Что означает благоприятная окружающая среда

Благоприятная окружающая среда

Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть фото Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть картинку Что означает благоприятная окружающая среда. Картинка про Что означает благоприятная окружающая среда. Фото Что означает благоприятная окружающая средаБлагоприятная окружающая среда – это среда обитания и производственной деятельности человека, включающая природную среду и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, водохранилища и т.п.), не оказывающие негативного воздействия на здоровье и условия жизнедеятельности человека. Термин «окружающая среда» подчеркивает взаимоотношение общества с окружающей его природной средой, которая включает: геосферу, техносферу и социосферу. Эти сферы отражают природную, техногенную и общественную части единой системы – Земля. Критерием Б.о.с. является здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, поддерживаемое защитно-приспособительными реакциями организма, направленными на сохранение постоянства внутренней среды и адаптацию к условиям существования. В основе существования и жизнеобеспечения общества лежит использование природных ресурсов (полезные ископаемые, ресурсы биосферы, почвы, вода, воздух и др.). Потребности общества обеспечиваются функционированием природных систем, потребности в природных ресурсах постоянно увеличиваются, а территориальные возможности сокращаются. Первобытный человек использовал до 100 км 2 /чел., при пастбищном типе хозяйства – 10-100 га/чел., при земледелии 1 га/чел, а при современном высокоинтенсивном — 0,2 га/чел. С развитием цивилизации и увеличением техногенной нагруженности территорий геосферы Земли подвергаются активному антропогенному влиянию и преобразованию. Одним из показателей нагрузки на окружающую среду является произведение численности населения на величину потребления природных ресурсов и систем жизнеобеспечения на душу населения. В России на 1 чел. приходится 11,6 га. Однако практически площадь, дающая первичную биологическую продукцию, значительно меньше, поэтому индекс фактического потребления в 1,7 раза выше величины экологически устойчивого потребления. Растущие размеры глобальной экономики начинают превосходить ресурсные, восстановительные и ассимиляционные возможности окружающей среды. Главные компоненты стратегии сохранения Б.о.с.:

На локальном уровне необходимо управление состоянием окружающей среды административным регулированием, системой экономических рычагов и использованием рыночных отношений. Для обеспечения Б.о.с. необходима разработка научно обоснованной системы воспроизводства природных ресурсов, решение проблемы дефицита пространства жизнеобитания, ликвидация загрязнения окружающей среды и антропогенной деградации систем жизнеобеспечения.

Источник: Концептуальные основы геоэкологии. Горшков С.П.Смоленск, 1998.

Источник

Благоприятная окружающая среда

Окружающая среда сложна почти во всех масштабах, от глобального до микроскопического. Вмешательство человека в природу достигло своего пика. Между тем, без чистой окружающей среды не может быть ни человека, ни общества, ни государства. Право на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека со сложной структурой.

Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть фото Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть картинку Что означает благоприятная окружающая среда. Картинка про Что означает благоприятная окружающая среда. Фото Что означает благоприятная окружающая среда

Понятие «благоприятная окружающая среда»

Под благоприятной окружающей средой подразумевается такая окружающая среды, состояние которой обеспечивает экологическую безопасность и защиту здоровья человека, сохранение биоразнообразия, предотвращение загрязнения, а также устойчивое функционирование экосистем, воспроизводство и рациональное использование материальных ресурсов.

В целом, это понимается как возможность человека и гражданина находиться в окружающей среде, влекущей за собой природные ресурсы, необходимые и достаточные для существования нынешнего и будущих поколений, и качество которых способно удовлетворить физические, духовные и эстетические потребности людей.

Соответственно, для достижения этой цели необходимо поддерживать баланс потребления природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эта цель достижима, если государство, пользователи природных ресурсов и отдельные лица будут в рамках социального партнерства и ответственности защищать окружающую среду.

Современная доктрина международного права указывает, что общий международный консенсус был достигнут только в отношении четырех видов экологических прав на:

Характеристики и развитие благоприятной окружающей среды

Как следствие, фактором первостепенной важности в определении благоприятной среды является конструктивное взаимодействие между группами. Вместо того, чтобы принимать экологические элементы как данность, организации и любые другие физические и юридические лица могут предпринять некоторые шаги, чтобы предотвратить некоторые экологические угрозы.

Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть фото Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть картинку Что означает благоприятная окружающая среда. Картинка про Что означает благоприятная окружающая среда. Фото Что означает благоприятная окружающая среда

Так, например, в сфере защиты и охраны условий благоприятствования физические лица могут:

Со стороны глобальных игроков основные действия по поддержанию соответствующей благоприятной окружающей среды заключаются в следующих действий:

Почти все глобальные и региональные органы по правам человека рассматривали связь между ухудшением состояния окружающей среды и гарантированными на международном уровне правами человека, включая право на здоровье. Это естественным образом вытекает из изначального естественного права человека – права на жизнь.

В каждом случае поданные жалобы основывались не на конкретном праве на безопасную и экологически чистую окружающую среду, а скорее на правах на жизнь, собственность, здоровье, информацию, семью и домашнюю жизнь. Однако в основе жалоб лежат случаи загрязнения, вырубки лесов, загрязнения воды и других видов экологического ущерба.

Еще одним преимуществом подхода, основанного на правах, является наличие международных процедур подачи петиций, которые позволяют пострадавшим оказывать международное давление, когда правительствам не хватает воли предотвратить или остановить серьезное загрязнение, угрожающее здоровью и благополучию людей.

Учитывая обширные положения договоров и прецедентное право, в которых используются существующие права человека, может возникнуть вопрос о том, будет ли признанное и четкое право на здоровье, безопасную и экологически безопасную окружающую среду дополнять существующие меры защиты и способствовать укреплению международных ценностей, представленных экологическим правом и правами человека.

Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть фото Что означает благоприятная окружающая среда. Смотреть картинку Что означает благоприятная окружающая среда. Картинка про Что означает благоприятная окружающая среда. Фото Что означает благоприятная окружающая среда

На национальном уровне более восьмидесяти конституций в настоящее время содержат положения, устанавливающие право на безопасную и здоровую окружающую среду и/или обязанность государства защищать окружающую среду и здоровье о его обитателях.

Основным аргументом в пользу такого права является то, что оно поднимает весь спектр экологических проблем на уровень фундаментальной ценности общества, на уровень, равный другим правам и превосходящий обычное законодательство.

В отсутствие гарантированных экологических прав охраняемым Конституцией правам собственности может быть предоставлен автоматический приоритет вместо того, чтобы уравновешиваться соображениями охраны здоровья и окружающей среды.

Аналогичным образом можно ссылаться на другие права для отмены мер по охране окружающей среды и здоровья, которые сами по себе не основаны на правах.

В целом, связи между правами человека, здоровьем и охраной окружающей среды сегодня прочно закреплены в международном праве, приняты государствами в соглашениях и реализуются на практике. Дальнейшее внимание к связям и потенциальным конфликтам между целями трех предметных областей принесет пользу всем заинтересованным сторонам.

Источник

Что означает благоприятная окружающая среда

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

Источник

Благоприятная окружающая среда

Смотреть что такое «Благоприятная окружающая среда» в других словарях:

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно антропогенных объектов;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране… … Официальная терминология

благоприятная окружающая среда — Окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно антропогенных объектов. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»]… … Справочник технического переводчика

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно антропогенных объектов … Юридическая энциклопедия

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно антропогенных объектов; при этом качество окружающей среды это состояние окружающей среды, которое характеризуется … Большой юридический словарь

Окружающая среда — Вид на водопад Хоуптон (Австралия) … Википедия

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА — состояние окружающей природной среды, которое не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов ( Проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР … Экологический словарь

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА — Состояние окружающей природной среды, которое не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книга 2. Нормативные ссылки. Определения — Терминология Книга 2. Нормативные ссылки. Определения: 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52104-2003: Ресурсосбережение. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52104 2003: Ресурсосбережение. Термины и определения оригинал документа: 5.1 анализ ресурсоемкости объекта: Анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресурсов на стадиях… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Понятие «благоприятная окружающая среда» в отечественном законодательстве употребляется редко. При этом оно, несомненно, относится в праве к наиболее значимым, фундаментальным понятиям, как и само понятие окружающей среды. Представляется, что предназначение этой категории права пока не очень осознано ни в науке экологического права, ни особенно в природоохранной практике правоприменения.

В профессиональной среде больше внимания уделяется исследованию и определению содержания понятия «охрана окружающей среды (природы)», чем характеристик объектов окружающей среды (природы), которые следует охранять. Хотя равное принципиальное значение для создания и функционирования механизма экологического права имеет как то, так и другое.

Не стало нормой обеспечение каждым субъектом экологического права в своей трудоемкой повседневной природоохранной деятельности соблюдения нормативно-правовых требований к сохранению благоприятной окружающей среды или восстановления ее такого состояния. И, вероятно, только на высоком профессиональном уровне время от времени задумываются о соблюдении, реализации, охране или защите права каждого на благоприятную окружающую среду. Чаще это происходит в научной сфере, а не в практической деятельности.

О понятии окружающей среды

Очевидно, что в интересах общества антропогенные объекты, как и природные объекты, нуждаются в охране. Но зачем их охранять вместе, в одном законе, нормами экологического права?

К сожалению, законодатель не назвал антропогенные объекты, которые он считает возможным или необходимым охранять нормами экологического права, в частности в ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ, определяющей перечень объектов охраны окружающей среды. Не предложены и средства охраны антропогенных объектов. Федеральным законом N 7-ФЗ определены только традиционные средства охраны природы, природных объектов.

Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. N 2. С. 19.

М.И. Васильева сожалеет по поводу продолжения регулирования в Федеральном законе N 7-ФЗ того же круга отношений, что и ранее. Такое сожаление едва ли оправдано.

Если в понятие «окружающая среда» включить объекты социальной среды, которые окружают человека, то экологическое право (право окружающей среды) станет безразмерным. Потребуется коренным образом перестроить структуру правовой системы. Можно предположить, что природная часть такой окружающей среды пострадает еще больше, чем это происходит в рамках экологического права.

Роль исследуемой категории в экологическом праве

Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории: Учеб. пособие. Тверь, 1999. С. 19.

В первую очередь существует потребность в выработке критериев благоприятной окружающей среды в целях создания соответствующего эколого-правового механизма. И если нарушаются требования законодательства, это отражается на состоянии окружающей среды. Тем самым нарушается право человека на благоприятную окружающую среду.

Только определив критерии благоприятной окружающей среды и достоверно зная из данных мониторинга состояния окружающей среды и кадастров природных ресурсов реальное состояние окружающей среды, каждого природного комплекса либо объекта или ресурса, можно обладать знанием, какие эколого-правовые средства в каждый конкретный момент применить, какую природоохранную деятельность осуществить, чтобы достичь конкретные цели экологического права, например по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды или его восстановлению. Очевидно, что на подвергшихся деградации загрязненных территориях (например, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) в качестве основной стоит задача не сохранения или поддержания благоприятного состояния окружающей среды, а его восстановления. Для этого должны быть применены соответствующие правовые механизмы.

Представляется, что определение содержания понятия «благоприятная окружающая среда» в экологическом праве для создания адекватного правового механизма регулирования отношений по поводу окружающей среды (природы) имеет гораздо большее значение, чем собственно содержание права человека на благоприятную окружающую среду.

С другой стороны, государство, социально ответственное и осознающее важность обеспечения охраны природы, само заинтересовано в предоставлении гражданам права на благоприятную окружающую среду. Установив такое право, государство может рассчитывать на то, что граждане будут стремиться его реализовывать, будут заявлять претензии другим субъектам экологического права по поводу несоблюдения права на благоприятную окружающую среду и тем самым будут помогать ему в осуществлении экологической функции, присущей каждому современному государству.

Законодательство о благоприятной окружающей среде

На федеральном уровне понятие «благоприятная окружающая среда», помимо Конституции РФ, упоминается только в нескольких федеральных законах. Но что исключительно важно, законодатель оперирует этим понятием в двух значениях: применительно к субъективному праву человека и к определению целей и критериев деятельности государства и других субъектов экологического права по охране окружающей среды. Причем в большем количестве правовых норм понятие «благоприятная окружающая среда» используется применительно к праву человека. К примеру, преамбула Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет, что этот Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Статьей 16 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» установлено право граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду. В ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ предусматривается система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, в ст. 3 этого же Федерального закона соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду провозглашается в качестве основного принципа охраны окружающей среды.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

Ряд норм с аналогичной правовой нагрузкой, т.е. в качестве критерия, цели, уровня, масштаба деятельности по охране окружающей среды, содержит Федеральный закон N 7-ФЗ, в том числе:

а) преамбулу, устанавливающую, что закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды;

б) п. 6 ст. 2, определяющий, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством;

в) ст. 3, устанавливающую в качестве основных принципов охраны окружающей среды научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, а также охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) ст. 19, в соответствии с которой нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды;

д) ст. 44, согласно которой при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека.

В природоресурсном законодательстве исследуемое понятие даже не упоминается, хотя очевидно, что благоприятная окружающая среда обеспечивается также посредством охраны и рационального использования земель, водных объектов, недр и других природных ресурсов.

«Родственник» благоприятной окружающей среды

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
Там же.

Ранее в ст. 7 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. устанавливалось право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ оперирует понятием благоприятных условий жизнедеятельности (ст. 39). Отказ от понятия «благоприятная среда жизнедеятельности» в Градостроительном кодексе РФ считаю обоснованным. Его содержание совпадает с содержанием благоприятной среды обитания, используемым санитарным законодательством.

Благоприятное качество или благоприятное состояние окружающей среды?

В контексте исследования понятия «благоприятная окружающая среда» в эколого-правовом теоретическом и практическом аспектах принципиальным является вопрос, вытекающий из следующих суждений:

О субъекте благоприятной окружающей среды

При исследовании вопроса о критериях благоприятной окружающей среды прежде всего важно определить: для кого благоприятна окружающая среда?

Вопрос можно поставить по-другому: какая формулировка предпочтительнее в контексте современного экологического права: каждый имеет право на «безопасную для жизни и здоровья окружающую среду» или «благоприятную окружающую среду»?

Реймерс Н.Ф. Экология // Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. С. 11.

Об экологических потребностях человека

Можно в равной мере говорить о потребностях человека в природе и о функциях природы по удовлетворению соответствующих потребностей человека. Правда, в названном смысле потребности и функции не вполне соотносятся между собой. Точнее сказать, функции природы по отношению к человеку корреспондируют его потребностям. Но у человека как социального (сознательного) существа имеются потребности более высокого порядка.

Сенсация. 2006. N 7. С. 9.

Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической функции, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности. Не случайно поэты, писатели, художники, музыканты воспевали природу, вдохновляясь ее красотами. Эстетическая функция природы тесно связана с рекреационной. Природа служит для человека источником физического и нравственного здоровья.

Вопрос о характере потребностей человека в природе лежит не только в основе права каждого на благоприятную окружающую среду, но и в основе эколого-правового механизма. Об этом речь пойдет ниже.

Критерии благоприятной окружающей среды

Для решения задачи достижения через исследуемую категорию целей экологического права, обеспечения удовлетворения потребностей человека и остальной природы важно наиболее адекватно определить содержание понятия «благоприятная окружающая среда». Его содержание может быть выявлено, в частности, через юридически значимые критерии, признаки, показатели. Подчеркнем, что научного и иного материала по этому вопросу немного.

Главный дефект легального определения понятия «благоприятная окружающая среда», данного в Федеральном законе N 7-ФЗ, видится в том, что указанный Федеральный закон не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Понятие «устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов» привнесено в Федеральный закон N 7-ФЗ без какого-либо пояснения из естественных наук. Представляется, что для субъектов экологического права, в том числе для государственных чиновников, это определение понятия «благоприятная окружающая среда» не станет прикладным.

Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. N 11. С. 87.
Там же.

Бринчук М.М. Комментарий к статье 42 // Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С. 233; Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учеб. М., 1998. С. 143.

По поводу предложения считать показателем (признаком) благоприятной окружающей среды здоровье среды (живой природы) тоже встает серьезный вопрос. Чем отличается здоровье среды (живой природы) как показатель (признак) благоприятной окружающей среды от чистой (незагрязненной) среды как одного из критериев благоприятной среды? Или, по-другому, что нового вносит в науку экологического права данное предложение с учетом уже имеющегося в теории права критерия о чистой (незагрязненной) среде? Сознаюсь, прогресса не вижу. Разница в том, что оно выражено другими словами.

Но все ли признаки благоприятной среды (природы) вошли в данное определение? Сомнения появляются в связи с особо охраняемыми природными территориями, а точнее, с целями, ради которых они, особенно государственные природные заповедники и памятники природы, организуются. К особо охраняемым природным территориям, очевидно, имеют отношение критерии (признаки), касающиеся сохранения видового разнообразия и эстетического богатства. Однако достаточно ли этих критериев для решения практической задачи сохранения уникальных экологических систем (природных комплексов) или отдельных объектов природы?

Это качество особо охраняемых природных территорий отражается и в законодательстве, и в науке. Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» он регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных. природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. М., 1991. С. 17.

От уничтожения уникального природного объекта видовое разнообразие и эстетическое богатство в широком смысле могут не пострадать. Уникальные природные образования, к примеру государственные природные заповедники, в основном не являются объектом эстетического любования, они скрыты от эстетов.

Критерий сохранения уникальных достопримечательных образцов природы является, несомненно, существенным, но пока не нашел отражения в доктринальном определении понятия «благоприятная окружающая среда».

Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. N 11. С. 90.

В настоящее время на основе Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Устойчивое развитие территорий определяется указанным Кодексом как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

На основе проведенного исследования предлагается оценивать окружающую среду как благоприятную, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

Критерии благоприятной окружающей среды и эколого-правовой механизм

С учетом места и значения категории благоприятной окружающей среды в экологическом праве перечисленные критерии (показатели, признаки) благоприятной окружающей среды должны учитываться адекватно и отражаться в законодательстве. Анализ экологического законодательства показывает, что учет и отражение этих категорий в экологических требованиях осуществляются в разной степени детально.

Для последовательного и наиболее эффективного учета и отражения каждого критерия (показателя) благоприятной окружающей среды в практической деятельности задействуется ряд правовых средств (мер, инструментов и требований), предусмотренных экологическим законодательством. В совокупности эти правовые средства (меры, инструменты и требования), обеспечивающие поддержание благоприятной окружающей среды либо ее восстановление, образуют эколого-правовой механизм или, иначе говоря, правовой механизм охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. В целом такой механизм создается всей системой экологического законодательства.

Удовлетворение потребностей человека здесь толкуется в широком смысле, который вкладывал в эту категорию академик Д.С. Лихачев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *