Благодать на благодать что это значит
Свт. Иоанн Златоуст
БЕСЕДА 14
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1: 16).
1. О том, что мы получили от полноты Иисуса Христа. — 2. Различие между ветхим и новым законом. — Значение слов: «благодать на благодать». — Бог всегда предваряет нас своими благодеяниями. — 3 и 4. Прообразы ветхого завета получили свое исполнение в новом. — Объяснение некоторых из этих прообразов. — В публичных состязаниях поощряют к состязанию не тех, которые потерпели поражение, а только мужественных бойцов. — Напротив, в подвигах духовных поощряют и одушевляют одинаково и тех и других, потому что те, кто потерпели поражение, могут оправиться и еще одержать победу. — Горечь лекарств никого не должна приводить в уныние: польза их обнаружится впоследствии. — Как грешники, так и праведники — все нуждаются в лекарствах, исправлениях и добрых назиданиях.
1. Недавно мы говорили, что Иоанн, — разрешая недоумение тех, которые стали бы сами с собою рассуждать, почему Христос, пришедши на проповедь после Иоанна, стал первее и славнее его, — присовокупляет: «потому что был прежде меня». Это — одна причина. Но евангелист представляет и другую, которая ныне высказана (в евангелии). Какую же? «И от полноты Его», говорит он, «мы приняли и благодать на благодать». Затем приводит еще иную причину. Какую? «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ст.17). Но что же значат, скажешь ты, слова: «и от полноты Его все мы приняли»? К этому и надобно теперь обратить слово. У Него, говорит евангелист, не заимствованный дар; но Он есть самый источник, самый корень всех благ, — самосущная жизнь, самобытный свет, самосовершенная истина. Он не удерживает обилия благ в Себе самом, но изливает его на всех других, и изливая, с лихвой Сам пребывает всегда полным; ущедряя других, Сам ни в чем не умаляется; всегда источая и всем сообщая эти блага, остается в том же совершенстве. А что имею я в себе (говорит Иоанн), это заимствованное, так как я получил от другого, — это нечто малое из всего и как бы скудная капля перед невыразимой пучиной и безбрежным морем. Лучше же сказать, — и это подобие не может изобразить того, что мы усиливаемся высказать. Отдели от моря каплю, — и море тем самым уменьшится, хотя уменьшение и не заметно. Но о том источнике нельзя этого сказать: сколько бы ни исчерпывали его, он нисколько не уменьшается. Итак, нужно перейти к некоторому другому подобию: и оно, конечно, будет слабо и не может изъяснить нам того, чего мы доискиваемся, но по крайней мере ближе первого приведет нас к предположенной мысли. Представим себе источник огня, — и вот от него возжигается тысяча, две, три и больше светильников. Не остается ли огонь в одной и тоже же полноте и после того, как сообщит свою силу столь многим светильникам? Это известно каждому. Если же в телах делимых и через отнятие (частиц) уменьшаемых находится нечто такое, что, и после сообщения своих сил другим телам, нисколько не уменьшается, то гораздо в высшей степени это должно быть в силе бестелесной и бессмертной. Если воспринимаемое здесь[1] есть и сущность и тело, и делится и не делится, то когда речь идет о силе, и притом силе, исходящей от бестелесной сущности, гораздо более несомненно то, что она не подвержена ничему такому.
Потому-то и говорит Иоанн: «и от полноты Его все мы приняли», — и свое свидетельство соединяет со свидетельством Крестителя. Слова: «и от полноты Его все мы приняли» принадлежат не Предтече, а ученику (Христову). Слова же эти значат вот что: не думайте, что мы, как люди, много времени обращавшиеся с Ним и разделявшие с Ним трапезу, свидетельствуем только из благодарности. Вот и Иоанн, человек, даже не видевший Его прежде и не обращавшийся с Ним, а видевший его вместе с другими только в то время, когда крестил, — и он воззвал: «был прежде меня», сказав этим все. Между тем все мы — двенадцать, триста, пятьсот, три, пять тысяч и десятки тысяч иудеев, все вообще множество верующих и тогдашнего, и настоящего, и будущего времени от исполнения Его получили. Что же получили: «благодать на благодать». Какую же благодать вместо какой благодати? Новую вместо древней. Подобно тому, как была правда и правда («по правде законной», сказано, «непорочный», — Фил.3: 6), — вера и вера («от веры в веру», — Рим.1: 17), — усыновление и усыновление («которым принадлежат усыновление», сказано — Рим.9:4), — слава и слава («если преходящее славно, тем более славно пребывающее», — 2 Кор. 3: 11), закон и закон («закон», сказано, «духа жизни освободил меня» — Рим. 8: 2), — служение и служение («если же служение», сказано, — 2Кор.3: 7, 8 — и в другом месте: «служащие Богу духом» — Фил.3: 3), — завет и завет («заключу новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их», — Иер. 31: 31), — освящение и освящение, крещение и крещение, жертва и жертва, храм и храм, обрезание и обрезание, — так есть благодать и благодать. Но здесь одно — образцы, а другое — истина; и то и другое есть только нечто соименное, а не однозначащее. И на снимках и на изображениях называется человеком написанный и черными красками и белыми, точно также, как и имеющий свой естественный цвет. И статуи, будет ли статуя золотая или глиняная, равно называются статуями. Но иное — образ, а иное — истина.
2. Итак, по сходству имен не заключай о тождестве вещей, так же как и о разности их. Если был образ, то он не был чужд истины, только если он заключал в себе тень, то был ниже истины. Какое же различие между всеми указанными понятиями? Хотите ли, мы займемся истолкованием одного или двух высказанных понятий? Таким образом будут понятны для вас и прочие, — и все мы увидим, что одни из них были уроками для детей, а другие для людей возмужавших и крепких; что одни были законоположены только для людей, другие как бы для ангелов. С чего же нам начать? Хотите ли, с самого усыновления? Итак, какое различие между усыновлением ветхозаветным и новозаветным? То было честью на словах, а это на самом деле. О том сказано: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6:; об этом: «от Бога родились» (ст.13). Как и каким образом? «Банею возрождения и обновления Святым Духом». Те, и с именем сынов, имели в себе духа рабства, — почтены были этим названием, оставаясь рабами; мы, соделавшись свободными, получили эту почесть не по имени только, а на самом деле. На это указывая, Павел говорил: «не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8: 15). Как рожденные свыше и, так сказать, воссозданные, мы потому и названы сынами. А если бы кто хотел дознать образ освящения ветхозаветный и новозаветный, то опять и здесь увидит много разности. Древние назывались этим именем (святых), когда не служили идолам, не творили блуда, не прелюбодействовали; а мы делаемся святыми не только через воздержание от тех (пороков), но и через приобретение высших совершенств. И сначала мы получаем этот дар от самого наития С.Духа; а потом и через собственную жизнь, которая гораздо выше иудейской. А что эти слова — не самохвальство, послушай, что сказано тем: не волхвуйте, не очищайте чад своих, так как вы народ святой (Втор. 18: 10, 13). Таким образом у них святость состояла в удалении от обычаев языческих; а у нас не так, но «чтобы быть святою», сказано, «и телом и духом» (1Кор. 7: 34). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14). И: «совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7: 1). Слово: святой не о всех, к кому прилагается, выражает одну и ту же мысль. Называется святым и Бог, но не так, как мы. Смотри, что говорит пророк, услышав глас, исходящий от серафимов: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис. 6: 5), — а пророк был свят и чист. Но если судить о святости нашей по образцу горней, то мы оказываемся нечистыми. Святы и ангелы и архангелы, святы также серафимы и херувимы; но есть опять разность в святости между нами и высшими силами. Я мог бы проследить и все прочие понятия, но вижу, что слово становится слишком продолжительным. Поэтому, оставив дальнейшее исследование, мы предоставляем вам самим рассудить об остальных предметах: вы можете дома, сличив их, понять различие между ними, и подобным образом проследить все прочее. «Дай [наставление]», сказано, «мудрому, и он будет еще мудрее» (Прит.9: 9). Таким образом начатое нами окончите вы. А нам нужно возвратиться к прежнему порядку слова.
Сказав: «и от полноты Его все мы приняли», евангелист присовокупляет: «благодать на благодать», и тем показывает, что и иудеи спасаются благодатью. «Не ради умножения вашего, говорит (Бог), но ради отцов ваших Я избрал вас». А если они избраны Богом не за свои заслуги, то явно, что получили эту почесть по благодати. Да и мы все спасены благодатью, — только не так, как они, не в той же, а гораздо важнейшей и возвышеннейшей степени. Таким образом и благодать у нас не такова. Нам даровано не только оставление грехов (это у нас обще с ними: «все согрешили», — Рим. 3: 23), но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа, несравненно более светоносная и изобильная. Через эту благодать мы соделались любезными Богу уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: «благодать на благодать». И подзаконное домостроительство было делом благодати, да и самое происхождение наше из небытия; не за какие-либо предшествующие заслуги мы получили это воздаяние, — как это могло быть, когда нас совсем и не было? — но так было потому, что Бог во всяком случае предваряет нас Своими благодеяниями. И не только наше происхождение из небытия, но и немедленное, после происхождения, научение тому, что должно делать и чего не делать, вложение закона этого в саму природу нашу, внедрение в нас неподкупного судилища совести — все это есть дело величайшей благодати и неизреченного человеколюбия. Дело благодати также — после повреждения этого закона возобновление его через закон писанный. Преступившим заповедь, однажды данную, следовало бы подвергнуться наказаниям и мучениям. Но этого не сделано; а (последовало) снова исправление и даровано прощение не по праву, но по милости и благодати. А что — по милости и благодати, об этом послушай, как говорит Давид: «Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои» (Пс. 102: 6, 7). И в другом месте: «благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь» (Пс. 24: 8).
3. Итак получение закона есть дело милости, сострадания и благодати. Поэтому евангелист, сказав: «благодать на благодать», еще сильнее доказывает величие даров, когда присовокупляет следующие слова: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Видите ли, как Иоанн Креститель и ученик (Христов) мало-по-малу и незаметно возводят слушателей к самому возвышенному разумению, приготовив их к тому сначала более простыми мыслями. Креститель, сравнив в собою Того, Кто без сравнения превосходит всех, таким образом показывает Его превосходство, и для того говорит: «Идущий за мною», и потом присовокупляет: «стал впереди меня». А евангелист выражает гораздо больше того (Крестителя), впрочем все еще ниже достоинства Сына единородного; евангелист делает сравнение не с Иоанном, но с тем, кто был в большем уважении у иудеев, разумею Моисея. «Ибо закон», говорит, «дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Но заметь благоразумие. Он сличает не лица, а дела. А как скоро показано превосходство дел одного перед другим, то и неблагодарные по необходимости должны были принять такое учение и внушение о Христе. Когда свидетельствуют сами дела — такие, в которых нимало нельзя подозревать ни пристрастия, ни вражды к кому бы то ни было, то представляется доказательство неопровержимое и для людей неблагомыслящих. Дела эти оказываются такими, как расположили их сами виновники. Поэтому-то свидетельство таких дел есть самое несомненное. Посмотри также, какое, доступное даже для людей слабых, евангелист делает сравнение. Он не изображает на словах превосходства (благодати перед законом), а только в самых наименованиях показывает различие их, противопоставляя закону — благодать и истину, и слову: «дан» — слово: «произошли». А различие большое между тем и другим. «Дан» — это выражение относится к служителю, принявшему закон от другого и предавшему тем, кому повелено было дать; а: «произошли» благодать и истина — это изображает Царя, властью своею отпускающего все согрешения и раздающего Свои дары. Поэтому (Господь) говорил: «прощаются тебе грехи твои». Также: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 10, 11). Видишь ли, как благодать через Него происходила? Заметь тоже и касательно истины. Но благодать указывает и то обстоятельство, и события с разбойником, и дар крещения, и благодать Духа, через Него подаваемая, и многое другое. А истину мы уразумеем яснее, если изучим образы. Домостроительство, имевшее совершиться в новом завете, предварительно предначертали образы, как прообразования; а Христос, с пришествием Своим, совершил его. Итак, рассмотрим вкратце некоторые образы, — проследить все образы в настоящее время и не возможно. Вы же, изучив некоторые, которые я представлю, по ним уразумеете и прочие. Итак, хотите ли начнем с самих страданий? Что говорит прообразование? «Возьмите себе агнцев по семействам вашим и принести в жертву, как повелел и законоположил Господь» (Исх.12). Но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а сам становится как овча, принося Отцу Себя самого в жертву и приношение.
4. Посмотри еще, как образ дан был через Моисея, а истина совершилась через Иисуса Христа. Во время нападения амаликитян на евреев на горе Синайской были распростерты руки Моисея, и поддерживаемы Аароном и Ором, которые стояли по ту и по другую сторону; а Христос сам собою держал свои руки распростертые на кресте. Видишь ли, как дан был образ и как совершилась истина? Также закон говорил: «проклят, кто не исполнит слов закона сего» (Втор. 27: 26). А что говорит благодать? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11: 28). И Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл. 3: 13). Итак, получив столь великую благодать и истину, не сделаемся, вследствие самой великости дара, беспечны. Чем большей мы удостоены почести, тем более должны быть и добродетельны. Кто, будучи немного облагодетельствован, немного оказывает и ревности в себе, тот не столь великого заслуживает и осуждения; но кто, будучи возведен на самую высшую степень почести, обнаруживает в себе свойства низкие и дела унизительные, тот заслужит гораздо большее наказание. Но не дай Бог — когда-либо предполагать это в вас. Мы уповаем о Господе, что вы воспарили душами вашими к небесам, отрешились от земли и, будучи в мире, не преданы страстям мира. Однакож и при такой уверенности, мы не перестаем почасту внушать вам одно и тоже. В телесной борьбе все зрители также убеждают (бойцов) не падать, не лежать простертыми ниц, но быть бодрыми и держаться на ногах; но тех, которые, несмотря на увещания, не могут встать, однажды навсегда лишаются победы, и, как неспособных к подвигам, с презрением оставляют в таком положении. Но здесь можно ожидать чего-нибудь хорошего не только от вас, бодрствующих, но и от падших, если только они захотят исправиться. Для того-то мы и делаем все, и умоляем, и докучаем, и укоряем, и хвалим, чтобы устроить ваше спасение. И вы потому не досадуйте на наши частые увещания к жизни добропорядочной. Мы говорим, не как осуждающие ваше нерадение, но как имеющие самые добрые о вас надежды. Притом, что доселе было сказано и впредь будет сказано, то касается не вас только, а и нас говорящих. И мы сами имеем нужду в таком же назидании, и хотя сами говорим, но ничто не препятствует обратить те же речи и к нам. Слово, встретив виновного в грехах, исправляет его; не причастного греху и свободного от него отводит от него еще далее. Ведь и мы не чисты от согрешений. Итак врачевание одно для всех, и пособия врачебные предлагаются всем. Но излечение не одно у всех, а соразмеряется с произволением пользующихся им. Потому кто пользуется врачеством. как должно, тот получает облегчение от врачевания; а кто врачества не прилагает к ране, тот усиливает в себе зло и обращает его к самым несчастным последствиям. Итак, не будем досадовать, когда нас врачуют, но лучше будем радоваться, хотя бы способ учения причинял нам горькие скорби, — потому что впоследствии он принесет самый сладкий плод. Все будем делать так, чтобы чистыми от ран и язв, нанесенных душе уязвлением греха, перейти нам в век будущий, чтобы сподобиться лицезрения Христа и быть преданными не жестоким и мстительным силам, а тем, которые могут ввести нас в наследие небесное, уготованное любящим Его, — что и да получим все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Благодать на благодать, часть первая
Б лагодать — это очень обширная тема Слова Божиего, которая красной нитью простирается через всю Библию. Первое упоминание о благодати мы находим в Быт.6,8: «Ной же обрёл благодать пред очами Господа». Благодать — это самая важная, самая актуальная, самая близкая и радостная тема для детей Божиих.
Но самое наивысшее качество, если так можно выразиться, благодати, которое следует отметить, это её неизменное утешение, которое находит сокрушённое сердце детей Божиих при всех неудачах, горе, болезнях и т.д. в пустыне мира сего.
Знание того, что благодать стала достоянием язычников, и что благодатию может быть спасён каждый грешник, придаёт нам ежедневно новые силы для следования за Господом к намеченной цели, к Славе Господа, которая ждёт всех нас в вечности.
Зададим себе вопрос: что мы практически знаем о благодати, как о самом великом даре Господа Своему творению? Даже если бы мы выписали из Библии все стихи о благодати и милости и тщательно их исследовали, то не получили бы исчерпывающего представления о том, как Господь любит нас, падших во грехах людей – венец Своего творения.
Как Он на протяжении тысячелетий старался дать нам понять, что Он, Праведный и Святый, может спасти нас только благодатию, и что для нашего спасения наши человеческие усилия ничего не могут добавить.
Будучи уже дитём Божиим я до определённого времени, как и многие дети Божии, знал о благодати не больше, чем, например, сказано в послании Еф.2,8-9 и ещё в нескольких других выдающихся стихах Библии: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Выражение «не от дел» выбивает почву из под ног всякому человеческому усилию спастись для вечной жизни через дела. Что такое «помилование», знает даже любой неверующий человек: простить подсудимого, то есть освободить преступника от несения или отбытия правомерного наказания.
Значит тот, кто, возбудил ходатайство о помиловании преступника должен быть очень гуманным или добрым человеком. В Евангелии от Мрк.10,17-18 читаем: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ как только один Бог».
В этих двух стихах вместо слова «благий» должно стоять слово «добрый». И так во всём русском переводе Библии вместо слова «доброта» стоит слово «милость». Для наглядности привожу ряд мест из Библии, где «доброта и правда» Господня, как два неразлучных спутника сопровождают друг друга.
И в этом есть определённый духовный смысл, которого мы сейчас касаться не будем. Замена слова «доброта» словом «милость» привела в Пс.50,3 к абсурду: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей». В действительности, текст гласит так: «Помилуй меня, Боже, по великой доброте Твоей».
В собрании, в котором я состою и посещаю часы вопросов, часто задавали вопрос: чем отличается милость от доброты, что из них первично и что вторично? Отвечающий всегда сводил ответ к тому, что это почти одно и то же. Но у того же отвечающего на вопросы я научился читать Библию внимательно и скрупулёзно, ибо всё имеет своё значение.
Исследовать Писание нужно не для накопления знаний, чтобы затем бравировать перед другими, а для прославления нашего Господа. В своём сердце я постоянно спрашивал Господа о сущности слов «доброта» и «милость» и Господь обратил мой взор при исследовании темы «доброта» на Пс.50,3, где читаем: «Помилуй меня, Боже, по великой доброте Твоей…».
И тут Господь открыл, через Духа Святого, мои духовные глаза на взаимосвязь этих понятий. Доброта Бога есть свойство, существо или качество Бога! Так же, как Сам Бог бесконечен, так и доброта Его бесконечна! Доброта – это сущность Бога. Бог может делать только добро.
И если Он вынужден воспитывать Своих детей (Евр.12,5-11) наказаниями в связи с их непослушанием, то эти мероприятия приносят Богу бесконечные боли и страдания. В книге Плач Иер.3,33 по этому поводу читаем: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих».
Итак, запомним, что Сам Иисус сказал: «Никто не добр, как только один Бог».
Доброте же и делам Бога противостоит зло – дела сатаны или «злого», как его ещё называет Слово Божие. Всё существо, помыслы и все дела сатаны есть зло, поэтому и одно из его имён – злой.
Но в русской Библии вместо «злой» везде стоит слово «лукавый». Сущность та же, но из-за неточности мы не можем постичь глубины Божиего плана и мыслей. Смотри Мтф.13,38; Еф.6,17; 1Ин.2,13-14; 5,18-19.
Только в 1Ин.5:19 переведено более верно: «Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле»,
т. е. в делах злого – сатаны. Но правильно было бы: «лежит в злом», то есть во власти злого, так как злой (сатана) есть «бог мира сего». Все беззаконники, находясь во власти злого, выполняют его волю. Хотят они это или не хотят, но делают. Об этом читаем во 2Кор.4,4 «Для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы…».
До прихода Иисуса в плоти на землю власть сатаны над смертью людей была безгранична и на земле царила непроницаемая темнота, духовная ночь, мрак! Символично мы видим это уже в книге Быт.1:16 «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее для управления ночью…».
Мы знаем, без сомнения, что здесь имеется ввиду солнце и луна. Поэтому солнце является прообразом Бога – носителя света и жизни, а луна — прообразом сатаны – носителя мрака и смерти! Понимаешь ли ты теперь, дорогой читатель, что это означает?
Почему все мусульмане носят знак полумесяца? Потому, что за Магомедом стоит сам сатана, символично представленный в этом полумесяце! И это ужасно! Злого я противопоставил Богу, чтобы больше подчеркнуть Божие могущество, Его существо, т.е. доброту.
А поскольку доброта есть сущность Бога, то благодать — это средство, с помощью которого Бог хочет Свою доброту сделать достоянием всех грешников: бесплатно, незаслуженно.
Чтобы это лучше понять, образно представим следующее : Мы имеем бесконечно большую ёмкость, наполненную вином. Вино символизирует в Слове радости, то есть одну из сторон Его сущности. В послании Флп.4,4 Слово призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь».
Как же нам не радоваться, если Он освободил нас из плена сатаны, даровал жизнь вечную и светлое будущее! И всё это по милости Его! В Евангелии от Ин.12,46 читаем: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме».
Мы можем также сказать, чтобы «не оставался во власти сатаны». Итак, вино прообразно представляет радость. Вино есть вид материального добра. Эта ёмкость с вином имеет отходящие трубы с системой вентилей, открывая которые, мы можем набрать вина в желаемую посуду для личного потребления. Тогда большая ёмкость с вином представляет нам доброту Бога, а система труб и вентилей – Божию благодать, как средство передачи Его доброты людям. А вера есть в свою очередь средство, чтобы пользоваться благодатию.
Если мне скажут, что я могу из этой ёмкости бесплатно набрать вина сколько хочу, но я не поверю в это и буду стоять и смотреть как другие набирают, и буду искать кого-нибудь, кто бы продал мне этого вина, то я останусь ни с чем. А почему? Из-за моего неверия!
Не потому, что вино кончится, а потому что кончится время, данное на бесплатный разбор вина. Время доступа язычников к доброте Бога равно «двум дням». В Евангелии от Ин.4,40 читаем: «И потом когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня».
Самаряне символизируют в Библии язычников, так как они являются смешением евреев с язычниками. Евреям было запрещено иметь общение с язычниками, поэтому и с Самарянами тоже. По приглашению Самарян Господь остался у них два дня. А в Пс.89,5 читаем: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как один день вчерашний».
Из этого сообщения Библии видно, что у Господа один день равен тысяче лет. А так как Иисус пробыл у Самарян два дня, то это значит, что время благодати для язычников равно примерно двум тысячам лет.
Но приход Иисуса за Невестой мы, тем не менее, по нескольким причинам точно не можем знать. Бог работал 6 дней, а на 7-ой день отдыхал от дел Своих. Этот 7-ой день – день отдыха прообразно указывает на 1000 летнее мирное Царство, когда Господь введёт Свой народ в обетованную землю в мире и покое.
1. Иисус Христос родился в 4005-м году. В это число входит время до потопа, время до закона и время закона.
2. Иисус Христос жил 33 года и на 34-ом году отдал Свою жизнь за нас на Голгофском кресте. Началось ли время благодати с рождения Иисуса или с момента излияния Святого Духа, неизвестно.
3. Откуда отнимутся семь лет суда Божиего гнева между временем благодати и 1000 летним Царством, тоже неизвестно.
Эти три отрезка времени составляют в сумме: 5+33+7=45 лет! Если время благодати началось даже с рождения Иисуса, то, тем не менее, остаётся ещё 12 лет, о которых неизвестно откуда Господь их отнимет: от времени благодати, от времени 1000 летнего Царства или же от обеих эпох.
Я думаю, что Господь придёт за Своей Церковью за пределами 2000-го года, то есть сохранит время благодати на протяжении 2000 лет.
Итак, мы теперь знаем, почему Иисус пробыл у Самарян-язычников два дня. Этими двумя днями символично представлены две тысячи лет, в течение которых Господь отставил Свой народ в сторону и занимается с язычниками. Две тысячи лет – это время благодати.
В течение этих 2000 лет открыт путь ко спасению через благодать каждому грешнику из всех народов, включая и евреев. Часто Библия варьирует днями вместо тысячелетий. Поэтому, дорогой читатель, если ты дитя Божие, и если ты усердно и прилежно с молитвой будешь исследовать Слово Божие, то поймёшь в каких местах Писания это применимо.
Если ты эти новые познания о методах исследования Слова будешь неустанно собирать по крохам, как Руфь собирала колосья на поле Вооза и возьмёшь их постоянно на вооружение при работе над Библией, то для тебя откроются совершенно новые горизонты.
И если ты свои познания будешь накапливать для прославления нашего Господа, а своё «я» всё более отодвигать на задний план, всё более обуздывать свою плоть, то ты будешь быстро духовно расти. Ключом для исследования Святого Писания являются также числовая, именная символики и многое другое.
Всего этого нам придётся касаться при рассмотрении темы «благодать». И я уверен, ты получишь неописуемую радость. И, быть может, как и я, будешь с этого момента смотреть на Слово Божие совершенно другими глазами, особенно на дело Господа Иисуса, совершённое Им на Голгофе, на личность Господа и на все исторические личности, которые в Ветхом Завете так ярко и выпукло символизируют нашего Господа.
Господь открыл мне доступ в Свою сокровищницу. Если меня спросят: почему? То отвечу: сам удивляюсь! Во мне нет никаких видимых или невидимых предпосылок, которые могли бы быть поводом проявления ко мне особой Божией милости.
Но каждому дитяти Божию следует себе заметить и запомнить, что Господь суверен в Своих действиях. Будучи Творцом, Он является хозяином положения и вправе поступать по Своему усмотрению.
Самое главное и отрадное то, что в благодати, о которой говорится в послании Еф.2,8-9, Он никого не ущемляет (1Тим.2,4). Воспользовавшись этой благодатию, каждый погибший грешник может бесплатно получить жизнь вечную, взамен которой наш Господь хочет получить только наши грехи – эту непомерную ношу.
В послании Рим.9,15-16,18 Слово сообщает нам о совершенно другой милости. Эта милость касается духовных даров, которые Господь даёт детям Божиим по Своему усмотрению. Поэтому читаем: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося (не от хождения), но от Бога милующего. Итак, кого хочет милует, а кого хочет, ожесточает.
Скажу только, если бы эта милость касалась спасения погибших грешников, то Бог был бы предвзят, неправеден и противоречил бы Сам себе, поскольку в 1Тим.2,4 написано: «Который хочет, чтобы все люди спаслись…».
Сообщения из послания Рим.9,15-16,18 гармонично и тесно переплетаются с 1Кор.12:18, где сказано: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно».
Члены – это мы, дети Божии, а тело – духовное тело Иисуса – Церковь Иисуса. И горе тем детям Божиим, которые не пытаются или не хотят выяснить у Господа своё место на Его теле, свою функцию в поместном собрании, а стараются изо всех сил делать то, что им нравится и таким образом выполняют обязанности другого члена.
Эту милость, на основании которой мы ежедневно просим Господа в наших молитвах сделать то или другое, один муж Божий удачно назвал «экономической» милостью. Но прежде, чем вплотную приступить к рассмотрению благодати в том стиле или с той точки зрения, какую Господь положил мне это на сердце, следует отметить ещё одну важную характеристику благодати с точки зрения Господа.
Это можно легко и быстро сделать с помощью симфонии. И тут мы видим, что благодать делится на:
1. Божию благодать,
2. Благодать Господа Иисуса Христа и
3. Просто благодать.
В данном случае нас интересуют Божия благодать и благодать Иисуса Христа. Благодать Иисуса Христа мы имеем только в Новом Завете 15 раз, а благодать Бога – 24 раза. Заостряю внимание на Псалмы: 119-133, которые носят название «Псалмы восхождения». Их всего 15!
На немецком языке они называются «Псалмами ступеней», так как при богослужении во времена закона хор исполнял эти псалмы на ступенях перед храмом Соломона. Всего было 15 ступеней. На каждой ступени исполнялся один Псалом. При исполнении 15-го псалма хор должен был стоять на верхней ступени, то есть на площади перед храмом. Символично это означает: быть в 1000 летнем мирном Царстве.
Замечу, что это чисто еврейский вопрос и к Церкви Иисуса никакого отношения не имеет! Следует также заметить, что в Библии имеется всего четыре Евангелия. Три первые из них, синоптические, в первую очередь касаются тоже евреев.
О четвёртом Евангелии Иоанна скажу коротко ниже. Эти два аспекта Святой Дух строго разделяет. Значит, и мы их должны разделять! Я не имею времени и места рассматривать все 15 псалмов, но советую каждому внимательно их проработать с этой точки зрения.
Евреи в то время, безусловно, не понимали, что для них означало исполнение этих 15-ти псалмов на 15-ти ступенях. Только имеющих Святого Духа Господь может ввести в глубину Своего плана спасения людей. Праздник Кущей должен был также праздноваться 15-го седьмого месяца (Лев.23,34-44).
Жить в Кущах, значит жить в шалашах, построенных из ветвей пальм (мир), широколиственных деревьев (покой), ветвей речных верб, т.е. плакучей ивы (печаль). В Неем.8:15 было предписано эти шалаши строить не из трёх, а из пяти видов ветвей:
1. ветви маслины садовой,
2. ветви маслины дикой,
3. ветви миртовых кустов,
4. ветви пальмовых деревьев и
5. ветви широколиственных деревьев.
Скажу несколько слов по поводу плакучей ивы. Противоречий, конечно, нет между книгой Лев.23,34-44 и пророчеством Неем.8,15. Оба места говорят о 1000 летнем Царстве. Иисус пришёл к Своим устроить 1000 летнее Царство.
Но Израиль отверг Его, поэтому отрезок времени в 2000 лет, который удаляет Израиль от того момента, когда Иисус действительно введёт Свой народ в 1000 летнее Царство, является для Израиля великой печалью (плакучая ива).
На этом моё время кончилось, до следующего раз.
Рейнгольд Рейнгардт
Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.