Что автор называет моралью благоприятных обстоятельств подчеркните соответствующие положения текста
Практикум по теме «Человек и общество: религия и мораль» 10-11 класс обществознание
Практическая работа по теме «Человек и общество: религия и мораль»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме
Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) монотеизм 3) технология 5) конфессия
2) эксперимент 4) культ 6) сверхъестественное
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _______ (А). К основным _______ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, _____ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с _____ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, _____ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести.
Она присуща не только отдельным личностям, но и ______ (Е) которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) моральные категории 4) активность 7) польза
2) производство 5) совесть 8) общественное мнение
3) порицание 6) внутренний регулятор 9) право
4. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите в ответе это слово (словосочетание).
1) долг 2) совесть 3) нравственный выбор 4) моральное сознание 5) порядочность
5. Прочитайте фрагмент рассуждений известного общественного деятеля Альберта Швейцера (1875-1965) и выполните задания.
Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-настоящему даже и не уважаем друг друга. Все мы чувствуем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей большого ума. Эта мораль способна ради морали осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость …
Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые его действиями взгляды …
Общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные правила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая заслуга, и мы благодарны ему. Но это же общество всё время задерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не входит в его функции. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золотому курсу этики благоговения перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятий равна приблизительно ценности бумажных денег полуобанкротившегося государства.
Гибель культуры происходит в следствие того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности. В той мере, в какой мы будем это осуществлять, общество превратится из чисто естественного образования в этническое …
Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью. Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека».
1. Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»? (выпишите соответствующие фрагменты текста).
2. Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга.
3. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.
4. Объясните смысл термина «надличная ответственность».
5. Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по мнению автора, общество служит интересам этики? Должно ли общество выполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению автора, способен исполнить эту роль? (Выпишите из текста соответствующие положения из текста).
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Прочитайте кусок рассуждений известного публичного деятеля Альберта Швейцера (18751965) сделайте задания.
Прочитайте кусок рассуждений знаменитого публичного деятеля Альберта Швейцера (18751965) выполните задания. Духовную силу мы обретаем только тогда, когда люди замечают, что мы поступаем не автоматически, всякий раз согласно одним и тем же принципал, с в каждом отдельном случае боремся прежде всего за гуманность. Люди очень-мало вкладывают сил в эту борьбу. Все мы начиная от самого махонького труженика самого малюсенького предприятия и кончая политическим дельцом, ведающим долями войны и мира, часто действуем по готовым рецептам и, как следует, уже не как люди, а как исполнители, служащие общим интересам. Потому-то мы нередко не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-истинному даже и не почитаем друг друга. Все мы ощущаем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей огромного ума. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и всякую безжалостность. Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении правильно мудрого и целесообразного и сразу оказывать благотворное воздействие на существующие высоконравственные убеждения. Потому человек, поступающий но мотивам надличной ответственности, обязан ощущать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за творимые его деяниями взгляды. Сообщество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные верховодила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая награда, и мы признательны ему. Но это же сообщество всё время удерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не заходит в его функции. Этическим воспитателем является только этически думающий и дерущийся за этику человек. Понятия добра и злобна, бытующие в сообществе, сущность бумажные средства, ценность которых определяется не напечатанными на их цифрами, а их отношением к золотому курсу этики почтенья перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятии одинакова приблизительно ценности картонных разорившегося страны. Погибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет вероятно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут устремляться утвердить себя в сообществе как порядочные личности. В той мере, в какой мы будем это исполнять, сообщество перевоплотится из чисто природного образования в этическое. Одобрять мы обязаны только то, что согласуется с гуманностью. Мы до этого всего должны свято оборонять интересы жизни и счастья человека. 1) Что создатель нарекает моралью благосклонных событий? (Подчеркните подходящие положения текста.) 2) Представите, почему, по суждению творца, люди, действующие в рамках морали благосклонных обстоятельств, не почитают друг друга. 3) С опорой на текст и обществоведческие познания растолкуйте, что такое гуманность. I) Объясните смысл термина надличная ответственность. 5) Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по воззренью автора, общество служит интересам этики? Обязано ли сообщество исполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению творца, способен исполнить эту роль? (Подчеркните соответствующие положения текста).
Рабочая тетрадь Религии народов мира
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
государственного бюджетного образовательного учреждения
Среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»
по дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений»
раздел «Религии народов мира»
Запишите определения «мораль», «религия».
2.Найдите и подчеркните понятия, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Долг, 2) совесть, 3) нравственный выбор, 4) моральное сознание, 5) порядочность.
Прочитайте фрагмент рассуждений известного общественного деятеля Альберта Швейцера (1875-1965) и выполните задания.
Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы часто не уважаем по-настоящему друг друга. Все мы чувствуем во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безразличной. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость……
Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать ответственность не только за достигаемые цели и за создаваемые взгляды и действия……
Общество служит интересам этики, тогда оно санкционирует законом её элементарные правила передают из поколения в поколение этические идеи. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющий за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золоту курсу этики благоговения.
Гибель культуры происходит вследствие того, что сознание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика встанет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности.
Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью.
Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»? (Подчеркните соответствующие положения в тексте.)
Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают другдруга.
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.
Объясните смысл термина «надличная ответственность».
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вера в наличие сверхъестественных сил
Система ритуалов, обрядов, связанных с верой.
5. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции религии .
6. Назовите отличительные черты мировых религий.
Какие религии учёные относят к мировым?
7. Подготовьте развёрнуты ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее 3пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах.
8. Прочитайте высказывания и выполните задания.
« О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным усилиям, а по его повседневной жизни» (Б.Паскаль (1623-1662), французский ученый, литератор, философ).
Как вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой философам проблемы?
Какова ваша позиция по данной проблеме?
Аргументируйте своё мнение.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.
9. Назовите отличительные особенности семьи народов мира (христианская, мусульманская, буддистская семьи).
10. Сформулируйте отношения к родителям в семьях мировых религий.
Урок-практикум по теме «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, обществознание)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема «Духовная сфера жизни общества: мораль, нравственность, наука, образование»
Задание 1. Прочитайте высказывание и выполните задания:
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше … Это – сознание своей неотъемлимости от Родины и неотъемлимое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней» (А.Н. Толстой (1882-1945), русский писатель).
Как вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?
Какова ваша позиция по данной проблеме?
Аргументируйте своё мнение.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.
Задание 2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Каждый человек в процессе жизни формирует собственные убеждения, взгляды на мир и самого себя. Поэтому в перечне _____________ (А), гарантируемых Конституцией РФ, есть свобода убеждений (ст.19). Она тесно связана с другими свободами – свободой мысли и слова, ____________ (Б). Все перечисленные свободы дают человеку ____________ (В) выражать себя во всех сферах жизни общества.
Конституция РФ гарантирует гражданину право на образование, пользование _____________ (Г) и свободу творчества (ст.43,44). Реализуя эти права, человек удовлетворяет свои _______________ (Д).
Внутренний мир личности не случайно назван духовным. Духовность человека состоит не только в его образованности, интеллектуальности, но и в высоких ______________ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1)культурные ценности 4) духовные потребности 7) искусство
2)общественная жизнь 5) свобода совести 8) нравственные качества
3)гражданские свободы 6) возможность 9) политические свободы
Задание 3. Проанализируйте некоторые требования научной этики, ответив на поставленные вопросы.
Задание 4. В телевыступлении известного учёного прозвучали такие мысли: «Немаловажное значение в формировании доверия общества к науке имеет постоянная просветительская и научно-популярная деятельность самих учёных, но без поддержки государства она неэффективна. К сожалению, в 90-е гг. прошлого века из-за экономических и социальных неурядиц профессия учёного в России перестала быть престижной, что немедленно отразилось на общественном сознании. Не случайно на рубеже ХХ и XXI вв. в России всё большей популярностью стала пользоваться лженаука. По некоторым подсчётам, число хиромантов, гадалок, экстрасенсов и т.п. в этот период в России достигло ни много ни мало 300 тыс. человек».
— Объясните, как доверие общества к науке связано с просветительской деятельностью учёных.
— Почему просветительская деятельность учёных нуждается в государственной поддержке?
— Предположите, в каких направлениях может осуществляться эта поддержка.
— Объясните связь престижа науки, научных знаний и популярности лженауки.
Задание 5. В стране Z социологи задавали совершеннолетним гражданам (в том числе и пенсионного возраста) вопрос: «Почему в современном мире образование и самообразование продолжаются на протяжении всей жизни человека?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
— Сформулируйте результаты опроса.
— Как бы вы ответили на вопрос социологов? Почему?
Задание 6. Определите ступень образования в следующих примерах:
А) Воспитанник старшей группы детского сада Антон проявляет большой интерес к рисованию и лепке из глины.
Б) Волейбольная команда учащихся колледжа гостиничного дела в товарищеском матче победила команду медицинского колледжа.
В) Десятиклассница гимназии Ирина в свободное от учёбы время занимается в гимназическом театральном кружке и посещает танцевальную секцию.
Г) Студент университета Олег устроился в школу преподавателем математики.
Задание 7. Найдите и выпишите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1)Долг, 2)совесть, 3)нравственный выбор, 4)моральное сознание, 5)порядочность.
Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-настоящему даже и не уважаем друг друга. Все мы чувствуем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей большого ума. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость …
Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые его действиями взгляды …
Общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные правила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая заслуга, и мы благодарны ему. Но это же общество всё время задерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не входит в его функции. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золотому курсу этики благоговения перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятий равна приблизительно ценности бумажных денег полуобанкротившегося государства.
Гибель культуры происходит в следствии того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности. В той мере, в которой мы будем это осуществлять, общество превратится из чисто естественного образования в этическое …
Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью. Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека».
Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»?
Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга.
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.
Объясните смысл термина «надличная ответственность».
Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по мнению автора, общество служит интересам этики? Должно ли общество выполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению автора, способен исполнить эту роль?
Задание 9. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные взгляды, нравственные поступки.
Задание 10. Выберите верные суждения о духовной культуре.
Духовная культура – одна из сфер деятельности человека в обществе.
Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
Духовная культура – это окружающая человека искусственная среда.
Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.