Что означает благоустройство территории
Что относится к объектам благоустройства?
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Вопрос:
Какие объекты включаются в объекты благоустройства территории городского округа?
Под благоустройством территории в соответствии с п. 36 ст. 1 ГрК РФ понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 [1] благоустройство территории – это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
К элементам благоустройства территории данный документ относит:
Благоустройство территории – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с указанными рекомендациями благоустройство территории включает в себя следующее:
– детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
– площадки для выгула и дрессировки собак;
– улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
– парки, скверы, иные зеленые зоны;
– площади, набережные и другие территории;
– технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
– контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов
– уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование;
– игровое и спортивное оборудование;
– средства размещения информации и рекламные конструкции;
– малые архитектурные формы и городская мебель;
– некапитальные нестационарные сооружения
Вопрос:
Могут ли в рамках благоустройства территории создаваться объекты капитального строительства?
В силу пп. 10 ст. 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются:
Исключение составляют временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки.
Законодательство РФ не устанавливает ограничений на включение в проекты по благоустройству, реализуемые в рамках государственных (муниципальных) программ, мероприятий, связанных с созданием объектов капитального строительства.
Таким образом, средства, выделяемые на благоустройство, могут быть направлены на строительство объектов капитального строительства, относящихся к элементам благоустройства, в случае, если их строительство предусмотрено государственной программой субъекта РФ и (или) муниципальной программой либо проектом по благоустройству. Такое разъяснение дано в Письме Минстроя РФ от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06.
Вопрос:
Какие расходы могут учитываться в работах по благоустройству территорий муниципального образования?
Правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются (абз. 21 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ):
Правила благоустройства территории муниципального образования могут включать, в частности, следующее (ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ):
Вопрос:
По каким статьям КОСГУ отражаются расходы на благоустройство?
Согласно Указаниям № 65н [3] для отражения расходов на благоустройство территорий могут применяться:
[1] СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр.
[2] Федеральный закон от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Благоустройство местности представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся с целью создания привлекательного вида придомовой территории и улучшения экологических условий. В ходе благоустройства территории выполняется мощение дорожек, сооружение архитектурных форм и формирование клумб и цветников, соответствующих определенной стилистике.
Нормативная база
Термин «благоустройство участка» был внесен в законодательную базу относительно недавно. Речь идет о Федеральном законе №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Один из его пунктов упоминает о мероприятиях, которые проводятся со следующими целями:
В список облагораживаемых объектов входят: муниципальные и частные дворы, кварталы, площадки и прочие участки.
Благоустройство территории выполняется с использованием различных элементов, к которым принадлежат растительность, малые архитектурные формы, временные и капитальные постройки, элементы декора, а также информационные и рекламные стенды.
В ходе благоустройства территории проводятся следующие работы:
Содержание скверов, парков и зеленых зон в надлежащем состоянии, а также озеленение придомовых территорий должны осуществлять соответствующие муниципальные организации, однако эти работы можно выполнять также в частном порядке, используя услуги специализированных компаний.
Благоустройство участка направлено на улучшение условий для отдыха и жизни, подразумевающее следующее:
Для достижения таких целей необходимо хорошо разбираться в различных тонкостях. Далеко не все могут справиться с этой задачей своими силами, поэтому лучше воспользоваться профессиональной помощью. Специалисты нашей компании предоставляют высококачественные услуги по благоустройству придомовых территорий, парков и скверов.
Продуманное оформление придомовой территории с учетом реальных потребностей владельцев делает проживание на участке гораздо более комфортным. Создается неповторимая атмосфера уюта. Важно понимать, что ещё до начала выполнения различных работ по облагораживанию местности, необходимо завершить различные строительные работы:
В ходе выполнения работ по благоустройству участка очень важно анализировать и учитывать потребности конкретной семьи. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить комфорт для взрослых и детей.
Все перечисленные работы требуют ответственного подхода, наличия специализированного инструмента, знаний, сил и времени. В связи с этим большинство людей заказывают подобные услуги у компаний, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Эксперты проанализируют ваши требования и предложат разные варианты оформления придомовой территории, учитывая рельеф, климат и другие факторы.
Что означает благоустройство территории
Дата введения 2017-06-17
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 82.13330.2011
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.
Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ «Институт Генплана Москвы» (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия
ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия
ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия
ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества
ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия
ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия
ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования
ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей
ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия
ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением N 1)
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)
СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 101.13330.2012 «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения»
СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»
СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями N 1, N 2)
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения
СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования
СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования
СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования
СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства
СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
О пределах обязанности по благоустройству и содержанию прилегающей территории // Обзор дела № А75-5671/2021
О пределах обязанности по благоустройству и содержанию прилегающей территории // Обзор дела № А75-5671/2021
Решением АС ХМАО от 31.08.2021 по делу А75-5671/2021 отказано в иске Администрации городского поселения к акционерному обществу и индивидуальному предпринимателю о возложении обязанности солидарно выполнить работы по устройству приобъектной автостоянки возле здания торгового центра.
Требование мотивировано наличием в собственности соответчиков торгового центра и наличием в силу требований правил благоустройства городского поселения у собственников здания обязанности участвовать в благоустройстве территории, прилегающей к территории торгового центра.
Ответчики указали об отсутствии у них обязанности выполнять работы по благоустройству прилегающей территории, о неопределенности предмета иска, отсутствии в правилах благоустройства городского поселения порядка привлечения собственников к содержанию прилегающих территорий.
Согласно части 1 статьи 55.25 ГрК РФ лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое).
В соответствии с частью 9 статьи 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией в силу пункта 37 статьи 1 ГрК РФ следует понимать территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Правилах благоустройства территории муниципального образования, кроме прочего, должны предусматриваться порядок содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, а так же порядок участия, в том числе финансового, с обственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Из приведенных норм права следует обязанность собственников зданий обеспечивать благоустройство и содержание территории только в случаях использования такой территории. Между тем, доказательства использования соответчиками прилегающей территории не представлены. Расположение прилегающей территории рядом с объектом торговли само по себе не может толковаться как использование территории владельцами здания.
Кроме того, из буквального содержания части 9 статьи 55.25 ГрК РФ следует, что названной нормой предусмотрена возможность привлечения собственников к уборке и содержанию территории, а не возложение на них этой обязанности полностью.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о несоответствии правил благоустройства территории муниципального образования требованиям законодательства в части, возлагающей на собственников и владельцев зданий обязанности обеспечивать благоустройство территорий, прилегающих к территориям владения, а так же в части, возлагающих на названных лиц обязанность производить уборку и содержание такой территории.
В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает обоснованным констатировать отсутствие в муниципальном образовании норм права, регламентирующих привлечение владельцев зданий и сооружений к участию в содержании территорий, прилегающих к территориям владения.
П.С. На момент написания статьи решение суда не вступило в силу, что следует учитывать в случае его использования.
Что понимается под благоустройством территории?
Прежде чем перейти непосредственно к вопросам учета названных расходов, определимся с понятием «благоустройство территории». Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
В соответствии с п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016 объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) — органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Методические рекомендации по подготовке соответствующих правил на муниципальном уровне утверждены Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр. В этом документе приводится перечень объектов и элементов благоустройства, раскрываются основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению.
Объектами благоустройства могут быть:
К элементам благоустройства среди прочего относят: