Чем на ваш взгляд обусловлены меняющиеся подходы в датировке рождения русской государственности
Проблема датировки исторических событий эпохи Древней Руси
Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
Ключевой проблемой при изучении истории древнерусского государства является проблема датировки событий. Очень часто происходит так, что летописи, являющиеся основными историческими источниками той эпохи, противоречат друг другу и в них наблюдаются явные нестыковки событий, особенно в плане хронологии. Именно поэтому при изучении данной части отечественной истории очень важно понимать, что проблема датировок в изучении истории Древней Руси является очень важной и дискуссионной. До сих пор не выработано единой системы оценки данной проблемы, но есть несколько основополагающих принципов, которые важны для понимания, и которые очень важно учитывать при изучении любого материала, касающегося той эпохи.
Противоречие летописей
Изучение древнейшей истории российского государства обычно осуществляется на основе 3 летописей, созданных их на стыке 14-15 веков:
Эти три документа связаны очень тесно с Повестью временных лет. Проблема заключается в том, то оригинал Повести временных лет не сохранился, а летописи, о которых говорилось выше, часто подвергаются критике. Например, доподлинно известно, что первая страница Лаврентьевской летописи, где говорится о татаро-монгольском нашествии, является фальсификацией.
При работе с летописями очень важно учитывать все особенности, о которых говорилось выше, чтобы дозировано получать информацию и сопоставлять её с другой информацией из других источников. Ведь очень часто эти летописи противоречат или частично опровергают сведения, находящиеся в в летописях арабских или европейских авторов.
Нестыковка дат
При изучении древнерусской истории важно понимать, что все события, описанные в летописях, могут отличаться друг от друга на период до 2-х лет. Так, если в описании говорится о событии, например, 1368 года, то реально нужно учитывать, что это событие могло происходить в интервале от 1367 до 1369 годы. Причины этой аномалии рассмотрим ниже.
Простейший способ объяснить нестыковку в датах заключается в том, что летописцы Древней Руси использовали разные стили летоисчисления, прежде всего разные стили определения Нового года. Об этом создано несколько фундаментальных работ, которые прежде всего ассоциируются с именами таких историков как Кузьмин и Бережков. Существовало на Руси три системы определения Нового года:
Также важным вопросом в проблеме датировок событий являются так называемые космические эры. Ранние летописи базировались на использовании византийских и европейских хроник. Там все события описывались по принципу 4-х эр. антиохийской, старовизантийской, константинопольской, болгарской. Разнице между 4-мя эрами достигает 11 лет. Напомни, что космическая эра это хронология создания мира от Рождества Христова. После принятия православия и создания обозначенных выше летописи, а также Повести временных лет, во всех документах Руси использовалась константинопольская хронология. В то время как в документах, на основании которых летописи составлялись, присутствовали возможности отображения событий четырех хронологий эр.
Беспристрастность летописи
Часто приходится слышать мнение, что летопись это беспристрастный метод описания событий эпохи Древнерусского государства. Это огромное заблуждение и если вы хотите действительно разбираться в истории и понимать что скрывается за событиями из летописей, нужно учитывать, что все летописцы были не беспристрастными описателями события, а жили в реальном мире и зависели от князей, на территории которых они находились. Неслучайно часто используется фраза, что историю пишут победители. Это именно тот самый случай.
Летописи часто переписывали различные события так, чтобы угодить князю. При этом основная задача была не сохранить истинность произошедших событий, а представить событие в наиболее выгодном для определенного человека или группы людей свете. Именно по этой причине существуют противоречия между летописями и до сих пор многие события невозможно однозначно трактовать. Для демонстрации достаточно привести того же татаро-монгольское ига. Это событие продолжалось на Руси 2 века, но ни один исторический документ не позволяет его однозначно определить. Если бы летописи были объективными и беспристрастными, таких пробелов не существовало бы.
Здесь очень важно выбрать золотую середину и не идти по пути, которым идут современная “псевдо историки”. Да, исторические источники по эпохе Древнерусского государства являются противоречивыми и это обязательно нужно учитывать при работе с ними. Тем не менее, полностью опровергать эти источники нельзя. На основании пусть непрямых, но косвенных фактов, эти источники нужно учитывать, сопоставляя их с источниками из других стран. Использовать же полное отрицание истории Руси и переписывать ее с нуля, как делают псевдо историки Фоменко и Носовский в своей “Новой хронологии” нельзя. Ведь мало того, что эти люди не имеют никакого отношения к истории, так и их покровитель, господин Каспаров, также к истории не имеет никакого отношения. Это пример я специально привел для того, чтобы подчеркнуть, что сегодня существует множество спекуляций на истории Древней Руси, и чтобы эти спекуляции не воспринимать однозначно, нужно понимать во-первых, что исторические источники и летописи реально существуют и в них описаны реальные события, а во-вторых нужно понимать, что эти события не являются на 100% достоверными, но и говорить об их полном отрицании нельзя.
Современные теории образования русской государственности
Содержание:
Введение
Актуальными остаются вопросы зарождения государственности у восточных славян в IX-XIII веках. Именно события этого времени заложили основу для дальнейшего пути, по которому развивалось Русское государство. В данной работе представлены мнения наиболее видных последователей и противников каждой из теорий. Однако однозначной информации по данному вопросу пока не получено, поэтому описание многих исторических периодов основано на предположениях о возможном ходе событий.
Цель данной работы: описать особенности возникновения Древнерусского государства. Изучая историю России в период появления первых признаков государственности, необходимо более глубоко изучить происхождение славянских племен, их быт, занятия, основные этапы образования Древнерусского государства
Я выбрала эту тему потому, что сейчас, в современном мире, мы очень часто сталкиваемся с вопросами о государственности. Изменения, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков большего внимания к проблемам восточных славян. Да и вообще, не зная, как возникло наше государство, нельзя рассуждать о том, как оно будет развиваться дальше.
Государственность восточных славян периода становления феодализма была очень примитивной, но она заложила основу для появления впоследствии Древнерусского государства.
Восточные славяне. Занятия восточных славян
Образование Древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не единовременным событием, а длительным процессом. Развитие славянского общества растянулось на многие века.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которая населяет Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Предков славян, населявших бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем сейчас. Только с начала нашей эры предки славян занимали территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. На юге их границей была широкая полоса лесостепи, проходящая на восток в направлении современного Харькова.
Следует отметить неравномерность развития экономики отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям, наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это название было связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшего имя племени, на территории которого жили поляне.
Основными занятиями восточных славян были земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, виноградарство (сбор меда). Сельскохозяйственные культуры включали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху и коноплю. Широко было распространено подсечно-огневое земледелие. На землях, освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания, в течение 2-3 лет выращивали сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почвы, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах при сжигании полевых трав применялась сменная обработка почвы. С VIII века в южных районах распространялось пашенное земледелие. Оно было основано на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянного лемеха, сохранившегося до начала XX века. Для уборки урожая использовался серп. К IX веку пашенное земледелие стало доминирующей отраслью экономики.
Развитие ремесел, возникновение городов, развитие торговли
Исходя из всего этого, очевидно, что в Древнерусском государстве уже складывались сословия, то есть большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, считающими, что сословный строй был присущ только западному феодализму.
Вторым торговым путем, также проходившим через территорию славян, был Волжский торговый путь, который связывал Русь со странами Востока. Он был одним из древнейших в Восточной Европе.
Религия восточных славян
В древности у славян был широко распространен культ Рода и Рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род включал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземные жилища предков. У каждого племени был свой бог-покровитель, а часто даже собственный пантеон.
Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество местных духов.
У славян никогда не было мифологии, объясняющей происхождение мира и человека, рассказывающей о богах и героях и т.д. К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
Возникновение государственности у восточных славян
Сведения о социальной и политической структуре восточных славян до IX века крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают наличие у восточных славян сильных вождеств, напоминающих монархические уже в IV-VI веках. Неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения играли важную роль в формировании государства. Форму общественных отношений славян в VII-VIII веках можно определить как военную демократию. Ее особенностями были: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших социальных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Формирование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено ими с распадом родоплеменных, кровосмесительных отношений. На смену им пришли территориальные, политические и военные связи. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, образовалось 14 племенных союзов, которые возникли как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно господствующей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные образования «союзы союзов». Центром одного из них был Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые можно считать протогосударственными союзами: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород) и Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 9 веке большая часть славянских племен объединилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром союза был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 году два крупнейших политических центра древних славян, Киев и Новгород, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX века до начала XI века это государство включало в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев и вятичей. В центре нового государственного образования находилось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военно-боевую организацию, совершая походы с целью захвата военных трофеев, собирая дань, занимаясь торговлей и ростовщичеством, знать восточных славян превращалась в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию раннефеодального государства на Руси в конце девятого века.
Момент возникновения Древнерусского государства не может быть определен с достаточной точностью, разные историки по-разному датируют это событие, однако большинство авторов сходятся во мнении, что возникновение Древнерусского государства следует отнести к IX веку.
Заключение
Рассмотрев предпосылки возникновения государственности у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения Древнерусского государства, а также особенности формирования государства восточных славян, можно сделать следующие выводы:
Государство также влияло на формирование социальной структуры. Так, осуществление властных функций в поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Россия стала своеобразным мостом, через который осуществлялся культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение России во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.
Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Чем на ваш взгляд обусловлены меняющиеся подходы в датировке рождения русской государственности
Подробное решение параграф Вопросы к главе 4 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
1. Рассмотрите процесс эволюции политического строя России в XV—XVII вв. Можно ли говорить, что основные тенденции этого процесса носили универсальный характер?
Политический строй в России в XV – XVII вв. развивался от сословно-представительной монархии к самодержавию и от самодержавия к абсолютизму. В царский титул включается слово «самодержец», снижается значение Земских соборов (последний созыв – 1653 г.), меняется роль и состав Боярской думы и др.
Да, можно сказать, что эти тенденции носили универсальный характер, так как в европейских странах так же шел процесс усиления королевской власти и становления абсолютизма, что выражалось в концентрации законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха, выстраивании унифицированной иерархической системы центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху, в передаче права распоряжаться налоговой системой и финансами монарху, становлении и развитие чиновничье-бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет административные, финансовые, судебные и иные функции и др.
2. Как происходил территориальный рост Российского государства? Каким образом, на ваш взгляд, расширение территории сказывалось на развитии хозяйства и отношениях государства и общества? В чем этнографическое и хозяйственное своеобразие таких территорий, как Среднее и Нижнее Поволжье, Сибирь и Левобережная Украина?
Территориальный рост Российского государства происходил как в следствии военных захватов (Казанское ханство, Астраханское ханство, Левобережная Украина), так и мирными путями освоения земель (Дикое поле, Сибирь).
Расширение территории положительно сказывалось на развитии хозяйства, страна получила новые посевные территории, полезные ископаемые (Сибирь), а также торговые пути.
Среднее и Нижнее Поволжье были населены татарами, тюркоязычными (чуваши и башкиры) и финноязычными народами. Сибирь была населена различными народами, занимавшимися охотой и рыболовством, это были якуты, сибирские татары, эвенки, нанийцы, ненцы и т.д. Левобережная украина была населена казаками, украинцами, белорусами и др.
3. Сумели ли правители Московского государства к XVIII в. реализовать на практике концепцию «Москва — третий Рим»?
Да сумели. Суть этой концепции в том, что Москва должна была стать центром «истинного христианства», объединить всех верующих и стать государством равным Риму и Константинополю. На деле действительно к XVIII в. Россия смогла включить в свой состав значительную часть православного населения и стать центром христианской и политической жизни Восточной Европы.
4. Как менялась роль церкви в жизни российского общества? Какие проблемы возникли в отношениях между государством и церковью? Каковы были последствия церковного раскола в русском православии?
Церковь сыграла важную роль в объединении страны. Ее иерархи выступали за единство земель, стремились примирить князей. После падения Византии родилась идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй.
Однако сближению интересов государства и церкви мешала проблема монастырского землевладения. По мере увеличения пожалования земли дворянам князья стали ощущать недостаток угодий.
В XVII в. важные изменения произошли в положении церкви. Церковь все больше подчинялась государству. Началось все это с патриарха Никона, который предпринял попытку подчинить светскую власть духовной.
Идею вселенской церкви Никон использовал для проведения церковной реформы. Целью реформы было «возвращение» русского православия к канонам византийской церкви путем установления единого порядка в богословии и обрядовой практике. Для патриарха проведение церковной реформы означало еще и гарантию тесного союза церкви и государства. Одобрив реформы, церковный собор 1666 г., проходивший с участием православных патриархов, осудил претензии Никона на власть и отстранил его от патриаршества. Это был шаг, подготовивший подчинение церкви государству.
Нововведения Никона и решения собора вызвали сопротивление ряда священников и мирян, которые считали истинным лишь старое московское богослужение (их стали называть старообрядцами). Они полагали, что именно на Москву Бог возложил особую миссию — спасение всех православных. А если греческие, украинские или сербские богословы возьмутся исправлять на свой лад московские богослужебные книги, Русское государство окажется под властью иноверцев. Подобные представления были осуждены официальными церковными властями, и старообрядцев стали считать раскольниками. Преследовавшиеся старообрядцы бежали на окраины страны. Спасаясь от наступления «антихриста» (поначалу таковым считали Никона, затем — царя Петра), они устраивали массовые самосожжения.
В целом церковный раскол ослабил позиции православной церкви, которая перестала быть единой и еще больше подпадала под влияние государства.
5. Что связывает культуру Древнерусского государства и Московской Руси XIV—XVII вв.? В чем проявилась преемственность и в чем своеобразие культуры Московского государства?
После татаро-монгольского нашествия на земли Древнерусского государства многие достижения и памятники искусства были уничтожены. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.
Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России.
Современные теории образования русской государственности
Содержание:
Введение
Актуальными остаются вопросы зарождения государственности у восточных славян в IX-XIII веках. Именно события этого времени заложили основу для дальнейшего пути, по которому развивалось Русское государство. В данной работе представлены мнения наиболее видных последователей и противников каждой из теорий. Однако однозначной информации по данному вопросу пока не получено, поэтому описание многих исторических периодов основано на предположениях о возможном ходе событий.
Цель данной работы: описать особенности возникновения Древнерусского государства. Изучая историю России в период появления первых признаков государственности, необходимо более глубоко изучить происхождение славянских племен, их быт, занятия, основные этапы образования Древнерусского государства
Я выбрала эту тему потому, что сейчас, в современном мире, мы очень часто сталкиваемся с вопросами о государственности. Изменения, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков большего внимания к проблемам восточных славян. Да и вообще, не зная, как возникло наше государство, нельзя рассуждать о том, как оно будет развиваться дальше.
Государственность восточных славян периода становления феодализма была очень примитивной, но она заложила основу для появления впоследствии Древнерусского государства.
Восточные славяне. Занятия восточных славян
Образование Древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не единовременным событием, а длительным процессом. Развитие славянского общества растянулось на многие века.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которая населяет Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Предков славян, населявших бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем сейчас. Только с начала нашей эры предки славян занимали территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. На юге их границей была широкая полоса лесостепи, проходящая на восток в направлении современного Харькова.
Следует отметить неравномерность развития экономики отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям, наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это название было связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшего имя племени, на территории которого жили поляне.
Основными занятиями восточных славян были земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, виноградарство (сбор меда). Сельскохозяйственные культуры включали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху и коноплю. Широко было распространено подсечно-огневое земледелие. На землях, освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания, в течение 2-3 лет выращивали сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почвы, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах при сжигании полевых трав применялась сменная обработка почвы. С VIII века в южных районах распространялось пашенное земледелие. Оно было основано на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянного лемеха, сохранившегося до начала XX века. Для уборки урожая использовался серп. К IX веку пашенное земледелие стало доминирующей отраслью экономики.
Развитие ремесел, возникновение городов, развитие торговли
Исходя из всего этого, очевидно, что в Древнерусском государстве уже складывались сословия, то есть большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, считающими, что сословный строй был присущ только западному феодализму.
Вторым торговым путем, также проходившим через территорию славян, был Волжский торговый путь, который связывал Русь со странами Востока. Он был одним из древнейших в Восточной Европе.
Религия восточных славян
В древности у славян был широко распространен культ Рода и Рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род включал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземные жилища предков. У каждого племени был свой бог-покровитель, а часто даже собственный пантеон.
Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество местных духов.
У славян никогда не было мифологии, объясняющей происхождение мира и человека, рассказывающей о богах и героях и т.д. К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
Возникновение государственности у восточных славян
Сведения о социальной и политической структуре восточных славян до IX века крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают наличие у восточных славян сильных вождеств, напоминающих монархические уже в IV-VI веках. Неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения играли важную роль в формировании государства. Форму общественных отношений славян в VII-VIII веках можно определить как военную демократию. Ее особенностями были: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших социальных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Формирование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено ими с распадом родоплеменных, кровосмесительных отношений. На смену им пришли территориальные, политические и военные связи. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, образовалось 14 племенных союзов, которые возникли как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно господствующей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные образования «союзы союзов». Центром одного из них был Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые можно считать протогосударственными союзами: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород) и Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 9 веке большая часть славянских племен объединилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром союза был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 году два крупнейших политических центра древних славян, Киев и Новгород, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX века до начала XI века это государство включало в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев и вятичей. В центре нового государственного образования находилось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военно-боевую организацию, совершая походы с целью захвата военных трофеев, собирая дань, занимаясь торговлей и ростовщичеством, знать восточных славян превращалась в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию раннефеодального государства на Руси в конце девятого века.
Момент возникновения Древнерусского государства не может быть определен с достаточной точностью, разные историки по-разному датируют это событие, однако большинство авторов сходятся во мнении, что возникновение Древнерусского государства следует отнести к IX веку.
Заключение
Рассмотрев предпосылки возникновения государственности у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения Древнерусского государства, а также особенности формирования государства восточных славян, можно сделать следующие выводы:
Государство также влияло на формирование социальной структуры. Так, осуществление властных функций в поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Россия стала своеобразным мостом, через который осуществлялся культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение России во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.
Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.