что склонило басманова к предательству

Измена Басманова и гибель Годунова

Измена Басманова и гибель Годунова

В тяжелую пору пришлось вступить на престол юному сыну Бориса. Жители Москвы по призыву патриарха спокойно присягнули Феодору Борисовичу и его матери, причем клялись: «К вору, который называется князем Димитрием Углицким, не приставать, с ним и с его советниками не ссылаться ни на какое лихо» и т. д.

Новому царю было всего шестнадцать лет. Здоровый, белолицый, румяный, красивый, с черными глазами, юноша-царь мог нравиться всем своей наружностью. Способный от природы, умный, начитанный, он мог бы стать замечательным государем; но был он сыном того, кто, по взгляду народа, пытался сгубить царскую отрасль, кто незаконно захватил престол, кто еще почти накануне своей смерти подсылал снова убийц и кого так нежданно поразил Божий суд. А в то же время в Путивле находился тот, кого считали законным наследником престола, тот, кого чудесно хранил Божественный Промысел от злодейских покушений и всех военных сил Бориса. Так верили очень многие в народе, и вера эта все росла и росла. В войске уже зрела измена… Несчастному Феодору Борисовичу несдобровать было среди таких обстоятельств. Новое правительство послало начальствовать над войском вместо прежних вождей – Басманова; на него, казалось, Годуновы могли вполне положиться: он был возвышен Борисом и осыпан его милостями, а знание ратного дела, мужество и способности настоящего вождя он выказал при обороне Новгород-Северска. Басманов прибыл в стан. Немного времени нужно было ему, чтобы заметить в войске общую шаткость умов и склонность к Димитрию. Когда стали приводить ратных людей к присяге Феодору, то нашлось много воинов, не хотевших целовать ему крест. Недолго думал Басманов, как ему быть. Честолюбие и личные выгоды заговорили в нем сильнее совести; понял он, что дни Годуновых сочтены, что служить им – значит подвергать себя напрасной опасности, что свои же воины могут его связанного выдать Лжедмитрию, – сообразил все это Басманов и решился изменить сыну своего благодетеля – отправил к Димитрию письмо с извинением, что так долго служил Борису.

«Я, – писал Басманов, – никогда не был изменником и не хочу разорения своей земле… Теперь всемогущий Промысел открыл многое: притом сам ближний Бориса, Семен Никитич Годунов, сознался мне, что ты – истинный царевич. Теперь вижу я, что Бог покарал нас и мучительством Борисовым, и боярским нестроением, и бедствиями Борисова царствования за то, что Борис не по праву держал престол, когда был истинный наследник. Отныне я готов служить тебе, как подобает!»

7 мая было объявлено всему войску, что Димитрий истинный царь. Полки, уже раньше подготовленные к переходу на сторону Димитрия, без сопротивления провозгласили его государем; немного нашлось таких, которые не согласились нарушить крестное целование Феодору Борисовичу; они бежали в Москву с двумя воеводами, князем Ростовским и князем Телятевским.

14 мая явился в Путивль князь Иван Голицын с выборными лицами от всех полков молить государя о прощении за то, что они «по неведению стояли против него, своего прироженного государя».

– Буди здрав, царь Димитрий Иванович! – отовсюду слышались неумолкаемые радостные клики.

Из Орла Димитрий отправился в Тулу. На пути всюду в деревнях и селах встречали его радостно, с хлебом и солью. На Оке явились к нему выборные от всей Рязанской земли, били ему челом и выражали полную готовность жертвовать ему, своему государю, жизнью и имуществом.

В Москве между тем скоро по смерти царя начались в народе волнения – народ требовал возвращения сосланных Борисом людей, а более всего матери Димитрия. Объяви всенародно инокиня Марфа (Мария Нагая), что ее сына нет в живых – Годуновы были бы спасены, но они, конечно, были вполне уверены, что Марфа, пострадав от Бориса и питая непримиримую вражду ко всем им, не скажет этого. В угоду москвичам воротили из ссылки князя Ивана Михайловича Воротынского. Василий Иванович Шуйский снова громогласно уверял народ, что Димитрия-царевича нет на свете, а называющий себя этим именем – беглый монах, расстрига.

Слова Шуйского, которого в Москве уважали, на время, казалось, уняли волнение народа, но все-таки многие требовали, чтобы привезли в Москву мать Димитрия, чтобы она порешила это дело…

Около половины мая появились в Москве ратные люди из-под Кром, не пожелавшие изменить Феодору Борисовичу; прибыли, наконец, и князья Ростовский и Телятевский. Весть о переходе всего войска на сторону Димитрия была смертным приговором несчастному Феодору Борисовичу.

Годуновы были ошеломлены этой вестью, растерялись, не знали, что и делать; приказывали только ловить, пытать и казнить опасных для себя вестовщиков и распространителей Димитриевых грамот. Народ, пред тем волновавшийся и шумевший, казалось, притих; но это было зловещее затишье пред бурей… 31 мая по распоряжению правительства стали втаскивать на стены пушки – готовились, как видно, к обороне столицы; но ратные люди работали вяло, неохотно, а в толпе, глазевшей на них, многие посмеивались… Более дальновидные люди чуяли беду от московской черни и торопились припрятать свои драгоценности и деньги по монастырям.

1 июня явились под Москвою, в Красном Селе, послы Димитрия – Пушкин и Плещеев – с грамотой к москвичам. Красносельцы, по большей части богатые купцы и ремесленники, не любили Годуновых и радушно приняли послов. Ударили в колокол; сбежалась толпа. Прочтена была грамота Димитрия. Толпа громкими криками приветствовала посланцев.

– В город, в город! – раздавались голоса, и громадная толпа, окружив послов, двинулась с ними в Москву, остановилась на Красной площади. Звоном колоколов и тут созвали народ. Он бежал со всех сторон на площадь, и скоро она так наполнилась людьми, что протиснуться сквозь толпу не было никакой возможности.

Вышедшие из Кремля бояре, дьяки и стрельцы ничего поделать не могли.

– Что за сборище и мятеж? – громко говорили они народу. – Хватайте воровских посланцев и ведите их в Кремль, пусть там они покажут, с чем приехали!

В ответ на это поднялись неистовые крики народа; он требовал, чтобы посланцы прочли с Лобного места грамоту. Один из них стал читать ее. На площади водворилась тишина.

Грамота была обращена к боя рам, дьякам, торговым людям и ко всему народу.

«Вы думали, – говорилось между прочим в ней, – что мы убиты изменниками, и когда разнесся слух по всему государству русскому, что по милости Бога мы идем на православный престол родителей наших, вы, бояре, воеводы и всякие служебные люди, по неведению стояли против нас, великого государя. Я, государь христианский, по своему милосердному обычаю гнева на вас за то не держу, ибо вы так учинили по неведению и от страха…»

Далее в грамоте говорилось, что Димитрий идет с большим войском, что русские города бьют ему челом. Затем напоминалось о жестокости и несправедливости Бориса и давались обещания всяких благ и льгот. В конце грамоты была и угроза: «А не добьете челом нашему царскому величеству и не пошлете просить милости, то дадите ответ в день праведного суда, и не избыть вам от Божия суда и от нашей царской руки».

Когда грамота была прочтена, поднялись в толпе шумный говор, крики и споры. Одни кричали: «Будь здрав, Димитрий Иванович!»; другие стояли за Годуновых, недоумевая, настоящий ли царевич тот, кто прислал к ним грамоту, или самозванец.

Из толпы раздались крики:

– Шуйского, Шуйского! Он разыскивал, когда царевича не стало. Пусть скажет теперь по правде, точно ли царевича похоронили в Угличе.

Шуйский взошел на Лобное место. Воцарилась мертвая тишина. Народ, казалось, замер в ожидании, что скажет боярин. В его руках была теперь судьба Годуновых.

Понял ли лукавый Шуйский, что спасти Годуновых уже нельзя, думал ли, отдавая их в жертву народной ярости, спасти себя и свои выгоды, услужить Лжедмитрию, – во всяком случае, слова его были приговором для несчастной семьи Годунова.

– Долой Годуновых! – заревела толпа. – Всех их и доброхотов их искоренить! Бейте, рубите их. Здрав буди, Димитрий Иванович!

Толпа хлынула в Кремль, ворвалась во дворец. Защищать Годуновых было некому. Стрельцы, стоявшие на страже у дворца, отступились при виде громадной бушующей толпы. Феодор кинулся в тронную палату и сел на престол. Понадеялся, видно, он, что народ не осмелится наложить рук на своего царя, когда увидит его во всем величии на троне. Трепещущая царица и царевна Ксения стояли с иконами в руках, словно со щитами, против ярости народной.

Но Феодор Борисович был уже в глазах народа не царь, а «изменник Федька», не по праву севший на престол. Несчастного Годунова стащили с престола. Царица в отчаянии, забыв о своем царском сане, рыдала и униженно молила всех не губить ее детей. Народ и не хотел их смерти. Годуновых отвезли из царского дворца в дом, где жил Борис, когда он был еще боярином. К дому приставили стражу. Расходившаяся чернь уже не знала удержу и предалась грабежу и разгулу. Царский дворец был опустошен: все в нем ломали, портили, грабили, говоря, что Борис осквернил его. Пострадали в эту пору и все люди, близкие к семье Годуновых: дома их разбивали, имущество грабили, челядь разгоняли… Бросились толпы черни и на жилища немецких лекарей, которых особенно жаловал Борис Годунов. Вмиг были расхищены пожитки и богатства, которые копили эти иноземцы в течение многих лет, пользуясь щедротами царя. Толпы кидались на дома, выламывали двери, замки, расхищали деньги, утварь, платье, уводили лошадей и скот. Особенно радовалась чернь, когда добиралась до погребов, где хранились многолетние меды и заморские вина. Выбивали в бочках дно и черпали вино или мед кто чем мог: горстями, шапками, даже сапогами. До глубокой ночи шел страшный грабеж и неистовый разгул. Хотя народ «душ не губил», т. е. не убивал никого, но многих людей, считавшихся раньше богатыми, пустил по миру…

3 июня поехали в Тулу к Димитрию выборные от Москвы – князья Воротынский и Телятевский, с повинной грамотой от всей столицы. Москвичи просили прощения у царя, приглашали его на престол, заявляли о своем верноподданстве и извещали, что Годуновых уже нет на престоле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан (князь) Святослав-Балдуин-Ахиллес был убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки

1. Отец-основатель. Опричнина глазами боярина Басманова

1. Отец-основатель. Опричнина глазами боярина Басманова Начнем с того, как выглядела опричнина в глазах тех, кто ее создавал, кто ее холил и лелеял, кто был искренне рад ее появлению. Пусть это будет фигура одного из ее лидеров. Пусть это будет весьма значительная личность.

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан-князь Святослав-Балдуин-Ахиллес убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки отождествляют

15. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария

15. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария 75а ТРОЯНСКАЯ ВОЙНЛ «ИЗМЕНА АХИЛЛЕСА». «Античный» Ахиллес побеждает Виктора — Гектора Сразу же после поединка развертывается эпизод с так называемой «изменой Ахиллеса».# 75b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ

10. Гибель Дмитрия — соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса

10. Гибель Дмитрия — соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса 10.1. Версия Геродота По Геродоту, царь Камбис, убив Аписа, о чем мы рассказали выше, тотчас был поражен безумием. Правда, как отмечается, его безумство проявлялось уже раньше.

17. Гибель персидского полководца Мардония — это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же — библейский Олоферн

17. Гибель персидского полководца Мардония — это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же — библейский Олоферн В самом конце греко-персидской войны погиб выдающийся персидский полководец Мардоний, назначенный царем Ксерксом командующим арьергардом. Геродот

14. Гибель Гертруды — это гибель римлянки Лукреции и Успение Богородицы

14. Гибель Гертруды — это гибель римлянки Лукреции и Успение Богородицы Шекспир сообщает, что королева Гертруда погибает. Происходит это в самом конце трагедии, во время поединка Гамлета с Лаэртом. Король и королева с волнением наблюдают за сражением. Когда Гамлет

13. Гибель Елены Волошанки, то есть Есфири = Иудифи, и гибель «бабы» Хереи — еще одного ее «античного» отражения

13. Гибель Елены Волошанки, то есть Есфири = Иудифи, и гибель «бабы» Хереи — еще одного ее «античного» отражения Мы уже неоднократно отмечали, что Елена Волошанка отразилась на страницах Библии по крайней мере два раза: как Есфирь и как Иудифь. Под именем Есфири ее описали

18. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария

18. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария 75а. Троянская война. «ИЗМЕНА АХИЛЛЕСА». «Античный» Ахиллес побеждает Виктора-Гектора. Сразу же после поединка происходит эпизод с так называемой «изменой Ахиллеса».• 75b. Готско-тарквинийская

ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. — Учреждение в России патриаршества. — Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. — Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. — Убиение Дмитрия. — Стремление Годунова к престолу. — Пожар в Москве. — Нашествие хана и битва под Москвою. — Проис

ГЛАВА ВТОРАЯ. Деятельность Годунова. — Учреждение в России патриаршества. — Шуйские и другие бояре действуют с Годуновым заодно. — Опасения их касательно воцарения Дмитрия Угличского. — Убиение Дмитрия. — Стремление Годунова к престолу. — Пожар в Москве. — Нашествие

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Государственная деятельность Годунова. — Окончательное покорение Кучумовой орды. — Новые города в Сибири. — Подчинение ногаев. — Дела в Грузии. — Отношение Годунова к Персии, Крыму, Турции и государствам Европейским. — Мысль о просвещении России. — Голод. — Мор.— Следствие голода и

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Государственная деятельность Годунова. — Окончательное покорение Кучумовой орды. — Новые города в Сибири. — Подчинение ногаев. — Дела в Грузии. — Отношение Годунова к Персии, Крыму, Турции и государствам Европейским. — Мысль о просвещении России. —

15. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария

15. «Измена» «античного» Ахиллеса — это «измена» средневекового Велизария 75а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА «ИЗМЕНА АХИЛЛЕСА». «Античный» Ахиллес побеждает Виктора-Гектора. Сразу же после поединка развертывается эпизод с так называемой «изменой Ахиллеса».• 75b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ

10. Ромул (Христос) и Рем (Иоанн Креститель) становятся народными вождями в Риме Гибель Рема и гибель Иоанна Крестителя

10. Ромул (Христос) и Рем (Иоанн Креститель) становятся народными вождями в Риме Гибель Рема и гибель Иоанна Крестителя Плутарх сообщает, что царь Нумитор разгневался на Ромула и Рема. Вероятно, здесь Нумитор — это отражение евангельского царя Ирода. «Не обращая внимания

Источник

Анализ диалога Григория из отрывка А. С. Пушкина «Борис Годунов» Помогите. Срочно!!

стория создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.

Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.

Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).

Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.

Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге. Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона. Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.

Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича». Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ». Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.

Источник

Образ Фёдора Басманова

«То был молодой человек лет двадцати, необыкновенной красоты, но с неприятным, наглым выражением лица» — так знакомит нас А.К. Толстой с Фёдором Басмановым. Но «необыкновенная», практически женская красота Басманова никого не может обмануть. Перед нами опричник — жестокий слуга Ивана Грозного, один из его любимцев и — если верить некоторым источникам — его любовник. Правда это или нет — значения не имеет. Однако особое расположение царя к Фёдору очевидно.

Н.М. Карамзин писал: «Первые любимцы Иоанновы: Вельможа Алексей Басманов, Воевода мужественный, но бесстыдный угодник тиранства — сын его, крайчий Феодор, прекрасный лицом, гнусный душою, без коего Иоанн не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в убийствах». «Гнусный душою», «свирепствовать в убийствах». Не одной красотой выделялся Феодор, не только за красное лицо любил его государь! Боялись грозного опричника за его жестокость, проявлял он себя ратным воином в боях против врагов государства.

Интересную параллель проводят некоторые увлечённые временем правления Ивана IV. В январе 1565 года появилась опричнина. Примерно в то же время дражайший сын Алексея Даниловича Басманова-Плещеева начал стремительное продвижение по службе и вскоре оказался в ближнем кругу царя. Правда, недолгим был его полёт: последнее упоминание имени Фёдора датируется 1571 годом. Невозможно сказать был он казнён или сослан на Белоозеро, однако Иван Васильевич остался без своего прекрасного кравчего. А в 1572 году опричнина прекращает своё существование. Объясняется эта закономерность следующим: по мнению некоторых людей, Фёдор Ивана приворожил, колдовством внушил царю его к нему — Басманову — любовь. А она уж (недаром у «колдуна» был скверный характер вкупе со склонностью к жестокости) породила мысль об опричнине, которая в скором времени была реализована.

Но вернёмся к Феодору Алексея Толстого, у которого, кстати, Басманов тоже колдовством баловался: ездил из Александровской слободы, где находилась в то время резиденция Ивана Грозного, к Москве к колдуну на мельницу, дабы добыть у него корень, что вернёт Басманову прежнее расположение царя. Ирония: колдовской мешочек на груди кравчего и сгубил. Но дело, в сущности, не в этом.

Толстой оговорился сразу: «Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи. Оставаясь верным истории в общих чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности». Тут же он говорит и о том, что в своей повести «умертвил» Басманова на пять лет ранее положенного. В «Князе Серебряном» это 1565 год, т.е. первый год опричнины. Фёдор, по Толстому, уже фаворит государя и даже успевает наскучить ему, что идёт вразрез с мнением Д.М. Володина. Но мы не об «Опричнине и „псах государевых“» речь ведём.

Итак, каким представляет Алексей Константинович Басманова?

Как уже было сказано, Басманов у Толстого молодой и изумительно красивый. Писатель в первом же предложении, посвящённом ему, говорит об этом. И также отмечает его наглость. Образ Фёдора девиантен: опричник «одет был богаче других, носил, в противность обычаю, длинные волосы, бороды не имел вовсе, а в приёмах выказывал какую-то женоподобную небрежность». «Да мне вообще на вас на всех наплевать!» — словно кричит всё в нём, и это очень похоже на правду. Какое дело опричнику до мнения земских? Какое дело любимцу самого царя до других слуг государя?

Басманов играет свою роль — под настроение. Он специально жеманничает, ведёт себя «по-бабьи», подначивает собеседника и сам же смеётся над ним. Но кравчий ведёт свою игру: недаром Иван Грозный один за других казнит всех недругов фаворита.

Следует отдельно упомянуть о разговоре Басманова с Серебряным. Точнее, о той его части, где Фёдор начинает жаловаться на царя. Слова опричника интересны: он недоволен государем, практически обвиняет его — а всё потому, что не все прихоти Феодора удовлетворены. Капризный или целеустремлённый? Вам решать!

В фильме «Царь Иван Грозный», снятом по повести «Князь Серебряный», Федору Басманова играет Дмитрий Писаренко. И вот сейчас я скажу то, что сказала за последние пару недель бесчисленное количество раз: Писаренко — эталон! По моему мнению, персонаж отыгран бесподобно. Актёр словно создан для роли: настолько гармонично он смотрится в образе Басманова. В том, что осталось от книжного.

Нельзя сказать, что Басманов в «Царе Иване Грозном» лучше или хуже Басманова из «Князя Серебряного». Некоторые черты персонажа не проявились в экранизации, а некоторые раскрылись полностью.

Начнём с того, что «отняли». А отняли у нас сцену сражения с татарами — Басманова-воина в фильме нет. И обиженного на царя Фёдора мы видим лишь однажды: когда кравчий обличает Вяземского. Зато подарили нам другие бесценные кадры. Зрителям предоставлена возможность увидеть взаимодействие Басманова с его окружением. И главное — с Иваном Грозным.

Со всеми Фёдор надменен, на всех глядит свысока, осознавая (и даже немного преувеличивая) своё превосходство. Он дерзок и самолюбив — и это всегда сходит ему с рук. Но наблюдать за тем, как он ведёт себя рядом с царём-батюшкой. чистый восторг, господа! Впитывать каждое слово, каждую интонацию, каждый жест, мимолётное движение, прикосновение, ловить взгляды и понимать, насколько сильно они друг на друга влияют. Во время каждого их разговора кажется, что вокруг никого нет — только Иван и Фёдор находятся в помещении: настолько интимным представляется всякий их контакт. Я не в состоянии описать всю гамму чувств, испытанных мною во время просмотра фильма, — смотрите сами. Поверьте, это того стоит. «Пусть мне Федора Басманов укажет», «много грехов я взял на душу на службе твоей», «свет мой, солнышко моё ясное», «а грехи-то у меня с тобой одни» — всё это вызывает дрожь и производит глубокое впечатление. Стоит ли говорить, что Фёдор с государем и дерзок, и ласков, и угодлив — в общем, проявляет себя совершенно по-разному. И это действительно увлекает.

Таким образом, мы видим, что Фёдор Басманов в «Князе Серебряном» и в «Царе Иване Грозном» показан несколько с разных сторон. Алексей Толстой в основном описывает, но описывает более поверхностно, несмотря на то что охватывает больше сторон личности опричника. Геннадий Васильев же сделал в своём фильме упор на психологическое восприятие. Он помог Толстому закончить начатое — передать колорит эпохи — и вместе с Дмитрием Писаренко создал интереснейшего персонажа — Фёдора Басманова.

Источник

«Борис Годунов»: краткое содержание и анализ произведения

что склонило басманова к предательству. Смотреть фото что склонило басманова к предательству. Смотреть картинку что склонило басманова к предательству. Картинка про что склонило басманова к предательству. Фото что склонило басманова к предательству

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

Культовое произведение русской драматургии — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы не только поведает об исторических событиях на изломе XVI–XVII веков, но и даст понимание многих проблем общества через призму истории. Добавляет интереса тот факт, кто написал «Борис Годунов». Пушкин создал ее по традициям Шекспира, и получилась трагедия с небанальным сюжетом, разобрать который поможет краткий пересказ. «Борис Годунов» — пьеса, которая не устареет никогда. Почему? Ответ в статье.

«Борис Годунов»: краткое содержание

Одно из произведений, которыми гордился Пушкин, — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы отчасти дает этому объяснение. Автор проделал титаническую работу: объективно описал исторические события, представив в них свое видение действительности и не только. Поэтому многие поколения восхищаются произведением и глубокими взглядами автора.

Чтобы оценить замысел пьесы «Борис Годунов», кратко пройдемся по сюжету:

Однако князь Шуйский сразу разгадал намерения Годунова. В разговоре с князем Воротынским он предсказывает дальнейший ход событий: Борис немного «поморщится», но потом поддастся на мольбы народа и займет трон.

Так и происходит. Толпы людей на коленях просят Годунова стать царем. И тот, долго колеблясь, соглашается.

Между ними завязывается разговор, из которого Гриша узнает о смерти царевича Димитрия, его ровесника. Когда Пимену пришлось служить в Угличе, он застал кровавое убийство царского наследника, содеянное Годуновым. Гриша сбегает из монастыря и хочет выдать себя за Димитрия. Об этом узнает патриарх и приказывает поймать беглеца.

Тем временем царь Борис Годунов не весел. Власть не радует его, хоть за несколько лет он делал для людей много хорошего. Но муки совести не дают покоя.

Тем временем Гриша уже у литовской границы. Приставы едва не ловят его, но юноше удается скрыться.

Он рассказывает князю новость, о которой недавно узнал: в доме польского короля появился Димитрий — законный наследник престола, убитый Годуновым. Он покорил всех умом и приветливым нравом, и король пообещал помочь ему. Узнает о самозванце и Борис: в ужасе он расспрашивает Шуйского, действительно ли царевич умер.

Тем временем самозванец в Польше собирает сторонников. Однако юноша влюбляется в дочь воеводы Мнишека Марину и признается ей, кто он на самом деле. Но девушку чувства инока не интересуют: она метит на московский престол.

что склонило басманова к предательству. Смотреть фото что склонило басманова к предательству. Смотреть картинку что склонило басманова к предательству. Картинка про что склонило басманова к предательству. Фото что склонило басманова к предательству

В декабре бывший инок, выдающий себя за царевича, разбивает русские войска под Новгород-Северским. В Москве Григорию провозглашают анафему, поминают царевича Димитрия. Недовольство нарастает: на площади перед собором юродивый упрекает Годунова в убийстве.

Под Севском войска Самозванца проигрывают, но поражение нисколько не ослабляет его. Он вновь собирает польское войско. Тем временем в Москве внезапно умирает Борис Годунов, но перед смертью благословляет сына Феодора на царствование и берет с бояр клятву верно ему служить.

В Москве на площади Гаврила обращается к народу от имени Димитрия, призывая признать его законным царем, тем самым провоцируя людей на бунт против Годуновых.

что склонило басманова к предательству. Смотреть фото что склонило басманова к предательству. Смотреть картинку что склонило басманова к предательству. Картинка про что склонило басманова к предательству. Фото что склонило басманова к предательству

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

«Борис Годунов»: анализ произведения

Несмотря на то что в пьесе раскрыты события одного исторического периода, авторские идеи не имеют временных границ. Проблемы, которые затронул Пушкин, касаются человеческой природы, а значит будут актуальны всегда. Разобраться в них поможет последовательный анализ произведения:

«Борис Годунов»: история создания

Пьесу «Борис Годунов» Пушкин написал в 1825 году во время ссылки в Михайловское. Писатель был под впечатлением от недавно изданной книги Карамзина «История государства Российского». А исторический фон его эпохи — восстание декабристов — подтолкнул Александра Сергеевича к созданию такого произведения. Через год после написания, когда ссылка Пушкина подошла к концу, он зачитывал отрывки пьесы императору Николаю I.

Произведение было поддано цензуре и издано в 1830 году. Но даже после этого его долго не решались ставить на сцене: якобы оно не подходит для постановки. Впервые «Бориса Годунова» показали в Мариинском театре уже в 1870 году.

Тема и проблематика пьесы

Сюжет повествует о событиях Смутного времени — тяжелом периоде в истории России, который начался с правлением Бориса Годунова. Собственные мысли о царской власти автор высказал через героев пьесы, в особенности через персонажей-однофамильцев Афанасия и Гаврилы Пушкиных:

Эти идеи выходят далеко за рамки периода Смуты. «Борис Годунов» — произведение об искушении властью. По замыслу автора, тех, кто жаждет ее заполучить любой ценой, настигнет расплата.

что склонило басманова к предательству. Смотреть фото что склонило басманова к предательству. Смотреть картинку что склонило басманова к предательству. Картинка про что склонило басманова к предательству. Фото что склонило басманова к предательству

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

«Борис Годунов»: герои

В пьесе задействован ряд исторических личностей. Борис Годунов — царь, чье правление имело все шансы стать успешным. Однако нечестность и неуверенность в своем положении привели его к подозрительности, страху и отчаянной борьбе за власть.

Идею искушения властью Пушкин продемонстрировал и на примере других персонажей — Лжедмитрия (Грише) и его возлюбленной Марины. Единственной их целью был престол, что в их глазах оправдывало любые средства.

И все же, по мнению многих литературоведов, главный герой пьесы — русский народ — его мнение, любовь и ненависть.

Жанр и особенности композиции

Согласно всему вышесказанному, жанр произведения «Борис Годунов» — трагедия. Автор не только показал гибель отдельных персонажей, но живо и реалистично изобразил общественную катастрофу, экономическое и духовное падение власти и народа.

Пушкин взял за основу реальные события и мастерски их переосмыслил. Поэтому «Бориса Годунова» относят к жанру исторической драмы.

Пушкин написал произведение в шекспировском стиле: повествование изложено в форме белого стиха, а некоторые отрывки — в прозе. Кроме того, подобно Шекспиру автор игнорировал триединство — главные правила классицизма:

Отказ от правил триединства позже стал традицией в русской драматургии. Но именно «Борис Годунов» остается знаковым произведением своего времени и жанра.

что склонило басманова к предательству. Смотреть фото что склонило басманова к предательству. Смотреть картинку что склонило басманова к предательству. Картинка про что склонило басманова к предательству. Фото что склонило басманова к предательству

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *