что символизирует чайка в литературе

Символическое значение образа чайки в пьесе А.П. Чехова «Чайка»

Символично заглавие пьесы. Всем известно, что у художников слова заглавия находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования, с господствующей в этом произведении авторской интонацией.

Мы с детства привыкли к Чеховским заглавиям и порой не замечаем, что уже в них не только обозначен объект изображения, но и дана неоднозначная авторская оценка. В интонации Чеховских заглавий выражается отношение писателя к изображаемому в произведении.

Этот образ-мотив содержит заряд всеобъемлющего чувства – трагически-напряженного, философского и глубокого. Под воздействием его «силового поля» одни персонажи становятся крылатыми, музыкальными, другие – бескрылыми, прозаическими.

Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.

Образ вольной птицы – символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

Но Чайке также неизменно сопутствует и образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил элементом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. И ритуальное омовение – как бы второе рождение. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно поэтому нашу героиню – чайку так манит к себе вода.

Нина Заречная, появляясь впервые на сцене, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.

В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: «Я – чайка». В сущности, действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины-чайки к озеру.

Источник

Что символизирует чайка в литературе

что символизирует чайка в литературе. Смотреть фото что символизирует чайка в литературе. Смотреть картинку что символизирует чайка в литературе. Картинка про что символизирует чайка в литературе. Фото что символизирует чайка в литературе

Символ – окно в бесконечность.

Однажды в письме А.С. Суворину А.П. Чехов написал: «Начал пьесу forte и закончил pianissimo – вопреки всем правилам драматического искусства» (7,306). Говоря это, Чехов подразумевал свою пьесу «Чайка», которой и посвящено моё исследование.

Пьеса действительно написана не как драматическое произведение, это скорее повесть, как отмечал Чехов в продолжение своего письма: «…еще раз убеждаюсь, что я не драматург». «Чайка» резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства и концепций жизни.

З.С. Паперный замечал: «…современники Чехова высказывали о ней сходное мнение: эту пьесу нельзя понять до конца, нельзя исчерпать одним объяснением – она в него не укладывается» (5,124).

В своей работе я рассмотрю символическое в пьесе, попытаюсь с другой стороны подойти к раскрытию смысла произведения. Ведь символы играют немаловажную роль в пьесе. Уже в названии драмы использован символический образ чайки, который является центральной темой всего произведения. Но пьеса содержит и другие символические образы, которые могут быть полезны в прояснении сюжета и характеров персонажей, и которые интересно будет исследовать. В этой работе я попытаюсь проанализировать особенности чеховских символических образов и понять их подчас скрытое значение, выяснить их роль в пьесе и их влияние на сюжет произведения.

Эту тему затрагивали в своих работах З.С.Паперный, Э.Чансез и Ю.В.Шатин, которые исследовали особенности символических образов чайки и озера в пьесе Чехова. Проанализировав их наблюдения и сопоставив их со своими, я попытаюсь рассмотреть особенности чеховского символизма.

Итак, моими задачами являются:

ü Прояснить значение символических образов и понять их роль в пьесе,

ü Рассмотреть тему чайки в комедии,

ü Установить, каким образом символические образы способствуют раскрытию характеров и личностей героев пьесы.

Начать свою работу мне бы хотелось с рассмотрения понятия «символ». Ведь в современном языке этот термин чаще всего используют в бытовом смысле, то есть как предмет, «указывающий» на другой предмет, действие или событие. Под словом «символ» все чаще начинают подразумевать «знак».

Но точное определение этого понятия трудно найти даже в энциклопедиях и энциклопедических словарях. Определения, приведенные в них, весьма спорны и порой даже противоречивы. Разные словари определяют символ как троп, знак, эмблему, предмет или слово…

Например, через понятие тропов дает определение краткий словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.Тимофеева и Н.Венгрова: «. один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-то напоминающим это жизненное явление. Символом называют также художественный образ, воплощающий с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею»(7).

Другие авторы определяют символ через сопоставление или противопоставление другому понятию: образу, аллегории, эмблеме, метафоре. Так, в «Поэтическом словаре» А. Квятковского дается следующее определение символа: «. многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом. В отличие от символа, аллегорический образ является элементарным средством иносказания; аллегория приложима к одному определенному понятию или факту, связь ее с обозначаемым понятием условна и однозначна. Однако есть случаи, когда провести четкую границу между символом и аллегорией невозможно»(2).

А А.Ф. Лосев пишет, что «…символ не имеет никакого условного, точно зафиксированного и конвенционального значения. И поэтому хотя всякая эмблема есть символ, но отнюдь не всякий символ есть эмблема» (3,148-149). «И в символе, и в метафоре идея вещи пронизывают друг друга, и в этом их безусловное сходство. Но в метафоре нет того загадочного предмета, на который ее идейная образность только указывала бы как на нечто ей постороннее» (3,153). Но ответом на все эти утверждения может служить фраза из того автора: «Если символ не есть метафора, то не есть также метонимия и синекдоха, и вообще он не есть троп» (3,156). Поэтому дальнейшие определения символа, рассмотренные мною, не будут содержать понятия тропов.

Но самое, на мой взгляд, удачное определение термина «символ» дается в Советском Энциклопедическом словаре, где символ определяется как характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой идеи (7,1202). Можно также сказать, что символ – это образ, который помимо буквального своего значения несет иносказательный смысл и обладает комплексом ассоциативных значений, т.е. он указывает на другие сферы реальности – сакральные. В этих сферах обычные предметы принимают совершенно новый смысл, но смысл недосказанный, утаенный автором, предоставившим читателю самому выбрать ту дорогу к пониманию скрытого значения символики, какая ему ближе и понятней. Ведь, как сказал В.Иванов, «символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем».

Но также стоит отметить, что в структуре каждого художественного произведения в разной степени присутствуют разные смыслы, по-своему взаимодействующие между собой, и потому важно рассматривать символизм отдельного образа не в отрыве от сюжета произведения и от других образов, а в их совокупности и взаимодействии.

И теперь от общего перейду к частному, обратившись к бесконечности смыслов символических образов драмы Чехова «Чайка».

Без сомнения центральным образом всей пьесы является образ чайки.

Но что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?

Так почему же все-таки чайка? Какой символический смысл скрыт в самом образе белой птицы, как он связан с сюжетом пьесы и помогает ли понять характер главной героини?

Для полного понимания образа стоит сначала обратиться к символизму птицы вообще.

Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости. В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, белая птица символизирует чистоту души, непогрешимость мыслей и побуждений (13).

Не удивительно, что Чехов выбирает именно чайку, ведь Нина – женщина, рожденная для того, чтобы быть свободной, для того, чтобы действовать и мечтать. Она не может прозябать в отцовском поместье, забыв свою мечту, свою любовь. Вслед за Тригориным она отправляется в Москву, бросив свою старую жизнь и осознавая, что уже никогда не сможет к ней вернуться. Она как будто живет в своем собственном мире, мире грез и желаний, и всеми силами желает добиться их исполнения.

Вновь обращаясь к словарю образов, замечу, что мертвая чайка является символом разлуки. А ведь именно мертвой предстает перед нами чайка в пьесе Чехова.

Образ мертвой чайки появляется в пьесе дважды и каждый раз предвещает разлуку. Первый раз Треплев преподносит чайку Нине:

(Треплев кладет у ее ног чайку.)

Нина . Что с вами? (Поднимает чайку и глядит на нее.)

Треплев (после паузы). Скоро таким же образом я убью самого себя.

А, между тем, именно мертвую чайку Э.Чансез и Ю.Шатин считают ключом к пониманию смысла. По их мнению, чайка, с которой обычно ассоциируется Нина, оказывается профанирующим символом, поскольку в пьесе она не более, чем мертвая птица и чучело, и потому «оказывается не столько символом разрушенных жизней Нины и Треплева, сколько основной темой пьесы, обнажающей многие пласты неестественности»(12,29); «она прежде всего профанируемый символ, одновременно прочитываемый и как знак-икон (игрушка-подобие реальности) и как знак-индекс (труп вместо летящего целого), а потому предполагающий иронию и профанацию сакрального(11,297).

Конечно, с этим нельзя не согласиться, но не стоит сводить смысл главного символического образа пьесы только к породии на символизм. И потому рассмотрю образ чайки в структуре произведения.

Впервые чайка появляется в сцене свидания Треплева и Заречной: «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся как бы я не пошла в актрисы… А меня тянет сюда к озеру, как чайку … Мое сердце полно вами…».

Это первое упоминание чайки, и говорит о ней именно Нина, то есть сама идея олицетворения Нины с чайкой высказана ей самой. Но позже образ чайки приобретет для Нины совсем иное значение. Когда Тригорин увидел чайку, в голову ему пришел сюжет небольшого рассказа:

Тригорин. Хорошо у вас тут! (Увидев чайку.) А это что?

Тригорин . Красивая птица. Право, не хочется уезжать. Вот уговорите-ка Ирину Николаевну, чтобы она осталась. (Записывает в книжку.)

Тригорин. Так записываю. Сюжет мелькнул. (Пряча книжку.) Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку.

Этот сюжет становится воистину пророческим для Нины. Из сюжета «небольшого рассказа» он превращается для нее в сюжет жизни. Она пишет письма Треплеву и каждый раз подписывается Чайкой. Но она уже не та Чайка, которая «жила радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь; любила Вас (Треплева) мечтала о славе…». Теперь она Чайка из рассказа Тригорина:

Я – чайка. Нет, не то. Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил. Сюжет для небольшого рассказа. Это не то.

Нина мучается вопросом: неужели ее жизнь и была всего лишь сюжетом Тригоринского рассказа? Для нее и Треплева – это разбитая любовь, потерянное счастье. А вот для Тригорина чайка так и осталась сюжетом, и, наверное, потому, увидев чучело чайки, он не вспомнил о своем «заказе».

Но, вместе с тем, озеро как таковое или даже сама его поверхность – гладь, имеют значение зеркала, олицетворяют самосозерцание, размышление и откровение. Такой смысл озеро приобретает во время второго возвращения Нины. Девушка приходит к нему, чтобы покаяться, признаться в своих ошибках. Она возвращается туда, откуда начался ее путь к «славе», она будто бы совершает круг и возвращается к точке отсчета, но возвращается совсем другой, приобретя новые знания: «Теперь уж я не та… Я уже настоящая актриса…».

Нина. «Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить».

Озеро создает образно-символическую атмосферу в пьесе, это не просто декорация, это одна из тем произведения. Герои говорят о нем как о своеобразной оси, вокруг которой вращается жизнь.

Дорн . Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви. О, колдовское озеро!

А Треплев, привыкшей к озеру, сравнивает холодность к нему Нины с исчезновением озера. Ее равнодушие для него так же нереально, как и отсутствие любимого озера.

Треплев. Ваше охлаждение страшно, невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю.

Для Тригорина озеро – это очередной источник вдохновения, островок покоя в безумном мире, от которого он постоянно пытается скрыться.

Тригорин. Должно быть, в этом озере много рыбы.

Тригорин . Я люблю удить рыбу. Для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок.

Озеро появляется также в спектакле Треплева и становится одной из живых декораций.

Треплев. Поднимем занавес ровно в половине десятого, когда взойдет луна… Если Заречная опоздает, то, конечно, пропадет весь эффект.

Поднимается занавес; открывается вид на озеро; луна над горизонтом; отражение ее в воде….

Так почему же для Константина было так важно, чтобы спектакль проходил именно лунной ночью?

Его пьеса по мотиву очень близка к некоторым христианским «ересям» (богомилы, павликиане, катары). Их последователи рассматривали весь земной мир как воплощение зла и нечисти. Творцом вселенной они считали не бога, а Сатану. Дьявол создал видимое, телесное и материальное. Он создал плоть и страсти, землю с ее борьбой, ее муками и ее отчаянием. На долю бога, с этой точки зрения, выпало сотворение только невидимого мира – духовного. Он создал духов, чистые существа. Поэтому дьявола в своей пьесе Треплев называет Отцом Вечной Материи, что и вызывает смех и непонимание у зрителей, не привыкших к такой трактовке.

Тригорин. Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием.

Но в контексте всего произведения луна принимает символическое, весьма пророческое значение. Луна м ожет указывать на иррациональность и бессмысленность каких-либо действий, быть символом иллюзий, обмана, мнительности. Этот образ предшествует отъезду Нины в Москву, подчеркивая тему самообмана.

Но этот символ имеет и иное значение. Луна обладает также смертельными свойствами и является широко распространенным символом смерти (и тяги к ней). Именно Луной называет Тригорин свое стремление постоянно писать.

Тригорин . Ну-с, с чего начнем? (Подумав немного.) Бывают насильственные представления, когда человек день и ночь думает, например, все о луне, и у меня есть своя такая луна.

На карте Таро, описанной выше, присутствует изображение двух собак, воющих и лающих на луну. Этот образ также есть в пьесе Чехова.

Сорин ( Маше ) . Марья Ильинична, будьте так добры, попросите вашего папашу, чтобы он распорядился отвязать собаку, а то она воет. Сестра опять всю ночь не спала.

Сорин говорит о собаке два раза, до и после спектакля, что тоже имеет свой символический смысл. Вообще, собака, лающая на звезды или луну, символизирует завистливых людей, которые попусту злословят, не будучи способными иными способами привлечь внимание окружающих. Не случайно этот образ появляется, когда Треплев начинает рассказывать о нраве своей матери.

Треплев. Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, потому что ее беллетристу может понравиться Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее. Психологический курьез — моя мать. Бесспорно талантлива, умна, но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в «La dame aux camelias» или в «Чад жизни».

В этом отрывке Аркадина предстает перед нами завистливой, самовлюбленной, опьяненной славой актрисой, не допускающей даже мысли о том, что кто-то может быть лучше нее. Чтобы доказать свое превосходство, она готова злословить, не обращая внимания на тех, кого может обидеть. И символ воющей собаки подчеркивает эту черту ее характера.

И второй раз о воющей собаке упоминается после спектакля, который был прерван из-за насмешек Аркадиной.

Сорин . Я слышу, опять воет собака. (Шамраеву.) Будьте добры, Илья Афанасьевич, прикажите отвязать ее.

Два упоминания собаки окаймляют сюжет театра в пьесе. И именно в этом отрывке Аркадина изображена завистницей. Далее в пьесе эта черта ее характера не проявляется. Потом будет вздорность, собственничество, безразличие, но не зависть.

И опять хочу вернуться к реплике Треплева о своей матери.

Треплев. н ужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в «La dame aux camelias» или в «Чад жизни», но так как здесь, в деревне, нет этого дурмана, то вот она скучает и злится.

Треплев определяет стремление матери к почестям и славе как дурман, как что-то нереальное, как сон, который рассеется после первой же неудачи.

Вообще, тема сна проходит через все произведение, так или иначе затрагивая почти всех героев.

Тригорин «спит», устав от славы.

Тригорин. Я никогда не нравился себе. Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю, что я пишу.

Но не просыпается он и тогда, когда встречает Нину, а, кажется, только сильнее впадает в этот бесконечный сон. На этот раз – в забытье не творческое, а любовное.

Тригорин . Иногда люди спят на ходу, так вот я говорю с тобой, а сам будто сплю и вижу ее во сне. Мною овладели сладкие, дивные мечты.

Этому настроению поддается и Нина, которой все происходящее вокруг кажется сном, она не ожидала, что так внезапно начнут исполняться ее мечты.

«Сон!» – восклицает она в конце второго действия. А что все эти страсти по искусству, как не сон. И Нина боится проснуться, чтобы не потерять почти осуществившуюся мечту, но жизнь заставляет ее взглянуть на все по-другому, и она, оставив одну мечту, создает себе другую.

В мире своих иллюзий живет и Треплев. Но, узнав об охлаждении к нему Нины, он просыпается:

Треплев. …невероятно, точно я проснулся и вижу вот, будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю.

А еще недавно жизнь, творчество, любовь – все это казалось ему сном, и даже его пьеса была лишь сном.

Треплев. Я начинаю. (Стучит палочкой и говорит громко.) О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет!

Сорин . Через двести тысяч лет ничего не будет.

Треплев. Так вот пусть изобразят нам это ничего.

А после этого сна, который вдруг оборачивается для Треплева кошмаром, следует неприятное пробуждение, но даже после этого пробуждения Константин не покидает мир образов и иллюзий.

Треплев (печально). Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание.

Спит «действительный статский советник» Сорин.

Слышно, как храпит Сорин.

«Спят» и все герои пьесы, живя в мире своих надежд и иллюзий. И только вполне реальный выстрел в конце пьесы показывает нам, что люди жили, а не играли, что они дорого и наяву расплатились за свои сны, принеся в жертву не только свои иллюзии, но и дорогих для себя людей.

Сначала определим, что такое «театр в театре». По словарю театра, это «вид спектакля, сюжетом которого является представление театральной пьесы. Таким образом, внешняя публика, смотрит пьесу, внутри которой публика, состоящая из актеров, тоже присутствует на представлении» (5, 349)

«Чайку» по праву называют самой театральной пьесой Чехова. Театр появляется в ней уже в самом начале. Сцены обсуждения предстоящей постановки готовят зрителя к пьесе, которая, в свою очередь, уже задает темп и тему всего произведения. Без сомнения, эти сцены обсуждения в «Чайке» являются завязкой.

Нина представляется слишком простой, чтобы понимать Треплева, о чем она и скажет впоследствии. Она видит провал пьесы, а «женщины не прощают не успеха», и ее сердце устремляется к другому жрецу искусства, по ее мнению, более достойному – Тригорину. Он и есть ее идеал, он знаменит, его имя на слуху, его рассказы талантливы и популярны, он из мира ее мечтаний, из мира известности и славы. Как замечает Паперный, «любовь к нему и тяга к «чудному миру» избранников, кумиров толпы для нее не разделимы» (6, 138).

Тема театра проходит через все произведение, но театр как образ появляется в самом конце пьесы. О нем говорит Медведенко.

Это уже не тот театр, к которому, как чайку, тянуло Нину. Это скелет. Осколки былой любви и надежд, осколки молодости героев. Да, они еще молоды физически, но за эти два года в их жизни происходит столько событий, навсегда изменивших их жизни и направившие по разными дорогами к одной цели, что встретиться они теперь уже просто не могут.

И театр, как символ былых дней, остается в саду Сорина, и туда возвращается Нина.

Треплев. Нина, вы опять. Нина!

Нина. Ничего, мне легче от этого. Я уже два года не плакала. Вчера поздно вечером я пошла посмотреть в саду, цел ли наш театр. А он до сих пор стоит. Я заплакала в первый раз после двух лет, и у меня отлегло, стало яснее на душе. Видите, я уже не плачу.

Она возвращается к тому месту, где началась ее «актерская карьера», где она впервые полюбила. Нина плачет над осколками «былого счастья», но вовсе не надеется склеить эти осколки и, смело оставляя их в прошлом, идет вперед.

«Чайка» самая парадоксальная пьеса Чехова, смыслы которой неисчерпаемы. Я не думаю, что сказала все, что можно было бы сказать про символизм в этой пьесе, но надеюсь, что все же приблизилась к пониманию ее смысла.

Источник

Что символизирует чайка в литературе

что символизирует чайка в литературе. Смотреть фото что символизирует чайка в литературе. Смотреть картинку что символизирует чайка в литературе. Картинка про что символизирует чайка в литературе. Фото что символизирует чайка в литературеЧайки присутствуют во многих сказках и традициях народов мира, что неудивительно, поскольку они хорошо знакомы людям северного полушария. Как пишет Эрнест Ингерсолл в 1923 году, чайки связаны с глупостью. Об этом говорят такие английские слова, как gullible (легковерный) и gulled (простофиля). Хотя, возможно, чайки получили такую репутацию как раз из-за этого созвучия.

Даже в наше время люди предсказывают погоду, наблюдая за чайками на берегу моря. Некоторые считают, что если чайки кружат высоко в небе, значит, надвигается буря. Другие считают, что если чайки во множестве летят с моря вглубь материка, из заморских стран надвигается шторм.

В английском фольклоре есть несколько замечательных старых историй о чайках и их взаимоотношениях с людьми. Эрнест Ингерсолл излагает историю Св.Кеннета, воспитаннонго черноголовыми чайками. Младенец Кеннет, пишет Ингерсолл, был найден чайками плавающим у побережья Уэльса примерно в 550 году, и попал в их прибрежную колонию. Птицы свили для него гнездо и раздобыли молоко (чашку для молока предоставил ангел). Кеннет рос в колонии чаек и стал радостным и добрым человеком. В его честь был назван район Уэльса.

Другая история посвящена Св. Варфоломею. Он жил примерно в то же время, что и Кеннет, и также дружил с птицами, приучив чаек есть из его рук. Однажды он посадил в клетку ястреба, убившего чайку, но потом отпустил его невредимым. История Святого Варфоломея может быть правдой. Джон Хогг рассказывает историю серебристой чайки по кличке Снег, пойманной в Шотландии ещё птенцом. Снег жил в саду человека, поймавшего его, охотился на насекомых, гусениц и слизней. Он умело притворялся голубем, чтобы подобраться поближе к домовым воробьям и съесть их. Снег был хорош в ловле крыс.

Благодаря широкой известности чаек, их красоте, грациозному полёту, дикости им часто посвящались рассказы, стихи и произведения искусства. Роберт Сервис написал свою знаменитую поэму «Серая Чайка» о безграничной свободе чайки. В сказке народа юта говорится о нашествии сверчков, которые уничтожали посевы, пока не произошло чудо: налетела стая чаек, которые съели всех сверчков и тем самым спасли урожай. (Folklore of Seagulls Myths and Old Stories)

Чибиса (которого в Украине и Польше называют чайкой ) очень любит простой народ, гнезда его не трогают и детям не позволяют. Это во многом поясняется легендой, по которой в плачущего чибиса (чайку) превратилась молодая жена, у которой татары убили мужа. Вот она летает над его могилой и громко плачет. Эта птица — образ бедной, горемычной матери: жнецы хотят забрать у нее детей, и птицы ее обижают. Рассказывают, что Богдан Хмельницкий или Мазепа сделали эту птицу символом Украины-матери. Кто убьет чайку, с тем случится несчастье, говорят в Украине. Прусские власти ввели на польских землях запрет убивать чибисов за то, что благодаря своему свойству летать и кричать над головой человека они активно способствовали выслеживанию дезертиров, скрывавшихся по болотам (Гура, 1997).

Считалка
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
— Приходите все на чай!
— Сколько чаек? Отвечай!

Чайка
(Константин Бальмонт)
Чайка, серая чайка с печальными криками носится
Над холодной пучиной морской.
И откуда примчалась? Зачем? Почему ее жалобы
Так полны безграничной тоской?
Бесконечная даль. Неприветное небо нахмурилось.
Закурчавилась пена седая на гребне волны
Плачет северный ветер, и чайка рыдает, безумная,
Бесприютная чайка из дальней страны.

* * *
(Александр Блок)
Мы шли на Лидо в час рассвета
Под сетью тонкого дождя.
Ты отошла, не дав ответа,
А я уснул, к волнам сойдя.

Я чутко спал, раскинув руки,
И слышал мерный плеск волны.
Манили страстной дрожью звуки,
В колдунью-птицу влюблены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *