что следует понимать под категорией персонал организации
На какие категории делится персонал
Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности
Нормативное обоснование
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
В нормативных актах выделены эти группы персонала:
Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.
Основные категории персонала
Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:
Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.
Категории руководителей
Руководители производства подразделяются на эти категории:
Руководители подразделяются по уровням управления:
Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.
Классификация персонала предприятия
Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:
Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.
Дополнительная классификация
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
Классификации также поддаются должности:
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
В зависимости от чего должность относится к той или иной категории
Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:
Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.
Цели и задачи управления персоналом организации
В прогрессивных организациях уже давно не задаются вопросом, нужно ли управлять персоналом. Нужно. Более того, чтобы все работало максимально эффективно, следует понимать и признавать, что основная цель управления персоналом заключается не в том, чтобы заставить сотрудников хорошо работать и получать максимальную прибыль. Такое отношение давно осталось в советской эпохе.
Современная теория и практика доказывают, что цели управления персоналом:
Почему управление людьми считается самым сложным процессом? Потому что люди, в отличие от материальных активов:
Учитывая все это, нужно не только ориентироваться на профессиональные навыки и умения сотрудника, но и признать значимость его личности, а также понимать, чем можно мотивировать специалиста.
Задачи управления персоналом
Управлять людьми, значит решать многие цели и задачи управления персоналом, а именно:
Справиться со всеми этими задачами один человек не в силах. Именно поэтому в зарубежных странах отдел HR в финансово устойчивых организациях по численности специалистов составляет 1–1,2 % от общего числа сотрудников в компании.
Основные функции
Какие фактические действия нужно выполнять для эффективного управления персоналом? Условно их можно разделить на три большие группы:
Сначала нужно найти людей, которые хотели бы работать на конкретном предприятии, отобрать из претендентов подходящих специалистов, обучить новых сотрудников и ввести их в коллектив, помочь занять в нем свое место. В процессе работы персонал нужно обучать, развивать, оценивать и мотивировать. А еще – формировать кадровый резерв, следить за тем, чтобы каждый специалист был удовлетворен. Всем этим и занимается отдел HR.
Методы управления кадрами
Управлять людьми – не значит командовать ими. В зависимости от специфики предприятия и корпоративной культуры применяют разные способы воздействия на персонал.
Экономические методы. Материальная стимуляция – один из эффективных способов достигать высоких показателей в работе. Как это работает на практике? Чтобы сотрудники эффективнее работали и были заинтересованы в увеличении прибыли, следует:
Не стоит забывать и о системе наказаний за плохую работу. Система штрафов, вычетов из заработной платы, лишение привилегий – это тот еще стимул качественно выполнять свои функциональные обязанности.
Некоторые предприятия делают одну и ту же ошибку: вводят систему наказаний, полностью игнорируя поощрения. Так этот метод не работает. Сотрудники должны не пребывать в страхе, а понимать, что делать работу хорошо – выгодно в первую очередь для них самих.
Пример плохой материальной стимуляции. В крупном магазине бытовой техники ввели жесткую систему наказаний:
Ожидалось, что менеджеры станут лучше работать, больше продавать. Вместо этого – полное отсутствие корпоративного духа, высокая текучка кадров.
Пример хорошей материальной стимуляции. Крупная аутсорсинговая компания при приеме сотрудников на работу информирует их о системе материального поощрения и наказания:
Сотрудники должны понимать, что от работы каждого из них зависит общий результат команды, а старания всех будут замечены и оценены. Тогда цель менеджмента персонала будет достигнута.
Административные методы. Их еще называют «организационно-распорядительные». Суть методов заключается в использовании работодателем власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности персонала. Здесь подразумеваются различные приказы, указания и распоряжения, которые указывают сотрудникам, как нужно себя вести, что можно делать, а что нельзя.
У сотрудника должно выработаться определенное чувство долга, он должен понимать:
В идеале, у человека должно выработаться стремление работать в организации, соблюдать трудовую дисциплину. Важно: у административных методов всегда прямой характер воздействия – что написано в приказе (распоряжении, указании), то обязательно к выполнению.
Социально-психологические методы. Так как сотрудники – это живые люди, им свойственно дружить друг с другом и конфликтовать. С помощью этих методов, грамотно воздействуя на интересы каждой отдельной личности и коллектива в целом, риск конфликтов сводится к минимуму.
Но это не единственная цель метода управления персоналом. Не менее важно, что таким образом можно:
Используя сервис JCat.Работа, вы легко разработаете и внедрите систему управления кадровыми ресурсами, ориентируясь на основные методы, задачи и функции управления персоналом.
Тест по менеджменту «Управление персоналом»
Тест по дисциплине
слушатель группы М02
«Менеджмент в образовании»
Шишканова Снежана Егоровна
Тест по дисциплине «Управление персоналом»
( правильные ответы выделены красным цветом)
1. Под категорией «кадры организации» следует понимать:
а – часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
б – трудоспособное население в рамках отдельной организации, на микроуровне;
2. Что следует понимать под категорией «персонал»?
а – это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в экономике;
б – совокупность работников, совместно реализующих поставленную перед ними цель по производству товаров или оказанию услуг, действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами в рамках определенной формы собственности.
3. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):
а – ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;
б – распространением «научной организации труда», развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;
в – ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.
4. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):
а – с высокой монополизацией и концентрацией российского производства;
б – с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости;
в – с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.
5. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):
а – разработка стратегии управления персоналом;
б – работа с кадровым резервом;
в – переподготовка и повышение квалификации работников;
г – планирование и контроль деловой карьеры;
д – планирование и прогнозирование персонала;
е – организация трудовых отношений.
6. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:
а – функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;
б – функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;
в – необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
7. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):
а – приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда;
б – взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях;
в – приспособление организации к изменяющимся внешним условиям.
9. Как обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию (указать при необходимости несколько вариантов):
а – достоверная и полная предварительная информация об организации и подразделении, где предстоит работнику трудиться;
б – использование испытательного срока для новичка;
в – регулярные собеседования новичка с руководителем его подразделения и представителем кадровой службы;
г – введение в должность.
10. Наиболее достоверным методом оценки способностей кандидата выполнять работу, на которую он будет нанят, является:
а – психологические тесты;
б – проверка знаний;
в – проверка профессиональных навыков;
г – графический тест.
11. Ряд конкретных мер, необходимых для принятия решения о найме нескольких из возможных кандидатур есть:
а – отбор кандидатов;
в – подбор кандидатов;
г – заключение контракта;
д – привлечение кандидатов.
12. Развитие персонала – это:
а – процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач;
б – процесс периодической подготовки сотрудника на специализированных курсах;
в – обеспечение эффективной управленческой структуры и менеджеров для достижения организационных целей.
а – индивидуально осознанная позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека;
б – повышение на более высокую ступень структуры организационной иерархии;
в – предлагаемая организацией последовательность различных ступеней в организационной иерархии, которые сотрудник потенциально может пройти.
14. Какой метод позволяет наиболее точно определить характер и содержание потребности в обучении персонала:
а – анализ исполнения работы;
б – анализ проблем в линейно-функциональных подразделениях;
в – балансовый метод.
15. Какие возможны программы поддержки развития сотрудника, если он стремится установить и закрепить основу для будущего продвижения (при необходимости указать несколько):
а – горизонтальное перемещение;
б – понижение в должности;
в – досрочное увольнение или добровольный выход в отставку;
д – аттестация сотрудника;
е – вознаграждение сотрудника.
16. Что понимается под традиционной системой аттестации работника:
а – процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем;
б – процесс комплексной оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников;
в – процесс оценки выполнения сотрудником своих должностных обязанностей его коллегами.
17. Основой для выработки и принятия решения по стимулированию труда персонала является:
а – оценка личных и деловых качеств;
в – оценка результатов труда;
г – комплексная оценка качества работы.
18. Аттестация работников представляет собой процедуру определения соответствия квалификации, результативности деятельности, уровня знаний и навыков сотрудников, их деловых, личностных и иных значимых качеств требованиям занимаемой должности:
19. Правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем и наемными работниками в организации, есть:
а – трудовое соглашение;
б – трудовой договор;
в – коллективный договор;
г – трудовой контракт.
20. Чем определяется эффективность систем управления персоналом организации (при необходимости указать несколько):
а – затратами на функционирование и развитие систем управления персоналом в организации;
б – потерями, связанными с формированием, распределением и использованием трудового потенциала организации;
в – сопоставлением результатов работы службы управления персоналом с затратами на функционирование системы управления персоналом.
21. Что включает в себя система управления персоналом (при необходимости указать несколько):
а – функциональные подразделения;
б – функциональные подразделения и их руководителей;
в – функциональные подразделения, их руководителей и линейных руководителей;
г – общее руководство организацией.
22. Главной задачей службы управления персоналом является достижение соответствия рабочей силы в организации рабочим местам (при необходимости указать несколько):
а – с точки зрения их количественной сбалансированности;
б – с точки зрения их качественной сбалансированности;
в – с точки зрения их качественно-количественной сбалансированности.
23. Система целей управления персоналом является основой определения:
а – политики организации;
б – стратегии развития организации;
в – состава функций управления персоналом.
1. Разработайте план потребности персонала для осуществления развития образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог».
План потребности персонала для осуществления развития образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»
«Олигофренопедагогика. Обучение лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Профессиональная переподготовка по направлению преподаваемой деятельности «Олигофренопедагогика»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»
«Олигофренопедагогика. Обучение лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии»
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей
уровня и динамики развития ребенка
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Педагогическая диагностика обучающихся в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (72 часа)
Разработка программ внеурочной деятельности согласно АООП
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Внеурочная деятельность в системе начального и основного общего образования: инновационные технологии и практика реализации (72 часа )
Учителя начальных классов
Взаимодействие с другими специалистами в рамках
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности (120 часов)
Учителя начальных классов
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно
с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Разработка адаптивной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (36 часов)
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведения
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Проектирование системных изменений деятельности образовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ (72 часа)
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт (120 часов)
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Системные изменения преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС ОВЗ (72 часа)
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
«Проектирование системных изменений деятельности образовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ» (72 часа)
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
«Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (72 часа)
Учитель начальных классов
Знание специальной педагогики и психологии
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
Педагогика и психология начального образования в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ (36 часов)
Разработка и проектирование программ психолого-педагогического сопровождения
Центр дистанционного обучения ХК ИРО
«Современные подходы к проектированию программы психолого-педагогического сопровождения (коррекционной работы) в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ»
Учитывайте необходимость дополнительного подбора, высвобождения, профессиональной переквалификации работников. В плане учитывайте следующие моменты:
— количество работников, несоответствующих требованиям профессионального стандарта;
— новые профессиональные требования;
— программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, продолжительность обучения.
2. Внесите изменения в структуру организации с учетом обновления требований к персоналу.
Классификация персонала
Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.
Что такое «персонал», его признаки
Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.
У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.
Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.
На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:
После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.
Категории персонала
Делят на производственный и непроизводственный.
Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
Работников также делят:
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
Для чего нужна классификация и примеры ее использования
Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.
Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.
Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.
Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.
Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.
Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.