духа» часто взаимозаменяемы и синонимичны. Это воздействие на человека происходит мистически и сугубо индивидуально. В таинствах Церкви благодать Святого Духа подаётся особо. В молитве, которую произносит архиерей, совершающий рукоположение священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – то есть она врачует немощи, восполняет человеческие несовершенства, и, соответственно, преображает наше человеческое естество.

За разъяснениями – к преподобному Серафиму

Наиболее полное учение о благодати мы встречаем в беседе преподобного Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым. В её записи слова «благодать» и «благодатный» встречаются 51 раз. Преподобный Серафим утверждает, что всякая добродетель, творимая ради Иисуса Христа (хочется особо подчеркнуть эти слова), даёт благодать Духа Святого, но более всего её дарует молитва. Когда Спаситель говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – то под «Царством Божиим» Он понимал благодатное состояние человека. Мы должны через благочестивую церковную жизнь, веру, спасительные таинства освящаться, стяжать благодать Святого Духа. Именно так, по словам преподобного Серафима Саровского, мы приближаемся к Богу.

Надо отметить важный момент, на который обращает внимание святой Серафим: мы получаем благодать – нам её подаёт Господь, – но потом теряем, поскольку не можем удержать. Её необходимо удержать, накопить, приумножить. Когда преподобный толковал евангельскую притчу о десяти девах, он говорил, что у юродивых елей оскудел, так как они потеряли благодать Святого Духа, хотя были добродетельны.

Не привыкать к благодати

Как сохранить благодать? Прежде всего, нельзя к ней привыкать. В Церкви всё благодатно: таинства, обряды, традиции, богослужения. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящалась бы Духом Святым и не наполнялась бы благодатью Божией. Главное – чтобы человек правильно относился к святыне. Мы должны иметь благоговение и страх Божий.

Человеку свойственно привыкать к тому, что имеет, а привыкая, он перестаёт ценить имеющееся. Он превращает благодать в традицию или даже «национальную традицию», как происходит сейчас. При таком отношении теряется благодать Святого Духа внутри Церкви, потому что, где ушёл страх Божий, соответственно, ушла благодарность, ушло благоговение, и это печально. Человек может быть церковным, но если он неправильно относится к дару благодати, то может остаться безблагодатным.

Маркер присутствия благодати

Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Мы часто пребываем в печали, грусти, тоске, раздражительности, гневе – это хронические наши состояния. Конечно, у каждого может меняться настроение, но если мы постоянно пребываем в каком-то негативе, то надо каяться. Если же радуемся – значит, пребываем в Духе Святом. Нас должны радовать общение, богослужения, участие в таинствах, наша духовная жизнь. Ведь там, где Бог, разве может быть грустно и печально? Если Он рядом, можно ли унывать? Конечно, нет.

Не надо бегать за благодатью!

В храме всё благодатно. Нет у нас более благодатных храмов и священников или менее благодатных, это разделение выдумано. Благодать мы не видим, в лучшем случае – каким-то образом чувствуем, и то далеко не все, а лишь те, кто расположен. Зачастую люди называют благодатью свои ощущения: понравилось им или нет. Они меряют благодать какими-то земными категориями: уделил священник им внимание – он благодатный, спешил или болела у него голова – неблагодатный. Хорошо было в храме – благодатный храм, бабушки делали замечания – неблагодатный. Не надо за этим гоняться! «Царство Божие внутрь вас есть», – говорил Господь. Надо стараться жить праведно, во Христа богатеть, ради Него благочестивую жизнь вести – и тогда нас посетит Дух Святой, подаст нам благодать, и всё будет благодатно: и наша жизнь, и молитва, и вера.

Записала Екатерина Щербакова

Источник

БЛАГОДАТЬ

Стяжание благодати Святого Духа – цель христианской жизни

Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею душе своей, тот тщетно носит имя христианина он одинаков с неверными. Он может думать, что избежал всякого зла и проходит всякую добродетель, – но поистине лжец и притворщик. Пусть он и трудится, но тщетен труд его. Пусть раздал он все имение свое бедным, постится, совершает бдения, спит на голой земле, молит: «Господи, помилуй!» Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия, и не одну эту благодать прежде всего ищет получить; если у него и в мысли не было, что только ради получения этой благодати раздал он имение свое и подвергает себя всяким лишениям и злостраданиям; если не с этой целью подвизается он, чтобы или получить благодать в первый раз через Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие; если он подает милостыню, постится, совершает бдения, молится не с этой одной целью, но думает, что совершает славные и ценные сами по себе перед Богом добрые дела, – то тщетно он утруждает и измождает себя. Источник.

Эта-то, о которой говорю я, цель – и есть от начала мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена ( Кол. 1, 26 ). Ее разумеет апостол Павел, когда говорит о Боге, что Он «хочет,, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). Ибо познание истины не что иное, как эта самая благодать. Она есть истина, которая произошла через Иисуса Христа, по святому Евангелию ( Ин. 1, 17 ). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает он этой благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова. И через Него подаваемая, эта благодать и истина – есть милость и спасение. Никто не может другим образом спастись, если не получит божественной благодати, которая обожит его, сделает богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 171–172).

ОСВЯЩЕНИЕ

Если бы мы все приобщились Духа, как следует приобщиться, то узрели бы и Небо, и свое будущее там состояние (45, 17).

Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (42, 335).

Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но содействует и в самых легких, по внешнему впечатлению, делах и во всем оказывает свою помощь. Святитель Иоанн Златоуст (43, 668). Источник.

Цветущая Духом благодать бывает только в умертвивших себя греху. Святитель Григорий Нисский (17, 326).

Вверься нежной любви благодати, потому что она – начало всякого стяжания. Пока ты еще не видишь ее любви, как и младенцы, сосущие молоко, не знают о материнской заботе. Будь терпелив, предоставь себя ее воле и тогда увидишь ее благодеяния. Преподобный Ефрем Сирин (26, 635). Источник.

Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а пороки попаляет, как терния и солому (33, 190). Источник.

. Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (33, 190). Источник.

Что от благодати, в том – мир, радость, любовь, истина (33, 65). Источник.

Нисходящая благодать, очищая внутреннего человека и ум, совершенно снимает покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и освобождает душу от всякой скверны и всякого нечистого помысла, чтобы душа сделалась чистой и, приняв собственное (первозданное) естество, свободно и ясными очами взирала на славу истинного Света (33, 412).

Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами. Ибо сердце владеет умом и всеми помыслами и чаяниями души (33, 120). Источник.

. В ком пребывает благодать, в том она делается как бы естественной и неотъемлемой: будучи единой, она различными образами, как ей угодно, совершенствует человека к его же пользе (33, 424). Источник.

От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний – естественных или дарованных Божией благодатью. Преподобный Макарий Египетский (33, 228). Источник.

. Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но исторгает и корни развращенной воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 563). Источник.

Благодать становится стеной и укреплением для человека и отделяет его от века сего для жизни Будущего Века (25, 111).

Благодать знает, что нам полезно, и наша природа известна ей; знает она меру каждого и дает по этой мере (26, 639).

Волны благодати согревают ум и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (25, 364). Источник.

Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце, и душа вдруг забывает земное и плотские страсти (25, 364). Источник.

При благодати (человек) преуспевает во всякой добродетели и, просвещенный ею, будет в состоянии познать бесконечность и блаженство Будущего Века (25, 111).

Не всякий, возмужав, почитает свою мать, – так редкие чтут и благодать, хотя она питала многих. Не всякий помнит о болезнях рождающей и трудах воспитателей. Так же не многие из нас благодарны за дары благодати. Преподобный Ефрем Сирин (26, 638).

По силе веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели. И уже с помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенной. Так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия. Бывает, что и демоны научают людей казаться целомудренными, милостивыми, кроткими и держат их из-за этого в самомнении и гордости.

. Итак, надлежит знать, что благодать Всесвятого Духа приходит в каждого, верующего во Христа, не за добрые дела, какие он делал прежде (если бы приходила за добрые дела, то не была бы благодать, а уплата за дела). Но приходит она от Бога за веру, приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, строятся добрые дела, которые только при помощи благодати и становятся совершенными. Так что дела, которые бывают без благодати Всесвятого Духа, Бог ни во что не вменяет, как бы их совсем не было. Добро уже не добро, если оно не на добром основании создано, но невозможно добру быть созданным на добром основании без благодати Христовой. Если бы это было возможным, Бог не пришел бы на землю сделаться человеком. И блажен человек, который познал, что только с помощью благодати Христовой всякое добро может быть совершенным. (60, 168–169). Источник.

Когда воссияет Божественный огонь и прогонит рой страстей, и очистит дом твоей души, – тогда Он смешивается с нею без смешения и соединяется несказанно, существенно – с сущностью ее, Весь со всею совершенно. И мало-помалу озаряет ее, делает огнем, просвещает как?– и сказать не могу. Тогда двое – душа и Творец становятся единым. И Творец пребывает в душе, Один с нею одной, весь Тот, Кто Своею рукою содержит вселенную. Не сомневайся, весь Он в одной душе вмещается с Отцом и Духом и эту душу внутри себя объемлет. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 18). Источник.

Оживляемая Божией благодатью душа верою видит Бога, верою осязает, слышит Его, говорящего ей, вкушает и обоняет Его любовью и старается творить угодные Ему дела. Так подобает кающемуся начать новую жизнь после покаяния и как бы вновь родиться, питаться, расти и приходить в мужа совершенного (104,58). Имеют сыны века сего свое сокровище; имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего это богатство тленное, золото, серебро, а у христиан – Божия благодать. Это сокровище небесное, духовное, пребывающее в их сердцах, как написал апостол: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4, 7 ). Люди, имеющие тленное сокровище, восполняют за счет этого свои нужды и недостатки: не имеют хлеба – купят себе хлеба, не имеют одежды – достают одежду. Так Божия благодать, небесное сокровище, живущая в христианских сердцах, восполняет все их нужды и душевные недостатки (104, 60–61).

Все духовные сокровища у человека по благодати Божией (104, 27).

Благодатью человек из ветхого становится новым (104, 28).

Даром, одной благодатью, получают верные жизнь (104, 63).

Благодать Божия нисходит, как тихий дождь, орошает сердце к плодоношению (104, 63).

Действие благодати – радость (104, 66).

Истинное покаяние – от благодати (104, 67).

Благодать научает молитве (104, 67).

Благодать научает страху Божию (104, 67).

Просвещаемый благодатью считает материальные блага сором (104, 67).

Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией. Чувствуя эту любовь в своем сердце, человек отзывается словами любви: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» ( Пс. 17, 2 ). Истинно любящий Бога ни на земле, ни на небе ничего не желает, кроме Бога. Такому быть и в аду с Богом – рай; без Бога – и в небе мучение (104, 66).

Такой человек никого не хочет обидеть ни делом, ни словом, но старается всех нелицемерно любить и как себе, так и любому желает всякого добра. Он хочет спасения всем, как и себе, о нем и молится. Со всяким человеком не лживо, не лукаво, но просто обходится; что говорит в слове, то и на сердце имеет и потому солгать и обмануть никого не хочет (104, 66). Источник.

Всякого греха он бережется и подвизается против всякого греха. И как прежде было легко ему грешить, так уже в этом состоянии ему тяжело и в малом согрешить, раздражить Бога и обеспокоить совесть. Знает он, что всяким грехом Бог прогневляется, и согрешающий лишается Его милости. Святитель Тихон Задонский (104, 67). Источник.

«Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему?» ( Мк. 6, 2 ). Так говорили о Господе знавшие Его прежнюю, незнатную жизнь. То же бывает со всеми, которые истинно последуют Господу. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет все неправое в себе, изменяется весь, во всем своем составе: и взор, и походка, и речь, и поведение все носит печать особенной стройности и достоинства, хотя бы ставший таким прежде был самого низкого происхождения и нисколько не образован. И приходится слышать: «Откуда у него это?». Если же телесное и видимое так преобразуется, то что сказать о внутреннем и душевном, которое непосредственнее и ближе подлежит действию претворяющей благодати и в отношении к которому внешнее служит только выражением и последствием? Как светлы все мысли, точны и определенны! Как верно суждение о сущем и преходящем! Взгляды его на все – выше философских. А намерения, а действия? Все чисто, свято отражает небесный свет. Это поистине новый человек! Образования не получил, в академиях лекций не слушал и воспитания никакого не имел, а является благовоспитаннейшим и премудрым. Внимание к себе, труд над собой, молитва и приближение к Богу все переделали благодатью Божией, а как?– никто этого не видит. Оттого и вопрос: «Откуда у него это?». Святитель Феофан Затворник (107, 279,280).

Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа (108, 525). Источник.

Божественная благодать, осенившая душу, преподает ей духовное ощущение, и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными (108, 526).

Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией (108, 531). Источник.

Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия (108, 549). Источник.

Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью (109, 140).

Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором разумные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными (110, 62). Источник.

Стяжем Благодать Святого Духа – эту печать, это знамение избрания и спасения; оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители (110, 182,183). Источник.

Монах не должен сомневаться в получении дара Божественной благодати. как сын не сомневается в получении наследства от отца. Вместе с этим, святой Исаак Сирин считает прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати заслуживающим порицания. (108, 282). Источник.

Действием благодати разрешается слепота ума (112, 48). Источник.

Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит тому, чего прежде не видел и не воображал никогда (112, 65). Источник.

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, – есть дар благодати Божией (112, 98). Источник.

Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом (112, 114).

. Естественно для Божественной благодати. – воссоединять ум не только с сердцем и душой, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу (112, 115). Источник.

Пред утешением, доставляемым Божественной благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира. (111, 179).

Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 440). Источник.

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Бывает, что душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе Его запечатленный образ, и Бог как бы вселяется в нее. Тогда, став вдохновенной от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, она становится достойной пророческого дара. И Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для понимания видений, какие Ему угодно сообщать. Святитель Василий Великий (5, 8).

«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» ( Мф. 9, 17 ). Истлевших от ветхости и отвергнувших новую благодать, Господь нарек «мехами ветхими», как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Так проявил себя Каиафа, ибо, услышав от Господа, что Он – Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, поучаемый, не отрицал, но и, вопрошаемый, – исповедал (Иисуса – Сыном Божиим), обнаружив насажденное в нем познание истины. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 480). Источник.

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3–4 ). Известно всем, как Дух Святой сошел на апостолов – как изобильно, как чудесно и с каким успехом. Евангелист Лука пишет, что это чудо совершилось почти при собрании всего мира. Поразительно было слышать тогда этот шум, неожиданно пришедший с неба, услаждавший слух учеников, прочих же всех устрашающий. Это – дыхание ветра, приятностью касающееся души. Разделенный на пламенные частицы, огонь играл на головах апостолов, и сила его давала им способность разными языками славить величие Божие. Эта сила проницала ум и просвещала его Божественным светом. Она проникала и в сердце, и от этого огня тотчас возжигался огонь любви, огонь мира, огонь духовной радости!

Это чудесное сошествие Духа Святого было свидетельством того, что и мы примем Духа Святого, Его чудесные действия и дарования, если в нас апостольская душа. Не думайте, что эти огненные языки, почившие на главах апостольских, никому другому посланы быть не могут. Нет, обильна и щедра ко всем благодать Божия. Что значат эти огненные языки? Ораторский дар, красноречие. Но подразумевается здесь не человеческое красноречие, состоящее в отборе слов, красивом слоге, в сильном и жарком выражении. Нет, такая мудрость часто считается у Бога безумием. Он благоволил нас спасти не мудростью слова, но «юродством проповеди» ( 1Кор. 1, 21 ). Да и великий Его проповедник откровенно признается: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости» ( 1Кор. 2, 1 ). «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2, 4,5 ).

Итак, огненные языки, сошедшие на апостолов, означали дар слова, но не телесный, а духовный, не земной, а небесный. Бог с душою, любящей Его, беседует просто, искренне и откровенно. Ибо и у людей между искренними друзьями беседа бывает более простой и откровенной, не украшенной сладкоречием. А витийство раскрашенное и хитросплетенное более употребляется где нет искренности, или стараются привлечь другого на свою сторону, или хотят показать свой разум и тем постыдить и унизить простого и неученого. Но Бог беседует просто с душой, любящей Его. Да и в беседе Он не имеет нужды: Он говорит не ушам, а сердцу. Платон, митрополит Московский (106, 338–341).

Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее

согласно и то, что она чудодействует через святых, когда это угодно Господу, как некогда чудодействовала через головные повязки и платки, которые были на святом апостоле Павле и приняли в себя его пот ( Деян. 19, 12 ), и даже через одно осенение тенью святого апостола Петра ( Деян. 5, 15 ). Какое дивное воздаяние за благочестие, что им не только дух человеческий возводится к благодатному общению со Христом, но и самое тело, которым совершаем эти малые подвиги пощения, делается причастным благодатной силе Христовой, животворящей и чудодейственной! И если это еще на земле, то какая жизнь, какое могущество, какая слава ожидает благочестивых на Небе.

Между тем, можно заметить, что не все благочестивые, и даже не все святые, участвуют в этом первом, так сказать, воскресении ( Апок. 20, 6 ), которое состоит в чудесном нетлении на земле их освященных тел, как и в первоначальном явлении этого первого воскресения восстали многие тела усопших святых, но не все. Что это значит? Неужели не правосуден Бог ко святым Своим, одним увеличивая меру благодати, а другим уменьшая, приближая одним бессмертие, а других отдаляя, одних прославляя, а других скрывая? Без сомнения, никто, знающий Бога, не может этого помыслить. Итак, что значит видимое неравенство видимой награды, даруемой святым? Может быть, она некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освящения, по которому – скажем словами апостола – как «звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор. 15, 41–42 ). Но с большей основательностью из неравенства этой предварительной награды святым можно заключить, что она даруется не столько в воздаяние им самим, сколько для другой цели, сообразной с премудростью и благостью Божией. В самом деле, для тех, кто не ищет славы человеческой, кто уверен, что вечно будет царствовать во славе Божией со Христом, важно ли иметь или не иметь временные начатки славы на земле? Но с Воскресением Христовым многие тела усопших святых восстали, чтобы войти во святой град и явиться многим живущим – для удостоверения их об открывшейся силе воскресения. Так и теперь тела усопших святых являются в нетлении, с силой чудодейственной и живоносной, для удостоверения нас, живущих в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых к подвигам благочестия (114, 213–214).

После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней. И ему было небесное видение, при котором он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь руки, он исцелится». И вот утром, по промыслу Божию, пришел к нему человек, привел свою страждущую жену и начал просить, чтобы авва Иоанн исцелил ее. Авва называл себя грешником, недостойным такого дела. Но муж неотступно молил о милосердии. Тогда авва Иоанн возложив руку на женщину, осенил ее (крестным знамением), и она сразу же исцелилась. С той поры Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и после смерти. Блаженный Иоанн Мосх (75, 73).

Один монах фивеянин получил от Бога благодать служения, по которой он всем нуждающимся доставлял необходимое. Случилось однажды, что он сделал вечерю любви для бедных. И вот приходит к нему за милостыней женщина в самой ветхой одежде. Монах, увидев ее в таких рубищах, опустил руку в мешочек, чтобы дать ей много. Но рука сжалась, и он вынул мало. Пришла к нему и другая, хорошо одетая; посмотрев на одежду ее, монах опустил руку с намерением дать мало. Но рука раскрылась и захватила много. Он справился о женщинах и узнал, что та, которая была в хорошем платье, принадлежала к числу почетных лиц и пришла в бедность, а одета была хорошо благодаря родственникам своим. Другая же облеклась в рубище, чтобы выманить большую милостыню. Отечник (82, 508). Источник.

Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *