чтение апостола на завтра на литургии текст с прокимнами слушать

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Данная бро­шюра пред­на­зна­чена для тех хри­стиан, кото­рые хотят само­сто­я­тельно разо­браться с поряд­ком чтения книги Апо­стол за бого­слу­же­нием в церкви, а также для всех жела­ю­щих рас­ши­рить свой кру­го­зор.

Во время службы в церкви чита­ются бого­слу­жеб­ные книги «АПО­СТОЛ» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — вели­кий момент бого­слу­же­ния. Сна­чала веща­ется слово апо­сто­лов. Нужно собрать все духов­ные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засо­рила и не заглу­шила его сорная трава.

Поря­док чтения «АПО­СТОЛА» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЯ» — сле­ду­ю­щий:

Во время пения «Три­свя­таго», или стихов поемых вместо него, чтец бла­го­слов­ля­ется у иерея1, и исхо­дит с книгою «АПО­СТОЛ» на сре­дину церкви, в среду народа, как бы к наро­дам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир всем»2.

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех моля­щихся, отве­чает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кла­ня­ются в пояс без крест­ного зна­ме­ния) — ответ­ное поже­ла­ние свя­щен­но­слу­жи­телю, пре­по­да­ю­щему бла­го­дат­ный мир, того же мира от Гос­пода.

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем3».

Чтец: «Про­ки­мен4, псалом Дави­дов5…», и ска­зы­вает про­ки­мен и стих его. И паки повто­ряет самый про­ки­мен.

Лик6 между тем трижды отпе­вает про­ки­мен тот. Но кроме вели­ких празд­ни­ков, в сед­мич­ные и в вос­крес­ные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два про­кимна, но три про­кимна не бывают нико­гда, хотя бы и три зачала было.

Два же про­кимна поются так: первый про­ки­мен берётся от пер­вого зачала апо­стола. Прежде чита­ется про­ки­мен дню, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Напри­мер, в вос­крес­ный день прежде чита­ется вос­крес­ный, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Если святой в свят­цах в этот день не указан, тогда свя­тому не читаем, чтем Бого­ро­дице, аще насто­я­тель изво­лит. Паче же если храм Бого­ро­дицы, тогда чтем неот­ложно, если свя­таго нет. По про­чте­нии про­кимна чтецом, лик поёт его. По про­чте­нии стиха про­кимна чтецом, лик поёт первый про­ки­мен. По про­чте­нии вто­рого про­кимна чтецом, лик поёт второй про­ки­мен. Стих же вто­рого про­кимна, а если будет три зачала, то и третий про­ки­мен с его стихом, остав­ля­ются. Но из трёх остав­ля­ется про­ки­мен от того апо­стола, кото­рый чита­ется в сере­дине, под главу пер­вого (как чита­ется второе зачало под главу пер­ваго опи­сано ниже).

По про­ким­нах иерей воз­гла­шает: «Пре­муд­рость».

Чтец ска­зы­вает над­пи­са­ние посла­ния апо­стола, напри­мер: «К Корин­фя­ном посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение» или «Деяний святых апо­стол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем7».

Чтец же чтёт посла­ние апо­стола, те зачала, кото­рые пред­пи­саны в этот день. Если два зачала, то окан­чи­вая первый, чтец воз­вы­шает голос с неболь­шим нако­нец пони­же­нием. Первый и второй зачал начи­нает со слов над­пи­са­ния наверху или внизу стра­ницы, напри­мер: «Братие, святии вси иже верою…» и про­дол­жает читать текст зачала после звёз­дочки. Закан­чи­ва­ется чтение вто­рого зачала воз­вы­ше­нием голоса без пони­же­ния.

Перед нача­лом чтения пер­вого зачала, чтец и весь народ в церкви ограж­дает себя крест­ным зна­ме­нием. Перед нача­лом чтения вто­рого зачала ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием устав не пове­ле­вает.

Когда же будет три зачала, тогда пер­вому не дела­ется в голосе окон­ча­ния, и второй начи­на­ется не с началь­ного слова над­пи­са­ния «Братие…», но прямо с точки под главу пер­вого, то есть чита­ется как единое целое с первым зача­лом.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола, иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кла­ня­ется в пояс).

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем».

Чтец: «Псалом Дави­дов, алли­луйя».

Тогда иерей от цар­ских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю цер­ковь8. Лик же по стихам чтеца поёт алли­луйя пяти­кратно. Первый раз по воз­гласу чтеца «Псалом Дави­дов, алли­луйя», второй и третий раз по про­чте­нию чтецом стихов алли­луй­ных пер­вого апо­стола, чет­вёр­тый по про­чте­нию алли­луй­ного стиха вто­рого апо­стола, пятый по воз­гла­ше­нии чтецом «Алли­луйя».

Но когда бывает два стиха по алли­луйя вто­рого апо­стола, то и второй стих его ска­зы­ва­ется (два стиха соеди­ня­ются и про­из­но­сятся без при­оста­новки в голосе). Если бывают алли­луйя не на Литур­гии, а на часах (напри­мер, когда совер­ша­ется служба без свя­щен­ника или со свя­щен­ни­ком, но когда нет воз­мож­но­сти слу­жить Литур­гию), тогда вместе с послед­нею алли­луйя ска­зы­ва­ются при­част­ные стихи обоих апо­сто­лов (напи­саны там же, после послед­него стиха и обо­зна­чены словом «При­ча­стен»).

Если бывает один апо­стол на Литур­гии и стихов для пяти­крат­ного про­чте­ния не хва­тает, то к чет­вёр­той алли­луйя чтец повто­ряет тот стих, кото­рый гово­рил по про­кимне или по первой алли­луйя, а в пятый раз воз­гла­шает едину алли­луйя.

После этого чтец подаёт книгу Апо­стол на клирос, и положа три поклона, про­ща­ется, покло­ня­ясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и нако­нец на всю цер­ковь.

Поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия

В конце книги «Апо­стол» име­ются ука­за­тели чтений: «СКА­ЗА­НИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТ­ВЕ­РО­ДЕ­СЯТ­НИЦЫ», «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», «ПРО­КИМНИ И АПО­СТОЛИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗ­ЛИЧ­НИИ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ВОС­КРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ДНЕВ­НИИ».

В этом раз­деле име­ется:

Весь текст книг АПО­СТОЛ и ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ для удоб­ней­шего чтения в церкви раз­де­лён на зачала. Зачало — это про­ну­ме­ро­ван­ные фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для поль­зо­ва­ния при совер­ше­нии бого­слу­же­ний. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но рас­по­ло­жены они в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Исполь­зуя бого­слу­жеб­ный круг чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние всего года, вы про­чтете весь Апо­стол и все Еван­ге­лия. Книга Апо­стол содер­жит:

а) Деяния святых апо­сто­лов;

б) семь Собор­ных посла­ний;

в) четыр­на­дцать Посла­ний св. апо­стола Павла.

Итак, рядо­вых зачал в Дея­ниях без двух ока­зы­ва­ется фак­ти­че­ски не 51, а 49, и поэтому сле­ду­ю­щие рядо­вые зачала в Посла­нии св. Иакова обо­зна­чены циф­рами 50 и 51.

Неко­то­рые мно­го­опыт­ные устав­щики по — иному объ­яс­няют факт нали­чия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. При­ве­дём такое объ­яс­не­ние. «Для начала сле­дует уяс­нить, что стро­гого деле­ния на главы/зачала в древ­них руко­пи­сях нет. Посла­ние Иако­вле в одних книгах начи­на­ется 50‑м зача­лом, а в других 51‑м. Напри­мер в Чудов­ской руко­писи Нового Завета писан­ной, по пре­да­нию, Алек­сием, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, чудо­твор­цем (ум. в 1378 г.) в Посла­нии Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!

Второй нема­ло­важ­ный момент выяс­не­ния от чего такая несты­ковка в нуме­ра­ции — это уяс­нить себе, какие были книги в упо­треб­ле­нии Цер­ко­вью. Пер­во­на­чально были пере­ве­дены с гре­че­ского Еван­ге­лие-апра­кос9 и Апо­стол-апра­кос10. В апра­косе текст рас­по­ло­жен так, как он чита­ется на цер­ков­ных служ­бах, начи­ная от Пасхи. Напри­мер в извест­ном Остро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1057г.) еже­днев­ные чтения даны на период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. А на весь остав­шийся год только чтения суб­бот­ние и вос­крес­ные. В Апо­сто­лах-апра­ко­сах после Деяний св. Апо­сто­лов всегда шли Посла­ния св. апо­стола Павла. А Собор­ные Посла­ния нахо­ди­лись в конце книги, также и сейчас они поло­жены в конце годо­вых чтений после Посла­ния к евреям. Напри­мер, такое рас­по­ло­же­ние книг в Новом Завете (Деяния, Посла­ния апо­стола Павла, Собор­ные Посла­ния) при­нято на Западе у като­ли­ков и про­те­стан­тов. На Востоке же при состав­ле­нии четьего Апо­стола — Собор­ные Посла­ния стали раз­ме­щать после Деяний Апо­столь­ских. Вот тут, как я пола­гаю, и про­изо­шла несты­ковка в номе­рах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Посла­ние Иако­вле начи­на­ется с 50-го зачала. Деле­ние на такое число, видимо не слу­чайно, как сим­во­лика Пяти­де­сят­ницы и соше­ствия Свя­таго Духа. Напри­мер, диакон Аммо­ний в 4 веке Деяния раз­де­лил на 40 глав. Тоже сим­во­ли­че­ское число!».

В Апо­столе встре­ча­ются зачала, обо­зна­чен­ные словом «от полу», т.е. от поло­вины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два над­пи­са­ния. Напри­мер, зачал 280‑й (к Тимо­фею посла­ние свя­таго апо­стола Павла) имеет такое деле­ние. Первая поло­вина чита­ется 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.

Текст в бого­слу­жеб­ных книгах печа­та­ется черным шриф­том, а все ука­за­ния и объ­яс­не­ния крас­ным шриф­том (кино­ва­рью). При каждом зачале стоит звез­дочка, а внизу ука­зано, когда это зачало чита­ется и какими сло­вами надо начи­нать чтение этого зачала. Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла.

Зна­ко­миться с тек­стом, кото­рый будет читаться на службе, необ­хо­димо зара­нее. Сле­дует пом­нить, что текст чита­е­мый чтецом, пони­ма­ю­щим смысл слов, могут понять и слу­ша­ю­щие люди. Если же чтец сам не пони­мает смысла чита­е­мого, то и люди слу­ша­ю­щие не имеют шансов понять его, разве что кто-то зара­нее будет знаком с чита­е­мым зача­лом. Поэтому чтецу необ­хо­димо нака­нуне службы, озна­ко­миться с про­ким­нами и их сти­хами, с зача­лами и алли­луй­ными сти­хами на пред­сто­я­щий день.

А поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия сле­ду­ю­щий:

В ВОС­КРЕ­СЕ­НЬЕ: Всегда прежде чита­ется недель­ное, потом если есть, то свя­тому, а если два святых, то и обоим, мень­шего под главу недель­ного. А если нет свя­тому, то к недель­ному при­ла­га­ется второе Бого­ро­дице, но во время Триоди11, исклю­чая недели мытаря, блуд­наго, второй недели Вели­кого Поста, Бого­ро­дице не при­ла­га­ется, разве только когда будет ей наро­чи­тое празд­нен­ство, тогда в Три­од­ный период 10 Бого­ро­дице не отла­га­ется.

В СЕД­МИЧ­НЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом свя­тому, а если два святых, то обоим, мень­шему под главу днев­ного.

В СУБ­БОТУ: Во время Триоди поря­док тот же, как и в сед­мич­ные дни, но кроме Триоди, днев­ной уже не пред­ше­ствует свя­тому, но после­дует оному, про­из­во­ля­ю­щие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются только, когда нет свя­тому. Таким же обра­зом заупо­кой­ные зачала Апо­стола и Еван­ге­лия читают не только в суб­боту, но и равно во все сед­мич­ные дни.

Иногда бывает недо­ста­ток зачал Апо­стола и Еван­ге­лий до недели мытаря и фари­сея. В этом случае необ­хо­димо отсту­пить вспять и снова начать читать уже про­чи­тан­ные зачала, по коли­че­ству недо­ста­ю­щих седмиц, сколько их не хва­тает до недели мытаря и фари­сея. Такое дей­ствие назы­ва­ется отступ­кой.

ПЕНИЕ АНТИ­ФО­НОВ12. В вели­кие празд­ники бывает пение особых празд­нич­ных анти­фо­нов13 в виде стихов из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства или пре­ду­ка­за­ния на данный празд­ник. В книге Апо­стол есть ука­за­ние на пение таких анти­фо­нов в сле­ду­ю­щие празд­ники:

При этом к пер­вому анти­фону бывает припев:

«Молит­вами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рож­де­ися от Девы…» или: «Пре­об­ра­зи­вы­ися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Алли­луиа, (трижды)». Тре­тьим анти­фо­ном явля­ются стихи из псал­мов, чере­ду­ю­щи­еся с пением тро­паря празд­ника.

При­ве­дём кон­крет­ный пример дей­ствий чтеца при пении особых празд­нич­ных анти­фо­нов на празд­ник Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст анти­фо­нов этого празд­ника при­ве­дён в книге Апо­стол в раз­деле «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения екте­нии, чтец берёт книгу Апо­стол и ста­но­вится перед иконой Спа­си­теля (справа от Цар­ских Врат). Бла­го­слов­ляться перед этим не нужно. По окон­ча­нии чтения екте­нии, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к веду­щему кли­росу, (назо­вём его — первый лик) кла­ня­ется в пояс и читает текст: «Во исходе Изра­и­леве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея свя­тыни Его, Изра­иль область Его. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется вто­рому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля, второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает третий стих также как преды­ду­щие стихи. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает чет­вёр­тый стих тем же поряд­ком. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих.

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи вто­рого анти­фона, тем же поряд­ком, что и первый анти­фон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» и оста­нав­ли­ва­ется. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и тор­же­ствен­ный гимн «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие…».

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи тре­тьего анти­фона, тем же поряд­ком.

Чтец: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ яко в век милость Его. Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди».

Лик же отпе­вает тро­парь пол­но­стью: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя, и Дух в виде голу­бине извест­во­ваше сло­весе утвер­же­ние. Явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей, слава Тебе».

По про­чте­нии всех стихов тре­тьего анти­фона до слов «Вход», все кли­ро­шане (первый и второй лик) выхо­дят на центр храма и там поют послед­ний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спа­си­теля, а по воз­вра­ще­нии кли­ро­шан на свои места кладёт книгу Апо­стол.

При воз­гла­ше­нии стихов анти­фона, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на встре­ча­ю­щи­еся иногда вместо стихов над­писи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повто­ряет ранее про­чи­тан­ный стих.

Выше­ука­зан­ный поря­док чтения анти­фо­нов при­ме­ня­ется в том случае, если чтец не обла­чён в свя­щен­ные одежды. При чтении анти­фо­нов лицами в свя­щен­ном обла­че­нии, напри­мер све­ще­нос­цами, обла­чён­ными в сти­харь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спа­си­теля, а пере­хо­дит через крас­ную дорожку (на кото­рую могут насту­пать только свя­щен­ные лица) от одного кли­роса к дру­гому. Во всем осталь­ном поря­док дей­ствий сохра­ня­ется тем же.

При­ме­ча­ния:

1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет про­пето в третий раз.

2 Так Гос­подь после Своего слав­ного Вос­кре­се­ния при­вет­ство­вал Своих уче­ни­ков. С этим Боже­ствен­ным при­вет­ствием Он послал их на все­мир­ную про­по­ведь Еван­ге­лия. Этим воз­гла­сом пред­ла­га­ется людям внять сле­ду­ю­щему: мир всем — озна­чает соеди­не­ние, ибо Хри­стос разо­рил вражду между Богом и чело­ве­ком, чтобы мир Божий пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, соблю­дал сердца наши и разу­ме­ния о Христе Иисусе.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

3 Воз­глас «Пре­муд­рость, вонмем» — обра­щает вни­ма­ние людей на зна­че­ние про­кимна от псалма Дави­дова.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

4 Про­ки­мен это крат­кий стих из псал­мов, кото­рый пред­ше­ствует чтению Свя­щен­ного Писа­ния (про­ро­че­ского, апо­столь­ского и еван­гель­ского) или пению других стихов, и выра­жает или силу и содер­жа­ние сле­ду­ю­щего за ним чтения, или зна­че­ние насто­я­щего дня. Стих избран­ный в про­ки­мен из псал­мов Давида, один нико­гда не бывает, но за ним всегда сле­дуют другие стихи, кото­рые объ­яс­няют и под­твер­ждают содер­жа­ние и силу заклю­ча­ю­щу­юся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повто­ря­ется.

5 Слова «Про­ки­мен, псалом Дави­дов …» не про­из­но­сятся если первым чита­ется зачал Бого­ро­дице или святым отцам. Тогда чтец сразу воз­гла­шает: «Песнь Бого­ро­дице…» или «Песнь отцем…».

7 Воз­гласы «Пре­муд­рость» и «Вонмем», к началу чтения, упо­треб­ля­ются только в смысле вни­ма­тель­ного слу­ша­ния чита­е­мого.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

8 Это каж­де­ние уста­нов­лено в знак бла­го­го­ве­ния перед насту­па­ю­щим чте­нием Еван­ге­лия и ука­зы­вает на то, что через про­по­ведь еван­гель­скую бла­го­дать Свя­таго Духа, раз­лив­шись во все концы мира, обла­го­ухала сердца людей и обра­тила их к Жизни Вечной.

9 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

10 Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

11 ТРИОДЬ ПОСТ­НАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТ­НАЯ — службы пред­пас­халь­ного и после­пас­халь­ного пери­ода. Пост­ная Триодь содер­жит молит­во­сло­вия на дни Вели­кого Поста и на недели, при­го­то­ви­тель­ные к нему, начи­ная с Недели о мытаре и фари­сее и до Вели­кой Суб­боты вклю­чи­тельно. Цвет­ная Триодь заклю­чает в себе пес­но­пе­ния от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девя­тая неделя по Пасхе или первая по Пять­де­сят­нице).

12 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

13 Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

Источник

Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым

Служба Пресвятой Богородице

Про­ки­мен, глас 3. Песнь Бого­ро­ди­цы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м ( Лк.1:46–47 ).

Пере­вод: Вели­ча­ет душа Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Боге, Спа­си­те­ле Моём.

Стих: Я́ко при­з­ре́ на смире́ние рабы́ Сво­ея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.

Пере­вод: Что при­з­рел Он на сми­ре­ние рабы Сво­ей; ибо вот, отныне будут назы­вать Меня бла­жен­ной все роды ( Лк.1:48 ).

Дру­гой про­ки­мен, глас 6: Помя­ну́ и́мя Твое́ / во вся́ком ро́де и ро́де.

Пере­вод: Памят­ным сде­лаю имя Твоё / во вся­ком роде и роде ( Пс.44:18 ).

Стих: Слы́ши, Дщи, и виждь, и при­к­ло­ни́ у́хо Твое́.

Пере­вод: Услышь, Дочь, и посмот­ри, и скло­ни ухо Твоё ( Пс.44:11 ).

Апо­стол к филип­пи­си­ем, зача­ло 240. Дру­гий ко евре­ем, зача­ло 320.

Алли­лу­иа, глас 8: Слы́ши дщи и виждь, и при­к­ло­ни́ у́хо Твое́.

Пере­вод: Услышь, Дочь, и посмот­ри, и скло­ни ухо Твоё ( Пс.44:11 ).

Стих: Лицу́ Тво­е­му́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.

Пере­вод: Лицо Твоё будут умо­лять бога­тые из наро­да ( Пс.44:13 ).

Служба святым Небесным Безплотным Силам

Про­ки­мен, глас 4: Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи, / и слу­ги́ Своя́ пла́мень о́гненный.

Пере­вод: Ты тво­ришь Анге­лов Сво­их духа­ми, / и слу­жи­те­лей Сво­их – пла­ме­нем огня ( Пс.103:4 ).

Стих: Бла­го­сло­ви́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Пере­вод: Бла­го­слов­ляй, душа моя, Гос­по­да! Гос­по­ди Боже мой, воз­ве­ли­чен Ты весь­ма ( Пс.103:1 ).

Алли­лу­иа, глас 5: Хвали́те Го́спода вси А́нгели Его́, хвали́те Его́ вся Си́лы Его́.

Пере­вод: Хва­ли­те Его, все Анге­лы Его, хва­ли­те Его, все воин­ства Его ( Пс.148:2 ).

Стих: Я́ко Той рече́, и бы́ша: Той пове­ле́, и созда́шася.

Пере­вод: Ибо Он ска­зал – и воз­ник­ли они, Он пове­лел – и были созда­ны ( Пс.148:5 ).

Служба святым пророкам

Про­ки­мен, глас 4: Ты иере́й во век / по чи́ну Мелхиседе́кову.

Пере­вод: Ты – свя­щен­ник вовек, / по чину Мел­хи­се­де­ка ( Пс.109:4 ).

Стих: Рече́ Госпо́дь Го́сподеви мое­му́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже поло­жу́ вра­ги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х.

Пере­вод: Ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мое­му: “Сиди спра­ва от Меня, доко­ле не поло­жу вра­гов Тво­их под­но­жи­ем ног Тво­их” ( Пс.109:1 ).

Апо­стол к корин­фя­ном, зача­ло 156. Дру­гий ко евре­ем, зача­ло 314.

Тре­тий от собор­на­го посла­ния Иаков­ля, зача­ло 57.

Алли­лу­иа, глас 5: Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́, и Саму́ил в призыва́ющих и́мя Его́.

Пере­вод: Мои­сей и Аарон сре­ди свя­щен­ни­ков Его, и Саму­ил – сре­ди при­зы­ва­ю­щих имя Его ( Пс.98:6 ).

Стих: Свет воз­сия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие.

Пере­вод: Свет вос­си­ял пра­вед­ни­ку и пра­вым серд­цем – весе­лие ( Пс.96:11 ).

Служба святым Апостолам

Про­ки­мен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в кон­цы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Пере­вод: Во всю зем­лю вышел голос их, / и в кон­цы все­лен­ной речи их ( Пс.18:5 ).

Стих: Небе­са́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.

Пере­вод: Небе­са про­по­ве­ду­ют сла­ву Божию, о тво­ре­нии же рук Его воз­ве­ща­ет твердь ( Пс.18:2 ).

Апо­стол к корин­фя­ном, зача­ло 131.

Алли­лу­иа, глас 1: Испове́дят небе­са́ чуде­са́ Твоя́ Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в це́ркви святы́х.

Пере­вод: Небе­са воз­ве­стят чуде­са Твои, Гос­по­ди, и исти­ну Твою – в собра­нии свя­тых ( Пс.88:6 ).

Стих: Бог прославля́емь в сове́те святы́х.

Пере­вод: Бог про­слав­ля­ем в сон­ме свя­тых ( Пс.88:8 ).

Служба святителю единому

Про­ки­мен, глас 1: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, / и поуче́ние се́рдца мое­го́ ра́зум.

Пере­вод: Уста мои изре­кут пре­муд­рость, / и раз­мыш­ле­ние серд­ца мое­го – разум ( Пс.48:4 ).

Стих: Услы́шите сия́ вси язы́цы, внуши́те вси живу́щии по вселе́нней.

Пере­вод: Услышь­те это, все наро­ды, внем­ли­те все, живу­щие во все­лен­ной ( Пс.48:2 ).

Алли­лу­иа, глас 2: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд.

Стих: Зако́н Бо́га его́ в се́рдце его́, и не за́пнутся сто­пы́ его́.

Пере­вод: Закон Бога его в серд­це его, и не пре­ткнут­ся сто­пы его ( Пс.36:31 ).

Служба святителям

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба преподобным и Христа ради юродивым

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Алли­лу­иа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Пере­вод: Бла­жен муж, боя­щий­ся Гос­по­да, запо­ве­ди Его он воз­лю­бит креп­ко ( Пс.111:1 ).

Стих: Си́льно на зем­ли́ бу́дет се́мя его́.

Пере­вод: Силь­ным на зем­ле будет семя его ( Пс.111:2 ).

Служба мученику

Про­ки­мен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.

Пере­вод: Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де, / и упо­ва­ет на Него ( Пс.63:11 ).

Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, вне­гда́ моли́ти ми ся к Тебе́.

Пере­вод: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе ( Пс.63:2 ).

Алли­лу­иа, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.

Пере­вод: Пра­вед­ник как паль­ма рас­цве­тёт, как кедр, что на Ливане, при­умно­жит­ся ( Пс.91:13 ).

Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.

Пере­вод: Насаж­дён­ные в доме Гос­под­нем во дво­рах Бога наше­го рас­цве­тут ( Пс.91:14 ).

Служба мученикам и бессребреникам

Про­ки­мен, глас 4: Святы́м, и́же суть на зем­ли́ Его́, / уди­ви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

Пере­вод: Свя­тым, кото­рые на зем­ле Его, / див­но явил Гос­подь все жела­ния Свои сре­ди них ( Пс.15:3 ).

Стих: Предзре́х Го́спода пре́до мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю мене́ есть, да не подви́жуся.

Пере­вод: Видел я Гос­по­да пред собою все­гда, ибо Он – спра­ва от меня, что­бы я не поко­ле­бал­ся ( Пс.15:8 ).

Апо­стол муче­ни­ков: к рим­ля­ном, зача­ло 99, или ко евре­ем, зача­ло 330.

Апо­стол бес­среб­ре­ни­ков: к корин­фя­ном, зача­ло 153.

Алли­лу­иа (муче­ни­ков), глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.

Пере­вод: Воз­зва­ли пра­вед­ные – и Гос­подь услы­шал их, и от всех скор­бей их изба­вил их ( Пс.33:18 ).

Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.

Пере­вод: Мно­го скор­бей у пра­вед­ных – и от всех их изба­вит их Гос­подь ( Пс.33:20 ).

Алли­лу­иа (бес­среб­ре­ни­ков), глас 2: Се что доб­ро́, или́ что крас­но́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе?

Пере­вод: Вот, что так пре­крас­но или что так при­ят­но – как толь­ко жить бра­тьям вме­сте ( Пс.132:1 )

Служба священномученику

Про­ки­мен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.

Пере­вод: Вос­хва­лят­ся свя­тые во сла­ве / и воз­ра­ду­ют­ся на ложах сво­их ( Пс.149:5 ).

Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.

Пере­вод: Вос­пой­те Гос­по­ду песнь новую, хва­ла Ему в собра­нии свя­тых ( Пс.149:1 ).

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба священномученикам

Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воз­да­де́ ми?

Пере­вод: Что воз­дам я Гос­по­ду за всё, что Он воз­дал мне? ( Пс.115:3 )

Апо­стол ко евре­ем, зача­ло 318, или к филип­пи­си­ем, зача­ло 246.

Алли­лу­иа, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.

Пере­вод: Свя­щен­ни­ки Твои обле­кут­ся в прав­ду, и свя­тые Твои радо­стью воз­ра­ду­ют­ся ( Пс.131:9 ).

Служба преподобномученикам и исповедникам

Про­ки­мен, глас 7: Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве, / и возра́дуются на ло́жах свои́х.

Пере­вод: Вос­хва­лят­ся свя­тые во сла­ве / и воз­ра­ду­ют­ся на ложах сво­их ( Пс.149:5 ).

Стих: Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.

Пере­вод: Вос­пой­те Гос­по­ду песнь новую, хва­ла Ему в собра­нии свя­тых ( Пс.149:1 ).

Апо­стол пре­по­доб­но­му­че­ни­ка еди­на­го: к Тимо­фею, зача­ло 291.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ком: апо­стол к рим­ля­ном, зача­ло 99.

Апо­стол испо­вед­ни­ков: ко ефе­се­ем, зача­ло 233.

Алли­лу­иа, глас 6: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Пере­вод: Бла­жен муж, боя­щий­ся Гос­по­да, запо­ве­ди Его он воз­лю­бит креп­ко ( Пс.111:1 ).

Стих: Си́льно на зем­ли́ бу́дет се́мя его́.

Пере­вод: Силь­ным на зем­ле будет семя его ( Пс.111:2 ).

Служба святым мученицам и преподобным женам

Про­ки­мен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев.

Пере­вод: Дивен Бог во свя­тых Сво­их; / Бог Изра­и­лев ( Пс.67:36 ).

Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.

Пере­вод: В собра­ни­ях бла­го­слов­ляй­те Бога, Гос­по­да, от источ­ни­ков Изра­и­ля ( Пс.67:27 ).

Апо­стол муче­ниц: к корин­фя­ном, зача­ло 181. Дру­гий к гала­том, зача­ло 208.

Апо­стол пре­по­доб­ных жен: к гала­том, зача­ло 208.

Алли­лу­иа, глас 1: Тер­пя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми и услы́ша моли́тву мою́.

Пере­вод: С тер­пе­ни­ем упо­вал я на Гос­по­да, и Он внял мне, и услы­шал молит­ву мою ( Пс.39:2 ).

Служба за усопших

Про­ки­мен, глас 6: Ду́ши их / во благи́х водворя́тся.

Пере­вод: Души их / сре­ди благ водво­рят­ся ( Пс.24:13 ).

Стих: К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век.

Пере­вод: К Тебе, Гос­по­ди, воз­вы­сил я душу мою, Боже мой, на Тебя упо­ваю, – да не посты­жусь вовек ( Пс.24:1–2 ).

Стих: И па́мять их в род и род.

Пере­вод: И память их в род и род ( Пс.44:18 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *