благовест что это означает

благовест

Смотреть что такое «благовест» в других словарях:

благовест — См … Словарь синонимов

Благовест — звон в колокол для извещения о начале богослужения предцерковною службою, и во время службы, по определению церковного устава.Устав определяет характер звона в известные дни, напр., благовест квеликопостному богослужению бывает косный и медленный … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

благовест — (неправильно благовест) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом, призывающий верующих к началу богослужения … Современная энциклопедия

БЛАГОВЕСТ — праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом … Большой Энциклопедический словарь

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, благовеста, муж. (церк.). Удары в один колокол перед началом богослужения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, а, муж. Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. Пасхальный б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БЛАГОВЕСТ F1 — см. Для защищенного грунта. Гибрид отличается ранней и дружной отдачей урожая. Растение с детерминантным типом роста, слаболиственное, Лист светло зеленый, обыкновенный, среднего размера, сильнорассеченный. Соцветие простое, количество плодов в… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Благовест — БЛАГОВЕСТ, церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом, призывающий верующих к началу богослужения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Благовест — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовест (значения). Колокол благовестник на почтовой марке Белоруссии Благовест 1) вид православно уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для… … Википедия

БЛАГОВЕСТ — в богослужении визант. обряда вид церковного звона: 1) звон в один церковный колокол или ударение в било; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к… … Православная энциклопедия

Источник

БЛАГОВЕСТ

в богослужении визант. обряда вид церковного звона: 1) звон в один церковный колокол или ударение в било; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к трапезе.

В Русской Церкви слово «Б». получает широкое распространение в соборных Чиновниках, напр. Новгородского Софийского собора: «Святаго апостола Андрея Первозванного. В сий день благовест к обедни в начале часа дня. » (Голубцов А. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 54). Чаще всего виды звонов к праздничным богослужениям в Москве устанавливали Патриарх и царь. Напр., в «Чиновнике церковном о благовесте и о звону» сообщается: «Благовест в новой болшой на собор Богородицы, а указал Никон Патриарх», «указал государь царь. благовестити в 16 день в новой болшой колокол. » (Голубцов А. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1907. С. 173, 209). В 1843 г. для Оптиной пустыни было создано руководство, где описана вся система (годовой цикл) колокольных звонов (О должности звонаря. С. 129-162). В 2002 г. утвержден Устав церковного звона, обобщающий указания редакции Типикона, принятой ныне в РПЦ, о Б. и др. звонах и особенности его совершения, сложившиеся в практике.

Хотя термин «Б.» в Типиконе не встречается, здесь содержатся указания на его исполнение и комбинации с др. видами звона. Напр., в чине великой вечерни: «. восходя ударяет [кандиловжигатель] в великий кампан нескоро. и вжигает лампады. и тако паки изшед клеплет во вся кампаны. » (Типикон. [Т. 1.] С. 11-12), т. о., вначале звучит Б. и за ним следует трезвон. В совр. афонских Типиконах особенности звона к различным службам (вседневная, воскресная, полиелейная, всенощное бдение, престольный праздник) описываются более подробно (Святогорский устав церковного последования / Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина) под ред. иером. Дионисия (Шленова). Серг. П., 2002).

Согласно Типикону, Б. должен совершать параекклисиарх (он же следит за временем начала звона), или кандиловжигатель, получив благословение у настоятеля (Типикон. Гл. 1. С. 9). На практике Б. производит звонарь: сначала 3 редких удара в большой колокол (т. н. благовестник) или в било (клепало), промежутки между ними определяются полным затуханием звука, затем ряд мерных более частых ударов. В зависимости от дня богослужения различают Б. обыкновенный (или частый; звон в самый большой колокол в оба края) и постный (или редкий, иногда в один край колокола). В дни Великого поста для Б. используются меньший колокол или било. При патриаршем служении совершается «валовый» Б., к-рый представляет собой чередование ударов в 2 больших колокола или била (Устав церковного звона. С. 16, 22, 31).

Б. ко всенощному бдению должно исполнять, «поя непорочны или глаголя псалом пятидесятый, тихо двенадцатью» (Типикон. [Т. 1]. С. 11). Это означает, что Б. ко всенощной особенно продолжителен, за это время можно пропеть 118-й псалом или 12 раз 50-й псалом, т. е. ок. 30 минут.

В совр. практике на утрене, на 9-й песни в начале песни Пресв. Богородицы, обычно исполняется краткий Б. из 9 или большего количества ударов, в зависимости от праздника, местной традиции и указаний настоятеля (Устав церковного звона. С. 24; О колоколах и рус. православном звоне // http://magister.msk.ru/library/bible/zb/zb291.htm [Электр. ресурс]).

В католич. богослужебной традиции известна практика, аналогичная Б.,- звонить в колокол перед началом Laudes (утренняя служба), 6-го часа и вечерни (см. также ст. Ангелус).

В мон-рях полагается Б. к трапезе, в т. ч. в чине о панагии (ГИМ. Син. № 330. Л. 19об., XII-XIII вв.; Типикон. Гл. 3. С. 26, Гл. 35. С. 93).

Лит.: Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. К., 1864. С. 29; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 6-11; Вып. 3. С. 52; О колоколах и рус. православном звоне // Слободской С., прот. Закон Божий. Jord., 1967, 1991p. C. 699-711; Вениамин. Новая скрижаль. С. 424-425; Варнава (Беляев), еп. Место молитвы (храм и его внешняя обстановка) // Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 84-90; О должности звонаря и изъяснение о времени и порядке благовеста и звона в колокола. составленная для Козельской Оптиной пустыни // Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского мон-ря. СПб., 2000. С. 129-162; Пентковский. Типикон. С. 368; Устав церковного звона. М., 2002.

М. В. Есипова, И. В. Старикова

Источник

Благовест

Смотреть что такое «Благовест» в других словарях:

благовест — См … Словарь синонимов

Благовест — звон в колокол для извещения о начале богослужения предцерковною службою, и во время службы, по определению церковного устава.Устав определяет характер звона в известные дни, напр., благовест квеликопостному богослужению бывает косный и медленный … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

благовест — (неправильно благовест) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом, призывающий верующих к началу богослужения … Современная энциклопедия

БЛАГОВЕСТ — праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом … Большой Энциклопедический словарь

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, благовеста, муж. (церк.). Удары в один колокол перед началом богослужения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЛАГОВЕСТ — БЛАГОВЕСТ, а, муж. Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. Пасхальный б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БЛАГОВЕСТ F1 — см. Для защищенного грунта. Гибрид отличается ранней и дружной отдачей урожая. Растение с детерминантным типом роста, слаболиственное, Лист светло зеленый, обыкновенный, среднего размера, сильнорассеченный. Соцветие простое, количество плодов в… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Благовест — БЛАГОВЕСТ, церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом, призывающий верующих к началу богослужения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Благовест — У этого термина существуют и другие значения, см. Благовест (значения). Колокол благовестник на почтовой марке Белоруссии Благовест 1) вид православно уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для… … Википедия

БЛАГОВЕСТ — в богослужении визант. обряда вид церковного звона: 1) звон в один церковный колокол или ударение в било; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к… … Православная энциклопедия

Источник

Благовест

благовест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означаетблаговест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означаетблаговест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означаетблаговест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означаетблаговест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означаетблаговест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означает

благовест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означает

Слово «благовест» церковно-славянского происхождения. Оно означает «радостная, благая весть».

В зависимости от церковного календаря, благовест регламентируется по продолжительности, темпу и употреблению того или иного колокола.

Аналог благовеста в римско-католической церкви именуется анджелюсом.

Отрывок из сказки Владимира Од о евского «Необойдённый дом»

Красное солнышко на восходе играет по прогалинам, птицы очнулись и кормят детёнышей, медвяная роса каплет с ветвей; старушка идёт да идёт… Идёт она час, идёт и другой, а всё не видать конца леса; вот и благовест перестал…

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

БлАговест, а не благовЕст. Как на самом деле нужно произносить церковные термины

благовест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означает

Церковная лексика в русском языке особенная. И мы очень часто произносим эти слова неправильно, хотя литературная норма предписывает только одно ударение. Филолог, учитель и видеоблогер Татьяна Гартман объясняет, как говорить по-русски правильно, в книге «Речь как меч», которая этой осенью вышла в издательстве «Бомбора».

От двух до пяти

«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».

Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.

Нужно так: «ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».

Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского. А все потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.

Евангелие от…

Одно из главных слов христианской тематики — Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но все-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А — ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».

Еще одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) — единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение». Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении — конец света.

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И АпокАлипсис был здесь написан,
И умер Пан.
(Н. Гумилев, «Стансы»)

Всех благ!

Благо, благой — это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.

БлАговест — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, — означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог — блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест — звон особенный — начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.

День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой блАговест широко
И всю Россию им одень!
(Ф. Тютчев)

А теперь разберем проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!

С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:

То и блАго, у кого есть кисель да брага.

Собственное блАго и дурак поймет.

На БлаговЕщенье дождь — родится рожь.

За неблагодарных Бог благодарит.

Тишь, да гладь, да Божья благодать.

Вера + исповедь

Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера — это отсутствие сомнения.

Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.

Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.

И вот здесь как раз и кроется подвох — многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка — вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда все встает на свои места — вероисповЕдание (веру исповЕдать).

Воцерковление

ВоцерковлЕние — с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение — ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный.

ВоцеркОвленный христианин — тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.

Монахи, и не только

Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап — послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения — О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше еще интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких-либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы — помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.

Это может показаться невероятным, но такое ударение — факт. На каких-либо лояльных интернет-ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьезных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения — пОслушник (пОслушница). Слово дается как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать — работник, наследовать — наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.

благовест что это означает. Смотреть фото благовест что это означает. Смотреть картинку благовест что это означает. Картинка про благовест что это означает. Фото благовест что это означает

Вероятно, ударение на О еще связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что-то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по-, не- (в словаре Даля также — пОслушничество).

Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр — слово «инок». Инок — монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos — одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ- — один.

Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением — инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет все-таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.

А теперь о других церковнослужителях. Духовник — священник, принимающий исповедь, обязанный хранить ее тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог — духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».

Церковная жизнь

Распорядок церковной жизни для непосвященных кажется чем-то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В Церкви существует свой режим питания, и называются приемы пищи трапезами. Основных трапез две — обеденная и вечерняя, причем вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза — единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин — вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.

Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает — он там есть точно. Но это не просфора — вот и подобрались к еще одному интересному слову.

ПросфорА — освященный хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.

ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий — просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня — женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.

Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни — вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) — имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.

Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всЕнощной зовет.
(С. Есенин)

А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная — существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение. ВсенОщный — эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.

А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) — место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.

По образу и подобию

Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение — изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись. Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись.

Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали еще до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из ее глаз заструились слезы, а на врагов напали ужас и смятение, из-за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».

Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом «знать», и это может являться шпаргалкой для запоминания. А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего-либо.

Земля обетованная

ОбетовАнный (а не обетОванный) значит «обещанный», «желанный»; слово произошло от глагола «обетовАть» и существительного «обет» (не путать с обедом и обитанием!). Земля обетовАнная или край обетовАнный — место, куда хочется попасть, так как оно представляется воплощением комфорта, изобилия, этакий рай на земле. По библейскому сказанию Бог привел евреев из Египта в Палестину, страну обетовАнную, выполняя Свое обещание — обет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *