что следует сделать для исправления ошибки в слове
Приёмы исправления орфографических ошибок
Наумова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Приемы исправления орфографических ошибок.
В психологической, дидактической, лингвистической, методической литературе рассматриваются различные аспекты проблемы работы по следам орфографических ошибок. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, невысоким уровнем орфографической грамотности учащихся.
Вопрос о предупреждении и исправлении орфографических ошибок возник с зарождением методики обучения русскому языку.
В середине XIX столетия методике работы по следам орфографических ошибок большое внимание уделяли Ф.И.Буслаев, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, К.Д. Ушинский, Н.А.Корф. В методике работы по следам ошибок наибольшую значимость приобретают такие направления, как:
-роль проверки в процессе исправления ошибок;
-роль какографии в обучении орфографии;
-дифференциация работы при исправлении и предупреждении ошибок;
-приемы исправления и предупреждения ошибок.
Однако разработка системы работы по следам орфографических ошибок остается нерешенной проблемой.
Среди вопросов, вызывавших споры антиграмматистов и грамматистов, были вопросы о приемах предупреждения и исправления орфографических ошибок.
Представители антиграмматического направления, утверждавшие, что орфографический навык формируется механическим путем как постепенное закрепление зрительно-моторных образов слов на основе списывания, надежным способом исправления орфографических ошибок, считали многократную запись одного и того же слова. При этом ошибку, допущенную учеником в письменной работе, следовало зачеркивать, заштриховывать или заклеивать, для того чтобы учащиеся не усвоили неправильного образа слова.
Представители грамматического направления выступали против механической природы орфографического навыка и ведущую роль в усвоении орфографии отводили грамматике, мыслительной деятельности учащихся. Они не считали необходимым скрывать ошибки от ученика: исправление орфографических ошибок должно опираться на теоретические знания, приобретенные учащимися. Это положение послужило основой для дальнейшей разработки вопроса о предупреждении и исправлении орфографических ошибок.
В 40-60-е годы XX века в методике обучения орфографии (Е.С.Истрина, Н.А.Костин,С.П.Редозубов,Н.С.Поздняков,Н.С.Рождественский,Н.П.Каноныкин,Н.А.Щербакова, Л.К. Назарова и другие) разрабатываются вопросы классификации и учета орфографических ошибок, приемы их предупреждения и исправления, причины возникновения. В настоящее время исправление орфографических ошибок понимается как использование учителем различных приемов и видов заданий в процессе работы над ошибками [1, 78].
Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной – вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой – вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт. Большинство учителей предпочитают традиционный прием указания на ошибку зачеркивание орфографической ошибки, надписывание нужной буквы, обозначение на полях условным знаком. При этом не учитываются тип ошибки, ее причины, индивидуальные особенности учащихся, цель исправления ошибки, уровень овладения умением исправлять орфографические ошибки. Цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением. Чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе по следам ошибок [3, 167].
Использование одного и того же приема исправления ошибки приводит к тому, что учащиеся не выполняют работу по следам ошибок и допускают типичные ошибки.
Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, систематически выполняют работу по следам ошибок и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа её исправления.
Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают их во время само- и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.
Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки[2, 156].
На протяжении обучения состав групп может меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности в процессе работы по следам ошибок и исключения «привыкания» к однообразному способу исправления ошибки учителем.
Применение учителем разных способов указания на ошибки в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные
особенности учащихся, но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.
Так, 7-й способ указания на ошибку побуждает учащихся к репродуктивной деятельности, однако исключает возможность неверного выбора способа исправления ошибки. 6-й и 5-й способы содержат подсказку, которая помогает учащимся ориентироваться в памятке работы по следам ошибок и исправлять ошибку по образцу. Если 4-7-й способы указания на ошибку прямо или косвенно определяют ее характер, то 1-3-й требуют от учащихся самостоятельного распознавания характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и с учетом этого, выбора способа ее исправления.
Среди разнообразных приемов исправления ошибок наиболее ценным следует признать тот, который обеспечивает осознание учащимися допущенных ими ошибок. Когда учитель уверен, что учащийся сам исправит ошибку и не сделает при этом новой, то использует приемы, рассчитанные на большую степень самостоятельности. Чем конкретнее и подробнее указание на ошибку. Тем легче учащимся исправить ее. Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе по следам ошибок, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют исправлению орфографических ошибок.
После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу по следам ошибок. Чаще всего учащиеся используют приемы исправления, которые соответствую образцу, данному учителем после письменной работы, или многократно переписывают слово. Такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его во второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым закрепляя вариант неправильного написания.
В таблице представлены способы исправления орфографических ошибок для учащихся каждой группы.
Например: висенняя пора /
6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.
Например: зиленая трава
зимнем утром
прешел
е
малинький
7. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Например: выбижал из леса бег
Летнем днем м.р., Т.п.
Общий способ исправления орфографических ошибок Т.Г. Рамзаева рекомендует выполнять по памятке.
Приведем образец памятки:
Разбери слово по составу и определи место ошибки в слове.
Определи характер орфограммы, на которую допущена ошибка.
Вспомни (прочитай правило).
Выполни указания правила.
Выбери ошибки на то же правило и исправь их.
Приведи примеры на то же правило.
Составленная учащимися памятка способствует осознанному усвоению совокупности действий для исправления орфографических ошибок, выполняемых в определенной последовательности.
Практика показывает, что внимание учащихся следует постоянно обращать на общий способ исправления орфографических ошибок для прочного его усвоения. С этой целью необходимо специально планировать работу, направленную на применение общего способа исправления ошибки:
— создавать на уроках проблемные ситуации, требующие применения общего способа исправления ошибок;
— во время проверки домашнего задания на уроке предложить одному из учащихся объяснить, как он исправил ошибки, допущенные в письменных работах;
— разрабатывать фрагменты уроков по исправлению типичных ошибок;
-исправление орфографических ошибок включать в работу по следам ошибок по материалам анализа изложений и сочинений.
В целом овладение учащимися общим способом исправления ошибок способствует закреплению как общеучебных (рассуждать, доказывать, сопоставлять), так и специальных (распознавать орфограмму, разбирать слово по составу, устанавливать способ исправления ошибки) умений.
Литература
4. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-м (1-3) и 4-м классах начальной школы.- СПб.: ЭОС, 1994.-346 с.
Включаем автоматическую проверку орфографии в MS Word
Microsoft Word выполняет автоматическую проверку орфографических и грамматических ошибок по ходу написания текста. Слова с ошибками, содержащиеся при этом в словаре программы, могут автоматически заменяться на правильные (если включена функция автозамены). Помимо этого встроенный словарь предлагает свои варианты написания, увидеть которые можно в контекстном меню и при непосредственной проверке. Те же слова и фразы, которых нет в базе текстового редактора, подчеркиваются волнистыми красными и синими линиями, в зависимости от типа ошибки. Но бывает и так, что ничего из вышеописанного не происходит, то есть проверка текста на предмет наличия ошибок попросту не осуществляется. Сегодня мы расскажем о том, как это исправить.
Включение проверки орфографии в Ворде
Несмотря на то что основные средства проверки на ошибки в текстовом редакторе от Microsoft представлены во вкладке «Рецензирование», а необходимый их минимум продублирован в строке состояния, непосредственно активация проверки осуществляется в настройках. К ним и следует обратиться для решения нашей проблемы.
Примечание: Галочку напротив пункта «Показывать статистику удобочитаемости» можно не устанавливать.
Помимо слов и фраз, написанных с ошибками, текстовый редактор также подчеркивает неизвестные ему слова, отсутствующие во встроенном словаре, который является общим для всех приложений, входящих в состав пакета Microsoft Office. Кроме неизвестных слов, красной волнистой линией подчеркиваются еще и те слова, которые написанные на отличном от основного языка и/или активного в данный момент орфографического пакета (отображается в строке состояния). Ниже показан пример того, как англоязычное название самой программы кажется ей же ошибочным только потому, что проверка выполняется для русского языка.
Для того чтобы добавить «правильное», но все же подчеркнутое слово в базу программы, тем самым убрав из-под него линию, кликните на нем правой кнопкой мышки, а затем выберите пункт «Добавить в словарь». При необходимости вы также можете «Пропустить все», то есть исключить проверку данного слова — это тоже уберет подчеркивание.
Включив проверку ошибок в Microsoft Word, следует заняться их поиском и исправлением (или предотвращением, если вы только планируете набирать текст). Далее кратко расскажем именно об этом.
Проверка орфографии в Ворде
Включение проверки орфографии – это лишь первый шаг на пути к грамотному написанию текста в Word. Сделав это, можно и нужно приступать к поиску и устранению ошибок или же исправлять их непосредственно в процессе ввода. На нашем сайте есть отдельная статья, в которой рассказывается о том, как все это делать в автоматическом режиме, то есть просто следуя рекомендациям текстового редактора от Microsoft, а также о том, как реализовать данную работу вручную. Последнее будет полезно как при самостоятельном, так и при совместном создании текстового документа, а это, в свою очередь, может подразумевать не только работу над ошибками, но и рецензирование, а также составление примечаний. Обо всем этом мы тоже писали ранее, а потому просто рекомендуем ознакомиться с представленными по ссылкам ниже материалами.
Заключение
Из этой небольшой статьи вы узнали, почему Microsoft Word может не подчеркивать ошибки и как это исправить, а также о том, как организовать дальнейшую работу над ошибками и/или попросту избавляться от них в процессе написания текста.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12435 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Методика исправления ошибок и работа над ними
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №89»
Методическая разработка «Методика исправления ошибок и работа над ними»
для молодых специалистов – учителей русского языка
Автор: учитель русского языка и литературы
Работа над ошибками начинается с исправления ошибок учителем. Как бы работа ученика не была плоха, не следует небрежным зачеркиванием выражать свои гнев или недовольство. Учитель должен внимательно прочитать, а не спешить зачеркивать, подумать как лучше исправить ошибки в работе. Если правила хорошо усвоены учащимися, то учитель может иногда не исправлять ошибку, а лишь подчеркнуть слово, ученик сам исправит свою ошибку. На полях тетради, на той строчке, где имеется орфографическая ошибка, иногда сразу же можно дать указания, что нужно сделать при работе над ошибкой.
Например, если ученик сделал ошибку в корнях гар-гор, то учитель пишет: «гар-гор, 5 слов». Это значит: повтори правило и напиши 5 слов на это правило. Можно сразу вложить в работу карточку с индивидуальным заданием или указать номер упражнения, которое надо сделать, и номер параграфа, который надо повторить. Заданный параграф и упражнение обязательно проверить на дополнительных занятиях.
Цель: разработать методические рекомендации для молодых
специалистов- учителей русского языка по теме «Работа над ошибками: методики и приемы».
Работа над ошибками в классе.
Индивидуальная работа над ошибками.
Работа над ошибками в старших классах.
Развитие речевых и грамматических компетентностей
Методы и формы работы:
Наибольшую эффективность на мой взгляд имеют следующие методы:
Формы обучения ориентированы на инновационные педагогические технологии:
коммуникативно-направленная групповая работа;
Всю работу над ошибками условно делят на пять разделов:
1. Уясняем часть речи.
2с Определяем часть слова, в которой учащийся ошибся.
Приводим примеры на это правило.
Находим это правило в учебнике /указываем параграф/.
Почему только в таком порядке рекомендуется работать над ошибкой?
Кроме того, если учение знает, какая это часть речи и в какой части слова сделана ошибка, то он сможет найти в оглавлении учебника нужный параграф и повторить его.
Выписывая слово, в котором сделана ошибка, учащийся обязательно подчеркивает орфограмму, где сделана ошибка, или выделяет ее цветным карандашом. У ученика должна получиться примерно такая запись.
Как видно из записи, все объяснение записывается кратко, схематично, без лишних слов. После того как дети изучили правило, прочитали параграф и
рассказали его, задается вопрос: «Как применить это правило, когда будешь писать диктант? А как ты будешь работать над ошибкой, ели все таки ее сделаешь?» берем слово и делаем краткую запись. Например:
То есть учимся работать над еще не сделанной ошибкой, когда изучается правило, а не тогда, когда учащиеся допустят ошибку.
При вызове ученика к доске на любых уроках после текущего опроса можно предложить ему ответить, в каких словах он ошибся в последней письменной работе, на какое правило; коротко сформулировать его и привести примеры. В текст, который учитель предлагает на дополнительных занятиях, он обязательно включает слова, в которых учащиеся ошибались в последней письменной работе. Работать учащиеся должны над каждой ошибкой после каждой проверенной учителем работы, начиная с 1 класса. В работе каждого учителя-словестника одной из главных забот была и остается забота о предупреждении ошибок. В каждой школе складывается определенная система работы учащихся над ошибками. Проверяя письменные работы учеников, учителя на полях записывают цифры, которые условно обозначают задания по самостоятельной работе над ошибками. Цифра 1 обозначает ошибку в слове, написание которого необходимо запомнить. Ученик должен найти это слово в словаре, выяснить его значение, придумать с ним предложение и записать его.
Цифра 2 обозначает ошибку, которую можно объяснить проверочным словом. Вот как выглядит запись работы над такими ошибками:
Цифра 5 сигнализирует, что учащиеся должны объяснить орфограмму в окончании существительного, например:
1-скл., дат. пад. (земле)
Для организации работы над ошибками разработана следующая таблица, которая имеется у каждого ученика.
Задания по работе над ошибками:
Найди это слово в словаре, выясни его значение, составь и запиши предложение с этим словом.
Подбери проверочное слово, например:
Напиши это слово, подбери и запиши еще 5-10 слов на это правило, подчеркни орфограммы, например:
Сбегать, сгореть, сдержать, сжечь, сбросить.
Напиши слово или словосочетание, кратко объясни правописание, запиши еще 5-10 слов на это правило, например:
Прилечь ненадолго, приоткрыть окно, присесть и т.д.
Укажи род, склонение. Падеж, подставь слово с ударным окончанием в том же падеже, например:
Перепиши предложение или словосочетание, вставив в него для объяснения слово или вопрос, примеры:
По(какой) угрюмой сибирской реке.
Брат хорошо (что делает) учится.
На (одно) мгновение все замолчали.
Запиши неопределенную форму глагола, укажи спряжение, лицо, число, например:
Организация работы над ошибками по предлагаемой схеме состоит из четырех этапов:
Несомненно, что подобная система может быть выработана и для предупреждения пунктуационных ошибок, а может быть, и ошибок
Индивидуальные задания на уроках
Работы над орфографическими и пунктуационными ошибками
Вопросы дифференцированного обучения волнуют многих учителей Можно ли на уроках работы над ошибками применять индивидуальные задания? Можно и нужно. На подготовку к таким урокам уходит больше времени, но зато на таком уроке не будет скучающих, каждый будет занят тем делом, которое ему даст учитель.
Их чего складывается подготовка к таким урокам? При проверке письменных работ в контрольных тетрадях кратко пишется задание для работы над допущенными ошибками, а иногда в тетради вкладываются карточки с текстами упражнений, которые ученики должны выполнить на уроке работы нал ошибками. Задание подбирается такое, что бы ученик не механически выполнял его, а сознательно применял нужное орфографическое правило, подбирал собственные примеры. Например, если ученик ошибся в правописании чередующихся гласных в корне, полезно дать задание подобрать предложения со словами, в которых бы встречались обе чередующиеся гласные. Задание может быть сформулировано таким образом: придумать предложение со словами загорелый и загар; подобрать 5-6 слов с корнями гар- гор. Подобные задания дать при работе над ошибками в наречиях, союзах, предлогах, например: придумать предложение с наречием по-весеннему и прилагательным /по/ весеннему, с союзом также и наречием /так/же, с предлогом в течение и с существительным течение в предложном падеже и т.д. Работая над пунктуационными ошибками, ученик называет правило, которое он нарушил и придумывает пример на него. Получаеися такая запись.
(деепричастный оборот) Потрясая воздух, заревел гудок.
(Обращение) Здравствуй, город!
На уроке после краткого анализа типичных для класса ошибок, учащиеся приступают к самостоятельной работе над ошибками. Они выполняют те задания, которые указаны в их тетрадях, каждый свое. С этими заданиями ученики в большинстве случаев справляются легко, так как только такие задания они получили после проверки домашних и классных работ.
У детей уже есть навык самостоятельной работы над ошибками.
Для тех, кто не сделал ошибок или мало их допустил, подбирая какое- нибудь упражнение для самостоятельной работы, чаще творческого характера, чтобы выполнять его было интересно. Это может быть упражнение из учебника, или сочинение миниатюра, или сочинение по картине. Тема этих работ во всяком случае не может быть случайной, она обычно связана с той грамматической темой, на которую выполнялась контрольная работа. Когда дети, получив задание, приступают к самостоятельной работе, учитель проходит по рядам, проставляет оценки в дневники, наблюдает за работой, в затруднительных случаях оказывает помощь. Каждый, окончив работу, подает тетрадь учителю. Если задание выполнено правильно, ученику разрешается в рабочей тетради выполнять ту работу, которая дана ученикам, не сделавшим
ошибок в контрольной работе. Эту дополнительную работу за урок успевают сделать сильные ученики, а слабые работают только над своими ошибками.
При подготовке к уроку работы над ошибками, допущенными в сочинениях или изложениях, из тетрадей выписываются удачные выражения и, наоборот, стилистические погрешности. Если было сочинение по картине, то на урок работы над ошибками снова приносится та же картина. Она перед глазами учеников, они снова в нее вглядываются, когда идет стилистический анализ сочинений. Фамилии учеников допустивших погрешности в стиле, лучше не называть; наоборот, в работах даже очень слабых учеников желательно найти что-нибудь, за что их можно было похвалить. После анализа стиля и типичных для класса ошибок дети, получив тетради, начинают обычную работу над орфографическими и пунктуационными ошибками. После сочинения по картине для учеников, которые не допустили ошибок или быстро справились с заданием, на урок приносится другая картина того же жанра, тематически близкая той, по которой писали сочинение, и они пишут новую работу.
Эти сочинения тоже оцениваются, и рядом с оценкой за сочинение контрольного характера появляется другая, за самостоятельную работу по картине. Повторная работа по картине значительно легче контрольной, так как дети в значительной мере подготовлены, они увереннее приступают к работе, не требуЗя большой помощи от учителя. В 5-6 классах при работе над ошибками по картине на доске записывается план, ребята из старших классов составляют план сами. Такой прием работы над ошибками ценен не только тем, что все учащиеся на уроке напряженно работают, он имеет большое образовательное и воспитательное значение. В повторных сочинениях ярче выступает индивидуальное лицо ученика, его манера письма, его собственные мысли, суждения. В них уже меньше общих фраз, которые остаются в памяти детей после предварительной беседы по картине.
Положительное в таком способе работы над ошибками заключается в том, что на уроке, пока средние и слабые по успеваемости ученики работают над своими ошибками, способные, хорошо успевающие дети получают новую пищу для ума, практическую возможность развивать и совершенствовать свою собственную речь.
Если самостоятельная творческая работа не закончена на уроке, то разрешается закончить ее дома. На следующем уроке ученики сдают свою тетрадь на проверку, и учитель, проверив самостоятельно написанное сочинение, разбирает с учеником достоинства и недостатки его сочинения во внеурочное время.
Организация индивидуальной работы
старшеклассников над ошибками
Чаще всего старшеклассники ограничиваются «объяснением» допущенных ошибок, как того требуют после каждого сочинения учителя: находят правила, подбирают примеры. Но дает ли такая работа тот эффект, которого от нее ожидают? Мне кажется нет. В.Я. Стоюнин писал, что учителя «. исправив десять разнообразных ошибок. требуют, чтобы ученик запомнил их вместе с десятью отрывочными правилами, к которым на следующий раз он должен прибавить еще десять и т.п.. Понятно, удержать в памяти этот бессвязный набор правил очень трудно. Именно в этом он видел причину повторяемости одних и тех же ошибок во многих письменных работах школьника. Действительно, анализируя свои ошибки ученики зачастую не видят перспектив этой работы, выполняют ее «для порядка» Результат анализа ошибок может быть совсем иным, если проводить его в определенной последовательности, в строгом порядке. Этого можно достичь, строжайше учитывая ошибки каждого школьника и намечая для каждого определенную систему ликвидации пробелов в его знаниях. Надо организовать дело так, чтобы учет и классификацию своих ошибок делал сам школьник. И это вполне достижимо. В начале учебного года можно присмотреться к сочинениям ребят, провести диктант, достаточно трудный, чтобы можно было выявить типичные ошибки и наметить план дальнейшей работы. После нескольких письменных работ ученикам дается задание: каждому выписать и классифицировать все допущенные ошибки. Для того чтобы добиться сознательного отношения к своей работе, чтобы заинтересовать школьников, учитель сам выписывает на доске и классифицирует ошибки одного из слабых учеников. Оказалось, что исходя из своих ошибок ученик должен в первую очередь обратить внимание на правописание частицы не с глаголами и причастиями, затем- на знаки препинания при однородных членах предложения. Сами ученики начинают просить совета, какие упражнения надо выполнять, чтобы скорее ликвидировать ошибки того или иного типа. Дополнительные задания, таким образом, стали осознанной школьниками необходимостью. Роль учителя свелась к тому, чтобы подбирать самые эффективные упражнения по каждой теме.
Изучив одну, самую необходимую для себя тему, ученик переходит к следующей, ошиб по материалу которой у него меньше. К тому же за время такой индивидуальной работы класс выполняет новые письменные работы, и каждая дает ученику дополнительный материал для того, чтобы решить, на
Достижение каждой такой близкой цели «производит на ученика сильнейшее поощряющее действие, ибо ООН еще не может думать о высших, отдельных целях учения, не видя ближайшую, и, достигая ее, он бодро идет вперед».
Это способствует быстрому повышению уровня грамотности ученических письменных работ. Главное в том, что описанный способ организации индивидуальной работы учащихся над грамматическими ошибками позволяет учителю на уроках анализа сочинений сосредоточить внимание на более сложных и не менее необходимых делах, чес повторение правил.